Зоар, глава "Толдот", п.14: …Ибо хотя каждый человек из среды Исраэля в мире достоин благословлять Творца, но (есть) благословения, благодаря которым благословятся высшие и низшие.
Кто же они, благословляющие Его? – Рабы Творца. А кто те, чье благословение истинно? – Те, "кто стоит в доме Творца по ночам".
Те, кто встает в полночь и пробуждается, чтобы читать Тору. Они – те, кто стоит в доме Творца по ночам.
И те, и другие должны быть рабами Творца и вставать в полночь. Ибо тогда Творец приходит развлекаться с праведниками в райском саду.
В науке каббала "полночь" соответствует не времени, определяемому по астрономическим часам, согласно вращению Земного шара, а состоянию человека, который строит свои духовные органы восприятия (келим).
Он пребывает во тьме, если его предыдущая ступень уже полностью исчерпала себя, как зерно, сгнившее в земле.
Это обязательное условие для обретения новой ступени – чтобы его прежнее состояние "сгнило" в его глазах.
И тогда он начинает видеть новую ступень - во тьме, которую следующая ступень, высший свет формирует ему впереди.
Пока еще она кажется ему тьмой – в его нынешних свойствах. Ведь каждая следующая ступень – это большая отдача относительно раскрывающегося ему неисправленного желания насладиться.
С одной стороны, ему светит больший свет, а с другой - в нем раскрывается дополнительное неисправленное желание насладиться.
В нем уже есть новая ступень, только он ощущает ее тьмой – отсутствием света внутри желания.
Его дополнительное желание еще не исправлено, и потому свет ощущается как тьма. И тогда человек ищет, как изменить свое отношение к реальности, в которой пребывает.
Ведь сама по себе реальность – это всегда часть исправленной Малхут, которая раз за разом все больше раскрывается ему.
А человек каждый раз изменяет свое восприятие, ощущение, осознание – его постижение состояния, и тогда требует света, возвращающего к источнику, - не для того, чтобы изменилась реальность, в чтобы поменялось его восприятие действительности.
Такой человек называется "рабом Творца", поскольку понимает, что в каждом состоянии все приходит от "Нет никого кроме Него", и меняется лишь восприятие реальности вследствие исправления его свойств (келим).
Из урока по книге Зоар, 01.03.2010