Зоар, глава Ваишев, п.125: Каждый, кто трудится в Торе в этом мире, удостаивается заниматься Ею в мире будущем.
Речь идет о двух ступенях – двух состояниях в желании. В нашем мире мы находимся только в одном свойстве – желании получать (наполняться) ради себя.
В духовном мире мы находимся в желании получать, но не использовать его (отдача ради отдачи, Х"Х) или желании получать ради других.
Желание остается, оно создано Творцом, оно незыблемый материал творения, а намерение его использовать ради себя (естественное, с которым мы рождаемся, в нем ощущаем этот мир) или ради других (духовное, исправленное, в нем ощущаем высший мир).
Духовное движение происходит оттого, что испорченное желание в нас развивается, и человек, исправляя его намерение с ради себя на ради других, обнаруживает в новом намерении, все новые духовные состояния.
Желания должны меняться, чтобы у нас была возможность менять над ними намерения. К самим желаниям мы доступа не имеем – это материя.
Даже если на нынешней ступени я преуспевал, то на следующей ступени, входя в состояние зародыша, я не знаю, что там происходит, и не способен на ней ориентироваться. Но это неважно.
В нашем мире у человека растут желания с тем же намерением ради себя – и он ищет возможность их удовлетворить. Поэтому состояния в разных желаниях похожи – намерение то же, ради себя.
Но в духовном, поскольку желание насладиться во мне, а намерение ради других, то в ощущении наполнения есть противоречие – наполнять себя ради других, ощущать мир через других – и поэтому каждая духовная ступень – это совершенно новые неожиданные желания и ощущения в них.
Мои старания на данной ступени обеспечивают мне хорошее начало на следующей, несмотря на то, что новое состояние всегда начинается с отсутствия осознания, очень ограниченного понимания своих действий.
Но старание в нынешнем состоянии – обязательно для подготовки к следующей ступени. Ведь в любом случае все, что мы постигаем на следующей ступени, исходит из нашего постижения на нынешней. Это - с точки зрения подготовки материала.
Допустим, я перехожу из 6-го класса в 7-й. В 7-м классе изучают новые предметы, которые я никогда не учил. Я даже не слышал о них.
Но поскольку я хорошо подготовил себя на предыдущей ступени, то уже обладаю опытом, у меня есть всевозможные формы восприятия, которые я облачил на свой материал.
Я знаю, как именно мой материал воспринимает новые формы. Я знаю, что могу работать с помощью группы и получить от нее помощь.
Я могу влиять на своих товарищей, а они повлияют на меня, и за счет этого я тоже получу новые формы. Я знаю, как работать с книгой, с учебным материалом, с учителем.
То есть, работа в этом мире (на ступени, на которой находится человек, что он сейчас ощущает) подготавливает его к будущему миру (к следующему состоянию, ощущению).
Разумеется, она не дает ему никакого понимания того, что происходит в будущем мире, но когда, после всех своих стараний он удостоится его раскрытия, у него уже будут какие-то основы, подобные прежним, - не новые формы, не понимание, не знания, а основы, с которыми он продолжит свой путь.
Из урока по книге Зоар, 06.01.2010