Нам кажется, что мы бегаем, что-то делаем и что-то переделываем. Радуемся удачам и переживаем за якобы допущенные ошибки.
Нам кажется, что мы бегаем, что-то делаем и что-то переделываем. Радуемся удачам и переживаем за якобы допущенные ошибки.
Вопрос: В истории человечества существует миллион высказываний, качественных характеристик, что такое свобода, миллион стремлений людей узнать это, миллион иллюзий, что они этого достигли. Вольтер говорил: "Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь".
Могли бы вы описать какие-то характеристики состояния свободы?
Ответ: Свобода от своего эгоизма – и есть свобода в самом общем смысле слова. Это свобода от себя, когда ничто во мне не диктует, каким я должен быть.
Когда это реализуется в ощущениях человека, он начинает чувствовать себя свободным, то есть оторванным от любых ограничений, в которых раньше существовал. В мыслях он начинает понимать, что значит действовать не эгоистически, над эгоизмом.
Вопрос: Можно ли сказать, что смерть – это ограничение человека?
Ответ: Я бы не сказал, что со смертью что-то происходит. Мы очень боимся смерти и думаем, что это краеугольная точка нашего развития, после которой все будет по-другому или еще как-то. Я не думаю, что надо особенно впечатляться этим. Факт прохождения смерти ничего не дает.
Вопрос: Выходит, что нет какой-то взаимозависимости между свободой и смертью?
Ответ: Нет. Имеется в виду другая смерть – смерть эгоизма, а не смерть животного тела.
Вопрос: Может быть так, что эгоизм умер, его не существует?
Ответ: Эгоизм не умирает. Человек должен подняться над ним, овладеть им, и только тогда, нейтрализуя эгоизм, он сможет достичь понимания, что же такое смерть.
Вопрос: Что это дает человеку и всем людям?
Ответ: Свободу от эгоизма.
Вопрос: Будет ли у всех какое-то общее ощущение?
Ответ: Да. Над эгоизмом.
Вопрос: И тогда будет какая-то новая работа, новое движение, новое развитие?
Ответ: Подъем над эгоизмом.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 13.06.2021
В чем выражается истинная свобода?
В нашем мире свобода воли (решения и поведения) находится только у исра-эль – кто поднимается над эгоизмом. Иначе его животный эгоизм правит им. Поэтому мы должны видеть мир как мир марионеток, которыми управляет Творец, в соответствии с нашим выбором поведения в свойстве отдачи.
Беспорядки в Израиле прекратятся только при условии выполнения евреями указания Творца "Возлюби ближнего как себя", подъема над частным эгоизмом. Иначе арабы нас "научат" правильным взамо-отношениям. Мы ведь находимся в последней стадии исправления! Ими Творец управляет нами...
Мои мысли в Twitter, 28.05.2021
Вопрос: Почему мы активно распространяем науку каббала, ведь это влияет на человека и как бы забирает у него свободу воли?
Ответ: Человек в нашем мире находится в абсолютной несвободе воли. Потому что свобода воли предполагает, что у него есть хотя бы две противоположные силы и между ними он существует.
А может быть много сил, в центре которых он существует, как бы независимо от них, и выбирает, под воздействием какой силы находиться в каждый момент времени.
Поэтому, поскольку наш мир существует только под властью одной силы – эгоистической, то именно наука каббала дает человеку свободу воли, потому что раскрывает ему вторую силу – альтруистическую, противоположную той, которая есть в человеке изначально. И тогда между этими двумя силами человек начинает действительно ощущать и постигать свою свободу воли.
Это ощущение – оно поразительно! Когда ты чувствуешь, что ты независим ни от доброй, ни от злой силы, а находишься между ними, и вот ты выбираешь! Здесь ты становишься выше этих двух сил и чувствуешь, как эта Высшая сила, которая создала наш мир, ощущает свои действия и приводит нас к такому же состоянию.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.03.2021
Почему обучение каббале платное?
Беседа на тему "Влияние среды на личность"
Ведущие программы – Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите, Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Правильный алгоритм поведения – это гармония с природой, из которой мы поймем, что значит уровень "человек". Животный уровень мы видим, изучаем. А что значит уровень "человек"? Каким природа создала его, мы не знаем.
Неживая, растительная и животная природа существуют инстинктивно, на них действуют жесткие законы, которые выполняются беспрекословно. А человек создан со свободой воли, чтобы узнать от природы, каким образом он должен действовать, согласиться и выполнять эти действия. Тогда он будет счастлив.
Закон равновесия – это основной закон всей природы. Если нет равновесия, то сразу же возникают проблемы. Как у нас в организме: повышается давление, повышается температура, меняются какие-то другие параметры, и человек сразу же заболевает, поскольку его внутренние системы находятся не в равновесии.
То же самое мы относительно природы. Жарко, холодно, перемена давления, какие-то природные катаклизмы – это все перепады между различными природными системами.
Природа создала нас, для того чтобы мы сами нашли формулу своего равновесия с ней. И тогда мы станем такими же абсолютными, гармоничными, совершенными, даже вечными, как сама природа. Но до этого мы должны дойти сами.
Вопрос: Уровень "человек" – это уровень равновесия с природой?
Ответ: Абсолютный! Причем согласно своему выбору, своему усилию, а не так, как все остальные части природы, которые находятся с ней в естественном, инстинктивном равновесии.
Войдя в равновесие с природой, человек получит полнейшее наслаждение. Все его желания наполнятся.
Вопрос: Стремясь к наслаждениям и убегая от страданий, можно ли предугадать свой последующий шаг?
Ответ: Вы не можете предугадать следующий шаг, поскольку точно не знаете, какие желания пробудятся в вас и что потребуется для их реализации. Но вы всегда будете размышлять, исходя из возникающих в вас желаний, как наиболее оптимально реализовать их: как можно меньше дать и как можно больше получить во всех своих действиях.
Посмотрите, как вы сидите – максимально удобно для настоящих условий, как вы разговариваете, как ведете себя, подсознательно или сознательно, неважно как.
Вопрос: Что неправильно в этой модели поведения? Что в ней не работает?
Ответ: В принципе, сама по себе эта модель могла бы быть правильной. Она направлена на то, чтобы мы реализовывали себя с максимальной прибылью и в каждый момент времени держались в большей уверенности, безопасности, наполнении, продвижении.
Но дело в том, что мной командуют ценности, которые я получаю от общества. А оно навязывает мне совсем не то, что нужно.
Каждый из нас привносит в общество свои стремления к богатству, славе, власти. И получается, что я, желая заработать на обществе, навязываю ему совершенно не те ценности, которые ему нужны, а то, что мне необходимо от него получить. Я изобретаю всевозможные вещи, для того чтобы продать и таким образом обрести знания, власть, славу, деньги.
В итоге я навязываю свои ценности другим, и поскольку это становится уже наследством всего общества, оно навязывает всем остальным в виде рекламы и всего прочего. Получается, что мы рекламируем друг другу совершенно ненужные вещи – те, на которых каждый из нас мечтает что-то заработать: или славу, или власть, или деньги. Таким образом мы продаем друг другу совершенно ненужное.
Вопрос: Но почему мы уверены, что это нам нужно?
Ответ: Потому что общество заставляет нас в это верить. Если общество говорит, что это хорошо, то стремясь завоевать в его глазах признание, уважение, я выполняю то, что оно мне навязывает.
Например, сейчас я сижу в костюме. А мне было бы удобнее сидеть в пижаме. Почему я этого не делаю? Потому что общество заставляет меня так одеваться, а я желаю получить одобрение в его глазах, чтобы меня слушали, уважали. Поэтому мы так себя ведем, понимая это или нет.
Таким образом общество вынуждает нас к действиям, которые, в принципе, противоположны моим естественным порывам и желаниям. На самом деле я бы этого не желал, я хотел бы просто спокойно существовать. Общество все время развивается в своих желаниях и вынуждает меня желать того, что мне совершенно не нужно. Но так мы продвигаемся.
Из ТВ программы "Крупным планом", 19.08.2009
Каббала дает человеку свободу выбора?
Вопрос: В чем заключается свобода выбора человека?
Ответ: Дело в том, что есть свобода выбора на житейском уровне, касающаяся каждого из людей. А как они манипулируют этим – это их дело.
И есть свобода выбора, которая касается людей, желающих воспользоваться ею, чтобы подняться в другую систему постижения. Это уже совершенно иная область. Мы называем ее духовной, потому что она построена не на свойстве получения, а на свойстве отдачи.
Свобода выбора заключается в том, чтобы человек вошел в такое окружение, подставил себя под такие воздействия, которые помогли бы ему создать в себе свойство, которое находится выше его эгоистических свойств. И вопреки своему эгоизму он мог бы поступать анти-эгоистически.
А как это возможно, если эгоизм – это вся его природа, это весь он?! Вот здесь у нас начинается работа в коллективе, в группе, и возникает особое свойство отдачи (выход из себя над своим эгоизмом), которое мы приобретаем в мере правильного развития с помощью изучения каббалы.
Тогда мы начинаем ощущать, что действительно можем подняться над своими обычными, логическими, эгоистическими свойствами, желаниями, расчетами, поступками, в совершенно другую область – туда, где мы действуем над-эгоистически. С этим связана и свобода воли, и ощущение системы управления Высшего мира.
То есть всё это зависит уже от среды, с которой человек общается и благодаря которой подвергает себя особому воздействию правильного окружения. В каком-то смысле он желает отключиться от нашего мира, не подчиняться ему.
В итоге он получает возможность понимать, рассуждать, ощущать свойство, которое мы называем "вера выше разума". И тогда по мере его развития он начинает чувствовать вторую систему управления, которая построена не на эгоистических воздействиях, а на отдаче и любви.
Из беседы с участниками проекта "Интегральный курс", 19.03.2021
Может ли человек что-то выбрать свободно?
Вопрос: Усиливается ли при духовном развитии и интегральных навыках проявление в человеке свободы воли?
Ответ: Я думаю, что именно наука каббала позволяет человеку достичь абсолютной свободы воли, когда кроме своей первоначальной природы, представляющей собой эгоистическое желание получать и наполняться, он обретает альтруистическое желание отдавать.
Между этими двумя направлениями, так называемыми линиями, он оформляет свое личностное ви́дение мира, состоящее из обеих сторон – получения и отдачи.
Поэтому его свобода воли реализуется в полной мере. Именно в том понимании, что он является объединением в себе обоих свойств природы: минуса и плюса.
И потому постижение общей свободы, общего знания, проникновения в глубины природы – оно неограниченно – и себя, и общей силы природы, называемой Творцом.
Из беседы с участниками проекта "Интегральный курс", 19.03.2021
Вопрос: В чем выражается истинная свобода человека?
Ответ: В том, чтобы подняться выше своей эгоистической природы.
Когда ты поднимаешься над эгоизмом, ты начинаешь ощущать: всё, что вне эго, то есть вне тебя, вне того, что ты сейчас ощущаешь – ведь и ты, и твое сегодняшнее мироздание отпечатываются в твоем эгоизме, – все это полностью исчезает, и на смену приходит совсем другая картина мира.
Из беседы на тему "Вызовы XXI века. Введение", 24.04.2019
Свобода воли – в подъеме над эгоизмом
Вопрос: У Томаса Манна есть роман "Доктор Фаустус", в котором писатель ставит главную проблему XX века – договор с дьяволом. Главный герой романа говорит, что этот договор определил всю культуру XX века.
Вы считаете, это реально? Или дьявол делает все, чтобы его не считали существующим?
Ответ: Нет! Я считаю, что "дьявол" существует! Причем существует в договоре с высшей силой, является ее обратной стороной, противоположной интегральной стороне.
Эти две силы – положительная и отрицательная, как бы Бог и дьявол, взаимно дополняя друг друга, приводят человека к осознанию свободы воли и возможности изменить себя даже независимо от каждой из них. Именно так они и взаимодействуют между собой.
Вопрос: Получается, дьявол всегда духовен. Мы говорим о преодолении эгоизма, но при этом не должны забывать, что у зла есть колоссальное обаяние. Это обаяние происходит тоже из света, из духа?
Ответ: Конечно. Не может быть абсолютного зла и абсолютного добра, они взаимно дополняют и поддерживают друг друга только для того, чтобы между ними мы нашли себя. Между ними! Взяли бы и от одной силы, и от другой всё, что нам нужно. Такое правильное, гармоничное собрание двух сил сделает из нас Человека.
Вопрос: Что мне даст подобие Творцу?
Ответ: Очень многое. Быть как Творец.
Вопрос: И это того стоит?
Ответ: Говорят, что да. 🙂
Реплика: Просто об этом мало написано. Очень слабая реклама.
Ответ: Дело в том, что рекламу тут дать нельзя, ведь что ты можешь предложить сейчас, заранее, до того, как человек начнет что-то делать ради другого?
Реплика: Расписать, какое это прекрасное состояние – быть подобным Творцу. Столько написано разных книг, а об этом – ничего.
Ответ: Написано очень много. Но это все ничего не даст и никак не поможет.
Реплика: Допустим, человеку понятно, что значит быть миллионером. Об этом много написано.
Ответ: Да, к тому же он видит перед собой примеры. А здесь – нет, поскольку подобие Творцу не укладывается ни в наше сознание, ни в какие примеры нашего мира.
Реплика: И как же нам, людям, быть? От нас требуют что-то, а мы не понимаем, что именно.
Ответ: Поэтому Творец постепенно развивает нас до состояния, чтобы мы почувствовали, что не можем жить ни в какой системе законов, кроме "возлюби ближнего". Ведь все остальные законы просто не дают нам возможности существовать.
Вопрос: То есть нас развивают методом противоположного состояния? Из отрицания?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И мы должны отречься от нашего сегодняшнего состояния?
Ответ: Оно будет таким, что ты захочешь от него отречься.
Вопрос: И где же здесь свобода выбора?
Ответ: А свобода выбора не здесь! Она там, дальше.
Вопрос: Значит, на этих этапах природа не дает нам свободы?
Ответ: Нет. Тут нас подгоняют, что называется, палкой к счастью, словно маленьких животных.
Быть или не быть подобным Творцу – от нас не зависит. Все это записано в нашей программе. Все равно мы придем к этому состоянию. Только есть два пути: быстрый – приятный или длинный – страданиями. Вот и выбирай.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019
Вопрос: В чем выражается независимость, когда израильтяне выходят из Египта? От чего они становятся независимыми?
Ответ: Они пока только убегают от фараона – от своего эгоизма. Это еще не обретение независимости, а отрыв от рабства, и не более того. От раба до хозяина лежит очень длинный путь.
Реплика: Допустим, какая-то страна обретает независимость, как в свое время поляки стали независимы от России…
Ответ: В чем же их независимость? Они все зависимы друг от друга. И самое главное, что они находятся в плохой зависимости, ведь она эгоистическая.
А если они начнут соединяться между собой в свойствах любви и отдачи, то и их зависимость будет доброй, они сольются вместе. Тогда не будет считаться, как сегодня, что они связаны между собой узами каких-то обязательств. Ведь если я знаю, что ты любишь меня, то я от тебя независим: я использую твое свойство любви, как свойство собственной независимости, и ты – мое. Тогда мы свободны, хотя между нами существует та же связь.
Мы используем наш эгоизм, как сцепку, которая завязывает нас всех в одну единую сеть и проявляет себя в жутко обязующем состоянии. Мы же видим, что мы никуда не можем деться друг от друга, с одной стороны. С другой стороны, когда мы приподнимаемся над эго и строим над ним свойство любви и отдачи, то обретаем третий уровень – независимость.
Внутреннее свойство ненависти/эгоизма и свойство любви/отдачи создает в нас третью линию – абсолютную свободу.
Вопрос: В итоге мы получаем независимость от Творца?
Ответ: В первую очередь, от Творца. Потому что Творец единственный, кто создал эту ситуацию. Так и сказано: "Я создал зло и дал Тору для его исправления". Он первый и единственный. А я лишь вторичный.
Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №6
Вопрос: Когда человек находится не только в своей природе получать, а обретает еще отдачу – природу Творца, тогда ему есть что выбирать? Он постоянно выбирает между своей естественной природой и природой Творца?
Ответ: Он совмещает их в средней линии. И тогда он действительно чувствует себя абсолютно свободным.
Я не могу быть в полной отдаче, потому что я не Творец. Я не могу быть в природе получения, поскольку при этом я абсолютно противоположен Ему и ощущаю себя зажатым со всех сторон.
Я могу выбрать только такое совмещение между ними, в котором я чувствовал бы себя ни в том, и ни в этом – в так называемой средней линии. В таком случае я, как творение, ощущаю себя свободным.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 29.04.2019