Записи в разделе 'Свобода воли'
Путь к свободе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой резон Творцу наблюдать за уже расписанной реальностью?

Ответ: Очень простой: привести человека к возможности настоящей свободы воли. А для этого человек должен подняться выше своего естества, выше своей природы, – это первое.

Во-вторых, он должен заменить свою природу на природу Творца, потому что свободен только Творец.

И тогда, поднявшись на этот уровень и обретя свойство Творца, он сможет все время измерять себя относительно Него. Достижение уровня абсолютно свободного Творца – это и есть результат всей нашей работы.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Раб Творца"

Свобода без ограничений

Как стать свободным?

Что делать с мечтой, если все предопределено?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что делать с мечтой, если все предопределено? Не мечтать?

Ответ: Мечтать о том, чтобы быстро прийти к самому совершенному в мире состоянию.

Дело в том, что вся природа детерминирована. Она тащит нас вперед или хорошим путем, или плохим, или средним. Об этом говорится в каббале. Читайте статьи Бааль Сулама, там все объясняется.

Проблема только в том, чтобы ускорить это развитие и сделать его более комфортным. Не просто ускорить и скакать по ухабам плохой дороги, а превратить дорогу в автостраду, чтобы вы прошли по ней быстро и комфортно.

А будущая цель уже задана. Мы находимся в ней, нам осталось только раскрыть ее.

Из урока на русском языке, 28.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Желания и свобода

У точки выбора

В чем реализуется свобода воли?

Предопределять будущее

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: С одной стороны, вы говорите, что мы все время живем в будущем. С другой стороны, что будущего нет. Поясните это, пожалуйста.

Ответ: Дело в том, что я всегда как бы предупреждаю сам себя и иду на полшага вперед. Иначе я не смогу существовать в своем текущем состоянии. Это называется, что я живу как бы в будущем. А будущего на самом деле нет, потому что я определяю его. С одной стороны, я его жду, но с другой стороны, я его предопределяю.

Наука каббала говорит очень просто: если ты считаешь, что будущее само приходит к тебе, значит, ты существуешь на животном уровне. Неживой, растительный, животный уровни природы – это то, что управляет тобой.

Если ты желаешь сам определять свое будущее, то – пожалуйста, определяй его сам, но для этого ты должен подняться на соответствующий уровень управления, когда ты будешь понимать, что будущее зависит только от меры объединения людей.

Чем сильнее они объединены, тем будущее лучше, ускорение времени быстрее, и события становятся более слаженными. Чем люди находятся в большем разладе между собой, тем будущее хуже, и, естественно, все остальное.

Так что мы своими взаимодействиями к нашему объединению или отдалению сами определяем будущее.

Из урока на русском языке, 28.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Делать будущее самим

Как научиться жить будущим?

Единственный фактор, определяющий будущее

Жизнь поневоле

каббалист Михаэль ЛайтманПочему все же каждый ощущает себя как индивидуальность? Что в каждом из нас особенного? Какое свойство в нас мы всё-таки можем независимо менять?

Если оно существует, мы обязательно должны выявить его из всех остальных свойств и развивать только его, потому что все остальные будут реализовываться поневоле. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Где же мое "я"? После того как я его определю, я смогу ухватиться за него и понять, в каких случаях оно может быть свободным.

А что мне это даст? Если я обнаружу, что я абсолютно не свободен и мной управляет некое мировое правительство, или сидят надо мной в космическом корабле инопланетяне и каким-то образом настраивают меня, разве это что-то изменит во мне?

Я буду поступать по-другому? Нет. Я только смогу узнать, что я поступаю по чьей-то злой воле. И что? Практически это не имеет никакого значения, ведь я продолжу поступать так же.

То есть вся наша работа сводится к тому, чтобы определить, под чьим влиянием мы на самом деле находимся, кто нами руководит.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свободен ли я?

Существует ли в нашем мире свобода?

Где моя свобода воли?

Где же наша свобода?

каббалист Михаэль ЛайтманМы также не выбираем наслаждения и их характер. Мы делаем выбор не по свободному желанию, а в соответствии с желаниями других. Мы не выбираем моду, образ жизни, увлечения, досуг, пищу.

Выбор производится в соответствии с желаниями и вкусами окружающего общества. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Общество полностью определяет наш выбор. Если вы поедете, допустим, в Китай и поживете там 20-30 лет, вы увидите, насколько станете разделять их вкусы, понимать и думать как они.

Причем не лучшей его части, а большинства. Естественно, на нас воздействует большинство, а не отдельные особые личности.

Ведь нам удобнее вести себя проще, ничем не обременяя себя, но вся наша жизнь скована условностями вкусов и манер общества, превращенными в законы поведения и жизни. А если так, то скажите: где же наша свобода? 

В тех рамках, о которых мы сейчас говорим, свободы нет.

Получается, что нет нам ни вознаграждения, ни наказания ни за какие наши поступки.

А за что может быть вознаграждение или наказание, если мы все время поступаем вынужденно?! Если Творец меня создал таким, я ничего не могу сделать против этого. Сколько бы я ни выкручивал себя, хоть десятки раз переворачивался с ног на голову, все равно это Его проделки, Его природа.

И поэтому от начала (еще до моего рождения) и после того как я все закончил, это всё Его действия во мне, и нет во мне абсолютно никакой свободы.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Существует ли свободный выбор?

Свобода или расчет?

Свободен ли я?

"Раб Творца"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть такое понятие "раб Творца". Но свойство Творца – это свойство отдачи и любви. Если ты находишься в нем, это свободное состояние или нет?

Ответ: Конечно свободное.

Вопрос: Почему же тогда говорится "раб"?

Ответ: Потому, что ты для себя выбрал это состояние. Ты его выбрал сам.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раб желаний или раб Творца?

Кто управляет марионеткой?

Свободный раб

Существует ли свободный выбор?

каббалист Михаэль ЛайтманТак устроены все мы. А кажущиеся нам безрассудными и не расчетливыми – романтики или жертвующие собой, просто руководствуются особым видом расчета.

Для них будущее проявляется как настоящее, столь явно, что во имя него они готовы сегодня пойти на необычные для других страдания, которые расцениваются нами как жертва, подвиг. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Вопрос: Получается, что никаких подвигов нет?

Ответ: Нет. Просто у людей нет другого выхода. Все действия трусости или героизма запрограммированы, исходят из сути человека и к нему самому не относятся. Они относятся только к системе управления.

Вопрос: То есть люди ведо́мы или наслаждением, или страданием? И даже, когда человек идет на смерть, тоже?

Ответ: Допустим, ты – гладиатор, и ты кричишь императору: "Идущий на смерть приветствует тебя!". Все зависит от расчета. 

Но на самом деле и в этом случае организм сознательно или подсознательно производит расчет. Психологам известно, что в любом человеке можно изменить приоритеты, приучив его производить расчеты так, что самый большой трус станет героем. В глазах каждого человека можно возвысить будущее настолько, что человек согласится на любые лишения ради него.

Отсюда следует, что нет разницы между человеком и животными. А если так, то не существует свободного, разумного выбора. Конечно, нет. Если мы находимся в природе, в которой наслаждение является целью, значит, только выбор образа наслаждения является выбором. А мы путаем это со свободой.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода или расчет?

Между наслаждением и страданием

На что мы можем влиять в нашей жизни?

Свобода или расчет?

каббалист Михаэль ЛайтманВсе преимущество человека над животными состоит в том, что человек способен видеть отдаленную цель и поэтому готов согласиться на известную долю страданий, видя в будущем компенсирующее вознаграждение. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Животное не видит дальнюю цель, а человек видит.

Но на самом деле, тут ничего, кроме расчета, нет, когда, оценив пользу, мы находим ее предпочтительней боли и согласны перенести боль ради наслаждения в будущем.

Так мы идем на хирургическую операцию и платим за нее большие деньги или готовы много трудиться для обретения выгодной специальности. Все дело в расчете, когда, вычитая страдания из ожидаемого наслаждения, мы получаем определенный положительный остаток.

А если не получаем, тогда нам нехорошо. В принципе, здесь нет никакой свободы воли – ни в чем, что нас окружает. Мы как машины, которые заведены по определенному алгоритму, чтобы выбирать в каждый момент времени оптимальное состояние согласно нашим пониманиям, свойствам, согласно всему, что есть в нас.

Что значит оптимальное состояние? То, что нам кажется положительным: когда мне лучше, приятней, удобней, надежней. На самом деле это все сугубо условно и никакого отношения ни к правде, ни к истине не имеет. 

Никакой свободы нет. Я выбираю, потому что я так запрограммирован, таким создан: это я люблю, а то нет. И никуда мне от этого не деться. Посмотрите, как мы сидим. Каждый в удобной для него позе. А если бы мы пересели в другое кресло, то выбрали бы другую. Но, в принципе, то, как мы сидим, как держимся, определенно изнутри. Мы не выбираем эти вещи.

На самом деле, тут нет ничего, кроме расчета, когда мы производим определенные усилия, а взамен требуем каких-то благ. Как человек, который идет на хирургическую операцию, платит за нее большие деньги или готов много трудиться для обретения выгодной специальности.

Значит, все дело в расчете, когда, вычитая страдания из ожидаемого наслаждения, мы получаем определенный положительный остаток. 

Допустим, я работал в поте лица и вложил в биржу свои товары на сто тысяч долларов. В итоге я получил вместо 100 тысяч долларов 120 тысяч. Это вроде бы хорошо. А потом мне сказали, что на самом деле за это я должен был получить 200 тысяч. И вот я страдаю.

То есть все зависит от многих факторов. Но, в принципе, предполагаемый выигрыш – это самое главное.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Между наслаждением и страданием

На что мы можем влиять в нашей жизни?

В чем наша свобода?

Свобода или принуждение?

каббалист Михаэль ЛайтманПри общем рассмотрении, свободу можно отнести к закону природы, пронизывающему все стороны жизни. Ведь мы видим, что животные в неволе страдают.

Это свидетельство того, что природа не согласна с порабощением любого творения. И не случайно, что человечество сотни лет вело войны, пока не достигло некоторой степени свободы личности.

В любом случае, наше представление о свободе очень туманно, и если мы углубимся в ее содержание, то от него почти ничего не останется. Ведь прежде, чем требовать свободы личности, мы должны предположить стремление к свободе у каждой личности, но сначала надо выяснить, способна ли личность действовать по свободному желанию. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Свобода предполагает ее наличие: я свободен – что хочу, то и делаю, могу выбрать, что пожелать и что нет, что лучше и что хуже. Во мне существует очень серьезный аппарат для дифференциации и оценки всего, что предстает передо мной.

Есть ли у меня это? Могу ли я в выборе этих целей быть объективным? Непонятно, могу ли. 

Если проанализировать действия человека, мы обнаружим, что все они являются вынужденными. Ведь внутренняя природа человека и внешние обстоятельства вынуждают его действовать по заложенному в нем алгоритму поведения.

Природа поместила нас между наслаждением и страданием. И нет у нас свободы, выбрать страдания или отвергнуть наслаждения.

В любом случае мы стремимся к наслаждению и избегаем страданий. Вопрос только в формулировке.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Каббала и свобода выбора

Михаэль ЛайтманВопрос: Используя каббалу, могу ли я точно увидеть, какие поступки принесут мне благо, а какие зло?

Ответ: Каббала дана именно для того, чтобы вы увидели, какие ваши поступки должны иметь хорошие следствия, и выбирать именно их.

Если бы у человека не было свободы воли, зачем тогда нужна эта наука? Я бы тогда жил как кот. А поскольку от моего выбора зависит мое будущее состояние, то я хотел бы знать, какой выбор сделать. Для этого мне и нужна наука каббала.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

В чем наша свобода?

Свободен ли я?

С чего начинается свобода воли

Желания и свобода

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я чувствую себя свободным, когда мной овладевает безраздельно властвующее желание, и я его успешно удовлетворяю. А у каббалистов это не так?

Ответ: Если ты можешь очень быстро удовлетворить любое свое желание, то, наверное, ты великий эгоист и великий человек. Потому что просто так удовлетворить свои желания мы не в состоянии. Ведь у нас их очень много, причем разных – больших и маленьких. Это непросто.

Кроме того, если желание овладевает и безраздельно властвует над тобой, то о какой свободе может идти речь?..

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Где моя свобода воли?

Понятие истинной свободы

Мысли и желания

На что мы можем влиять в нашей жизни?

каббалист Михаэль ЛайтманВозможно, мы действуем там, где все уже запрограммировано заранее, и наше участие должно быть намного более пассивным, а мы считаем, что ход событий зависит от нас? (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Мы влезаем в природу своими грязными руками и начинаем в ней копошиться. В итоге она становится все хуже и хуже, пространство для жизни все больше сужается, и мы, венец природы, становимся не венцом, а гробовщиком.

Возможно ли вообще перестроить свою жизнь и не относиться к ней так, будто мы что-то решаем, а предоставить ей течь самой по себе, самим же действовать лишь в тех сферах, которые подвластны нашему влиянию?

Можем ли мы перестроить свою жизнь? Это очень серьезный вопрос. Но решаем ли мы что-то на самом деле, или эти решения вкладываются в нас откуда-то сверху? Причем мы видим, что не хорошей силой, поскольку из нашего земного существования вытекают нехорошие следствия.  

Допустим, мы решаем, что мы – зло, мы только уродуем нашу планету. Как сделать так, чтобы мы от этого отступили, не трогали бы ее?! Надо решить. Но мы этого сделать не можем. Не получается! Мы живем на этой земле, используем ее, тянем из нее все соки, чтобы затем сплюнуть их, ничего толкового с ними не сделав. 

Мы не можем предоставить природе течь самой по себе, а самим действовать лишь в тех сферах, которые подвластны нашему влиянию. Если они подвластны нам, то мы их обязательно искалечим.

Неразумные поступки совершают дети, потому что их развитие, определенное природой, происходит неосознанно или под влиянием инстинкта. Действительно, дети так и действуют. Мы не можем их даже ни в чем винить. Маленький ребенок – как животное.

Взрослый человек определяет цель, а желание достичь ее дает ему энергию для движения к ней. То есть со взрослыми всё совсем по-другому.

Очевидно, что мы ошибаемся именно в определении пределов наших возможностей в достижении цели. Мы как бы переигрываем себя, считая, что способны на большее, чем можем на самом деле.

То есть мы желаем достичь невероятного или изменить то, что неподвластно нам. Поэтому самое главное в нашей жизни понять, что нам надо менять, и осознать, что мы не в состоянии изменить. Между этими двумя параметрами – невозможностью что-то изменить и возможностью это сделать ‒ и находится наш путь, по которому мы можем правильно двигаться.

Реализуя себя в возможности и невозможности что-то изменить, мы все время будем двигаться правильно, – но это очень узкая тропа.

В одной древней молитве говорится: "Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого".

Природа не дает нам информацию о том, в каких поступках мы действительно свободны, а в каких существует лишь иллюзия свободы. Мы должны понять, что мы можем изменить, что нет, и как четко отделить одно от другого, чтобы не путаться, не бороться за то, что изменить не можем, и оставить только то, что нам подвластно.

Природа позволяет нам ошибаться – как каждому человеку, так и всему человечеству. Цель природы – привести нас к разочарованию в своей способности изменить что-либо в этой жизни и в самих себе, чтобы все мы оказались в состоянии полной растерянности и дезориентации относительно того, как жить дальше.

Тогда остановившись, мы смогли бы определить, на что же мы в состоянии влиять. Делая все, что мы делаем, нам нужно вовремя остановиться, разочароваться в своих действиях и понять, что мы абсолютно не направлены на правильное место в правильном действии с правильными силами.

Остановившись, мы должны хорошенько проверить свой путь. Тогда мы сможем определить, на что мы на самом деле можем влиять.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

В чем наша свобода?

Свободен ли я?

Понять требование Природы

Путь к будущему состоянию

Михаэль ЛайтманВопрос: Предрешенные состояния, которые я должен пережить, – разве это не рок, не зловещая судьба, ведь я ощущаю их как боль, как зло?

Ответ: Нет, ты можешь не ощущать боль и зло. Дело в том, что ты должен оказаться в следующем состоянии, то есть вырасти от состояния "Х" до состояния "Y". Твое будущее состояние уже обозначено, ты должен быть в нем. 

Весь вопрос в том, как ты к нему придешь. Не захочешь добровольно – тебя будут "бить палками", захочешь – тебя подвезут до этого состояния. Все зависит от твоего отношения к своему развитию.

Из урока на русском языке, 28.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Будущее уже существует

Будущее строят в настоящем, ч.4

Путь, предначертанный заранее

В чем наша свобода?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": На что же именно в нашей жизни мы можем влиять? Достаточно ли отпущенной нам свободы действия, чтобы менять свою жизнь и судьбу? Тут уже есть несколько вопросов.

Почему человек естественным путем, от природы не получает этого знания о свободе, о своей ограниченности, о том, как он может реализовать свою свободу?

Несмотря на то, что в основе нашей природы лежит лень и здоровый эгоизм (ведь неосознанно или осознанно, но мы все время выполняем указания нашего тела) – желание максимального получения при минимальных усилиях, – почему мы, в отличие от животных, совершаем необдуманные и неэффективные поступки?

Если мы такие рациональные, такие умные, такие развитые в отличие от неживой, растительной и животной природы, то почему мы вдруг совершаем поступки, на которые не пошло бы животное? Животное не рисковало бы, не совершало прыжки с парашютом, не летало бы в космос. Жило бы себе хорошо, спокойно и все.

Разве нам уже нечего делать на Земле? Куда мы стремимся? Почему вводим себя в совершенно неоправданные условия: воюем, загрязняем, уничтожаем свой маленький мирок, наш земной шар? 

Животные так себя не ведут. Они находятся в обоюдной доброй связи с окружающим их миром, в полном гомеостазисе. Окружающий мир не давит на них и не портит их, и они не портят и не уничтожают его, чтобы не приносить страданий следующему поколению. У животных мы такого не найдем, потому что они функционируют в рамках своего здорового эгоизма.

Проблема в том, что у человека этих рамок нет. Он готов на все ради удовлетворения своего чрезмерного эгоизма. Ему не важно, что будет через поколение, пусть хоть все пропадет. Главное, чтобы сегодня, сейчас, он испытал кратковременное наслаждение.

А если он накапливает миллиарды, а потом эти миллиарды взрываются, как мыльный пузырь, ему не важно. И то, что он уничтожает огромное количество земли, нефти, воды, воздуха – тоже для него не имеет значения, он совершенно не обращает на это внимания. То есть мы совершаем абсолютно неоправданные, неразумные поступки. И нам в этом нет оправдания.

В этом мы очень далеки от животных. Животные инстинктивно находятся на одном уровне с природой и ни в коем случае не вредят ей. А человеку дана возможность, даны знания, и он ими пользуется себе во вред.

Свобода воли подразумевает, во-первых – свободу поступать правильно. А для этого нам надо знать окружающий мир, себя, какие из наших поступков вызывают добрые следствия, какие злые, и т.д. Здесь у нас существует огромный провал в развитии, в понимании, и главное – в воспитании.

Поэтому свобода воли нуждается в очень серьезной подготовке каждого человека и всего человечества.

Из урока на русском языке, 12.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свободен ли я?

Понять требование Природы

Белое пятно

Свобода. Серия "Духовные состояния"

Свобода, равенство и братство с точки зрения каббалы. Может ли быть человек свободен? Судьба и свобода.

Страница 26 из 77« Первая...2425262728...Последняя »