Записи в разделе 'Свобода воли'
Можно ли избежать страданий?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: При отрицательном сценарии, у оставшихся миллионов людей после третьей или четвертой мировой войны, дети уже не будут знать этих страданий, и соответственно, эгоизм опять уменьшится до того уровня, каким был 6000 лет назад?

Ответ: Нет. Дело в том, что из поколения в поколение эгоизм переходит, и страдания тоже относительно переходят.

По существу, вы спрашиваете: если бы сегодня мы ощущали те страдания, которые переживают люди во время страшных потрясений человечества – ураганов, извержений вулканов, взрывов атомных бомб, то у нас была бы возможность правильно выбрать наш путь?

Это некорректный вопрос. Потому что таким образом путь не выбирается, в таком случае человек просто подчиняется ударам. Это не выбор. Природа так не делает. Она заинтересована именно в сознательном выборе следующей ступени развития. Иначе это не человеческий выбор.

Переход от неживого к растительному, от растительного к животному происходил под воздействием ударов природы. И человек нашего мира – результат такого же продвижения. Сейчас мы должны подняться совершенно иным образом, поэтому и приходит к нам эта методика в виде системы знаний – науки каббала

Теперь мы должны сознательно подняться на следующий уровень – это очень важная точка отсчета. Потому что именно после неживого, растительного и животного состояния развития, к которому мы и сегодня относимся, – в нас есть предрасположенность к осознанию, чтобы подняться выше собственного я.

Мы находимся в промежуточном состоянии. К примеру, между неживым и растительным уровнем есть кораллы, между растительным и животным – "земляная собака", а между животным и человеком – обезьяна. Так и между человеком нашего мира и человеком высшего мира существует каббалист.

Каббалист – это тот, кто вбирает в себя, с одной стороны, животные свойства этого мира, присущие человеку в нашем мире, а с другой стороны, включает в себя свойства уже следующей ступени. Находясь на такой промежуточной стадии, он поднимается вверх.

Это восхождение происходит не под воздействием инстинктивных сил природы, а осознанно. Поэтому мы столько учим о свободе воли, о том, как должны себя вести в группе, создавать определенное состояние в себе и вокруг себя, чтобы изменяться.

Мы как бы сами себя вытаскиваем из состояния дремучего эгоизма и поднимаем на следующий уровень, на котором мы будем уравновешивать этот эгоизм следующей появляющейся в нас доброй силой, противоположной эгоизму.

Таким образом, будем существовать в двух силах: и в отрицательной – эгоистической, и в положительной – альтруистической. Альтруистической силы в природе нашего мира нет, поэтому мы ее должны привлечь. И тогда на связи, на равновесии этих двух сил мы и будем существовать. Это будет наше следующее состояние, так называемая средняя линия.

Я надеюсь, что мы осознанно, используя свободу воли, придем к правильному решению, и достигнем этого состояния без мировых войн.

Вопрос: Если мы сделаем правильный выбор, то избежим апокалипсиса и катаклизмов?

Ответ: Да, если хотя бы маленькая часть человечества осознает, что единственный путь избежать катаклизмов – следовать методике, данной в науке каббала. Ведь другого выхода нет, и все уже заявляют об этом. Надо просто немножко осознать,  немного встряхнуть себя.

Вопрос: Но какой смысл давать человечеству удары, если это все равно ничего не дает?

Ответ: Накопление страданий приводит человечество к состоянию, когда оно все-таки начинает думать, что делать, то есть дополнительные страдания уравновешивают человеческий эгоизм.

Допустим, ребенок не хочет ходить в школу – его начинают ограничивать в удовольствиях: забирают мяч, потом – велосипед, затем – игровую приставку, пока ему просто ничего не останется, как ходить в школу.

Но и в этой ситуации свобода воли присутствует – возможность выбора остается. Мы всегда находимся в некотором ограничении – нельзя сказать, что выбор возможен только при наличии неограниченной свободы.

Таким же образом мы можем выбрать и духовное – между вознаграждением и наказанием. Поэтому необходимо понимать все условия и обстоятельства, которые приводят нас к свободе. Свобода – это особое состояние, постигаемое в определенных рамках.

Из урока на русском языке, 10.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Движение по лучу света

Формула сокращения страданий, ч.2

Формула сокращения страданий, ч.1

В чем проявляется свобода воли

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему человек отвечает за возможность приближения к Творцу, если у него нет свободы воли даже в движении к Нему?

Ответ: Действительно, в этом у нас тоже нет свободы воли.

Свобода воли только в том, чтобы человек сам пожелал идти тем же путем, что и развитие всей природы, а иначе он находится в состоянии, полностью подвластном Творцу.

Если же он сам выполняет программу творения до того, как она реализуется на нем, то именно в этом у него проявляется свобода воли.

Из урока на русском языке, 09.06.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

За что человек отвечает?

Путь к Творцу – через наш мир

В чем реализуется свобода воли?

Иначе и быть не могло

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Была ли у человечества возможность создать другую историю, или изначально все было четко прописано?

Ответ: Относительно любого события, которое уже произошло, мы обязаны сказать, что иначе и быть не могло. Об этом пишет Бааль Сулам в первых статьях книги "Шамати" и в письме №18.

То есть на все, что случилось, мы должны сказать: "Так это должно было произойти". А на все, что еще не произошло: "Это зависит только от нас".

Из урока на русском языке, 29.05.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

В чем реализуется свобода воли?

Чтобы не бояться будущего!

История человечества, живущая во мне

Свобода выбора на пути к духовному подъему

каббалист Михаэль ЛайтманВ главе "Экев" ("Вследствие") говорится о том, как входить в страну Израиля и что будет вследствие того, если станут выполняться законы Торы, данные народу Творцом.

Ведь система – одна: или ты выполняешь ее законы, и поэтому получаешь через нее Высший исправляющий свет, изобилие, наполнение, раскрытие; или, если ты неправильно возбуждаешь ее на себя, она генерирует в тебе тьму, всевозможные отрицательные ощущения, которые все равно приводят к тому же месту по альтернативному пути развития.

Но в этом случае ты делаешь круг, и этот круг очень неприятный.

Вопрос: Это и есть длительное время подготовки?

Ответ: Да. Но в каждой точке духовного пути, от эгоизма, называемого "Египет", и до полной системы отдачи и любви, называемой "Земля Израиля", есть возможность двинуться прямо или, сделав круг, вернуться в исходную точку практически только для того, чтобы осознать, что ты неправильно шел, что тобой двигал эгоизм, а не стремление к духовному подъему, и в конечном итоге все-таки совершить этот духовный подъем.

Реплика: Так или иначе, все равно "нет никого, кроме Него". С одной стороны, ты делаешь этот круг, с другой стороны, не ты это решаешь…

Ответ: Нет, свобода воли дана нам свыше. Иначе тогда пропало бы все творение. Без свободы воли мы стали бы букашками, полностью управляемыми свыше, и не было бы никакой цели, никакого смысла в творении, в созданиях, в человеке и в самом Творце, потому что Творец проявляется только относительно творений. 

Весь путь, который мы проходим, предназначен именно для того, чтобы собрать наши усилия свободы воли в одно единое целое, и когда мы приходим к конечному результату, каждый со своим усилием, с тем, что мы анализируем, выбираем, сортируем и апробируем, мы создаем из себя систему, называемую "Человек". 

А иначе, если все абсолютно зациклено на Творце, и не существует никакой свободы воли, нет никакого смысла в творении.

То, что мы придем к конечному состоянию, не отрицает нашу постоянную свободу выбора.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 27.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выход из тупика развития

Кто делает выбор?

Желание, которое ни от кого не зависит

Выход из тупика развития

каббалист Михаэль ЛайтманДуховная система неизменна, и естественно, что мы постоянно включены в нее. Подъем по лестнице высших миров зависит только лишь от нашей свободы воли, которая меняет всего лишь темп продвижения по 125-ти ее ступеням.

Мы все равно должны будем пройти их. Но когда мы делаем это сами, своей готовностью к подъему, тогда они кажутся нам приятными, быстрыми. А если мы не готовы к их освоению, тогда, естественно, они кажутся нам отталкивающими, мы не желаем, упираемся, и тут происходит борьба, и получается растяжка во времени.

Но в том, что мы дойдем до конца, нет никаких сомнений. Эта машина все время крутится, мотор включился почти 6000 лет назад. Сейчас 5777 год, так что нам осталось совсем немного. Но мы можем пройти весь оставшийся путь буквально за считанные месяцы.

До нашего времени не было возможности сократить путь, потому что не было интенсивного перемешивания народа Израиля с другими народами, не было всеобщего кризиса, всеобщего отчаяния от того тупика, в который входит человечество.

И только лишь сейчас раскрывается возможность или упасть в темную бездну, войны, проблемы, страдания, или взять на себя методику объединения и идти все большим постоянным объединением до компрессии нас в первые основные десять сфирот

Кризис начинает проявляться перед всеми, как тупиковая ветвь развития человечества, которая никуда не ведет и только указывает, что следующая ветвь – это подъем над собой. Мы больше не сможем найти никаких путей развития в эгоизме.

Капитализм, социализм, маоизм – неважно что – всё практически одновременно заканчивается в этот исторический период. Нам некуда деваться. Всё будет только лишь указывать на то, что в нашей природе – тупик! Все – наверх!

Вопрос: Вы считаете, что скачок к конечному тупику может произойти буквально за считанные месяцы?

Ответ: Это зависит от нашего осознания, желания, стремления, от нашей просьбы к свету, чтобы он поднял нас на следующую ступень.

Предыдущие сообщения на эту тему:

К подъему из тупика

Выход из тупика

Сойти с путей себялюбия

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 27.04.2016

Объединение и личность

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Объединение предполагает отмену личности?

Ответ: Объединение предполагает отмену только эгоистической личности, а не личности вообще.

Если я вижу, что эгоизм мне во вред, то я хочу сделать себя другой личностью. Личность остается, и к тому же становится свободной.

А сегодня я нахожусь под властью эгоизма. Меня тянет к всевозможным наполнениям: пища, секс, семья, знания, слава, власть, – и я кручусь в этих желаниях, стремясь в каждый момент времени наполнить их, чем только можно. При этом я просто обкрадываю себя, и от меня ничего не остается.

Из урока на русском языке, 17.04.2016

В сети сил управления

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Окружающий мир с каждым днем становится все агрессивнее и страшнее. Как обращаться с людьми на работе, в транспорте и прочих местах, ведь у них пока еще не раскрывается точка в сердце?

Ответ: Я советую вам углубиться в себя и меньше соотноситься с окружающим миром. Вы его не исправите. Самое лучшее, что вы можете сделать, – немного отстраниться от окружающего мира и погрузиться в собственные изменения.

Когда Высшая сила начнет проявляться в вас, мир для вас засветится по-другому. Вы увидите, насколько окружающие люди далеки от вас, и поймете, что они управляются свыше, и в них нет ничего своего, личного, никакой свободы воли, характера и т.д. – так с ними играют свыше.

Вам раскроется вся система. Вы увидите семь миллиардов людей, снующих туда-сюда как муравьи. Все мы находимся в сети сил, которая управляет каждым существом на Земле, в том числе и нами. И не надо относиться к людям, как к чему-то, что имеет свободу воли.

Вам станет ясно, как из сети сил, в которой мы находимся, притягивать на себя положительную силу, приподниматься с ее помощью над общей судьбой и обретать новую особую судьбу. Это будет в ваших силах.

Из урока на русском языке, 17.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда нет общих интересов…

Во "внешней" рубашке и без нее

Недозревшая "точка в сердце"

В поисках свободы воли, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманВыше Вселенной

Если приподняться и взглянуть на картину в целом, помимо человечества, – на неживую, растительную и животную природу, – то перед нами предстанет особый, единый закон, который ко всем нам "относится" как к общей системе. Причем системе замкнутой, интегральной, идеально взаимосвязанной во всех своих частях.

Так Природа относится ко всем, и только мы – люди – противоположны ей по своему естеству.

Отсюда вытекает следующее: если мы противостоим Природе, то можем со стороны изучать, понимать, постигать ее и уподобляться ей. Но не естественным образом, подобно неживому миру, флоре и фауне, а самостоятельно, независимо восходя на общую, высшую ступень Природы, лежащую даже выше нашей Вселенной, выше Большого взрыва, который положил ей начало.

Это и есть подлинно человеческая ступень, уровень Человека – от слова Адам, что значит: "подобный" (домэ) общей системе. Тем самым мы возьмем над ней контроль – поймем, постигнем всю Природу, проникнем в ее глубины, включимся в нее.

Вот где кроется суть, цель нашей жизни, наша свобода воли. Лишь ради этого стоит жить. Иначе мы остаемся жалкими "муравьями", выполняющими команды своего тела. 

А значит, нам необходимо отыскать методику, которая позволит стоять перед Природой, изучать, открывать, исследовать ее – и тем самым одновременно формировать себя в подобии этой всеобщей, глобальной Природе, включающей всю Вселенную, человечество и кто знает, что сверх того.

К этому надо тянуться. Ведь только так, если я постигну эту универсальную систему, если распахну ее, если узнаю, для чего существую, как был создан, как живу и развиваюсь и к какой форме всеобъемлющей Природы должен прийти, – лишь так я действительно реализую себя.

Таков мой свободный выбор: достичь этого или нет. Войти или не войти с Природой в интеракцию, в соединение, хотя бы в сближение и понимание. Человек способен свободно отстраиваться, вбирая в себя всю эту систему, разумом и чувством, вплоть до мельчайших деталей. И вот тогда-то он назовется "Человеком" (Адам).

Ведь в этом состоянии он сочетает в себе две противоположные силы. С одной стороны, по природе этого мира, он эгоист, а с другой стороны, по Природе глобального мира, он альтруист. Перед ним шанс – обрести вторую силу. И шанс этот ждет своей реализации.

Человека подводят к этой возможности, а далее всё зависит от него самого: хочет он этого или нет? Он обнаруживает методику: книги, наставников, группу для реализации – иными словами, то место, где он воплощает в жизнь свою связь с Природой. Так человек может двигаться вперед, развиваться навстречу тому этапу, на котором Природа откроется ему.

И он свободен на этом пути. Ведь он может по собственной воле, свободно включаться в группу, которая учит его тому, как подсоединяться, приобщаться к всеобъемлющей системе Природы.

Из 739-й беседы о новой жизни, 28.06.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

В поисках свободы воли, ч.2

В поисках свободы воли, ч.1

Свобода мнимая и истинная, ч.5

В поисках свободы воли, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманИзвечное противоречие

Итак, человек целиком и полностью зависит от наследственности и окружающей среды. Свобода воли – не более, чем иллюзия.

Но если от меня решительно ничего не зависит, если я всего лишь часть общего механизма, не самостоятельная ни в чем, если я не действую, а подвергаюсь воздействию, то в моей жизни нет никакого смысла, никакой логики.

В таком случае, для чего же мы существуем? Зачем всё это?

Здесь-то мы и подходим к сути вопроса: возможен ли в жизни человека свободный выбор, свободное действие, которое позволит назвать его независимым? По-видимому, лишь ради этого действия он родился и живет от кругооборота к кругообороту. И так – миллиарды людей.

Что же это за свободное действие – пускай крохотное, – вокруг которого вращается всё мое существование? Когда я доберусь до него и реализую, именно оттуда произрастет, вырвется на свободу смысл моей жизни.

Исследуя этот вопрос, мы обнаруживаем себя в уникальной системе. С одной стороны, все мы эгоисты, все ведем крайне индивидуалистичный образ жизни. Со временем мы всё больше разобщаемся, отстраняемся друг от друга. 

Никому не нужны ближние, никто не хочет связи с большинством из них. А с другой стороны, наряду с этим Природа, напротив, замыкает нас вместе: мы живем на маленьком Земном шарике, в маленькой мировой деревне, в глобальной, интегральной взаимосвязи между собой.

Этот контраст, это противоречие растет год от года. Сегодня оно особенно заметно в Европе, где попытка создать общий рынок обнажила неспособность европейцев к правильному объединению и взаимности. Как же разрешить проблему?

Продолжение следует...

Из 739-й беседы о новой жизни, 28.06.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

В поисках свободы воли, ч.1

Как стать свободным?

В чем реализуется свобода воли?

В поисках свободы воли, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВрожденное и приобретенное

В целом, относительно свободы воли имеются две противоположные концепции. Первая гласит, что у человека есть возможность принимать свободные решения и тем самым направлять свою жизнь, оказывая на нее существенное воздействие.

Вторая концепция, напротив, всё приписывает судьбе или провидению, лишая человека какой бы то ни было свободы воли и декларируя предопределенность событий.

Что же верно?

Моей первой профессией была биокибернетика, которая изучает системы человеческого организма, управляющие им, обеспечивающие его жизнедеятельность и ведущие его к некоей задаче и цели. Так вот, согласно биокибернетике, никакой свободы воли не существует. Ведь тело, по сути, – это сложная биологическая система с двумя видами параметров:

  • врожденные свойства;
  • свойства, приобретенные извне.

В этих рамках у обычного человека нет ни малейшей возможности действовать по собственной воле. Какие-то параметры он унаследовал от родителей, какие-то получил от воспитателей и прочего окружения. Его развитие определяется комплексом этих факторов. 

Отсюда вопрос: выбирает ли человек другие факторы, посредством которых сможет измениться? И если выбирает, то чем руководствуется? Разве не тем, что уже заложено в нем изнутри и снаружи – генами и средой? И если даже ему "подкинут" что-то еще – это ведь тоже от него не зависит, верно?

Воля небес

Человек предсказуемо реагирует на происходящее и продолжает свой путь. Мы полагаем, что он способен принимать свободные решения, исходя из случайных обстоятельств. Однако на самом деле нет случая и нет свободы ни в чем.

Нам просто недостает знаний о единой системе под названием "Природа" или "Элоким" (Бог). Она подразделяется на полностью взаимосвязанные подсистемы, и в ней нет ничего случайного. Наоборот, всё жестко детерминировано.

Таким образом, человек – это создание природы, внутренней и окружающей. Он неспособен принимать свободные решения, которые зависели бы от него самого.

Но как же тогда к нему относиться? Можно ли оценивать его действия как хорошие или дурные? По правде говоря, нет.

Точно так же мы не даем оценку изъянам сделанного нами агрегата. Если в нем сломалась какая-то часть, мы понимаем: это вызвано либо внутренним дефектом, либо внешними факторами, с которыми он вошел в контакт. Других вариантов просто нет.

А потому, если бы мы правильно понимали и чувствовали систему, то видели бы, что наказывать человека не за что. Неслучайно в Торе нет наказаний в современном смысле, а есть исправления. Человека следует помещать в такие системы, где он изменится посредством внешних факторов, – и тогда жизнь его потечет иначе.

Однако мы запутаны и разбросаны по шкале, протянувшейся от фатализма и веры в предначертание – до веры в слепой случай. Некоторые полагают, что всё в руках небес, другие оставляют воле небес только часть происходящего…

В действительности, "небеса" – это неизвестный нам компонент, с которым мы пытаемся наладить какую-то связь, чтобы улучшить свою жизнь.

Продолжение следует...

Из 739-й беседы о новой жизни, 28.06.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как стать свободным?

Свобода мнимая и истинная, ч.1

Свобода воли – что это?

Кто делает выбор?

каббалист Михаэль ЛайтманНе следуйте за богами иными из богов народов, которые вокруг вас. Ибо всесильный Бог-ревнитель – Бог, Всесильный твой, в твоей среде; дабы не возгорелся гнев Бога, Всесильного твоего, на тебя, и не уничтожил он тебя с лица земли. [Тора, "Ваэтханан", 6:14-6:15]

Вопрос: Что значит "не следовать за богами иными"?

Ответ: Дело в том, что если ты следуешь за эгоизмом, то ты следуешь за фараоном, который олицетворяет собой все, говоря: "Кто такой Творец, чтобы я слушал Его". Это изнанка Творца, которую Он сам выставляет перед нами, чтобы мы поняли, что свойство отдачи и любви выше свойства эгоизма.

Так они и работают – один против другого. Вернее, работает Творец, строя из себя обратное состояние, относительно которого мы и находимся.

И что же мы выбираем? Он дал нам естественные, природные наклонности, чтобы мы выбирали фараона, и у нас была бы для этого свобода выбора.

Но когда она появляется? Ведь если я все время устремляюсь к фараону, разве я нахожусь в свободном выборе относительно Творца? Что значит "свобода"? Что значит "выбор"? Что это за состояния, когда я самостоятельно выношу решения? 

Допустим, если что-то в моих глазах больше другого, то я всегда выбираю то, что больше. А если они равны – я не знаю, что выбрать.

В каком же смысле я выбираю?

Выбор происходит тогда, когда мне еще неизвестно, что из них больше, а что меньше. Выходит, выбора как такового нет, есть работа, чтобы хорошо изучить и проанализировать, что же стоит выбрать, что же на самом деле больше.

Когда мы пытаемся это сделать, мы приходим к состоянию, из которого нет выхода. И тогда у нас возникает одна единственная возможность – кричать к Творцу. Вот тогда выбор делает Творец, а не мы.

Поэтому наш выбор только в том, чтобы правильно, в соответствии с каббалистическими установками, обратиться к единственно существующей, управляющей, все наполняющей Высшей силе и просить ее хоть какого-то минимального раскрытия, чтобы оно помогло нам правильно продвинуться хотя бы на один шаг вперед.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 06.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прозреть, чтобы увидеть совершенство

Третьего не дано

Выбери лучшее, выбери жизнь!

Формула сокращения страданий, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманОдним путем страданий, передвигаясь только посредством ударов, невозможно никуда прийти. Нам все равно придется развить себя до пути света, а удары только растянут время.

Мы просто так продлеваем свои страдания и замедляем осознание их источника. В итоге нам, так или иначе, придется его узнать и начать с ним работать.

Тогда как, послушав советы каббалистов, мы могли бы немедленно использовать высшую систему и потребовать от источника света, чтобы он повлиял на нас.

Если мы сами начнем организовывать себя в круги по подобию исправленной души, выстраивая исправленные связи и стараясь подняться над своим эгоизмом, то высший свет подействует согласно нашим усилиям, реализует нашу связь и засветит внутри нее. Это называется раскрытием Творца творениям в этом мире.

Именно этим и занимается наука каббала – методика раскрытия Творца творениям в этом мире. И этим мы сильно сокращаем себе время и страдания, ведь сразу же идем к источнику света, создавшему наш эгоизм, и требуем, чтобы свет все исправил. Поэтому нам нужно пробудить себя вместо страданий. 

Путем страдания мы понемногу продвигаемся к пути света, но чрезвычайно медленно. Путь страданий описан у пророков, ведь он четко определен – это существующая программа. Пророки, которые были каббалистами, видели высшую систему, противостояние в ней правых и левых сил, а потому понимали, какие страдания необходимо пройти нашим желаниям для того, чтобы достичь конечного исправления.

Они пишут, что милосердные матери будут варить и поедать собственных детей. Это будут страшные времена. Нам показывают, что случится, если мы не пойдем путем света, ускорения времени – какие ужасные физические страдания потребуются для того, чтобы продвинуть нас к построению сосуда на уровне естественного хода эволюции.

Пророки могут описать этот сценарий, потому что он вытекает из общей формулы: количество страданий, умноженное на их качество. Это естественный путь, ведь он весь в руках небес. Но пророки не знают, сколько собственных усилий мы добавим в этот процесс. Никто не может знать это заранее, ведь в этом нам дана свобода воли

Продолжение следует…

Из урока по статье Рабаша, 15.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Формула сокращения страданий, ч.1

Движение по лучу света

Божественный патент

Ynet: Свобода воли - проданная игра?

На крупнейшем портале Ynet размещена моя новая статья.

Перевод статьи на русский язык:

Свобода воли - проданная игра?

Если все продиктовано законами природы, если все предопределено обстоятельствами, если все предсказуемо, то есть ли у нас свобода воли? И можем ли мы сами изменять свою жизнь к лучшему?

2016-07-15_ynet_1000_stolov_web_w

Если бы нам удалось взглянуть на свою жизнь со стороны, мы не нашли бы ни одной мельчайшей детали, ни одной подвижки, достойной носить гордый титул свободного выбора. Наши свойства имеют врожденный характер, а внешние события и обстоятельства от нас не зависят. По сути, мы вертимся в замкнутом кругу импульсов, приходящих изнутри и снаружи.

Любой наш отклик – сознательный или безотчетный – можно просчитать заранее. Ведь он всегда базируется на незыблемой основе – человеческом естестве, которое представляет собой желание наслаждений.

Желание это, с одной стороны, тянется к тому, что хорошо и "сладко", а с другой, старается избегать негатива и "горечи". Каббала предоставляет возможность проследить за работой этого механизма в себе, а также развернуть причинно-следственную цепочку его воздействий и откликов.

Но неужели всё запрограммировано наперед? Неужели в этой детерминированной картине реальности не предусмотрено ни крупицы свободы? 

Судьба как переменная

Разумеется, каббалисты не могли пройти мимо столь животрепещущего вопроса. Они последовательно выявляли условия свободного выбора и оттачивали его реализацию. Бааль Сулам посвятил этому обширную статью под названием "Свобода воли". Если подытожить ее одним ясным посылом: свобода человека заключена в выборе окружения.

"Свобода – это желание изначально выбрать хорошее окружение, такие книги и таких наставников, которые несут человеку добрые мысли. Если же он не делает этого, если готов войти в первое попавшееся окружение и изучать первую попавшуюся книгу, то, конечно же, попадет в дурную среду".

Вся жизнь человека зависит от окружения. Среди невежд даже мудрец быстро скатится до общего уровня. Именно поэтому родители хотят, чтобы их дети проводили время с хорошими товарищами и подвергались влиянию хороших наставников, которые направят их на верный путь.

И хотя мы уже не маленькие, нам тоже надо стремиться попасть в добрую социальную среду, которая будет заботливо и правильно нас развивать. Но где же найти такую среду? И существует ли она вообще? Может, нам самим нужно создавать ее?

В действительности, свободный выбор – это не одноразовое решение. Хорошую среду надо каждый раз выбирать заново. Создавать ее, укреплять и удерживаться в ней изо всех сил. Это и есть судьба – не та, которая предопределена, а та, которую мы выбираем сами.

Что нами движет?

Мы считаем себя сложными созданиями, способными взвешенно анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Однако наша самостоятельность – лишь иллюзия. Это признают ученые: психологи, социологи, нейрофизиологи. Об этом пишут каббалисты:

"Каждая мысль – даже мельчайшая – вызывается в человеческом мозгу и представляет собой движущую силу для человека и для всего живого". Бааль Сулам

Мы совершенно не властны над собой. Нами и всей системой мироздания управляет одна-единственная сила – Природа.

Ее можно называть Высшей силой или Творцом, но, так или иначе, именно она ведет нас по жизненному пути. И однажды приводит в "доброе окружение" – точнее, к трем факторам, способствующим нашей свободной самореализации.

Эти три фактора: наставник, товарищи и книги. Вместе они составляют ясную и рациональную методику: наставник при помощи книг направляет человека на построение верных отношений с окружением.

Раньше товарищи были чужими, возможно, даже отвратительны друг другу, как это часто случается в обычной жизни. Но что поделать, все люди живут на одной маленькой планете. И потому, когда связь меж ними крепнет, их общие усилия генерируют силу единства, связывающую сердца в одно.

Теперь они – не собрание одиночек, цепляющих друг друга острыми углами за недостатком личного пространства и неумением находить общий язык. Нет, они – единое целое, и в этом едином целом каждый реализует себя по максимуму. Пишет об этом Бааль Сулам:

"Обретая любовь к ближним, человек переходит из своего тесного, полного страданий мира в широкий и вечный мир отдачи".

Это уже другой уровень, новая высота развития. Здесь человек приподнимается над своей эгоистичной природой в качественно иное, интегральное измерение. Оно выше жизни и смерти, выше неуловимой точки настоящего, исчезающей между прошлым и будущим, выше всех ощущений времени, движения и пространства. Человеку раскрывается корень его души – высокая причина его существования – и тогда он видит мир "от края до края".

Крепкая, добрая связь с товарищами, их взаимная забота освобождают каждого от непрестанного давления обстоятельств и придают ему подлинную свободу. Ведь теперь он видит общую систему и сам может управлять ею, получая ответы на все вопросы.

Выбери жизнь

Таков механизм, заложенный в природе: доброе воздействие окружения наполняет товарищей теплом и уверенностью, а пробуждающееся между ними единство создает здоровое общество, способное позаботиться обо всех. Человек "питается" от этого окружения и получает от него силы, чтобы самому помогать другим.

Только такие отношения позволяют нам проявить ту силу Природы, которая направляла каждого вплоть до того момента, когда он, наконец, совпал с ней по свойствам.

В противоположность этому, сегодня мы находимся в плену у общества, проповедующего исключительно материальные ценности, пускай прикрытые красивыми словами. Желая того или нет, мы порабощены его догмами.

И путь к свободе лежит через выбор окружения. Я действительно могу сам подставить себя под иные послания и парадигмы, могу сам, свободно, выбрать тех, кто определит мое будущее.

Каббала – это уникальная методика, направляющая человека к верному сопряжению с ближними, чтобы в единстве реализовать весь его бескрайний потенциал. Этот пласт Природы еще скрыт от нас, но он всегда в нашем распоряжении и к нашим услугам.

"Каббала учит нас мировому единению и тому, как беспрепятственно идти этим светлым путем". Рав Кук

Для этого не надо никуда переезжать, не надо безжалостно рвать со старым и кардинально менять образ жизни. Наша свобода в том, чтобы распознать "доброе окружение", такое, для которого главная ценность – единство между людьми. Но не за счет кого-то и не против кого-то – единство на благо всем. И тогда останется лишь постепенно впускать этот свежий ветер в свою жизнь.

Источник: ynet от 30.06.2016

Предыдущие статьи:

Ynet: В чьих руках наша жизнь?

Ynet: Тонкая линия между счастьем и отчаяньем

Ynet: Любить по законам природы

К абсолютной свободе

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Москве. Урок №5

Вопрос: Если желание каббалистов к духовному настолько сильно, что они становятся его рабами, то почему мы называем их свободными людьми?

Ответ: А вы знаете, чего стоит такое желание? Вы не представляете, какими услаждениями, страстями, мыслями "задуривают" голову каббалиста, чтобы отвлечь его от цели!

Для того чтобы идти вперед и цепляться за цель, ему полностью стирают экран! Это не легкая прогулка!

Вопрос: Значит, свобода проявляется в том, что каждый раз я заново выбираю путь к Творцу?

Ответ: Каждый раз у тебя будет все больше проблем, а ты будешь над ними подниматься. 

Вопрос: А если я добьюсь такого состояния, когда у меня не будет никаких желаний, меня можно будет назвать свободным в каббалистическом понимании?

Ответ: Смотря как. Если рассматривать неживой, растительный и животный мир, то камень свободен относительно растения? Свободен! Ведь растению нужны особые условия и уход. А животное по сравнению с растениями еще больше несвободно. Оно более организованно, поэтому нуждается в более специфических условиях, иначе не сможет существовать и размножаться.

Человек по сравнению с неживым, растительным и животным миром совсем слаб. Чем более развито существо, тем оно более зависимо.

Поэтому, если ты станешь духовно развиваться, ты будешь все больше ослабевать, и наряду с этим подвергаться все б́ольшими проблемам! Но вместе с тем у тебя появится возможность выстраивать на себя такой экран, который даст тебе абсолютную свободу над всеми приходящими проблемами.

Из 5-го урока конгресса в Москве, 03.05.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как стать свободным?

Полная свобода!

Свобода – только поверх желания

Можно ли изменить срок жизни? (клип)

Можно ли изменить срок жизни?

Страница 38 из 77« Первая...3637383940...Последняя »