![]() | Могли бы вы описать какие-то характеристики состояния свободы? |
![]() | Могли бы вы описать какие-то характеристики состояния свободы? |
Человек никогда не сможет принять форму другого человека, похожего на него, так же как овес не уподобится пшенице. Ведь у каждой основы есть своя длинная цепочка из нескольких сот поколений, и данная основа включает в себя представления, выработанные всеми ими. (Бааль Сулам, статья "Свобода")
Вопрос: Чтобы перемешаться со всеми свойствами мира, нам не обязательно разлагаться в земле, как пшенице?
Ответ: Разлагаться означает, что я разлагаю себя и связываюсь со всеми людьми в мире.
Вопрос: Нам нужно только перевести фокус с себя на желания мира, чтобы сделать из мира общее кли?
Ответ: Нет, надо не просто перевести фокус, а выбросить в мир свое желание и вместо него получить желание мира. Это и есть то, что называется "разлагаться". Пока ты не сможешь впитать в себя все желания мира, ничего не получится.
Из урока по статье Бааль Сулама "Свобода", 14.04.2024
В час кончины человека его сопровождают не серебро или золото, и драгоценные камни, и жемчуга, а лишь Тора и добрые дела. (Бааль Сулам, статья "Свобода воли", глава "Обязанность выбора хорошего окружения")
Вопрос: Как правило, человеку неприятно думать о дне его смерти. Но эта точка дает важность выбора окружения и вклада в группу. Как можно держать в фокусе точку, что в час кончины ничего тебе не поможет, а только Тора и добрые дела?
Ответ: Под кончиной подразумевается не час кончины, а новое рождение. Так нам надо понимать саму смерть. Поэтому, естественно, Тора и добрые дела – это то, что тебя сопровождает и с чем ты входишь в новую жизнь.
Из урока по статье Бааль Сулама "Свобода", 13.04.2024
Это подобно основе пшеницы, которая хотя и сильно изменяется в силу трех последних факторов, тем не менее, сохранит прошлую форму пшеницы и никогда не примет форму другого вида. (Бааль Сулам, статья "Свобода", подзаголовок "Свобода личности")
Вопрос: Какой урок для себя мы должны извлечь из примера с разлагающейся пшеницей в работе десятки?
Ответ: Этот пример говорит о том, что в человеке все меняется, кроме одного незыблемого параметра, который является его центром, его основой. Поэтому мы можем менять в себе все, что угодно, от очень плохого до очень хорошего, от смерти до великолепной жизни.
Все изменения этих параметров зависят от нас, а то, что остается в нас незыблемым – это наши исконные решимот (духовные гены).
Вопрос: Мы тоже должны поменять свою форму, разложиться, перегнить, оставив в себе только исконное решимо?
Ответ: Конечно. Это то, что мы делаем в связи между нами и со всем человечеством. Далее...
Из урока по статье Бааль Сулама "Свобода", 14.04.2024
Вопрос: Когда сыны Исраэля почувствовали большую пустоту, то они возопили к Творцу. Этот вопль получился у них автоматически. В чем же здесь была их свобода выбора?
Ответ: Свобода выбора была у них раньше, когда они пребывали в Египте. А сейчас Творец собрал их и притянул к себе. Поэтому теперь они находятся в полной власти Творца.
Мы должны понять, что мы еще не ощущаем себя в пустыне, не чувствуем, что нам нечего есть. Поэтому мы не можем вскричать к Творцу, спрашивая, где та пища, которую мы ели в Египте. Мы еще не ощущаем Египта.
Вопрос: В чем отличие Исраэль от народов мира? В том, что народы мира в этой ситуации не обратились бы к Творцу?
Ответ: Нет, народами мира называются те, кто вообще не чувствуют себя относящимися к Творцу.
Из урока по статье из книги "Шамати", 12.04.2024
"И возопили сыны Израиля от работы"
Вопрос: Можно ли сказать, что путь Торы – это путь воспитания?
Ответ: Конечно. Тора – это учение о воспитании человека или, еще правильнее, общества.
Мы должны воспитывать себя быть добрыми, правильными людьми, поддерживать друг друга и подниматься над своей материальной природой.
Вопрос: А если человек решит идти путем страданий, т.е. естественным путем "будь, что будет", может ли он прийти к духовному раскрытию?
Ответ: Может. Но это очень долгий путь, на котором ему придется пережить очень много страданий.
Вопрос: Есть ли у человека свобода выбора? Допустим, я сейчас думаю, идти мне путем Торы или путем страданий. Или у нас нет этого выбора?
Ответ: У каждого есть. Не в каждый момент времени, но есть. В отличие от неживой, растительной и животной природы, человек может выбрать, как ему продвигаться.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 14.03.2024
Вопрос: Почему Творец сделал так, что человек не может связать страдания и путь Торы (путь исправления эгоизма)? Получается, что это невозможно сделать? В разуме еще можно это как-то связать – человек что-то слышал, что-то читал. Но в сердце – нет. То есть я не вижу: если я сделал что-то плохое, вдруг я за это получаю наказание.
Ответ: Если бы мы получали наказания за свои плохие действия немедленно, то это была бы не свобода воли, наше осознание, выбор, а просто понуждение. Мы были бы вынуждены поступать так, а не иначе, и ничего свободного в этом бы не было. Человеку не давали бы какие-то возможности действовать так или иначе.
Вопрос: Я понимаю, что это лишило бы нас свободы выбора. И все-таки, если сейчас в любой стране мира выйти на улицу и опросить тысячу человек: "Можете ли вы сказать, что все страдания человечества происходят от того, что мы не объединены, не любим друг друга, плохо себя ведем?" – я уверен, что люди не скажут: да, это так, именно это является причиной стихийных бедствий и катаклизмов.
То есть они не свяжут эти вещи между собой. И это уже после тысяч лет развития человечества. Почему?
Ответ: Потому что они не хотят вникать в природу, в которой мы существуем. Им легче оправдать себя и действовать так, как они считают нужным.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 14.03.2024
Вопрос: Если Творец помогает сатану (нечистой силе), и его влияние усиливается, в чем тогда моя свобода выбора?
Ответ: Природа состоит из двух противоположных сил. Ваша свобода выбора находится всегда посредине, чтобы вы шли по средней линии, а не по левой или правой.
Сатан – это эгоизм, Творец не помогает ему или помогает только в той степени, в которой надо уравновесить ваши положительные свойства. В таком случае Он делает ваше желание правильным, уравновешенным с обеих сторон природы.
Из урока по статье из книги "Шамати", 20.03.2024
Вопрос: Насколько я понимаю, путь страданий – это естественный процесс развития человечества?
Ответ: Это мы, люди, считаем этот путь естественным, потому что так ведем себя. А на самом деле – почему он должен быть естественным?
Вопрос: Разве наша действительность могла бы быть другой?
Ответ: Конечно. Почему бы нам не делать то, что приемлемо в глазах Творца и в наших ощущениях?
Реплика: Но каждый из восьми миллиардов людей понимает "глаза Творца" по-своему.
Ответ: Мы должны понять и принять, что желание Творца – это отдача, связь между нами, добрые действия. Нам нужно научиться оценивать добро со стороны других и делать им в ответ то же самое.
Если мы будем так поступать, то станем двигаться в своем развитии по доброму пути. А если нет, тогда наше развитие будет происходить из-под палки, ударами.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 14.03.2024
![]() | Существует ли свобода выбора у человека? |
Свойство "свобода", которого мы удостаиваемся в результате духовной работы, – это стремление быть выше желания получать.
То есть в мере сближения с Творцом человек подпадает под Его воздействие и начинает преобразовывать все свои желания, намерения, свойства в подобии Творцу.
Вопрос: А почему это называется свойством свободы, ведь он же фактически подпадает под влияние Творца?
Ответ: Освобождение от эгоизма и является для нас свободой.
Из урока по статье из книги "Шамати", 04.02.2024
![]() | Встретились на развилке две дороги, заговорили. Одна сказала, что она красивая и гладкая, но в конце ее пропасть, другая – что вся она в острых камнях и колдобинах, но в конце ее радость и счастье. Поговорили дороги и разошлись. А на развилке дорог остался человек, который все это слышал. И так и стоит там до сих пор, не зная, что ему выбрать… |
Вопрос: На чем должна быть сконцентрирована наша мысль, чтобы прийти к изучению Торы, как сказано, днем и ночью?
Ответ: Для этого надо понимать: все, что происходит в нас, что возникает в ваших мыслях и желаниях, исходит от Творца, и мы должны только правильно реагировать на это.
Вопрос: Если все мысли и намерения от Творца, то молитва, которая мне дается, тоже от Него, во всех точках я соединяю себя с Ним.
А как я могу перехитрить Его, чтобы как-то уговорить Его раскрыться?
Ответ: Упросить, а не уговорить или как-то обмануть. Просто просить. Именно в этом заключается ваша свобода воли.
Из урока по статье из книги "Шамати", 19.01.2024