Записи в разделе 'Свобода воли'
Сделай свой выбор

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как я могу продвигаться, если должен достичь состояния, в котором вообще не хочу духовной цели, а желаю остаться в материальной жизни?

Ответ: Я обязан постичь состояние, в котором нахожусь: разбитое решимо дэ-авиют. И поэтому я понимаю, что ничего не хочу, кроме как остаться в своем удобном загоне. Но одновременно, во мне есть решимо дэ-итлабшут - нечто со ступени, которая выше этого мира. 

С одной стороны, я констатирую, что желаю остаться животным. Но вместе с тем, у меня есть духовная цель, высший мир, и я мучаюсь, что не принадлежу ему и пребываю на этом животном уровне, кроме которого мне ничего не нужно. Я знаю, что таким образом останусь животным, а есть более высокая ступень.

Я очень хочу достичь этой высшей ступени, и вместе с тем, согласно своему желанию тянусь только к удобству и комфорту, пребыванию в полусне. Так желает мое сердце.

Однако, точка в сердце, призывает меня выйти и добиваться духовного. Невозможно понять, как во мне уживаются две такие несовместимые противоположности. И что я должен делать, если разрываюсь между ними двумя? Что определит мой выбор?

Из урока по статье "О Егуде", 31.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два главных путеводных знака восхождения

Точная духовная физика, а не фокус

Свет будущего состояния

Свободный раб

каббалист Михаэль ЛайтманТворцу совсем не сложно взять полную власть над творениями. Это высшая сила, о которой сказано: "Я – первый, и Я – последний", единственное, что действует и вершит всем.

Проблема только в том, как привести творения к свободе воли, самостоятельности. А свободу и самостоятельность нужно завоевать самим – это невозможно дать извне: "Я делаю тебя свободным, я делаю тебя самостоятельным!"

Как возможно это сделать? Мы не знаем, что такое свобода и независимость. Если мы скрываемся от какого-то неприятного ощущения, то уже считаем себя освободившимися от него. А если мы выходим из-под давления, чьей-то власти, то считается, что мы стали независимыми. Но это неправильно.

Если мы – это желание, то прежде всего необходимо желание, потребность к независимости и свободе. А это проблема. Как может быть что-то независимое в творении, являющемся продуктом определенных, породивших его сил?

Если же нет независимости, то нет творения – есть какая-то белковая материя, существующая по четко определенным законам и находящаяся под воздействием всевозможных сил, которые развивают и поддерживают ее, приводят к рождению и смерти. Но во всем этом у нее нет никакой самостоятельности ни в чем. 

Если посмотреть на жизнь всех людей, то становится видно, что они ничего сами не решают. Откуда у них могло бы взяться самостоятельное желание и такая возможность?

В этом вся проблема Творца, если можно так сказать, при создании творения. Ведь творением называется только тот, кто обретает самостоятельную силу. Самостоятельный – значит, отделенный от Творца. Но как такое возможно? А если он не отделится, то как достигнет независимости?

Поэтому нам необходимо пройти через ощущение изгнания, и не одного, а уходящего и возвращающегося несколько раз, на все более внутренних уровнях. Первое изгнание – Вавилонское, если можно назвать его изгнанием. Второе – Египетское изгнание, третье – Персидское или Мадайское, и четвертое – это наше, последнее изгнание.

Таких изгнаний мы достигаем в своей внутренней духовной работе, приходя к осознанию своей зависимости и тогда узнаем, как стать независимыми. Ведь наше партнерство с Творцом, слияние с Ним, предполагает нашу самостоятельность. Иначе я не могу быть партнером.

Даже когда говорится о том, что я раб Творца – это не то рабство, в котором я изначально был рабом. Я сам делаю из себя раба Творца из совершенно независимого состояния и ступени. Ступень раба предполагает существование противоположного ему положения, то есть полной свободы.

Из урока по статье Рабаша, 07.04.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Основа независимости - это отделение от Творца

Добровольное рабство любви

Маска, я Тебя знаю!

Двоевластие одной силы

каббалист Михаэль ЛайтманВ результате своей работы в группе, учебы, распространения, нам нужно достичь такого состояния, когда мы почувствуем, что находимся под властью двух сил. Одна власть - это власть нашего эгоизма, злого начала, Фараона, царя Египта, который держит нас в рабстве.

Но иногда, больше или меньше в зависимости от продвижения человека, проявляется другая власть - доброго начала, силы отдачи, стремления выйти из себя навстречу товарищам, поручительству, единству.

Человек находится в условиях такого двоевластия, под управлением двух ангелов: доброго и злого начала, которые держат его под руки с двух сторон и ведут вперед к цели творения. Разумеется, злое начало тоже действует согласно программе Творца и помогает человеку продвигаться независимо, реализуя свою свободу выбора.

Ведь если бы он не обладал свободой воли, то был бы животным, а не человеком. Благодаря тому, что он выясняет для себя, как использовать злое начало и доброе начало, силу получения и силу отдачи, и выбирает как продвигаться при их правильном совмещении, этим он строит себя как человека в подобии Творцу.

Связь между злым и добрым началом начинается с первого похода к Фараону вместе с Творцом. Человек начинает устанавливать две эти силы друг против друга. Обе они находятся в его распоряжении. Он сам решает согласно своему внутреннему состоянию, какая из них управляет им сейчас, и может даже переходить из одной власти в другую, выбирая, кто будет над ним властвовать и почему, способен ли он это сделать или нуждается в помощи высшей силы. 

Фараон хочет властвовать, и если человек согласен с тем, чтобы злое начало отделило его от Творца, значит он действительно находится в изгнании. То есть он приписывает своему злому началу самостоятельную силу и говорит, что не способен ему противостоять, находясь у него в полном рабстве.

Разумеется, если человек думает так, значит является рабом. Но все зависит от него самого: он решает в какой форме Фараон будет использовать его или он - Фараона.

И вся эта работа была для того, чтобы раскрыть, что нет тут другой силы, а только одна, как сказано: "Я сам, а не Мой посланник". Человек выясняет, что Творец находится выше обеих сил: и доброго, и злого начала. Обе эти силы приходят сверху. За счет них обеих, раскрывающихся поочередно одна за другой, человек приходит к окончательному выводу, что существует сила выше них, которая играет с ним с помощью двух этих ангелов: доброго и злого начала.

То один из них приходит к человеку, то другой, из-за чего тот чувствует, что его бросает из одной крайности в другую, в двух направлениях. Но таким образом в нем формируется отношение к одной и другой силе, а в конце концов, к единственной высшей силе - к Творцу.

Из урока по письму Бааль Сулама, 02.04.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Оказывается, я - раб фараона

Моя жизнь принадлежит Фараону

Творец, Фараон - и я между ними

Сила свободного человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Большая удача даже не в том, перейду я махсом или нет, а уже в том, что Творец привел меня учиться. От чего это зависит?

Ответ: Это Творец приводит человека к доброй судьбе, а мы не можем на это повлиять. Мы можем лишь постараться, чтобы уже придя учиться, человек реализовал себя.

Вопрос: Но почему нас так мало из всего мира, такой крохотный процент?

Ответ: Нас не так мало, мы обладаем огромной духовной силой, большей, чем весь остальной мир. Ведь какой силой располагает весь мир, полностью управляемый свыше, по сравнению с одним человеком, имеющим свободу воли и способность влиять на реальность? Это невозможно сопоставить.

Все люди, живущие в мире, обладают совокупной силой равной одному человеку, занимающемуся в каббалистической группе. Если бы они захотели повлиять на духовный мир, то должны были бы все соединиться вместе на своей ступени, и тогда они стали бы равнозначны одному нашему товарищу.

Как вся неживая природа равна одному растению, все растения - одному животному, а все животные - одному человеку. Так и среди людей, если все управляемы сверху, и есть один, имеющий какую-то независимость, то все они равнозначны ему одному. Если все они объединятся на своей материальной ступени, отменяя каждый себя, то сравняются с одним, изучающим каббалу. Таково соотношение между ступенями.

Из урока по статье "О Егуде", 31.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не числом, а умением

Система без меня не справится

Один человек вызывает возвышение или падение мира

Источник духовного движения

каббалист Михаэль ЛайтманНасколько люди должны изучать и познавать пути Творца, ибо каждый день раздается голос, возглашающий: "Берегитесь, жители мира, закройте врата прегрешений, избегайте сетей, в которые попадаются люди, прежде чем ноги ваши запутаются в этих сетях".

"Колесо, всегда вращающееся в мире" – высший суд, "поднимается и опускается" – т.е. поднимает людей и опускает их. Горе тем, чьи ноги отвергаются этим колесом, ибо они падают в пучину бездны, хранимой для грешников мира. [Книга Зоар с комментарием Сулам. Глава Пкудей, п.3]

Здесь указывается два пути развития, ведь человеку дается свобода воли, но очень ограниченная, поскольку программа творения все равно должна быть выполнена, и она выполняется. Свобода воли заключается только в том, чтобы осознать единственность и оптимальность этой программы и добровольно выполнять ее.

Но даже если нам и видится, насколько эта программа действительно полезна, действенна и необходима, ей противостоит наш эгоизм, не позволяющий нам выполнять ее. И это изначально сделано специально, потому что две силы, положительная и отрицательная (отрицательная изнутри человека и положительная снаружи), воздействуют на нас, и между ними проявляется свобода воли.

Ведь если человек создан Природой/Творцом, Высшей силой, светом, то он уже не может быть абсолютно свободным, а находится под воздействием этой силы, как и все в природе. 

Как сделать наши мысли и желания свободными, чтобы мы могли существовать независимо от Творца? Вот здесь нам и даются две нисходящие свыше силы: эгоизм и одновременно возникающее в нас свойство отдачи, которые оба находятся под управлением Высшей силы и развиваются параллельно. Между ними и происходит взаимная борьба, противодействие, противостояние.  

Если мы ставим себя между ними, мы можем выбрать такое состояние, когда притяжение с одной и притяжение с другой стороны уравновешивают друг друга. Точка равновесия между двумя силами является средней линией, и, находясь в ней, мы ощущаем себя абсолютно свободным и от своей эгоистической природы, и от высшей Природы.

Здесь возникает проблема: как же нам выбрать что-то. Ведь человек не может действовать как "буриданов осел". Если перед ним стоят два абсолютно одинаковых объекта, то он не знает, что выбрать. Как только у него появляется стремление к одному из них, тут же возникает такое же стремление к другому. И он находится между ними в раздвоенном состоянии, не зная, что предпочесть.

При этом мы испытываем очень нехорошие ощущения, ведь, с одной стороны, на нас вроде бы ничего не воздействует, а, с другой стороны, мы не знаем, как поступить. И именно в таком состоянии у человека появляется возможность создать в себе лично источник нового движения.   

Эта точка является началом человека в нем, из которой он может вырастить в себе Человека. Ведь до этого он был как кукла, которую высшее управление дергает за ниточки, и потому она действует.

Только взрастив в себе Человека, мы начинаем ощущать, как нисходят свыше реки света, впадают в море – Малхут мира Ацилут, и это море не переполняется, а, наоборот, ведет нас вперед.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 16.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Построение духовного образа

Создать из себя Человека

С чего начинается Человек

Ужать "я" и расшириться в "мы"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если в системе действуют незыблемые законы, то как человек может вывести эту систему из равновесия? Разве человек находится вне природы?

Ответ: Вся система соединена и действует по незыблемым законам. Но внутри этой интегральной системы есть такая особая прослойка, начинающая расти, которая называется "человек".

И у этой прослойки есть возможность раскачивать систему, выводить ее из равновесия и каждый раз возвращать в него, еще больше разбалансировать – и снова возвращать. Всякий раз этой прослойке, называющейся "человек", предоставляется такая возможность. Ведь именно таким путем эта прослойка обретает чувства и разум всей системы, выводя систему из равновесия и возвращая в него.

Разумеется, прослойка делает это не своими силами: система выводится из равновесия согласно особой программе относительно той прослойки, которая называется "человек". Есть специальные силы и формулы, которые разбалансируют эту систему относительно человека. Высший мир не меняется – изменяется только его представление нам, сфера, внутри которой мы находимся.

Это делается для того, чтобы мы познакомились с системой и потребовали от нее вернуться в равновесие. Благодаря тому, что мы познаем дисбаланс и требуем вернуться в сбалансированное состояние, мы обретаем разум и чувства, познаем общую программу всей системы. И тогда мы начинаем сжиматься и расширяться: делать вдох и выдох, в такой форме изучая систему. 

Вопрос: Так есть у человека свобода выбора или нет?

Ответ: Свобода выбора человека в том, чтобы мобилизовать внутри этой системы таких же как он людей, и вместе потребовать баланса. В этом единственная свобода, данная человеку. Это работа в группе с подобными ему людьми. Он может постепенно расширить этот слой, охватив все человечество – соединиться с ними и потребовать гармонии. Это требование называется подъемом молитвы, МА"Н.

Нужно стремиться измениться. В той степени, насколько ты уравновесишь себя с системой, ты начнешь ее ощущать. Насколько ты сможешь ужать свое "я", настолько ты расширишься и распространишься в "мы", и на этой площади почувствуешь равновесие и гармонию всех действующих там сил истинной природы. Только тогда ты сможешь понять, что происходит.

Нет большей радости, чем разрешение сомнений. Именно за счет того, что ты включаешься в гармоничное состояние, в котором все уравновешено, приходит свет и наполняет все желания – это и рождает истинную радость.

Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 21.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Закон всеобщего равновесия

Счастливое равновесие: "Мы и мир"

Один за всех, все за одного!

Добавь свое зернышко на чашу мира

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Поручительство": Каждая заповедь, выполненная любым из народа Израиля, направленная на доставление наслаждения Творцу, без требования какой-либо платы и любви к самому себе, служит толчком к развитию всего человечества.

Ведь невозможно это сделать одним скачком, а лишь медленным поступенчатым развитием до степени, необходимой для достижения всем человечеством желательного очищения. Как сказано: "Выполняющий одну заповедь, перевешивает себя и весь мир на сторону заслуг".

То есть, в конце концов, каждый из народа Израиля вносит свою лепту в вынесение окончательного решения, подобно тому, как взвешивающий семена кунжута добавляет по зернышку на чашу весов до тех пор, пока не закончит взвешивание.

Условия эти очень тяжелые. Есть люди, которые готовы к ним больше, а другие – меньше. Это зависит от прошлой подготовки, от всего пройденного, от корня души. Есть люди, которые не могут с этим смириться и уходят. Приходя учиться, человек первые годы не слышит то, что ему говорят. И хорошо, что не слышит! Поэтому наука каббала была скрыта столько времени, чтобы не узнали об этих тяжких условиях.

Именно относительно этого условия и произошло разбиение, крушение Первого и Второго Храмов. Поэтому нам было нужно отдалиться от места разрушения, ведь мы были не способны, а вынуждены 2000 лет страдать в изгнании, чтобы постепенно приблизиться к тому условию, из-за которого упали те великие люди времен Храма. 

В наши дни, мы приходим уже подготовленными и получаем все объяснения, которые Бааль Сулам дает в статье "Поручительство" настолько прямо и открыто, ставя нас лицом к лицу с этим условием так, что от него просто некуда скрыться. Но и даже после всего этого, люди, придя учиться, первые десять лет не воспринимают сказанное.

По крайней мере, они уже находятся рядом с этими словами. Тогда как во все прошлые круговороты жизней, они были далеки от такого открытия. Сейчас же условие уже раскрывается, но они его пока не воспринимают. Еще существует сопротивление – уже есть физический контакт, но пока не внутренний. А потом эти слова постепенно начинают все больше входить в человека, путем разочарований и разных проблем, неприятных событий. Нужно несмотря ни на что продолжать и, тем временем, это будет работать.

Работает это через окружение, которое обязывает человека, дает ему различные задания, посылает на распространение, на дежурства. И это пробуждает его, ставит перед необходимостью – он обязан выполнить порученное, иначе его не оставят. И таким образом, это очень влияет на него и продвигает, ускоряя его развитие. В итоге, он начинает видеть, что у него нет выбора, и то, что он прежде считал духовным, совсем им не является. А настоящее духовное он не постигает и не способен постичь.

Он начинает понимать, что все определяется чувствами, а не разумом. А чувствам, как говорится, не прикажешь. Они зависят не от нас, а только от света, возвращающего к источнику, который изменяет ощущения человека, его желания. Так он постепенно усваивает эти понятия: что такое, на самом деле, любовь в ближнему и насколько невозможно достичь ее собственными силами, а всецело зависит только от света.

Тогда все свои действия он уже начинает организовывать так, чтобы свет повлиял на него и исправил. Это большая революция, происходящая в человеке после многих лет пребывания в группе, в процессе исправления, учебы и распространения. И всему миру придется пройти через нее.

Но нам нужно понять, что каждое совершенное нами действие добавляется на счет всего мира. В интегральной системе нет ничего такого, что происходя лично со мной, не ощущалось бы во всех. В конце исправления раскроется, что мы сделали для всех, каждый из нас. У нас будет общий разум, общие чувства, и мы сможем вместе воспринять всю эту систему. Каждый будет равен всей системе.

Так откроется, как именно действовал каждый во всей этой системе на благо другим. Будет учитываться, не как его привели к этому сверху, подталкивали, какие ему дали условия, а какие он сам в данных ему условиях приложил удельные усилия, реализовав свою свободу выбора.

Все это раскроется в конце исправления, и каждый устыдится перед достижениями товарища. Таким образом, исправляется тот стыд, который лежит в самом нашем корне и послужил причиной всего нисхождения миров.

Из подготовки к уроку, 04.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Лестница любви к ближнему

Система без меня не справится

Система зависит от каждого

Человек управляющий или человек управляемый?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: С одной стороны, мы видим, что человек - это часть природы, и все происходящее в ней оказывает на него влияние. Но с другой стороны, мы ставим себя на верхушку всей пирамиды, как венец творения, нечто высшее, стоящее поверх всей природы.

Мы отличаемся от других созданий своим разумом, мудростью, способностью к планированию и развитию. В нас есть некое особое добавление, которым не обладает ни одна другая часть природы. Какое же место занимает человек в системе природы?

Ответ: Человек, безусловно, является неотъемлемой частью природы. Наше тело принадлежит животному уровню, все его системы подобны животным и в них нет ничего особенного. Мы точно так же рождаем детей и ухаживаем за ними, как любое животное.

Человек же начинается там, где возникает его мысль, образование, сила разума, интеллект, развивающийся из поколение в поколение. А вместе с разумом развились чувства, осознание того, где я нахожусь, кто я такой. Эти вопросы просыпаются в каждом поколении, но все в более новом качестве.

Очень большую роль тут играет образование. Кроме естественного развития от природы, мы также сами развиваем себя с помощью специально построенных систем, передавая научное знание и опыт из поколения в поколение. Это не просто опыт выживания, который животные передают своим детенышам. 

Человек передает своим детям мудрость, научное знание, мировоззрение. И потому мы оказываемся самыми сильными и способными развить такие средства, которые животным недоступны. Обезьяна не смогла использовать ничего, кроме палки - человек же изобретает самые хитрые инструменты.

Животное всецело управляется природой на уровне инстинктов и не спрашивает, откуда приходят приказы, которым оно повинуется. Человек же может  спрашивать: почему так происходит и можно ли сделать как-то по-другому? Он ищет, как выйти из всех неприятных ситуаций и достичь большего комфорта. Вроде бы он руководствуется тем же принципом, что и животное. Но животное действует инстинктивно, как машина. И хотя в человеке тоже заложено очень много инстинктов и привычек, передаваемых даже из поколения в поколение,  от родителей к детям, но его особенность в том, что он все время учится.

Человек учится от окружения, которое обладает очень сильным влиянием на него, и меняется в соответствии со средой. В нем живет стремление выйти из своего места, развиваться, завоевывать новые пространства, чувствовать себя властвующим, понимающим, силой использовать все, что находится вокруг него. Но мы видим, что если человек так действует согласно  своему желанию, то он все время вынужден спасаться от зла, которое сам причиняет себе. В результате, он оказывается самым несчастным, несмотря на то, что стоит выше всей природы.

Мы развиваемся под давлением своего эгоизма, которого нет в животных. Животные действуют только на основе инстинктов, а человек обладает свободой выбора: что и как делать.  Выходит, что в каждой жизненной ситуации я имею возможность поступать хорошо или плохо по отношению к другим, разумеется, всегда исходя из собственной выгоды. Однако мне нужно хорошенько проверить, что именно мне на благо. Ведь человек отличается от животных еще и тем, что обладает разрушительной силой, и способен вредить самому себе.

Сила разрушения - это власть нашего эгоизма. И человек обязан исполнять приказы этой силы, даже понимая, что она обрекает его на очень трудную жизнь. Он вынужден подчиниться этому внутреннему стремлению. Видя, что стоит на пороге войны, он все же не может остановиться и готов пойти на смерть, потому что его эгоизм сильнее инстинкта самосохранения.

Животное никогда не может пойти против своего инстинкта самосохранения. Самка способна даже бросить детенышей, спасаясь от преследования львов или волков, оставив их на растерзание. Природный инстинкт говорит, что большая и здоровая особь более важна, чем маленькая и слабая, а потому должна спастись в первую очередь. Так природа обязывает поступать животное, повинуясь инстинкту продолжения рода. Тогда как человек может действовать совершенно иначе. Мать готова смертельно рисковать своей жизнью, лишь бы спасти своих детей, что совершенно не свойственно животным.

Животное просто борется за свою территорию, за пропитание и продолжение рода. А как только оно чувствует, что слабее противника, тут же уходит без всякого стыда и угрызений совести. Эти чувства у животного просто не существуют, а есть обычный инстинкт, как будто это работают некие силы, а не биологические тела. Они просто измеряют, какая сила больше, и более слабый подчиняется. А человек готов воевать за "правду", "справедливость", "истину" - но все это проявления его гордыни, его эгоизма. Он должен доказать свою правоту и этим реализует свое ощущение человеческой личности.

Наше тело ничем не отличается от животных. Человек в нас - это наша гордость, зависть, честолюбие, именно они отличают нас от животного мира. Поэтому место человека в природе не такое, как у всех остальных ее неживых, растительных и животных частей, и мы инстинктивно отделяем себя от остальных. А кроме того, мы можем властвовать над остальными частями природы: убивать животных, сажать в клетку, делать из них домашних животных, выращивать и использовать в пищу. И тем более, мы полностью распоряжаемся растительной и неживой природой, считая себя как бы выше всей природы.

Но если посмотреть на человека, то мы увидим, что он выделяется своей завистью, жаждой власти и почета, не относящимися к животным инстинктам и потому поднимающими его надо всеми остальными. И при этом, человек тоже управляется природой. Ведь если я не знаю, что случится в следующий миг, это ставит меня в ряд обычных животных. Если я не властен над своим будущим даже на следующее мгновение, то уже попадаю под власть природы надо мной.

Поэтому мне нужно посмотреть: а кто я такой на самом деле - управляющий или управляемый? Вроде бы я управляю какими-то уровнями, находящимися подо мной. Но я не властен над самим собой и над человеческим обществом, а управляем сверху! То есть мне дали возможность властвовать над неживой, растительной и животной природой, а над самим собой и над тем, что выше меня: над моей судьбой и будущим я не властвую, а полностью управляюсь.

В этом и заключается вся трагедия человека, который кажется таким сильным и преуспевающим во всех делах, обладающим развитыми чувствами, разумом, сознанием, мощными средствами. И развившись до такого уровня, мы вдруг раскрываем, что не можем даже прикоснуться к самому главному.

Из 305-й беседы о новой жизни, 23.02.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Четыре ступени свободы и рабства

Вырасти Человеком

Неживое, растительное, животное, человек

Тающий циферблат

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.61, 63: Мир в течение шести тысяч лет своего существования подобен единому парцуфу, состоящему из трех частей: ХаБаД, ХаГаТ и НеХИ. Об этом сказано: "Первые 2000 лет – хаос, вторые 2000 лет – Тора, последние 2000 лет – дни Машиаха". И только благодаря совершенствованию низких душ последнего периода могут раскрыться высшие света – и не ранее.

Света и сосуды выстроены в обратном порядке, и потому сосуды, павшие ниже всех, до разбиения были самими высокими.

А значит, хотя мы пребываем в низком, разбитом состоянии, но своим исправлением способны добавить общему сосуду огромную мощь, благодаря чему раскроется большой свет.

Первые поколения были сильны в реализации и относительно чисты по своему желанию, и потому их мудрость, их слабый свет хохмá – это не та методика и не тот свет, который мы раскрываем в своих сосудах. А с другой стороны, согласно обратному порядку светов и сосудов, свет хохмá раскроется в сосудах ХаБаД, тогда как мы относимся к сосудам НеХИ.

Ну а в конце исправления весь свет и весь сосуд станут единым "круглым" целым.

Вопрос: Почему шесть тысяч духовных ступеней описываются как шесть тысячелетий? Выходит так, что Творец создал творение и поставил ему ультиматум – завершить исправление не больше чем в определенный срок?

Ответ: Существует система миров АБЕА: Ацилут, Брия, Ецира и Асия. В этой системе Ацилут является миром исправления, он не относится к разбитым сосудам, а создан затем, чтобы исправлять их. Что же касается миров БЕА, они представляют собой "место", окружение, состояние, в котором существуют разбитые сосуды, разбитые души. 

В действительности есть лишь одна душа – Адам Ришон. Душа эта разделилась, или разбилась на множество частей, которые, сообразно своему духовному уровню, упали в миры Брия, Ецира и Асия – и должны быть выявлены заново. Согласно степени разбиения, эти части подразделяются на три группы – ХаБаД, ХаГаТ и НеХИ – и выявляются в соответствующем порядке: Брия, Ецира, Асия, от легкого к трудному.

Части, относящиеся к мирам Брия и Ецира, а также к двум верхним третям мира Асия, выявляются согласно программе творения. Ведь на данном этапе сосуды еще не поделены в правой и левой линиях так, чтобы между ними можно было задействовать свободу воли.

И только в сосудах нижней трети НеХИ, т.е. начиная с нашего поколения, которое называется "последним", появляется возможность развиваться быстрее и эффективнее, чем это заложено в программе творения. Ранее она определяла связь и темп противостояния светов и сосудов посредством пробуждения свыше, действительно рассчитанного на шесть тысячелетий. Теперь же раскрывается новая методика.

Ведь творение – это не просто "продукт" с заданными характеристиками, лишенный потенциала к чему-либо новому и поэтому непонятно для чего существующий. И именно мы, желая реализовать программу творения самостоятельно, своими силами, тем самым оправдываем творение, подтверждаем, что оно создано не просто так, без всякой пользы, что оно не "автомат".

Польза творения в том, что оно позволяет человеку искать и находить возможность для подключения к процессу по собственной воле, чтобы ускорять исправление и продвигать творение вперед, поднимая МАН, просьбу. И тогда всё творение принадлежит ему, тогда мир заслужен им.

Итак, время развития сокращается – но не потому, что в этом есть какая-то настоятельная необходимость. Это просто признак того, насколько человек сам стремится завершить, исправить творение. Почему? Потому что в исправленном сосуде можно доставить максимальное удовольствие Творцу.

А значит, отныне мы способны ускорять время, так чтобы все наши действия были ради отдачи, и тем самым привлекать к исправлению весь мир.

Вопрос: И все-таки, почему этот духовный процесс сопряжен с материальными сроками?

Ответ: В своем восприятии ты проводишь разделение на духовное и материальное. А на самом деле, "материальным" называется намерение ради получения, а "духовным" – намерение ради отдачи. И как может быть одно без другого?

Всё спускается свыше, и духовным корнем определяется материальная ветвь. В этой ветви есть неживая, растительная и животная природа – всё, что мы видим, все желания, которые сами не могут инициировать никаких перемен по отношению к Творцу. А также в ней есть человеческая природа – не человек этого мира, а Человек, способный уподобляться Творцу. Только такие люди относятся к уровню Адам – те, кто отдает, а не получает.

И то же касается сроков: есть временн́ые сроки для неживой, растительной и животной природы, и есть особое время, относящееся к человеческой ступени, к тем, кто поднялся над природой, над естеством. Они ощущают свое время, свое состояние, свои ступени, в мере того, насколько исправили себя. Для них время определяется не суточным циклом, не календарными датами. Циферблат часов просто исчезает из восприятия, если ты окончательно исправляешь хотя бы себя лично.

Итак, мы с вами живем в конце шести тысяч лет, и наш период уникален тем, что у нас есть возможность свободного выбора. Причем работаем мы не только за себя, но и за все шесть тысячелетий. Ведь все те, кто ранее формировал лестницу духовных ступеней, зависят от нас. И если мы привлекаем светá, пускай самые малые, наверху они проявляются как самые большие.

Нам трудно оценить свою работу, поскольку мы не видим ее результата, и тем не менее, это так.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 25.02.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сто лет страданий

Поколение, лишенное корней

Эпоха перебродившего эгоизма

Давайте подниматься без падений

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Рабаша "Страдания в работе": Что может сделать человек, чтобы не переживать падения, то есть страдания от своей удаленности от Творца? Как возможно никогда не падать в низменные состояния?

Совет тут: самому произвести расчет с собой и увидеть, насколько твои мысли и желания еще далеки от слияния с Творцом.

То есть еще находясь на подъеме, уже нужно анализировать себя и искать недостатки, и тогда не понадобится падать ниже, в никчемные мысли и желания. Вместо этого, даже в состоянии подъема будешь искать возможности подняться еще выше.

Мы начинаем свой путь снизу вверх с крохотного желания - с единственной точки в сердце. Это точечное желание не задает человеку никакого направления и не обладает никакой мощностью - ведь это всего лишь точка. Меня к чему-то влечет, но я не понимаю, к чему именно.

Однако за счет того, что я прихожу в группу, мое желание начинает оформляться. Я уже знаю, к чему должен стремиться, куда идти. Проходит несколько лет, пока я наконец не пойму, что это стремление должно быть направлено к соединению, а не просто к высшей силе. 

Я уже осознаю, что высшая сила не находится где-то на небесах, а раскрывается внутри меня: что это сила отдачи и любви, наполняющая всю высшую реальность. Если я обретаю свойства отдачи и любви, то благодаря этому ощущаю высшую силу, высшее измерение и высший мир.

Проходит довольно много времени, пока в человеке не сформируется такой подход. И время это не утекает бесследно. Каждую секунду происходят большие изменения, на которые требуется продолжительное время. Точно так же, как в нашем мире период формирования неживой природы, создания вселенной, был самым длительным и занял миллиарды лет. Растительный мир сформировался уже во много раз быстрее, животный мир - еще быстрее, а человечество развилось очень быстро относительно всех предыдущих уровней.

Так и мы, тысячи лет вели обычное земное существование, пройдя многие круговороты жизней. А когда мы наконец удостаиваемся пробуждения свыше, от которого в нас просыпается точка в сердце, тогда счет идет всего лишь на годы. Но все же это годы.

С этого момента, я уже настраиваюсь точно на цель и знаю, как к ней продвигаться, попадаю в группу, нахожу учителя и книги. Я выясняю, что это цель человеческой жизни в этом мире, к которой меня наконец привели после многих круговоротов жизни для того, чтобы реализовать ее и достичь какого-то жизненного результата, не растратив эту жизнь зря. Здесь я уже получаю свободу выбора, какой дорогой идти: путем Торы или путем страданий.

Путь страданий - это когда во мне просыпается какое-то неосознанное желание и я начинаю выяснять, отчего мне плохо. Уходит время, пока я нахожу причину зла и выясняю, как исправить ее и сделать хорошо. Естественный путь развития - очень длинный и включает в себя множество этапов. Тогда как, на пути света, ускорения времени, я должен сам искать недостатки, средства для продвижения.

Движущие мотивы для продвижения я могу получить от окружения. Главное, чтобы мое стремление к развитию изначально ориентировало меня в правильную сторону, и я знал, что ищу. Всегда нужно искать недостаток свойства любви и отдачи, соединения, единства, поручительства, слияния с высшей силой, то есть любви к ближнему.

Если я ищу такие недостатки, то уже не нахожусь в одной точке желания, не имеющей никакого направления - а знаю, какой цели должен достичь.

Из подготовки к уроку, 10.02.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Старое состояние, но в укрупненном масштабе

Можно ли обойтись без падений в работе

Главное, не растягивать время

Переправа любви

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек создан в "грехе", т.е. в эгоистическом желании – в мыслях лишь о себе.

Это противоположно глобальной системе Природы, которая представляет собой огромную интегральную, аналоговую систему, где все происходит только во всеобщем взаимодействии. Поэтому формула, по которой действует Природа, – это формула всеобщего равновесия между всеми ее частями для выполнения общей задачи.

Задача человечества – соединиться между собой так, чтобы превратиться в одно единое целое, исходя из изначального разбиения.

Неживая, растительная и животная части природы выполняют программу творения инстинктивно, поскольку Природа действует в них непосредственно сама. При этом у них нет никакой свободы воли, никаких возможностей изменить что-то самим.

Люди отличаются от животных тем, что у них есть свобода воли, и чтобы реализовать ее, им дано противоположное Природе свойство – эгоистическое, вынуждающее их действовать во зло другим, а значит, и самим себе, потому как они являются частью всей интегральной системы. Но, не понимая этого, они нарушают равновесие Природы.

Получается, что находясь внутри этой матрицы, человек настолько близорук, что не видит ее гармонии, и пытается все время урвать, притянуть все к себе, нанося этим большой вред, поражения и ущерб самому себе. И ему не понятно, почему его инстинктивное эгоистическое взаимодействие с миром, данное ему от природы, причиняет ему вред. 

В итоге своего исторического развития человечество постепенно начинает приходить к пониманию, что эгоизм – это зло, которое раскрывается во взаимодействии между нами, и от этого невозможно убежать.

Мир представляет собой единую систему – сегодня это уже неоспоримый научный факт, – а наш эгоизм все равно шепчет: "Урви здесь, урви там, сделай так, как тебе лучше". И получается, что мы никуда не можем от него деться, как в притче о скорпионе и лягушке.

Скорпион попросил лягушку перевезти его на другой берег, пообещав ей, что не ужалит ее, иначе сам же и утонет. Но посреди реки он не удержался, укусил лягушку, и они оба пошли ко дну.

Так и мы все время хотим ужалить друг друга, урвать себе. Мы не видим дальше своего носа. Наша близорукость – это огромная проблема. А чтобы выйти на следующий, зрячий уровень, нам не хватает свойства отдачи и любви, свойства включения в других, ощущения того, что всё вокруг – это мое, родное.

Если бы я видел все семь миллиардов людей, живущих на Земле, как своих детей или как части своей души, когда, отдавая им все, чтобы присоединить их к себе, работая только на эту систему, я создаю свою душу, собирая ее по частям своим новым альтруистическим отношением, своей любовью, – тогда бы я действительно приобрел эту душу.

Все желания человечества, все намерения, стали бы моими, и я получил бы пропуск на следующий уровень мироздания. Я вошел бы в системную, аналоговую, интегральную, вечную, совершенную матрицу, и жил бы в ней. Я закончил бы существование на животном уровне, где фактически работаю только для поддержания своего животного тела, и поднялся бы на уровень существования в свойстве отдачи и любви между всеми частями мироздания, а не в свойстве эгоизма "получи и урви". 

Такой фазовый переход, конечно, огромная проблема для нас. Перед нами стоит задача – перейти на следующий уровень. В этом заключается единственная причина нашего пребывания на материальном уровне – чтобы из него подняться на противоположный уровень, преодолеть в себе эгоистическую тупость, как у скорпиона, и понять, что мы обязаны себя сдерживать. Таким образом мы обретем новую, райскую жизнь на другом берегу реки, мирно "переправившись на лягушке".

Ведь скорпион был уверен, что не ужалит лягушку. Кто же будет убивать сам себя? Но наша эгоистическая природа выше нас. Как обезопасить себя, чтобы на своем пути не жалить друг друга, хотя наш эгоизм, наше злое начало, постоянно подталкивают нас к этому?

Такой метод  предлагает нам наука каббала – метод исправления Высшим светом, когда человек входит в определенное окружение и работает в группе, подготавливая себя к переходу в новое измерение.

И если он еще не готов к этому, ему не дадут погрузиться в воду, чтобы переплыть на ту сторону. На этом берегу его постоянно будут удерживать какие-то причины, и человеку будет понятно, что ему еще не хватает экрана – защиты от своего эгоизма, от самого себя. В этом и заключается наша работа.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 02.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единая душа

Моя половина монеты

Рождение состояния "Адам"

На повороте истории

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему именно так развивается человеческое сообщество на протяжении всей истории? Неужели невозможно было нам обойти все огромные трагедии в нашей истории? И вот сейчас мы также находимся в каком-то непонятном никому состоянии!

Ответ: Все как раз-таки понятно …до нашего времени. Да и далее все понятно, кроме тех событий, которые определятся в будущем именно нами, людьми, всеми, нашим свободным выбором – и поэтому он заранее неизвестен. А вот до сего дня выбора не было, и все происходило в истории по строгим законам развития – неживой, растительной, животной и нашей, человеческой природы.

Из Каббалы мы изучаем, что наш мир появился в результате создания желания получать наслаждение. Это единственное творение в итоге своего развития – разбилось на множество частей, а после разбиения эти части упали до уровня нашего мира и создали его 4 уровня: неживой, растительный, животный, человеческий.

Из нашего низшего (эгоистического) мира эти 4 вида желания должны, объединяясь, подняться к своему источнику, корню, из которого появилось (родилось) единой желание.

Поэтому вся наша история – это движение к объединению, которое достигается войнами, взаимной деятельностью, искусством, торговлей – всеми нашими действиями, в процессе которых мы вступаем во все большие связи, понимания, перенимая друг у друга свойства - и т.о. включаясь друг в друга. 

Особенно это объединение (пока еще эгоистическое) произошло на последней стадии развития нашей цивилизации – капитализме, т.е. при посредничестве капитала, развития промышленности и торговли – создании  на их основе глобальных общественных, политических, экономических отношений, мы пришли к глобальному эгоистическому сообществу. Развивающийся в людях эгоизм привел к развитию промышленного производства, которое  привело людей всего мира к эгоистическому объединению.

Далее мы должны раскрыть все зло эгоизма и решить: а) плыть по течению, куда он заведет нас, или б) исправлять его в нашем правильном объединении.

Вот это решение – наше, свободное и поэтому вплоть до него вся история была заранее известна, а с момента необходимости принятии решения и далее – неизвестна. Вернее, известно, что будет происходить в каждом из случаев, но в каком из них мы окажемся – зависит от общества!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Право на свободное пересечение границ реальности

Человек, от которого зависит все мироздание

Выбор за человечеством

С чего начинается Человек

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.16: Мы обязаны получить третье состояние творения, поскольку оно уже заложено в первом. Однако это не лишает нас свободы воли.

И первое, и третье состояние совершенны, однако в первом мы еще не существуем, еще не обладаем собственным пониманием, ощущением, постижением. Там еще нет Человека (Адам) как такового, созданного и выделяющегося своим бытием. Он лишь в программе, в деталях восприятия, которые нам еще предстоит обрести.

Так же капля семени – еще не человек. С чего же он начинается? Мы и сами до сих пор не знаем, с какого момента плод в материнском лоне может называться человеком, "со всеми вытекающими". Возможно, "отсчет" запускается при делении первой клетки на две? А может быть, с того этапа, когда эмбрион начинает испытывать ощущения?

Но и это не решает всех проблем. Человечеству пока что очень далеко до верных определений в вопросе о Человеке, свободном и независимом. Но в любом случае, наше пребывание в мире Бесконечности поначалу так же лишено всякой самостоятельности.

Когда же мы по-настоящему начинаем ощущать себя, быть собой? Спустившись с деревьев и немного отдалившись от стадии обезьяны? Но можно ли назвать "человеческим" всё то историческое развитие, через которое мы прошли? Ведь нас просто толкал вперед эгоизм, требующий наживы за счет других. 

Отдает ли себе кто-то подлинный отчет в том, что делает? Если каждым движут внутренние импульсы получающего желания, то где здесь мы сами? Пока что речь идет о существах, которых приводят в действие те или иные факторы. Да, мы страдаем, но страдание само по себе – еще не признак самостоятельности.

По сути, Человек в нас начинает развиваться с точки единения, и в чем-то даже с подготовки к нему. Возвращаясь к примеру с эмбрионом: капля семени, прилепившись к стенке матки, начинает размножаться за счет родительской связи. Между отцовским и материнским вкладом возникает общая клетка – и это уже единение. "Белизна" от отца – это Творец, а "румянец" от матери – это творение, и они вступают в контакт друг с другом.

Так Бина работает с Малхут, и мы должны принимать эту форму развития. Когда я могу отменить себя и кто-то из ближних может отменить себя, когда мы соединяемся друг с другом, либо я соединяюсь с группой – в этот момент я формирую в себе зародыш Человека.

Разумеется, всё находится в первом состоянии, в Бесконечности, и ко всему этому мы приходим на деле в третьем состоянии. Однако второе, промежуточное состояние необходимо – чтобы у нас была свобода воли, чтобы мы развились и поняли, в чем тайна развития. Ведь проходя череду последовательных состояний на пути, мы изучаем систему под названием "Творец", Его свойства, Его принципы задействования. И мы начинаем познавать творение – что ранее было просто невозможно.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 06.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из совершенства в совершенство

Вылазки в Бесконечность

Золотой телефон

Выбирай, с кем поведешься

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Хотя у каждого есть "своя основа" – в любом случае, на деле силы раскрываются лишь посредством окружения. Только выбором окружения определяется власть человека над собой, за которую он достоин вознаграждения или наказания. Но после того как выбрал окружение, он отдан ему в руки, как глина в руки гончара.

Возможность выбрать правильное окружение дана лишь тем людям, у которых есть точка в сердце. Ведь им сейчас предстоит развиваться на ступени Человека (Адам), подобного (домэ) Творцу. Именно люди, в которых пробудилась эта точка, корень их души, получают импульс к тому, чтобы вступить в правильное окружение. И тогда им надо решить для себя: сделают они это или не сделают.

Это и есть свободный выбор – между получающим желанием и точкой, "зачатком" дающего желания, не им самим, а его обратной стороной. При наличии этих "полюсов" я могу выбирать. Как? Укрепляясь в правильном окружении. Тем самым я хочу усилить один фактор в противовес другому.

Ну а если у меня нет второй точки, если весь я – одно лишь получающее желание, то оно и движет моим "выбором". В таком случае, как собака, вынюхивающая что-то на улице, я преследую собственную выгоду – вот и всё. 

Вопрос: Но в то же время в рамках интегрального образования мы предлагаем людям самим создавать себе лучшее окружение.

Ответ: Верно, создавать лучшее окружение для их получающего желания, а не для точки в сердце. Так чтобы человек знал: в общем кругу, в единении можно улучшить свою материальную жизнь.

Однако на самом деле точка в сердце есть у всех, она заложена в каждом желании, на той или иной глубине. Сказано об этом: "Все познают Меня, от мала до велика". И потому, организуя, собирая людей и проводя к ним свет, возвращающий к Источнику, мы форсируем пробуждение этой точки, чтобы она начала "всплывать" наверх. И однажды человек, проходящий курс интегральной методики, скажет нам, что хочет изучать науку каббала. Почему? Он и сам не знает – вдруг захотелось…

Так или иначе, интегральные группы не являются каббалистическим окружением, ведь у них нет левой линии. Мы заботимся о них, как о своих питомцах, обучая добрым взаимоотношениям, отзывчивости и объединению, но без внутренних помех со стороны эгоизма, "почуявшего", к чему идет дело. О более серьезной работе мы говорим уже в своей среде.

Из урока по статье "Свобода воли", 04.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выбор по душе

Мы и остальной мир

Как каждый миг выбирать лучшее окружение

С чего начинается Человек

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как видеть вокруг себя свойства, сфирот, а не людей?

Ответ: А зачем тебе видеть людей в нашем, земном смысле этого слова? Зачем тебе лица? Неужели плоть что-то значит? Она ничего не говорит о человеке.

А по правде говоря, скоро мы перестанем обращать внимание и на свойства характера. Ведь человек получает их с рождением либо перенимает от окружения. Это не он сам.

Его произвели на свет родители, его обучали в тех или иных учреждениях, которые он не выбирал, и всю жизнь его окружала та или иная среда. В итоге сегодня мы видим в его лице некое существо, созданное по определенным лекалам. Таким его "сделали", и таким он проживает жизнь от начала до конца.

Это не настоящий он, здесь нечего относить на его счет. В нем нет ни крупицы чего-либо исконного, своего – ни в свойствах его тела, ни в чертах характера. Всё – суть следствие того, что он, так или иначе, получил от других…

Человек во мне начинается с того, что я получаю свыше. Если я вступаю в группу и прилагаю в ней усилия, то и они вызваны соответствующим обучением. Это тоже всего лишь воспитание. Но если я начинаю получать "подсветку" свыше, благодаря которой во мне рождаются новые свойства, противоположные прежним, это уже зачаток нового создания, и оно не имеет отношения к моему телу или характеру. Потому душа и называется "Божественной частью свыше". 

Вот и выходит, что внешний вид и поведение человека совершенно ни о чем не говорят. Значение имеют только его вклад в группу, его старания – на них он, возможно, получит отклик свыше и обретет то, что зовется Человеком (Адам).

А до тех пор он не Человек, у него нет ничего от себя истинного. Если на протяжении жизни он не исправил ни одного своего желания с помощью света, возвращающего к Источнику, то словно и не жил. Ведь его духовный счет пуст, он участвует лишь в историческом эволюционном процессе наряду со всеми. Тут ничего не измеришь, не оценишь, не взвесишь на духовных "весах"…

Есть лишь одна оговорка: человек прожил жизнь не зря, даже не исправив себя, если он помог исправлению других, если приблизил их к истине. Над этим, в любом случае, стоит работать как можно больше. "Задача жизни, – пишет Бааль Сулам в "Трудах о последнем поколении", – состоит в том, чтобы удостоиться слияния с Творцом, тщательно соблюдая условие действовать лишь Ему на пользу, или же удостоить многих, дабы пришли к слиянию с Ним".

Из урока по статье " Наука каббала и ее суть ", 26.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скользя по волнам желания

Духовное тело в форме сфирот

Хочешь стать человеком – добавь что-то от себя

Страница 45 из 77« Первая...4344454647...Последняя »