Мы отличаемся от других созданий своим разумом, мудростью, способностью к планированию и развитию. В нас есть некое особое добавление, которым не обладает ни одна другая часть природы. Какое же место занимает человек в системе природы?
Человек же начинается там, где возникает его мысль, образование, сила разума, интеллект, развивающийся из поколение в поколение. А вместе с разумом развились чувства, осознание того, где я нахожусь, кто я такой. Эти вопросы просыпаются в каждом поколении, но все в более новом качестве.
Очень большую роль тут играет образование. Кроме естественного развития от природы, мы также сами развиваем себя с помощью специально построенных систем, передавая научное знание и опыт из поколения в поколение. Это не просто опыт выживания, который животные передают своим детенышам. Далее...
Человек передает своим детям мудрость, научное знание, мировоззрение. И потому мы оказываемся самыми сильными и способными развить такие средства, которые животным недоступны. Обезьяна не смогла использовать ничего, кроме палки - человек же изобретает самые хитрые инструменты.
Животное всецело управляется природой на уровне инстинктов и не спрашивает, откуда приходят приказы, которым оно повинуется. Человек же может спрашивать: почему так происходит и можно ли сделать как-то по-другому? Он ищет, как выйти из всех неприятных ситуаций и достичь большего комфорта. Вроде бы он руководствуется тем же принципом, что и животное. Но животное действует инстинктивно, как машина. И хотя в человеке тоже заложено очень много инстинктов и привычек, передаваемых даже из поколения в поколение, от родителей к детям, но его особенность в том, что он все время учится.
Человек учится от окружения, которое обладает очень сильным влиянием на него, и меняется в соответствии со средой. В нем живет стремление выйти из своего места, развиваться, завоевывать новые пространства, чувствовать себя властвующим, понимающим, силой использовать все, что находится вокруг него. Но мы видим, что если человек так действует согласно своему желанию, то он все время вынужден спасаться от зла, которое сам причиняет себе. В результате, он оказывается самым несчастным, несмотря на то, что стоит выше всей природы.
Мы развиваемся под давлением своего эгоизма, которого нет в животных. Животные действуют только на основе инстинктов, а человек обладает свободой выбора: что и как делать. Выходит, что в каждой жизненной ситуации я имею возможность поступать хорошо или плохо по отношению к другим, разумеется, всегда исходя из собственной выгоды. Однако мне нужно хорошенько проверить, что именно мне на благо. Ведь человек отличается от животных еще и тем, что обладает разрушительной силой, и способен вредить самому себе.
Сила разрушения - это власть нашего эгоизма. И человек обязан исполнять приказы этой силы, даже понимая, что она обрекает его на очень трудную жизнь. Он вынужден подчиниться этому внутреннему стремлению. Видя, что стоит на пороге войны, он все же не может остановиться и готов пойти на смерть, потому что его эгоизм сильнее инстинкта самосохранения.
Животное никогда не может пойти против своего инстинкта самосохранения. Самка способна даже бросить детенышей, спасаясь от преследования львов или волков, оставив их на растерзание. Природный инстинкт говорит, что большая и здоровая особь более важна, чем маленькая и слабая, а потому должна спастись в первую очередь. Так природа обязывает поступать животное, повинуясь инстинкту продолжения рода. Тогда как человек может действовать совершенно иначе. Мать готова смертельно рисковать своей жизнью, лишь бы спасти своих детей, что совершенно не свойственно животным.
Животное просто борется за свою территорию, за пропитание и продолжение рода. А как только оно чувствует, что слабее противника, тут же уходит без всякого стыда и угрызений совести. Эти чувства у животного просто не существуют, а есть обычный инстинкт, как будто это работают некие силы, а не биологические тела. Они просто измеряют, какая сила больше, и более слабый подчиняется. А человек готов воевать за "правду", "справедливость", "истину" - но все это проявления его гордыни, его эгоизма. Он должен доказать свою правоту и этим реализует свое ощущение человеческой личности.
Наше тело ничем не отличается от животных. Человек в нас - это наша гордость, зависть, честолюбие, именно они отличают нас от животного мира. Поэтому место человека в природе не такое, как у всех остальных ее неживых, растительных и животных частей, и мы инстинктивно отделяем себя от остальных. А кроме того, мы можем властвовать над остальными частями природы: убивать животных, сажать в клетку, делать из них домашних животных, выращивать и использовать в пищу. И тем более, мы полностью распоряжаемся растительной и неживой природой, считая себя как бы выше всей природы.
Но если посмотреть на человека, то мы увидим, что он выделяется своей завистью, жаждой власти и почета, не относящимися к животным инстинктам и потому поднимающими его надо всеми остальными. И при этом, человек тоже управляется природой. Ведь если я не знаю, что случится в следующий миг, это ставит меня в ряд обычных животных. Если я не властен над своим будущим даже на следующее мгновение, то уже попадаю под власть природы надо мной.
Поэтому мне нужно посмотреть: а кто я такой на самом деле - управляющий или управляемый? Вроде бы я управляю какими-то уровнями, находящимися подо мной. Но я не властен над самим собой и над человеческим обществом, а управляем сверху! То есть мне дали возможность властвовать над неживой, растительной и животной природой, а над самим собой и над тем, что выше меня: над моей судьбой и будущим я не властвую, а полностью управляюсь.
В этом и заключается вся трагедия человека, который кажется таким сильным и преуспевающим во всех делах, обладающим развитыми чувствами, разумом, сознанием, мощными средствами. И развившись до такого уровня, мы вдруг раскрываем, что не можем даже прикоснуться к самому главному.