Записи в разделе 'Свобода воли'
В поле все более высокого напряжения

каббалист Михаэль ЛайтманВся реальность, кроме нас, находится в состоянии бездействия и ожидает нашей работы. Все как бы развивается и меняется каждое мгновение, но не имея никакой свободы выбора. Последствия взаимодействия света, находящегося против сосуда-желания, проецируются, распространяются вниз и оказывают на мир все большее воздействие.

 2013-08-20_rav_zohar-la-am-hakdama_lesson_pic12

Связь между светом и желанием пока происходит без нашего участия, без попытки установить между ними правильную связь. А если мы не связываем их правильно, две эти силовые линии распространяются все ниже, параллельно друг против друга, и воздействуют на нас, находящихся между ними.

Весь мир оказывается в поле двух этих сил: плюса и минуса: неживая, растительная, животная природа, человечество и внутри него – Исраэль. Положительная и отрицательная сила распространяются все дальше сверху вниз, то есть все больше раскрываются друг против друга – минус и плюс вступают во все большее противоречие. 

И если мы своим свободным выбором не можем правильно связать и примирить их, то они опускаются на более низкий уровень, приводя к все более серьезным проблемам. Как будто было напряжение -10 против +10, а стало -100 против +100, то есть гораздо более мощное противостояние. А потому проблемы нарастают, не оставляя нам выбора и вынуждая как-то связать плюс и минус.

Если мы создаем такую связь, то вся неживая, растительная, животная природа и все народы мира, тоже удостаиваются более уравновешенного управления, то есть спокойной жизни. Уже нет такого ярого противоборства между минусом и плюсом, а наоборот, есть некое объединяющее их сотрудничество. Положительная сила обеспечивает намерение, а отрицательная – желание, и если мы правильно соединяем желание с намерением, то все творение наслаждается плодами этого союза. Так это работает.

Отрицательные, эгоистические силы, все грешники (Навуходоносор, Амалек, Гитлер), которые в общем называются Фараон, не обладают свободой воли. Поэтому не в чем их обвинять, надо лишь понять, что никто не может исправить ситуацию, кроме тех, которые обладают свободой выбора, природным талантом к исправлению мира.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 20.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ответственные мгновения

Единственная точка свободы

Ежедневная работа ради конечного исправления

Машина от крика не поедет

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему я чувствую, что нуждаюсь в исправлении, но оно не происходит?

Ответ: Такого не может быть. Если ты требуешь исправления, то оно должно немедленно произойти. Видимо то, что ты требуешь – это не исправление, или ты пока просишь его на словах, но не чувствуешь в сердце. Нужно себя проверить. Не может быть такого, чтобы кому-то было отказано в исправлении.

Если ты действительно хочешь что-то в себе исправить, если выяснил это испорченное свойство и видишь его перед собой, действуя ради отдачи, не ожидая никакой выгоды для себя, то оно будет исправлено. Система уже существует и не может быть иначе. Она действует словно исправная машина и не может не сработать.

Кроме тебя самого, в мире никто не обладает никакой свободой выбора – включая Творца! Сказано: "Дан закон и не преступить". Творец не может вдруг что-то захотеть или не захотеть, как будто высшая сила может поменять свое решение.

Мы не понимаем, как устроена эта система. Она находится в состоянии конечного исправления (Гмар тикун). А ты находишься в окончательно испорченном состоянии, и тебе нужно дойти от одного полюса до другого. Для этого тебе даны духовные парцуфим, миры, то есть лестница ступеней, и на каждой ступени есть особый свет, который действует на тебя. 

Кроме тебя, нет больше никого, кто бы мог что-то сделать! А как же остальные творения – все семь миллиардов? Ну допустим, не обладающие точкой в сердце,  не имеют свободы воли. А как же те, у кого она есть, и потому есть свобода выбора – разве они не могут вмешаться? Нет не могут, все зависит только от тебя.

Каждый из нас должен сказать про себя так, и это на самом деле так и есть. Только я в своем срезе относительно своей души, своей части работы обладаю свободой выбора. И ни одно неживое, растительное, животное, человеческое существо, включая Творца, не может вмешаться. Все остальные, кроме меня – это система.

А потому ты можешь кричать, плакать, просить – но ты обращаешься к системе, к машине. Если ты уже научился ею управлять, то сможешь заставить ее работать. А если нет, то надо еще поучиться тому, как это сделать. Вот и все, больше нет никаких хитростей.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 18.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все было сделано по твоему заказу!

Настроиться на волну отдачи

Якобы желание и якобы свет

Единственная точка свободы

каббалист Михаэль ЛайтманТворец создал желание насладиться и готовит его к слиянию с собой, к конечному состоянию, которого это желание должно достичь, чтобы захотело быть подобным свету. Внутри оно остается все тем же желанием насладиться, но внешне принимает форму света, свойства отдачи.

Для того, чтобы желание насладиться пожелало стать подобным Творцу, то есть захотело слияния, ему необходимо иметь свойства света, в дополнение к своему свойству получения. А свое свойство оно тоже должно исследовать, понять, прочувствовать, осознать свою привязанность к нему и захотеть от него освободиться, то есть постичь его и в прямой, и в обратной форме. И кроме того, ему нужно понять, почувствовать желание отдачи, сопоставить их друг с другом.

Выходит, что желание, созданное Творцом, обязано быть очень многогранным и сочетать в себе множество оттенков двух этих свойств: желания насладиться и желания отдачи. Из включения одного свойства в другое оно начинает постигать каждое свойство и после всех выяснений обретает разум, голову, то есть намерение, способность совершать сознательные действия.

Но при всей этой сложности желания насладиться, состоящего из хитрого переплетения свойств получения и отдачи в разуме и в сердце, то есть в намерении и действии, в мысли и ощущении, по сути, в нем есть лишь одна важная точка – точка свободы воли. А все остальное управляется этой точкой. 

Если творение постигает эту точку, то она называется "яшар-эль" (прямо к Творцу), Исраэль. А все остальное, что есть у творения внутри его понимания, постижения, взаимного включения желаний, намерений, мыслей, кроме этой точки – не относится к Исраэль, а относится к следствию из него. Ведь эта точка свободы выбора, а все остальное вытекает из нее.

Творец – это свойство отдачи, и относится по доброму и к грешникам, и к праведникам. В Нем никогда не происходит никаких изменений. Желание насладиться, кроме одной этой точки Исраэль, полностью находится во власти своей природы. Оно может измениться, но только за счет единственного свободного изменения, возможного во всей этой системе, которое называется точкой Исраэль.

Поэтому нужно понять, что и высшая сила, и желание насладиться пребывают в абсолютном покое. Единственный элемент творения, который может изменяться и что-то решать – это Исраэль. Следовательно, нечего смотреть на тех, в ком нет точки в сердце – они не имеют никакой свободы выбора. Их действия вынужденные и проистекают из желания насладиться, созданного Творцом. Хотя они и выглядят, как люди, но не являются теми людьми, сыновьями Адама, которые подобны (домэ) Творцу, как точка в сердце.

Получается, что бы ни происходило в этом мире, как бы на нас ни нападали и ни осмеивали, были за нас или против, но все это демонстрация желания насладиться по отношению к нам. Она лишь показывает нам необходимость сделать свой свободный выбор для того, чтобы привести его к слиянию с Творцом. В этом и состоит наша работа.

Из подготовки к уроку, 15.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взять в свои руки власть над законом развития

Два желания, обрученные замыслом творения

Ступени свободы выбора

Группа сильнее клипот

каббалист Михаэль ЛайтманОкружение призвано вырвать нас из цепких рук нечистых сил (клипот). Ведь своими силами мы не сможем вырваться, и навсегда останемся в их сладком плену. Только в той мере, насколько я связан с группой, которая подстегивает меня, вдохновляет, подталкивает, я могу предпочесть продвигаться с группой, вместо отдыха в теплой компании своих  клипот. 

Откуда же группа берет силу подействовать на меня больше, чем сила клипы? Дело в том, что группа воздействует на тот же мой эгоизм, что и клипа. Если группа внушает мне, что цель так велика, что это мечта всей нашей жизни, то моему эгоизму даже не важно, какая это цель: духовная или материальная. Если все вокруг утверждают, что она важна, то у меня появятся силы воевать против своей лени.

Такую огромную помощь мы получаем в результате разбиения желаний. Благодаря этому, я сейчас могу играть со своим эгоизмом, своим каменным сердцем с помощью окружения. Товарищи могут утащить меня куда угодно, повести даже на смерть, и я радостно пойду вместе со всеми.

Если окружение знает, как на меня повлиять, я буду готов на все, что угодно. Но задача в том, чтобы наше окружение влияло на нас лишь в той мере, насколько я разрешаю ему это делать, передавая себя ему! Я оплачиваю группе это специальное влияние, я включаюсь в товарищей. А иначе, группа не будет на меня влиять. 

Это не обычное общество, ведь я могу находиться в группе и не ощущать никакого ее влияния. Мы видим такие примеры, когда человек учится вместе с нами 15 лет и не попадает под влияние общества, потому что не хочет склониться перед остальными.

Но здесь у меня есть свобода выбора: если я пригнусь перед группой и присоединюсь к ней, то в этой мере она начнет на меня влиять. Таким образом, я обретаю в такой группе возможность для свободного развития. Все это в конечном итоге происходит за мой собственный счет! Я отменил себя, и поэтому окружение повлияло на меня, и я вышел в духовный мир. Я сам вышел в духовное, использовав окружение по своему свободному выбору.

Тогда как, входя в обычное общество, человек всецело попадает под его влияние, и от него уже ничего не зависит - окружение воздействует на него и направляет во всем. В каббалистической же группе, я обязан каждую секунду отменять себя по отношению к окружению.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 12.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сладкие уговоры не рваться вперед

Окружение сегодня – это я завтра

По канату – прямо к Творцу

Не дать упасть человечеству

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Санкт-Петербурге. Урок №5

Вопрос: По всей видимости, стоит понять, что в наше время нет никакой свободы выбора?

Ответ: Действительно, в наше время нет выбора. Мир летит под откос, а мы стоим сбоку и наблюдаем. Это нехорошо. Человечество словно скользит с откоса, а мы должны попытаться задержать его, остановить.

Я говорю серьезно. У меня такое ощущение, как будто у меня огромные руки, или большая сеть в руках, и мне надо их всех задержать, потому что они тянутся вниз, и если их не остановить, то потянут нас за собой. И это нежелательно. 

А программа природы, программа Творца – неизменна. Он как строгий любящий отец, который берет ремень и начинает обучать своего блудного сына.

Из 5-го урока конгресса в С.-Петербурге, 14.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мы и остальной мир

Выбор между двумя крайностями

В ответе за человечество

В кандалах

каббалист Михаэль ЛайтманНаша проблема в том, что мы "закованы в кандалы", захвачены в сеть, которая сцепляет, замыкает нас и определяет все наши ценности. Мы просто вынуждены, обязаны одеваться определенным образом, есть определенные продукты, работать как предписано, вести себя как принято, придерживаться стандартного образа мыслей.

У нас нет собственных вкусов, а есть те нравы, которыми "напичкало" нас общество. Оно задает наши воззрения и наши дела, оно и сейчас воздействует на нас через каналы, некоторые из которых невозможно ни распознать, ни проследить. Мы не в силах перекрыть их неким защитным механизмом, блокирующим помыслы и желания большого окружения.

В результате человек вообще не знает, кто он такой. Ведь он помещен в систему, запрограммированную и заполненную посылами, которые изначально не имеют к ней отношения. С этим ничего не поделаешь, это не изживешь, не извлечешь из себя. Даже желание вырваться из этих тисков тоже заложено в нас системой. Вот и выходит, что во мне скопились огромные напластования не моих мыслей и желаний, а самого меня и нет вовсе.

Одна лишь точка в сердце, если она проступает во мне, несмотря на то что я подневолен и "изготовлен" окружением, дает мне возможность сделать, выстроить в себе нечто ни от кого не зависящее, нечто обусловленное другим миром.

В моем мире я уже "закончен", "выпечен": мне никогда не достичь здесь собственного чувства и разума, самостоятельных действий. Они изначально не могут быть моими, поскольку всё, что во мне есть, я получил от других, от мира. 

И все же эта "обезьяна", способна принять иную форму – форму Человека (Адам), подобного (домэ) Творцу. Если в моем сердце проступила точка, я могу развивать ее собственными усилиями в особом окружении, могу в одном мире выстраивать совсем другой. Посреди нашего мира я создаю "пузырь" и в нем свободно развиваюсь – если только реализую свою свободу воли.

При этом я тоже подчиняюсь, но подчиняюсь уже сам, по желанию, по собственным решениям, склоняясь перед своим новым, уникальным окружением с его уникальными ценностями. Таков единственный путь. В остальном у меня нет ничего своего.

Соответственно, подчиняясь воздействию внешнего окружения, я нахожусь в "изгнании". И наоборот, ставя себя под воздействие особого окружения, я стараюсь выйти из изгнания и в итоге освобождаюсь от влияния внешнего "бюргерского", эгоистического общества.

Отсюда понятно, что изгнание для народа Исраэля означает откат под воздействие внешнего, широкого мира и усвоение внешних нравов, внешних ценностей, подменяющих любовь к ближнему, как к себе. С другой стороны, стараясь выйти из изгнания, мы выстраиваем такое окружение, которое будет проникнуто ценностями отдачи и любви. Это возможно посредством самой науки каббала, либо с помощью интегрального образования. Так или иначе, средство одно – окружение, которое ставит единство превыше всего.

Из урока по статье " Изгнание и oсвобождение", 12.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подземные воды, изменяющие мир

Сила выстоять против мнения всего мира

Центральная точка свободы творения

Мягкие рессоры для прогресса человечества

каббалист Михаэль ЛайтманПрирода не изменяется - изменяется наше восприятие природы, степень ее раскрытия. Человек меняется, становится умнее, получает более мощные и тонкие инструменты для исследования, и потому все глубже изучает природу. Сама природа не изменяется - меняется человек и раскрывает в ней новые явления, новые законы, свойства, связи.

Ничто в реальности не меняется - все изменения происходят только относительно нас. Человек вообще ничего не делает сам. Либо им полностью управляют свыше, без всякого участия с его стороны, либо им управляют при его собственном участии. Но этим участием он может лишь ускорить развитие.

Но ускоряя свое собственное развитие, я этим влияю на весь мир, ведь являюсь интегральной частью большой интегральной системы. Поэтому все остальные ее части тоже меняются вместе со мной.

Допустим, сейчас я за месяц продвинулся так, как должен был продвинуться за сто лет (с такой скоростью мы с вами движемся вперед), но разве остальной мир может остаться при этом на месте? Мы тянем за собой весь мир и ускоряем его развитие, его исправление. Меняется так же вся картина: форма нашей жизни, форма продвижения. Мы движемся быстро, хорошо, легко, мягко, вместо того, чтобы трястись по жестким ухабам в телеге, набивая шишки и синяки, в таких  проблемах и страданиях, которые преследовали нас все изгнание.

Все это зависит только от нас! Это и означает, что Исраэль (стремящийся прямо к Творцу) ускоряет, освещает времена. Состояние конца исправления (Гмар Тикун) жестко определено - это закон. Но все остальные состояния, хотя и происходят согласно тому же закону развития, но человек сам определяет их скорость, характер, свое ощущение их. Мы должны верить, что это так в каждой точке пути, вместе с тем, что все определяется Творцом и "Нет никого кроме Него".

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 16.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Главное, не растягивать время

Ускоряем ли мы время?

К цели творения – быстро и легко

О свободе и хлебе насущном

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как быть, если в одно мгновение меня перебрасывает из заслуг в прегрешения - в одной переломной точке, вдруг все из белого становится черным?

Ответ: Какие же у тебя могут быть заслуги и прегрешения? Всю свою жизнь ты действовал согласно своим природным инстинктам, как животное. Поэтому все жалобы нужно направлять Мастеру, создавшему тебя. У тебя нет никакой самостоятельности, и ты не можешь сказать, что сам сделал что-то плохое. Все совершается высшей силой, ты скоро это увидишь и поймешь, что некого больше винить и не на кого сердиться. Тогда картина представится тебе совсем другой.

Проблема в том, что в твоей жизни нет Творца, и потому ты приписываешь другим людям и себе какую-то свободу воли, как будто вы ответственны за свои действия. Это все равно, что обвинять малышей в детском саду. Разве можно сказать, что один ребенок - плохой, а другой - хороший? Это все природные качества: одни дети драчливые, другие - плаксы. Так движет всеми природа для того, чтобы привести к осознанию зла, которое вложил в них Творец.

Мы должны выстрадать множество ударов, а потом Творец нам постепенно объяснит, что все это сделал Он для того, чтобы мы захотели освободиться от своей природы, с которой созданы. Творец разыгрывает нас, ведь "нет никого кроме Него". Неужели ты думаешь, что сам действуешь, вместо Него? 

Люди привыкли, что в книгах написано: "ваши грехи", "ваши заслуги". Наша задача рассказать об этом в более понятной форме, ведь пришло время, когда можно приоткрыть истинный смысл этих слов. Это не твои грехи и преступления - не ты сам их сделал и повлек. Ты не выбирал, с какими качествами тебе родиться. Мы все - марионетки, начиная от Гитлера и до самых больших праведников мира.

Но эти марионетки в какой-то момент получают дополнение - каплю противоположного свойства. И тогда они меняют свои стремления согласно этому новому качеству: ищут отдачи, начинают заниматься, сами не понимая зачем учатся. Желание определяет для них цель - это тоже устанавливает Творец.

Но после того, как в них определятся два эти противоположные качества друг против друга: получение и отдача, они начинают находить в средней линии между ними возможность для самостоятельной реализации. Это особое ощущение, к которому вы скоро придете и тогда узнаете, как построить себя из этих двух свойств: левой линии и правой. Вы поймете, что обе эти линии необходимы.

А Творец поможет вам соединить их вместе - понять, что такое капля семени отдачи, и как добавлять к ней еще по одной клетке и еще: новое понимание, ощущение, понятия. Научит, как выращивать этот материал.

Понятно, что всю работу совершает свет, работая над материалом. Свет и желание встречаются и их смесь разбухает, словно тесто. Но я сам вызываю это. Я понимаю и чувствую, как это происходит. В этом и заключается мое создание, словно из куска теста. Берут горку муки, добавляют в нее точное количество воды - не больше и не меньше. Сначала кажется, что воды не достаточно, и я вынужден очень тяжело работать, обминая свое тесто, но в итоге оно станет готово для того, чтобы посадить его в печку и испечь!

Так из двух этих компонентов: муки и воды - получается "хлеб бедняка" (маца). С точки зрения желания насладиться - это простой хлеб насущный, больше которого не нужно. А над ним уже открывается всё - открывается свобода.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 16.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нельзя украсть у нас свободу воли

Вариации на тему о свободе воли

Где таится наша свобода?

Зачем Тебе это несчастье?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": Спросили ангелы Творца: "Что есть человек, чтобы Ты вспоминал о нем? Зачем Тебе это несчастье?" Здесь можно привести притчу о царе, у которого была башня, полная всех благ, но не было гостей… Какое же удовольствие царю от этого изобилия?

"Ангелы" – суть силы природы, такие же, как сила тяготения, электростатические, магнитные силы и пр. И вопрос их понятен: "Если вся реальность – это Твои силы, т.е. твои проявления перед материей желания, то какая польза этой материи от всего, что Ты с ней делаешь, переводя ее из состояния в состояние?"

На что Творец отвечает: "Я хочу создать Человека – такой сплав элементов, такую комбинацию основ, чтобы из их соединения родилось нечто новое, не являющееся Моим прямым следствием".

Ступень Человека (Адам) лежит над "ангелами" – над законами природы, не оставляющими места свободе воли. Человек возвышается над ними, он способен на свободный выбор. "Ангелы" не постигают его создания – ведь это просто силы Творца, действующие в творении. И тем не менее, в этой Его производной, подчиненной непреложным закономерностям, раскрывается некая особая точка свободы. 

Она проистекает от Творца и приходит в творение. А значит, в этом творении Он создает нечто самостоятельное, независимое – в первую очередь, от Него самого…

Как же так? Неужели Творцу может противостоять самостоятельное, оторванное от Него, противоположное Ему и равное по мощи желание? Ведь это приведет к конфликту, к столкновению, к "несчастью"? "Ангелы" не понимают, как Добрый и Творящий добро Творец может допустить такое.

И ответил им Творец, что есть у Него башня, полная всех благ, и не пригласил Он в нее других гостей, кроме человечества.

Иными словами, только при условии, если по людям прокатятся проблемы и беды, которые побудят их задуматься и обрести самостоятельное желание, – они смогут вкусить то, что Он для них приготовил.

Из урока по статье "Мир", 19.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как ангел стал человеком

В окружении ангелов

Когда обезьяна станет человеком?

Под седлом или на седле?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к ТЭС", п.4: Творец Сам возлагает руку человека на добрую судьбу тем, что дает ему удовольствие и усладу в материальной жизни, полной страданий и мучений и лишенной всяческого содержания.

И нет для человека указания со стороны Творца большего, нежели это. Выбор же человека состоит лишь в укреплении, поскольку требуется, конечно, большая работа и многочисленные усилия, пока не очистит свое тело и не сможет выполнять Тору и заповеди как положено, т.е. не ради самонаслаждения, а чтобы доставлять удовольствие Творцу, что называется "лишма".

И только таким образом удостаивается счастливой и сладостной жизни, сопутствующей выполнению Торы. Но прежде чем человек достигает такого очищения, он, конечно же, делает выбор, чтобы укрепляться на хорошем пути при помощи всевозможных средств и ухищрений. И сделает всё, что в его силах, пока не завершит работу по очищению; и не упадет под тяжестью своей поклажи на середине пути.

Как это понять? По сути, эти слова рисуют ужасную картину: Творец держит меня "за уши" или "за плечи" и направляет каждый мой шаг наслаждениями либо страданиями – т.е. может делать со мной что угодно. И к тому же есть нечто такое, в чем я должен "укрепляться" сверх того, что Он мне посылает.

В итоге у меня нет никакого выбора в обычной жизни, поскольку мною неумолимо движут наслаждения и страдания. Мое естество автоматически повинуется их диктату, и я ничего не могу с этим поделать. Некий механизм во мне всегда обращает меня лицом к наслаждениям и спиной к страданиям. Эта "машина" умеет лишь уворачиваться от зла и поворачиваться к добру. 

В чем же тогда я могу укрепляться? Как мне возобладать над "телом"? Как противостоять "указке" Творца, который свыше направляет меня на "животном" уровне? Возможно ли такое?

Дело в том, что, помимо воли Творца, есть еще один фактор, который я могу использовать, – воздействие окружения. Тем самым я иду против Творца, против Его природы, и обретаю нечто над "животной" ступенью, становлюсь чем-то бóльшим.

Бааль Сулам, "Свобода воли": Кто прилагает в своей жизни усилия, каждый раз выбирая лучшее окружение, тот достоин похвалы и вознаграждения. Но опять-таки, не за хорошие дела и мысли, неизбежные и не обусловленные выбором с его стороны, – а за то, что старался обрести хорошее окружение, ведущее его к подобным мыслям и делам.

Отсюда ясно, что у нас есть свобода в том, чтобы выстраивать над "животным" уровнем человеческую ступень – Человека, который оседлает "животное" и будет управлять своей природой. Для этого он тоже воспользуется двумя силами – но уже другими: теперь он будет определять добро и зло посредством хорошего окружения, которое наполняет его.

Таким образом, Творец управляет человеком на уровне "знания", а собственное управление ведется "выше знания".

2013-07-07_rus_rav_achana-le-kenes_lesson_n4_-part-1 

Всё дело в том, насколько я включаюсь в правильное окружение и абсорбируюсь в нем. Лишь от этого зависит мое доброе будущее.

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в С.-Петербурге. Урок 4", 07.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кого посадить на царство?

Выбери свободу

Как каждый миг выбирать лучшее окружение

Кого посадить на царство?

каббалист Михаэль Лайтман"Услышанное" (Шамати), статья 225: Невозможно поднять себя над своим кругом. А потому человек обязан питаться от окружения. И нет ему иного совета, кроме как идти путем Торы и больших усилий. Поэтому если человек выбирает себе хорошее окружение, он выигрывает во времени и усилиях, так как устремляется за своим окружением.

Это во власти человека: или он отдается во власть окружения, или в нем властвует Природа, Творец. Одно из двух.

Почему же я называюсь человеком, если выбираю власть окружения? Именно потому, что это мой выбор, который я делаю вопреки всем препятствиям, вопреки внутреннему сопротивлению, проблемам и бедам. Я сам определяю, кто во мне воцарится.

Таким образом, я выбираю лишь силу, которая будет во мне действовать, – а над ней я уже не властен. Или мною движет Творец, индивидуальная сила, или хорошее окружение, интегральная сила, за которой, опять-таки, стоит Он. А затем интегральная сила станет головой парцуфа, который мы изобразили на чертеже в виде "машины".

На деле человек не реализует ничего, кроме этого выбора. Выбирает правильно – на него воздействует группа, выбирает неправильно – над ним царит "тело", т.е. прямой диктат Творца. Так или иначе, во всем действует Творец – или через окружение, или лично.

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в С.-Петербурге. Урок 4", 07.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Под седлом или на седле?

Душа в поисках выбора

Отыскать царское одеяние в горе лохмотьев

Как убедить человека измениться

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Убедить человека изменить свои привычки совсем не просто. Но есть один простой способ. В ходе эксперимента студенты развешивали призывы выключать кондиционеры, когда они не нужны. Призывы трёх видов:

1. экономьте деньги

2. берегите планету

3. будьте хорошим гражданином

Но никто не стал чаще выключать кондиционер. Но на призыв:

4. ваши соседи делают это лучше вас – люди стали выключать кондиционеры.

Это подтверждение феномена "социальное доказательство".

Люди ответят положительно, если вы убедите их, что остальные уже поступают так же. Мы находимся под влиянием других людей и поэтому самый лёгкий способ убедить человека изменить своё поведение – использовать силу окружения.

Реплика: Каббала использует это великое свойство влияния окружения на человека для его исправления. Под влиянием окружения человек готов совершать даже альтруистические действия. И поэтому, будучи помещенным в правильную среду, он будет готов подчиниться ей без всякого предварительного на то согласия. Поэтому вместо воздействия на человека, мы должны создать вокруг него правильное окружение.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эффект постороннего свидетеля

Эксперименты общественной психологии

Влияние окружения на решения и память

Изъян несогласия

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Ценность каждого человека в обществе определяется не тем, насколько он хорош сам по себе, а мерой его служения обществу в целом. И наоборот, мы оцениваем зло каждого человека в мере того ущерба, который он наносит обществу, а не по его личным качествам. В целом есть лишь то, что есть в частном, и общее благо – это благо каждого. Кто вредит общности, тот вредит и себе самому. А кто несет благо общности, тот несет благо и себе.

Эгоизм не позволяет нам понять и принять это, искажает картину. Однако, взглянув на вещи беспристрастно, объективно, мы должны будем согласиться с тем, что всё так и есть. Если руководствоваться простой, нормальной логикой – ясно, что именно так и должно быть. Ведь природа – суть единый интегральный механизм, и само собой, каждая часть в нем зависит от всех, а система в целом зависит от всех своих частей. В таком случае, разумеется, общее и частное благо – это одно и то же.

Вопрос: Но у отдельной шестеренки в этом механизме нет свободы выбора. Тогда какой смысл говорить о том, хороша она или плоха?

Ответ: Действительно у самой шестеренки нет никакой свободы воли. Она не может решать, вращаться ей или не вращаться на благо общности. Все выполняют то, что им предопределено свыше.

Однако в этой системе есть механизм, аналогичный сцеплению: всё дело в том, насколько я внутренне сцепляюсь с "двигателем", чтобы вращаться вместе с ним без всяких вопросов. 

Вопрос: Значит, свобода воли все-таки есть?

Ответ: Она в том, чтобы хотеть вращаться, либо вращаться, не желая того. Моя свобода – в согласии. А работать я буду в любом случае – или "из-под палки", под натиском "катка развития", или по желанию, с радостью.

В целом, система совершенна и действует со стопроцентным КПД, однако я ощущаю, воспринимаю ее согласно мере своего согласия с ее работой. Кроме того, точно так же видят ее и все остальные, и потому в итоге все мы ощущаем личный и общий изъян несогласия – индивидуального и системного.

Но, тем не менее, это наше восприятие никак не отражается на системе как таковой.

Вопрос: Как же поторопить исправление?

Ответ: Захотеть согласиться с работой системы, с движением ее частей. В моем ощущении это изменит всё. Я ничего не добавляю и не убавляю в истинной реальности – различие лишь в том, насколько ее картина искажена "кривым зеркалом" моего эгоизма.

Вся моя жизнь разворачивается на этом полотне, по мере того как я "рисую" себя относительно подлинной системы, не соглашаясь с ней в той или иной мере. И эту картину я называю "своим миром". По сути, он – снимок, слепок моего несогласия с изначальной Природой, с абсолютной любовью. Всё мое бытие – проекция на некоем "экране", обрисовывающая это "несовпадение во мнениях". Я не вижу настоящей системы, не вижу ничего, кроме собственных внутренних пороков.

Вопрос: Неужели существует такое вот обособленное от цельности восприятие – мой личный "уголок"?

Ответ: Да. Я ощущаю свои желания в мере их противоположности системе. Таким образом, мой мир, как и духовная реальность, тоже состоит из 613 частей, но каждая из них представляется мне противоположной целому.

Эта противоположность подразделяется на 125 степеней, или ступеней соответствия/несоответствия. Сейчас я как бы нахожусь за последней, 125-й ступенью – в полном отрыве, в абсолютном непонимании. А затем, по мере подъема, на каждой ступени я буду во всё большем разрешении раскрывать свое несоответствие системе и, исправляя эти изъяны, приближаться к согласию, к "совершенной вере", к полному слиянию.

Итак, пока что я вижу и ощущаю только себя самого – относительно того состояния, которое мне хотят показать. Разумеется, для сравнения мне не предлагают сразу мир Бесконечности, идеальную систему Природы, Творца. Такое невозможно, ведь сейчас я могу уловить лишь крохотное расхождение, подобно ребенку, которого побуждают хорошо учиться в своем классе и, в случае успеха, чествуют как отличника.

И вместе с тем, надо помнить: сейчас я вижу себя, и ничего более.

Из урока по статье "Мир в мире", 24.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Включен по собственному желанию

Рельсы, ведущие к свободе

Шестеренка – это вовсе не "шестерка"

Растем "через не хочу"

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Закон развития, распространяющийся на всю действительность и гарантирующий обращение всего дурного в доброе и полезное, совершает все свои действия силой высшей власти, не спрашивая людей.

Но вместе с тем Творец дал человеку разум и власть и позволил ему получить закон развития в свое распоряжение, чтобы ускорять процесс по своему желанию, свободно и независимо от оков времени.

Представители неживой, растительной и животной природы неспособны изменить закон развития, а мы можем это сделать, можем "взять его в свои руки", т.е. использовать для ускорения. У нас есть возможность немного изменить его действие, выйти из-под тотального контроля Природы с ее непреложным императивом и своими усилиями подключиться к управлению. Благодаря этому наше развитие потечет, во-первых, быстрее, а во-вторых, приятнее.

Как правило, развивающая нас сила жестока. Она называется "прессом", или "катком" развития и ведет нас вперед одними лишь страданиями. Ведь наше желание обращено на наслаждения и, в идеале, стремится к блаженству, которое не требует никаких действий. Наполняя желание, наслаждение "парализует", обездвиживает его – мы видим это иногда по маленьким детям. Наполненный доверху, я замираю, цепенею, не испытывая больше потребности ни в каких движениях. А потому, чтобы сдвигать нас с места и развивать дальше, нужны беды и страдания, которые будут подстегивать, подгонять нас на пути. 

Как следствие, сила развития кажется нам дурной, отрицательной, и мы бежим от нее туда, где видим позитив, благо. Причем бежим всегда в направлении, противоположном тому, с которого получили удар. Так мы "автоматически" проходим неживую, растительную и животную стадии развития, а также их аналоги на человеческой ступени, не зная и не чувствуя, что нами движет закон, который можно использовать.

Но в итоге мы находим "человека в себе", который хочет и может влиять на происходящее. Он ищет средства для самостоятельного развития, самостоятельного продвижения. Он выясняет, какова его цель, для чего он живет, он задается вопросами о смысле жизни – всё затем, чтобы отыскать силу развития, познать закон развития и использовать его себе во благо, т.е. для реализации цели.

Что же касается наших взаимоотношений с другими людьми, а также с животной, растительной и неживой природой, мы должны нести благо и им, исходя из своего состояния, т.е. включать их в то доброе развитие, которого достигаем.

Не все люди способны ускорять процесс. Большинство просто следует своему естеству. Здесь же речь идет о развитии, а развитие всегда противоречит нашей природе, всегда идет с натугой, через силу, под нажимом, с болью. Оно всегда противостоит эгоистическому желанию, которое хочет лишь наслаждаться текущим состоянием.

Закон постепенного развития гарантирует продвижение "в свой срок", связанное с ограничениями времени. Но если Исраэль берет под контроль развитие собственных свойств, ему гарантировано ускорение на пути, и он совершенно не зависит от времени.

Есть точка на пути, начиная с которой человек получает импульс, осознанную потребность к развитию. Он хочет узнать, зачем и почему живет на земле, – и тогда приходит к средству, которое называется "наука каббала". Это средство позволяет развивать себя, не будучи зависимым от ограничений времени, путем ускорения.

Если же человек, по тем или иным причинам, ленится, уклоняется от этой возможности, то путь его пролегает где-то посередине между своевременностью и ускорением.

Таким образом, мы должны укреплять группу и всегда производить между нами расчет: до какой степени ускорение в наших руках? Ведь в идеале мы должны полностью контролировать его.

Из урока по статье "Мир в мире", 19.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выбор в том, как подготовиться к действию

Пролить немного света на творение

Ускорить программу творения

Душа в поисках выбора

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №2

Вопрос: Высший мир состоит из 125 ступеней постижения. Что происходит с душой, если она поднялась, допустим, до пятой ступени – имеет ли она свободу выбора двигаться дальше или остаться на этой ступени?

Ответ: Свободы выбора нет нигде и ни в чем, кроме одного единственного действия: укрепления связи с группой.

Только в этом заключается свобода воли. Ведь если ты не будешь укреплять связь с группой, то та же сила, которую ты должен возбудить на себя добрым образом и продвигаться вперед, будет подгонять тебя сзади в виде отрицательного воздействия, страданиями. Если ты станешь убегать от этих страданий вперед, но не добровольно, а вынужденно, то будешь двигаться так же, как и все человечество. А если осознаешь, что надо все-таки подниматься, тогда ты должен связаться с группой.

В мире нет никакой иной свободы воли, кроме этой. Все люди на Земле подневольны. Невозможно ничего сделать со своим настоящим, прошлым и будущим, если ты не начнешь с помощью группы менять свою судьбу и не выберешь личное устремление вперед вместо подгоняющей тебя сзади палки.

Так что путь у всех один и тот же, но если ты будешь воспринимать его желательным и добровольно проходить все внутренние метаморфозы, то станешь меняться от эгоизма к альтруизму. А если нет, то Природа заставит тебя меняться огромными страданиями, которые, в итоге, сломают тебя, и ты согласишься все делать сам. 

Вопрос: Получается, что если человек, занимаясь духовной работой, не чувствует радости, значит он что-то делает неправильно?  

Ответ: Это значит, что он не продвигается. Продвигаться можно только с радостью.

Движение вперед означает, что я предпочитаю свойство отдачи свойству получения, свойство любви – свойству ненависти. Как же это возможно, если ты при этом не рад своему выбору? Такого быть не может. Значит, выбора еще нет.

Из 2-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода – это добровольная зависимость

Где она – свобода?

Радость – верный признак отдачи

Страница 47 из 77« Первая...4546474849...Последняя »