Записи в разделе 'Свобода воли'
Свобода воли: больше вопросов, чем ответов

каббалист Михаэль ЛайтманВ какой ситуации мы оказались на современном этапе? Кто организовал нам эту ситуацию? Кто "равняет", кто готовит нас, оставляя лишь одно верное действие, выполнив которое, мы добьемся успеха?

Мы видим Природу, в которой всё как будто бы предрешено. Мы находимся в жесткой системе, которая сковывает нас со всех сторон, не позволяя свободно сдвинуться даже на миллиметр куда бы то ни было. Напротив, каждое твое движение задействует систему, и она сразу же реагирует соответствующим образом. И если ты понимаешь это – твои отклики верны.

Представь, что ты стоишь голый, и со всех сторон окружен иголками, почти касающимися кожи. Ты не можешь сделать ни малейшего движения, в лучшем случае – пострелять глазами туда-сюда.

Вот так "облегают" нас законы природы. И даже намного более того, ведь они действуют также в разуме и в чувстве – и я должен разбираться: есть ли у меня хоть какая-то свобода воли? Есть ли что-то кроме этой Природы? Если да – там находится мое Я. Но может ли что-то существовать вовне? А тем временем весь я внешне и внутренне окружен сплошным частоколом иголок и совершенно не могу двигаться самостоятельно. 

Итак, нам надо выяснить, чтó может быть помимо Природы. Оставила ли она одному из своих созданий под названием "человек" нечто, позволяющее стать свободным от нее? Да и вообще, как такое может быть, если вся Вселенная – это комплекс непреложных законов? Мы находимся в полностью взаимосвязанной системе и с каждым днем всё больше раскрываем ее интегральность и детерминированность. В ней нет никакой свободы. Так откуда же взяться чему-то выходящему за рамки ее всеобъемлемости?

Это очень большая проблема: кто находится вовне? Уж точно не наше животное тело, которое можно просчитать от начала до конца, имея все необходимые данные.

Вообще, все мы подчиняемся велениям Природы, и если на этом поставить точку, то пусть всё течет и дальше. Но если мы все-таки можем раскрыть хотя бы одно крохотное зернышко свободы, это будет поистине чудом. Для чего предназначена свобода? Как и зачем Природа освободила в себе место, зачем сократила себя и не вдается в эту область? И что же это за пространство, где, в сущности, и находится подлинное творение, не подвергающееся воздействию Природы? Что оно собой представляет? Есть ли у него свои законы, которым оно следует?

Здесь надо разобраться во множестве вопросов. Ими особенно интересовались Спиноза и Кант. Это далеко не простая тема, а к нам она относится потому, что мы задаемся вопросом о смысле жизни, отказываясь тем самым от детерминистского подхода и стремясь над материальной предопределенностью найти нечто еще…

Из урока по статье "Мир", 04.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Где таится наша свобода?

Повсюду Он. А где же я?

Центральная точка свободы творения

Где бы я ни был – я в центре системы

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": Цель выстраивается на всех законах Природы без исключения. А значит, кто нарушает один закон, тот вредит конечной цели, которую поставил Творец. Поэтому Природа накажет его, и нам нельзя его жалеть – ведь он осквернил законы Природы и презрел цель Творца.

Таким образом, незнание законов Природы не освобождает от ответственности. На каждого возложена обязанность знать эти законы и выполнять их. Если же человек не выполняет их, то причиняет зло себе и другим, поскольку все мы взаимосвязаны в общей системе Природы.

Что же делать, если каждый может нарушать законы и наносить нам опосредованный, а то и прямой вред?

Надо изучить законы Природы! Раз уж мы подчинены им, то не можем поступать как нам вздумается. А между тем, не зная этих законов, мы, по-видимому, нарушаем их ежесекундно – и это создает проблему. Человека надо обучать, еще до того как он вступил во взрослую жизнь. По мере его взросления, сообразно с возрастом, мы должны давать ему знания о законах Природы и о том, как правильно вести себя на данном этапе развития, чтобы поддерживать равновесие чувства и разума, добра и зла, чтобы он знал, как избегать вреда себе и другим. 

Это и есть интегральное воспитание: благодаря ему человек понимает, что находится в интегральной системе Природы, в сфере, целиком скованной жесткими законами. Нарушая их, он оказывается в долгу, причем не только у себя самого, но и у всех – в мере того вреда, который он им нанес. А значит, он обязан получить наказание в соответствии с ущербом, причиненным общей системе.

Об этих законах и вердиктах повествует Тора. Если мы по-настоящему изучим их, то поймем всю систему и благодаря этому познаем Творца. Ну а в противном случае наши действия будут "портить" систему, и она все равно обяжет нас к пониманию, но уже путем страданий. Это будет очень тяжелый путь – ведь я не чувствую, как мой "маленький проступок", вроде бы незначительный и никого не затрагивающий, в действительности негативно сказывается на всей системе и повышает ее дисбаланс. А в результате это бумерангом бьет по всем, включая меня – тем сильнее, чем больше масштабы системы превышают мои собственные.

Мой "десятиграммовый" толчок сотрясает миллионы тонн, мое ничтожное движение разносится на огромные расстояния – так устроена интегральная система. И потому в каббале есть принцип: "частное и целое равны". Они действительно "равновесны" – и это ужасно, если мы действуем неправильно.

Однако сегодня мы еще не подлежим этому закону, поскольку еще не вышли на уровень подлинно интегральной системы. Нам дают возможность входить в нее постепенно – как будто отжимают педаль сцепления и сцепляют, скрепляют нас с ней на 125 ступенях. На самом деле я нахожусь там уже сейчас в совершенной форме, однако мне позволяют сознавать и осмыслять это поэтапно, как ребенку, который растет: "Ты шаг за шагом вступаешь в новый мир. И хотя сейчас он еще не раскрыт тебе, но ты должен знать об этом".

В итоге каждая моя маленькая ошибка будет обретать системный характер. В интегральной системе никому не удастся отсидеться в своем углу, ее законы катастрофичны для эгоизма. Я не смогу увильнуть от ответа привычными методами: "Чего вы от меня хотите? Я сижу в сторонке и никого не трогаю…" Нет, я – важнейшая часть системы, я – как вся система. И потому сказано, что удостоившийся склоняет себя и весь мир к чаше оправдания, а провинившийся склоняет себя и весь мир к чаше вины. Казалось бы, при чем тут весь мир? Почему он должен благоденствовать за мой счет или расплачиваться за меня? И тем не менее, всё именно так.

А значит, надо с максимальной осторожностью соблюдать законы Природы – и мы еще не понимаем, как высок должен быть этот максимум. Народ Исраэля обязан объяснить это миру, и человечество ожидают непростые состояния, если нам не удастся передать ему интегральную методику.

Из урока по статье "Мир", 04.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Незнание законов природы не освобождает от взаимного поручительства

Проверка на равновесие

Чтобы не быть наказанными Природой…

Нэфеш-Руах-Нэшама

конгресс, группаДуховным качествам дают разные названия: нэфеш (душа), руах (дух), нэшама (душа). Ведь мы начинаем присоединяться к духовному миру за счет того, что получаем ступень Руах.

Нэфеш - это пока неживая ступень святости, когда человек не может сам двигаться. Он приходит на уроки и думает, что все в порядке, больше ничего и не требуется: сегодня все, как вчера, а завтра будет как сегодня. Он не взрывается и не переживает от того, что остается в том же состоянии, а радуется: день прошел и ладно. Он соглашается с повседневной рутиной.

Но и это уже достижение, если человек находится в группе и пытается не быть помехой для ее продвижения, готов присоединиться ко всем и поддержать их. Он поддерживает то, что делают остальные, но не проявляет собственной инициативы - в нем нет "растительной ступени", не произрастает новая сила, а потому он называется духовно неживым (Нефэш дэ-кдуша).

Все же он приходит на занятия, учится. Дай Бог, чтобы весь мир стал таким "духовно неживым". Но тем не менее, духовное называется "руханиют", от ступени Руах. Руах - это значит, что человеку уже есть, что добавить от самого себя. Он не согласен оставаться мертвым. Если он видит, что совсем не изменился со вчера на сегодня и с сегодняшнего дня на завтра, то для него это равносильно смерти.

Это не просто неживое бесчувственное состояние, а ощущение смерти, то есть самое ужасное состояние. И поэтому он спрашивает себя, что может добавить? А добавить он пока может только свои действия. Бааль Сулам пишет в статье "Свобода воли", что у человека нет другого способа изменить свое состояние, кроме выбора правильного окружения. 

Сказано, что подставляющий себя под более сильное влияние окружения достоин всяческих похвал. Именно за счет этого он сможет продвигаться, а не за счет своих добрых дел. Он не способен ни на какие добрые дела, мы не хозяева своим поступкам. Но благодаря тому, что он выбрал для себя хорошее окружение, которое может сильно на него влиять, он становится лучше, приходит в движение.

Для того, чтобы начать совершать собственные движения и из неживого превратиться в "растение", от ступени Нефэш подняться к Руах и стать духовным человеком (рухани), мне необходимо каждый раз пробуждать окружающих, искать и выбирать все более сильное окружение, которое будет сильнее на меня влиять и делать меня все более духовным.

За счет таких действий, я все время добавляю от себя в группу, а она постоянно воздействует на меня, и я каждый раз все сильнее стремлюсь к духовному, к отдаче. Выходит, что я добавляю к отдаче, и в итоге, достигаю следующего уровня, который называется уже Нэшама.

Я действую по отношению ко всем остальным и попадаю под их влияние через группу, которая воздействует на меня. Так с ее помощью, я все время воздействую на себя и поднимаю. Окружение служит для меня подъемным краном, перемещающим меня все выше.

Я поднимаюсь через окружение и сам хочу начать пробуждать его, связаться с ним самым эффективным,  действенным образом. Если я хочу умножить свою связь с духовным, чтобы не просто пассивно подставлять себя под влияние      окружения и ждать когда оно меня изменит, а самому влиять на окружение, сделать его сильнее, чтобы сильнее повлияло на меня. И тогда мы соединяемся с окружением и поднимаем друг друга в духовный мир. Это значит, что я достигаю ступени Нэшама.

Главное тут - не успокаиваться, чтобы "Каждый день был для тебя как заново". Постоянно должно быть обновление, каждую секунду. А если нет, то ты немедленно упадешь в мертвое состояние. И подняться из мертвого состояния не так просто. Это нельзя сделать одним прыжком, чтобы вернуться в прежнее состояние. В то же самое состояние вообще невозможно вернуться. Нужно сделать исправления: новое рождение и новый рост - все заново.

Если же человек не чувствует, что должен заново подняться - это означает, что даже своей смерти он не замечает, а вообще потерял сознание.

Из урока по статье Рабаша, 28.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ступени постижения Творца

Терпеливо и упрямо продолжай путь

От света Нефеш до Ехида

Мозг решает, не спрашивая человека

каббалист Михаэль ЛайтманСпиноза: Люди лишь по той причине считают себя свободными, 
что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают.
Исследование: Существование свободы воли - одна из важнейших неразрешенных проблем философии. Принимаем ли мы решения сознательно, или, возможно, наш выбор осуществляется без участия сознания задолго до того, как мы его осознаем? Иммануил Кант включил проблему свободы воли в число вопросов, ответы на которые лежат за гранью возможного познания.

Но ученые не боятся сложных задач, в которых не преуспели философы. Изучению свободы воли привело к ответу: причиной наших поступков не является сознательный выбор. Свобода воли - иллюзия, она не является причиной наших действий, но сопутствует им, так же, как сигнал разряженного аккумулятора на экране мобильного телефона сопутствует разрядке аккумулятора, но не является причиной разрядки. Это лишь ощущение, которое позволяет отличить действие, выполненное нами, от процессов, не зависящих от нас. 

Когда мы совершаем желаемый поступок, нам свойственно трактовать это как проявление свободы воли. Однако иногда люди совершают поступок, а чувства реализованной свободы воли не испытывают. Но верно и обратное: мы нередко ощущаем свободу воли в действиях, которые не совершали.

Психолог Б.Либет обнаружил в мозге "потенциал готовности" - возбуждение мозга, которое возникает за сотни миллисекунд до принятия сознательного решения к действию. Людям предлагали нажимать на кнопку, когда они захотят. От участников требовалось отметить момент, когда ими было принято сознательное решение нажать на кнопку. Экспериментаторы, измеряя потенциал готовности, могли предугадать момент нажатия кнопки за сотни миллисекунд до того, как испытуемый осознавал, что он решил нажать на кнопку. Т.е. сначала ученые видели скачок потенциала готовности на измерительных приборах, затем человек осознавал, что хочет нажать на кнопку, а после этого происходило само нажатие кнопки.

Р. Сперри в 1981 году был удостоен Нобелевской премии за то, что показал, что у людей с перерезанной перемычкой, соединяющей левое и правое полушария мозга, возникают две независимые личности - одна в левом, другая в правом полушарии. Но две личности такого человека не осознают существование друг друга. Получается, что любое действие, совершаемое нашим телом, трактуется сознанием, как результат проявления его свободы воли, даже если оно таковым не было. Представьте себе двух человек, живущих в одной комнате, но не знающих о соседе. Всякий раз, когда открывается форточка, каждый из них убежден, что именно он ее открыл.

Убеждение, что мы можем свободно и сознательно выбирать наши поступки, является фундаментальным для нашей картины мира. Однако эта точка зрения не согласуется с последними экспериментальными данными, которые указывают, что наше субъективное восприятие свободы не более чем иллюзия, что наши поступки определяются процессами в нашем мозге, скрытыми от нашего сознания и происходящими задолго до появления ощущения принятого решения.

Реплика: Свободы воли, как и какие поступки совершать, - нет. Наши поступки совершаются нами только под неощущаемым/негласным влиянием/указанием нашего окружения. Но выбирать, под каким окружением находится, мы можем - и этим становимся свободными от рока, если только, конечно, сможем эту свободу реализовать. Ее реализация и называется духовной жизнью, которую предлагает Каббала. В остальном мы/вы – животные/роботы!

Предыдущие сообщения на эту тему:

На горизонте – запредельный мир

Мозг: тайна, недоступная науке

Вольный узник

Шаг влево, шаг вправо – попытка к бегству от реальности

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Изучая природу и себя самого, человек обнаруживает, что он целиком и полностью зависит от генов и окружения. Неопровержимые факты свидетельствуют о том, что реальной свободы воли нет, что все смертны. Однако мы не готовы мириться с фактами, мы игнорируем результаты собственных исследований и предпочитаем жить иллюзиями того, что нам нравится. Как же разрешится этот конфликт?

Ответ: Действительно, мы исследуем многие явления, однако вовсе не обязательно руководствуемся полученными результатами. Ведь есть еще такие вещи как сомнения, верования, убеждения, эгоизм, в конце концов. Пускай даже я неправ, но стою на своем – просто потому, что мне так хочется. Мы знаем это по детям, однако взрослые часто занимаются тем же.

Одним словом, наша жизнь сложна. Но в любом случае, данные честных, обоснованных, проверенных научных исследований надо принимать как факты. Иначе в итоге ты навредишь себе и другим.

С другой стороны, концепции, не проверенные или не подтвержденные наукой, нельзя принимать ни в малейшей степени. 

Вопрос: Выходит, человек – это эгоистическое, нерациональное создание, готовое верить в сказки, если они ему подходят?

Ответ: Действительно, как же так? Неужели я готов идти на поводу у приятных ощущений, даже если они ошибочны? Скажем, я люблю курить, чревоугодничать, заниматься другими нездоровыми вещами. Мне нет дела до пользы и вреда здоровью – пока что я наслаждаюсь, и это главное. Я хочу делать то, что доставляет мне удовольствие; а если потом придется расплатиться за него – так это когда еще будет…

Да, такой подход нерационален. Логически, я должен принимать законы природы и, как машина, соблюдать их, подчиняться им – однако мое желание "всё портит", и вместо этого я делаю то, что мне приятно. Так человек устроен. В противоположность представителям неживой, растительной и животной природы, мы – существа испорченные.

Если бы не наш эгоизм, мы были бы животными, в которых заложена четкая программа, соответствующая внешней природе и не оставляющая им выбора. У них не бывает дилемм: "Сделать или не сделать? Так или иначе? Приятно это будет или нет?" Ими в приказном порядке движут неукоснительные команды – вот и всё.

А вот мы хуже их, мы худшие из всех. Ведь наш эгоизм сбивает нас с курса, заданного законами природы, мешает соблюдать их как должно, не отклоняясь ни на шаг ни вправо, ни влево и точно ступая по тончайшей линии маршрута. Эти законы непреложны, незыблемы, всё осуществляется с бесконечной точностью, однако нас разрушает, сокрушает добавка эгоизма. Мы делаем то, что хорошо для него, – и это всегда против разума.

Так человек и становится "испорченным животным". Все наши надстройки над животным уровнем, с виду такие замечательные – культура, воспитание и т.д. – базируются именно на нашей испорченности. Литература, музыка и прочие вершины духа проистекают из изъянов человека, уже переставшего быть животным. Птицы выводят свои трели не ради прекрасного, а инстинктивно. Но мы – другое дело…

В конечном итоге, все наши дополнения к здравому смыслу, к науке в чистом виде – это дурные добавки. По сути, нам нельзя использовать что бы то ни было, кроме науки. Однако мы используем и другое – что поделаешь. На самом деле, даже воспитание и культура, всё, что не проистекает из инстинктов, как у животных, – это изъяны, или попытки компенсировать их. Мы просто не сознаём, насколько отклоняемся от курса, проложенного Природой, и становимся чуждым элементом, "раковой опухолью", развивающейся в общем теле. В итоге она разрушает сама себя и свое окружение – мы хорошо видим это по своему отношению к экологии. Раковые клетки пожирают тело и умирают вместе с ним. Они не могут остановиться, такова форма их существования. Вот и эгоизм в нас действует точно таким же образом.

Итак, мы должны четко сознавать, где пролегает тонкая линия, грань, перегородка между наукой и "научной фантастикой" – т.е. религиями, верованиями, философскими концепциями, психологическими конструкциями и т.д. Научную сферу нам можно использовать: если мы делаем это точно, "без затей", то не ошибаемся, подобно животным, которых ведут инстинкты. И хотя мы сами открывали всевозможные явления и разрабатывали всевозможные средства на их основе, однако они существуют в природе. Поэтому, если мы подчиняемся законам природы – всё в порядке. В рамках науки – пускай раскрываются.

Если же мы обращаемся к умозрительной сфере, к искусственным теориям и практикам, там всё мнимо и ложно. Нельзя применять их в жизни.

В таком случае, как же нам относиться к душе? Мы не нашли ее научными методами и не воспринимаем ее в органах чувств. Так существует ли она?

Возможно, завтра на этот вопрос ответит наука? Ведь она постоянно выводит из сокрытия нечто новое, а также исправляет изъяны, модернизируя и совершенствуя уже найденное. Однако пока что нельзя базироваться на догадках.

А с другой стороны, как же тогда относиться к книгам каббалистов, которые повествуют о душе? Можно ли полагаться на них? Ведь вера здесь не годится, она ненаучна.

Так вот, пока мы не проявим эти явления в себе, никаких доказательств у нас нет – одни сомнения…

Что же делать?

Выверять свое естественное продвижение в виде "биомашины на кислотно-электрической тяге", сознавать, что у нас нет свободы выбора ни в чем, за исключением смены окружения, и стараться поставить себя в правильные условия посредством этого выбора.

Всё это должно быть строго научно, и всё необходимо сознавать и осмыслять исключительно в терминах законов природы, сводящихся к двум направлениям, которые мы называем "путем Торы" и "путем страданий".

Из урока по статье "Тело и душа", 03.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что там, за занавесью?

Не стесняйтесь меняться

Подневольная "свобода воли"

Сцены насилия располагают к агрессии

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование (группа ученых ун-та штат Айова): Человек напоминает сосуд – чем его наполнишь, такой он и будет. Сегодня мы - свидетели огромного количества сцен насилия. Если вы считаете, что насилие не является решением проблем, хотите сохранить альтруизм и толерантность, – держитесь подальше от сцен агрессии.

Сцены насилия в фильмах, новостях, играх выступают в качестве триггеров для активации агрессивных мыслей, которые уже хранятся в памяти. Если эти агрессивные чувства возбуждаются снова и снова, они становятся хроническими. В таком случае они начинают определять поведение человека.

Исследователи выступают за учреждение рейтингов СМИ, которые предоставляют информацию о медиа-контенте, рекомендуют родителям устанавливать ограничения на просмотр телевизора, формировать у детей критическое отношение к происходящим событиям и информации. Ведь когда дети начинают думать, что насилие является нормальным, они сами участвуют в агрессии против других. 

Вывод: Поскольку такие СМИ выгодны многим, запретить их в нашем обществе гораздо сложнее, чем курение. Среда формирует из ребенка человека, но даже родители не могут организованно выступить против СМИ, которые губят их детей и все усилия родителей к доброму воспитанию. Разве ВОЗ и ЮНЕСКО выступали против таких СМИ? Разве кто-то выдвигал такие предложения в ООН? Ответ один – мы не можем противодействовать таким СМИ, потому что мы сами такие!

Согласно Каббале, человек никогда и ни в чем не совершает СВОИХ поступков, а только то, что диктует ему общество, окружение, среда. Поэтому, выбирая среду, человек полностью определяет свои поступки, которые являются абсолютным следствием влияния среды. Т.е. человек может определять свои поступки только через среду, в которой он находится. И только в выборе среды – его свобода воли. (См. БС "Свобода воли")

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жестокость воспитывает жестоким

Вредный ящик

Чем же учат нас СМИ?

Картинка, начертанная в воздухе

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Наука каббала и философия": В действительности "сила" сама по себе является настоящей материей – не менее, чем вся материя нашего мира.

Мы говорим, что духовное – это "сила". Значит, наш мир – это материя? Нет, сила – и есть материя. Нет ничего, кроме силы. К тому же приходит и современная физика: за атомами, частицами и квантами материя, как ощущаемая нами субстанция, "исчезает". Погружаясь вглубь даже традиционными методами, мы обнаруживаем, что в основе, в фундаменте мироздания материя "рассеивается" – и остается одна лишь сила. Мы привыкли к материальной картине мира, однако по сути, это всего лишь наше восприятие, а в основе своей материя – суть сила, и ничего более.

Сила эта подразделяется на две категории, два желания: получающее и дающее. В целом, множество частных сил обрисовывают для нас некую реальность, которую каббалисты называют воображаемой, мнимой. Она реалистична, но эфемерна, словно объемная картинка, начертанная в воздухе лазерным лучом. И мы живем в ней, сами являясь порождениями этого "луча". Все мы "нарисованы" в некоем пространстве, а на самом деле наша суть – это сила: два желания и уравнивающий их экран

Эти силы получающего и дающего желаний должны прийти к скрещению, сочетанию, сочленению, интеграции. Но не так, чтобы одна из них властвовала над другой, а так, чтобы получающее желание тоже имело "доступ к власти", чтобы между ними царило сотрудничество, участие, взаимопонимание, взаимопомощь, общее ощущение, вплоть до любви, когда каждая готова поступиться всем ради другой, принять всё от другой.

В итоге, сила получения должна достичь той же мощи бытия, что и сила отдачи, ощутить это, развить себя соответствующим образом и обрести подобие Творцу. А для этого ей надо пройти особые состояния, которые позволят ей почувствовать, что она существует, властвует, решает, планирует, осуществляет задуманное. И здесь невозможно обойтись без воображаемой картины, в которой всё так и есть. Вот откуда проистекает иллюзия нашего мира, в котором правит получение.

Бааль Сулам приводит в пример возницу, который жил себе с женой и детьми, зарабатывал достаточно денег, содержал дом и был вполне доволен, пока не начались беды: лошадь околела, дом сгорел, жена и дети умерли в эпидемии. В итоге и сам возница отправился на высший суд, где было решено возместить ему невзгоды, поскольку он действительно много настрадался.

Что же ему дали? Лошадь, телегу, жену, детей и дом – то же самое ощущение, которое и есть для него счастье. В этой "картинке" ему замечательно живется: он работает, приносит семье заработок, радуется вместе с ней, и всё у него в порядке. Его желание малó, и для него это – самый настоящий рай, в котором всё хорошо и большего не нужно. Идеальная иллюзия.

Мы тоже иногда видим сны. Чем же они отличаются от реальности? Что, если через две минуты ты проснешься от звона будильника и поймешь, что всё увиденное – сон? А ведь по сути, так оно и есть. В чем же различие между сном и явью? Как отличить одно от другого?

Здесь важно понимать, что наша реальность "начертана" некоей силой и дана нам, чтобы обеспечить получающему желанию иллюзию самостоятельности, власти, собственной компетенции, независимости, отрыва от того, кто им управляет. Только так можно прийти к подобию свойств с Творцом. А иначе, какое это подобие, если я полностью подконтролен?

На самом же деле отрыв от Творца иллюзорен, и потому наш мир называется воображаемым. С другой стороны, духовные миры не мнимы, потому что там мы сознаём иллюзию, согласны с ней и поднимаемся выше знания. Там я работаю поверх своего разумения, зная, что нет никого, кроме Него, всё больше соглашаясь с этим, всё больше принимая это. Я веду уже реальную работу с силой, притом что я сам – и есть "всего лишь" сила.

Вопрос: Если вся наша жизнь – один долгий сон, какие практические выводы мы можем из этого сделать?

Ответ: Сказано в Псалмах: "Мы были как во сне". На деле я должен принимать эту жизнь со всей серьезностью. Мне дали ее, чтобы я приподнялся над ней, но не отбросил в сторону. Ничем нельзя пренебрегать. Нынешнюю "картинку" "рисует" мне Высшая сила, и пока я не пройду этот период подготовки, мне от нее не избавиться. Я обязан ощущать эту жизнь до самого конца исправления, каждый раз возвращаясь в нее для новых исправлений. Пускай даже я поднялся на 124 ступени, и мне осталась последняя 125-я – все равно я возвращаюсь сюда.

Другого выхода нет. Эта "базовая инфраструктура" чрезвычайно важна – ведь лишь опираясь на нее, я осуществляю всё по собственному выбору. Благодаря ей на каждой ступени мне кажется поначалу, что я действую самостоятельно, что я равен Творцу и, возможно, даже властвую сам. Нет ни малейшего шанса достичь слияния без этого ощущения независимости. Иначе просто нет меня – того, кто способен слиться с Ним.

Так мы и работаем в этом мире. Пускай он воображаем – я сознаю это потом и принимаю, соглашаюсь с этим. Я начинаю реально, осознанно играть со своей "самостоятельностью", и тогда от меня больше не скрывают, что на самом деле я управляем.

Из урока по статье "Каббала и философия", 18.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самое мощное оружие

За гранью материи

Две силы, породившие Вселенную

Жизнью называется приближение к любви

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Предисловие к ТЭС": Как сказали мудрецы: "Грешники при жизни своей называются мертвецами". Ведь смерть для них лучше жизни, так как страдания и мучения, которые испытывают ради поддержания своего существования, превосходят во много раз то малое удовольствие, которое ощущают в этой жизни.

Если мы не продвигаемся в направлении постижения источника жизни, то вся жизнь превращается в бегство от страдания. Все наши помыслы лишь о том, чтобы избежать зла, неприятностей. И поэтому мы представляем себе добро не как наполнение, ведь не способны себя наполнить, а просто пытаемся между плохими состояниями найти хоть какое-то успокоение.

Потому все ощущаемые нами наслаждения не длятся дольше одного краткого мгновения. По этой причине мы еще при жизни называемся мертвецами, ведь получаем наслаждение не из подлинного источника жизни, на котором стоит все мироздание.

Понятно, что каждый делает свой расчет, и если он посмотрит, сколько тягот и боли выпало на его долю, как много он мучился и страдал относительно считанных мгновений наслаждения, приносящих ему радость и счастье, то выйдет, что незачем было жить. Вся эта жизнь может иметь оправдание лишь как подготовка к подъему в духовный мир. Но если рассматривать эту земную жизнь саму по себе, то у нее не окажется никакого смысла. 

"Однако теперь мы удостоились Торы и заповедей, выполняя которые, приходим к истинной жизни, радостной и радующей тех, кто живет ею, как сказано: Вкусите и узрите, что добр Творец". Так ощущают те, кто уже этого достиг. И тогда у нас появляется свобода выбора между добром и злом. После того, как мы получаем Тору, путь, духовные принципы и тогда начинаем работать в двух линиях.

"Избери же жизнь, чтобы жить тебе и потомству твоему. Здесь подразумевается жизнь в выполнении действий отдачи, тогда это истинная жизнь, в то время как жизнь без этого труднее смерти". Так человек воспринимает разницу между жизнью и смертью: жизнь – это духовное продвижение, а смерть – его отсутствие. Он постепенно осознает, что продвижение означает приближение к любви, к отдаче, к отмене самого себя, к возвышению над своим эгоизмом. Только это и называется жизнью, без всякого расчета на то, что мы ощущаем в своих эгоистических желаниях.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 12.11.2012

Закон стремления к равновесию

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс. Урок №1

Вопрос: Что значит стремление к равновесию на уровне "человек"? Как построить Храм, к которому можно будет всегда возвращаться? Что значит понятие "Храм" в каббале?

Ответ: Стремление к равновесию – это самый главный закон природы. На неживом, растительном и животном уровне природа выполняет его автоматически, инстинктивно, своими силами. Из всех наших исследований: космоса, функционирования живых организмов, всей природы, экосферы Земли, мы видим, как природа сама стремится к равновесию. Здесь тепло – там холодно, здесь давление – там разрежение и т.д. – происходит взаимное совмещение параметров, то есть природа всегда стремится к усреднению.

Любые силы стремятся к равновесию. Также и мы. Что значит закон подобия? Это значит, что если я в чем-то подобен вам, то мы понимаем друг друга в рамках нашего подобия. Если мой орган чувств (допустим, зрение или слух) в каком-то диапазоне подобен происходящему, то я это происходящее ощущаю. То есть закон подобия с нашей стороны является основой коммуникации в нашем мире. А со стороны природы – это просто основной закон, к чему она стремится – закон подобия, закон совмещения, усреднения.

Этот закон действует на всех уровнях, кроме уровня "человек". На этом уровне природа, наоборот, оставляет эту возможность нам. Она словно говорит: человек должен заниматься сам своим подобием природе, своим равновесием, усреднением на социальном и прочих уровнях. Почему? – Тогда он вырастет до уровня "человек", а не останется животным. И поэтому мы в нашем мире все время страдаем, хотя мы самые умные, самые сильные и самые, самые.

Но, исходя из того, что мы делаем с собой и с миром, мы – самые ничтожные. Исходя из того, что мы делаем с землей, на которой живем, как мы изматываем всех и друг друга, мы – абсолютно  неразумные. То есть здесь природа оставляет нам свободу воли – только людям! И потому мы должны научиться этому закону. 

Поэтому каббала обучает нас, каким образом реализовать в человеке и в человеческом обществе закон подобия. Если мы его правильно реализуем, он поднимает нас и выводит на уровень подобия Высшей силе. Для этого мы, все семь миллиардов жителей планеты, должны соединиться вместе, скоммутироваться таким образом, чтобы образовать одно единое желание.

Ведь это находится в программе природы – все равно мы к этому придем, либо путем страданий, либо путем осознания. Вот для того чтобы прийти к этому путем осознания, а не просто страданий (ведь это многовековые страшные проблемы), раскрывается наука каббала. Но ее надо все время реализовывать в том, чтобы выходить из себя, соединяться с другими себе подобными, которые тоже заинтересованы в этой методике, для раскрытия Высшей силы.

Так что закон подобия – это основной закон существования.

Из 1-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Нельзя украсть у нас свободу воли

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит "исправить прошлые ошибки и прегрешения", после чего становишься "совершенным праведником"?

Ответ: Мы исправляем желания, которые прошли разбиение. Человеку раскрывается его зло, и он воспринимает его как зло в самом себе, то есть считает, что сам в нем виноват. Он еще не отождествляет себя с точкой в сердце и не может смотреть на свое желание со стороны, как на материал, данный ему для исправления. Он пока объединяется не с Творцом, который создал это злое начало, а отождествляет себя с самим этим злым началом.

Свет еще не выяснил его желание и не отсек его от человека, этим действием перенося человека на сторону Творца. А потому человеку кажется, что это он сам плохой, а не злое начало.

Свет еще недостаточно над ним поработал, не высветил его желания, и потому человек не видит источника всего зла, а потом и всего добра. То есть он не относит себя к единственной власти, кроме которой ничего нет, и не понимает, что на него всегда действует лишь один источник, от которого зависят как плохие желания, так и их исправление.

Он пока не понимает, что должен просить и раскрытия эгоистических желаний, и их исправления. Ведь все происходит за счет света, возвращающего к источнику, который сначала раскрывает левую линию. В мере стремления человека достичь общего исправления, отдачи, в мере его усилий, приходит свет и раскрывает ему зло.

Он должен молиться, чтобы Творец показал ему, чего ему недостает для совершенства. Молитва – это раскрытие желания стать человеком, стать совершенным, преданным Творцу, отдающим. А раскрытие того, чего мне не хватает для совершенства, это означает раскрытие недостатков, которые мне нужно исправить для того, чтобы достичь добра. 

Но я не прошу о раскрытии самих недостатков, человек не может это сделать. В силу своей природы, мы способны просить только о хороших состояниях.

Наша работа заключается в том, чтобы прийти к такому пониманию, что все желания: исправленные и неисправленные – находятся в руках Творца. А человек – это тот маленький, умный ребенок, который умеет правильно просить у Творца. И тогда раскроется все это чудовище: злое начало, эгоизм, Фараон, а потом изменится и превратится в доброе начало, благодаря сокращению, экрану и отраженному свету.

Всё это приходит сверху, как сказано: "Я создал злое начало, и Тору для его исправления, так как заключенный в ней свет возвращает к источнику". И где же тут вообще человек, если Творец сразу говорит, что всё приходит от Него? Со стороны человека требуется осознание, просьба о добром состоянии.

Но ему не хочется просить о добром, ведь его природа – это злое начало. А потому он обязан использовать влияние окружения, которое внушит ему эти добрые ценности, хотя возможно и само их не ощущает. Выходит, что они устраивают какую-то игру – играют в лучшее состояние и воздействуют этим друг на друга. Так человек достигает все более и более истинного желания, пока свет окончательно не исправляет его.

Всё это устроено для того, чтобы не украсть у человека его свободу воли. Он должен знать, что играет, на самом деле этого не желая, и противоположен истинному, правильному состоянию. А чем ближе он продвигается к истинному состоянию, тем большую получает свободу выбора, тем больше раскрывается в нем грешник и сомнения в необходимости этого пути. Все это он обязан выяснить, сопоставляя себя с противоположной стороной, сравнивая зло с добром.

Потому вся работа основана на нашем свободном выборе и состоит лишь в том, чтобы подставить себя под влияние окружения, которое мы сами построили согласно своему пониманию духовного мира. Нужно играть так, чтобы окружение повлияло на  каждого, как будто все это истина. И тогда каждый придет к истинной молитве.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 06.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разрешение туманной загадки

Кто я: грешник или праведник?

"Сделай вместо Меня!"

Разрешение туманной загадки

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Предисловие к ТЭС": В разрешение этой туманной загадки сказано: "Вкусите и узрите, что добр Творец".

Туманная загадка: в чем смысл этой жизни, ее цель? Для чего существует всё это мироздание, мы сами и всё то, что мы ощущаем? Если человек доходит до такого вопроса, то ему необходимо найти на него ответ, раскрыть суть жизни.

Он уже не спрашивает себя лишь о том, почему эта земная жизнь хорошая или плохая, не стремится в ней больше понять и достичь. В нем рождается вопрос о самой ее основе: откуда приходит эта жизнь? Ведь все существующее имеет свой смысл – ради какой же цели природа или какая-то высшая сила создала нас и вообще всю эту жизнь? Что означает это существование?

"И в разрешение этой туманной загадки сказано: Вкусите и узрите, что добр Творец. Именно выполняющие как положено Тору и заповеди вкушают вкус жизни и видят и свидетельствуют, что Творец добр". То есть существуют некие законы, выполняя которые, человек словно настраивает себя на ощущение смысла жизни, ее основы, источника. Это ощущение источника всего мироздания, не только самого человека или даже человечества – а всей природы: откуда, почему и как она появилась, и к какой цели ведет нас.  

Каббалисты говорят, что такое возможно, если человек совершает в себе специальные исправления. Ведь сейчас ты не можешь это уловить, и потому у тебя есть лишь вопрос. Но сам вопрос уже означает, что ты способен найти решение. Выходит, что сам этот вопрос + исполнение "Торы и заповедей", то есть правильная калибровка себя на получение ответа, наполнения в чувствах и разуме, приводит тебя к решению, которое так и звучит: "Вкусите и узрите, что добр Творец".  Это значит, что ты почувствуешь и поймешь, насколько добра сила, находящаяся в основе всей природы. 

Мы пока не понимаем смысла добра и зла. Смысл жизни – это постижение сути творения, а не просто приятный вкус. Ощущение доброты Творца, означает, что я наполняю им все свои пустоты, требующие ответа.

Заповеди – это особые, определенные действия, которые нам необходимо совершить. Изначально, в нас существует вопрос, неудовлетворенность, пустота, которая тянет нас и подталкивает вперед, к достижению ответа. А для достижения этого ответа, нам нужно подготовить себя, чтобы суметь почувствовать его и понять – поднять себя на уровень этого ответа.

Эти изменения мы должны сами произвести в самих себе, поскольку наши усилия формируют в нас способность понять ответ. Поэтому у нас нет выбора: исполнять заповеди (совершать исправления) или нет. Весь процесс построен так, что человек продвигается даже без того, чтобы его спрашивали, хочет он этого или нет. Но если он будет постоянно стремиться сам найти себе поддержку, которая поможет ему быстрее продвинуться в направлении ответа, то в этой мере реализует свою свободу выбора.

Сказано, что "Грешники еще при своей жизни называются мертвецами". Если человек не реализует методику исправления, продвижения, не использует свет, возвращающий к источнику, то его жизнь достойна сожаления. Хотя в материальном смысле он может чувствовать себя неплохо по разным причинам, но не будет продвигаться к цели. А потому его жизнь останется на уровне животного существования.

Человеческая ступень означает, что человек использует свет, возвращающий к источнику и все время поднимает себя с животного уровня на человеческий, на ступень человека, Адама, что означает "подобный" (домэ) высшей силе.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 12.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пройти через вопрос, на который нет ответа

Кому я хочу понравиться?

Самый вкусный Творец!

Как пользоваться "духовным электричеством"

каббалист Михаэль ЛайтманДаже не зная, что такое электричество, мы легко используем его, подключая к розеткам те или иные приборы. Вот и в духовном мы подключаемся к Высшей силе, к Творцу, к свету.

На неживом, растительном и животном уровне я подключен к "духовному электричеству", что называется, без вариантов. В этом я ни на что не влияю. Здоровье и болезни, сила и слабость – всё, кроме точки свободного выбора, предопределено. Люди вкалывают, не щадя сил, прилагают огромные усилия – а в действительности это просто ненужные "телодвижения". В итоге человек все равно обнаружит, что всё бесполезно, кроме фокусировки на главном – на той единственной точке.

На неживом, растительном и животном уровне выбора нет. А вот на человеческой ступени я должен подсоединиться к "розетке" самостоятельно. При этом, по сути, у меня есть только злое начало, и потому всё зависит от моего намерения.

Таким образом, самое лучшее – "течь" по жизни и, помимо базовых нужд, заботиться только о свободном выборе. Лишь там я могу действительно повлиять на ход событий.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 19.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человеческий элемент двигателя

Точка подъема над собой

Человек определяется намерением

Мировая война – ради одного щелчка в сознании

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если все этапы моего пути предопределены, то могу ли я изменить как-то события своей жизни посредством свободного выбора? Чем будет отличаться моя жизнь с каббалой от жизни без каббалы?

Ответ: Различие кардинально.

Допустим, я не хочу учиться в школе. Как следствие, я получаю от родителей "по полной программе". Так и здесь: я ломаю ногу, страна вступает в войну, происходят катаклизмы – то же самое "родительское воздействие", только более существенное. И посредством этих бед, либо после них я все равно выполню то, что требуется. Причем, если в школе мне иногда удавалось ускользать от наказания, то здесь поблажек нет, деться мне некуда.

Я нахожусь между путем Торы и путем страданий, и этот выбор меняет всю мою жизнь. По сути, речь идет о разнице между жизнью и смертью, хотя для нас это выражается в тех или иных страданиях. Кто-то хотел выиграть в лото миллион, а выиграл только сто тысяч. Ну а кто-то пятнадцать лет был прикован к кровати. И то, и другое – страдания.

Вопрос: И все-таки, обязательно ли мне, скажем, ломать ногу?

Ответ: Если лишь это изменит твое отношение к цели творения, то да. Однако ты можешь пойти путем ускорения, исправить свое отношение, и тогда тебе не потребуется ломать ногу. Ведь ты поднимаешь страдания с животного уровня на человеческий.

Светá и сосуды должны противостоять друг другу. На животном уровне это выразится, скажем, в переломе ноги, или в потере зарплаты, или в пожаре, или в тяжелой болезни и т.д. Но если ты поднимаешь страдания на человеческую ступень, то переживаешь и сожалеешь о том, что неспособен на отдачу. Теперь это – твоя беда, от этого ты страдаешь. Свет, возвращающий к Источнику, придает тебе такое ощущение, и тебе больше не нужны материальные несчастья. 

При этом материальных бед требуется во много крат больше, чем духовных. К примеру, проболеть тысячу лет, не вставая с кровати – все равно что испытать одно мгновение страданий любви: "Почему я не люблю Творца?" Такова разница между ступенями. Что может сделать маленький ребенок, по сравнению с взрослым, если в доме гаснет свет? Это несравнимо.

Взгляни, как распространяется кризис: от него никто не защищен и не застрахован. Миру грозят ужасные страдания, призванные сломить человека, чтобы всего-навсего переключить маленький рычажок в его логике. И тогда, после Третьей мировой войны, он обнаружит, что находится под воздействием Природы. Затем Четвертая мировая война переключит еще один рычажок: "Ага, я должен пребывать в равновесии с Природой". Пятая мировая покажет ему необходимость отдачи ближнему, для того чтобы прийти к гармонии с Природой. И так далее.

Чудовищные катастрофы, годы бедствий – помогут всего-навсего переключить то, что свет переключил бы за несколько месяцев. А при грамотном обучении человек за месяц понял бы, что у него нет другого выхода. И потому мы должны как можно быстрее донести до мира наше послание.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 15.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Откликнуться на зов Творца

Беды второгодников

Мировая война или мировое поручительство

Точка выражения свободы воли

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Грузии. Семинар №1

Почему состояние единства, любви, взаимопомощи должно быть важно для нас? Потому что мы таким образом пропагандируем его себе, друг другу, играем в то, чтобы возвысить такое состояние раньше, чем нас к нему будут подгонять страдания сзади.

Мы специально рисуем перед собой такую выдуманную радужную, хорошую картину. Мы этой картины не видим, но можем сделать так, чтобы группа могла подействовать на каждого таким образом, что он будет этого желать. С помощью зависти, ревности, поражения в гордости, человека можно заставить двигаться вперед раньше, чем меня будет подталкивать сзади. И я хочу, чтобы меня заставили!

Ведь если страдания подталкивают меня сзади – это плохо, я хочу двигаться вперед сознательно. Я строю группу, в которой все выражают мнение, что слияние – это хорошо, что единство – это хорошо, и мы таким образом приближаемся к Творцу, мы сами сознательно идем вперед.

Вопрос: Так где же здесь свобода воли? Ведь даже если мы убегаем от ударов сзади, устремляясь сознательно вперед и желая быть связанными с Творцом, мы всё равно действуем, исходя из нашей животной эгоистической природы. Каким образом можно действительно оторваться от нее, чтобы поступать не как эгоисты, а подняться на уровень Творца независимо от своего эгоизма? Где здесь мое возвышение над своей животной природой?

В чем заключается наше добровольное участие? Как мы можем сделать так, чтобы мы не были подталкиваемы страданиями или притягиваемы наслаждениями, а чтобы были выше этого? Потому что понукание кнутом или пряником – это животное состояние, животный уровень развития. Как нам подняться выше животного уровня развития, стать сознательно развивающимися? 

Ответ: Здесь мы, наконец, осознаём, что Творец приготовил нам такое прекрасное условие как группа, – не просто способ перехода от любви к товарищам к любви к Творцу, а именно место реализации нашей свободы воли, когда ты, вроде бы, не чувствуешь никакой зависимости от товарищей. Ведь к Творцу у тебя может быть особенное отношение, ты зависишь от Него и не можешь никуда от этого деться, – а от товарищей ты не зависишь. Здесь и возникает возможность идти вперед на правильном отношении к единению с товарищами так, чтобы ничего не получать взамен!  

Здесь мы и начинаем, наконец-то, постигать особое условие, когда Творец разбил одно единственное творение на множество частей и дал им возможность соединяться между собой, и именно в этом соединении, не испытывая никаких побуждений: ни хороших, ни плохих, – они и могут выразить свою свободу воли. И тогда у них есть возможность приподняться над своей природой. Именно тогда!

Из 1-го семинара конгресса в Грузии, 05.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный треугольник

Вариации на тему о свободе воли

Как слепцам найти правильную дорогу?

Вариации на тему о свободе воли

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Грузии. Урок №3

Вопрос: Известно, что у животных нет свободы воли. Мы тоже пока находимся на животном уровне. Но как же возвышаться над собой, если у меня нет свободы воли?

Ответ: Если человек заранее говорит, что у него нет свободы воли, то он сразу же становится животным, и у него нет никакой возможности действовать.

Допустим, я нахожусь в полностью замкнутой системе, которая на меня воздействует: мысли не мои, слова не мои, желания не мои, движения не мои, все, что я делаю, – это не я. И вообще я – не я, а какой-то включенный механизм. И что от него требовать? Тогда я просто буду сидеть и ничего не делать. Если надо, то меня выгонят на работу, если надо, так меня заставят действовать. А пока не заставляют, я ничего не буду делать. Это и называется состоянием неживой природы, ведь пока на камень ничего не воздействует, он будет находиться на одном и том же месте.

Растительный уровень уже предполагает свою свободу воли – в каком-то внутреннем движении. Животный уровень – еще больше. Но все они не свободны, а полностью управляемы инстинктами, то есть ими полностью управляет природа.

Человеком природа тоже управляет, но дает ему постоянное возвышение за счет растущего земного эгоизма. Этот земной эгоизм уже управляется не напрямую, как животным. То есть даже обычный человек в нашем мире все равно получает возможность каким-то образом действовать: или хорошо, или плохо. У животных этих возможностей нет, они действуют строго согласно инстинкту. У человека же есть возможность быть добрым, злым, поступать так или иначе. Но это не та свобода воли, о которой говорится в каббале. Это обычная житейская свобода воли, а не свобода воли относительно Творца, которая есть у каббалистов. 

Когда мы приходим в группу, у нас возникает еще одна свобода воли – принимать на себя методику, развиваться или нет. Если я принимаю методику – это тоже свобода воли, ведь я могу ее и не принять. Но это все еще обычная, так называемая земная свобода. 

Затем, начиная заниматься в группе, я должен играть перед своими товарищами. Я стою перед выбором, разыгрывать ли мне перед ними театр, что мы, якобы, любим друг друга, что мы объединяемся, желаем достичь цели, ведь мне надо показывать товарищам, что я их люблю, что я вместе с ними готов идти вперед. Это все уже серьезная свобода воли, здесь я выбираю свой путь, свою цель. Здесь я уже должен отдавать себе отчет: "Для чего я это делаю? Кому это надо? Мне лично? Имею я от этого какой-либо выигрыш или нет?". То есть здесь уже у человека возникает очень серьезная проблема с самим собой.

Далее, чем больше мы продвигаемся, тем больше начинаем ощущать себя в различных стесненных обстоятельствах: стоит ли мне это делать – вызвать на себя Высший свет?  Ведь во время учебы мне надо думать о том, что я хочу сейчас вызвать на себя Высший свет. Он будет на меня излучаться, он будет меня менять, я буду становиться добрее, лучше, уподобляться Творцу, находиться в свойстве отдачи. Мне это надо или нет? Это уже серьезные вопросы. Я должен вложить в это, может быть, всю свою жизнь.

О чем говорит каббала? – Ты должен заниматься, ты должен работать, ты должен быть женатым, иметь детей, вести хозяйство и прочее, прочее. Но это все – только в мере необходимости. А все остальное должно быть направлено только на то, чтобы соединиться с другими и раскрыть в этом объединении Творца. Именно в этом и заключается серьезная свобода воли. У меня есть возможность зарабатывать, развиваться, гулять. А здесь я кардинально меняю всю свою жизнь!

Посмотрите на наши группы, или хотя бы на центральную израильскую группу. Разве они  видят что-то, кроме работы и группы? В два часа ночи встают на занятия, после этого – на работу, вечером после работы опять приходят в центр, заниматься распространением, и сразу же домой спать, чтобы снова встать на занятия. И так каждый день.

Единственный выходной день у них тоже полностью занят. Остается, может быть, всего два часа отоспаться днем за неделю и всё.

То есть человек должен решать – на что он идет. А если еще его "пилят" жена,  родители и все общество вокруг, то это непростой выбор. Но это пока ступеньки обывательской, обычной, гражданской свободы воли.

А дальше появляется другая свобода воли, когда человек должен подниматься над собой, когда он идет не вопреки чужому эгоизму (дети, жена) или даже своему, но на бытовом уровне (в отпуск не пойду, не буду гулять, не буду слишком много зарабатывать, достаточно мне этого), а когда он уже начинает работать с группой и с Творцом.

Вот здесь надо вообще отказываться от своего эгоизма. Не то, что мне много не надо, и не то, что я хотел бы существовать без тела (этого многие бы хотели), а я должен отказываться от своего "я", что меня как бы нет, а все, что я могу, на 100% вкладывать в других. 

А зачем? – Нет вопроса "зачем?". Просто делать это потому, что таково желание Творца.

И что же дальше? – Ничего. Он о тебе ничего не узнает, никто вообще не будет даже знать, что ты делаешь, никто не скажет спасибо. Ты будешь все свое время и всей своей силой работать только на отдачу.

Для чего? Ни для чего. Потому что "для чего" – это уже получение, а не отдача. "Для чего" – это уже значит, что мне стоит таким образом поступать, поскольку я за это получаю либо будущий мир, либо наполнение славой и знаниями.

Поэтому здесь уже вопрос о свободе воли стоит очень серьезно. Но к этому приходят постепенно.

Из 3-го урока конгресса в Грузии, 06.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тайна нашей свободы

Точка свободы - начало души

Полюса моего выбора

Страница 49 из 77« Первая...4748495051...Последняя »