Записи в разделе 'Свобода воли'
Иллюзия свободы

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (В. Ключарев, нейробиолог, Университета Базеля, Швейцария): У человека нет свободы выбора. Изучая активность нейронов, нейроэкономисты приходят к выводу, что человек несвободен в принятии решений, они предопределены. Если на вход в мозг подана определённая информация, то на выходе получится вполне прогнозируемый результат. Существует продетерминированный механизм принятия решения.

Если мы придерживаемся нейронной модели, которая аккумулирует информацию, сравнивает альтернативы, и на основе этого принимается решение, то исчезает понятие "свобода". В этом плане каждый человек – своего рода марионетка, а наше  представление о свободе – некая социальная иллюзия.

Это не новая идея. У Спинозы и Канта мы находим те же взгляды, только изложенные с философской позиции. Спиноза: "Человек обманывает себя, говоря о свободе. Просто он не знает реальных причин своего поведения".

Реплика: Каббалисты писали об этом еще до зарождения философии, более 4000 лет назад. Теперь приходится принять их взгляды. Но что далее следует из этого? В чем же тогда смысл нашего существования? – См. каббалистические источники, а также раздел "Свобода воли".

Предыдущие сообщения на эту тему:

Связь веры в свободу воли и поведения

Несколько мгновений свободы

Свобода или иллюзия свободы

Не быть слепыми рабами своей природы

каббалист Михаэль ЛайтманВ процессе тысячелетнего развития, к которому нас обязывала природа, мы достаточно развили свой разум, чувства и аналитические способности для того, чтобы теперь  самостоятельно построить окружение, которое будет развивать нас дальше.

Ведь единственный свободный выбор человека, в сущности, состоит в том, чтобы войти в особое окружение и под его воздействием принять форму, которую это окружение ему диктует. И если мы таким образом используем силу окружения, то сможем исправить свою природу.

Пора перестать быть слепыми рабами своего эгоизма, не замечая, куда он нас ведет (хотя мы уже даже и видим, что не к процветанию, не к спокойной и безопасной жизни). Мы должны использовать это эго для создания вокруг себя хорошего окружения, и тогда под его влиянием эгоист превратится в хорошего человека. Нам нужно применить для этого все современные технологические возможности, знание окружающей среды и общества, достижения психологии, развившейся в последние сто лет.

Нам не нужно ничего, кроме построения правильного окружения. Точно так же, как для своих детей мы подбираем окружение других детей и воспитателей, под руководством которых они получают правильное воспитание, узнают, как надлежащим образом использовать свои  внутренние побуждения и качества, - так мы сможем сделать нечто подобное по отношению к каждому человеку.

Ведь неспроста развитие современных технологий, экономики, торговли высвобождает нам много времени и сил, которые мы можем направить на создание нового окружения. Возможно, 80% от всех людей, которые могут работать, на самом деле должны работать над построением такого окружения. И только 10-20% работоспособного населения в возрасте от 20 до 60 лет должно заниматься производством насущного для нашей жизни. 

Согласно исследованиям, приблизительно 10% населения мира – это люди, которые по своей природе устроены так, что стремятся помочь ближнему. Они создают различные благотворительные организации, помогают бедным, посещают больницы, раздают бесплатную еду голодающим, ездят по миру, помогая нуждающимся. Число этих людей не велико. Они – идеалисты, их цель – нести добро другим, но это тоже один из видов эгоизма, который толкает их к таким поступкам. Они готовы даже пожертвовать жизнью во имя блага общества, ради прекрасного будущего человечества.

Но речь идет не о них, а об изменении воспитания обычного человека, о том, что все люди должны будут пройти это доброе изменение, и мир станет другим. Все те огромные силы, которые пока что направлены на массовое уничтожение, мы сможем высвободить на благо человека.

Единственным средством для этого является система воспитания, которая складывается из интегрального образования до определенного уровня, а затем, передачи человека под воздействие окружения, что является самым главным. Мы обязаны обеспечить такое влияние СМИ, виртуального окружения, культуры: театра, музыки, фильмов, песен, книг, чтобы все это рассказывало о новом мире. Давайте, организуем такую систему воспитания для самих себя, подобно тому, как делаем это для своих детей.

Давайте, поднимемся над собой на более высокую, взрослую, серьезную ступень, по сравнению с той, где мы находимся сегодня, и оттуда будем строить воздействующую на нас систему. Человек должен заранее знать, что это нужно сделать, и другого выхода нет: на него должно влиять окружение, ведь мы знаем, какая мощная сила в нем заключена.

Человек постоянно находится под такой мощной, обширной "промывкой мозгов", во всех возможных формах, какими окружающий мир только способен на него повлиять. До такой степени, что я привыкаю к тому, что вижу и слышу отовсюду, и принимаю за эталон, показываемые мне примеры. И мне даже не важно, что окружающие делают все это искусственно – на меня это влияет по-настоящему.

И хотя многие примеры, из тех, что я вижу, не совпадают с моими желаниями, но, как говорится: сначала из-под палки, а потом самому понравится. Человек постепенно принимает все эти вещи, ведь привычка становится второй натурой, да и сам он готов их принять ради своих детей, безопасности, доброго будущего. Так или иначе, мы должны начать готовить себя к новой форме жизни.

Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свет, манящий в конце тоннеля

Давайте представим этот сон!

Окружи себя добром

Рождение по выбору

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означают слова мудрецов о том, что в духовном нет принуждения?

Ответ: В духовном мире нет принуждения, потому что, в конечном счете, всё зависит от усилий человека.

В этом мире царит получение, а в высшем мире – отдача. И в том, и в другом случае, я обязан повиноваться, и это – принуждение. Ведь таковы законы природы.

К примеру, есть закон тяготения – сила, которая неизменно и непременно тянет тебя к земле. Можешь ли ты воспротивиться ее принуждению? "Не хочу, чтобы она действовала. У меня свои планы…" Ничего не выйдет. Закон действует, хочешь ты того или нет. Это относится также к законам отдачи и получения. Вся реальность проникнута принуждением.

2012-02-15_rav_bs-akdama-tes_lesson_n43_02

И только в состоянии выбора ты свободен. Что же это за выбор? Он состоит в том, чтобы перейти из получения в отдачу с помощью группы, света, возвращающего к Источнику (О"М), и учителя. На самом деле, получение и отдача – это один Закон, одна Сила. И твой выбор – как подчиниться ей: в положительной или отрицательной форме. Это ты выбираешь сам.

Как же ты решаешь, стоит или не стоит присоединиться к отдаче? Ты знаешь всё, что было раньше и кое-что из того, что будет потом… Мы пока не чувствуем, не можем нащупать, где находится место выбора. Однако там перед тобой распахивается невиданный простор… 

Мы часто приводим в пример червяка, живущего в яблоке. Когда он проделывает отверстие в кожуре, ему открывается целый мир. И пускай это очень узкое отверстие – оно-то и есть его выбор: родиться или не родиться. Каждый раз ты делаешь этот выбор, каждый раз на свет рождается еще одна твоя часть, и ты вступаешь в новый, уже готовый для тебя мир.

2012-02-15_rav_bs-akdama-tes_lesson_n43_03

Пускай это совсем крохотное, деликатное действие с моей стороны, но я, словно одним нажатием кнопки, включаю гигантскую систему. Это место выбора – то самое "духовное", в котором нет принуждения. Я открываю для себя новый мир, и мое отношение к нему становится свободным.

И здесь, и там царит закон, но, вступая в мир отдачи, я обретаю свободу: всё это – мое. Получающее желание исправлено намерением ради отдачи, и я властвую в нем. Я по-настоящему свободен, я могу совершать в этом желании какие угодно действия по отдаче. Только этого я хочу, и надо мной нет никаких ограничений.

Потому и сказано: "нет принуждения в духовном". Я рождаюсь, перехожу из гнилого яблока в прекрасный мир, к солнцу, свежему воздуху и пению птиц. Проходя через это узкое жерло, я обретаю новый подход, основанный на отдаче, и прихожу в соответствие с огромным миром. Теперь я свободен на его просторах.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 15.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Требую демократии!

Ты же сам этого хотел

Где она – свобода?

Требую демократии!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Творец ограничивает мою свободу законами Природы. Но что если я не хочу этого? Ведь Он меня не спрашивал. Где тут демократия?

Ответ: Действительно, Творец по-новому развивает современных людей, и они задаются соответствующими вопросами о Нем. Так и должно быть. Для того наш мир и меняется, чтобы в нас пробуждались вопросы к Нему. В итоге, все вопросы и претензии должны адресоваться Творцу. И всё для того, чтобы человек пришел в отчаяние.

С одной стороны, мне кажется, что в этом мире я обладаю свободой и могу делать что хочу, а с другой стороны, моему "детскому" разуму всё больше раскрывается, что мир подчинен системе законов и я вовсе не могу поступать как вздумается, хотя мне бы того и хотелось. Есть разница между желаемым и действительным. Постепенно я понимаю, что речь идет о непреложных, железных законах мира. Они проявляются передо мной всё яснее и накладывают на меня всё большее принуждение. От этого мне неуютно и дискомфортно, но в целом, такова моя учеба.

Ребенок сначала пользуется всеми благами и ни в чем не знает отказа, а потом мы начинаем ограничивать его. Мы обучаем его правилам жизни, предъявляем ему требования, и так он растет.

Ты говоришь о демократии, о свободе. Но что это за свобода? Свобода от чего? Свобода для чего? Свобода при каких условиях? Само по себе это слово означает некую пустоту, однако ты уже имеешь определенные свойства, ты уже сложился.

"Свобода" для тебя – это когда всё, что ты хочешь, сразу же исполняется. "Хочу дворец!" – пожалуйста. "Хочу стать сильным, умным" – пожалуйста. Тем самым ты свободен от ограничений, ты всемогущ. 

Но склад ума и характер ты не выбирал – а значит, ты уже не свободен. Более того, твои желания зависят от тех ценностей, которые тебе привили. Это – тоже несвобода. В тебе уже заложены определенные условия, и ты изначально находишься под их властью. Какая же это свобода? Ее нет в том виде, как ты себе представляешь. Ты просто не провел анализ ситуации.

С другой стороны, Творец действительно хочет привести тебя к свободе. Тогда ты освободишься от того, что Он в тебя заложил, и вместо этого, над этим сформируешь противоположные свойства. Между 613 "нарушениями" и 613 "заповедями" ты найдешь подлинную свободу – нечто новое, третий фактор, среднюю линию, духовный мир. Его нет без тебя. Если ты его не создал, он не существует.

А пока не забывай: ты – творение, и тем самым уже несвободен, ограничен в своих качествах и желаниях.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 15.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рождение по выбору

Где таится наша свобода?

Хочешь сам принимать решения?

Двойное заблуждение куклы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я не понимаю, как духовный парцуф может рассчитать до какой границы он может получить ради отдачи, если каждый раз ему раскрывается новое состояние, в котором он еще никогда не был?

Ответ: Духовный парцуф всегда проходит какие-то новые состояния, как сказано: "Да будет для тебя все каждый раз будто заново". Но он может выполнить действие на основе того, что было прежде. И за счет чего? За счет того, что просит у высшего выполнить это действие!

В нашем мире тоже все действия совершаются высшим, только ты об этом не догадываешься, и тебе кажется, что ты сам все делаешь. Но все совершается высшим светом, только при твоем двойном заблуждении, которое называется двойным скрытием.

На самом деле, ты ничего не делаешь сам. Нет у нас никаких поступков – все происходит лишь по милости Творца. Мы не хозяева своим действиям, решениям, расчетам. Ты как будто сомневаешься, как же будешь действовать в духовном мире, привыкнув чувствовать себя в этом мире таким хозяином, от которого все зависит. Но и здесь ты никогда ничего не делаешь сам и не решаешь.

Все, что ты чувствуешь, решаешь, выполняешь – это все фиктивная работа, только для видимости. А внутри тебя находится рука, словно в кукле, которая все время крутит тобой. Так что успокойся.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 13.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Всё дело в преобразователе

Смешная гордость глупца

Кукла, оживляющая саму себя

Учить бережному отношению к миру

каббалист Михаэль ЛайтманВ каждом из нас есть склонность к совершению действий, неприятных для окружающих. Правильные или неправильные действия мы можем разделить на действия человека по отношению к себе и действия по отношению к обществу.

Понятно, что мы должны научить человека не причинять себе вреда, не наносить себе физический ущерб, и хотя в нем существует механизм самозащиты, тем не менее, такие побуждения в нем тоже присутствуют.

И точно так же, мы должны бережно относиться к окружающей среде.  Окружающая среда, это, прежде всего, неживая, растительная и животная природа, в которой мы живем и которую нам надо сохранить. Надо научить человека правильно относится к экологии, ведь от нее зависит наша пища, климат, все наше существование! Мы живем внутри природы и нам очень важны ее растительная,  животная, да и неживая часть тоже – ведь мы все получаем оттуда. Поэтому мы должны научить человека бережно относиться к своей экологической среде.

А во-вторых, мы должны научить его правильно относиться к человеческому обществу, оказывая на него положительное влияние, ведь, в конечном итоге, это возвращается к нему и создает вокруг него хорошую атмосферу.

Таким образом, отношение человека к обществу и отношение общества к человеку – это самое главное в воспитании, а все остальное – это профессиональные навыки, которые мы должны ему дать, чтобы он был полезен другим и достойно зарабатывал на жизнь.

Главное, чего нам не хватает в нашем развитии, это умения дать молодому человеку, да и самим себе, взрослым людям, такое воспитание, такой взгляд на жизнь, чтобы, желая изменить свое состояние, мы позаботились бы об обществе, которое может изменить нас к лучшему! 

Как мы говорили, сам человек не способен улучшить свою жизнь. Это может сделать только окружение, которое обязывает меня, поддерживает и изменяет систему моих ценностей и приоритетов. Благодаря этому у меня возникают новые желания, и я ставлю перед собой новые цели.

Поэтому будущее человека зависит только от выбора, от построения окружения, особенно в нашем, глобальном и интегральном поколении, тотально связанном между собой. Любой человек в мире определяет, что произойдет с каждым! Если какая-то страна начинает плохо относиться ко мне, это меняет всю мою жизнь, я должен защищаться и заботиться о своей безопасности.

Эта взаимная зависимость заставит нас построить, сформировать систему глобального воспитания и в первую очередь в процессе этого воспитания, мы должны научить себя и других понимать, что наше будущее полностью зависит от окружения!

Возникает вопрос, есть ли вообще у человека свобода воли, возможность выбора? Может ли он что-либо сделать, выполнить, реализовать так, как ему хочется? И мы видим, что у него это не очень-то получается!

Если до сих пор я развивался за счет своих внутренних свойств, генов, с которыми я родился, и окружающего общества (родители, детский сад, школа), которое меня формировало, то и дальше я, взрослый человек, могу выбирать, как мне изменяться. Но реализация моего изменения всегда происходит с помощью общества, за счет того, что я выбираю, выстраиваю порядок предпочтений и решаю, стоит ли мне быть под влиянием того или иного общества. Поэтому у меня есть свобода выбора, но этот выбор осуществляется только за счет выбора окружения.

Из 3-й беседы о новой жизни, 29.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сделать чужого – своим

Теплица для человечества

Мир сквозь призму окружения

В переломной точке эволюции

каббалист Михаэль ЛайтманВ процессе эволюции мы изменяемся от поколения к поколению, и в течение тысячелетий своего развития пришли к особому состоянию, когда существуем на Земном шаре как интегральное, глобальное общество, владеющее знаниями и возможностями. В процессе своего развития мы получили силы, разум, способность ощущать многие вещи, - всего, чего прежде у нас не было.

Какие бы формы, пускай даже неприятные, мы ни обретали во всех переживаемых нами состояниях, - в конечном итоге, они приводят нас к неким совершенным состояниям в конце пути. Его конца мы не видим, ведь мы все еще находимся в процессе развития, но, будем надеяться, что вскоре сумеем почувствовать эти состояния.

Мы должны научиться тому, что нужно сделать в данный момент, чтобы обеспечить себе легкий, добрый, комфортный процесс развития, который приведет нас к светлому будущему, к безопасности, расцвету, благополучной жизни.

Проходя в процессе своего развития различные состояния, мы видим, что не так уж можем ими управлять. Конечно, мы стараемся сделать свою жизнь более удобной, изменяем общество, семейный уклад, систему воспитания, культуру, отношения между собой, все время пытаясь привести себя к лучшему, более комфортному состоянию. Именно к этому мы стремимся, поскольку мы - всего лишь желание получать наслаждения от жизни, и, насколько это возможно, мы стараемся их получить. Этот процесс происходит постепенно, и каждый раз мы используем те средства, которые находятся в данный момент в нашем распоряжении.

Когда мы хотим изменить свою жизнь, то опираемся на достижения науки. Мы изучаем, что еще можно извлечь из природы, и, прежде всего, в чем ей можно подражать, чтобы организовать свою жизнь, какие законы природы использовать, чтобы уберечь себя. Например, нам полезно узнать прогноз погоды – какие условия нас ожидают в каждое время года. Нам нужно изучить природу человека, чтобы обеспечить себе медицинское лечение, лекарства, развить технологии, облегчающие ведение домашнего хозяйства - бытовую технику: стиральные машины, кухонные комбайны, и т.д. 

Иными словами, мы, прежде всего, заботимся о том, чтобы обеспечить себе комфортные условия существования. При этом, насколько возможно, мы стараемся избежать страданий, как маленьких, личных, так и глобальных, больших, и, вместе с тем, извлечь наслаждение из каждого состояния. Такова природа человека, и все наши старания направлены на то, чтобы удовлетворить ее потребности.

Мы развиваемся под воздействием внутренних импульсов. В каждое мгновенье, на любом этапе развития в каждом из нас возникает новое желание, и мы стремимся его наполнить. Посмотрев на себя со стороны, мы увидим, что ведем себя, подобно маленьким детям, у которых желания меняются каждую минуту. Вот я хочу есть, а теперь пить, затем спать, потом посмотреть какую-то интересную программу по телевизору. К тому же, я еще обязан ходить на работу...

Иными словами, я все время развиваюсь под воздействием нескольких сил.  Одна из них подталкивает меня сзади:  я должен работать, приготовить себе необходимое для жизни, ведь ничего не происходит по мановению волшебной палочки, и невозможно, чтобы, само по себе, ко мне пришло в точности такое наслаждение, которого я желаю. Такое бывает только в раю, а не в реальной жизни.

И здесь, первым делом, возникает вопрос, откуда в нас берутся наши желания. Часть из них обусловлена физиологией нашего тела, которое в определенное время должно наполнить себя пищей, отдохнуть, поспать. А в промежутках между этим оно желает насладиться чем-то интересным.

Все свои желания мы делим на желания к пище, сексу, семье. Это - основа, без которой мы не сможем существовать, как и любая часть животного мира. А кроме этой животной жизни, мы желаем иметь интересы, достойные человека. И это деньги, власть, слава, знания, культура, воспитание, религия и множество подобных вещей, которые мы сами развиваем, и в которых нуждаемся не меньше, чем в пище, сексе и семье. Порой мы готовы пожертвовать и едой, и сексом, и семьей только ради того, чтобы получить лучшее образование, совершить научные открытия, сделать богаче свою культурную жизнь. Есть люди, которые буквально готовы принести себя в жертву, чтобы разбогатеть, добиться славы, получить власть. И тогда им не так уж важны пища, секс и семья, они едва ли обращают на это внимание, - только для того, чтобы достичь желаемого.

В каждом из нас все эти желания перемешаны, и каждый старается их реализовать соответственно своим возможностям. Но в любом человеке существует весь их набор, а то, как и какими средствами он готов их реализовать – зависит от его воспитания и окружающей среды.

Из 3-й беседы о новой жизни, 29.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Динамика развития человечества

Конец развития человечества или новое начало?

Обязанность человека – обустроить общество

Комплексный подход: смиренность великих и величие малых

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Прогрессивные идеи, более близкие к истине, никогда не принадлежат властвующему большинству. Напротив, ими обладают как раз наиболее слабые – незаметное меньшинство. Ведь всё мудрое и ценное приходит в этот мир в малых количествах. Это предупреждает нас о необходимости оберегать идеи каждой личности, поскольку властвующее большинство слабо разбирается в них.

Всё творение представляет собой единый парцуф, разделенный на пять степеней авиюта, т.е. глубины желания. Светá облачаются в него в обратном порядке: самый большой свет облекается в самые чистые, слабые сосуды, обладающие малой силой. Это отражается и на структуре человеческого общества: для мощных, грубых сил характерны малые и низкие светá, тогда как в высоких пластах с их большими, но деликатными силами, имеются большие светá.

Потенциал механического воздействия ничтожен по сравнению с силой ядерного взрыва, обусловленного намного более тонкими процессами. Соответственно, в килограмме атомной бомбы кроется энергия, намного более мощная, чем во многих тоннах обычного вещества. Всё зависит от качества материи, а не от ее количества.

Вот почему частное и целое противоположны друг другу. Однако они находятся в едином комплексе и потому обязаны восполнять друг друга. Таким образом, в том, что относится к общности, надо следовать за большинством; а в том, что относится к частному и к картине в целом, разбирается именно личность, за которой и надо следовать.

Это противоречие – только видимое. Поняв, что речь идет о единой структуре, мы сразу же видим, что к чему относится: в чем мудрые личности должны принижать себя, заботясь о народе и следуя его путем, и в чем народ должен склонять голову, слушаясь великих и следуя за ними.

Итак, в первую очередь необходимо признать, что всех нас объединяет общая структура. А далее уже можно понять принципы взаимозависимости ее частей и их взаимодействия на пути к общему успеху. 

Сперва надо разглядеть, что мы спаяны в одно целое. Никакая "черта бедности" не может делить его на высших и низших. Никто не может безучастно взирать на прочих, делая вид, что его это не касается. А значит, никого нельзя "ломать" – напротив, надо принимать во внимание всех и понимать, что мы не можем друг без друга. Наш успех зависит не от подавления, а именно от взаимного восполнения.

Из урока по статье "Свобода воли", 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переключение на отдачу

Кошачье счастье

Следовать за большинством или за одним?

Вправе ли общество лишать меня свободы?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Откуда большинство взяло право подавлять свободу личности и лишать ее самого дорогого, что есть у нее в жизни, – свободы? На первый взгляд, в этом нет ничего, кроме насилия.

Как быть в тех случаях, когда общие интересы важнее личных? Может ли общество силой постоянно принуждать меня к заботе о нем? И разве поможет нам такое силовое воздействие? Следовательно, необходимо воспитание.

Родители тоже принудительно решают за ребенка, к какой вере он будет принадлежать, в какую школу пойдет, какое образование получит, какими воззрениями проникнется. Практически, они определяют наперед всю его жизнь. Неужели им дано такое право? А между тем, отец и мать самим своим существованием предуготовляют ребенку то или иное будущее, да еще и развивают в нем определенные черты характера.

Семья, детский сад, школа, окружение – все эти факторы вместе формируют человека, и вот, в возрасте 15-20 лет он становится личностью, за которую всё было решено заранее. Какое право имеет общество выпекать из меня то, что ему вздумается: булочку, пирог, батон или баранку? А ведь именно так всё и происходит.

Такой порядок вещей проистекает из закона следования за большинством. Под "большинством" подразумевается сознательное общество, чувствующее и понимающее, что благо состоит именно в том, чтобы каждая личность заботилась о целом – т.е. аннулировала свой эгоизм и объединялась с общностью.

В таком случае общество, или родители, действительно могут обязывать каждого к обучению общим интересам. Более того, на общество возложена обязанность воспитывать всех своих членов в таком ключе. Потому и сказано, что отец должен обучать сына "ремеслу". Речь идет всё о той же системе, обучающей отдаче

Тем самым соблюдается универсальный закон комплексной системы, из которой никому не сбежать. Человек изначально знает, что он – один из ее "винтиков" и должен функционировать соответствующим образом. Однако, выполняя роль "винтика" вопреки своему злому началу, человек получает возможность раскрыть всю систему в целом и обрести ее мощь, обрести разум и чувство всего окружения, общего большого сосуда. Тем самым он выходит на ступень Творца.

По сути, "следовать за большинством" – значит следовать за Творцом. Окружение и Творец – это одно и то же: общий закон отдачи, всеобъемлющая дающая Сила.

Однако на начальной стадии объяснений мы ограничиваемся описанием неразрывной глобальной взаимосвязи, которая не оставляет нам другого выхода, кроме интегрального объединения. Работу на отдачу Творцу мы описываем в ее текущем виде как работу на отдачу обществу.

Из урока по статье "Свобода воли", 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отцы и дети: кто кого не понимает?

Духовная свобода личности

Дети – и свобода воли

Всё дальше от Творца – всё ближе к Нему

каббалист Михаэль ЛайтманМы начинаем свой путь из самой низкой, самой далекой точки. Нет ничего дальше от Творца, чем человек.

Свойство Творца – отдача, тогда как свойство творения относится к неживому уровню. Между ними почти нет разницы, за исключением того что неживой уровень находится под абсолютной властью Творца, в стопроцентном самоотречении, не имея ничего своего.

Далее возникают растительный и животный уровни. Они немного отличаются от неживого, но не по намерениям и желаниям, а по подвижности, как бы противостоящей Творцу. Они цветут, растут, двигаются, развиваются – и тем самым отдаляются от Него. Однако еще не выходят из-под Его власти – просто Он "позволяет" им состоять из двух сил и развиваться, оставаясь у Него в подчинении. И потому все эти уровни вместе называются "природой".

Ну а затем появляется человеческий вид, который проходит те же ступени: неживую, растительную, животную и человеческую. Именно на последней ступени и берет начало свобода воли.

Свобода – понятие относительное, оно зависит от объекта наблюдения. Мы не подвергаем суду камни или деревья, зато судим о животных, что позволяет нам приручать, дрессировать, использовать их. Ну а человек уже "подсуден" в полном смысле слова.

В итоге человек оказывается в максимальном удалении от Творца – до такой степени, что мы называем его природу "злым началом", тогда как предыдущие этапы представляют собой природу, т.е. находятся во власти Творца.

Отсюда вопрос: если основная масса людей относится к "природным" уровням развития – как же она будет продвигаться? Ведь все мы начинаем с неживого уровня.

Для этого есть особый инструмент – страдания. Этот инструмент работает над нами и двигает нас вперед. Страдания ассоциируются у нас с плохими ощущениями, однако надо понимать, что это не просто инструмент, а целая "операционная система", инициирующая развитие. Ее посредством всё развивается навстречу к совершенству. 

Таким образом, и на последующих этапах наше развитие стремится к цели в том же направлении – всё дальше и дальше от Творца, по собственному свободному выбору. В нашей природе, в дурном начале, мы растем и удаляемся от Творца – и потому должны сближаться с Ним при помощи намерения. Начиная с некоей точки под названием "лишма", мы начинаем приближаться к Творцу и входить в Него.

2012-01-04_rav_bs-maamar-herut-1_lesson_n17_01

Именно в этой отправной точке альтруистического намерения мы впервые обретаем подлинную свободу воли, тогда как до тех пор обладали лишь ее эгоистическим суррогатом.

Из урока по статье "Свобода воли", 04.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кому конфеты?

Человек – творец своего развития

Творение, вышедшее из под власти Творца

Следовать за большинством

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Сказано, что надо "следовать за большинством", – т.е. всегда в случае разногласия между личностью и большинством мы обязаны принимать решение по желанию большинства. Тем самым разъясняется, что у большинства есть право ограничивать свободу личности… "Следовать за большинством" – это закон Высшего управления и природы.

Как такое может быть? Ведь массы не обладают полетом мысли – потому они и массы. Высокие материи не каждым постигаются и нелегко даются. Чем выше, тоньше, специфичнее предмет рассуждений, тем меньше людей может в нем разобраться. Именно эта специфика постижения и выстраивает общечеловеческую пирамиду. И потому разумение масс, по определению, лежит ниже разумения одиночек.

О чем же говорит Бааль Сулам? По его словам, выходит, что если где-то собралось больше людей, то правда на их стороне? И наоборот, особенные, самобытные личности неправы просто потому, что их совсем мало? Неужели миллиарды всегда правы, и я должен следовать за ними?

Это большой вопрос, ведь речь идет о самореализации человека в жизни, о том как осуществить свободный выбор и найти то "игольное ушко", через которое я выйду в духовный мир. Возможно ли, что на пути к нему я должен "следовать за большинством"? А ведь это сказали мудрецы, т.е. люди, уже постигшие Творца и знающие законы высшей природы.

Чтобы разобраться, давайте посмотрим, в какой части мироздания мы наблюдаем непосредственно "руку Творца"? Разумеется, в неживой природе, на неживом уровне. Там ничто не противится Ему, там нет желаний даже слабой, растительной силы. Растительному уровню уже свойственно свое, особое развитие, а на животном уровне эта самобытность проявляется еще ярче. Если растение лишь прорастает из земли, то животные могут передвигаться. Ну а человек заходит еще дальше – он противится высшему управлению и словно говорит Творцу: "Подвинься-ка в сторонку, я хочу занять Твое место".

Вот и выходит, что лишь в основании пирамиды царит непререкаемая власть Творца – среди тех, у кого нет ни разумения, ни чувства, кто живет просто потому, что живет. Их жизнь протекает на неживом уровне развития. 

А значит, реализовывать всю нашу уникальность мы должны именно на службе неживому уровню. Тем самым мы не подавляем себя, не опускаемся в мыслях и чувствах. Нет, следуя за большинством, мы следуем нормам и распорядкам неживого уровня, чтобы нести ему свои богатства и обслуживать его "на дому".

Широко известна поговорка "глас народа – глас божий". Разумеется, уровень масс невысок, однако именно в них должна реализоваться цель творения. Все остальные уровни, лежащие выше, обязаны служить неживому. Сказано в Писаниях: "Всё произошло из праха, и всё в прах возвратится".

Как десять сфирот прямого света и десять сфирот отраженного света восполняют друг друга, так и здесь. А потому, если наше развитие не соответствует нуждам неживого уровня, т.е. всего человечества, то мы развиваемся неправильно.

Вопрос: Значит ли это, что мы должны давать людям то, чего они в данный момент хотят?

Ответ: Нет. Ты должен давать им то, что для них полезно. Так же врач дает горькое лекарство несмышленому ребенку. Вот и тебе нужно со своего, духовного уровня понимать, чтó полезно для людей. Тогда ты спускаешься к ним и обслуживаешь их, чтобы вести всю систему в единой связи к Источнику, пока в общей интегральности не исчезнет всякое различие между уровнями – все включатся во всех, и всё вернется к единому желанию. Сказано об этом: "Творец един и имя его едино".

Из урока по статье "Свобода воли", 03.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любовь и вред несовместимы

Следовать за большинством

Следовать за большинством или за одним?

Любовь и вред несовместимы

каббалист Михаэль ЛайтманЛюди, обладающие духовным постижением, знают законы мироздания и понимают природу масс. У них есть не только знания, но и опыт собственного развития, которое также началось с нижнего, неживого уровня. Они прошли внутренние исправления, научились участию, уступкам, любви и обрели необходимый "инструментарий", чтобы заботиться о массах. Они гарантированно действуют на благо народа, а не себе на пользу, поскольку живут в иной, духовной природе.

Вопрос: На что же направлена их забота о мире?

Ответ: Они хотят, что называется, "воспитывать отрока согласно его пути". Именно согласно его пути – но воспитывать, т.е. постепенно продвигать его вперед не через страдания, а посредством учебы, объяснений и примеров. Эти мудрецы осуществляют основную работу, они привлекают свет, а пользу от этого получают массы.

Сегодня массы страдают: кто-то остался без работы, кто-то голодает, у кого-то плохо со здоровьем, с семьей, с детьми и т.д. А мудрецы привлекают свет, возвращающий к Источнику, и обучают людей на простом, доступном уровне, благодаря чему свет перетекает в массы и исправляет их.

В итоге люди получают светá нэфеш и руах, а нэшама, хая и йехида остаются у мудрецов на их высоких ступенях – согласно обратному порядку светов и сосудов.

Таким образом массы получают наполнение, в точности соответствующее их желаниям. Люди хотят хороших детей, семейного благополучия, гарантированной пенсии, здоровья, занятости, хорошего жилья, приятного отпуска, безопасности и т.п. Желаний другого уровня нет, да они и не нужны.

Лишь потом, по ходу общего процесса, массы начнут присоединяться к мудрецам – и тогда произойдет взаимовключение. Но опять-таки – пассивное с их стороны.

Таким образом, великие опускаются ради служения народу, но не скатываются внутренне. Именно высокая ступень позволяет им тянуть массы вверх, ступенька за ступенькой. 

Вопрос: Нет ли здесь опасности невольно причинить вред?

Ответ: Может ли любящая мать навредить своему малышу? Мы же не приставляем к каждой матери по полицейскому. Такова материнская природа – заботиться о ребенке. Мама не просто заботится, она проникается его желаниями. Разве может она после этого нанести ему вред? Ведь все ее помыслы сосредоточены на том, что доставит ему удовольствие, что пойдет ему на пользу. Кашица, температура в комнате, бутылка с водой – мама ни на мгновение не отключается от этой волны любви.

Так и высший не имеет своих желаний – он получает желания низшего и работает над ними. Любовь обязывает делать то, что хорошо для любимого. Ведь я могу любить или его, или себя. И если я люблю ближнего, то поднимаюсь над себялюбием – и тогда всё, что имею, ставлю ему на службу, а себе оставляю только необходимое.

Из урока по статье "Свобода воли", 03.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Следовать за большинством

Закон "следовать за большинством"

Духовное разделение труда

Свет в кристалле

каббалист Михаэль ЛайтманЧто представляют собой наши свойства и как они связаны с желанием? Ведь желание наслаждаться – это единственное, что у нас есть.

Прежде всего, оно варьируется по своей мощи (P). Но существует ли еще параметр, по которому его можно измерять? Да, существует – это лимит (H). Помимо различных степеней мощности, оно подразделяется также на степени ограничения.

Изначально ни одно из моих желаний не ограничено. Но когда я беру одно какое-то желание и начинаю накладывать на него ограничение – возникающая при этом форма придает мне то или иное свойство. Таким образом, каждое свойство создается из определенного ограничения силы какого-либо желания. Мои желания распределены по шкале мощности, но этого мало – именно их лимитация создает во мне формы, свойства.

Представим нашу общность в виде одного большого кристалла, состоящего из множества малых кристалликов. На этот кристалл льется окружающий свет. Как же он проникает внутрь и доходит до каждого кристаллика? Как распространяется, рассеивается среди них? Как наполняет общую структуру? В этом участвуют все: каждый ограничивает других, каждый формирует товарища и передает ему свет, каждый сам получает от товарища свет, прошедший через остальных.

2012-01-02_rav_bs-maamar-herut-1_lesson_n15_01

Возможно, на примере структуры кристалла будет легче понять, как свет проходит через всех и растекается по всем осям. Это обусловлено полным взаимным соответствием наших свойств. Разумеется, каждый кристаллик обладает собственной внутренней структурой. 

Изменить ее мы не можем, но можем деформировать, исказить связь – и тогда нам потребуется много времени на исправление. А значит, мир нуждается лишь в оптимизации связи между людьми. Наша связь – самое главное, и потому мы постоянно призываем к объединению над всеми различиями.

На самом деле все мои свойства в точности соответствуют свойствам всех остальных, являясь незаменимым сегментом общей системы. И потому нельзя пытаться изменить что-то в человеке: подавить какую-то его часть, отсечь какой-то кусок или, наоборот, отрастить что-то лишнее. Нужно лишь заботиться о том, чтобы он развивался в правильной взаимосвязи с другими, – а всё остальное в нем молча сохранять до поры.

И потому мы не притрагиваемся к духовным граням человека. Отчаяние, восторг, путаница, что бы ни владело им, мы оказываем только общую поддержку, окутываем его теплом, но неизменно придерживаемся принципа "воспитывай отрока согласно его пути". Ведь все его свойства сообразуются с общностью человечества, и если повредить в нем что-то, всей системе будет нанесен ущерб. Это очень важный аспект воспитания.

Из урока по статье "Свобода воли", 02.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не покушаясь на уникальность

Семь миллиардов вложенных вселенных

Стволовые клетки души

Рабы не мы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В нашем послании плохо прописана самореализация. Услышав про объединение, человек боится потерять в нем свое Я…

Ответ: Напротив, это сегодня человек – раб современного разрушительного окружения, на фоне которого мы предлагаем вполне разумные вещи: давайте работать согласно возможностям каждого и обеспечивать всем нормальные базовые потребности. Тогда нам не придется растрачивать ресурсы на войны, противостояния и банковские пузыри. И к тому же, у нас наконец-то появится свободное время.

Правда, здесь возникает проблема: что делать с этими часами досуга, неожиданно свалившимися на голову? Как теперь реализовывать себя?

Но постойте, а где, собственно, мы реализуем себя сегодня? Неужели на рабочем месте, вкалывая по десять часов на хозяина? Наоборот: получив время и возможность распоряжаться собой, человек сумеет, наконец, прийти к самореализации, развивая в себе Человека.

Сегодня, следуя извращенным канонам, мы не знаем, чтó делать со свободным временем. Мы просто запрограммированы, мы роботы: возвратившись после многочасового общения с компьютером, мы усаживаемся… за другой компьютер. Взгляните, с какой ловкостью общество инсталлировало в нас программу рабства. Я ем то, что все едят, я сплю, когда все спят, я делаю то, что все делают, и это – моя "свободная" жизнь.

Ты полагаешь, что без удовлетворения эгоистических желаний жизни нет. Разве можно проснуться утром и не побежать за новой порцией услад?

Но кто тебе сказал, что в новом обществе поутру ты будешь сидеть на месте? Беги, действуй, только не используй свой эгоизм.

Раз уж мы поняли, что эгоизм разрушителен, что он ведет нас к краху, к лобовому столкновению с Природой, – тогда что нам остается? Нам остается лишь уравновесить его. Сегодня он горит в тебе неправильно – скорее коптит, чем греет. Ведь с самого утра ты думаешь, как "растолкать" других, как "расставить" их себе на пользу. Однако свое желание можно использовать и иначе – никому не мешая. Если ты не намереваешься нести вред другим, если мыслишь позитивно, это уже не эгоизм в его нынешнем виде. 

Здесь мы вплотную подходим к коммунистической концепции. Советская Россия сделала коммунизму дурную рекламу, прикрыв его именем свою неудачную попытку построить новое общество. И тем не менее, коммунизм в его подлинном смысле – наилучшая, наиболее прогрессивная социальная формация.

"Что же я буду делать со своей коммунистической свободой? – спрашиваешь ты. – На что потратить десять часов в день?" Тем самым ты сознаешься в собственном рабстве. Ведь только раб не знает, чтó делать, если хозяин ничего не сказал.

На самом деле мы хотим освободить тебе эти часы, чтобы ты формировал образ Человека. А ты говоришь: "Не хочу! Разве это самореализация? Вот если выскочить бегом на работу – тогда понятно…" Карусель рабочих дней и вечеров перед экраном, пока жизнь не кончится – это тебе понятно. Ты привык к этому рабству.

Однако свободное общество намеренно освобождает для тебя время и говорит: "Дай телу всё необходимое, а в остальном – строй в себе Человека".

"Человек" как понятие – это любовь к ближнему, и именно ее ты не хочешь в себе растить. Часы, которые можно было бы освободить для этого, ты используешь на разрушение мира. Ведь помимо базовых нужд, бóльшая часть наших ресурсов уходит на вооружение, спекуляцию и прочие деструктивные "игрушки".

Маркс, основоположник коммунизма, понимал это. Он был настоящим исследователем, экономистом, и очень глубоко разобрался в системе. Мы, к сожалению, не понимаем его. Однако в итоге даже отрицательный пример России сослужит нам хорошую службу, позволит оттолкнуться от противного. Уже сейчас люди начинают понимать, что не всё так просто с "триумфом капитализма".

Из урока по статье "Свобода воли", 02.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уроки о новом мире. Рабы по собственному желанию

На что потратить свободное время?

Новая парадигма Вселенной

Хозяева мира

каббалист Михаэль ЛайтманМы почему-то боимся, что, отказавшись от эгоизма, наше желание прекратит развиваться. В действительности всё наоборот: это сейчас мы не развиваем его, а используем самым низменным образом.

Эти тенденции разрушают человека и разрушают мир. Их намеренно разработала маленькая мировая элита – с таким расчетом, чтобы человек подчинялся и соглашался на эту гонку без финиша. Всё устроено так, чтобы он был доволен, чтобы считал это "хорошей жизнью". Один верхний процент человечества морочит его и превращает тем самым в своего раба. "Какой хороший мальчик, – говорят ему, – работай еще больше, получишь добавку". И он с удовлетворением горбатится дальше.

Человек не понимает, как обработали его посредством общества, воспитания, средств массовой информации… Неслучайно элиты не желают менять эти механизмы – ведь они заинтересованы в том, чтобы ты оставался дурачком. В итоге весь мир у них на побегушках.

Очнувшись, люди поймут, что их загнали, что они живут хуже животных. Ведь животные повинуются Природе, пускай неосознанно, зато непосредственно. А тобою вертит жалкий процент человечества, и ты довольно улыбаешься на этом "вертеле". Ты даже не подозреваешь, что выполняешь их приказы, которые десятки лет вбиваются в тебя с экранов, с газетных полос и по прочим каналам. Ты хуже дрессированной собачки. Посмотри, как и что они заставляют тебя покупать, какими развлечениями пичкают. И ты преданно повинуешься их командам – с утра до вечера. Ты абсолютно несвободен, у тебя в голове программа, полностью подчинившая и поработившая тебя.

Пока элиты не почувствуют, что стоят на пороге провала, нам будет очень трудно что-то донести до мира. Они знают, что делают. У них в руках все нити, которые держат в узде человечество. А демократию они бросают тебе, как кость, чтобы ты играл с ней у своей будки. "Хозяева мира" настолько поражены гордыней, что не понимают: тем самым разрушают и себя.

Из урока по статье "Свобода воли", 02.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода между молотом и наковальней

Кто я: хозяин жизни или заводная игрушка?

Как распорядиться своей свободой

Страница 52 из 77« Первая...5051525354...Последняя »