Записи в разделе 'Свобода воли'
Единство противоположностей – только в духовном

каббалист Михаэль Лайтман

Бааль Сулам, "Свобода воли": В получающем желании мы различаем две силы: притягивающую и отталкивающую…

Две эти силы всегда сочетаются в нас и никогда не действуют поодиночке. Более того, вся сущность, все свойства разного рода созданий на всех уровнях материального и духовного мира, в конечном счете, зависят от соотношения отталкивающей и притягивающей силы.

В нашем мире мы видим, что взаимодействие субатомных частиц определяет состояние и вид материи: газы, жидкости, металлы, скальные породы, минералы и пр. Человеческие взаимоотношения также оцениваются по комбинации двух этих сил: от ненависти и отторжения до любви и единства. То же относится и к нашим взаимоотношениям с Творцом.

Мы приходим к совершенству, когда раскрываем всю свою силу отторжения и на ее фоне – всю притягивающую силу. Говоря иначе, работая в средней линии, мы используем обе эти силы, пока не достигаем их идеального объединения. Ну а все остальные факторы служат нам вспомогательными средствами на промежуточных этапах.

Итак, человек становится Человеком, когда может использовать две противоположные силы – притягивающую и отталкивающую – как одно целое. И сочетает он их именно в средней линии.

В нашем мире это невозможно, тем более, что здесь обе они действуют на эгоистической стороне. А в духовном мире они действительно противостоят друг другу: одна – за объединение, а другая – против.

Наука каббала говорит о духовной спайке этих сил, о том, как эффективно использовать их вместе и добиваться положительных результатов, когда ни одна из них не нейтрализует другую и не "перетягивает одеяло" на себя, как это происходит в нашем мире. 

К примеру, сила трения и тяжесть груза тормозят вращение колес вагона, и потому нужна энергия, чтобы двигать его вперед. Если тянущая сила мощнее тормозящей, то вагон едет вперед, а если нет – он стоит на месте. Таким образом у нас всегда результат зависит от вычитания, от того насколько одна сила мощнее другой.

В духовном же они, наоборот, складываются: жесткость экрана (кашиют) и  толща желания (авиют) действуют как одно. Они производят между собой ударное взаимодействие, а потом объединяются. И в мере этого единства сосуд достигает духовной реализации, обретает духовную форму. Только так можно добиться правильного результата. Он обусловлен материалом сопротивляющегося желания, заложенного внутри, и его внешней формой, которая тянет нас вперед.

Из урока по статье "Свобода воли", 01.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода между молотом и наковальней

"Плюс" и "минус", соединенные общей работой

Идем на конфликт противоположностей

Свобода между молотом и наковальней

каббалист Михаэль ЛайтманВсё в нашем мире строится на противоборстве двух противоположных сил. Любое наше взаимодействие основано на преобладании одного фактора над другим, любой успех достигается за счет чего-то.

Как же установить между нами правильную взаимосвязь? Сегодня у нас есть только одно решение – уступки. Я бы хотел завладеть всем миром, но меня ограничивают: "Бери лишь то, что находится не далее, чем в десяти сантиметрах от тебя". Каждый лимитирован подобным образом, но мы не в состоянии соблюдать эти нормы, и потому испокон веков ведем войны, либо применяем другие методы, чтобы возобладать друг над другом. Каждый раз зависть, страсть и честолюбие вытягивают нас из текущего состояния в более комфортное.

Однако сегодня все мы взаимосвязаны между собой. Никто уже не может отдалиться от других или перейти на самообеспечение. Современные условия не позволяют достичь даже минимальной самодостаточности. Я неизбежно нахожусь в зависимости от других – до такой степени, что они проникают ко мне в салон, в разум и чувство. Наши узы протянуты повсюду, и они определяют всю мою жизнь.

Раньше человек чувствовал себя свободным после работы и не тяготился тотальной сетью взаимного воздействия. Но сегодня все мы скованы общей цепью, а потому и две противоположные силы, действующие в каждом, тоже взаимосвязаны на глобальном уровне. С собственными проблемами я бы справился или смирился, но в наш век и это невозможно – я настолько завишу от других, что их воздействие разрывает меня на кусочки, бросает во все стороны сразу.

А потому нам необходима новая методика, позволяющая каждому лично жить спокойной жизнью, а всем вместе – по-новому, правильно объединяться. 

В противном случае человеку всегда будет казаться, что другие используют, эксплуатируют его. К лучшему или к худшему – неважно, ведь он при этом ни над чем не властен и лишен всякой свободы.

А с другой стороны, таков закон Природы: во всех нас действуют две противоположные силы – притягивающая и отталкивающая, – и сегодня мы уже видим, что они составляют единый механизм. Осталось только научиться управлять им.

И потому впервые в нашей истории перед нами встает вопрос о свободе индивидуума: какой она должна быть в сложившихся условиях?

Из урока по статье "Свобода воли", 01.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единство противоположностей – только в духовном

Вырасти, чтобы сблизиться

От разрозненных эгоистов к единому целому

Желания, которые я не выбираю

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Насколько подробным и объемным должен быть базовый курс " Эволюция, как развитие эгоизма"?

Ответ: Насколько только можно, потому что из него исходят остальные курсы, которые являются частными в развитии основного курса.

После этого идет курс о свободе воли: существует ли она, в чем она заключается. Этот курс очень обширный, в нем много тем, потому что мы не только изучаем, есть ли свобода воли, в чем и как ее реализовывать, а в каких именно элементах природы она существует, есть ли она у человека, на каком этапе развития, как отличить свободу воли от неволи и т.д.

Ведь мы не знаем, откуда в нас возникают желания. Мне кажется, что они мои, – а на самом деле, это просто наводки со стороны. Откуда? Почему? Во мне возникают желания под влиянием окружающего общества: я смотрю телевизор и вдруг начинаю желать того, что мне показывают, и это неосознанно воспринимается  мной, как мое собственное желание. Назавтра я уже хочу приобрести то, что вчера увидел по телевизору, и считаю, что реализую свое желание. Мы все понимаем, что таким образом нас покупают и нам продают.

Это всё надо объяснять, потому что это завязано на принятие решений, на осознание того, в чем моя свобода воли, могу ли я быть свободным от навязанных мне всевозможных идей и ценностей, которые на самом деле и не ценности, и не идеи, а просто бизнес.

Каждая тема, которую мы развиваем и преподаем, дает человеку огромное поле деятельности, поэтому передача информации должна быть широкой, с большим количеством примеров, обсуждений. Иногда, когда человеку преподносишь материал фронтально, "в лоб", он его не воспринимает, а через какие-то объяснения, игры, ситуации он начинает понимать, о чем ему тогда говорилось.

Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подневольная "свобода воли"

В поисках свободы

Как распорядиться своей свободой

Подневольная "свобода воли"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается свобода воли?

Ответ: У человека в нашем мире нет свободы воли. Он появляется на свет в уже законченном состоянии и под влиянием окружающей среды развивает те исконные данные, с которыми родился, которые сам не выбирал. Ни внутренние его параметры, ни внешние, воздействующие на него, не являются избранными им, поэтому в этом нет свободы.

Свобода есть только в выборе определенной окружающей среды, чтобы она сформировала меня таким, каким я хочу быть. В соответствии с тем, какой личностью я желаю стать, я и выбираю окружающую среду.

Здесь тоже есть проблема: на основании чего я думаю, что мне подойдет именно эта окружающая среда, а не другая? В общем, тут есть еще очень много внутренних выяснений, пока человек дозреет и поймет, что ему нужно. В принципе, это понимание чувственное, сердцем: где же находится на самом деле моя свобода воли. И это непросто. Но мы должны до этого состояния довести практически каждого.

Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Желания, которые я не выбираю

Как распорядиться своей свободой

Где таится наша свобода?

Не покушаясь на уникальность

каббалист Михаэль ЛайтманРодившись с врожденными свойствами, мы неизбежно перенимаем ценности и стандарты окружения. Каждый по-своему вбирает его воздействие: даже младенцев тянет к разным вещам, хотя мы не всегда обращаем на это внимание. Так на первичные внутренние свойства накладываются вторичные внешние – всё новыми и новыми добавками.

Любой человек в этом смысле уникален, и мы должны беречь самобытность каждого. Не соглашаться можно лишь с внешним воздействием, проявляющим эту самобытность. Например, если человек пять лет провел в дурном обществе, которое плохо повлияло на реализацию его задатков и направило их в антисоциальное русло, тогда мы можем вступить в конфликт с этим воздействием.

Однако нельзя конфликтовать с естественными, изначальными качествами, поскольку в них кроется корень человека, его свобода. К ним мы не вправе прикасаться, ведь никто другой не заменит этот фрагмент общей мозаики творения.

А потому нужно лишь позаботиться о влиянии хорошего окружения – и тогда все естественные задатки человека будут развиваться к лучшему, даже если до сих пор ему недоставало правильных воздействий.

Из урока по статье "Свобода воли", 29.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тьма перед рассветом

Кому и чему служит моя исключительность?

Власть окружения

Философия моего "Я"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Говоря об интегральном обществе, Вы все время подчеркиваете, что человек отказывается от своего мнения ради общей идеи. Не могли бы Вы несколько подробней остановиться на этом?

Ответ: Я скажу об этом пару слов. Это целая, можно сказать, философская система.

Во-первых, человек должен понимать, что он сам себя не создал, он родился таким –  таким его создала природа. Отчасти он получил какие-то свойства от родителей, отчасти – от окружающей среды в процессе взросления, и отчасти – вообще неизвестно откуда, почему и как.

Все, что в нем есть – не его личное, а передалось ему от каких-то внутренних генов, которые реализовывались бесчисленными поколениями его предков. Конкретно в создании человека участвуют исконные гены и стволовые клетки его родителей. Как сказано в Библии: отец, мать, и Бог между ними. Они втроем и участвуют в этом процессе.

Затем человек развивается под влиянием окружающего общества, которое навязывает ему свои ценности. То есть, в человеке нет ничего своего.

А где же его личное "Я"? Непонятно вообще, что это такое? Откуда оно возникает у меня? Даже если мы возьмем маленького ребенка, мы видим – это просто автомат, маленькое животное, в котором постепенно начинает откуда-то проявляться свое "я", нечто самостоятельное, структурированное, личностное. А что это такое – мы не знаем.

Вот когда человек отделяет все, что не его, от этого "Я", тогда он начинает действительно ощущать, что не проблема оторваться от его качеств, которые он получил от окружающей среды, от воспитания, от своих родителей, или вообще непонятно откуда – из тьмы веков.

Самое главное – это мое "Я". Если я буду думать только о том, как бы его приподнять и реализовать, тогда мне неважны все существующие во мне свойства и качества. То есть они – не мои. Если человек правильно себя позиционирует, то понимает, что приподняться над всем этим не составляет особого труда.

Эти наши "Я" мы и должны соединить между собой. А все остальное – оставить, потому что это сугубо случайные, сопутствующие нам параметры. 

Реплика: Выходит, что развитие этого "Я" и является задачей курса интегрального воспитания?

Ответ: Из всей этой наносной оболочки, шелухи мы должны достать и развить именно это ядрышко – исконную стволовую клетку каждого из нас. Ее можно развить только соединением между собой всех стволовых клеточек. Когда мы их соединим в один общий организм, он будет действительно равен и совершенен, как сама природа.

Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Специфика интегральной реальности

Власть окружения

Общая "стая" человечества

Где таится наша свобода?

каббалист Михаэль ЛайтманМы уже понимаем, что свобода воли – понятие непростое. Мы рождаемся со свойствами, которых не выбирали, в семье и условиях, которые не выбирали, получаем образование, которого не выбирали… Короче говоря, нас растят и формируют без нашего выбора.

В итоге, человек в нашем мире "изготовляется" – родителями, окружением, обществом… Поэтому у него нет никакой свободы, и спрашивать тут не с кого, ведь он – машина. Ему кажется, что это его мысли, его желания, его действия, но в действительности они навязаны и неизбежны.

В таком случае, зачем нужно всё это творение? Ведь мы говорим о замысле, заложенном в Природе, о желании, намерении, большой мудрости. И вправду, Природа, или Творец, или Высшая сила, по определению, обладает колоссальной мудростью, намного большей, чем всё творение, лежащее ниже.

Исследуя мир, мы обнаруживаем в его устройстве мудрость, не доступную нашему пониманию. Нам удается лишь "соскрести" верхний слой, на котором и зиждется вся наша наука. На самом деле мы еще не начали раскрывать подлинные силы, отношения, формы и взаимосвязи, имеющиеся в этой реальности.

Так для чего Творец создал мир? Чтобы Его создания действовали по программе? Ведь начало и конец известны, и всё существует в абсолютном виде, без нашего выбора и расчета. Всё творение перед Ним как на ладони, полностью прозрачное и предсказуемое. Да и вообще, для Творца не существует времени.

Но в этом же нет никакой пользы. Так способны ли творения на некое самостоятельное действие в некоей форме на некоем этапе? Действие, ради которого их стоило создавать вместе со всей реальностью?

Здесь-то мы и подходим к основному вопросу: где лежит свобода воли, ради которой Творец сотворил всё? Духовные миры, мириады форм и явлений, да еще и материальная Вселенная – всё для того, чтобы, возможно, человек совершил самостоятельное действие в одно краткое мгновение своей жизни? Мгновение, придающее смысл всему остальному.

Пока оно ускользает от нас, оставляя с безответным вопросом, но если мы отыщем эту точку, в которой можно добавить собственную крохотную лепту, то вся действительность озарится, проявив свое чудесное, бесконечное наполнение… 

Итак, мы должны выяснить, где лежит наш свободный выбор. Логически рассуждая, не может реальность существовать без этой возможности. Ведь иначе мудрой Природе не было бы резона создавать что-то. В таком случае ее действия не имели бы никакого смысла.

Нам необходимо отыскать свою свободу. Без нее вся наша жизнь остается запрограммированной последовательностью, предрешенной пьесой, в которой мы играем свои марионеточные роли. Мы должны отыскать точку свободного выбора и реализовать ее – в этом всё предназначение человека.

Что же это за свобода? Свобода от кого? От Творца и Его велений? Разумеется. Ведь пока я подключен к Нему, меня как такового нет, мною движет Он. Вот и выходит, что освободиться мне нужно не от других людей и даже не от себя, а прежде всего от Него. Творец создал некое состояние, в котором я могу быть отключен от Него, от Его управления. И тогда я свободен.

Далее возникает вопрос: что мне делать с этой свободой? Какие возможности я обретаю? Каким помыслом, каким чувством, каким действием заполняю ту пустоту, которая внезапно разверзлась, раскрылась для меня? Об этом мы поговорим в другой раз.

Из урока по статье "Свобода воли", 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Полюса моего выбора

Повсюду Он. А где же я?

Мерило свободы

Подставь под свет свое начало

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Ученые не могут отыскать какого-либо мостика, достаточного для того, чтобы перейти широкую и глубокую пропасть, разделяющую духовную сущность и материальные атомы. А потому все метафизические теории бесполезны для науки.

Человек получает врожденные свойства от родителей. Эти свойства, сами по себе, неизменны, но общество воздействует на них и придает им различные формы. Таким образом, в итоге человек выражает не себя, а внешнее окружение.

Способности бывают разные, всё дело в форме, которую им придают: человек может стать большим мафиози или большим ученым, мясником на бойне или мясником в уголовном мире. Дистанция между полицейским и вором на самом деле мала, и оба они понимают друг друга.

Итак, общество делает из человека то, что сочтет нужным. Хотя в основе его и заложено изначальное зерно, однако факторы воздействия делают с ним что хотят. Так обстоят дела на материальном уровне, и потому здесь мы ничего не решаем.

С другой стороны, на духовном уровне мы должны выявить в человеке корень его души, точку в сердце – и поместить ее в окружение, которое обеспечивает свет, возвращающий к Источнику. Надо выстроить материальное окружение так, чтобы оно несло человеку этот духовный свет, который будет воздействовать на точку в его сердце и развивать ее.

Человек же, со своей стороны, должен склоняться перед правильным окружением, нейтрализуя собственное эго, чтобы снимать эгоистические покровы с точки в сердце. Ему нужно извлечь свою точку и соединить ее с другими точками, чтобы это действительно выглядело как устремление к отдаче.

Хотя их намерение все еще эгоистично, однако между ними уже возникает тяга к взаимной отдаче – сила, хотя бы в чем-то подобная свету, возвращающему к Источнику. Только так можно его привлечь. Этот свет воздействует на те эгоистические силы в нас, которые все-таки стараются поддерживать связь, несмотря на царящую меж нами ненависть. 

Таким образом, есть первоначальная точка в сердце, корень души человека, и есть свет, возвращающий к Источнику, – сила, развивающая корень души. Все эгоистические условия в человеке и окружении, т.е. группе, предназначены для того, чтобы он, насколько это возможно, развивал силу отдачи, намерение достичь отдачи.

Именно для этого мы видим себя облаченными в эгоистическую оболочку, клипу, а также видим группу, которая вызывает в нас отторжение. Это позволяет нам извлечь изнутри свою точку и поместить ее перед светом, возвращающим к Источнику. Иначе мы просто не сможем этого сделать.

Вот и выходит, что клипа – суть "подмога напротив Него", позволяющая мне подставлять свою точку под свет.

Из урока по статье "Свобода воли", 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Полюса моего выбора

Покоряя свою природу

Духовное окружение – хранилище души

Полюса моего выбора

каббалист Михаэль ЛайтманМы рождаемся и развиваемся в человеческом обществе – со своими врожденными свойствами и с теми свойствами, которые укореняет в нас окружение: родители, детский сад, школа, двор и т.д. Все качества, которыми мы обзаводимся на протяжении жизни, и вся наша деятельность, обусловленная изначально заложенной внутренней программой, – это не мы. В этом нет ничего личного, самостоятельного, ничего такого, что человек выращивает и определяет сам, будучи истинным хозяином положения. В конечном итоге, речь идет о комбинации врожденных свойств, которые в нем развиваются, и внешних воздействий.

Всё катится своим чередом, за исключением одного момента, который нам до конца не ясен. Выясняется, что человек может выбрать себе окружение, которое будет развивать его в определенном направлении.

Прежде всего, возникает вопрос: что в этом необычного? Почему это зовется свободным выбором?

К примеру, мне захотелось научиться музыке, и я вступаю в среду музыкантов. Есть ли в этом Я? Является ли это моим свободным выбором?

Я завязываю всё новые знакомства в среде музыкантов и продвигаюсь вперед благодаря им. Реализую ли я при этом свою свободу воли?

Нет, говорят мне, тобою движет зародившееся изнутри желание. Ничего от тебя тут нет. Просто первый порыв направил тебя в соответствующее окружение, вот и всё. С каждым такое бывает.

Где же тогда свободный выбор? Понятно, что я проникаюсь желаниями окружения, зажигаюсь от него, подвергаюсь его воздействию и хочу расти как музыкант. Но всё это не говорит о свободе.

Подлинная свобода появляется тогда, когда я сопротивляюсь окружению, противлюсь тому, что оно собой представляет, не желаю реализовывать свое желание именно в нем – и все-таки, по безвыходности, понимаю, что только там могу реализовать его. Я обязан включиться в товарищей, чтобы достичь цели, и в то же время ненавижу их, испытываю к ним отторжение, не желаю действовать через них. При наличии двух этих полюсов и рождается мой выбор – ничейная территория между двумя противоположностями. 

И возможно это, только если у меня есть точка в сердце, если Творец передо мной, а злое начало против меня. В таком случае группа – это та территория, где я должен себя реализовывать.

Если всё расставить по местам, тогда действительно в группе, в единстве товарищей, благодаря которым я поднимаюсь к Творцу, – там лежит мой свободный выбор, средняя треть Тифэрэт. Ну а если человек просто живет в нашем мире, то никакого свободного выбора у него нет.

Начиная с этой точки, каждый раз совершая свободный выбор, мы поднимаемся по ступеням духовной лестницы и обретаем конструкцию под названием "Человек" (Адам), пока не выстраиваем ее в полном объеме на ступени Малхут мира Бесконечности, в конце исправления.

Всё это осуществляется путем выбора лучшего окружения: каждый раз мы погружаемся в группу еще глубже, спаиваемся с ней еще крепче – и так растем.

Из урока по статье "Свобода воли", 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый прорыв: сжигая мосты

Покоряя свою природу

В поисках свободы

Скачок в будущее

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Что если больной          не желает выполнять советы врача до тех пор, пока не поймет, как они действуют, и для этого начинает изучать медицину? В таком случае он может умереть от болезни, прежде чем успеет изучить ее.

Допустим, я живу на краю Земли, в глухой деревушке, шалаши которой приютили несколько семей. Мы занимаемся охотой и собирательством, и, кроме этой жизни, ничего не знаем.

Но внезапно к нам приходят цивилизованные люди из развитой страны с различными инструментами и приборами. Для меня они – кудесники, спустившиеся с небес.

Возникает вопрос: должен ли я пройти весь тот путь, который проделали они? Или у меня есть возможность уже сейчас обрести у них мудрость, разум и чувство, помимо технических продуктов прогресса, и перескочить в своем развитии на две тысячи лет вперед? Возможно ли такое?

Понятно, что я могу научиться использовать их аппаратуру. Для этого большого ума не надо. Но здесь речь идет о внутреннем развитии – чувственном и рассудочном: могу ли я покрыть разделяющую нас пропасть и перескочить через тысячелетия, пройденные их страной, их народом?

Так вот, это возможно при помощи объединения между нами, но не внешнего, не напускного, а внутреннего, настоящего. Тем самым мы действительно способны передавать друг другу разум и чувство. Как следствие, нет необходимости в том, чтобы каждый преодолевал все ступени, пройденные другими. Мы начинаем не с нуля, а зависим от общества – от того, что можем обрести у него.

И в этом – наше спасение. Так мы сокращаем путь и ускоряем развитие. Вместо того чтобы учиться на бедах, мы учимся у других людей – и набираемся мудрости. Правда, в нашем мире мы далеко не всегда передаем друг другу позитивный потенциал. Ведь люди, которые теснее связаны с природой, на самом деле более развиты: они тоньше, чутче, они ближе к духовному по сравнению с "цивилизованным" миром. 

Однако главное остается неизменным: мы перенимаем разум и чувство у тех, к кому присоединяемся. Это верно даже на материальном уровне нашего мира. И потому каждый скачок в нашей коммуникации, в связях между нами, отражается и на внутреннем взаимодействии. В результате человечество развивается намного быстрее – особенно ярко это проявилось в 20-м столетии с его взрывным ростом после сравнительно "неспешных" тысячелетий. Всё это – следствие протянувшейся между людьми взаимосвязи, по нитям которой передаются чувство и разум.

Соответственно, и мы, объединяясь в правильную группу, можем обретать разум и чувство товарищей, восполняя то, что не прошли сами. На самом деле, неважно, кто из нас "мал", а кто "велик". Я перенимаю у них то, чего сам не достиг бы никогда. Ведь я – всего лишь точка в силовом поле общей системы. И всю эту интегральную систему я обретаю у них. Если я не объединяюсь с ними, мне вообще негде ощущать новое измерение.

Итак, если в нашем мире обмен мудростью сулит определенную выгоду, то в духовном он играет решающую роль: лишь благодаря ему я обретаю духовный сосуд.

Из урока по статье "Свобода воли", 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Давайте все вместе навалимся на Фараона

Сердце, в котором растворяются все

Развитие по экспоненте

Покоряя свою природу

каббалист Михаэль ЛайтманСвойства человека делятся на два основных типа:

  • Внутренние факторы, полученные по наследству и заложенные в нем изначально.
  • Внешние факторы, полученные от воспитания, окружения, средств массовой информации т.п.

В принципе, ни те, ни другие факторы не зависят от человека, хотя именно они формируют его личность и определяют его судьбу. Отсюда вопрос: каким образом он все-таки может улучшить свою жизнь?

Здесь мы должны разобраться с фактором окружения. Настоящее окружение – это не просто комплекс внешних воздействий, а то влияние извне, которое я сам создаю для себя. Для этого я вступаю в контакт с определенными внешними факторами и правильно выстраиваю по отношению к себе, чтобы они оказывали на меня особое, селективное воздействие, ведущее к определенным результатам.

Тем самым я действую самостоятельно, я сам инициирую эту схему – использую нужные мне силы, зная свою и их природу, и благодаря этому оказываю влияние на себя самого. Я не воздействую ни на что вовне – напротив, я использую внешние факторы, чтобы они воздействовали на меня определенным образом. Благодаря этому я меняюсь и тогда ощущаю себя в мире, меняющемся к лучшему.

Таким образом, я не отношусь к числу "благодетелей", покоряющих природу и исправляющих мир. Наоборот, я использую силы извне, чтобы исправить себя и улучшить свою жизнь. Эти акценты нужно иметь в виду, потому что мы ошибаемся в их реализации, в самом подходе к ним.

Из урока по статье "Свобода воли", 25.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто меня тормошит?

Лавируя между "ангелами" и "демонами"

Тонкая настройка на верную частоту

К отдаче не прийти через бедствия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В рамках интегрального воспитания будет и курс по интегральной экономике. О чем там пойдет речь?

Ответ: Сегодня специалистам уже ясно, что мы должны перейти к нормальному, здоровому, сбалансированному потреблению, когда каждый получает то, что ему полагается, но не более. Нельзя допускать излишеств за счет природы, транжиря ее ресурсы и богатства.

Равновесие – это понимание того, что требуется человеку в его мире. А иначе наступит крах, и мы, по безвыходности, пойдем в ту же сторону, но уже плохим путем, не понимая происходящего.

На этом пути нас ждут бедствия и войны, которые сами по себе никуда не приведут. Они лишь заставят нас поумнеть и понять, что надо перейти на добрую сторону, чтобы продвигаться не через бедствия, а через единение и поручительство, т.е. путем разума.

В сущности, вся наша история – есть путь страданий. Сделали ли они нас умнее? Знаем ли мы, как двигаться дальше?

Вот и выходит, что это очень долгий и очень тяжелый путь.

2011-12-21_rav_bs-maamar-herut-1_lesson_n7_01

С другой стороны, на добром пути мы задействуем воспитание, и это уже совсем другое дело. Благодаря ему ты начинаешь понимать происходящее, ты получаешь инструменты, которыми можно воспользоваться, ты видишь, как действовать, и выявляешь законы природы. Разумеется, здесь должна быть заложена наука каббала. А откуда еще получить это знание? Ведь она единственная говорит об интегральном мире, а интегральный мир – это высший мир.

Мы завершили развитие на неживом, растительном и животным уровне. Дальше лежит граница, отделяющая нас от человеческой ступени. Всё, что ниже ее, относится к получению, а всё, что выше, – к отдаче.

Так вот, к отдаче не прийти через бедствия. Ведь разница между животной и человеческой ступенью заключается в осознании. 

2011-12-21_rav_bs-maamar-herut-1_lesson_n7_02

Ты должен осознать, где находишься: в каком мире, в какой системе. Осознать, что такое Природа, – и, познав ее, достичь человеческой ступени. Различие между животным в тебе и человеком в тебе определяется именно осознанием – в чувстве и разуме. Вот какую добавку тебе необходимо приобрести.

Сегодня мы все еще относимся к животному миру – только мы более испорчены. Ведь мы всё делаем себе во вред. Вся наша жизнь складывается из попыток возобладать друг над другом, причинить друг другу зло. Тем самым мы портим себя, свое здоровье, всю свою жизнь и весь мир.

Со стороны мы выглядим весьма парадоксально, и, только зная итог нашего развития, можно согласиться с теми промежуточными этапами, которые нам необходимо проходить.

Итак, осознание отличает человека от животного. Сказано: "Познай Бога отца твоего". Мы должны познать Творца, Природу – в этом вся разница.

Бааль Сулам пишет в статье "Это – Егуде": "Мы не находим особой необходимости, заложенной в человеческом позыве, которой бы не было во всем животном виде, кроме пробуждения к слиянию с Творцом. Ведь только человеческий вид готов к нему, и никто кроме него. Таким образом, весь вопрос существования человеческого вида оценивается лишь по той самой заложенной в нем подготовительной основе, позволяющей стремиться к служению Творцу. И этим он возвышается над животным".

Таково единственное различие. В остальном, если мы и расходимся с животным миром, то лишь в негативном смысле. Какое разумное существо будет разорять собственный дом, как это делаем мы с Земным шаром? Какое разумное существо создало бы такую экономическую систему, какую создали мы? Ведь на сегодня мы остались с сейфами, полными векселей, у которых нет никакого покрытия.

Таким образом, сегодня, чтобы спастись от бед, нам требуется только осознание.

Из урока по статье "Свобода воли", 21.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Финансовая индустрия: жизнь во лжи

Интегральное воспитание без резких телодвижений

Залог здоровья человека, семьи, общества

Кто меня тормошит?

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек рождается с заранее заданными свойствами. За них с него не спрашивают, вне зависимости от того, дурны они или хороши, – если среди них вообще есть что-то хорошее, кроме точки в сердце, ждущей своего пробуждения. Сказано в Торе: "Побуждение сердца человека дурно с юности его".

Но, так или иначе, все его свойства скомбинированы и предназначены для духовного подъема. В этом мире у человека есть лишь одно дело – с животной ступени подняться на человеческую. А потому всё, что в нем есть, включая внутреннюю духовную точку и внешние материальные качества, все параметры, всё, что его формирует, – разумеется, выстроено так лишь для устремления на цель. Из этой цели, из этой финальной точки конца исправления всё ниспускается сюда, и отсюда всё восходит обратно к концу исправления.

Случайностей, безусловно, нет. Всё отвечает одной лишь этой высокой задаче. А потому к злу мы должны относиться так же, как к добру, принимая любые вещи как необходимые компоненты, соединяющиеся, чтобы сложиться для нас в наше вечное, совершенное состояние.

Часть своих качеств мы наследуем от отца и матери, другую часть прививает нам воспитание, а затем мы добавляем к этому качества, полученные от окружения, привычки, становящиеся второй натурой, и прочее. Все они оседают в нас так, словно мы с ними родились.

Здесь надо понимать, что ничего не приходит случайно, как полагают люди в нашем мире. Напротив, всё поступает через систему, которая последовательно воздействует на нас, сообразно программе, согласующейся с общим комплексом системных взаимодействий.

В таком случае, мне не так уж и важно, какие именно факторы меня формируют, будь то родители, сверстники в детском саду и школе, соседи, радио и телевидение, книги или что-то еще.

По сути, с нами происходит следующее: мы получаем от Творца точку желания, созданного как сущее из ничего. Далее, эта точка подвергается различным воздействиям света, которые Бааль Сулам подразделяет по уровням: наследственные качества, внутриматочные факторы, влияние ближайшего окружения, влияние общества, привычки и т.д. В целом, все они идут от Творца – так я и должен к ним относиться. 

Отсюда вопрос: что же возложено на меня самого? Я начинаю понимать, что всё в моей жизни проистекает из одного, единственного Источника, облачающегося в различные одеяния. На самом деле это не одеяния, они лишь представляются мне такими, а в действительности это всё тот же высший свет, пропущенный через различные фильтры и рисующий в моем восприятии те или иные образы, которые складываются для меня в картину мира, включая неживую, растительную, животную природу и людей. Посредством этого Творец постоянно "тормошит" меня, подталкивая всё дальше вперед.

Так вот, когда человек собирает воедино все эти виды воздействий, связывая их с правильной целью, тогда он имеет дело с Творцом.

Из урока по статье "Свобода воли", 22.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Повсюду Он. А где же я?

Лавируя между "ангелами" и "демонами"

Зри в корень

Повсюду Он. А где же я?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Мы преданы власти четырех факторов воздействия точно так же, как глина в руках гончара.

Со всех сторон мы окружены воздействием свыше. Творец тотально и жестко властвует над нами, контролируя все каналы, внутренние и внешние, в желаниях и помыслах, в привычках и естестве. У нас нет ничего своего, и даже эти мои слова организованы Им.

Тогда в чем же состоит наш свободный выбор? Ведь мы не можем приписать свободу ни одному объекту, ни одному действию и ни одной мысли, ни одной частичке получающего желания. Творец создал его, Творец всеобъемлюще воздействует на него – что же в нем может быть свободного?

Именно поэтому люди пришли к теориям двоевластия и многобожия, о которых Бааль Сулам пишет в статье "Мир". Трудно примириться с единой властью, которая "накрывает" всё. Если Творец един, если кроме Него ничего нет, если всё зависит от Него, тогда я нахожусь в Его абсолютной власти и словно бы не существую, растворяюсь в Нем. Пускай уж лучше будет две власти: хорошая и плохая. Это уже понятно, между ними есть место и для меня, есть возможность повлиять на что-то.

И тем не менее, на каком-то этапе я понимаю, что за всеми воздействиями на меня кроется один Источник. Это не образ, который можно себе представить, а разум, чувство, нечто единое. И мне надо раскрыть, с какой целью Он оказывает Свое воздействие, чего хочет от меня. Каким я должен стать, сообразно с Его воздействием?

Познавая, чего Он от меня хочет, я буду познавать Его самого. Зачем? Чтобы просто познакомиться или чтобы выполнять Его волю?

Что Он задумал, создав меня? Чего желает, управляя мною таким образом? Если всё дело в повиновении, то лучше уж ничего не знать, а просто действовать согласно полученной инструкции. Но если Он действительно хочет, чтобы я познал, раскрыл Его, тогда все свои действия я должен использовать для этой цели, а не выполнять их автоматически. 

Таким образом, на человека возложена большая работа по отношению к Первопричине всего. И это единственная наша работа – постоянно очищать, "отполировывать" отношение к Нему. "Кто Он? Чего хочет от меня? Почему придал мне такие реакции?" Я все время поднимаюсь по ступеням отношения и разбираюсь в том, что Он хочет дать мне, предъявляя Свои требования. А хочет Он, чтобы, благодаря отдаче Ему, я понял Его.

Я продолжаю эту цепочку, все время поднимая планку Его требований ко мне. На этом пути мне нужно оправдывать зло так же, как и добро. Ведь они исходят из одного Источника. Я должен понимать, зачем Он расщепляет надвое Свое воздействие, – благодаря этому я могу поверять себя, выверять свой курс. Для Него не существует этой двойственности, а моя реальность делится на отдачу и получение.

В итоге, мы должны постоянно выявлять понятие Единого, и ничего более. Если бы я обратил внимание, то увидел бы, что в моей жизни нет ничего, кроме этого. Даже в материальном мире всё сводится к этому анализу, выявляющему единство, раскрывающему Творца.

Из урока по статье "Свобода воли", 22.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто меня тормошит?

Лавируя между "ангелами" и "демонами"

Тонкая настройка на верную частоту

Лавируя между "ангелами" и "демонами"

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Хотя наши силы слабы для того, чтобы устоять перед первым фактором воздействия – основой, однако у нас есть возможность и свобода воли, чтобы защититься от остальных трех факторов, под воздействием которых частично изменяется основа, иногда даже в более общей части. Осуществляется это посредством привычки, которая становится второй натурой.

Я испытываю разные виды воздействия, и хотя противостоять им невозможно, я могу "играть" на их сочетаниях, "лавировать" между ними и решать что-то. Что именно?

Пускай мои действия принудительны, но вызывать их могут различные факторы. С одним фактором я ничего не смог бы сделать, а когда их два, я могу регулировать их соотношение, влиять на баланс сил. Тем самым у меня появляется возможность влиять на свою судьбу, на перемены в себе. Ведь теперь существует мое Я, принимающее решения.

2011-12-22_rav_bs-maamar-herut-1_lesson_n8_01

Здесь кроется большая философская проблема. Именно она заставила людей поделить реальность на добро и зло. Единая сила неуловима, непостижима – и только множество сил, хотя бы минимальное, позволяет действовать, "маневрируя" между ними. Даже если признать существование Высшей силы, то пускай под ней обособленно правят "ангелы" и "демоны" разных сортов.

Однако мы с вами видим, что в духовной природе эта проблема решается совершенно иначе: человек подвергается различным видам воздействия Творца и среди них может предпочитать одно другому. Нам еще не ясно, как это происходит, но мы видим, что здесь заложено решение проблемы нашего самостоятельного участия в процессе. 

Вопрос: Выходит, что я пытаюсь играть с причинами, хотя на самом деле не обладаю над ними властью, поскольку сам являюсь следствием.

Ответ: Я могу изменить некое воздействие на себя и тем самым становлюсь дополнительным фактором. В законы природы я вношу собственный параметр и хочу знать, чтó я этим вызываю. Так я действительно могу что-то решать и изучать новые явления. Это возможно в научном исследовании и возможно в исследовании духовном: при помощи собственного фактора я начинаю исследовать Высшую силу.

Для этого я сам должен состоять из двух сил. И они у меня есть: с одной стороны, эгоизм – большая подмога, а с другой стороны, группа, в которой скрыт Творец, высший свет. Между ними, на сопоставлении, и зарождается мое Я. Так я раскрываю Творца – в мере того, насколько мне удается соединить в себе две эти силы. В одной из них мне Его не раскрыть – необходимо их сочетание.

Дело в том, что понятие Единого постигается над материей и над светом. Свет – это мера отдачи, материя – это мера получения, а Творец выше их – это осознание, замысел творения, а не двойственность сил добра и зла, света и тьмы, отдачи и получения. Это даже не отдача, а предшествующее ей желание отдавать.

В этом желании есть части, оторванные от самой отдачи, – я хочу прийти и к ним, познать, кто такой Творец не по отношению ко мне, а сам по себе. В каббале это называется Ацмуто – сущность Творца, к которой сегодня у нас нет доступа, хотя и ее мы тоже хотим постичь. Туда тянется наше любопытство.

Так вот, я должен выстроить все условия, как в лаборатории, – создать поле для эксперимента. Всё идет от Творца, но Его воздействие охватывает меня со всех сторон. И я ищу свое место, ищу возможность с помощью этого эксперимента раскрыть Творца. В сущности, мы всегда поступаем так, исследуя что-то новое. Нужно только расставить всё по местам, понять, чем мы занимаемся, с чем имеем дело и как проявляем результат.

А в принципе, за результатами каждого эксперимента мы раскрываем отношение, формулу, взаимосвязь явлений. Более того, мы раскрываем кроющуюся за ними логику. Перед нами не просто голые факты, которые оставляют нас на том же уровне, где мы их открыли. Нет, мы всегда ищем причину: почему они сопряжены именно так? Что их к этому обязывает? В чем тут резон? За любым явлением, раскрывающимся мне в материи, я хочу разглядеть то, что его породило, верхнюю часть парцуфа. Я хочу знать причину полученных данных – именно эта причина и является подлинным результатом эксперимента.

Так вот, в своей духовной работе я вырабатываю такое "лабораторное" отношение к реальности. "Лабораторией" в данном случае служу я сам, однако подход остается абсолютно научным.

Из урока по статье "Свобода воли", 22.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто меня тормошит?

Повсюду Он. А где же я?

Только группа фокусирует на главном

Страница 53 из 77« Первая...5152535455...Последняя »