Записи в разделе 'Свобода воли'
Создать обитель для Творца

сердце - группа "Проблема" Творца с творением заключается в том, чтобы творение познало Его. Невозможно принести человеку добро, оставив его в первоначальном состоянии. Необходимо наделить его властью, пониманием, чувством, сделать его равным Творцу.

Так же хозяину нужно поднять гостя до равенства с собой, чтобы тот не испытывал стыда перед царским угощением. Для этого гость должен сам обрести всё то богатство, которое есть у хозяина. И тут не обойтись одной лишь хозяйской волей, "директивой свыше". Как же подвести гостя к этому подобию? Просто "осчастливить" его подарками? Нельзя. Помочь? Тоже проблематично. Ведь хозяину-то никто не помогал. Это настоящая проблема – перейти от "сущего из ничего" к "сущему из сущего".

Здесь кроется множество вещей, которые мы поймем уже на пути. Их не объяснишь "на пальцах". В итоге, нам надо выявить те средства, которые позволят нам реализовать свой единственный свободный выбор и прийти к цели.

И мы заранее знаем, что речь идет о группе, об участии в ее жизни. Именно с ее помощью мы раскрываем силу отдачи, с ее помощью мы проявляем свойство Творца, в группе мы создаем Его образ, подобие, опору для Него. Это называется Шхина – место, где Он обитает (шохэн).

Мы должны сделать точный шаблон для Его воцарения. Это и будет Храм – буквально "Дом Святости", т.е. Малхут, получившая свойства Бины. Благодаря этому свет хохма может облачаться в нее всеми своими формами и наполнять ее.

Из урока по статье "Свобода воли", 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Если ты не заботишься о развитии, развитие заботится о тебе

Фундамент Третьего храма

Духовный храм не разрушится

Зри в корень

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": В любой сущности в мире совместно участвуют четыре фактора, сочетание которых и порождает ее:

1. Основа.

2. Причинно-следственные связи, относящиеся к свойствам собственно основы и не изменяющиеся.

3. Ее внутренние причинно-следственные связи, которые изменяются под воздействием внешних сил.

4. Причинно-следственные связи внешних факторов, воздействующих на нее снаружи.

Последовательное воздействие этих факторов и их взаимодействие между собой поставляет нам в итоге "продукт" – человека или любую другую сущность. "Нет ничего нового под солнцем". Если мы видим что-то, это всегда проистекает из предыдущей ступени, развившейся посредством четырех вышеуказанных факторов.

Почему так важно о них знать? Потому что без них мы не поймем, с чем имеем дело. Кто такой я? Что я вижу? Что на меня влияет? Мне ничего не будет ясно ни в мыслях, ни в желаниях, ни в действиях. Сам вопрос "Что это такое?" вынуждает меня рассмотреть четыре фактора, создавшие исследуемый предмет. Изучив их, я познáю его, будь то явление или свойство, нечто действующее или подчиненное, нечто духовное или материальное… Мое восприятие реальности изначально устроено так, что вещи, не пропущенные через эти факторы, для меня просто не существуют. Я не могу их познать.

Что бы я ни видел, оно уже прошло определенное развитие и потому раскрылось во мне. Спрашивая, что это такое, я, по сути, задаюсь вопросом о его источнике. Так вот, между этим источником и моим восприятием пролегают те самые четыре этапа развития, четыре стадии, четыре фактора. Без них мне недоступно познание предметов и явлений. Сам вопрос о сути чего бы то ни было обращен на различие между предыдущим этапом, когда данный феномен еще не попал в мое восприятие, и нынешним ощущением, когда я его уже воспринимаю.

В таком случае можем ли мы каждое предыдущее состояние называть "основой"? Что она такое? Существует ли некое первичное состояние – первооснова? 

В духовном всегда есть начало, т.е. корень, за которым следует развитие по четырем стадиям и завершение. Этот комплекс представляет собой стандартную "единицу", и корневую стадию в ней можно назвать "основой", из которой берет начало весь процесс.

Сущность, потерявшая предыдущую форму, называется основой. В ней скрыта сила, которая раскроется в будущем и определится в конечной форме этой сущности. Поэтому основа по праву считается основным фактором ее существования.

В основе скрыта сила, потенциал, который затем претворяется в действие, а на последней ступени принимает конечную форму.

2011-12-15_rav_bs-maamar-herut-1_lesson_n3_01

Из урока по статье "Свобода воли", 15.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тонкая настройка на верную частоту

Распад ради единства

Помыслы о свободе – ложь на лжи

Незаменимая "коробочка"

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Если проанализировать действия человека, мы увидим, что они являются вынужденными и совершаются поневоле.

Мы представляем собой желание наслаждений, созданное Творцом. Оно откликается только на наслаждение или его отсутствие, доходящее до страданий. Таким образом, мы можем испытывать или положительные, или отрицательные ощущения.

В первом случае человеку хорошо и комфортно, так что он хочет оставаться в этом состоянии. Что же именно его наполняет и где мы ощущаем наполнение? Ведь речь здесь идет не просто о стакане, в который льют воду.

Наслаждение успокаивает, и особенно это видно по детям: сделаешь малышу что-то приятное – и он замирает. Такова реакция получающего желания – в этот момент ему не нужно никаких перемен. Да оно и не может измениться, полностью захваченное наслаждением.

Ну а при страданиях человек, наоборот, лезет на стену и не находит себе места.

За этими реакциями лежат глубинные причины. Покой и наслаждение, как отголосок света, Творца, олицетворяемого для ребенка матерью, несут ему успокоение – и он застывает.

Итак, мы реагируем только на две вещи: наслаждение или страдание. Однако помимо того в получающем желании протекают свои, внутренние процессы, движущиеся по четырем стадиям развития. Соединяясь, эти стадии создают внутри некий объем, в котором проводится сравнение между входом и выходом: что в меня вошло, как я реагирую и что в итоге выходит.

Тем самым у человека развивается разум. В него входит свет и вызывает позитивное либо негативное ощущение, а также позитивное либо негативное осознание. Тут всё зависит от "модуля ввода-вывода", от этой "коробочки" четырех стадий, которая проверяет, насколько входной сигнал соответствует цели

Таким образом, кроме наслаждений и страданий в чистом виде, у нас есть также возможность учиться, набираться опыта. В результате мы выстраиваем шкалу "правда-ложь" и понимаем, что хорошее ощущение может быть ложным, а плохое – истинным. Это позволяет нам держаться за истину и, в случае необходимости, менять знак входного сигнала с минуса на плюс или с плюса на минус.

Такова роль четырех стадий, через которые проходит реакция нашего желания на пути к осознанию и осмыслению. Она преодолевает пространство, разделенное на четыре части согласно конструкции АВАЯ, и это предоставляет нам возможность для сравнения данных на входе и на выходе.

Из урока по статье "Свобода воли", 14.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прозрачный расчет

Сбрось с плеч своего осла

Игра света и сосуда

Выбор в мире Бесконечности?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Однажды на уроке вы сказали, что выбор нужен только тогда, когда человек не уверен. Будет ли у нас выбор после конечного исправления?

Ответ: По мере продвижения к Творцу мы всё меньше согласны с Ним – и все же каждый раз находим в себе силы, чтобы согласиться. На подступах к Бесконечности я обнаруживаю, что нет никого хуже Творца.

Я не согласен с Ним ни в чем, я питаю к Нему лютую ненависть, как ни к чему другому. Но в то же время у меня есть силы, чтобы приподняться над этим ощущением и прийти к противоположности: нет никого выше, никого совершеннее, сильнее, вернее, чем Он.

И вот я стою перед выбором – куда сдвинуться? – при том, что сдвинуться мне некуда. Это и есть Бесконечность.

В целом, надо понимать, что как бы ни возвысился человек, злое начало все равно возвышается над ним. Мы действительно раскрываем творение как "сущее из ничего" – напротив "сущего из сущего".

Из урока по статье "Свобода воли", 14.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Годы свободного выбора – а не миг

Лучше бы нам согласиться

Оправдать Творца по фактам

Мерило свободы

каббалист Михаэль ЛайтманНет ничего важнее свободы. Если на мне оковы, если некто управляет мною, то неважно, кто именно. Будь то Природа, или Творец, или Высшая сила, или Бог – это не имеет для меня принципиального значения. Обладает ли он разумом и чувством или, напротив, безлик и безучастен – суть в другом.

Если я нахожусь в руках кого-то или чего-то, то не существую. Моего Я нет, а есть некое существо, находящееся под тотальной властью Силы более высокого порядка.

Любой предмет, о котором мы говорим, имеет в наших глазах собственную сущность, существует сам по себе. Даже если это стул или дом, мы приписываем ему самостоятельное бытие, мы подсознательно персонифицируем его: к примеру, сердимся на зависший компьютер или сломавшуюся машину. Без определенной доли самостоятельности ничто не может предстать перед нашими глазами.

Таким образом, понятие свободы является фундаментальным: мы воспринимаем те или иные вещи, только если они представляются нам самостоятельными, самопроизвольными. Иначе мы просто не различаем, не распознаём их. Я приписываю вещам самостоятельность – и в той же мере они обретают для меня вес, значение, вплоть до того что становятся источниками угрозы или наслаждения. Всё в мире я взвешиваю на весах свободы и лишь тогда опозна́ю и формирую соответствующее отношение.

Эта индивидуальность вещей, людей и явлений варьируется в зависимости от моих вкусов, моей ценностной шкалы. В целом же, понятие свободы составляет основу моего существования, формирует мой взгляд на мир. Без этого параметра ничто не войдет в мое поле зрения.

В жизни бывает так, что какой-то человек вдруг становится мне важен, – потому что в своих глазах я придаю ему индивидуальность, свободу, собственное мнение, силу и возможность повлиять на меня. И наоборот, когда кто-либо теряет в моих глазах "ореол свободы", важность, влиятельность, он отодвигается в сторону или вообще покидает картину моей реальности.

Итак, свобода – очень весомое и важное понятие. 

Это относится и к моей собственной свободе. Если я полностью, стопроцентно завишу от кого-то или чего-то, то меня просто нет. Как не вижу я в подобных обстоятельствах других, так не вижу и себя, если целиком подчинен чужой воле – скажем, в тюрьме или в плену.

Но если зайти еще дальше, если признать, что Высшая сила, или Природа управляет всеми моими клетками и физиологическими системами, всеми помыслами и желаниями, каждым моим вдохом, если во мне нет ничего своего, ничего, что не происходило бы откуда-то извне, – тогда я не существую. Я даже не принадлежу кому-либо – ведь чтобы  быть подвластным, надо все-таки быть. Однако в случае абсолютного подчинения от меня не остается ровным счетом ничего.

Вот до чего доводит нас критерий "самости". Он берет начало в Творце, который, будучи самобытным и уникальным, сотворил нас и придал нам ощущение той же самобытности. Только по этой мерке каждый из нас оценивает себя и других.

Таким образом, мы взвешиваем и распознаём детали реальности по присутствию в них Творца – Силы, придающей каждому исключительность, самостоятельность. И потому свобода является базовым понятием в Природе.

Но тогда возникает резонный вопрос. Стремясь к совершенству, я стопроцентно уподобляюсь Высшей силе, а значит, в точности выполняю ее волю. Я становлюсь "рабом Творца", лишаюсь всего своего, отрекаюсь от себя, накладываю сокращение на свое желание. Мое намерение – лишь на отдачу. Я готов выполнять всё, чего желает Творец. Но разве тем самым я не аннулирую свою самобытность, свою свободу?

Нет, говорят каббалисты, тем самым ты, наоборот, обретаешь свою свободу и индивидуальность. Сейчас у тебя есть лишь крохотная точка свободы и самобытности, а далее у Творца ты обретаешь весь Его образ – и облачаешь на себя. Единственная возможность достичь полной свободы – это обрести у Творца Его свойства, Его облик.

Говоря иначе, даже мое альтруистическое намерение, подобное Творцу, происходит из моего эгоистического желания. В итоге я состою из двух противоположностей: внутри – эгоизм, получающее желание, а снаружи – намерение на отдачу Творцу. Потому-то я и не исчезаю.

Мы должны понимать, что наш эгоизм спасает нас от исчезновения. При подъеме по духовной лестнице слева растет мой эгоизм, противоположный Творцу, а справа выстраивается намерение ради отдачи, подобное Творцу. На этом контрасте я и обретаю Его свойства – обретаю самостоятельно, самолично, не растворяясь в Нем.

Вот какой подарок дал нам Творец – возможность существовать независимо. Так в своем духовном развитии мы постепенно обретаем свободу.

Сообразно с этим, наше нынешнее состояние называется "смертью", "небытием", тогда как духовное постижение и преодоление – это жизнь. Ну а свет, возвращающий нас к жизни, называется "Торой" – это и есть средство спасения от "ангела смерти".

Из урока по статье "Свобода воли", 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

В поисках себя

Кто мы – свободные люди или винтики творения?

От обманчивой свободы – к истинной

В поисках себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как в точности распознать точку моего свободного выбора?

Ответ: Прежде всего, мы обнаруживаем, что совершенно не свободны – на все сто процентов. Это и есть осознание зла.

Но с другой стороны, что в этом плохого? Если весь я нахожусь под тотальной властью Творца, или Природы, то с меня и взятки гладки. Я не хорош и не плох. Какие претензии мне можно предъявить? Что бы я ни сделал – это сделал не я. Как говорится, "иди к Мастеру, который меня создал".

На этом и базируется религия: "Я человек маленький, я делаю всё, чего Он хочет. Он сказал – я выполняю". Тем самым я снимаю с себя любые обвинения, отметаю любые вопросы, избавляюсь от проблем…

Однако на этом пути ты лишаешься самостоятельности, утрачиваешь свободу. Если просто выполнять веления Творца, пускай даже "через не хочу", ты всегда отыщешь себе вознаграждение и облегчишь задачу – правда, ценой своего настоящего Я. Вот почему религия хороша для масс. Если всё идет свыше, это вносит в жизнь комфортное ощущение, предоставляет психологическую поддержку, чтобы "течь" дальше вместе со всеми.

С другой стороны, в каббале я требую как раз не самоотмены, а самостоятельности. Я хочу найти, где начинается мое Я. И в этих поисках, в этом рациональном, логическом исследовании я обнаруживаю, что на самом деле не существую. Я не принимал решения о том, чтобы родиться в этом мире, я не выбирал свои качества, свою наследственность, своих родителей, свою страну, свое окружение… Меня воспитывали и образовывали уже сформированные системы и учреждения: детский сад, школа, СМИ и прочее. И кто я после этого? Кусок теста, выпеченный общей печью в стандартную булку.

Когда я это вижу, у меня возникает вопрос: это и есть жизнь? Что же она мне дает, кроме нескончаемых забот, кроме вечного бегства от страданий и кратких мгновений наслаждения? Вот оно – осознание зла: я задумываюсь о сути происходящего, о своем пути и его завершении – и понимаю, что меня нет, а есть лишь некая машина, запущенная и управляемая не мной. Когда в компьютере возникает конфликт алгоритмов, он выдает сообщение об ошибке, – вот и я чувственно откликаюсь на те или иные проблемы. Где-то происходит "скачок напряжения" – и мне больно. Вот и всё, не более. 

В таком случае, мне просто нет смысла жить. Многие приходят к этому выводу, и сдерживает их только инстинктивный страх смерти, да и то не всегда.

Отсюда начинается поиск настоящей свободы – моей подлинной сущности. И путь к ней лежит через уподобление Творцу – не преклонение и самоотмену перед Ним, а именно уподобление. Я должен расти, становясь всё более подобным Ему. Творцу присуща абсолютная самостоятельность и свобода. Во всей природе нет никого, кроме Него. Вот и я могу расти по тому же принципу, когда во всей природе нет никого, кроме меня.

Такова каббалистическая методика: мы ищем свободу, независимость. Больнее всего мне от того, что я не существую. Где же найти мое Я? Эта погоня за собственным Я и составляет всю мою жизнь. Мне хочется большего самовыражения, мне хочется властвовать над всеми, получать, заботиться… Для чего всё это? Для моего Я – чтобы сформировать и возвысить его.

И здесь наука каббала объясняет, что обрести свое Я – значит обрести свойства Творца, иными словами, обрести свободу.

Вопрос: Как же найти свое Я, не обладая свободой воли?

Ответ: Начальная точка моего Я проявляет себя вопросами о смысле и сути. У человека, который приходит к каббале, уже есть эта точка выбора, точка в сердце, искра, обратная сторона средней линии, "изнанка" свободы – ощущение пустоты, недостатка. У меня нет свободы, и потому я задаюсь вопросами о смысле жизни. Именно этого мне недостает. До самóй жизни мне нет дела – мне важно отыскать свое Я.

Из урока по статье "Свобода воли", 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мерило свободы

Центральная точка свободы творения

Такое неуловимое понятие – свобода

В поисках таинственного неизвестного

каббалист Михаэль ЛайтманДля того, чтобы представить себе, что такое любовь к товарищам и к Творцу, нам нужно отключиться от всего этого мира и от самих себя – будто ничего не существует, кроме одной силы. Будто нет никого, кто наблюдает за ней, видит ее, ощущает. И у этой силы есть цель: создать нечто равное себе.

Мы не знаем, почему вдруг возникла такая мысль – это было еще до первого действия, направленного на наше сотворение. Мы не постигаем то, что этому предшествовало – есть граница в нашем постижении, потому что оно происходит в наших сосудах-желаниях, которые до того не существовали. Мы начинаемся с замысла насладить сотворенных – программы, мысли, заложенной в этой одной высшей силе, решившей: "Я хочу создать творения, равные себе, чтобы их насладить".

Так высшая сила начинает воплощать программу и создавать творения и продвигать, чтобы  довести до своей высоты. То есть форма творения задана уже изначально и должна быть такой же, как форма Творца. Нет творения без Творца и Творца без творения – одно существует против другого.

Это условие равенства одного другому, определяет уже весь процесс. Словно математическое уравнение, где искомое неизвестное существует само по себе, но должно быть равно высшей силе по ее вечности, совершенству, пониманию, ощущению, свойствам – по всему, что есть в самом Творце.

Мы точно не знаем свойств Творца, нам только известно, что творение должно их повторить – но при этом остаться отдельным творением. То есть в итоге получается Творец – № 1, и творение – № 2. В этом разница между ними: Творец первый, а творение – второе, но это не мешает им быть равными.

2011-11-30_rav_kitvey-rb-1988-14-tzoreh-ahavat-haverim_lesson_pic02

Согласно этому условию и начинает развиваться мироздание, словно по математической формуле. Нам нужно соблюсти условие, что творение существует самостоятельно, обладая собственным пониманием, постижением, ощущением самого себя, свободой воли – все, что относится к понятию "Я". И вместе с тем, это "Я" должно быть совершенно подобно Творцу.

А затем это условие начинает воплощаться, словно человек задумавший построить дом и представляющий его будущую форму, начинает ее реализовывать: строить детальный план, создавать спецификации, определять количество необходимых материалов и людей, которые будут над этим работать. Но все это вытекает из конечной формы, которая уже существует в Творце. И лишь в творении пока существует более низкая форма, и поэтому оно должно пройти всевозможные изменения.

Эти изменения происходят не в самом творении – а в его осознании, понимании, восприятии самого себя: кто оно относительно Творца.

Из урока по статье Рабаша, 30.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стыд неравенства

Неведомая эгоистам любовь

Происхождение любви

Материальный мир как гарантия независимости

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Зачем нужны желания животного уровня, если мы их не исправляем? Какая от них польза?

Ответ: Эти желания нужны нам для существования вне духовного мира. Они предоставляют нам возможность совершать подъем, не будучи зависимыми от духовного мира, не будучи подкупленными им.

Благодаря этому мы можем жить, что называется, без духовных одолжений. Каждый раз мы сами решаем, стоит ли нам объединяться с ближними, с группой. Иногда нам хочется всё бросить и уйти – и у нас действительно есть такая возможность.

С другой стороны, если бы у нас были только желания, связанные с группой – мы были бы похожи, скажем, на муравьев. Не имея ничего другого, мы бы вынужденно жили жизнью общества – и опять-таки пребывали бы на животном, телесном уровне.

Однако я живу в своем теле и могу устремляться к духовному либо не устремляться к нему. Это позволяет мне быть человеком духовным – ведь я сам прихожу к форме отдачи, вопреки своему естественному, первичному желанию. Творец создал во мне это злое начало, чтобы, преодолевая его, я стал свободным человеком. И я сам, по своему выбору, определяю, хочу я этого или нет.

А иначе я жил бы в духовном мире на животном уровне. Я был бы "ангелом" – "духовным животным", которое инстинктивно любит всех.

Из урока по статье "Поручительство", 23.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовно лишь то, что между нами

Выпрыгнуть из кожи

Почетное родство с Адамом

Не согласный с самим собой

каббалист Михаэль ЛайтманЖелание – это весь материал творения, место, где мы ощущаем себя живущими и раскрывающими реальность внутри и вокруг себя. Свет работает над желанием и развивает его по своей программе – сначала напрямую, чтобы сформировать его. А потом внутри этого созданного им желания, 4-й стадии мира Бесконечности, свет начинает создавать условия для его исправления.

Ведь это желание – пока лишь сырой материал, не понимающий и не ощущающий, не имеющий свободы воли, а действующий по приказам света, который управляет желанием. Так свет создает всевозможные формы желания, которые называются мирами (скрытиями). Свет чуть больше раскрывается или скрывается – и в желании происходят изменения, пока оно не вбирает в себя все свойства света.

И чем дальше свет уводит желание от себя, тем больше оно начинает себя ощущать: кто я и что я. Хотя у него еще нет никакой свободы и самостоятельного развития, и все происходит за счет света. А желание, как природный материал, действует согласно установленным законам, и не имеет никакого выбора, как реагировать.

Так развитие доходит до особого строения, называющегося "человек", которое получает выбор: действовать внутри знания или выше него. "Внутри знания" – это действие, соответствующее действию света – естественная реакция материала. Но возможно достичь такой реакции, которая выше твоего желания и не подчиняется естественным законам природы – создать в себе способность реагировать не по приказам света, а наоборот.

Эта обратная реакция и назовется человеком, потому что именно она подобна свету.

Ведь если он выполняет приказы света внутри своего желания – он называется творением. Но если он не выполняет приказы света в своем желании, а хочет подняться над уровнем материала на ступень света и сделаться подобным ему, то должен реагировать противоположно. Согласно этой реакции, он и называется "человек", Адам – то есть "подобный" (домэ) свету. 

Итак, материал получает название: "человек", и с этого начинается его новое развитие. В нем есть всевозможные формы, отпечатанные в нем светом во время естественного роста, но сейчас это желание само начинает работать и стремится уподобиться свету, то есть все время иначе реагировать на то, что пробуждает в нем свет.

Свет пробуждает в нем реакции, противоположные поведению света, а человек должен принять эту игру, и поверх нее – уподобиться свету. Это называется -  работа верой выше знания.

Работа эта бывает разных видов: свет то больше раскрывает себя, то больше скрывает, пробуждает в человеке то большее желание, то меньшее. Всеми этими воздействиями он каждый раз возбуждает разные реакции материала. Так материал учится на своих реакциях – изучает себя и свет, с которого он хочет брать пример. Постепенно, он все больше приближается к свету по своим свойствам, пока совсем не сливается с ним.

Понятно, что на этом пути желание накапливает в себе понимание и ощущения, о себе, о свете, узнает программу света. Оно изучает отношение Творца к творению – то, как к нему относится свет. И наоборот, учится тому, как превозмогать свою природу и становиться подобным свету. Так материал желания постепенно достигает ступени Творца.

Из урока по статье Рабаша, 17.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Личное участие обязательно

Система с одной степенью свободы

Быть готовыми к переменам

Сладкие мечты об освобождении

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если мы поступаем согласно информационным данным (решимот), то в чем же наша свобода?

Ответ: А если бы у тебя не было ограничений, информационных генов, заранее заданных условий – относительно чего ты мог бы проявить свою свободу? Вряд ли ты мечтаешь получить "свободу" от всех ограничений, будучи брошенным одним в лесу?

Свобода – это ощущение того, что ты находишься в четко заданных условиях, с одной стороны, ощущаешь эти ограничения, а с другой стороны, чувствуешь себя свободно.

Я обязательно должен понимать, от чего я свободен. То есть сначала я должен быть ограничен, а потом стать свободным – иначе я этого не почувствую. Если я никогда не ощущал ограничений, то не пойму, что такое свобода. Свобода от чего?

Свобода – это ощущение ограничений, которые продолжают существовать, но вместе с тем, больше на меня не давят. Поэтому я становлюсь от них свободен! Но это не значит что они не существуют.

Допустим, вдруг выясняется, что ты – английский принц. И с завтрашнего дня ты обязан вставать рано, питаться ненавистной тебе овсяной кашей, с самого утра одеваться в смокинг и отправляться с визитами: посещать какие-то детские сады, перерезать красные ленточки в новых больницах – с утра до самого вечера. Это не жизнь, а каторга. Если бы ты увидел распорядок дня английской королевы, ты не захотел бы оказаться на ее месте.

Тебе королевская жизнь не показалась бы свободной, почему же короли ощущают себя свободными? Потому что они приучили себя к ней, получили такое воспитание, что на них не давят такие обязанности, и они считают, что такова жизнь.

Если ты принимаешь эти ограничения, как желанные, строящие твое доброе будущее – то они превращаются в инструмент, с помощью которого ты получаешь наполнение. И только в такой форме ты можешь быть свободным.

То есть для того, чтобы стать свободным, я должен исправить свое отношение к природным условиям, которые устанавливает мне Творец. Когда я сольюсь с ними, то больше не почувствую ограничений и получу свободу. 

И меня не принуждают к этому давлением, а лишь дают ощутить, как выйти на свободу. Это давление, под которым я сейчас нахожусь, лишь подслащает мне жизнь, давая представить, как будет замечательно, когда я выйду из темного подвала на свободу. И пока я хорошенько не прочувствую все ограничения, будто нахожусь в пожизненной, ужасной тюрьме – я не выйду наружу. Ведь иначе, я не почувствую, что такое свобода. А я обязан ощутить всю свободу, данную мне в этом мире – либо за счет страданий, либо за счет света, возвращающего к источнику.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 10.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рельсы, ведущие к свободе

Свобода – это добровольная зависимость

Все царство для тебя!

Рельсы, ведущие к свободе

каббалист Михаэль ЛайтманСвобода – это добровольное принятие ограничений. А иначе невозможно представить себе свободу. Пожалуйста, тебя могут выбросить в космос – будь свободен!

Вся проблема человечества в том, что оно правильно не воспринимает понятие свободы. Поэтому нам необходимо новое воспитание - только с его помощью мы можем достичь свободы. Воспитание поможет нам принять ограничения, как желанные, и мы начнем их эффективно использовать.

Ты воспримешь эти рамки, как путеводные – словно рельсы, ведущие тебя к тотальной и абсолютной свободе.

Все человечество сейчас начинает ощущать такие ограничения: нет выбора, мы вступаем в глобальный и интегральный мир, где все зависят друг от друга. Никто не может этого избежать, и все скованы вместе, словно кандалами, и невозможно двинуться ни вправо, ни влево.

Нам еще откроется, что малейшее движение, малейшая плохая мысль о ком-то – возвращается обратно ко мне страшным ударом. И что же делать в таких условиях?!

Вот это настоящая тюрьма! Это не то, что где-то там за несколько камер от меня стоит тюремщик. А эти тюремщики держат нити, которые тянутся в мой мозг, в мое сердце, везде. Такое ощущение приходит перед тем, как вырваться на свободу.

И что же возможно сделать в таком состоянии? Ты чувствуешь себя несчастной и совершенно беспомощной точкой, у которой контролируют все чувства, все мысли, любое движение. Ты так зажат и связан со всех сторон, что у тебя не может быть ни одной свободной мысли или желания.

Это ужасное ощущение – но именно так ощущает себя шестеренка, сцепленная с множеством других шестеренок. Это полная несвобода.

И поэтому, у тебя нет иного выбора, как только согласиться на новое воспитание. В результате, ты останешься скованным со всеми элементами этой машины, но начнешь принимать ее условия, как желанные. И  тогда, ты вдруг раскроешь (уже за махсомом, в свойстве Бины), что работа в гармонии с остальными позволяет тебе свободно двигаться в любых направлениях: в мысли, в желании, во всем!

Но для этого тебе нужно перевернуть эту точку кризиса – что называется рождением в новом мире. 

Сначала у тебя возникает ощущение, что ты находишься в самом подневольном месте, зажатый в одной точке, из которого нет никакого выхода. Но когда ты проходишь через эту одну точку, словно при "Большом взрыве" – через нее происходит прорыв в новый мир. И там начинается твоя свобода – мир Бины.

Свобода в том, что ты начинаешь ощущать остальных и двигаться вместе с ними - по своему желанию. Тебе нравится быть вместе с ними в гармонии ваших движений, мыслей, желаний. Это единственное, чего ты хочешь!

Ты работаешь уже в обратной форме относительно прежнего, и ищешь, чем еще по собственному желанию ограничить себя, чтобы прежние тюремщики превратились в твоих помощников!

Ты забираешь у тюремщика его работу и просишь его объяснить: что он прежде не позволял тебе делать, чем удерживал тебя – чтобы теперь самому сделать это с собой. Ты забираешь себе все эти ограничения, и они превращаются в силы, для твоего продвижения – силы связи с другими.

Ты сам начинаешь управлять всей этой огромной машиной – всей тюрьмой, и она превращается в двигатель развития твоей души. Твоя душа, вбирает в себя всех твоих прошлых тюремщиков и ограничивающие тебя силы, и за счет них, из одной точки расширяется до размеров всей этой огромной машины.

Все эти системы уже больше не ограничивают тебя, а становятся инструментами твоей собственной души. С их помощью ты делаешь себя подобным Творцу – тому главному тюремщику, который держал тебя в заключении.

Именно Он и был тем жестоким отцом, который посадил сына в темный подвал. И сейчас ты хочешь уподобиться Ему, ведь понимаешь все Его милосердие.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 10.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сладкие мечты об освобождении

Выбери свободу

Путь из рабства к свободе

Годы свободного выбора – а не миг

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я не понимаю, в чем человеку оставлена свобода выбора, если я всегда выбираю самый выгодный вариант из всех возможных?

Ответ: Не существует самой точки свободного выбора – ведь если я выбираю, это знак того, что я уже прошел все подготовительные этапы, которые этому предшествуют и заставляют меня сейчас сделать именно такой выбор из нескольких или из тысячи вариантов.

Само действие, которое мы называем моментом выбора – это никакой не выбор. Это уже реализация всех предыдущих приготовлений, которые заставляют меня сейчас сказать, что я хочу именно это, а не то.

Если я указываю на какой-то свой выбор – я не нахожусь в точке выбора. Точка выбора – это подготовка к этому моменту. И эта подготовка может быть очень долгой, многосторонней, включать множество разных действий, которые, в конце концов, приведут меня к какому-то определенному выбору.

Я сейчас формирую в себе всевозможные наклонности, мысли, желания, свойства, поддержку от окружения, семьи, учебы, распространения – и этим я, в сущности, выбираю внутри себя, создаю условия, которые помогут мне потом взять что-то определенное.

Это не как в нашем мире, когда я прихожу в магазин и там выбираю, какой товар хочу купить, предпочитая его другому. В духовном происходит не так. Выбор в духовном мире – это длительная, продолжительная и последовательная работа, которой я привожу себя, в итоге, к определенному желанию – большому, выделяющемуся и направленному на что-то конкретное. А тем временем, все остальные желания меркнут рядом с ним и не мешают мне выбирать то, на что я изначально нацелился.

Вот это называется выбором! То есть выбор в духовном – это множество направленных действий и использованных мною средств.

В особенности, это относится к нашим действиям в группе. Я прихожу вместе со всеми есть на трапезе, приятно проводить время, разговаривать, учиться, участвовать во всевозможных мероприятиях, в распространении – и все это для того, чтобы вдохновиться от них величием цели. Это означает, что я выбираю эту цель!

Но когда я ее выбрал? Я уже целый год ее выбираю! Весь год я производил всевозможные действия, в результате которых, я каждый раз все точнее и точнее направлял себя на цель. Это и называется выбором!

А не как в нашем мире, где я смотрю и выбираю, чего мне в этот момент больше хочется: эту конфету или то мороженое. Совсем не так.

Из урока по статье Рабаша, 04.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Желание, ведущее сквозь туман

На нейтральной полосе между добром и злом

Точка между разбегом и прыжком

Свобода – это добровольная зависимость

каббалист Михаэль ЛайтманКаббалисты придают огромное значение группе, и весь вопрос духовного постижения связан с этим понятием. Потому что группа – это средство, инструмент для раскрытия света, его колодец, источник света в нашем мире.

А именно свет – это единственное, что действует и все делает, пробуждая все желания. Поэтому если мы хотим изменить реальность, нам необходим свет, который будет светить в своем обычном направлении – но мы можем добавить к этому свои усилия и ускорить свое развитие, а также сделать его желанным, добрым.

Если мы хотим быть мастерами в духовном ремесле, то свет должен стать средством, инструментом в наших руках и произвести такие изменения. А привлечь свет, возвращающий к источнику, мы можем только в группе. Поэтому цель группы, общества – раскрыть заключенный в ней свет, который проявляется через нее в нашем мире, и повлиять на себя самих и весь мир.

От нас не зависит, в каком направлении будет действовать свет – мы вообще ничего не можем изменить в его влиянии. Мы можем лишь ускорить свое развитие, заставив его светить сильнее, чем он светит естественным путем. То есть, единственное, что мы можем - это увеличить скорость.

Но, поменять его скорость – это значит, согласиться с его действиями и изменить свое ощущение от развития. Тогда развитие уже перестанет быть вынужденным и нежеланным, будет идти не под давлением накатывающегося катка развития, а согласно нашему собственному желанию и устремлению вперед.

Таким образом, работа в группе превращается в основную работу, от которой зависит раскрытие света, Творца, скорость развития. Хотя мы конечно и не понимаем, в какую сторону развиваемся и чего надо требовать – но это не важно. Ведь когда проявится свет, он все нам объяснит и высветит, прояснит наши мысли и желания, и повернет в правильном направлении.

Мы полностью зависим от света! Поэтому мы зависим от построения окружения, группы. И на самом деле, это единственное, что в наших руках сделать. 

В обычной жизни мы развиваемся вынужденным путем, и никто не спрашивает нас, куда, как и зачем нас повернуть – мы просто разворачиваемся, как надо, хотя этого и не осознаем. Свет поворачивает нас либо скрытым образом в нашем мире, либо уже открыто в мире духовном. Разница лишь в том, понимаем мы это или не понимаем.

В духовном мире мы действуем с собственного согласия и сами хотим, чтобы свет подействовал и проделал над нами всю работу. Пусть сделает с нами все, что Он хочет! Мы готовы на это и отменяем себя перед Его действиями.

В нашем мире каждый тоже отменяет себя перед действиями света, хотя и не понимает этого и не осознает, как маленький ребенок, который играет и думает, будто ему предоставлена полная свобода в этом мире.

И в духовном мире у меня тоже нет свободы, но я уже знаю, что не свободен и согласен с этим. Однако посередине, между тем миром и этим, в так называемой "средней трети Тифэрет", нам дана свобода выбора – самим осознанно пожелать находиться под воздействием света.

То есть здесь, я все время остаюсь самостоятельным. Хотя нам и не кажется, что именно это и является условием нашей независимости – принятие решения отдать себя под воздействие света, возвращающего к источнику. Нам непонятно, что это точка нашей свободы – до такой степени мы не чувствуем и не понимаем, что такое, быть свободным. Ведь мы находимся в полной темноте и управляемся свыше.

В духовном мире мы пребываем в свете, который тоже нами управляет! А здесь, в клипат Нога – посредине между святостью и нечистыми силами, мы сами строим свой путь из всех этих состояний, из точек свободы, которые, одна за одной, складываются в линию. По нему мы приходим к полной независимости, и в то же время, к полному слиянию и подобию с Творцом – что нам трудно сейчас понять.

И все это выясняется и реализуется в группе, в обществе.

Из урока по статье Рабаша, 30.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Я, мое окружение и свет

Это неприемлемо. Как же этого захотеть?

Заказываем у света ускорение

Выбери свободу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как человек мобилизует силы и желания, чтобы подняться на следующую ступень?

Ответ: Это возможно только за счет окружения. Если он ждет, что у него самого появятся такие силы и желания, то они придут – но только путем страданий и "в свое время". Если же он хочет ускорить этот процесс, то должен следовать не за своим эгоистическим желанием, а за точкой в сердце.

Идя за эгоистическим желанием, мы продвигаемся путем страданий. Если же человек следуем за точкой в сердце, то продвигается за счет того, что соединяет ее с другими точками в сердцах товарищей.

Эгоистическим путем мы продвигаемся, спасаясь от страданий, подталкивающих нас сзади. Но если мне удается связать свою точку в сердце с другими такими точками, то я впечатляюсь от их воодушевления и света, которые притягивают сверху эти соединившиеся вместе точки – и тогда я буду продвигаться с удовольствием и вдохновенно, сам устремляясь вперед.

Каким путем продвигаться: согласно своему эгоистическому желанию или согласно точке в сердце – в этом и состоит вся наша свобода выбора, весь "человек". Если он продвигается под давлением эгоистического желания и страданий, то не обладает свободой воли, словно животное или кукла.

А если продвигается по зову своей точки в сердце, соединяя ее с другими – это уже продвижение за счет силы Творца. В таком случае, человеку необходим свет, возвращающий к источнику. Такой путь называется "ускорением времени" (ахишена). В этом вся разница между путем света и путем страданий.

И всегда нужно видеть себя посередине – в средней трети Тифэрет, чтобы сделать свой свободный выбор: продвигаться за счет страданий, настигающих нас сзади, или за счет добра, манящего впереди.

Из урока по статье Рабаша, 16.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ускорить программу творения

Чтобы достучаться до других, достучись до себя

Обгоняя время

Правда от живота

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Слова Бааль Сулама звучат, как утопия. Ясно, что если каждый будет работать на общее благо, то всем будет хорошо. Но есть ли у нас средства, чтобы создать такое общество?

Ответ: Конечно. Существует набор элементарных средств, позволяющий сделать это легко и охотно, проникшись энтузиазмом и обеспечив себе огромное вознаграждение. Даже с чисто эгоистической точки зрения, оно того стоит – ведь ты избавишься от всех бед этого мира, наладишь добрую взаимосвязь с другими людьми и в ней обретешь новый мир, полный благ. Чего же боле?

"Как это осуществить?" – спрашиваешь ты. Реализовав свой свободный выбор – создав вокруг себя окружение, которое постоянно будет промывать тебе мозги и давить на чувства выгодностью отдачи.

Так в чем проблема? Всё очень логично. А если мы этого не хотим, то несколько бедствий в ближайшее время изменят наши приоритеты. Когда ты потеряешь работу, когда твой холодильник опустеет, когда дети будут требовать невыполнимого, когда жена начнет давить, тогда, не находя иного выхода, ты обнаружишь, что этому миру все-таки есть исправление.

На самом деле, ты сам вызываешь на себя жесткое отношение Природы. Ты конфликтуешь с ней, не соответствуешь требованиям, которые она тебе предъявляет. А требования эти ясны: глобальное, интегральное, равное объединение всех. Мы обязаны брать пример с Природы. На этом пути нас ждет успех, а на другом – страдание. Так проявляется закон подобия свойств, действующий в физике, в биологии и во всех других областях. До сих пор одно только человеческое общество являлось исключением, но сегодня настало время соблюдать этот закон и в социуме – причем по желанию.

Вот и попробуй. Не сможешь – будешь страдать от нарушения закона, пока это не вынудит тебя выполнить его. Так всегда происходит по ходу естественного развития. Ты и раньше получал удары различной степени тяжести, которые, часто без твоего ведома, подталкивали тебя вперед. Ты испытывал нажимы с разных сторон, решал возникающие проблемы. Иногда тебе требовались войны и революции – более сильные порывы к успокоению, когда становилось невмоготу. 

Так ты развивался до сих пор, так будешь развиваться и дальше. Тебе всегда найдется место для следующего шага. Ведь ты – чувствительный материал, желание наслаждений, а из желания можно сделать что угодно. Только надави в нужном месте с нужной силой – и оно уже кричит: "Хочу!" Кричит потому, что не желает страдать. В этом бегстве от страданий тебя можно научить уму-разуму и подвести к отдаче как к желанному избавлению.

Мы на собственном опыте знаем, что легко можем поменять мнение в зависимости от обстоятельств. Достаточно им измениться, и мы мгновенно делаем перерасчет, возводя на пьедестал новую истину.

– Да какая это истина? Просто здесь у тебя больше выигрыш.

– Нет, истина! – заявляешь ты искренне, хотя это искренность живота, который и заставил тебя передумать. Так в каждом из нас действует желание наслаждений.

И потому, если мы не хотим осмысленно и осознанно двигаться вперед, то Природа обяжет нас к этому. Своим несогласием с ее программой развития мы сами создаем будущие неприятные состояния. Раньше эволюция вела нас "на коротком поводке", но сейчас всё иначе. Тебя словно перевели в режим ожидания, предоставив возможность идти самостоятельно: попробуй что-то сделать, задействуй свободный выбор, начни организовывать окружение.

Если же мы этого не делаем, то спустя какое-то время в обществе проявляется негатив, который и заставит нас сдвинуться с места. К примеру, сегодня обнаруживается, что люди пока не могут приступить к объединению, не могут услышать нас. Мы в этом тоже виноваты, потому что еще не научились распространять материалы так, чтобы они были понятны и грели сердце каждому. Как следствие, раскрывается следующее состояние: миру плохо, а нам еще хуже. Ведь в конечном итоге, работа возложена на нас.

Если мы по-хорошему не хотим объединиться и обратиться к миру с силой нашего единства, то захотим по-плохому. От этой миссии не сбежишь. Так же пророк Йона не сумел сбежать от своего предназначения.

Из урока по статье "Мир в мире", 24.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Природа всегда права. Так что же она говорит?

Добры по собственному желанию

Закон природы не обмануть

Страница 55 из 77« Первая...5354555657...Последняя »