Записи в разделе 'Свобода воли'
Особенный элемент природы

каббалист Михаэль ЛайтманПод природой в каббале подразумеваются силы, мысли, материя, – всё, что существует. Это неживая, растительная, животная, человеческая материя, пронизанная мыслью, определенным планом, по которому мы развиваемся.

Мы видим на основании истории, что существует какой-то план, который претворяется в жизнь. Можно сказать, что это случайность. Однако "случайность" - это если, предположим,  обезьяна сможет написать "Войну и мир", а в природе всё детерминировано и завязано в определенные законы. Даже в самой малой, поверхностной части природы, если "смахнуть с нее тончайший слой пыли", можно увидеть, насколько все мудро и взаимосвязано. Почему же мы считаем себя выше природы, ведь мы просто являемся ее порождением, ее частью и, к тому же, не самой совершенной?

Поэтому из того, что мы изучаем в этом огромном мире, мы видим, что он устроен очень мудро, последовательно и развивается по какой-то программе. Эта программа работает на нас, а мы являемся ее частью и участвуем в процессе эволюции.

Сначала на Земле появилась неживая природа, затем растительная, животная, а потом человек, который тоже часть животного мира, т.к. представляет собой биологическое белковое соединение, которое подлежит дальнейшему развитию.

Но с человеком происходят очень странные вещи. В отличие от остальных биологических видов он развивается самостоятельно, как бы "из себя". Его развитие предполагает развитие разума, чувств, развитие инструментов постижения природы. И всё это исходит из развития его желаний. Желания порождают в нем мысли. То есть человек, действительно, особенный элемент природы, хотя тоже подпадает под ту же программу развития.

Из беседы о поручительстве, 25.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Время качественных изменений

Весь мир на маленьком плоту

Добровольное рабство в исполнении законов природы

Свобода воли (клип)

Блуждать в тумане или плыть по течению?

каббалист Михаэль Лайтман

Вопрос: Почему закон поручительства скрыт от нас? Почему ученые не могут вывести его?

Ответ: Ты хотел бы поставить человека перед фактом: плохо подумаешь о соседе – на тебя свалится камень; причинишь кому-то вред – получишь грозное уведомление из банка. Тебе нужен немедленный отклик на каждое действие – награда или наказание. Вот это был бы закон природы, неоспоримый факт.

Дело в том, что у человека должна быть свобода выбора. Если бы мы действовали инстинктивно, то и проблем бы не было. Природа надавила бы на нас и склеила бы в одно целое. Это очень просто: достаточно наглядно продемонстрировать мне, что я проигрываю на разобщении – и вот уже я всем улыбаюсь и со всеми в ладу. Я строю дружеские отношения, забочусь о том, все ли получили добавку наравне со мной, проверяю, не остался ли кто обделенным… Загрузи в нас поручительство "по факту" – и мы с радостью будем выполнять его программу.

Однако мы должны прийти к нему по свободному выбору, должны сами выстроить в себе человеческую ступень. Вот почему весть о единстве окутана туманом, и мы затеряны в нем, лишенные твердых ориентиров. Только нащупаем, поймем что-то – и снова всё исчезает за пеленой. Ведь иначе ты не сформируешь человека в себе.

На самом деле туман не важен. Глуп ты или умен, неповоротлив или расторопен – это не имеет значения. От тебя требуется лишь одно: выстраивай окружение. Как ребенок, складывающий дом из кубиков, ты должен выстраивать искусственное окружение – пример того, каким ты хотел бы стать, если бы мог этого хотеть.

Если же ты бездействуешь – тебя обяжут к этому опосредованно, при помощи бед и страданий. Однако и беды никогда не подчинят твое естество, не "выкрутят тебе руки" – ведь тогда ты вернешься на "животную" ступень и выстроишь себе окружение инстинктивно, чтобы спастись. Это был бы социализм советской модели, только вместо КГБ за спиной у тебя стоял бы Творец. И ты стал бы животным, объединенным с другими животными в стаю. Разве это творение? Разве так можно достичь ступени Творца?

Из урока по статье "Мир в мире", 12.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

С пистолетом у виска

Пока не придумана экскурсия в Ад…

Кто мы – свободные люди или винтики творения?

От дискретной модели человечества – к аналоговой

каббалист Михаэль ЛайтманСам ты никогда не сможешь раскрыть, что нарастающий сейчас кризис – это раскрытие новой закономерности, духовных законов в нашем мире. Ведь прежним, эгоистичным разумом невозможно раскрыть эту новую ступень. Наш разум и чувства, ум и сердце, построены не на принципах "объединенного мира", не приспособлены к миру взаимного поручительства. Они строились на нашем эгоизме, в дискретной, цифровой форме, где каждый существует как индивидуальная единица – а не в аналоговой форме, где все объединяются в глобальную и интегральную систему.

Поэтому нам необходима наука каббала. Ведь если ты находишься между двумя мирами, то иначе невозможно перейти из мира в мир. Я сейчас нахожусь в своем мире, то есть в своем эгоистическом желании, которое действует согласно своему строению, заложенной в него эгоистической программе. Разве я сам могу поменять свою внутреннюю программу - какими средствами?

И потому раскрывается наука каббала, которая излучает на нас свет – нашего скрытого партнера. Ведь кроме нашего желания и света – больше ничего нет. Эта наука начинает проводить к нам свет, чтобы он понемногу начал подстраивать наше желание согласно свету.

Свет подсвечивает тебе издалека и приводит твое желание в соответствие свету – это называется окружающим светом. А потому невозможно обойтись без методики, исправляющей желание, помогающей ему стать подходящим свету и соединить свои разрозненные части. Своими силами ты никогда этого не достигнешь – ты только разобьешься до самого основания, и будешь понимать, осознавать и чувствовать, что совершенно разбит и ни на что не способен. Ты будешь падать все ниже, вовлекая себя во всевозможные проблемы, несчастья и войны.

И потому приходит наука каббала и говорит: "Возьми меня, пока все это не случилось! Ты находишься на опасном пути развития". Но максимум того, что она может сделать, чтобы помочь тебе – это приоткрыться так, чтобы не лишить тебя свободы выбора. Ты обязан сам познать все этапы и на них сделать свой выбор, так называемой, верой выше знания – то есть предпочесть отдачу получению.

Если я на 1% предпочитаю отдачу получению, то на этот 1% свет больше действует на мое желание и меняет его. Затем я на 5% предпочитаю отдачу получению, и окружающий свет воздействует на 5% больше на мое желание насладиться и исправляет его. 

Но я обязан сам это предпочесть! И единственный способ это сделать – за счет окружения. У меня нет выбора. Мне необходимо такое окружение, которое повлияет на меня и все это сделает со мной.

Все это нам очень близко, этот круг сейчас начинает сжиматься вокруг нас. В этот год мы обязаны практически вступить в этот процесс и реализовать его на себе. И тогда мы сможем объяснить его всему миру, а он поймет, что происходит с нами. Ведь мы составляем единую систему, и от нас эта энергия перетечет ко всем и даст понимание этой системы.

Из урока по статье из книги "Шамати", 10.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новые правила игры

Кризис – для нашего блага!

Методика интегральной связи

Система с одной степенью свободы

каббалист Михаэль ЛайтманСвет создал точку желания "из ничего" – единственное творение. А вокруг этого творения нужно было построить систему, в которой эта точка могла бы достичь уровня света, создавшего ее – прийти к нему с полным пониманием и осознанным ощущением.

Все это нужно было обеспечить этой точке, оставив ей лишь одно: свободу выбора в своем развитии. Но нужно было предоставить ей все необходимые для него средства, свойства, предпосылки.

Получается, что надо проложить мост между светом и этой точкой тьмы, который станет системой, прокладывающей путь свету и позволяющей ему уменьшить себя до уровня этой маленькой черной точки, возникшей из ничего.

А сама эта темная точка, обратная свету, должна вобрать в себя всевозможные формы, существующие на этом мосту между ней и светом. И когда она усвоит их все, в качестве внутренних приготовлений, которые называются информационными генами (решимот), то окажется на другом краю системы миров. И теперь, под влиянием собственных пробуждений, возникающих внутри нее, она сможет начать подниматься по этим ступеням миров и сама познавать свет.

Все средства приходят к ней сверху: информационные гены, свет, силы, желания, состояния. Все, кроме одного – у нее всегда остается свобода выбора: использовать их для подъема или нет. И это самое главное!

Словно в примере с гостем и хозяином. Гость не виноват в том, что голоден и имеет аппетит. Он не виноват в том, что беден! Не его вина, что есть хозяин,  могущественный и щедрый сердцем, который знает обо всех желаниях гостя, его аппетите и вкусах, и приготовил ему точно подходящее наполнение, по количеству и качеству.

Ничто тут не ущемляет достоинства гостя. Если он умеет держаться с достоинством, а не бросаться на еду, то все его недостатки обращаются в заслуги, вся слабость превращается в мужество, а все его переживания и жалобы – становятся благословением святости.

Из урока по "Введению в науку каббала" (Птиха), 06.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ступени свободы выбора

Центральная точка свободы творения

Единственная степень твоей свободы

Чтобы достучаться до других, достучись до себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Судя по всему, страдания на пути неизбежны, и без них нам не обойтись…

Ответ: Однако ты можешь поменять их на страдания любви. Если окружающие, что называется, промывают тебе мозги, – ты начинаешь ценить отдачу. "Почему же у меня ее нет?" С утра до вечера ты ходишь с этим вопросом: "Почему я обделен отдачей? Где ее найти? Может, вот здесь? А может, там?" Как загипнотизированный, ты повсюду ищешь ее.

И тогда тебе не требуются беды – их заменяют внутренние терзания. Но это уже тоска по отдаче, по цели творения, с которой тебя соединяет прямая траектория. Всё зависит от окружающих. Они должны все время "нашептывать" тебе о важности отдачи – и ты устремишься к ней.

Но вот вопрос: разве действуя под диктовку окружения, ты не остаешься на животном уровне? Верно. И потому людям с точкой в сердце говорят: "Вы сами должны сформировать правильное окружение, а также выстроить его для других, у кого нет в этом свободы выбора. Их свобода скромнее, она – в присоединении к вам".

Если ты реализуешь свою свободу выбора и выстроишь окружение для себя, то сможешь выстроить его и для других. Проблема именно в том, что ты лишен окружения. Ты не сформировал его, а потому не воодушевляешься от него и не передаешь его другим, еще не можешь сам стать окружением для них.

Не жалуйтесь на то, что не можете повлиять на других, – вместо этого подумайте, как повлиять на себя самих. Тут нет никаких премудростей – только практическая работа. Если мы не выполним ее, то нечего мечтать об исправлении мира. Кто его исправит? Мы сегодняшние?

Нам нужно создать столь сильное окружение, чтобы весь мировой Бней Барух стал главой (рош). И тогда мы сможем быть системой, воздействующей на весь мир. Причем не столько посредством медиа-каналов, не через телевидение, радио и интернет. Всё это нужно в малой степени, но главное – мы будем влиять на мир потому, что уже влились в систему душ, в систему взаимосвязи между нами, где постоянно текут мысли и желания всех. 

Мы и сейчас находимся в этой системе, но не главенствуем в ней, так как не обрели силу отдачи. Заручившись силой отдачи, мы возобладаем в общей системе и тогда будем транслировать важность отдачи всем. Это и есть настоящее воздействие окружения.

Будем надеяться, что мы добьемся успеха в этом году и сделаем его добрым для всего мира.

Из урока по статье "Мир в мире", 04.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Альтернатива страданиям

Учиться ради хлеба насущного

Как дело наше отзовется?

Батарейка для моей куклы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему я вдруг захочу входить в какую-то новую систему?

Ответ: У тебя нет выбора. Мы действуем, как рабы своего желания.

Либо у меня появится желание войти в систему, которая скрыто начинает манить меня и пробуждает во мне вопросы: "Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?"  Либо я спрашиваю: "Для чего мне такая жизнь?" из-за того, что у меня не хватает денег, чтобы свести концы с концами. А может быть меня съедает зависть, что у соседа трава зеленее.

Не важно какое это страдание – но оно продвигает человека. Так мы устроены. А если бы в нас не пробуждались эти желания, требующие своего наполнения, мы разумеется, никуда бы не двигались. Свобода нашего выбора – не в выборе самих желаний, а в том как их использовать. И когда мы уже попадаем под власть двух сил, получения и отдачи, то можем выбирать и использовать их так или иначе. Но я не выбираю само желание.

До того, как в нас начинает действовать какое-то желание, мы безжизненные роботы и не движемся с места. Без желания - я словно мертвая кукла без батарейки внутри.

Из урока по статье из книги "Шамати", 04.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Высшая программа ждет твоего участия

От обманчивой свободы – к истинной

Нет пространства без желаний

Альтернатива страданиям

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Четыре категории имеются в нашем распоряжении для достижения цели: милосердие, истина, справедливость и мир. Этими категориями до сего времени пользовались все исправители мира. В этих четырех категориях происходило до сих пор развитие человечества.

Четыре категории – вот, что у нас есть, чтобы держать курс на конец исправления. Как же распознать их? Многие часами могут говорить о милосердии, истине, справедливости и мире. Но согласимся ли мы в том, чтó они собой представляют?

Это непросто, но Бааль Сулам, зная духовную природу, говорит, что мы должны разобраться в этом, дабы привести в порядок себя и мир. Мы не знаем, что такое исправленный мир. Все мы испорчены, и потому любое эгоистическое улучшение уже представляется нам исправлением. Однако для Бааль Сулама исправленный мир – это мир, в котором все потребности, которые только могут проявиться, получают совершенное наполнение. Как такое возможно? Это нам еще предстоит раскрыть.

Прежде всего, нам нужно понять, что при помощи эгоистического получения мы никогда не сможем наполнить себя. Наполнение возможно только посредством отдачи, потому что на отдачу, в отличие от получения, не было сделано сокращение (цимцум).

Как же нам устремиться к такому получению, которое само подведет нас к осознанию выгодности отдачи? Мы можем развиваться в этом направлении путем бедствий: постоянно желая заполучить что-то, я оказываюсь под градом ударов и в итоге прихожу к выводу, что мне не стоит желать самонаслаждения. Тогда я начинаю ненавидеть свое эгоистическое желание, не зная, куда податься и как с ним быть. "А может быть, я наслажусь отдачей?"

Так всевозможные изъяны ведут меня к просьбе об альтруистическом желании, о силе отдачи, силе соединения с другими. Это и есть путь страданий и аскетизма, о котором сказано: "Ешь хлеб с солью, пей воды в меру, спи на голой земле…" Когда-то давно люди взваливали на себя такое и благодаря этому продвигались к отдаче. 

Так и сегодня: народ, лишенный каббалистической методики и не получающий никаких объяснений о развитии мира, идет тем же путем. Его запросы увеличиваются, а дают ему всё меньше и меньше. В итоге несчастные, настрадавшиеся люди начинают чувствовать, что им стоит быть вместе, стоит совершать отдачу друг другу, стоит объединяться и обуздывать свой эгоизм вплоть до полной его ликвидации.

Мы видим, как во время войны, в период общих бед люди начинают объединяться. Даже животные, спасаясь от землетрясений или лесных пожаров, бегут вместе, перестав делиться на хищников и жертв. Их объединяет общая беда, потому что страх за жизнь сильнее страха перед голодом. Разумеется, они не превращаются в "праведников" – просто голод, желание наполниться, отступает перед более сильным желанием выжить.

Вот и мы, конечно же, можем продвигаться к исправлению посредством страданий. Они заставят нас устремиться к отдаче, из-за них мы захотим разрушить свой эгоизм как причину всех несчастий. Но это долгий путь, хождение по мукам.

И потому нам предоставили другую возможность – путь Торы.

Почему? Зачем нужен второй вариант? Дело в том, что путем страданий мы не приходим к свободному выбору. Мы просто бежим от несчастий, подобно животным. В отчаянии мы готовы даже на отдачу – но потому лишь, что нам плохо в получении. Мы выбираем отдачу не добровольно, а вследствие страданий и бед, по безвыходности. И это – ступень не человека, а животного.

Чтобы вывести нас на человеческую ступень, требуются две силы: отдачи и получения, между которыми и лежит свободный выбор. Таков путь людей с точкой в сердце.

Ну а для тех, у кого точки в сердце нет, выбор тоже будет, но на более низкой ступени. И тем не менее, это будет настоящий выбор: последовать за теми, кто может вести их вперед.

Из урока по статье "Мир в мире", 04.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука вместо инстинктов

Выход из лабиринта страданий

Пойдем вместе со светом!

Наука вместо инстинктов

каббалист Михаэль ЛайтманВ отличие от животных, мы развиваемся при помощи науки. Однако это все еще не свободный выбор. Наука лишь немного продвигает нас вперед. Животными движут только бедствия и инстинкты, а у нас роль инстинктов сведена к минимуму – нами движут бедствия и наука.

Используя научные достижения, мы издалека видим проблемы и можем разрешать их заранее. Например, рентгеновские снимки позволяют нам распознать заболевание и приступить к его лечению, не дожидаясь, пока оно себя проявит. Без рентгена только боль сообщила бы нам о проблеме.

Таким образом, наука помогает нам меньше страдать, и мы платим большую цену за ее знания. Однако это всё та же животная тенденция – избавляться от бед. Наука не поднимает нас на человеческую ступень, вся она относится к животному уровню. С ее помощью мы компенсируем недостаток инстинктов, вот и всё.

Животные на воле отлично обходятся без врачей, они знают, как правильно питаться, как рожать, как устраивать себе жилище или убежище. У них всем управляют инстинкты. Ну а мы замещаем инстинкты наукой, и в этом, по сути, всё ее предназначение – служить нашему эгоизму, чтобы мы меньше страдали.

Вот и свое развитие мы рассматриваем с животной ступени. Поэтому, даже признавая необходимость объединения, люди не знают, как его достичь.

Из урока по статье "Мир в мире", 04.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Альтернатива страданиям

Наука успешного будущего

Да бросьте же свои костыли!

Кто я: хозяин жизни или заводная игрушка?

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня мы входим в такую систему, которая показывает, что мы обязаны действовать на отдачу, на связь между нами, на связь с группой, на какие-то новые преобразования.

Мы с вами находимся в кризисе: не мы лично, занимающиеся каббалой, а мир, который так себя ощущает. Откуда это берется? Что это, вообще, за кризис? Это ощущение  мирового эгоизма относительно системы, которая начинает проявляться в нас, как фотография на фотобумаге в проявителе – постепенно, как из тумана, возникает новая картина, и эта картина не соответствует нам.

Вдруг в нас возникают свойства света, свойства отдачи, свойства взаимосвязи между нами, в то время как в человечестве существуют эгоистические, индивидуальные свойства – отторжение, использование друг друга. Противопоставление этих двух систем: с одной стороны, эгоистической системы, а, с другой стороны, альтруистической системы, и их воздействие друг на друга образуют между собой огромную, многоплановую, новую конструкцию.

2011-09-25_rav_lesson_osnovi-kabbali_pic09

Этого в нас не было никогда. В нас всегда была только лишь эгоистическая система, и мы в ней работали. В нас возникали желания, которые мы реализовывали. Нам казалось, что всё это – мы: мы хотим развиваться, мы хотим действовать, мы хотим работать, мы все хотим делать.

Почему? Потому что эгоизм, который в нас возникал, наши желания, мы отождествляли с собой. У нас не было никаких вопросов о возникновении в нас желаний, потому что они ощущались как наши: я хочу сейчас это, а потом то и то. А почему я вдруг хочу? У меня нет такого вопроса. Я хочу. Я не ощущаю, что кто-то мне как бы поддает эти вопросы, "всовывает" в меня, и я начинаю бежать  работать. Нет! Я абсолютно сливаюсь с этими желаниями, я ощущаю себя вместе с ними как одно общее целое – это мои желания возникают во мне: я хочу. 

Как это вдруг получается? Я – обычное животное, в котором возникают естественные, инстинктивные, мелкие желания, необходимые для моего существования.

И вдруг в нас начинают возникать новые и новые эгоистические желания, касающиеся развития технологий, общества, семьи, образования, воспитания, культуры, науки, банковской связи, финансово-экономической связи между нами, торговли, обмена, открытия новых территорий, развития, общения.

Откуда это все вдруг развилось в человеке по сравнению с животным миром, который не развивается?

Дело в том, что в нас все время развивается эгоизм, который постоянно возбуждает нас: еще, еще, еще реализуй – реализуй свои новые желания. Я не чувствую, что эти  желания, которые во мне каждый раз вдруг откуда-то появляются – появляются извне. Я чувствую, что они появляются из меня самого, и поэтому рвусь вперед реализовывать эти, так называемые, свои желания.

На самом деле ­– это не мои желания. Во мне просто отсутствует ощущение, что они – не мои. И, таким образом, я рвусь вперед и действую. Я не чувствую, что я как маленький, заводной, игрушечный зайчик, которого завели ключиком, и он прыгает. Я этого не чувствую до поры до времени – до нашего времени.

Из виртуального урока, 25.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир, возникающий из тумана

Между двумя мирами

"Слоеный пирог" души

Интегральное воспитание = свобода

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что даст людям интегральное воспитание? Что оно выстроит в них?

Ответ: Оно выстраивает во мне правильное отношение к собственным свойствам и позволяет наилучшим образом использовать их на благо других. И неважно, какие именно у меня желания.

Я становлюсь свободен и нахожу выражение всему, что во мне есть. Если я обрел намерение, обращенное на пользу другим, то мне не нужно анализировать и рассортировывать свои качества на хорошие и плохие. Я просто использую все их во благо.

Именно тогда я свободен: я не боюсь окружения, не боюсь себя, не боюсь Творца, я могу совершать отдачу в собственных свойствах, я способен на что угодно, всё открыто передо мной, и через меня струится весь свет Бесконечности.

Из урока по газете "Народ", 27.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Окружение, которое воспитывает

Получить – значит раскрыть в себе

Бремя небес

Выбор масс

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли у масс свобода воли в том, чтобы присоединиться к отдаче?

Ответ: Свободы воли нет ни у АХАПа, ни у Гальгальты вэ-Эйнаим. Только объединяясь друг с другом, они находят свободный выбор в средней трети Тифэрэт.

Разумеется, выбор АХАПа не таков, как у Г"Э. Выбор масс выражается в том, чтобы как можно быстрее, не путем страданий, а посредством осознанного и осмысленного подключения к духовным лидерам, осознать, что им стоит осуществить работу по объединению.

Не надо презирать АХАП за то, что его ведет пастырь. Гальгальта вэ-Эйнаим тоже, подобно стаду, идет за Творцом, за силой отдачи, за программой творения. Не это делает нас особенными. Мы особенны тем, что ускоряем время, сами ищем возможность как можно быстрее склонить голову. В этом и заключается наша свобода выбора.

Однако АХАП значит не меньше, чем Гальгальта вэ-Эйнаим. Скорее, даже наоборот.

Из урока по газете "Народ", 25.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Грядущее все-таки грянуло

Связующее звено

Ступени свободы выбора

Слабая точка, становящаяся точкой свободы

каббалист Михаэль ЛайтманНеживая природа существует уже миллиарды лет, растительная – сотни миллионов, миллионы лет развивается животный мир, пока, наконец, какие-то 200-300 тысяч лет назад не появляется человек.

Но и человек долгое время развивается просто как животное, благодаря силе природы, которая его создала и не спрашивает, что он хочет делать. Так мы не по своей воле проходим неживую, растительную и животную формы человеческой ступени, пока не достигаем ступени человека в человеке.

Что же отделяет человека от предыдущей ступени? Различие между человеком и животным в том, что человек не действует только согласно инстинктам, слепо повинуясь природе. Жизнь животного полностью определяется его инстинктами, передаваемыми из поколения в поколение. Родившись, оно уже через несколько дней встает на ноги и способно на самостоятельное существование.

Человеку же необходимо окружение, за счет которого он растет! Если оставить его в лесу, без человеческого окружения, он вырастет настоящим животным и будет лишь внешне отдаленно напоминать человека. Он не сможет ни говорить, ни ходить прямо на двух ногах. То есть человек полностью зависит от общества, от окружения: в каком окружении он развивается – таким и будет. Его развитие не запрограммировано окончательно в природе, а требует восполнения от общества других людей.

У человека нет таких инстинктов, которых было бы достаточно для существования. Он не умеет, как собака, распознать лекарственное растение, нужное ему в данный момент, или оберечься от вредного. Он не может, как животное, действовать по внутренней инстинктивной программе, гарантирующей его здоровое существование. Мы все знаем, что произойдет, если предоставить младенцу свободу. Животное гораздо умнее его, оно не ошибается – человек же ошибается постоянно.

То есть животное наделено всеми инстинктами, а человек – лишь на минимальном уровне. Но зато, животное не может многому научиться, его можно лишь чуть-чуть выдрессировать. И даже живя сотни тысяч лет рядом с человеком, собака остается собакой, потому что действует согласно инстинктам. 

Тогда как человек, который от природы не обладает такими инстинктами, а должен перенять формы поведения от окружения – именно за счет этого развивается. Поэтому человек так высоко развился за эти тысячи лет, по сравнению с животными, которые живя около него, практически не изменились.

Но ведь и человек, в сущности, был просто животным! Однако в него было заложено очень важное дополнение – способность развиваться за счет окружения. И если он использует окружение для своего развития, то может достичь большого успеха.

Поэтому у неживой, растительной и животной природы нет никакой свободы. А у человека, который может вызвать свое дополнительное развитие за счет определенного окружения – есть свобода воли. Ведь он может изменить окружение и благодаря этому, сам измениться.

И потому только относительно человека есть суд и высший расчет: кто он и как использовал те возможности, которые дала ему природа, реализовал ли подаренную ему свободу воли, определяющую всю его развитие.

Из урока по статье Рабаша, 23.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый год, которого ждали миллиарды лет!

Привычка меняться

Все дело в фокусировке

Адаптер для нового мира

каббалист Михаэль ЛайтманНам уже ясно, что все мы скованы тесной взаимосвязью и что в мире эта связь срабатывает не так, как раньше. Появилось новое условие, новый коэффициент наших взаимоотношений, а мы пока не можем учесть его в своих расчетах, так как не готовы к этому по своей природе, не знакомы с системой, в которую попали. Как следствие, у нас в ней ничего не получается.

Отсюда и совет каббалистов: сперва изучите систему, разберитесь в ситуации. Только тогда вы наладите жизнь.

Есть ли у нас шанс и дальше двигаться самостоятельно? Нет. Если мы откажемся от учебы, тяжелейшие бедствия немного приоткроют нам глаза на наше упрямство и неведение. Так или иначе, нам придется вернуться "за парту" и изучить науку каббала. Она дана нам вовсе не просто так – речь идет о системе противоположной нам реальности, о высшем мире.

Не надо обольщаться: изучая эту систему, мы не сумеем ее понять, не найдем методов ведения бизнеса в новых условиях, не отыщем путей исправления финансовой системы. Из науки каббала мы поймем лишь, что должны попросить силу исправления.

Каббалистическая методика не позволит нам и дальше "улучшать" мир со своей обычной эгоистической жестокостью. Нет, она покажет, как обрести новую силу, силу отдачи – в дополнение к нашей силе получения. Лишь когда сила отдачи воцарится над силой получения, мы узнáем, чтó делать с самими собой и с окружающим миром.

Каббала – не практическое руководство по решению всех проблем на радость эгоизму. Нет, учеба покажет нам лишь, как попросить перемен в себе. Только изменившись внутренне, мы поймем, чтó делать с миром.

Вот почему каббалистическая методика должна раскрываться внешне, искусственно. Она не прорастает в нас естественным образом – она дается нам снаружи, чтобы мы приложили усилия и попросили исправить себя самих.

Здесь-то мне и предоставляется свобода выбора: я нахожусь перед новой системой, перед новой методикой, и должен теперь развить в себе желание стать другим.

Я со своим эгоизмом очутился в новом мире. Адаптирует меня к нему наука каббала. Она подводит меня к такому состоянию, в котором я захочу попросить исправления. И тогда я изменюсь: кроме эгоизма у меня будет также свойство отдачи, и я пойму, как правильно относиться к новому миру. 

2011-09-22_rav_bs-iton-uma_lesson_n18_01

Из урока по газете "Народ", 22.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Запертые меж двух сил

Хозяин, который не платит за службу

Мы наш духовный мир построим

Жирный минус впереди

каббалист Михаэль ЛайтманТоронто. Урок №1

В каббале 1995 год указан как переломный момент. До тех пор свобода выбора была только у каббалистов – людей с точкой в сердце, которые развиваются в личном темпе. Однако примерно с 1995 года всё человечество вступает в новую фазу развития, на которой требуется самостоятельно выстраивать себя, реализуя единственный свободный выбор, впервые раскрывающийся нам.

И вот, день ото дня я вижу, как силы, оказывающие на меня свое воздействие, наращивают нажим. Это признак того, что вчера я не реализовал их давление правильно. Так почему бы мне не бежать вровень с ними, почти опережая их темп?

Я не могу продвигаться без давления сзади и без влечения спереди. Это – животная форма развития.

2011-09-16_rav_lesson_congress_n1_02

С другой стороны, человек развивается иначе. Я получаю отрицательное (–) давление сзади от эгоизма (Ego), который растет во мне с течением времени (t). И при этом я самостоятельно ищу позитивное (+) влечение спереди: каким может быть благо? Не то "благо", которое мне диктуют, – я сам ищу и проверяю, по направлению к какому идеалу мне стоит развиваться (?).

Это и есть ступень человека (Адам), подобного Творцу: я веду постоянный поиск Высшей силы, высшей идеи, настоящей цели, которой стоит достичь. На каждой ступени развития я все время подвергаюсь давлению и все время продолжаю свой поиск.

Но можно ли при этом обойтись без напора страданий сзади? Зачем они мне нужны? Возможно, я могу перечеркнуть всё это эгоистическое развитие? Разумеется, мне не удастся аннулировать свой растущий эгоизм, однако я хочу двигаться вперед быстрее, чем он напирает на меня сзади. Я хочу перейти к "страданиям любви", я вижу минус впереди, я испытываю собственную потребность в развитии: "Почему я еще не там?" 

2011-09-16_rav_lesson_congress_n1_03

Так, вместо жирного черного минуса сзади, вместо бедствий, войн, болезней и всего прочего, я генерирую себе "добрый" минус (━). Это тоже страдания, но уже "страдания любви" – ведь я наслаждаюсь ими, они милы мне. Благодаря им я готовлюсь к встрече с Любящим. И пускай я еще не там, но уже стремлюсь вперед к чему-то хорошему. Я пуст, но чувствую наполнение, которое ждет впереди.

Это и есть желательный путь, которым мы можем идти. Тут всё зависит от нашей работы: наша группа обязана придавать человеку именно такую форму развития. Если же мы этого не сделаем, мир продолжит страдать. Он не понимает большего, он вообще не способен продвигаться без импульса с нашей стороны.

И потому мы должны сменить силу, которая нас развивает: выбрать силу, влекущую вперед, вместо силы, толкающей сзади.

Из 1-го урока конгресса в Торонто, 16.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Третья реальность

Страдания любви – сладки

Путь света вместо пути страдания

Страница 56 из 77« Первая...5455565758...Последняя »