Под природой в каббале подразумеваются силы, мысли, материя, – всё, что существует. Это неживая, растительная, животная, человеческая материя, пронизанная мыслью, определенным планом, по которому мы развиваемся.
Мы видим на основании истории, что существует какой-то план, который претворяется в жизнь. Можно сказать, что это случайность. Однако "случайность" - это если, предположим, обезьяна сможет написать "Войну и мир", а в природе всё детерминировано и завязано в определенные законы. Даже в самой малой, поверхностной части природы, если "смахнуть с нее тончайший слой пыли", можно увидеть, насколько все мудро и взаимосвязано. Почему же мы считаем себя выше природы, ведь мы просто являемся ее порождением, ее частью и, к тому же, не самой совершенной?
Поэтому из того, что мы изучаем в этом огромном мире, мы видим, что он устроен очень мудро, последовательно и развивается по какой-то программе. Эта программа работает на нас, а мы являемся ее частью и участвуем в процессе эволюции.
Сначала на Земле появилась неживая природа, затем растительная, животная, а потом человек, который тоже часть животного мира, т.к. представляет собой биологическое белковое соединение, которое подлежит дальнейшему развитию.
Но с человеком происходят очень странные вещи. В отличие от остальных биологических видов он развивается самостоятельно, как бы "из себя". Его развитие предполагает развитие разума, чувств, развитие инструментов постижения природы. И всё это исходит из развития его желаний. Желания порождают в нем мысли. То есть человек, действительно, особенный элемент природы, хотя тоже подпадает под ту же программу развития.
Из беседы о поручительстве, 25.09.2011