Записи в разделе 'Свобода воли'
Сбрось с плеч своего осла

каббалист Михаэль ЛайтманНаш путь сопряжен с развитием желания наслаждений. Все вместе мы находимся в этом едином желании. В нем заложены четыре стадии распространения света, миры, парцуфим, ступени… Всё внутри.

Говоря иначе, это желание – составное. Так же наше тело состоит из различных органов и частей.

Среди частей желания одни развиты больше, а другие – меньше. С другой стороны, они различаются по своей "толщи" – что называется, по авиюту. Кроме того, одни по своему восприятию находятся ближе к получению, а другие – к отдаче. Есть и другие градации. Таким образом, если разделить это большое желание на составные части, то каждая окажется особенной по своим деталям и ингредиентам.

Есть среди них и чистые, менее эгоистичные части, которые раньше других пробуждаются навстречу свету, потому что близки к нему. Они первыми устремляются к отдаче. Эти части – наши товарищи по всему миру. У них есть тяга к отдаче, к свету, к поиску причины своего бытия.

Они хотят свободы. А свобода от жизни в этом мире проявляется прежде всего в вопросе: "Для чего живу? Что дает мне эта жизнь? В чем ее польза?"

Вопрос этот порожден проблемами и страданиями. Но затем, в поисках их причины, я устремляюсь к пониманию самой сути жизни. Мне уже не до проблем и страданий – что с ними поделаешь. Главное для меня теперь – добраться до тайны жизни.

Это означает, что я проснулся и хочу оторваться от обычной текучки, от тщетной погони за эгоистическим наполнением. Я больше не могу, как раб, служить своему желанию наслаждений. Для меня это – смерть. День ото дня мне приходится таскать на себе, своего "осла", кормить и поить его, пока он не умрет. И тогда я, верный служитель, умру вместе с ним.

Так вот, люди, которые начинают понимать, что это не жизнь, а смерть, – идут вперед. Если "осел" хочет есть – накорми его, но пусть он везет тебя, а не ты – его. На протяжении этой жизни, пока ты кормишь своего "осла", у тебя есть возможность добраться на нем до возвышенной цели. Если ты не тащишь его на плечах, а сидишь на нем, – значит, ты человек.

Таков первый этап освобождения от ангела смерти – от непрестанных забот об одном лишь материальном существовании. Если ты заботишься о нем, чтобы найти решение, – это уже другое дело, это и есть жизнь. Ведь по сути, ты держишь курс на Источник жизни.

Из урока по статье "Свобода воли", 08.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Под гипнозом

Человек верхом на осле

Ноев ковчег для человечества

Каббалисты – о свободе выбора, ч.2

Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.

Примечания в скобках – мои.

Есть ли у человека свобода выбора?

Смысл указания "Избери же жизнь" в том, что Творец создает ощущение полной страданий и лишенной смысла жизни и вызывает удовольствие и спокойствие в определенном месте. Туда поневоле устремляется  человек от жизни, которая тяжелее смерти.

Выбор же человека состоит лишь в укреплении пути и цели, исправлением эгоизма, чтобы доставлять удовольствие Творцу, "лишма". Только так удостаивается счастливой и сладостной жизни.

Но до полного исправления, находится в выборе, укрепляться на хорошем пути при помощи всевозможных средств и ухищрений, сделать всё, что в его силах, пока не завершит работу по исправлению, чтобы не упасть под тяжестью на середине пути.

Бааль Сулам. Предисловие к ТЭС. п.4

Все наши непристойные качества, заложенные в нас от природы, отпечатаны в нас Творцом, который создал нас во всей этой низменности.

Рабаш. Письмо 29

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалисты – о свободе выбора, ч.1

В поисках свободы

Свобода – только поверх желания

Влияние окружения на решения и память

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение журнала Science: Ученые (институт Вейцмана, Израиль) показали, как человеческий мозг заменяет собственную память "фактами", навязанными общественной группой.
Испытуемым показали фильм. Спустя пять дней каждый ответил на 400 вопросов по содержанию фильма, отмечая степень своей уверенности в  каждом ответе.
Затем отобрали от каждого 80 правильных ответов с высокой степенью уверенности – т.е. ответы, отражающие реальную информацию, отложившуюся в памяти каждого.

Затем каждому предложили ответить на те же 80 вопросов, но видя при этом неправильные ответы якобы других членов группы (эти ложные ответы подготовили сами исследователи).
Выяснилось, что под давлением "общественного мнения" испытуемые изменили свои первоначальные ответы, подогнав их под "ответы других" – и в среднем на 70 из 80 вопросов дали неправильные ответы.

Спустя несколько дней испытуемым предложили ответить на те же 80 вопросов еще раз. Им также демонстрировали другие ответы, предупредив, что они выбраны произвольно компьютерной программой.

В результате на 40% вопросов респонденты дали те же неверные ответы, которые были навязаны им ложной "коллективной памятью" – т.е. ложные "воспоминания" закрепились в мозгу в качестве истинных.

Реплика: Это еще раз доказывает, насколько человек зависим от окружающего общества. Согласно Каббале, только выбирая окружение, мы можем изменить себя, став, как оно. Таким образом, выбирая окружение, мы можем менять себя, вплоть до подобия Творцу. См. статью Бааль Сулама "Свобода воли".

Предыдущие сообщения на эту тему:

А судьи кто!?

Беседа "Вопросы воспитания. Влияние окружения"

Мозг – раб окружения

Каббалисты – о свободе выбора, ч.1

Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.

Примечания в скобках – мои.

Есть ли у человека свобода выбора?

Каждый из нас своего рода машина, созданная и действующая по указанию двух внешних сил - наслаждения и страдания, которые тянут и подталкивают нас к своему желанию, туда, куда хочет оно. Так что нет вообще никого обладающего хоть какой-то самостоятельностью.

Бааль Сулам. Свобода воли

Если проанализировать действия человека, то увидим, что все они являются вынужденными, и были совершены по принуждению. Ведь Высшее управление поместилo его между наслаждением и страданием. И нет разницы между человеком и животными, а если так, то не существует свободного, разумного выбора. Этими двумя силами, Высшее управление, никого не спрашивая, ведет всех куда хочет.

И даже характер наслаждения (чем питаться и как одеваться) выбирается не человеком, а в соответствии с желаниями и вкусами общества. И даже вопреки моему желанию, вести себя просто и одеваться удобно. Где же моя свобода желания?

Бааль Сулам. Свобода воли

Предыдущие сообщения на эту тему:

В поисках свободы

Свобода – только поверх желания

Свобода подлинная и мнимая

Ускорить программу творения

каббалист Михаэль ЛаййтманВопрос: Развивают ли человека страдания, которые он ощущает на своем пути?

Ответ: В нашем существовании, в нашей жизни ничто не происходит просто так. Нет ничего случайного в мироздании. Мы находимся во всеобъемлющей, замкнутой реальности – в Малхут Бесконечности, где все происходит по заранее заданной программе – от начала творения и до его конца. Все находится там, предначертано и подписано, кроме нашей свободы выбора, меры нашего личного участия.

Но от твоего участия или неучастия программа не меняется, ты можешь только ускорить ее – и для себя, и для других. Это единственное, что мы можем сделать. В сущности, только это может случиться – или мы продвигаемся "в свое время" ("беито"), или ускоряем программу – это называется "ахишена" ("ускоряя время").

Каждый человек, старающийся ускорить эту программу своим личным участием, согласно Замыслу творения, способствует ускорению развития других людей, поскольку все мы – одна душа.

Сегодняшний мир находится в кризисе, в состояниях осознания зла. Постепенно, изо дня в день, людям раскрывается, почему мы такие, что причиняет нам зло, в чем его причина, почему мы ничего не можем с собой поделать. Даже обычный человек в мире начинает слышать, усваивать эти вещи, говорить об этом. Чем больше мы сейчас вмешаемся в этот процесс и дадим людям объяснение о происходящем, тем больше ускорим развитие.

Но программа остается той же самой, только есть у нее возможность быстрее раскручиваться вперед.

Из урока по статье Рабаша, 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

На вертолете лучше…

На орбите совершенства и вечности

Спасаясь от катка развития

Все услады мира

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Сказано: "высечено на скрижалях". Читай не "высечено" (харýт), а "свобода" (херýт) – свобода от ангела смерти.

Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору как приправу". Что же такое "Тора"? Это инструмент, в котором заключен свет, возвращающий к Источнику.

Таким образом, мы можем привлекать высший свет, и он возвращает нас к Источнику, чтобы из злого начала мы обратили себя в доброе начало. Тем самым из получающего желания, которое называется "ангелом смерти", мы переходим в дающее желание, называющееся "ангелом жизни". Это и есть освобождение от ангела смерти.

Ведь в своем получающем желании мы можем ощущать только этот мир и ничего больше – животное существование. Мы живем, страдаем и в итоге умираем. Мы даже не можем вообразить, насколько низко и ущербно такое бытие.

Пока мы не достигнем отдачи, вся наша жизнь здесь – это бегство от страданий ради столь мизерных удовольствий, что им нет места в духовном. Самая малая духовная ступень в мириады раз больше, полнее, цельнее, чем все наслаждения нашего мира во все времена. Это невозможно себе представить.

Чтобы удержать столь большое духовное наслаждение, нужно приготовить сосуд с намерением ради отдачи. Как бы то ни было, только в свойстве отдачи мы сможем подняться над ангелом смерти.

Из урока по статье "Свобода воли", 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ничего себе – всё другим

Подготовка к получению света

Свобода подлинная и мнимая

Мы действуем или действует Творец?

каббалист Михаэль ЛайтманЖелание насладиться создано светом и противоположно свету. Сначала это просто материал, не имеющий никакой формы и созданный "из ничего" (еш ми аин). А затем Творец начинает развивать его, пока не придает ему форму, которая называется Малхут мира Бесконечности.

Малхут мира Бесконечности – это совершенная форма творения, получившего все от Творца. Но дальше развитие зависит уже от него самого, больше оно ничего от Творца не получит. И это надо очень хорошо понимать - как очень важный момент в нашем отношении к внутренней работе, к жизни, к реальности.

Все заключено в состоянии мира Бесконечности. А после него, Малхут делает на себя сокращение и решает, что же делать дальше. Она сокращается, потому что чувствует стыд, внезапно раскрыв, что этот высший свет, Творец, наполняет ее огромное желание насладиться до самого предела. Она не понимает, как же могла разрешить себе такое – только потому что сначала не почувствовала, пока Он этого не сделал.

Но когда Малхут ощущает себя наполненной, она уже не может вытерпеть этого состояния от страшного несоответствия своей формы, и ощущает стыд. И тогда она начинает сама действовать, словно Творец.

Но Творец - единственный, кто действует. Так что же это значит, что Малхут совершает какие-то действия – сокращает себя, строит на себя экран, намерения ради отдачи, решает получить больше или меньше? Ведь все действия, начиная с Первого сокращения (цимцум Алеф) и нисхождения миров вниз от мира Бесконечности – все это действия Малхут.

Почему же считается, что все совершается Творцом, если все, что Он сделал – это первые четыре стадии распространения прямого света?

Но дело в том, что Он внес внутрь Малхут всю программу, и она действует, лишь выполняя все, что Он для нее задумал. Если смотреть с этой точки зрения, то так мы действуем до самого Конца исправления – нет никого, кроме Него, и Он один действует.

И странно, как же это может быть – что же тогда означают все эти сокращения и разные желания, почему я должен сам включиться в группу, вдохновлять ее и притягивать свет? Разве это называется, что нет никого, кроме Него? Наоборот, это я действую! Кому же тогда дана свобода выбора, если не мне? 

Но дело в том, что все это уже было приготовлено и включено в Малхут Бесконечности до сокращения. И все, что происходит – происходит в ней. А движение происходит тогда, когда Малхут ощущает недостаток, неудобство  внутри себя, и обязана компенсировать это чувство, отношение, состояние.

Это внутренние движения, происходящие от необходимости найти внутри себя оправдание и компенсировать любую переживаемую ситуацию. И потому она вынуждена постоянно работать со своим желанием насладиться, раскрывая его зло, чтобы постараться компенсировать его до последней капли.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 06.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Игра со светом Бесконечности

Лаборатория, ищущая тайну жизни

От любви к ненависти – о обратно к любви

Праздник дарования света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что мы празднуем в Шавуот?

Ответ: В Шавуот  мы празднуем Дарование Торы – день, когда всем, кто называется "Исраэль" ("Исра-Эль" означает "прямо к Творцу") была дана Тора, методика, средство реализовать себя своим свободным выбором, а не просто достичь предначертанного состояния под воздействием света, толкающего их.

Напротив, они сами могут увидеть себя, всю реальность и даже Творца, и вместо Него постановить, что действительно желают достичь этой цели, будто бы не Он поставил ее перед ними.

Мы празднуем, что можем понять, ощутить, познать высшую силу, которая действует в нас, и отождествить себя с ее действиями. Разумеется, эта высшая сила, Творец работает в любом случае. Но мы познаем, как Он действует, мы желаем, чтобы Он работал над нами, и еще до Его действий мы заранее стремимся к Нему. Этим измеряется мера любви.

Вопрос: Выходит, что только с момента Дарования Торы у человека есть свобода выбора – взять эту методику и реализовать ее самому, а до этого у него не было никакой свободы воли?

Ответ: Верно. И потому это называется свободой от ангела смерти, "быть свободным народом в своей стране (в нашем желании)", быть свободными. В чем ты свободен? - Сейчас я могу сам выразить свое отношение к цели творения и к пути, по которому мы идем.

Ты можешь изменить цель? – Нет. Можешь поменять путь? – Нет. Так что тут особенного? – Я в этом участвую, я постановляю, я желаю, я нахожусь в этом процессе. А иначе нет. Творец дал нам возможность быть в нем. Это называется, что я утверждаю себя самого, свою независимость – в той мере, в которой я отождествляю себя с Творцом, уподобляясь Ему. Или я – животное, или – человек.

Из урока по статье из книги "Шамати", 29.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дарование Света

Праздник дарования Торы

Беседа "Шавуот"

Тренировочный сбор

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Пророки, как правило, говорят о двух вариантах развития событий: трудном и легком…

Ответ: Допустим, твой сын – лентяй и упрямец. Ум у него есть, но нет желания правильно реализовать свои задатки. Кем бы ты хотел его видеть в будущем?

Реплика: Знаменитым футболистом.

Ответ: Ясно. Современная мечта еврейского папы.

Хорошо, ты отдаешь его в футбольную школу, но он ленится, не хочет работать. Ведь от него требуется режим, регулярные тренировки, а по ночам – крепкий сон без всяких гуляний. Жизнь спортсменов – не сахар, она подчинена строгому расписанию. Люди отдают лучшие годы, чтобы стать профессионалами. При этом тело превращается в машину, которую выводят на полную мощность.

Итак, твой сын не желает тренироваться. Что же тебе делать? Ведь ты уверен, что именно футбол – его будущее. И тогда ты берешь в руки ремень.

Здесь возникает вопрос: могут ли побои сделать его футболистом? Продвигают ли они его в нужном направлении?

Реплика: Нет, ему просто больно.

Ответ: Значит, дело не в ремне. Но после "воспитательной работы" твой сын производит расчет: как ему быть? Он получает страдания от ремня и от тренировок. Где страданий больше, а где меньше? Эгоистическое желание сравнивает показатели и решает: если отец доставляет больше страданий, чем тренер, то он идет тренироваться.

В футбольной школе он встречается с другими ребятами и постепенно проникается вкусом к игре. А если нет – ты продолжаешь его лупцевать, пока он не выполнит твою программу.

Отсюда мы видим, что страдания лишь подводят его к реализации. Как же обойтись без них? Ведь лентяи и упрямцы – это мы сами, каждый из нас. Речь идет не только о физических действиях – мы упорствуем в разуме и сердце, в восприимчивости и чуткости. Каждую секунду мы отмахиваемся от главного, выбегаем на перекур, спим с открытыми глазами. 

Как же нам использовать для духовной тренировки каждое мгновение жизни? Для этого нужно непрестанно воспламенять себя огнем желания товарищей – иначе Творец подставит тебя под удары, и ты выйдешь из своего полусна от страха или боли. Одно из двух. Но так или иначе, ты должен реализовать всю программу – ведь без нее тебе будет недоставать желаний.

Вот и выходит, что перед тобой только одна возможность – выполнить желание Творца. Ты выполнишь его в любом случае, но у тебя есть два варианта, два пути, ведущих к этой реализации. От тренировок и пробуждения никуда не деться, но можно идти долгим путем страданий, на котором ты хоть и спишь, но далеко не сном младенца, – или коротким путем, на котором тебе предоставляют возможность быстро реализовать себя, получая добавочное желание, добавочное пробуждение от окружающих. Они зажигают тебя – и ты бежишь на тренировку.

И неважно, откуда ты пришел на занятия – в этом выбор за тобой.

Из урока по статье ""Мир", 31.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вырастаем из игрушек

Жизнь по расчету

О наказании

Вырасти взрослым и служить людям

каббалист Михаэль ЛайтманСогласно высшей программе, мы находимся в процессе развития, который должен завершиться полным освобождением. И прежде всего, мы должны раскрыть, что находимся "в изгнании" от чего-то.

Но что это такое, из чего я изгнан и с чем сейчас разлучен? И тут я узнаю, что существует некая высшая реальность – истинная, постоянная, вечная,  совершенная, а я отделен от нее и нахожусь в какой-то лживой реальности! Мы живем в воображаемом мире, как называют наш мир каббалисты. Он представляется мне словно галлюцинация человека, потерявшего сознание.

А я должен использовать эти воображаемые картины настолько, насколько я способен и насколько мне дают, чтобы подняться. Мне будто говорят свыше: "Этого достаточно, во всем остальном мы поможем тебе снаружи. Но находясь в этом бессознательном состоянии, ты обязан сам сделать какое-то усилие, чтобы из него выйти".

Вы когда-нибудь видели, как приводят человека в сознание? Его трясут и будят, не дают ему уйти внутрь себя, заставляют открыть глаза, начать смотреть, реагировать. Чем больше над тобой работают и пробуждают тебя, тем лучше это помогает тебе прийти в чувство, пробудить в себе внутренние силы. И тогда ты начинаешь воспринимать окружающих, а не уходишь в себя.

Есть такие мгновения, когда только от тебя зависит, где ты в итоге окажешься – в сознании или без сознания. И нам нужно пробудить себя и пробудить мир.

Нет сомнения, что если существует программа развития, которая везет нас  словно в поезде, то мы обязаны проехать от начального пункта и до конечного, до полного освобождения. Но есть в самом конце этого пути такой участок, где мы должны сами участвовать в своем движении к цели.

И здесь у нас тоже нет выбора – если ты не захочешь участвовать, то тебя заставят. Не может такого быть, чтобы ты вообще не участвуя в программе, достиг ее конца. Ты не почувствуешь этой конечной точки, этого состояния, если до того, не участвовал в движении к ней.

Твое участие необходимо тебе самому – чтобы развить тебя, научить чему-то. Только тогда ты сможешь почувствовать, что означает полное освобождение. 

А без этого ты ничего не сможешь ощутить. Мы и сейчас находимся в мире Бесконечности – но разве мы его ощущаем? Мы ощущаем прямо противоположное, из-за неразвитости восприятия.

Поэтому, наше развитие, начиная с этого времени и до окончательного освобождения, обязано проходить при нашем активном участии. И все это тоже заложено в замысел творения и в программу его развития.

Просто пришло время! Словно ребенок растет, и чем больше становится – тем большее участие обязан принимать в своей жизни. Он должен учиться самому что-то делать – хотя бы собирать за собой игрушки. Пока он не вырастет, станет взрослым, и сможет сам обслуживать себя и служить другим людям.

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 27.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Высшая программа ждет твоего участия

Взгляд на реальность сквозь параллельные миры

Весь мир зависит от нас

Высшая программа ждет твоего участия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если у Творца есть какая-то программа нашего развития, то зачем нам вмешиваться в нее и пытаться ее обойти?

Ответ: Существует естественная программа развития, которая называется "природа". В природе есть двигатель, который крутится, раскручивая все развитие, и повинуясь ему, мы идем уже сотни тысячи лет и так развиваемся. Так было в течение всего существования человека на этой земле.

Но в эту же программу заложено, что человек должен постепенно развиться до такого состояния, когда сам включится в ее работу. Сила, заложенная в природе, все время воздействует на желание и развивает его. А внутри этого желания, она также развивает точку, исходящую из корня души.

И в какой-то момент, кроме желания насладиться, в нас начинает говорить еще эта точка. Приходит время, когда она начинает проявлять себя и требовать от человека ее реализовать.

Реализация этой точки происходит выше желания, и потому человек ощущает в себе раздвоение и встает перед выбором: либо идти согласно своему эго, простому земному желанию: пища, секс, семья, деньги, власть, знания. Либо развивать эту духовную точку и выяснять: кто я, откуда взялся, где высшая сила, для чего вся эта жизнь, в чем ее смысл?

Точка в сердце начинает задавать все эти вопросы и повергает человека в смятение. И тогда он каким-то образом находит науку каббала – тоже согласно программе! В жизни нет никаких случайностей, все происходящее в этом мире спускается к нам из высшего мира. И пойдешь ли ты вторым путем или нет, получишь ли все возможности, чтобы его реализовать – это тоже все определено программой творения.

Ты сейчас пришел учиться не потому, что сам так выбрал. Просто были силы, которые действовали на тебя и дали тебе понять, что стоит прийти. Твоя свобода начинается только там, где ты встаешь прямо перед выбором: включиться в каббалистическую группу или нет, и даже еще глубже там внутри – готов ли ты поступиться своим эгоизмом ради того, чтобы включиться в нее, или не готов.

Выбор лежит только между двумя желаниями: желанием, направленным к самому себе, или желанием, направленным от меня наружу. Вот тут ты действительно выбираешь. Желание в сторону себя называется АХА"П, нижняя часть парцуфа. Желание наружу – называется Гальгальта вэ-Эйнаим, высшая часть парцуфа. А посреди находится такая область, которая называется "клипат Нога" – где ты якобы принимаешь решения. 

Тут тоже возникает вопрос, на основе чего ты принимаешь решение, и как тобой вертят свыше, чтобы ты решил так, а не иначе.

И в той же программе заложено, что мы должны распространить каббалу по всему миру. Без этого мир не придет к исправлению, ведь он действует только согласно естественной программе развития, как все остальные уровни природы. Нам необходимо правильно использовать все эти уровни: остальное человечество, а также, животную, растительную и неживую природу – в мысли, действии, намерении, чтобы присоединить их к себе и всем вместе, всему творению, подняться со ступени этого мира – к высшему миру.

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 27.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взгляд на реальность сквозь параллельные миры

Вырасти взрослым и служить людям

Лучше двигаться самому, чем из под палки

Независимость. Лекция 10.05.2011

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в аудитории "Каббала народу", 10.05.2011

Независимость – это основной вопрос человеческого существования, ведь именно это отличает человека от животного.

Животное не задается вопросом о своей свободе, для него главное устроиться в хорошем, удобном, теплом месте, чтобы продолжить свое существование. Оно даже согласно жить рядом с хозяином, который повелевает им, главное, чтобы он обеспечивал его потребности.

Но человеку этого недостаточно: эгоизм, который отделяет человека от животного, заставляет его непрерывно развиваться. Поэтому человечество, желание которого развивается из поколения в поколение, требует все большей независимости, пока не постигает, что оно совершенно не самостоятельно.

Чем больше мы развиваемся, тем в большей зависимости оказываемся. Мы зависим от всего мира, от множества обстоятельств, мы тяжело работаем и скованы с окружающим миром тысячью цепей. Когда мы смотрим на себя со стороны, мы видим, что нами управляют.

Средства массовой информации, мода, общественное мнение, мнение близких – всю свою жизнь мы выполняем чужие желания, хотя возможно и не осознаем этого. Я одеваюсь, ем и живу с оглядкой на других, по их вкусам, - они распоряжаются моей жизнью. Поэтому вопрос независимости - это очень серьезный вопрос, который мы не можем решить.

Мы рождаемся не по своей воле и, отведенные нам годы жизни, живем под диктовку окружающего нас общества. Вместе с тем, человечество всегда стремится к свободе! К какой свободе? Мы не знаем. Наше поколение настолько жаждет независимости, что разрушает любые границы, ломает семейные и государственные рамки… Человек не способен ужиться ни с кем, даже с самим собой. И все-таки, несмотря на все поиски, нам не удается прийти к пониманию того, что такое независимость.

Но наступает момент, когда человека начинает интересовать вопрос "почему я так живу?", в нем пробуждается особая искра, и он начинает думать о смысле жизни. Даже если он хорошо устроен в этой жизни и чувствует себя свободным и независимым, в нем пробуждается еще одно желание, стремление к чему-то более высокому. 

Я ощущаю этот мир – тюрьмой, клеткой, в которую меня посадили, я чувствую себя плохо, мне этого недостаточно. Я хочу знать, откуда и куда я иду, кто определяет мою судьбу? Я хочу знать, для чего я существую! И я, конечно, не чувствую себя свободным.

Можно сказать, что все наше развитие на протяжении всех поколений направлено на поиски независимости. Каждый раз мы обнаруживаем, что не свободны и хотим достичь этой свободы, пока в нас не раскрывается желание приподняться над этой жизнью. В человеке раскрывается точка в сердце, он начинает искать свое "Я" выше этой жизни, и это продолжение поиска свободы и независимости.

Если мы действительно достигнем "дня независимости" в его духовном смысле, это будет самый великий праздник, итог всех кругооборотов нашей души, которые мы проходим только для того, чтобы стать свободными. Сказано, что мы должны стать "свободным народом в своей стране",  то есть в своем желании (страна – "арец", "рацон" – желание). Стать свободным в желании, значит найти себя в желании, но это желание должно быть свободным. Как это сделать?

Если мы обратимся к зоологам, биологам и генетикам, они скажут, что все наше развитие определяется каплей семени, из которой произошел каждый из нас. В этой капле заключены все наши гены, в соответствии с которыми мы развиваемся, и все действительно предопределено.

Известно, что если судьба в раннем детстве разлучает двух братьев, и они встречаются  через много лет, выясняется, что у них одни и те же привычки, одинаковые дома и похожие семьи. Иными словами, в нас все заложено заранее, мы только развиваем свои внутренние предпосылки, мы не свободны и ничего не решаем, ведь мы не знаем, что пожелаем и о чем будем думать в следующую минуту.

Желание и мысль возникают откуда-то из глубин моей памяти, загружаются с моей внутренней дискеты, и я начинаю действовать и реализовывать их – в этом нет никакой независимости. К тому же мое окружение навязывает мне свои ценности и вкусы, заставляет меня думать, воспринимать и развиваться определенным образом. Я ничего не определяю, все приходит извне и заставляет меня действовать. Выходит, что согласно своим внутренним данным, которые предопределены родителями, и в соответствии с внешними факторами, то есть окружением, человек совершенно не свободен.

Несмотря на то, что человечество развивается и желает достичь независимости, в своем эгоистическом желании мы никогда не свободны. Мы живем иллюзией, что можем достичь свободы! Это свобода получить то, чего я хочу, но что я хочу, я никогда не решаю! Это определяется моими генами и моим окружением.

Так продолжается до тех пор, пока не приходит желание, которое мы называем "точкой в сердце". В этом желании я начинаю чувствовать, что должен найти себя, свое я, свой корень, источник своего происхождения, подняться выше этой жизни и ощутить себя свободным. Мне кажется, что эта точка должна быть выше всех ограничений.

Когда в человеке пробуждается эта точка, он начинает искать независимости и в соответствии с этим попадает в определенное окружение - это тоже происходит согласно общей программе природы. Мы приходим в такое общество, где все ищут себя, свой источник, свое предназначение, смысл жизни.

Когда мы приходим в такое общество, мы изучаем, как пишет Бааль Сулам и предшествующие ему каббалисты, что наш путь к истинной независимости состоит в том, чтобы организовать окружение, возвысить его и сделать как можно более качественным, то есть как можно более отдаленным от нашей "животной" жизни.

Почему сказано, что "все созданы подобно животным"? Потому что  в человеке пробуждаются его земные желания: как достичь благополучия, как больше заработать в этом мире или запастись чем-то для будущего мира. Каббалисты объясняют нам, что можно подняться над этим миром, не отказаться от него, не стереть его, не ограничить себя в чем-либо, а просто начать надстраивать дополнительный ярус, выше того, на котором ты находишься сейчас, – там ты действительно будешь свободным.

Этот ярус мы строим в другом желании. Быть свободным в желании - значит подняться над своим земным желанием и, продолжая существовать в нем, одновременно построить что-то в другом желании.

Все, что мы ощущаем, мы чувствуем в поглощении, в своем эгоизме, мы воспринимаем мир совершенно особым способом, мы видим только то, что хорошо для нас. Из всего мира я впитываю только то, от чего могу получить выгоду, туда я поворачиваю голову, напрягаю слух, настраиваю свое сердце и все свои органы чувств. Чем я могу насладиться, что я могу использовать для своей выгоды, или наоборот, что мне может повредить, от чего надо отдалиться, чего остерегаться? Мой эгоизм постоянно фильтрует для меня весь мир, и так я живу. А все остальное я просто не вижу! Кроме этого существует целый мир, но я не замечаю его, я вижу только то, что хорошо для моего мелкого эгоизма.

Поэтому быть "свободным в своей стране", в своем желании, - значит стать выше тенденции видеть только хорошее для моего маленького материального эгоизма, попробовать выйти за его пределы. Каббалисты учат нас, что мы можем выйти из границ своего эгоистического желания: добавь к нему желание отдачи и тогда ты почувствуешь новое желание – желание отдавать, соединиться с ближним. В этом желании соединиться с ближним мы начнем воспринимать дополнительный мир, дополнительную реальность. Ты начнешь присоединять к себе чужие желания и в них ощутишь внешний мир, который называется высшим, духовным миром.

В этом мире ты действительно свободен! Ты поднимаешься над собой, не ограничиваешься своим тесным миром, своим физическим телом, которое живет несколько десятков лет, а затем умирает, ты выходишь на уровень желания, которое  не зависит от твоего тела, от твоей плоти! Ты действительно достигаешь свободной жизни. Именно это подразумевается в Торе под словами "быть свободным народом в своей стране", в своем новом желании.

В этом желании ты поднимаешься над "ангелом смерти". Сейчас ты постоянно думаешь о своем теле. Представь себе, что рядом с тобой живет животное, и ты все время кормишь его и ухаживаешь за ним, пока оно не умирает, и вместе с ним умираешь ты. Если же ты стараешься выйти, освободиться от него и быть человеком рядом со своим "животным", то и животное, и человек живут вместе положенное время, животное умирает – ничего не поделаешь, ведь мы должны проходить кругообороты, – но человек, которого ты построил, освободившись от своего животного и обретя желание, не зависящее от тела, продолжает жить в этом новом желании. Это желание называется свободным желанием, "свободным народом".

И здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой. Мы начинаем видеть, что все человечество подсознательно стремится именно к этому, не зная, чего оно желает на самом деле. Войны, убийства, террор, вспышки насилия, беспорядки – так выражается стремление человечества освободиться, вырваться из этой никчемной жизни, из маленького животного, в котором заключен каждый из нас.

Поэтому народы мира обвиняюще указывают на нас, подсознательно чувствуя, что у нас есть решение, как освободиться от этого желания, погребающего нас, от ангела смерти, ради насыщения которого мы живем. Мы - владельцы методики, обладатели точки в сердце, у которых есть все, чтобы на самом деле достичь свободы и стать независимыми от всей природы, от всего этого мира, возвыситься внутренне и ощутить вечность и совершенство.

Прежде всего, мы должны сделать это сами, а затем, как сказано, стать "царством первосвященников и святым народом", передать всему миру методику возвышения над этой ничтожной земной жизнью и научить все человечество тому, как стать действительно свободным, как стать единым целым. И тогда мы придем к тому, что весь мир  достигнет уровня свободы – это и есть конец исправления, полное избавление. Достичь полного избавления - значит выйти из этого эгоизма, который погребает нас под собой, стать независимыми и свободными от него и достичь истинной независимости.

Поэтому "День Независимости" –  это настоящий праздник, который мы создаем самостоятельно. Все остальные праздники приходят к нам свыше. По ступеням духовного мира, через пять миров из мира Бесконечности в наш мир нисходят души, и в нашем мире, согласно традициям, мы соблюдаем праздники. Если же мы поднимаемся по ступеням восхождения, мы реализуем эти праздники в соответствии с тем, как нам диктуют духовные ступени, как нам указывает наша душа.

Что касается "Дня Независимости", такого праздника нет в Торе, этот праздник полностью зависит от человека. Прежде всего, независимости должны достичь мы, Исраэль, стремящиеся к достижению духовного, к обретению истинной свободы, а затем мы должны стать наставниками, проводниками для всего мира.

В Израиле, как пишет Бааль Сулам в конце "Предисловия к книге Зоар", тоже есть внутренняя и внешняя части. Внутренняя часть - это мы, стремящиеся к обретению свободы, желающие подняться над материальными ограничениями и увидеть мир таким, каким он нисходит свыше. Мы должны научить этому весь народ Израиля, поэтому прежде всего, мы распространяем эту методику среди народа Израиля, и я очень рад, что вместе с нами сегодня собрались тысячи наших друзей из всех районов Израиля и других  групп.

Мы должны создать такую связь между нами, чтобы ее можно было продемонстрировать всему миру и стать для него примером. Как только мы начнем создавать эту связь, мы увидим, что именно этого от нас ждет весь мир, и если мы выполним свое предназначение, мы ощутим, что действительно реализуем нашу миссию в этом мире и вместо ненависти удостоимся уважения и любви от всех. Я надеюсь, что мы добьемся независимости!

Безусловно, весь этот чудесный праздник – "День Независимости" – от начала и до конца зависит от нас. Он не исходит из Торы, поскольку весь этот праздник начинается в человеке, человеком реализуется и завершается.

Вопрос: Что это за точка, пробуждающаяся в сердце человека и влекущая его к свободе и независимости?

Ответ: В действительности – это самая внутренняя точка в человеке. И если мы начнем исследовать человека вглубь, то почувствуем в нем различные желания, намерения и свойства. А самая глубинная точка – это и есть точка в сердце. И если она начинает пробуждаться, то это уже начало зарождения души.

А зарождение души происходит тогда, когда человек недоволен жизнью. В мире живет огромное количество людей, но кто из них не сетует на свою жизнь? – Каждому из нас чего-то недостает. И тогда человек начинает выяснять, чего же ему не хватает?

То он гоняется за деньгами, то добивается почета, то жаждет секса, то его тянет учиться, то он упивается властью, т.е. находится в поиске и желает наполнить свои желания, используя при этом зависть и вожделение.

Есть люди, которые посредством такой фильтрации приходят к тому, чего им недостает, и на этом останавливаются. Скажем, достигли почета или собрали определенную сумму денег, освоили желаемую специальность, - и этого им достаточно: они реализовали себя. И вполне возможно, что в этом кругообороте они остановятся.

А есть люди, уже достигшие все это в прошлых перевоплощениях, но так и не сумевшие наполнить себя. Ни деньги, ни почет, ни власть все еще не дают им полного удовлетворения. И если человек приходит к такому состоянию, когда внутри у него остается пустота (желание, не получившее наполнения), то чувствует себя подавленным, и для него жизнь теряет свой смысл. Появление такого чувства означает, что эта точка ведет его к месту, в котором изучают каббалу.

Прежние желания вели его в университет, в рестораны или в клубы, а последней точке он не может найти никакого наполнения в этом мире, находится в унынии и не знает к чему отнести такое свое состояние. Именно эта точка, называемая "точкой в сердце", и приводит его в группу, где он уже учит, как реализовать себя над всеми наслаждениями этого мира.

Вопрос: Как вернуть молодежи и народу в целом потребность в независимости, когда государство уже существует? Как пробудить в них потребность в духовной свободе?

Ответ: Чтобы вернуть нас к независимости, высшая программа Природы задействует множество факторов. Во-первых, она способствует тому, чтобы в каждом из нас проснулась точка, желающая наполнения. Во-вторых, мы находимся под давлением окружающих нас соседних стран, а также всего мира.

В письменном наследии Бааль Сулама и всех каббалистов говорится о том, что всякий раз, когда народ Израиля будет запаздывать в продвижении к своей самореализации и независимости, мы будем чувствовать все большее давление от ближайших стран и мира в целом.

Мы должны видеть это как помощь от противного, т.е. что все это давление исходит из одного места: от "нет никого, кроме Него", от высшей силы, оказывающей на нас в такой форме давление, чтобы мы поторопились к обретению независимости.

И как пишет Бааль Сулам, нам представилась возможность стать независимыми примерно сто лет назад, когда началось возвращение в страну Израиля, но мы до сих пор не воплотили это в жизнь. Мы все еще находимся в поиске, а многие люди покидают Израиль и бегут в страны рассеяния.

И, прежде всего, нужно понять, что нам делать. Ведь все зависит от распространения науки каббала. Поэтому мы рады тому, что во многих местах открываются Дома "Каббала народу", и надеемся, что таким путем сократим то отставание, которое образовалось за все эти годы.

Мы получили возможность прийти к избавлению, но еще не начали претворять ее в жизнь. Лишь в последние годы начали создаваться группы, начал пробуждаться народ, и с экранов телевизоров люди слышат, что есть у нас цель, предназначение и обязанность по отношению к самим себе и ко всему миру. Но нет независимости и пока еще нет государства в том виде, в котором оно должно быть, - есть только возможность его создания.

Вместе со всем народом мы празднуем День независимости и радуемся достижениям страны, но нужно также смотреть вперед, чтобы понять, чего нам не хватает. У нас есть еще дополнительная функция, которую мы должны осуществить, - и она главная. И пока мы не выполним эту работу, мир не признает нашей независимости, и это будет все более и более ощутимо.

Вот почему прикладывая именно духовное усилие быть вместе как единый союз и следуя закону "возлюби ближнего, как самого себя", мы покажем пример всему миру. Тогда мы сможем прийти к тому, что при голосовании в ООН все страны мира единогласно проголосуют за то, что народ и государство Израиля – самые важные в мире.

Однако народ Израиля выполняет здесь роль "проводников". В той мере, в которой с помощью этой методики соединяется сам народ Израиля, он передает свою силу остальным народам.

Нет освобождения тела без освобождения души. И пока большинство народа Израиля в плену чужой культуры других народов и совсем не знакомы с религией и культурой Израиля, и тела тоже находятся под влиянием чужих сил. И в этом смысле Израиль находится ещё в чужих руках. (Бааль Сулам)

Я хочу пояснить сложившуюся ситуацию. Народы мира неосознанно чувствуют свою зависимость от нас, и это проявляется в ненависти, обращенной к нам. Они чувствуют, что в самых важных вещах, таких как независимость, свобода, смысл жизни они в чем-то связаны с нами и нуждаются в нас.

Поэтому, когда мы видим, что представители каких-то стран голосуют за образование палестинского государства, или что в Европе создаются организации, призывающие к уничтожению государства Израиль, нам нужно понять, что невыполнением своей обязанности мы сами пробуждаем такую реакцию с их стороны. Сами они не имеют свободы выбора. Она есть только у нас.

Бааль Сулам это хорошо передал в "Предисловии к Книге Зоар", объяснив, что в наших руках – ключ к счастью всего мира. Природа показывает нам сейчас, что мы живем в глобальном и интегральном мире, и мы обязаны находиться в тесной взаимной связи, потому что нет в мире другого способа выполнить эту задачу.

Иными словами, все кризисы в мире: в сфере воспитания, в институте семьи, в индустрии и в области экологии – все это часть тех самых сил, которые требуют от нас как можно быстрее достичь единства. Глобальный кризис указывает на недостаточное единство всех частей в мире, и лишь нам подвластно сделать это.

Поэтому по мере нашего продвижения вперед мы будем ощущать все более сильное давление. Вот почему мы обязаны поторопиться, ведь на нас лежит очень большая ответственность. Будем надеяться, что все, достигнутое нами за последние годы в распространении и в объединении между нами, позволит нам прийти к желаемой цели.

Я рассчитываю на то, что вы почувствуете: в мере нашего продвижения мир тотчас же меняет свое отношение к нам. Здесь мы полностью определяем это состояние.

Вопрос: В одном из упомянутых высказываний Бааль Сулама говорилось о том, что пока мы не вернемся к культуре Израиля, не будет избавления. Вы могли бы объяснить, что такое  культура Израиля, которую он имел в виду?

Ответ: Можно выразить это одной фразой: "Возлюби ближнего, как самого себя" - это главный (общий) закон Торы". Это и есть культура Израиля. А поскольку сказано, что это общий закон, значит, он включает все, а все остальное – это частности. Как было сказано Гилелю: "Не делай другим то, что не любишь сам, а все остальное – выучишь".

В теле каждого человека должна поддерживаться полная гармония между его органами: глаза видят, мозг использует их, чтобы думать и давать рекомендации, и тогда руки работают или сражаются, ноги шагают, и т.п. Каждый орган стоит на страже и ждет своего часа. Так же и органы, которые составляют тело народа – консультирующие, предоставляющие работу, работающие, руководящие и т.п. Они должны действовать, исходя из полной гармонии меж собой. (Газета "Народ", п. "Индивидуум и народ", Бааль Сулам)

Вопрос: Как можно объяснить подростку, что независимость – это совместные действия, если раньше ему внушили, что независимость – это возможность делать все самостоятельно?

Ответ: Мы учим детей быть самостоятельными, т.е. не быть зависимыми от отца и матери и в какой-то мере от окружения, а делать все самим и обслуживать себя. Это у них называется независимостью.

Но это независимость животного уровня, подобная тому, как животные учат свое потомство быть самостоятельными. И это верно, но затем есть другой, более высокий уровень независимости, выше животного уровня, - и это уже свобода другого порядка.

Вопрос: Становится ли независимым человек, начинающий изучать каббалу, или это возможно только после Конечного исправления?

Ответ: Нам нужно определиться с тем, что означает понятие "независимый". Мне необходимо подняться над своим нынешним желанием, запирающим меня внутри некой пустоты, в которой я чувствую этот мир. Но если я поднимусь над ним в более высокое измерение, то почувствую высший мир.

2011-05-10_av_lecture_havaya-veshma-kabbalah_atzmaut_pic1

А разница между ними в том, что в этом мире я чувствую, что живу внутри тела и обслуживаю лишь его. Оно определяет все, что мне нужно, и не позволяет делать ничего, кроме этого. И так я живу и умираю с ним, завишу от него, нахожусь в нем, будто бы привязался к нему, и сейчас оно властвует надо мной. Я даже не чувствую, что, может быть, стоило бы выйти из него.

Однако есть в нас точка в сердце, и она помогает человеку выйти из этого мира и начать ощущать высшее измерение. При этом я не аннулирую свой мир, я живу в нем в физическом теле и наслаждаюсь от общения со своими детьми, от вкусной еды и других приятных вещей. В этом смысле нет никаких ограничений, и я не должен ни от чего отказываться.

Но я обретаю здесь высший мир, не зависимый от тела, т.е. выхожу из-под власти ангела смерти, а мое более внешнее желание дает мне ощущение вечной и совершенной жизни, и я живу в гармонии со всей Природой (Творцом).

Тем самым мы обретаем чувство жизни, не зависящей от времени, движения и места, и ощущаем, что  мы не ограничены, нам никуда не нужно бежать. Ведь теперь мне известно, что моя жизнь не заканчивается через энное количество лет, и если я в чем-то сейчас не преуспел, то мир для меня не рушится, мне не нужно следить за тем, чтобы каждый раз куда-то поспевать.

В своем высшем состоянии я чувствую, что все больше постигаю совершенство и гармонию. Именно это происходит сейчас в мире, и он кажется мне более объединенным, интегральным, где все зависят друг от друга.

Это происходит для того, чтобы принудительно вытащить нас из этого мира и обязать соединиться с более высоким измерением, с высшим миром. Это и есть независимость, которой нам нужно достичь.

Тот, у кого возникает потребность ощутить это состояние, тот, кто слышит об этом, уже имеет потенциальную возможность его достичь. Сказано мудрецами: "Мир свой увидишь при жизни". И поэтому еще при жизни в этом мире человек приходит к ощущению вечного мира.

Всего этого можно достичь с помощью науки каббала, которая по определению является "раскрытием Творца творениям в этом мире". И пребывая в этом мире (внутри своего животного тела), я также раскрываю высший мир и живу в двух мирах. Это означает "быть независимым".

Только распространением науки Каббала в массах, удостоимся мы полного освобождения, поскольку свет, содержащийся в ней, является средством, способным возвратить человека к его Источнику. (Предисловие к книге "Паним Меирот", п.5, Бааль Сулам).

Вопрос: В наше время день Независимости олицетворяет свободу людей. Он обычно наступает после войн, страданий, потерь человеческих жизней. Но большинство людей не желают войн. А что это за война, в которой должно объединиться все человечество? Кто этот враг? Какими инструментами мы должны воспользоваться, чтобы победить и достичь единого дня независимости для всего человечества?

Ответ: Это очень глубокий и широкий вопрос. У нас только один враг – наше эго, которое ограничивает наши ощущения этим миром, противопоставляет нас друг другу, возбуждает ненависть между нами. Из-за вспыхнувшего между нами эго мы "упали" из братской любви в беспричинную ненависть, - именно поэтому разрушился Храм, и нас изгнали из нашей страны на 2000 лет.

Когда закончилось это изгнание, мы возвратились сюда, чтобы восстановить свой народ и государство. Но пока мы к этому еще не приступили. Ведь народ Израиля – это народ, который создал наш Праотец Авраам (Авраам - означает "отец народа").

Авраам образовал группу из жителей Древнего Вавилона, которые ощутили свое огромное эго, ненависть друг к другу, перестали понимать один другого, возжелали построить башню из своего эго, достающую до небес. Именно этих больших эгоистов, в которых пробудилась точка в сердце, Авраам сплотил в группу.

Как известно из науки каббала, он возвел большой шатер и стал зазывать туда людей и рассказывать им о каббале. Он приглашал в шатер мужчин, а его жена Сара – женщин. Так была организована группа, которая положила начало народу Израиля. В своей основе она состояла из людей, в которых проявились точки в сердце, и которые решили подняться над своим эго и стать свободным народом в своей стране.

И потому им было сказано идти в землю Кнаан, которая станет землей Израиля – "эрец Исраэль" – (слово "Исраэль" состоит их двух слов: "яшар" – "прямо" и "Эль" – Творец). Тогда они начнут приближаться к Творцу. Творец - это отдача, совершенство, любовь. А свойство "Авраам" – это свойство милосердия.

В основе становления нашего народа заложен принцип – "как один человек с одним сердцем". В статье Бааль Сулама "Дарование Торы" написано, что если мы сплотимся как один человек с одним сердцем, если выполним правило "возлюби ближнего как себя самого" и закон взаимного поручительства, - тогда станем народом. А пока, как говорят нам каббалисты, мы еще не совсем народ. Мы – словно орехи, собранные в мешке, которые трутся друг о друга, но не соединяются между собой. Только мешок удерживает их вместе. Так общие беды и ненависть всего мира вынуждают нас быть вместе.

Будем надеяться, что мы начнем соединяться друг с другом узами любви. Это великое правило Торы. Тогда мы станем народом, объединенным желанием Исраэль – устремлением к Творцу, – народом Израиля.

Все войны, все проблемы и беды обрушиваются на нас только лишь для того, чтобы мы это осуществили. Если бы мы это сделали раньше, то не понадобились бы все те несчастья, которые  выпали на нашу долю.

Поэтому мы должны понять, что наша судьба зависит только от нас самих. Во всем мире мы – единственный народ, судьба которого, да и судьбы всех остальных народов, находятся в наших руках. Вот почему мы такие особенные в плохом, и будем надеяться, - в хорошем смысле этого слова.

Вопрос: Я – инструктор по работе с молодежью. Когда я собираюсь на очередной урок, то спрашиваю своего сына, не хочет ли он ко мне присоединиться. А он задает мне вопрос: "Почему я должен делать это сейчас, а не, скажем, через 10-15 лет? Почему это так важно именно в воскресенье, в половине шестого? Почему эти рамки имеют такое значение?".

Ответ: Рамки важны, потому что они строят человека. Человека создает его окружение. Помести его в другую среду, и ты получишь другого человека. Это словно печь, которая в зависимости от заданных условий, выпекает разные изделия.

А что касается вопроса: почему сейчас, а не через 15 лет, - так потому что сейчас он еще мальчик. Сейчас он может обрести знания, свойства, выработать отношение к жизни, то есть сделать такие большие приобретения, которые впоследствии сделают всю его жизнь легкой. Он будет понимать, откуда приходят его мысли и желания, какие его качества приведут его к успеху и наоборот. Он будет знать, как общаться с миром, поймет, почему все происходит именно так. У него всегда будет ответ на все те вопросы, на которые взрослые ответить не могут.

Он ощутит природу во всей ее глубине, поймет, откуда приходят все эти силы, почему происходят те или иные события, откуда появляется желание, мысль, почему все приходит к нему именно в таком виде, где он находится во всем этом огромном потоке, который "омывает" сейчас весь мир: все страны и народы, почему существуют экологические проблемы, и т.д.

Он будет жить внутри этого потока, понимая и осознавая происходящее, управляя им. Он станет свободным, его жизнь не будет подобна животному, пытающемуся увернуться от сыплющихся на него ударов.

Мы обязаны дать своим детям такое видение жизни, возможность ее ощутить, быть ее хозяином. Они даже не ощущают этого и не понимают, но так мы жили до разрушения Храма, - пребывая в познании всей природы и Творца. Написано, что от Дана до Беэр-Шевы не было ребенка, который не знал бы всех законов мироздания.

Так вот, если я, словно написав на белом листе бумаги, могу дать ему сейчас понимание всех этих законов, развить в нем все эти ощущения, правильный подход к жизни, направить его, - как же мне этого не сделать? Ведь иначе он окажется под влиянием телевидения, улицы, школы. А нам хорошо известно, что сегодня представляет собой это окружение.

Так я поступил со своими детьми, и так мы развивали детей всех учеников Рабаша. Поэтому и сейчас мы столько внимания уделяем воспитанию детей. Это наше будущее! Ведь через 15 лет он заменит вас в мире, он будет им управлять. Это – будущее поколение. И если сейчас мы правильно его воспитаем, то тем самым определим, в каком мире и как будут жить наши дети и внуки, и все грядущие поколения. У вас нет никакой другой возможности дать своему сыну что-то хорошее.

Мы ведь видим, что деньги уже ничего не стоят, да и вообще все обесценивается в мире. Но способность воспринимать Высшую силу, Высший мир, знать, как работать с двумя мирами, - это огромное приобретение! Ведь тогда он точно будет благополучен. Так разве можно его этого лишить?

Вопрос: У человека пробуждается точка в сердце, он приходит в группу, вкладывает себя, но через некоторое время, в силу обстоятельств, его животные желания преобладают, и он уходит. Но проходит еще сколько-то времени, и он возвращается. То есть, это его желание - одно на всю жизнь, или оно может меняться и несколько раз посещать человека на протяжении его жизни?

Ответ: Те, кто занимаются в наших группах, хорошо это знают по себе. Вначале, когда человек только приходит в группу, он весь "горит", он готов на все, полностью вкладывает себя в группу. Но через некоторое время… его вдруг перестает тянуть в группу. Он уже не видит в ней ничего особенного. Начинаются ссоры, сведения счетов, а о духовном совершенно забывают.

Человека вдруг начинает заботить его положение в группе, его статус, - все как в обычной жизни. Он не подозревает, что в нем преобладает злое начало - тот самый Фараон, который каждый раз просыпается в нас. Но нам необходимы эти трудности и проблемы, чтобы каждый раз над ними подниматься.

И этих проблем будет становиться все больше, - ведь каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоизмом. И мы все время должны будем подниматься над этим растущим в нас эго. Так мы развиваемся.

Без левой линии, без помощника против него, без этого растущего эго - нашего ангела смерти - мы  не сможем подняться к Творцу, в духовное. Именно когда во мне возникают все эти огромные эгоистические желания, все помехи, - это правильно и хорошо. Мне только необходимо получить поддержку и все время удерживать себя в правильном восприятии - понимать, почему все это происходит.

А нужно это для того, чтобы я продвигался. Я должен увидеть всю изощренность своего эго и не позволить ему вертеть мной - не делать того, что хочется ему, скажем не ссориться со своими товарищами. Наоборот, я должен над ним подняться. Написано: "все прегрешения покроет любовь". Как только во мне возникают неприятные ощущения по отношению к кому-то, какие-то претензии, критика, - я должен тотчас же покрыть это своим хорошим отношением - любовью.

Так я расту, и через какое-то время освобождаюсь от того самого ангела смерти. Я начинаю чувствовать, что он на самом деле был святым ангелом. Так и написано: - "пока ангел смерти не станет святым ангелом". Поэтому все эти "входы" и "выходы" необходимы. Сказано: "из Циона выйдет Тора" ("Цион" - от слова "еция"/выход). Но главное – возвращаться!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вернуться в свое исконное желание

Головокружение от "успехов"

Беседа "День Независимости"

Эгоизм на пределе? Наконец-то!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Во "Введении в науку каббала" Бааль Сулам пишет, что в нашем мире получающее желание материализуется во всей своей надлежащей и желательной форме. Желательной для чего?

Ответ: Для исправления. А иначе зачем ему было ниспускаться по лестнице духовных миров? Более того, на самой низкой ступени оно кругообращалось вновь и вновь, пока в наше время не приняло надлежащую форму. Даже в нашем мире развитие идет "по расписанию" – и вот теперь, в 21-м веке мы начинаем обратный подъем. Наше нынешнее состояние – и есть желательная, надлежащая форма.

Эта точка заложена с начала сотворения, и к ней мы должны были прийти. Именно теперь начинается рождение Человека, творения. А до сих пор творения не было – было просто желание, развивавшееся по заданной программе, чтобы в определенном состоянии создать возможность для возникновения точки свободы, точки нашей независимости.

Вопрос: Мы говорим о полностью сформировавшемся эгоистическом желании – а "желательная форма" представляется чем-то положительным…

Ответ: Разумеется, это положительное состояние. Именно так Тора определяет смертельное эгоистическое желание, набравшее полную мощь. Ведь отсюда и берет начало творение, лишь теперь оно может формироваться, проявлять и ощущать себя.

Пока человек не почувствует себя злодеем, полностью противоположным Творцу, пока не осознает весь ужас этого положения, он не сможет работать над собой. И потому, в рамках процесса исправления, это хорошее состояние – поскольку ведет к становлению Человека.

Если же ты полагаешь, что "добро" – это хорошее самочувствие, ну что ж, пусть тебе будет хорошо. Только вот цели в этом нет. В целенаправленном состоянии человек чувствует свою противоположность Творцу, и именно это побуждает его к действию.

Из урока по "Введению в науку каббала" (Птиха), 24.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Многоликое желание

На границе света и сосуда

Взгляд на Творца из точки Творения

Мы с Ним вдвоем работаем надо мной

каббалист Михаэль ЛайтманК состояниям, в которых мы ощущаем себя каждое мгновение, не стоит относиться критически, ведь мы не знаем, для чего они даны и откуда приходят.

Нам нужно только понять, как сейчас использовать то состояние, которое нам дается. Принять его с пониманием, что нет состояния лучшего для нашего продвижения, для исправления души, чем то, в котором я нахожусь, и поблагодарить Творца за плохое, как за хорошее.

Ведь я оцениваю свое состояние согласно своей неисправности. А если бы я был исправлен, то в каждом состоянии ощущал только бесконечность. Если же у меня в чем-то есть обратное чувство – значит, это форма неисправности, которую мне надо прочувствовать и над ней работать, исправить это ощущение, пока не станет совершенным.

Получается, что именно Творец вызывает молитву человека – причина в Нем. Но между Его призывом и действием человека – лежит свободный выбор самого человека, как он организовал себя и среагировал:

1)    выяснил, от кого он получил это состояние

2)    что нужно с ним сделать

3)    за счет чего он может изменить себя

4)    к какому состоянию себя привести

Все это уже находится в руках самого человека: в выяснении разницы между состоянием, в котором он ощущает себя – и тем, где он хотел бы себя увидеть. Ведь от его ощущения недостатка будет зависеть его следующее состояние.

От нас самих ничего больше не требуется – только правильное желание. Пока оно не станет направлено прямо на достижение конечной цели – свойство отдачи такой высоты и силы, как высшая сила, словно в корне нашей души, из которого мы вышли изначально.

Так мы работаем вместе: Творец пробуждает нас, а мы в каждое мгновение должны прежде всего понять, что все это приходит от Него, направить себя на правильную работу: "Исраэль, Тора и Творец – одно целое". И за счет этого мы приходим к молитве, которая выражает уже наше собственное желание. 

То есть мы оба, и я, и Творец, занимаемся желанием! О свете мы вообще не говорим – только о желании. Он дает мне желание, с которого я начинаю свою работу. А я, поработав и приложив усилия, привожу желание, полученное от Него – к другому желанию, которое уже называется молитвой.

В той мере, насколько мое желание будет правильным или неправильным – Творец исправляет меня и дает мне новое желание, с помощью которого я опять должен исправить себя, еще точнее и правильнее определив свое желание, которое снова назовется молитвой.

Так мы все время работаем с Ним вдвоем над моим желанием, пока оно по величине, мощности, характеру, всему своему виду не станет таким, какое нужно – достигнет Малхут мира Бесконечности, включающей в себя желания всех душ. И тогда, согласно постигнутому мной величию силы отдачи и собственной ничтожности, я правильно формирую свою молитву, свое истинное желание и в нем раскрываю цель творения.

Из урока по статье Рабаша, 24.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто он – вызывающий молитву

Расшифровать каждое мгновение

Молитва и благодарность

Где свобода воли? (клип)

Страница 59 из 77« Первая...5758596061...Последняя »