Вопрос: Как может быть "злое начало", если существует лишь Творец, и нет никого кроме Него?
Ответ: А кто создал это "злое начало", если нет никого кроме Творца? Творец создал это зло. Под властью Творца существует "злое начало". Творец управляет им, Он породил его, это Его сын, как сказано: "Я создал злое начало"
Вопрос: Но ведь Творец – Добрый и Творящий добро, как же от Него может исходить зло?
Ответ: Бесконечно Добрый и Творящий добро создал это "злое начало", как сказано: "Конец действия – в начальном замысле". Ведь если ты задумал создать кого-то кроме тебя, чтобы он достиг твоего уровня, и ты мог бы помогать ему всем сердцем и душой, изо всех сил, то у тебя нет выбора – ты обязан создать в нем сосуд, желание, которое должно быть точно таким же как у тебя – по количеству, качеству, пониманию, постижению, по всему – только обратным отпечатком. Именно это сделал Творец.
Поэтому "злое начало" – это все творение, кроме него ничего не нужно. Мы не понимаем этого. Мы думаем, что существуют материальные объекты – допустим, карандаш. Почему бы нет? Ведь ты видишь, что он существует – у него есть цвет, форма, вес. Но в духовном этого нет. В духовном существует только тот, у которой есть собственная сущность – нечто от себя самого, а вовсе не так, что кто-то сделал его, и потому он существует.
Скажем, карандаш не существует в духовном, поскольку от него самого не исходит никакого движения, желания стать подобным Творцу. Поэтому его нет в духовном измерении. Все, что мы видим в нашем мире, не существует в духовном. Нет этого мира, потому что этим миром называется реальность, в которой нет собственного движения в подобии Творцу - ни в одном объекте, ни в одном желании. И потому его не существует.
Поэтому, если уж создавать творение, то надо заложить в нем способность к собственному, независимому движению. Что за творение с собственным движением создал Творец? – "Злое начало". Но разве у "злого начала" есть собственное движение? Разве оно независимо и настолько уважаемо? – Да.
Злым началом называется левая линия в духовном, где оно противостоит Творцу, понимает Его и желает быть против. Оттуда все начинается. Злое начало не начинается с того, что я хочу объедаться или спать.
После того, как мы проходим подготовку в этом мире и переходим махсом, с одной стороны к нам приходит "злое начало", левая линия, получение, а с другой – "доброе начало", правая линия, отдача. А мы воссоздаем между ними среднюю линию.
С левой стороны – "злое начало", Фараон, утверждающий: "Я властвую!" – и это только выше махсома. А против него – высшая сила, отдача. А мы – уже в средней линии.
Именно это "злое начало" создал Творец. Тогда как все, что есть у нас в периоде подготовки, в нашем мире, - это животное существование, не злое и не доброе. Речь идет вовсе не о нем. И потому этого мира не существует – он воображаемый, нет в нем противостояния добра и зла.
Только в духовном есть "злое начало" и "доброе начало" – два ангела, две силы, двое слуг. Кому они служат? Человеку, который строит из них обоих самого себя – то есть свое желание, свое "Я". Именно этого Творец желает.
Поэтому как может осуществиться мое "Я", если у меня не будет двух сил, из которых я выстрою себя – посредине между "за" и "против", принимая собственное решение? И потому Творец специально создал "злое начало", противостоящую Ему силу, ведь отдача, "доброе начало" – это сам Творец. Тогда посредине между двумя силами есть место человеку – в средней трети тифэрет, между ее верхней и нижней третью.
Только таким образом ты можешь выстроить свободное пространство или точку свободного выбора. Свобода – именно между двумя строго определенными состояниями, которые зажимают тебя с двух сторон – и ты обязан выбрать между ними.
Точка свободы, точка выбора, свободный выбор – это выбор в сжимающемся вокруг тебя узком пространстве между лезвиями ножниц. Представьте себе: две стены вокруг нас вдруг начинают двигаться и зажимать нас между ними… Это называется свободой. И чем выше ты поднимаешься по ступеням, тем уже становится пространство между ними, тем сильнее они давят на тебя. Но именно из этого давления, из страшного напряжения между ними, ты находишь свое самовыражение.