Записи в разделе 'Свобода воли'
В ножницах добра и зла

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как может быть "злое начало", если существует лишь Творец, и нет никого кроме Него?

Ответ: А кто создал это "злое начало", если нет никого кроме Творца? Творец создал это зло. Под властью Творца существует "злое начало". Творец управляет им, Он породил его, это Его сын, как сказано: "Я создал злое начало"

Вопрос: Но ведь Творец – Добрый и Творящий добро, как же от Него может исходить зло?

Ответ: Бесконечно Добрый и Творящий добро создал это "злое начало", как сказано: "Конец действия – в начальном замысле". Ведь если ты задумал создать кого-то кроме тебя, чтобы он достиг твоего уровня, и ты мог бы помогать ему всем сердцем и душой, изо всех сил, то у тебя нет выбора – ты обязан создать в нем сосуд, желание, которое должно быть точно таким же как у тебя – по количеству, качеству, пониманию, постижению, по всему – только обратным отпечатком. Именно это сделал Творец.

Поэтому "злое начало" – это все творение, кроме него ничего не нужно. Мы не понимаем этого. Мы думаем, что существуют материальные объекты – допустим, карандаш. Почему бы нет? Ведь ты видишь, что он существует – у него есть цвет, форма, вес. Но в духовном этого нет. В духовном существует только тот, у которой есть собственная сущность – нечто от себя самого, а вовсе не так, что кто-то сделал его, и потому он существует.

Скажем, карандаш не существует в духовном, поскольку от него самого не исходит никакого движения, желания стать подобным Творцу. Поэтому его нет в духовном измерении. Все, что мы видим в нашем мире, не существует в духовном. Нет этого мира, потому что этим миром называется реальность, в которой нет собственного движения в подобии Творцу - ни в одном объекте, ни в одном желании. И потому его не существует.

Поэтому, если уж создавать творение, то надо заложить в нем способность к собственному, независимому движению. Что за творение с собственным движением создал Творец? – "Злое начало". Но разве у "злого начала" есть собственное движение? Разве оно независимо и настолько уважаемо? – Да.

Злым началом называется левая линия в духовном, где оно противостоит Творцу, понимает Его и желает быть против. Оттуда все начинается. Злое начало не начинается с того, что я хочу объедаться или спать. 

После того, как мы проходим подготовку в этом мире и переходим махсом, с одной стороны к нам приходит "злое начало", левая линия, получение, а с другой – "доброе начало", правая линия, отдача. А мы воссоздаем между ними среднюю линию.

2011-05-12_rav_zohar-la-am-mishpatim_lesson_n14

С левой стороны – "злое начало", Фараон, утверждающий: "Я властвую!" – и это только выше махсома. А против него – высшая сила, отдача. А мы – уже в средней линии.

Именно это "злое начало" создал Творец. Тогда как все, что есть у нас в периоде подготовки, в нашем мире, - это животное существование, не злое и не доброе. Речь идет вовсе не о нем. И потому этого мира не существует – он воображаемый, нет в нем противостояния добра и зла.

Только в духовном есть "злое начало" и "доброе начало" – два ангела, две силы, двое слуг. Кому они служат? Человеку, который строит из них обоих самого себя – то есть свое желание, свое "Я". Именно этого Творец желает.

Поэтому как может осуществиться мое "Я", если у меня не будет двух сил, из которых я выстрою себя – посредине между "за" и "против", принимая собственное решение? И потому Творец специально создал "злое начало", противостоящую Ему силу, ведь отдача, "доброе начало" – это сам Творец. Тогда посредине между двумя силами есть место человеку – в средней трети тифэрет, между ее верхней и нижней третью.

Только таким образом ты можешь выстроить свободное пространство или точку свободного выбора. Свобода – именно между двумя строго определенными состояниями, которые зажимают тебя с двух сторон – и ты обязан выбрать между ними.

Точка свободы, точка выбора, свободный выбор – это выбор в сжимающемся вокруг тебя узком пространстве между лезвиями ножниц. Представьте себе: две стены вокруг нас вдруг начинают двигаться и зажимать нас между ними… Это называется свободой. И чем выше ты поднимаешься по ступеням, тем уже становится пространство между ними, тем сильнее они давят на тебя.  Но именно из этого давления, из страшного напряжения между ними, ты находишь свое самовыражение.

Из урока по  Книге Зоар, 12.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Сделай вместо Меня!"

Как найти точку своей свободы?

Добро и зло

В нем вся моя жизнь и вся моя свобода

каббалист Михаэль ЛайтманИз любого состояния нужно вынести лишь одно желание – к исправлению. Мы находимся в процессе развития эгоизма, и высший свет, раз за разом, пробуждает в нас все большее желание насладиться, ощущаемое нами, как все больший недостаток наполнения.

И если мы не исправляем его, то этот процесс продолжается дальше. Эго все сильнее развивается, а мы чувствуем, что нам недостает для счастья все больше и больше!

И как существует 4 ступени развития желания: неживое, растительное, животное, человеческое, так существует и 4 ступени осознания этого желания. То есть может быть, что я очень сильно страдаю – но не знаю отчего. А могу страдать совсем немного, но уже точно знать, почему – то есть понимать причину своих страданий!

В итоге, мы достигаем такого состояния, когда совершенно ясно видим свою неразрывную, органическую связь с высшим светом, с Творцом, который высвечивает наше эгоистическое желание. И этим светом Он пробуждает эго в каждом из нас, согласно его собственным, определенным для него условиям.

Свет порождает в нас ощущение недостатка, страдания. Оно растет и количественно, и качественно. Количество – это просто число жизненных проблем, ощущение зла. А его осознание – это уже нечто другое. Ощущение зла – это чувство того, что мне плохо. А осознание зла – это когда я знаю, от чего мне плохо. И причина – в том, что есть некая цель, есть кто-то, устраивающий мне все это, управляющий мной и намеренно пробуждающий во мне ощущение страдания, чтобы я собственными силами пришел к осознанию своего зла.

Так Он приводит меня в группу. И здесь, я уже не просто ощущаю какие-то бесцельные неудачи, а учусь обращать плохое ощущение – в целенаправленное. То есть от всех переживаний о недостатке денег, власти, почета, знаний и всего остального, я должен перейти к заботе о соединении в группе, и только в зависимости от него судить о своем состоянии: плохое оно или хорошее.

Я должен подняться над всеми другими оценками и измерениями. Неважно, как я ощущаю себя в своей личной жизни – достаточно, чтобы у меня было необходимое. А все остальные тревоги, я переношу на свою связь с окружением – ведь там сосредоточена вся моя жизнь, вся моя свобода выбора и моя реализация. 

Поэтому, именно по моей связи и отношениям с окружением я оцениваю: хорошее у меня состояние или плохое, понимаю ли я, что в нем вся моя жизнь, и только относительно него осознаю свое зло. То есть я уже начинаю сам направлять свое ощущение зла туда, где хочу его почувствовать, и относительно чего.

Из урока по статье Рабаша, 10.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как стрела, летящая прямо в цель…

Ребенок, ищущий духовных родителей

Горькое лекарство – вместо сладкой лжи

Кукла, оживляющая саму себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему мы проходим такой длинный, запутанный и непонятный нам процесс, противоречащий нашей логике и здравому смыслу?

Ответ: Дело в том, что в итоге, нам нужно добавить к творению, созданному Творцом - собственное желание, свою потребность Его ощутить, воспринять высший свет, духовное наполнение. Я обязан прийти с собственным аппетитом, голодом, желанием.

А для того, чтобы достичь собственного желания, мне надо начать с противоположного полюса – от того, что я этого не хочу! Только придя к этому желанию от противного, я могу сказать, что оно мое! А иначе нет.

Допустим, я сейчас чего-то хочу – откуда во мне берется это желание? Если углубиться в это, то можно понять, что оно совсем не мое, а вытекает из каких-то внутренних причин: генов, гормонов, накопленной в памяти информации, окружения, потребностей моего тела, природы. То есть меня пробуждают изнутри, но это совсем не мое желание, а требование моей природы. И согласно этому природному инстинкту, я бегу и исполняю свое желание.

Мне сейчас хочется: пищи, секса, семьи, денег, власти, почета, знания – но разве это я все хочу? Нет! Я таким родился, или окружение каждое мгновение воздействует на меня и пробуждает во мне такие желания. Но это не называется "Я".

Выходит, что я просто марионетка, и даже не осознаю этого. Я думаю, что я сам хозяин своей жизни и как герой, добиваюсь от нее всего, что хочу. А оказывается, это вообще не мои желания? А кто я тогда такой, если действую словно робот? Я кричу, стараюсь, работаю – а получается, что я исполняю чьи-то желания и даже не знаю, в каком нахожусь рабстве. Я полностью завишу от ниточек, за которые меня дергают и управляют каждую секунду.

Если бы мы посмотрели на себя со стороны, то увидели именно так – как кукол, в которых нет ничего своего. Никаких собственных желаний и возможностей их осуществить. Не мы определяем свою цель, и получается, что мы вообще не люди, а какие-то тряпочные куклы на веревочках, которыми нас двигают? 

А когда я ощущаю желание в себе – это я ощущаю? Это тоже большой вопрос, ведь ощущение проявляется в данном мне материале. Возникает какое-то возмущение внутри этой куклы, через нее проходят электрические импульсы, и она начинает реагировать и действовать.

Если так глубоко рассмотреть себя, то выяснится, что тут нет творения! И тут мы понимаем задачу, стоявшую перед Творцом: как сотворить желание, которое будет основным, первичным, не исходящим от Него. Как создать куклу, которая, несмотря на то, что вся сделана из пластика, оживёт и начнет сама думать, хотеть? И чтобы это были ее собственные желания, мысли, действия? А иначе, все творение – это просто игрушка, сплошное надувательство.

Мы даже не понимаем, какая это проблема, создать нас так, чтобы мы сами построили внутри себя что-то свое – что бы позволило назвать меня "человеком" (Адам), то есть "подобным" (домэ) Творцу. Независимым и самостоятельным в своих решениях, действиях, желаниях - а не просто управляемым роботом.

Поэтому нам приходится пройти такие странные и непонятные состояния, пока мы не достигнем собственного желания. И только с этого мгновения мы можем назваться "человеком", Исраэль.

Те, кто пока управляются свыше, называются "народами мира". А тот, кто уже продвинулся и обладает собственным желанием, которое направляет его к Творцу, называется Исраэль (яшар-эль, "прямо к Творцу").

В обретении такого желания и его использовании и состоит цель творения, к которой ведет нас высший свет. Но он может только подвести нас к осознанию необходимости этой цели, а заработать это желание мы должны сами – тут невозможно получить что-то готовое, ведь иначе оно не будет на наш счет.

Поэтому Творец пробуждает нас то наслаждениями, то страданиями, и с помощью двух этих вожжей подводит к тому, чтобы мы начали строить внутри себя что-то новое.

Из урока по статье Бааль Сулама "Предисловие к Птихе ", 06.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

С чего начинается человек?

Заводная кукла

Высшая логика программы творения

Несколько мгновений свободы

каббалист Михаэль ЛайтманСвобода воли – один из важнейших вопросов нашей жизни. Если я несвободен, то и делать нечего – буду ждать, пока меня заставят, и действовать по указке. Подстегнут палкой – побегу, поманят пряником – побегу тоже, ничего не дадут – останусь сидеть на месте. Или я нахожусь под властью собственной природы, или прихожу в движение под "ударным" воздействием внешних сил.

В принципе, так мы и поступаем. А потому мне надо проверить, где лежит моя свобода. Ведь лишь это место для меня по-настоящему важно. Так или иначе, мною движут различные раздражители, и только в том месте, где есть свобода, от меня, по-видимому, ждут самостоятельного действия. Совершив или не совершив его, я влияю на свое будущее. Возможно, за десятки лет у меня наберется всего несколько мгновений свободы. Они-то и есть моя жизнь. А всё остальное – сценарий, в котором я исправно играю свою роль.

Таким образом, нам надо найти свою свободу, а заодно понять, какими силами нас приводят в действие, какими способами продвигают вперед, почему мы состоим из тела и души, почему мы сбиты с толку и не знаем реальности, в которой находимся, зачем нужно появляться на свет, жить, рожать детей и умирать, чтобы начать всё с начала. Почему всё так сложно и запутано? Привыкнув к этому, мы уже не задаемся вопросами, но на самом-то деле всё, что с нами происходит, требует ответа: почему именно так? Что нам с этим делать?

Вопросов множество – ответов нет.

Но если свобода все-таки существует, если в чем-то я могу и должен действовать самостоятельно, тогда я просто обязан найти это место. По природе вещей, я должен задуматься о свободе, отыскать место ее реализации и осуществить действие, которое от меня зависит. И возможно, лишь раз в жизни мне удастся нажать на правильную кнопку.

Оглядываясь на пройденный путь, человек уже не может сказать, он ли это был или нет. Череда событий прокатывается по мне, и я словно был вынужден пройти всё это. Вопрос об альтернативных вариантах уже не стоит, всё позади.

И вот, в 70 лет я смотрю назад, пытаясь понять, была ли у меня возможность, обязанность, готовность нажать на некую кнопку и изменить судьбу?

Свобода – вещь требовательная, она подступает с неизбывным вопросом: возможно, в моей жизни действительно есть нечто такое, что зависит от меня?

Из урока по статье "Свобода воли", 06.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как распорядиться своей свободой

Центральная точка свободы творения

Неуловимая точка свободы

Та самая кнопка

WE!В конечном счете, есть лишь одно действие, в котором мы свободны и с помощью которого можем выразить свое желание. Все остальные действия не срабатывают.

Допустим, я весь горю желанием сделать что-то, изменить что-то, улучшить свою жизнь. На стене передо мной тысяча выключателей. Я щелкаю по кнопкам в надежде на перемены, пытаюсь понять, включил ли я что-то, теряю последовательность, путаюсь в расположении…

Вот так и в жизни мы дезориентированы множеством "кнопок", которые едва успеваем нажимать. "Успокойтесь, – говорят нам каббалисты. – Этим вы ничего не добьетесь. Есть лишь одна кнопка, на которую надо нажать, чтобы вам было хорошо. Если вы нажимаете на другие кнопки, вам будет плохо".

Зачем же они нужны? Затем, чтобы в напрасных попытках мы поумнели и нашли верную кнопку. Такой путь называется "путем страданий".

Но есть и другой путь – "путь Торы", на котором человеку дают инструкцию:

"Не дотрагивайся до всех прочих кнопок на стене, от этого будет только хуже. Ведь ты полагаешь, что они работают, и ждешь хороших результатов. Время идет, а ты возлагаешь чаяния и надежды совсем не на Творца, не на единственно действующую в реальности Силу. Иными словами, ты служишь идолам. А кроме того, стоя на месте в ожидании, ты всё сильнее отстаешь от заданных темпов исправления. В итоге, каждое неправильное нажатие и последующий простой приводят к негативным последствиям".

Каково же решение? – Как можно быстрее отыскать верную кнопку. В статье "Свобода воли" Бааль Сулам объясняет нам, как это сделать. Если ты раз за разом возвращаешься к этой кнопке, если утапливаешь ее всё сильнее и сильнее, то действительно открываешь источник изобилия, которое исправляет и наполняет тебя всем благом. 

Лишь эта кнопка приводит систему в действие, а все остальные ни к чему не подключены. Нажимая их, ты только мешаешь себе, вместо того чтобы запустить единственный механизм, имеющийся в твоем распоряжении. И бездействие естественным образом навлекает на тебя беду. Ведь шестеренки реальности продолжают вращаться, и если ты не вносишь позитив, система автоматически откатывается к негативу.

Вот почему нужно найти верную кнопку среди всех прочих и заставить себя безошибочно давить лишь на нее. В этом вся наша работа. Кто не ищет удачи? Это и есть "удача".

Из урока по статье "Свобода воли", 29.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

В один клик

Работа Творца

Как найти точку своей свободы?

Не остаться бы на второй год

каббалист Михаэль ЛайтманЕсть два пути: долгий и короткий, путь страданий и путь Торы. В действительности на пути страданий я не продвигаюсь вперед, однако каждый раз когда я простаиваю в ожидании, страдания подвергают меня ударам и возвращают на путь Торы.

Так же нерадивый в учебе ребенок оказывается "под ударами судьбы": ему не позволяют играть на улице, пока он не сделает домашнее задание, его оставляют на второй год. Помучившись какое-то время, он по безвыходности садится за книжки. Правда, у современных родителей нет на это сил, зато у Творца есть и силы, и средства. Он заставляет нас делать уроки и идти к цели.

Таким образом, назначение страданий – направить нас на путь Торы. Ведь исправление возможно лишь посредством света, возвращающего к Источнику. Однако по ходу дела, пока мне не хочется обращаться к Торе, я получаю град ударов, и они вынуждают меня к этому.

В конечном счете, я представляю собой желание наслаждаться. Достаточно запереть от меня "игрушки", лишить наслаждений, кольнуть страданиями – и я, как миленький, готов на всё.

Ничего не поделаешь, мы малы и слабы, и у нас есть лишь одно средство – вызывать на себя свет, возвращающий к Источнику.

Из урока по статье "Свобода воли", 29.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дорога из сплошных перекрестков

Такое неуловимое понятие – свобода

Монета, которая дорогого стоит

Почему я не принц Уильям?

каббалист Михаэль ЛайтманНа духовном пути возникает вопрос: как быть с нашими врожденными свойствами?

У одного хороший характер: он вдумчив, умен, лишен упрямства, он соглашается, видя, что дело того стоит, сразу же включается в группу, привлекает свет и идет вперед. А другой всех ненавидит, ничего не хочет делать, ленится – короче говоря, ведет себя, как плохой мальчишка. Но ведь он не виноват, он таким создан.

Что же делать? Люди бывают разные: глуповатые, сообразительные, незадачливые, талантливые, быстрые, медлительные, надменные, властолюбивые и т.д. Качеств много, и у каждого своя комбинация. Творец выдал мне определенный комплект свойств, и я над этим не властен. Это был не мой выбор, я не проставлял галочки в списке.

Тогда где же моя свобода воли? Где равенство на духовном пути? Где общая ступень выбора? Где шанс, предоставленный каждому? Мало того что все мы разные – к тому же с некоторыми судьба добра, а с другими очень сурова. Иногда у людей возникают такие проблемы, что не приведи бог.

А ведь свобода воли изначально должна базироваться на равных возможностях. Где же это равенство на стартовой позиции и далее на пути? У нас всё совсем не так.

В ответ на это Бааль Сулам объясняет, почему творение должно развиваться именно таким образом. Дело в том, что мы исходим из конечного, совершенного состояния. Сказано: "конец действия заложен в изначальном замысле".

Творец словно бы говорит: "Я хочу видеть всех вот в таком состоянии". Он сразу создал это финальное состояние, где мы находимся во всем своем великолепии и совершенстве.

Как же теперь сделать так, чтобы мы сами пришли к нему? Для этого из конечного совершенства простерся обратный путь – назад к нам, в этот мир.

И пускай мы видим здесь множество "недочетов" и "недоработок", пускай все мы разные, пускай у каждого своя судьба и свой набор качеств – всё это произошло и "раскрутилось" из финального, совершенного состояния. 

Интересно, почему все-таки ситуация сложилась именно так? Почему я не принц Уильям, за свадьбой которого следил весь мир? Вообще, почему из совершенства произошли столь несовершенные состояния с искажениями, которым нет числа?

На эти и другие вопросы Бааль Сулам отвечает в статье "Свобода воли".

Из урока по статье "Свобода воли", 29.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

В поисках свободы

Центральная точка свободы творения

Когда природа не властна

С пистолетом у виска

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Пример поручительства на клеточном уровне весьма убедителен. Можно себе представить, как клетки действуют во благо тела, оставляя себе только насущно необходимое. Но почему так трудно представить поручительство на нашей, человеческой ступени?

Ответ: Потому что мы не видим воочию эту систему. Если бы мы увидели ее сейчас, то лишились бы свободы воли и были бы вынуждены соблюдать ее законы. Если меня душат необходимостью отдачи, если у меня два выбора: умереть или отдать всего себя на благо других – тогда, разумеется, я соглашаюсь: "Берите всё, что у меня есть".

Мне словно приставляют пистолет к виску:

– Отдай всё, что имеешь!

– Берите, что тут поделать.

Не умирать же – ведь и тогда они заберут. Это и есть отсутствие выбора.

Вот почему наша взаимосвязь скрыта от глаз, и мы не можем ее соблюдать. Что же делать? Посредством окружения я должен подойти к такому состоянию, когда сам приставлю себе пистолет к виску.

Из урока по статье "Поручительство", 24.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поручительство как условие самой жизни

"620" мостиков от меня к тебе

Человек, поручившийся за всю землю

Где твое место в толпе, бегущей из Египта?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если религиозный человек читает святые книги, которые были написаны каббалистами, то он тоже притягивает к себе окружающий свет?

Ответ: Свет приходит только для исправления эгоистического желания, как сказано: "Я создал злое начало и Тору для его исправления".

Я не хочу судить, кто с какой целью открывает святые книги. Но если человек ощущает в себе "злое начало" и хочет его исправить, и именно с этой целью открывает книгу, которая предназначена для привлечения света исправления, то есть Тору – значит, он притягивает окружающий свет. Тогда это называется "учить Тору", а такой человек называется "Исраэль" ("яшар-эль" - стремящийся "прямо к Творцу").

Если же он учится просто для знания и не стремится достичь исправления и любви к ближнему, как к самому себе, то это называется не изучением Торы – а изучением каких-то премудростей.

Два человека открывают одну и ту же книгу, читают те же слова, но один учит Тору, а другой получает сухое знание. Каждый – согласно своему желанию.

Весь мир читает эти книги, но как он их воспринимает, что с ними делает? Все зависит от человека.

И внутри самого человека, тоже чередуется то одно отношение, то другое. Даже изучающий каббалу, временами учится для того, чтобы просто узнать, что написано.

Но если человек изначально не получил потребности к исправлению, то его не в чем упрекать. Он не чувствует, что в нем есть эгоистическое начало, что возможно практически достичь ощущения Творца, и без этого нет жизни.

Нельзя никем пренебрегать, ведь каждый управляется свыше – и даже те, кем движет точка в сердце. Но в дополнение к этой точке в сердце, которую пробуждает в них высший свет, они работают и реализуют свою свободу воли, чтобы за счет окружения раскрыть в себе Фараона. Когда точка в сердце развивается в нас, мы раскрываем, что там и скрывался Фараон, подлинное злое начало.

Ведь мы открываем, что не способны и не хотим выходить из этого рабства, не желаем любви к ближнему. Эта точка разбухает и превращается в черную, ненавистную нам, дыру – потому что мы видим ее в приходящем к нам свете, и не способны с ней согласиться. 

Так мы и мучаемся в этом ощущении изгнания, пока не взмолимся о спасении, ведь лучше смерть, чем такая жизнь! И тогда раскрывается огромный, мощный свет и превращает наше эгоистическое желание, "злое начало" – в желание отдачи.

Поэтому, не может быть никакого предпочтения одним людям перед другими – каждый действует так, как направляют его свыше. Нет свободы выбора, кроме той, которую позволяет добавить к нашим действиям точка в сердце. А все остальные не имеют никакой свободы и исполняют свою природную программу. Но всех, в итоге, выводит из Египта тот, кто идет впереди, во главе всей толпы.

Из урока по статье Рабаша, 24.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Только бывший в изгнании, заслужит освобождение

Прежде всего – исправление души

Когда одолевают вопросы фараона

В чем моя свобода воли? (клип)

Мир в полном порядке, проблема во мне!

каббалист Михаэль Лайтман

Всемирный конгресс "We!", Нью-Джерси, урок №6

Вопрос: Вы говорите, что природа заставит нас измениться, если мы не захотим измениться сами. Какое изменение наша маленькая каббалистическая группа может произвести в мире, если большая часть мира вообще не хочет ни о чем думать?

Ответ: Большей части мира гораздо легче измениться, чем нам, она не обладает свободой воли! Это ты обладаешь свободой воли, ведь у тебя есть эгоистическое сердце и точка из другого мира.

В тебе есть две силы, поэтому ты находишься в постоянном противоречии и борьбе между ними. Это касается тебя, а не всего человечества! А у них все в порядке: плохо – так плохо, хорошо - так хорошо, но о каком духовном мире ты говоришь?!

Если нет двух сил, нет свободы выбора между ними, нет взлетов и падений, нет размышлений о том, как продвигаться, нет веры выше знания. Знания и вера выше знания?! Малхут и над ней бина?! У большинства людей нет связи между этими двумя мирами. Связь между мирами есть только у нас, в каждом из нас! Это наша проблема, а не всего мира!

Поэтому, как только ты приходишь к решению, ты воздействуешь на все остальные души, у которых нет свободы воли, ты "вливаешь" в них свое решение, свой выбор, свое стремление, и ведешь их за собой, как пастух, который ведет стадо из тысячи коров. Конечно, легче быть коровой, чем пастухом, ведь он должен знать дорогу, но ничего не поделаешь, тебе придется стать пастухом!

Из 6-го урока конгресса "We!", Нью-Джерси, 02.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Me vs. We

Мир в ожидании твоего приговора

Ступени свободы выбора

Животному – необходимое, человеку – достаточное

каббалист Михаэль ЛайтманВ материальной жизни действует правило: "следовать за большинством". Это нам должно быть ясно. Ведь по логике вещей, мы должны говорить с человеком согласно его уровню и обращаться к массам в мере того, сколько они способны вынести.

Мы объясняем лишь реально выполнимые условия, посредством которых люди могут духовно развиваться. Таким образом, именно большинство определяет наш подход.

Точно так же маленьким детям в возрасте 3-5 лет нельзя ставить условия, подходящие лишь для детей начиная с 10-летнего возраста.

И потому, что касается обычной жизни, мы должны "следовать за большинством". К примеру, у нас всегда возникает проблема с объяснением насущно необходимых потребностей. Бааль Сулам говорит, что всем нужно обеспечить насущную жизнь, и никто не должен получать что-либо сверх того. Неважно, велик человек или мал, преуспевает он или нет – что бы то ни было, в материальной жизни мы рассматриваем животные потребности каждого. А животное потребляет вполне определенные вещи.

Скажем, один привык потреблять 10 кг хлеба, а другой – 5 кг. Соответственно, каждому нужно обеспечить столько, сколько для него привычно, сколько требует его тело. Разумеется, у всех своя порция, но в принципе, речь идет о нуждах тела, и не более.

Вот почему мы следуем "за большинством" – иными словами, за материальными нуждами. Каждому "животному" нужно обеспечить пропитание.

С другой стороны, в духовной жизни ограничений нет. Там каждый из нас – человек, перед которым открыт бесконечный, беспредельный мир. Пожалуйста, развивайся сколько сможешь и бери себе что требуется. Этим ты не обделяешь других. Главное, расти как можно выше.

Таким образом, в духовной жизни действует правило: "следовать за личностью". Речь идет не только о лидере, ведущем тебя вперед, – не только о Творце или о наставнике, обучающем тебя быть как Он. Кстати, наставник всегда должен направлять ученика к Творцу, а не застилать Его собою. 

Так вот, у каждого есть собственный свободный выбор, свой путь, свои возможности и способности к постижению, свой темп. Здесь мы ни на кого не налагаем никаких требований – это выбор каждого. Общество только влечет нас вперед общим, "фоновым" влиянием. Но нельзя оказывать на человека личное или групповое давление – ведь тогда мы не предоставим ему свободного места для духовной самореализации, для свободного выбора и свободного духовного продвижения.

Свобода самовыражения, свобода выбора, способность быть свободным человеком – такое возможно только в духовном. А здесь, в материальном мире, желание свободы – просто фальшивка, ложь. Здесь мы на это неспособны и никогда не будем способны.

Мы видим, как природа ведет нас навстречу всё большей и большей взаимозависимости. Я с радостью сбежал бы от нее, я не хочу жениться и заводить детей, не хочу быть связанным ни с кем. Оставьте меня все в покое, дайте мне отдельную машину, отдельную квартиру, чтобы за компьютерным экраном я надежно спрятался от всех.

Только вот, это не помогает. Я принимаю защитную стойку, предпочитаю голосовым беседам и-мейлы и смски, сокращаю все контакты до минимума – но тщетно. Природа, Творец желает показать нам как раз обратное. Мы стараемся возвести между собой всё больше перегородок – бетонных, виртуальных, электронных и т.д. Каждый прячется в своей квартире, в своей машине, в своем рабочем закутке – но никакие стены и шоры не спасут нас от мира.

Наряду со всем этим, несмотря на тягу к уединению, природа закручивает такие гайки, что нам некуда деться друг от друга. В итоге я даже вздохнуть не смогу так, чтобы это ни на ком не отразилось. Узы, которые нас спаивают, станут настоящими цепями. И что тогда делать?

Вот почему так актуально сегодня выявить и разграничить законы следования за большинством и за личностью.

Из урока по статье "Свобода воли", 08.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кошачье счастье

Следовать за большинством

Следовать за личностью

В поисках свободы

каббалист Михаэль ЛайтманВсемирный конгресс "We!", Нью-Джерси, урок №3

Каббалисты очень стараются объяснить основной момент нашей работы – как мы приходим к свободному выбору.

Их объяснения начинаются с того, что мы совершенно несвободны. Это становится очевидно из данных биологии, зоологии, психологии, генетики и прочих наук. Мы несвободны.

Каждый человек рождается в семье, которую не выбирал, в обществе, которого не выбирал, в народе, которого не выбирал, со свойствами, которых не выбирал. Учится он тоже в месте, которого не выбирал. Да и как он смог бы выбрать? Семья, детский сад, школа – вот окружение, под воздействием которого он растет.

Очень редко, как будто случайно, человек попадает под некое стороннее воздействие – например, книг – и тогда развивается немного не так, как окружение. Таких людей очень мало, и направляются они свыше.

А в остальном, как пишет Бааль Сулам в статье "Свобода воли", я не самостоятелен, когда сижу, ем, сплю, одеваюсь, говорю… Вообще, я – это не я. Всё внесено в меня окружением, приоритеты которого заставляют меня держаться и вести себя именно так, даже когда я один. Я впитал от окружения все ценности и проникся ими.

Изначально я был каплей семени, а всё остальное получил от окружения: от родителей, от близких, от воспитателей и учителей, от товарищей, от двора, от города и т.д. Да и сама капля семени – это тоже был не я, а наследственный набор, переданный родителями.

Выходит, у человека нет свободы, нет ничего, что можно было бы приписать ему лично. С одной стороны, очень трудно с этим согласиться, а с другой стороны, ученые уже обнаружили это и абсолютно с этим согласны. И только в рамках человеческого общества мы все-таки судим о человеке по тому, что он собой представляет, хотя в действительности он представляет окружение, которое его "вылепило".

С духовной точки зрения, условия в которых мы находимся, вообще не позволяют говорить о нас как таковых. В духовном каждый из нас берет начало с капли семени, которая называется "точкой в сердце". Когда человек начинает ощущать в себе эту точку, его приводят в соответствующее окружение.

Из 3-го урока конгресса "We!", Нью-Джерси, 01.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Следовать за большинством

Как распорядиться своей свободой

Центральная точка свободы творения

Me vs. We

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: По сути, у меня нет свободы выбора. Природа управляет мной. Так неужели всё зависит от меня?

Ответ: Творение начинается с неживого уровня. Далее следуют растительный, животный и человеческий.

Человеческий уровень опять-таки начинает развиваться с неживого и проходит те же стадии. Так шла эволюция на Земле в течение миллионов лет.

В итоге мы вышли на ступень "человека в человеке" – и теперь с нас спрос. До сих пор мы жили, как животные под палкой, но теперь к нам предъявляют требования. Хотим мы того или нет, сегодня нам необходимо приступить к определенным действиям.

Спустя несколько тысячелетий после Древнего Вавилона, мы вновь получили в руки методику исправления. Свободный выбор и сопряженная с ним ответственность начинается именно с "человека в человеке" – с того уровня, на котором мы сейчас и находимся. И потому мы говорим об абсолютном добре, о цели творения и о том, как удерживать верный курс, чтобы продвигаться вперед без катаклизмов.

Осмысленное развитие начинается сейчас, а до сих пор эгоизм развивался, пришпориваемый страданиями. Без этих "уколов" он не двигался бы с места.

У неживой, растительной и животной природы нет выбора. У человека, находящегося на неживом, растительном или животном уровне, тоже нет выбора. Выбор появляется лишь теперь. Ведь теперь у тебя есть точка в сердце, с которой ты можешь присоединиться к товарищам и найти в вашем единстве Бесконечность.

2011-03-25_rav_ikronot-hinuch-globali_lesson_n8_02

Без внутренней борьбы нет возможности для выбора. Ты выбираешь, с кем быть: с товарищами или с самим собой. Или мы, или я.

В конце пути всех ждет абсолютное добро, но ты получил возможность выбирать, и потому уже сейчас можешь нацеливаться на него. Для этого ты постоянно держишься средней линии, используя свое "Я" и окружение вместе.

2011-03-25_rav_ikronot-hinuch-globali_lesson_n8_01

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 25.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человеческая территория

Исправленный – значит объединенный

Красная линия: осторожно - человек!

Помыслы о свободе – ложь на лжи

каббалист Михаэль ЛайтманИз материалов о принципах воспитания: Даже когда мы вступаем во взрослую, самостоятельную жизнь, наше мировосприятие представляет законченное изделие, изготовленное из трех компонентов: из нашего "материала", т.е. врожденных свойств и наклонностей каждого из нас, а также из факторов, формирующих этот материал на свой лад, – из полученного нами воспитания и воздействия окружения. Ни у кого из нас нет свободы воли – ни в принятии решений, ни в оценке чего-либо в жизни.

Вопрос здесь в том, насколько мы сознаём это. Чувствуем ли мы, что замкнуты в сетке сил? Мы не свободны ни в мысли, ни в намерении. Даже в понимании самого этого факта у нас нет никакой свободы. Отсутствие свободы воли мы также раскрываем по безвыходности.

Это не хорошо и не плохо, ведь речь идет о природе. Но что можно обнаружить сверх того?

Во-первых, для чего нам дали осознать свою несвободу? По-видимому, для того, чтобы мы все-таки захотели выбраться из этого состояния. Вероятно, у нас есть такая возможность.

Тут важно, до какой степени человек чуток к свободе, насколько он понимает, что им управляют всевозможные порывы, в какой степени желает освободиться от них, обрести какую-то новую силу, объективно взглянуть на себя снаружи и подняться над своей природой. И опять-таки, подняться к чему? К другой природе, которая будет над ним властвовать?

Это вопросы не для всех. Немногие в мире задаются и интересуются ими, восприимчивы к ним. По этому критерию мы можем провести абсолютно четкую границу между "человеком" и "животным".

"Животное" – это не упрек, а уровень развития: человек живет так, как диктует ему общество, которое, в свою очередь, тоже несвободно. У детской воспитательницы, у школьных учителей, у родителей, у СМИ, которые формируют мое мнение, тоже нет свободы воли. Все системы, внутренние, и внешние, не действуют сами, а задействуются. А потому и говорить о них не стоит. 

Если я ищу собственную миссию, возвышающуюся над этим принужденным течением, то бесполезно искать смысл в его излучинах и водоворотах. Они не имеют значения, я не найду в нем ничего, кроме сил природы, которые управляют всем человечеством и всем мирозданием, включая все его части, на протяжении всего исторического процесса. Ни у кого здесь нет свободы воли.

Жаль тратить время на изучение того, что не несет никакой пользы. Так, в целом, наука каббала относится к нашему миру. Это не презрение. Действительно, нам кажется, что мы приводим в действие какие-то силы и законы, мы насаждаем правила поведения, чтобы жизнь была комфортнее. Мы полагаем, что введение новых законов и создание новых машин сделает мир лучше.

И мы делаем это, не чувствуя, что нами управляют. Ведь само желание быть свободными и как-то улучшить свою жизнь – это не свобода воли, а внутренние порывы, которые вызывает в нас процесс, осуществляющийся свыше.

Вот и выходит ложь на лжи. Даже констатируя собственную несвободу, мы вынуждены производить определенные действия, кажущиеся свободными, но не являющиеся таковыми.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 17.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Откуда взяться свободе?

Между Творцом и Фараоном

Центральная точка свободы творения

Страница 60 из 77« Первая...5859606162...Последняя »