Вопрос: Большинству людей отвратительна сама мысль об отсутствии свободы воли в нашем мире. Как же к ним обращаться?
Ответ: Верно, ведь если нет свободы воли, то нет и человека. Выходит, он не человек, а заводная кукла, марионетка на ниточках.
И неважно, что ты имеешь в виду и себя тоже, – человек видит в этом твое отношение к нему. Вы словно ведете разговор о собственном небытии. Ведь я существую, если у меня есть свобода воли, собственное мнение, собственное действие.
Но мы говорим о всеобъемлющей природной системе, в которой всё управляется абсолютными законами. Даже если не привлекать науку каббала и рассудить по нашей логике: откуда здесь взяться свободе? С глобальной точки зрения, что такое свобода? Действия, кажущиеся человеку спонтанными, хотя на самом деле это не так? Или внезапные желания, которые в действительности обусловлены силой, несущей ему жизнь?
Всё дело в том, откуда проистекают мои действия. Но я не вижу причин происходящего, причин своих мыслей и желаний. Из каких глубин всплывают во мне те или иные позывы? Внезапно мне захотелось чего-то – откуда взялся этот импульс?
Если бы я обнаружил его источник, мне стало бы ясно, что решаю не я, что подобные импульсы вызываются во мне природой. Но человеку не дано видеть ниже уровня принятых природой решений. Он получает уже готовые мысли, желания и проистекающие из них действия.
И вот мы на этом уровне приписываем человеку некую самостоятельность – ведь это он захотел, он подумал. На этой зыбкой основе, мы относимся к человеку как к самостоятельному существу.
Разумеется, это совершенно неверно. Если бы мы видели общую картину, у нас не было бы ни малейшего предлога, чтобы судить человека или, наоборот, проявлять к нему милосердие. Все мы чувствовали бы себя шестеренками под управлением общей силы. О том же говорит и наука каббала.
Где же тогда свобода воли? Она состоит в том, что я могу перехватить управление у Высшей силы, которая приводит систему в действие. Я могу действовать вместо нее, в согласии с ней. В мере своего согласия я беру у нее управление и начинаю сам активировать систему.
Что это дает мне? Тем самым я обретаю свободу, независимость. Я беру пример с Высшей силы, требую от нее помощи – и тем самым участвую в просьбе. Эта возможность имеется у меня благодаря разбиению: оно предоставило мне свободу выбора в средней трети Тифэрэт, посередине, в очень деликатном, промежуточном состоянии. Именно оттуда я могу сам потребовать встать на место Творца.
Так я и обретаю самостоятельность. Всё прочее – не мое.
Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 17.03.2011