Вопрос: Как я, изучая каббалу, могу быть уверен, что не "философствую" по поводу понятий, которые еще реально не постиг: любовь, поручительство, соединение, отдача?
Ответ: Если человек изучает науку каббала по оригинальным первоисточникам, получает правильные наставления и держится за учителя, настоящего каббалиста, то не может быть, чтобы он начал фантазировать, вместо того, чтобы исследовать себя в свете, возвращающем к источнику.
У него уже вырабатывается правильный подход, он знает, что только в этом есть жизнь.
Он учится для того, чтобы обрести отдающие желания, он этим притягивает к себе свет. И хотя он еще не занимается подлинным исследованием духовного мира – он работает с группой, как в лаборатории.
И там ты раскроешь, какой ты эгоист. А с другой стороны, притянешь к себе высший свет, который начнет тебе светить издали – и увидишь свои свойства на фоне этого света. От этого ты станешь страдать, желая стать подобным свету и видя, что не в силах этого сделать.
Это напряжение, разница между желаемым и действительным – доведет тебя до взрыва, и ты взмолишься к Творцу о помощи. И тогда получишь свыше силу отдачи!
А с того момента, как у тебя появляется сила отдачи – ты становишься каббалистом и начинаешь исследовать духовный мир. Ты уже можешь чуть-чуть попробовать на вкус, чем одно отличается от другого – сила отдачи от силы получения.
Ты становишься ученым-исследователем – самого себя и Творца, что одно и то же! Ведь у вас теперь есть общая часть, которая тебе доступна.
Так ты получаешь возможность исследовать духовное, "человеческую" ступень.
Из урока по статье "Служанка, наследующая своей госпоже", 15.12.2010
Вопрос из Германии: Как правильно поднять МА"Н в преддверии большого конгресса в Берлине?
Ответ: 28-31 января 2011 года в Берлине состоится европейский каббалистический конгресс. Необходимо подготовиться к нему более, чем к иному конгрессу.
Ведь Европа – самый проблематичный материк, источник всех войн и проблем в мире. Так было на протяжении истории и так продолжается по сей день.
Поэтому, если мы поспособствуем тому, чтобы люди задумались о подлинном объединении, а не взаимовыгодном сотрудничестве на Общем Базаре, - это может быть большим шагом вперед для всего мира.
В противном случае с этого материка вновь начнут развиваться неблагоприятные события. Я думаю, жители Европы уже ощущают зачатки этого.
Так что нам надо всем вместе поработать над положительным влиянием на Европу.
Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 15.12.2010
Вопрос: Как мы должны готовить себя к утреннему уроку сейчас, после конгресса?
Ответ: Мы просим, чтобы нам раскрылся свет, заключенный в глубине нашей общей силы, нашего общего желания. Мы ищем раскрытия света!
Я не знаю что такое окружающий свет. Окружающий, внутренний, внешний, некудот (огласовки), таамим (вкусы), я не различаю между ними, я знаю только одно, если нам удастся немного соединиться между собой, мы сможем раскрыть свет, скрытый внутри этого единства.
Поэтому я давлю на наше общее объединение, как я себе его представляю, чтобы раскрыть в нем свет. Что такое свет? Свойство отдачи! Я хочу раскрыть между нами свойство отдачи.
Есть общее желание, в котором собраны вместе все желания, все наши точки в сердце, и я хочу раскрыть покоящийся там свет, свет единства, поручительства и любви.
Я еще не разделяю в нем ступени, я просто хочу раскрыть духовное, раскрыть свет, взаимное свойство отдачи, которое является Творцом, чтобы доставить Ему удовольствие.
Как будто у меня есть маленький ребенок и я думаю, чем я могу его порадовать, что ему купить, какой подарок ему сделать? Я думаю об этом, я забочусь об этом…
Так я отношусь к Творцу, которого хочу раскрыть в соединении между нами, и поэтому единство – это место, где я могу раскрыть Творца и состояние, которое я могу дать ему, как наслаждение.
Из урока по статье "Предисловие к Учению Десяти Сфирот", 10.12.2010
Вопрос: Вы говорили, что первое действие в исправлении – это выяснение всех своих желаний, чтобы понять, какие из них подлежат исправлению.
Можно ли привести пример таких желаний? Как я провожу в себе выяснение? Откуда я знаю, что подлежит исправлению?
Ответ: Ты выясняешь это в группе. Со всеми своими свойствами, желаниями и наклонностями, со всеми внутренними ощущениями начни включаться в группу – и посмотри, что из них за и что против, что больше и что меньше помогает тебе в этом.
Обращай внимание не на "вкус", который ты ощущаешь при этом - "горькое или сладкое", хотя это и может тебе помочь, а прежде всего – на "правду и ложь": с чем ты можешь соединиться товарищами, а с чем нет.
И тогда ты выяснишь. Ты начнешь раскрывать в себе такие свойства и желания, которые раньше не замечал и даже не знал, что они существуют. Это будут желания из разбиения. В обычной жизни мы не работаем с разбитыми желаниями/келим, поскольку не собираемся соединяться с другими.
Желания из разбиения, – это только те, которые помогали нам быть "как один человек с одним сердцем" в нашем корне, а затем разбились и теперь присутствуют в нас.
Начни соединяться с товарищами – и начнешь раскрывать, что эти желания находятся в тебе. Если ты не чувствуешь их, - значит еще не начал соединяться с группой, поэтому не ощутил, сколько желаний в тебе – против единения, то есть находятся в разбитом состоянии.
Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 14.12.2010
Обращаясь к каббалистическому тексту, и особенно к Книге Зоар, мы должны сознавать важность духовного постижения.
Ведь в конечном итоге, мы хотим именно этого – не знаний, не схоластики, не общего знакомства с материалом, а одного лишь постижения, свидетельствующего о том, что человек раскрыл Творца. Это и есть критерий нашей оценки.
На пути к постижению действует закон подобия свойств, не знающий никаких уступок.
С одной стороны, человек целиком и полностью зависит от воздействия Высшей силы. Ничто другое ему не поможет, он нуждается лишь в помощи свыше. Кто понимает это, тот выстраивает верное отношение.
Тора говорит об этом, описывая египетское изгнание: "Застонали сыновья Исраэля от работы, и поднялся их крик к Творцу". Иными словами, они твердо знали, что своими силами им не достичь ничего.
Но с другой стороны, духовные шаги всегда строятся на сочетании противоположностей. А потому мы и сами все-таки должны участвовать в процессе.
В итоге, мы прилагаем большие усилия и в то же время уверены, что только "чудо с небес" выведет нас из египетской земли в землю Исраэля.
Отчаяние в своих силах необходимо, и человек не должен бежать от этого чувства. А также необходима уверенность в помощи свыше, которой надо непрестанно требовать всеми силами.
Человек должен оказаться в состоянии сыновей Исраэля, застонавших от работы, – когда всё внутри него вместе с внешним окружением спаивается в одно целое и создает эти условия, существенно продвигая его к выходу из Египта.
Поэтому мы должны стараться верно представлять себя в этой точке. Здесь мы производим все необходимые действия, а затем не бежим прочь от отчаяния, а наоборот, переносим всю силу своего отчаяния в крик, в требование об исправлении.
Вопрос: О чем каждый должен заботиться на уроке: о чистоте своей духовной работы или просто о единстве?
Ответ: Недостаточно схематической заботы о единстве вообще. Как пишет Бааль Сулам, мы должны выстраивать единство Исраэля, Торы и Творца.
Мы находимся в таком состоянии, когда решает каждый и все вместе. Каждый вносит свою лепту в общее желание группы и получает от нее верное устремление к молитве. А затем его личная молитва снова вливается в единство общей молитвы.
Личная работа всегда сочетается с общей: человек восполняет общность, а также восполняет себя от нее. В итоге мы формируем единую молитву, о которой и сказано: "застонали сыновья Исраэля от работы".
Для этого цель должна быть предельно важна в наших глазах. Мы не обменяем ее ни на какие "достижения", ни на какие теоретические познания. Нас не устраивает убаюкивающий ритм повседневности, потому что такими темпами мы можем продвигаться еще тысячу лет.
Мы не довольствуемся успехами в распространении – ведь это, разумеется, лишь средство. Какими бы ни были наши свершения, нельзя считать их целью жизни – даже временной, промежуточной.
Нельзя успокаивать себя результатами работы и усилий, надеясь, что со временем они сделают свое дело. Нет, человек сразу же должен переводить взгляд на главное и ставить перед собой истинную цель – раскрытие свойства Творца, свойства отдачи в себе самом. И без устали, неуклонно требовать этого.
Любая пауза вредит ему самому и его связи с Творцом. Поэтому здесь и требуется общая молитва, которая может быть постоянной.
Нужно понимать, что вступление в духовный мир требует очень больших усилий, но в группе они не столь тяжелы и зависят от согласия.
Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 14.12.2010
Вопрос: Что такое любовь к товарищам?
Ответ: Любовь – это соединение в одном общем желании. Каббала показывает нам такой пример: когда Бина достигает состояния "хафец-хесед" (ничего не желающий ради себя), она спускается к Малхут, связывается с ней и вбирает в себя ее желание, чтобы позаботиться о нем со всей силой Бины.
Это и называется любовью – впитать желание другого человека и наполнить его всем, чем только можешь. Как написано, что нужно отдать свою "последнюю подушку" – это называется проявлением любви, которой нам нужно достичь.
Но как возможно достичь такого? Надо позаботиться, чтобы в материальном у каждого было самое необходимое, а в духовном каждый получил все, что есть в нашем общем желании (кли).
Очень важно, воспринимать всех нас – как одно желание, и делать все, чтобы это желание жило. Каждый должен чувствовать, что это зависит от него, и в его силах перевесить этот мир: на чашу вины или к оправданию.
Так мы создаем место, которое называется Малхут, и в нем раскрываем высший свет, Творца. Но нужно стараться не забыть, что конечная цель – доставить удовольствие Творцу.
По отношению к Творцу это не просто, пока мы явно не чувствуем Его, свет. Так по крайней мере, надо думать о том, чтобы доставить наслаждение тому месту, где Он скрывается – где собрались желания к Нему. Как сказано: "от любви к творениям – к любви к Творцу". Любовь к творениям – это и есть то самое общее желание, соединенное вместе.
Связь, которую мы хотим восстановить между нашими душами – она и называется любовью к товарищам. Товарищи – это отдельные люди, объединяющиеся на материальном уровне ради того, чтобы достичь внутренней, духовной связи. Нам уже все об этом известно – осталось только реализовать.
Об этом сказано уже бесконечное число слов, но они каждый раз воспринимаются по-новому – в соответствии с состоянием человека. Нужно только усваивать их все глубже внутри себя, а свет придет и проявит всю эту картину в человеке, без всяких слов. И тогда нам станет ясно, о чем идет речь.
Здесь необходимо терпение. И не такое, когда я согласен ждать и откладываю все на потом, на завтра! А терпеливо делать сегодня все, что только возможно, но если не видишь успеха, оставаться в уверенности, что еще миг – и все случится!
Вопрос: Чем отличается необходимость в подготовке к уроку до конгресса и сейчас?
Ответ: Нам стало более понятно, что мы находимся во власти эгоистического желания, которое никогда не даст нам самостоятельно, без помощи свыше, достичь раскрытия Творца.
Нам чуть больше раскрылась наше беспомощность, невозможность достичь этого своими силами, и в противовес этому выяснилось, что есть высшая сила, которая может это сделать, если мы очень захотим. Это стало чуть-чуть яснее, но это "чуть–чуть" – это очень много! Это раскрытие свыше!
Это на самом деле "освящение дня" – "освещение светом", - и в этом свете виден эгоизм, то, что Бааль Сулам называет "раскрытием грешников". Конгресс сделал свое дело!
Из урока по статье "Предисловие к Учению Десяти Сфирот", 10.12.2010
Вопрос: Я верю вам, что все проблемы – это следствие моего испорченного восприятия. Но что делать, если пока для меня это философия, а сами проблемы – реальность?
Ответ: Если бы ты включился в группу и мог получить от них ощущение уверенности, поручительства – ты бы почувствовал себя, как на руках матери. О чем бы ты мог волноваться, если бы знал, что тебя окружает 600.000 душ, которые о тебе позаботятся.
С тобой не может случиться ничего плохого, ведь внутри них находится Шхина, Творец. Поэтому переживать можно только об одном, как научиться относиться к другим – как к самому себе, и увидеть, что это действительно я сам.
Нужно перестать верить своим глазам и эгоистическим органам чувств, что вне нас – это чужие люди.
Это освободит человека от всех проблем! Постепенно через этот подход тебе откроется правильное восприятие реальности, и ты начнешь видеть мир прозрачным, а за каждым предметом – действующую за ним силу.
Ты вдруг увидишь, как все соединяется вместе, и поразишься, насколько был раньше слеп! Какие же на тебе были кривые очки! Ведь все зависит только от твоего зрения и восприятия.
Ничего не меняется, только я немного подстраиваю свой глаз, совмещаю оси зрения, и вдруг проявляется совсем другая картина.
Из урока по статье "Служанка, наследующая своей госпоже", 13.12.2010
Вопрос: Почему Творец не сделал так, чтобы мы уже сейчас сразу ощущали всех, как органы собственного тела?
Ответ: Но ты должен именно из противоположности раскрыть форму отдачи: из ненависти, получения, использования ближнего - достичь любви и соединения.
Представь, что ты вдруг узнаешь, что твой главный враг, которого ты прежде желал растоптать и уничтожить всеми видами казней, на самом деле твой сын, о котором ты ничего не знал – просто как в кино.
Тебе сейчас это непонятно, но постарайся войти в группу и представь, что ты включаешься в общее желание. Не смотри на лица – смотри на желание, которое у всех одно, углубись внутрь него.
И тогда через это желание ты почувствуешь, что тебя окружают особые души, и только ты смотришь на них со стороны. Постарайся войти внутрь них и совершенно отменить себя.
Через эту самоотмену ты начнешь жить! Все время оставайся в этой мысли, чтобы она не выходила у тебя из головы – реши, что отныне ты так хочешь смотреть на мир.
Попробуй продержаться в таком ощущении до завтра – все время обновлять его и возвращать эту картину. И тогда на следующем уроке ты будешь готов ее оживить!
Ты будешь представлять, что происходит внутри этих желаний, связанных друг с другом: как действуют парцуфим А"Б и СА"Г, о чем рассказывает рабби Шимон товарищам – все говорит только об этом желании и о связи его частей.
Чистые желания и нечистые, исправленные и пока не исправленные – все находится в одной системе, которую ты раскрываешь сейчас. И ты хочешь раскрыть в ней жизнь, жизненную силу, самого себя внутри нее и понять, как все работает. Именно об этом рассказывают все каббалистические книги, и ты хочешь, чтобы это раскрылось.
Когда раскроется связь между всеми частями желания и в какой гармонии они работают – это практическое раскрытие правильной, действующей связи и назовется раскрытием Творца. А потом Творец, эта связь, будет раскрываться все больше и больше – это означает подъем по ступеням миров, к все большему раскрытию Творца.
Ведь Творец (бо-рэ) так и называется: "приди и увидь", как работает система во взаимной отдаче, как свет действует внутри желаний/келим.
Из урока по статье "Служанка, наследующая своей госпоже", 13.12.2010
Вопрос: С тех пор, как я начал заниматься каббалой, я чувствую себя таким маленьким – просто как крохотный зародыш, и ощущаю все меньше уверенности.
Откуда вдруг придет ко мне настоящая уверенность в этой единственной силе, которая управляет всем мирозданием, устраивает мне все проблемы и в которой моя единственная опора?
Ответ: Обычно, уверенность дает человеку религия, когда он верит, что есть Творец, который добр и позаботится о нем, и можно на Него положиться. Это мироощущение глубоко внедряется в человека и поддерживает его, и потому каббалисты не выступают против религии.
Но приходит время, когда в человеке пробуждается новое желание, и он уже не может успокоиться прежней слепой верой. Он развивается и вырастает из нее, ему недостаточно ее традиционных действий – он хочет узнать Творца!
В идеальной форме, мы должны бы были из религии (дат) подняться к познанию (даат) и как сказано: "узнать Творца". Но на практике так не выходит.
На практике можно достичь это только через связь с каббалистической группой, нет другого средства. Группа должна представить для тебя место, где ты можешь достичь Творца, свойство отдачи.
Ощущение неуверенности рождается только от недостатка свойства отдачи. Как только ты будешь готов отдавать, ты ощутишь полную уверенность и получишь свободу от самого себя! Отдача – это Бина.
И тогда ты сможешь жить без всякого страха, переживая только за одно: "Когда я своими делами достигну деяний "праотцев"?" – когда я смогу отдавать Творцу?! То есть поднимусь еще выше Бины.
Из урока по статье "Служанка, наследующая своей госпоже", 13.12.2010
Мне все время нужно искать наиболее удобные средства, которые помогут как можно быстрее вдохновиться важностью цели и устремиться к тому месту, к той "капле единства", где в итоге я надеюсь раскрыть Творца.
Тут всё зависит от текущего состояния. Во мне постоянно проявляются различные решимот. Как правило, я начинаю выстраивать намерение из невразумительного, расплывчатого, "сухого" состояния, без капли чувства и разума.
И вот, от этой "дремы" я должен встрепенуться, должен загореться столь сильным желанием, когда "лучше смерть, чем такая жизнь, без высшего постижения", – если я сейчас же не раскрою то, о чем рассказывает мне каббалистическая книга.
Надо подыскивать и использовать всё, что способно взволновать, задеть меня за живое. Иногда помогает группа, напоминающая об объединении, поручительстве и долге. Иногда меня вдохновляет мысль о Творце как о прекрасной, возвышенной цели. Иногда зажигает само действие, работа по сближению с товарищами вопреки помехам.
Необходимо искать средства, которые породят во мне неистребимое духовное требование при чтении каббалистических текстов на уроке.
Подход к этим текстам должен быть сбалансированным. В принципе, у меня есть два повода для претензий. С одной стороны, если я совсем ничего не понимаю, то мне не за что зацепиться. С другой стороны, начиная вникать в содержание, я даю пищу разуму и теряю намерение.
Поэтому Бааль Сулам пишет в Послании 17: "Лучше тебе держаться цели – стремиться к указаниям Господина. Ведь кто не знает путей Господина и указаний Господина, т.е. тайн Торы, – как будет служить Ему? Это самая надежная гарантия средней линии из трех".
Мы стремимся понять, чтó нам надо делать: "Дай нам разум, дай нам силы, направь, объясни, проиллюстрируй примером, чтобы мы поступали правильно".
Всего этого ты можешь требовать у Творца, как ребенок требует у взрослого. Со стороны ребенка нужно лишь желание, а старшие обеспечат его всем необходимым. Это желание я собираю в группе, у товарищей. В этом и есть мой свободный выбор.
Свыше я получаю всё, что мне нужно на духовном пути, – кроме требования, которое должен выработать сам. И придет оно лишь тогда, когда я вдохновлюсь от окружения величием цели. Тогда воодушевление вырвется из сердца, и я всеми силами устремлюсь к указаниям Господина, чтобы научиться служить Ему.