Вопрос: Что значит "аннулировать себя перед группой"? Ведь самоотречение – это отмена эгоизма?
Ответ: Самоотречение – это не отмена эгоизма. Я "аннулирую себя" перед начальником, который мне указывает, перед полицией и даже перед собственными детьми: если они требуют чего-то, я аннулирую свое желание отдохнуть и выполняю их желание.
На самом деле, я ничего не отменяю, а просто "меняю шило на мыло", предпочитаю одного другому, опираясь на здоровый эгоизм. Это вовсе не свободный выбор.
Если я понимаю, что мне стоит отменить себя перед группой, поскольку в ней я добьюсь большего, то речь идет не о самоотречении, а о хорошем эгоистическом расчете.
Настоящее самоотречение происходит тогда, когда я знаю, что у меня нет в этом ни малейшей эгоистической необходимости.
Полностью проверив себя, я не нахожу здесь никакой пользы, и тем не менее поднимаюсь над своим разумом и чувством.
К этому мы постепенно подходим.
А всё остальное осуществляется "в знании": я выбираю группу потому, что здесь мне лучше, чем снаружи. Многие люди посещают различные клубы по интересам, потому что оно того стоит. Религия тоже строится на выгодности.
Однако наука каббала основана на принципах, противоположных эгоизму. Здесь мы выбираем не то, что нам выгоднее.
И хотя вначале мы как будто бы тянемся к меньшему злу и даже к добру, определяемому как вечность и совершенство, но в пути нас ожидает подъем над эгоизмом. Тогда человек должен отречься от себя и включиться в желание группы.
Подобно отряду коммандос, мы самоотверженно выполняем общую задачу, чтобы достичь чего-то.
Поначалу мы действуем чисто эгоистически, но со временем человек осознаёт, что должен отказаться от себя, так как общая сила, общее единство предпочтительнее любого личного успеха.
Из урока по статье Рабаша, 25.10.2010