Записи в разделе 'Израиль и народы мира'
Связь с местом обитания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какова основа создания государств? Почему существует не общее государство, а очень много разных государств?

Ответ: Все идет из Древнего Вавилона, в частности, расселение людей по их эгоистическим свойствам.

В Древнем Вавилоне было 70 духовных корней семидесяти племен. Но все они были объединены эгоизмом, одним устремлением Вавилонской башни.

Когда эта система перестала работать, то все возненавидели друг друга и чтобы не объединяться и не воевать, разбрелись кто куда: кто на восток, кто на запад. Позже повторилось великое переселение народов, но уже через много веков.

Вопрос: Если у этого явления есть корни, то почему именно так все происходит?

Ответ: Каждый народ тянется к определенному месту! Допустим, эскимосы ушли на север. Казалось бы, что там делать?! А они прилипли к этой земле, и кроме того, что выкапывают из-под вечной мерзлоты какие-то корешки и разводят оленей, ничего больше не имеют. Но все равно они там живут и не хотят менять место обитания. Вот так! Прилипают к нему!

А когда человек переезжает с места на место, он как бы теряет связь со своей землей, со своими соками.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Господство Америки"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Возвращение к Вавилону

Духовные корни стран и народов

Есть ли страны в духовном мире?

Выстоять в окружении врагов

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В свое время в Израиль приехало много людей из разных стран мира: Марокко, Йемена, России и т.д. Но те, кто не смогли здесь прижиться, стали уезжать в Америку, Германию и другие страны.

Ответ: Правильно, потому что находиться в этой стране может только человек, у которого изначально есть какое-то оправдание его проживания тут. А любая другая страна в мире способна создать тебе более комфортные, безопасные условия, чем здесь.

Где ты видел, чтобы на такой клочок земли, как Израиль, были нацелены тысячи ракет? Он окружен со всех сторон ненавистниками с ножами в руках, готовых всех перерезать. Всех! Без всяких чувств! Только с одним чувством – с чувством радости.

И несмотря на это люди живут. И подсознательно относятся к этому якобы пренебрежительно, потому что иначе это никак не переживешь.

Реплика: Но в то же время в Израиле существует ощущение большей безопасности, чем где-либо в другом месте. Именно ощущение безопасности, что к тебе не подойдут и не дадут по голове.

Ответ: Для евреев это естественно. Они могут быть очень большими бандитами, но интеллектуальными бандитами. А применение уличного бандитизма для них не приемлемо, не такой народ.

За свою историю он получил слишком много воспитательных инъекций. Поэтому в нем нет внутренних движений показать тебе грубую силу, подойти толкнуть, пырнуть или что-то еще. Дети могут по вечерам ходить одни по улице – нет никаких проблем. В общем это безопасно. Но это потому, что народ такой изначально.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ненависть к евреям"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь, построенная на напряжении

Антисемитский взгляд на мир

Здесь мой дом

Жизнь, построенная на напряжении

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: С детства я не воспринимал все, что касается евреев. Я даже не думал, что когда-либо приеду в Израиль. Я бывал во многих странах и получал от них определенное ощущение. Но в Израиле есть особенное чувство того, что что-то здесь все-таки не доделывается.

Ответ: У израильтян своя особая маленькая гордость, но она свойственна молодой стране. Евреи ничего не знают о своей богоизбранности и ни в коем случае не ощущают ее в себе.

Израиль такая же молодая страна, как, допустим, в свое время Дикий Запад в Америке, когда люди осваивали его пустыни, прерии, гордились этим и по сей день гордятся. Ведь это был период пионеров, первопроходцев.

В чем-то то же самое повторяется здесь, исходя из того, что люди живут в опасности, в состоянии войны. Они адаптируются к этому в очень непростых условиях.

Когда я приезжаю в Канаду или в Америку и смотрю там на жизнь евреев, мне тошно видеть людей, которые заботятся только о себе, о собственном кармане. Причем, в прямом, открытом виде: "Больше меня ничего не беспокоит".

Абсолютно животное существование. Лишь бы сегодня и завтра было хорошо, а остальное гори синим пламенем! Их желания не поднимаются выше комфортного материального существования. 

А в Израиле сама жизнь все-таки другая. Она построена на напряжении. Человек, живущий здесь, должен постоянно ощущать себя рядом с угрозой, с вопросами о существовании. И это накладывает свой отпечаток.

Естественно, в эгоистах это проявляется, как определенное звучание какой-то гордости: "Да, мы такие". Но это конкретная гордость, которая исходит из их духовного намерения, из их вечной цели, которую они должны достичь и принести человечеству.

Реплика: Но здесь чувствуется какое-то безразличие друг к другу.

Ответ: Я думаю, это защитная реакция, чтобы можно было существовать. А иначе очень тяжело.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ненависть к евреям"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Антисемитский взгляд на мир

Тайна евреев, о которой они сами не знают

Евреи против Израиля

Антисемитский взгляд на мир

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему существует такое отношение к евреям, будто они делают то, что раздражает весь мир?

Прожив в Израиле какое-то время, я вижу, что, в принципе, они не воспринимают друг друга. Мне кажется, национализм здесь намного сильней, чем в других местах. В этом проблема антисемитизма?

Ответ: Я понимаю, что ты пытаешься найти корни антисемитизма. Своим антисемитским взглядом ты видишь проблему в евреях. И я с этим согласен.

Но ты не можешь видеть по-другому. Ведь ты никогда не сможешь побывать в шкуре еврея, почувствовать тысячелетние изгнания и отношение всего мира к тебе, и твое отношение к миру. Это не передать.

Все исследования этого парадокса антисемитизма ни к чему не приведут и ничего не дадут. Его невозможно исследовать на обывательском уровне. Только если мы поднимемся к корню этих проблем. А для того чтобы подняться к нему, надо все-таки ощущать этот корень.

Я, практически, не вижу никакого смысла говорить об этом, поскольку такое отношение находится в людях, в их ощущении мира, в их природе, которая абсолютно противоположна природе Творца. 

А в евреях существует точка, исходящая из Творца. Я не говорю, что она хорошая. Наоборот, она в них отрицательная, сломанная, обратная Творцу. Но все равно она находится в них. Поэтому со стороны других народов к ним возникает особое предубеждение. И ничего ты с этим не сделаешь. Ничего.

Только те люди, в которых есть точка в сердце, которые работают над собой, чтобы понять свою природу, начинают одновременно с этим ощущать ее источник, в том числе корень антисемитизма.

С духовной точки зрения антисемитизм направляется высшей силой на евреев через другие народы, чтобы вести в мире эту историческую волну, и привести его к определенному решению, к цели.

Так что, разбираться в этом бесполезно. Я просто желаю, чтобы люди констатировали это как факт и все. Ничего не сделаешь, никому ничего не докажешь. Ты эгоист, антисемит. Таким ты создан. И это надо принять как должное.

Ты не сможешь выскочить из себя и думать по-другому. Есть такие вещи, в которых человек не может пока разобраться. Так не надо путаться в них. Это я советую всем, кроме людей с точкой в сердце.

Те, кто действительно развивают точку в сердце, постепенно начинают чувствовать другое мироздание – со стороны Творца. И тогда они видят, почему мир разделен таким образом и что же здесь происходит. Им открывается парадоксальная картина на все это.

Дело не в евреях, а в разделении народов в течении всего огромного человеческого движения к достижению цели творения.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ненависть к евреям"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Причины антисемитизма

Не любят нас, евреев

Антисемитизм: странное противоречие

Что нам предложил Творец

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Один из самых больших праздников для евреев – праздник Шавуот, когда у горы Синай народ получил Тору.

В принципе, это великое событие для мира, ведь с этого, можно сказать, началось вообще все. Как вы определяете этот праздник для мира?

Ответ: Для мира я никак не могу его определить, потому что мир ничего об этом не знает, не принимал и не принимает по сей день в этом никакого участия. Да и народ Израиля тоже я бы не сказал, что особенно празднует этот праздник. Это просто праздник Дарования Торы.

А вот получение Торы – это совсем другое дело. Оно уже идет индивидуально к каждому. Когда каждый, если он понимает, что это такое, то согласен принять на себя те указания, те советы, которые Тора дает человеку. И тогда уже действительно у человека постепенно начинает организовываться внутреннее понимание, что же такое Тора и что она дает ему. И тогда он может это праздновать.

Реплика: Получается, я ошибся, говоря "получение". Вы меня поправили. То есть это дарование Торы. А получение – это целый процесс, который будет дальше.

Ответ: Это уже снизу вверх. А дарование – это сверху вниз. То есть дарование – это то, что как бы дает Творец. А получение – это то, к чему я должен прийти, получить ее. 

Вопрос: Тогда скажите, как это сделать? Я знаю, в первоисточниках говорится, что стоял народ, стоял как один человек с одним сердцем, такое было состояние, и в этот момент он получил как бы инструкцию жизни.

Мы должны до этого состояния дойти, чтобы что-то начать раскрывать?

Ответ: Конечно. Это все говорится не о прошлом, а о будущем.

Вопрос: А сегодняшний разбитый, разрозненный мир даже не может вообще представить, что там есть?

Ответ: Да.

Вопрос: Постоянная ваша фраза, что мы должны прийти к этим добрым связям, к связям друг с другом, – это именно для того, чтобы мы начали этот процесс получения Торы, по большому счету?

Ответ: Да.

Вопрос: Тогда все-таки разъясните, что мы получим? "Свод законов" мне понятен.

Ответ: Это не просто свод законов. Мы получим совершенно новую установку на отношения между людьми и на отношения каждого человека к миру. Это любовь. "Возлюби ближнего как себя". Все, что там заложено, только лишь в этом и заключается.

Реплика: Получается, вы сводите Тору к одному практически. Вы сказали: "Возлюби ближнего как самого себя".

Ответ: Да. То есть прийти к состоянию, когда мы полностью связаны любовью, заботой, взаимным соучастием друг с другом – все люди вместе.

А Тора представляет собой высшую силу, высший свет, который в мере нашего усилия, нашего усердия сблизиться и объединиться влияет на нас и помогает нам достичь такого состояния связи.

От нас требуется только усилие и усердие, т.е. стремление к этому. И тогда я смогу вызвать на себя этот высший свет, высшую силу. И он меня исправит и свяжет с другими, со всеми людьми мира.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, это все-таки зависит от нас, от меня? Или это подарок сверху – это мое усилие?

Ответ: Сверху – это предложение: хотите – получи́те. А от нас зависит принятие его и реализация.

Вопрос: Как вы считаете, на каком этапе сейчас находится еврейский народ и мир в этом процессе уже получения Торы?

Ответ: Я бы сказал, не на настолько уж далеком. Потому что мы прошли путь осознания зла, насколько наша природа обратна природе Торы – любви, связи, взаимной помощи и так далее. И поэтому нам не так уж много надо сделать. Нам надо просто как бы сделать заключение из того, что мы прошли, и с осознанием зла нашей природы принять на себя закон взаимной любви.

Реплика: То есть подход, как говорится, к этой горе, горе Синай…

Что такое "гора Синай"?

Ответ: Гора Синай: гора – это понятно; а "Синай" – от слова "ненависть". Гора ненависти, над которой мы должны подняться.

То есть человечество должно подойти к этой огромной горе ненависти и подняться над ней. И тогда оно сможет связаться между собой в одну единую систему, в один единый народ и достигнет абсолютного счастья.

Вопрос: Вы говорите "все человечество в один народ"?

Ответ: Да, потому что Тора в общем говорит обо всех людях Земли.

Реплика: Тогда последний, уточняющий вопрос. Когда вы говорите "Тора", каждый представляет себе книгу.

Ответ: Нет. Тора – это система исправления всех людей, вплоть до их полной связи между собой.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.05.2023

Что нам предложил Творец (клип)

День, когда по преданию еврейскому народу была дарована Тора у горы Синай, стал в Израиле праздником Шавуот. Но что на самом деле даровал нам Творец?

Израиль – 75 лет войны и мира

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У нас круглая дата – 75 лет независимости Израиля.

75 лет как евреи обрели свой дом и 75 лет войн, 75 лет доказательства, что это наше место, что мы хотим здесь жить и так далее. Непростые это были годы.

Какой бы вы подвели итог этому 75-летию?

Ответ: Я бы хотел, чтобы мы поняли, что время работает не на нас. И мы вынуждены признать, что в глазах мира, несмотря на все наши попытки представить себя как можно лучшими, мы все равно выглядим как худшие.

Реплика: Это парадокс. То есть огромные достижения в медицине, в прогрессе, во всем…

Ответ: Это никому не надо от нас абсолютно. Наоборот, если бы мы страдали, то, может быть, какое-то количество неевреев нас бы любили. Вернее, жалели. А так нет.

Реплика: Великий каббалист Бааль Сулам приветствовал создание государства Израиль.

Ответ: Он надеялся на то, что это государство Израиль будет правильным. 

Реплика: Что вы считаете правильным?

Ответ: Что люди, которые будут его населять, будут стремиться показать всему миру, в чем заключается цель жизни человека на Земле.

Вопрос: Вы берете глобально. А то, что был создан дом для евреев, которые были гонимы, истребляемы?

Ответ: Зачем?

Вопрос: Чтобы жить дома, чтобы никто не трогал тебя. Это что, не идея?

Ответ: Это невозможно для евреев. Нас выгнали из своего дома. И своего дома у нас никогда и не было в общем-то. То, что мы жили несколько сот лет, даже меньше на земле Израиля в прошлом, ничего не говорит.

Вопрос: А то, что здесь были построены Храмы?

Ответ: И что? Отобрали землю у других народов и построили. А разве до этого здесь не было народов?

Еще Раши писал, что придут народы мира и спросят: "Почему же вы отобрали землю у народов, которые здесь жили?" А евреи должны будут ответить. И что, он говорит, мы сможем ответить? – "Вся земля принадлежит Творцу. Он дал другим народам, а затем забрал у них и отдал нам".

Но это в том случае правильно, если мы выполняем Его указания, волю, желание. А мы этого не делаем. И поэтому нет нам здесь жизни и не будет. И не будет! Я говорю об этом всем и всегда.

Реплика: Мы начали с того, что это праздник, но то, что вы говорите, звучит не празднично.

Ответ: Это праздник, потому что народ получил возможность, как говорит Бааль Сулам, существовать на своей земле и выполнить свою миссию перед всем человечеством. Так что, если он будет ее выполнять, эта возможность еще существует, то тогда все получится верно, и все в мире поймут, для чего евреи существуют, и что мы должны делать.

Вопрос: Какая миссия у евреев, и для чего они существуют на этой земле?

Ответ: Евреи существуют, чтобы на этой земле жить в единении между собой, и в таком единении, которое будет называться абсолютным единством. Когда они смогут всем другим народам показать пример, как надо на самом деле жить: без войн, без насилия, без взаимной ненависти.

Вот это мы должны показать всему миру. Тогда у нас будет право на существование. Все поймут, для чего мы вообще существуем. И все с радостью увидят, что мы существуем на своем клочке земли, для того чтобы это всё претворить в действие и пример.

Вопрос: Тогда все захотят, чтобы был этот клочок земли, чтобы здесь жили евреи, и чтобы процветали?

Ответ: Да. В частности, наши двоюродные братья – арабы.

Вопрос: В таком случае, что такое независимость в свете того, что вы говорите?

Ответ: Независимостью называется независимость от своего эгоизма, когда мы можем подняться выше него и показать этим пример всем народам мира, как надо жить в связи, в дружбе, во взаимности. И все захотят этому следовать.

В этом наша миссия свыше. Так что мы особый народ в этом смысле, и нам никуда от выполнения этой миссии не деться. Но пока мы придем к этому, возможно, пройдет еще несколько тысяч лет.

Вопрос: Тысяч лет?!

Ответ: Тысяч. Прошло 2000 лет? Пройдет еще 2000 лет. Неважно сколько, но мы все равно никуда от выполнения своей миссии не убежим.

Можно надеяться, что за следующие 2000 лет до нас все-таки что-то дойдет.

Вопрос: Такой слой в нас, что его не пробить?

Ответ: Эгоистический слой такой, что авось следующие 2000 лет что-то сделают с нами.

Вопрос: Но все равно так или иначе это работа не наша, это работа Творца. Он ведь может с таким же успехом сделать это завтра. Почему надо ждать 2000 лет?

Ответ: Мы должны, мы обязаны согласиться на эту работу. Мы обязаны ждать такого переворота в себе, когда захотим быть между собой не конкурирующими, а любящими друг друга, "возлюби ближнего как себя", и быть способными донести это как пример всем другим народам мира.

Реплика: Хороший бизнесмен, вы всегда это говорили, он стратег, он смотрит вперед на долгие годы. Плохой бизнесмен хочет сразу сейчас нахапать быстренько и всё. Вы такой бизнесмен, что вы смотрите вперед на 2000 лет. Вы занимаетесь этим делом, вы это дело распространяете, в то же время вы говорите, что это…

Ответ: Я живу этим ежедневно с надеждой, что через какое-то время, я не говорю 2000 лет, но как мы понимаем, еще не сегодня, народ начнет меняться.

Реплика: И для этого вы готовы сегодня это говорить, повторять …

Ответ: Для того чтобы через несколько тысяч лет это начало реализовываться.

Вопрос: Но вы все равно оптимист?

Ответ: Я не оптимист. Я говорю, что это закон природы, и все равно мы будем обязаны его реализовать.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.04.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Независимости 2022

От чего зависит независимость Израиля

70 лет подготовки закончились – пора действовать

Неотвратимость осознания зла

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Понимают ли евреи, почему со всех сторон на них оказывают давление?

Ответ: Прекрасно понимают. А что ты можешь сделать? Это закон природы, силы природы, которые таким образом настраивают неисправленных людей на ненависть к тем, в ком существует духовный зародыш, источник высшей души.

И мы не можем с этим согласиться, ненавидим сами себя. Мы, евреи, сами не любим себя за это, потому что неисправны.

Реплика: Но по сути, сами евреи этого не знают.

Ответ: Какая разница, знают или нет? Это закон природы, так действуют природные силы. Антисемиты не знают, почему они не любят евреев, выдумывают всякие оправдания, а евреи не знают, почему их ненавидят, и тоже выдумывают всякие причины. Это исходит из двух высших противоположных сил, как и всё в нашем мире.

В материальном мире представитель духовных сил – это иудей.  А чтобы сделать представителем духовных сил не его, а себя, его надо уничтожить. Но не уничтожать полностью, а оставить как пример: "Смотри, в каком он состоянии, значит, я прав, я победил, я выше". 

Вопрос: Поймут ли евреи когда-нибудь свое предназначение? Либо они осознают его, только когда их перережут?

Ответ: Нет, такого не может быть. Они осознают свою миссию, продемонстрируют ее и предложат всему миру. Тогда в той мере, в которой каждый участвовал в избиении этого племени, он должен будет преодолеть в себе весь этот процесс, потому как осознание зла должно пройти по всем келим (сосудам), по всем стадиям эгоизма в обратную сторону.

Огромная трагедия человечества в том, что они в течение многих тысячелетий показывали свою ненависть к иудеям за то, что те являются представителями Бога на Земле.

И теперь нужна обратная раскрутка этого во всех народах в той мере, в которой они сопротивлялись, уничтожали, сжигали евреев. Они должны будут все это испытать на себе, чтобы исправиться. Я не знаю, в каком это будет виде – в моральном, духовном, пусть даже не в физическом, но это нисколько не легче. Ведь мы ничего не проходим напрямую, из конца в конец. Мы должны пройти осознание зла.

Сказано в Книге Зоар, что мой внутренний гой наносит удар по моему еврею внутри, то есть мой эгоизм наносит удар по свойству отдачи и любви. Поэтому каждый должен будет это воспринять и пройти как осознание собственного зла, в огромных внутренних страданиях, и только после этого начать исправление. Это закон природы, тут ничего не сделаешь. Так что, все это еще впереди.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Учитель Лайтмана"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм против духовных сил

Японцы восхищаются евреями – надолго ли?

Корни антисемитизма, не стареющего веками, ч.1

День независимости Израиля

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Мы привыкли к словосочетанию – "День независимости Израиля". Мы привыкли к этому празднику, мы его отмечаем. В сегодняшнем мире слово "независимость" звучит везде и всюду: независимость государств, республик, независимая пресса, независимые эксперты. Об этом говорят все стороны конфликтов, все партии: правые, левые, отдельные люди – все!

И, кроме того, это не просто слово, а очень важное понятие в каббале.

Ответ: В каббале это понятие абсолютно обратное тому, что понимают под этим люди, мир, общество, государства, народы.

А что значит "независимость"? От чего?

Реплика: Это независимость моих границ, независимость от кого-то другого. Я хочу сам жить, со своей национальной независимостью – республиканской, государственной и так далее. Это означает, что я независим – чтобы ко мне никто не лез, я сам буду строить свой мир. Вот это называется "независимость".

Ответ: Но это невозможно, потому что в сегодняшнем мире все зависят друг от друга. Так как мы можем быть независимыми? Если ты будешь независим, ты должен идти в лес и обеспечивать сам себя тем, что ты можешь. Ты обрекаешь себя на жуткие условия.

Вопрос: Можно сказать по-другому: чтобы мне никто не диктовал, как мне жить. Тоже невозможно?

Ответ: Это то же самое. Тебе никто ничего не будет диктовать, но как ты себя обеспечишь? Как ты эту независимость создашь, сохранишь? Совершенно непонятно, как это может быть. 

Сегодня в мире развивающаяся страна должна быть связана со всеми странами добрыми взаимными узами. И только в таком случае она может чувствовать себя комфортно среди всех. Иначе она будет чувствовать себя задавленной, ограниченной, униженной и так далее.

Вопрос: Если она будет сама по себе?

Ответ: Да, но никто не даст ей такую возможность. Ведь все страны окружают друг друга и желают, как волки в лесу, оттяпать каждый от других, сколько может. Это наш нормальный, эгоистический мир. Он другим быть не может. И всегда был таким, только мы прикрывались немножко. Мы его не раскрывали достаточно в нашем эгоизме.

Вопрос: То есть, вы считаете, в этом мире нечего требовать независимости, ее нет и не будет?

Ответ: Мы можем требовать, но одновременно с этим, чтобы мы требовали от себя! Это самое главное. Если мы будем соблюдать такие условия, чтобы между нами были добрососедские отношения, мир, взаимопомощь, что вопреки нашему природному, естественному свойству – получать, покорять, принуждать к миру.

Реплика: Если объединение у нас, то против кого-то. А это все порочно.

Ответ: Конечно. Поэтому все, что мы создаем, это только якобы на пользу себе и во вред другим. Не может быть одно вместо другого.

Каббала говорит о независимости – это когда мы поднимаемся над нашим эгоизмом. Независимость от нашего личного эгоизма. Именно это является настоящей независимостью, и тогда я думаю только о других. И среди других, в добрых отношениях с другими, которые я создаю всеми своими возможностями, там я чувствую себя независимым.

Вопрос: Вы говорите "только о других"? А о себе я не думаю вообще?

Ответ: А я не буду, я как следствие. Я и сегодня существую как следствие отношения ко мне всех остальных.

Вопрос: То есть я могу думать только о других, а дальше уже следствие будет, как ко мне относятся, как я и так далее?

Ответ: Да.

Вопрос: Это не должно быть первой моей мыслью: "Будут ко мне хорошо относиться, если я буду хорошо относиться к другим"?

Ответ: Я не думаю, что это является природой человека и нашего общества. Так что говорить такие красивые фразы: "Ты не бей других, и тебя не будут бить" и так далее, это все не работает.

Вопрос: А то, что вы говорите, это работает? Насколько это возможно в нашем мире, чтобы я не думал о себе, а думал о других? Государственно, например.

Ответ: Дело в том, что, конечно, и это не работает. Если я буду хорошо относиться к другим, я только дам им еще дополнительный повод вцепиться в меня и отгрызать от меня всякие куски. Так что вся проблема в человеческом обществе – чтобы оно превратило себя из стаи хищников в организованное, взаимное, добровольное, доброе сообщество.

Вопрос: Вы верите в эту фантастику?

Ответ: Нет, ни в коем случае не верю, но произношу, потому что, в принципе, это единственный выход. Вот когда мы поймем, что это единственный выход, фантастический, абсолютно невозможный, тогда у нас вдруг появится возможность его реализовать.

Вопрос: Откуда?

Ответ: Свыше. Мы сможем получить такую силу от природы, которая поднимет нас выше нашего эгоизма, и тогда это реализуется. Я буду выше своей природы, я буду выше своих мыслей, я буду выше своих решений. Как это получится? Получится тем, что раскроется вторая сила природы – свойство отдачи, связи, любви.

Вопрос: Вы можете мне это гарантировать? Например, я политик или обычный человек, и вас слышу. Вы можете мне это гарантировать?

ОтветЯ могу тебе только еще раз рассказать более подробно, чтобы ты понял, что иного пути нет. Или мы идем к гибели и умираем в каждом поколении. А в будущем поколении готовят ту же судьбу для наших потомков. И ничего не меняется, кроме того, что страдания становятся всё бо́льшими, и возможность их решения с помощью войн, смертей становится все более ужасной.

Вопрос: И вот, понимая это и чувствуя это, я приду к тому, что вы говорите?

Ответ: Да, в итоге мы поймем. Причем, это очень страшное решение, потому что мы будем чувствовать, как с нас сдирают кожу. Потому что это абсолютно против меня.

Но есть возможность решить этот вопрос добрым, мирным путем. Это значит изучить нашу природу и изучить силу природы, которая может нам помочь изменить себя. И тогда мы сможем подставить себя под эту добрую силу природы, и она изменит нас со злобных маленьких хищников на добрых больших существ.

Вопрос: Вы думаете, мы приближаемся к этому осознанию, что мы злобные маленькие хищники?

Ответ: Мы приближаемся. Правда, пока что мы приближаемся тоже недобрым путем.

Но по тому, как раскрываются всё больше и больше, особенно в нашем поколении, всевозможные положительные и отрицательные силы, и дана нам возможность об этом говорить и как-то реализовывать их, то есть надежда на то, что мы сможем оформить для себя, для нашего понимания, для нашего познания эту систему сил природы и понять, как мы можем уравновесить ее и выразить из нее именно добрую силу.

Я думаю, что мы сможем это сделать. А иначе мы все равно придем к этому, но долгим-долгим путем, ужасным путем страданий.

Вопрос: Сказано, что Машиах придет, когда лицо человечества будет как морда собаки – это относится к нам, к нашему времени?

Ответ: Да, это осознание людьми своей ужасной, звериной природы. К этому мы сейчас приближаемся. Но мы можем видеть это издали, этого достаточно. Мы не обязательно должны попадать прямо в лоно собаки. Просто увидеть это и испугаться.

Реплика: Дай Бог, чтобы так и было.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом"

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Независимости 2022

Борьба за независимость от эгоизма

Существует ли подлинная независимость?

Эгоизм против духовных сил

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему раньше в Европе евреев обязывали жить в местечках или сгоняли в гетто? Почему к ним было такое отношение?

Ответ: Потому что, если ты ощущаешь, что я являюсь носителем духовных ценностей и этим мешаю тебе провозгласить себя носителем этих ценностей, ты должен меня уничтожать.

Ты должен постоянно показывать себе, своим детям, всем остальным, что я низкий, ничтожный, никчемный: "Посмотрите, что Творец позволяет мне делать с ним, ведь правда за мной!" Это чисто эгоистическое отношение к своему идеологическому противнику.

А что делала Европа? Там вырезали и сжигали целые еврейские города. Когда я был в Англии, мне показывали те места, где всех евреев сгоняли в синагоги и сжигали заживо.

Антисемиты не отдают себе отчета в своих действиях. Ими на подсознательном уровне движет источник нашего эгоизма, который на самом деле духовен. Он не может согласиться с тем, что в мире существует представитель духовных сил. Антисемитизм не имеет рациональных корней.

Антисемиты могут оправдывать свои действия как угодно, но в итоге, этот источник подвешен в Высшем мире. Он исходит из противоположности Якова и Эйсава. И от этого никуда не денешься, так и будет до конца исправления. Это еще обострится в будущих противостояниях между исламом, христианством и иудаизмом, пока каббала не станет над ними.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Учитель Лайтмана"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Катастрофа – не история, а актуальная мировая проблема

Непоколебимые

Невежество антисемитизма

О чём мы забыли в День памяти павших

Сегодня День памяти павших в войнах Израиля и жертв терактов. Больше семидесяти лет нескончаемой борьбы. 26969 погибших в войнах и терактах, из них 75 – только за последний год.

Настало время сменить подход к делу, разбить стены между нами и перестать оплачивать существование государства жизнями близких людей.

MIDEAST ISRAEL MEMORIAL DAY

Это было в 1982 году, во время Первой ливанской войны. Все мы, ученики рава Баруха Шалома Ашлага (РАБАШа), сидели вместе с ним в старой синагоге Бней-Брака на улице Хазон Иш. По древней традиции каббалистов он проводил ночной урок.

Казалось бы, всё как обычно, но каждый час РАБАШ бросал занятия и выбегал в соседнюю комнату, чтобы послушать новости. Кто-то из нас спросил: неужели эти сводки важнее, чем чтение Книги Зоар? Он ответил просто: «Там мои дети».

Согласитесь, ситуация для Бней-Брака нестандартная. Тем более что у РАБАШа не было сыновей на фронте. Однако весь народ он ощущал как единое целое и потому испытывал жгучую ответственность за всех, как будто все солдаты приходились ему родными детьми. 

Годы спустя, когда я работал в израильских ВВС, мое сердце выпрыгивало из груди вместе с каждым самолетом, отправлявшимся на боевое задание. И все же тревога моего учителя была особенной, совершенно исключительной.

Кровавая дань

День памяти и День независимости по-братски близки между собой. И они настойчиво требуют пересмотра тяжёлой цены, которую мы платим за свой дом на Ближнем Востоке. Платим год за годом, не видя впереди конца и края. Та ли это независимость, о которой мечтали наши предки и которую мы могли бы с уверенностью передать своим детям?

Войны и конфликты, чествования и траурные церемонии – всё это не приближает нас к кардинальному решению проблемы. Наоборот, страна вынуждена постоянно искать ответы на новые угрозы и защищаться от нескончаемых нападений. Вокруг расцвела целая индустрия борьбы с Израилем, щедро спонсируемая как ближневосточными, так и западными покровителями.

А потому, вместе с неописуемой болью утрат, вместе с данью памяти наших собратьев, необходимо подумать и о будущем. Нам нужен здравый, глубокий, беспристрастный анализ и совместный поиск пути, который выведет нас из этой мясорубки, из затянувшегося периода становления государства Израиль. Выведет в будущее, не требующее жертв.

Как ни странно, на иврите слово жертвы (קורבנות) происходит от понятия сближение (קרבה). Суть в том, что мы можем «приносить в жертву» не себя, а свой эгоизм, свое взаимное отчуждение. Иными словами, можем сближаться над гордыней, ненавистью, неприятием, безразличием – над всем, что разъединяет нас, делает слабыми, уязвимыми, ставит под удар. Нам жизненно необходим общий знаменатель, который уравняет всех нас в праве на человеческие отношения.

Нет, это не «красивые слова». Укрепление социальных связей, создание здоровой атмосферы в обществе генерирует безопасность нового уровня, добавляет к «железным куполам» и «железным лучам» еще один эшелон обороны – человеческий, нерушимый. Сказано об этом мудрецами:

"Когда есть в народе Израиля любовь, единство и товарищество, тогда никакие бедствия ему не страшны".

Когда умолкают сирены

В День памяти нас объединяет общая боль, общая беда. Но объединяет ли нас что-то ещё? Чем скреплён наш народ, в котором пропасти глубоки, как океан? Со звуком сирены мы останавливаемся, внутренне беремся за руки и оказываемся в кругу семьи, скорбящей, но единой. Но вот сирена затихает, и мы снова погружаемся в беспамятство.

То же самое мы испытываем во время войн: падает последняя ракета, гаснет последняя вспышка, замирает эхо последнего выстрела – и едва успевшая сплотиться страна возвращается к распрям, грызне, к выгоде за чужой счёт. За счёт тех, кого ты недавно защищал, или тех, кто защищал тебя…

Раскол в сердцах – вот наша ахиллесова пята. Не просто слабина, а червоточина, подрывающая всю систему. И кстати, те враги, что поумнее, бьют именно сюда. Причем в мирное время тоже. Мы сами подставляемся, и нет у нас управы на эту беду.

Хотя на самом деле есть, надо только разглядеть общую картину.

Испокон веков народ Израиля противостоит остальным народам. На этой разности потенциалов построена вся система человечества, балансирующая между необходимостью в евреях и ненавистью к ним.

Словно две чаши весов, неразрывно взаимосвязанные, но разнонаправленные: мы едины – ненависть спадает, мы разрознены – ненависть растёт. И неважно, как именно мы разрознены: скитаемся ли среди народов, униженные и гонимые, или на пике гордыни кичимся своей силой и исключительностью…

Две тысячи лет нас травили, несмотря на все попытки откупиться. А потом, в поколении свободных людей, живущих на своей земле, вдруг выяснилось, что за 67-м годом обязательно наступает 73-й – за одной войной следует другая.

Нет, чаши весов должны находиться в равновесии. А равновесие – это когда мы едины и ставим свое единство на службу миру.

Вспомнить всё

Итак, война и мир есть следствия того равновесия или дисбаланса, который мы создаем, устремляясь к единству либо пренебрегая им. Еврейский народ – это явление природы. Разобщаясь, он автоматически вызывает на себя жёсткое внешнее давление, призванное вернуть его в первоначальный сплоченный вид – так сказать, в идеальное состояние. Ведь именно оно и только оно поможет остальным – в качестве примера сплочённого общества. По большому счету, больше им от нас ничего не нужно. За нобелевки нас по головке не погладят и в покое не оставят. За единство – да.

Но, к сожалению, мы просыпаемся и вспоминаем об этом, только получив звонкую пощечину, а то и удар под дых, который для кого-то может оказаться смертельным…

Всё зависит от нас. Почему? Потому что в наших руках методика объединения, полученная от Авраама в Древнем Вавилоне. Реализованная, забытая, но не утратившая своей важности и эффективности. Сегодня она возвращается к жизни, потому что мир, катящийся в пропасть, уже созрел для этого лекарства.

Пришло время защититься от бедствий не только мечом, но сближением сердец. Реальные шаги в этом направлении обеспечат нам мир и безопасность. Никакой утопии – напротив, простой, понятный механизм, действие которого можно проследить в прошлом и в настоящем.

Поминая павших, празднуя независимость, мы по-прежнему забываем, что на самом деле мы непобедимы в своем подлинном, исконном состоянии. Ведь сила единства неизмеримо мощнее всего, чем мы пользуемся сейчас.

Какое-то время можно протянуть на заменителях, но нам обязательно нужно добраться до своего корня, до той точки, в которой мы никого не подведём и никого не оставим в беде.

Ради наших детей. Ради всего мира.

Предыдущие статьи:

Ynet: Вторая Катастрофа? Всё зависит от нас

Ynet: Виноват не солдат – виноваты мы

Статья на сайте Ynet "Кто ты, народ Израиля?"

К чему ведет неправильная трактовка Торы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Основной проблемой в развитии фашизма было то, что написано в Торе: "используй нееврея".

Ответ: Если Тору трактовать в рамках нашего мира, то тогда она будет хуже, чем "Майн кампф", ведь в ней говорится о том, что неевреев надо убивать, обманывать, пренебрегать ими, делать с ними всё, что угодно. 

Если это не трактуется, как "мои эгоистические желания, которые я таким образом должен обманывать, переделывать" и так далее, то тогда совершенно очевидно, что это можно использовать как основу ненависти к евреям.

Но кто вообще может думать об этом верно? Те, кому это выгодно политически, не более того. Потому что нигде в истории ты этого не видишь. Евреи зарабатывают? – Правильно. Они умеют устроиться лучше остальных? – Тоже правильно. Но, в принципе, они никому не наносят вреда. Это придумывают те, кому это выгодно. И это естественно.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Нацизм и евреи"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нацизм и евреи

За что фашисты ненавидели евреев? Ч.1

Как трактовать Тору?

Нацизм и евреи

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему у нацистов была ненависть именно к евреям?

Ответ: Это исходит из того, что материя нашего мира полностью противоположна духовной, носителями которой являются евреи.

Существует правая и левая линия, на сочетании которых строится душа. И одновременно есть крайне правая и крайне левая линии, называемые "клипот", то есть нечистота правая и левая, которые противоположны своим линиям и ненавидят их. Это все объясняется в каббале.

Нацисты были представителями более нечистой части левой линии. Они понимали, что евреи – духовная часть, и считали, что можно физически уничтожить то, что заложено в природе духовно.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Нацизм и евреи"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему нацисты ненавидели евреев?

За что фашисты ненавидели евреев? Ч.3

За что фашисты ненавидели евреев? Ч.1

Израиль и народы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается принцип смешения народов мира и Израиля? Какова цель этого процесса?

Ответ: На животном уровне смешение народов не имеет никакого значения: кто с кем как сочетается, каких рожает детей: черных, белых, краснокожих.  

Имеет значение только подъем до уровня "Исраэль" – "яшар к Эль", "прямо к Творцу", т.е. до уровня подобия Творцу. Чтобы те, кто называют себя израильтянами, евреи и не евреи, поднялись до этой планки, и весь Древний Вавилон пришел к своему исправлению.

Вопрос: Но что это за свойство: "смешение народов мира"?

Ответ: Это не внешнее, а внутреннее смешение, когда в каждом из нас начинает возникать точка в сердце, называемая "Исраэль" – "яшар к Эль".

Стремление к Творцу, к постижению Творца называется "Израиль".

Эта точка возникла в Древнем Вавилоне в нескольких тысячах людей, которые ушли из Вавилона и образовали свой народ, хотя не были никоим образом связаны друг с другом, кроме как духовной целью.

То же самое сегодня. Постепенно все народы, каждый в свое время, в своих ситуациях, начнут чувствовать потребность в духовном возвышении. И та точка в сердце, которая называется "Исраэль" – "прямо к Творцу", безотносительно к сегодняшнему Израилю, пробудится в каждом и заставит начать духовный путь, потому что так запрограммировано наше развитие. Мы все достигнем этого состояния.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Израиль и народы"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Исраэль и народы мира

Новый Исраэль

Исраэль: по праву рождения или по цели?

Готовы ли мы сегодня выйти из Египта?

каббалист Михаэль ЛайтманЕсть ли надежда, что сегодняшнему народу Израиля удастся спастись от раскола в обществе, как когда-то ему удалось спастись от Фараона и выйти из Египта?

К сожалению, пока не видно к этому предпосылок. Ведь при выходе из Египта мы ощущали себя принадлежащими одному народу и выступали против общего врага – Фараона, то есть разделяющего нас эгоистического начала.

При выходе из Египта мы уже достигли некоторого осознания зла, а сегодня этого нет. Сегодня мы видим зло только в тех, кто выступает против нас, то есть левые видят зло в правых, а правые – в левых, и всё. Мы не замечаем своего истинного врага – собственного эгоизма. Поэтому нам пока далеко до выхода из Египта, и еще предстоит долгий путь осознания зла своего эгоизма.

Это зависит от обучения и подготовки каждого, и мы видим, как трудно это воспринимается. Эгоизм насколько глубоко засел в нас и так широко разросся, что сложно понять, где он начинается и где заканчивается.

К сожалению, мы не стремимся сами идти к исправлению добрым путем, а продвигаемся только в силу того, что Творец подталкивает нас вперед. Поэтому трудно сказать, через какие еще испытания нам придется пройти, пока мы не дойдем до окончательного избавления. 

"Египет" сегодня – это общая взаимная ненависть между всеми. В какую сторону от человека ни посмотри, все его отношения с окружающим обществом пронизаны ненавистью. Эгоизм – это наш Фараон, как это всегда было. Мы сможем выйти из Египта лишь тогда, когда вытравим из себя братскую ненависть и заменим ее братской любовью, объединением.

Люди должны учиться, как относиться друг к другу с любовью, как бы это ни противоречило сегодняшней реальности. Раскрытие зла обязано предшествовать раскрытию добра, но в итоге мы реализуем программу творения.

Исход из Египта – это выход из взаимной ненависти, взаимного отторжения, из общего зла, отравившего израильское общество. Именно народ Израиля находится в Египте, но не народы мира, у которых все в порядке.

К сожалению, народ Израиля переживает такое проявление зла, которое пока не ведет к решению, не дает осознать зло, заключенное во взаимной ненависти. Каждый пока только стремится доказать другим свою правоту. А потому из этого не выйдет ничего хорошего, и мы продолжим падать.

В этот двусторонний конфликт уже втянута и армия, и полиция, и все круги израильского общества. Такое отношение совершенно не подобает народу Израиля и в прошлом уже приводило к катастрофическим последствиям.

Проблема в том, что никто не желает излечиться от этой болезни. Каждый думает, что решение в том, что его мнение возьмет верх, ведь эгоизм всегда требует: "Я буду править!"

Однако надо продолжать распространять методику объединения и надеяться, что Творец спасет нас от всех бед, и от этого разобщения тоже.

Творец не может раскрыть наши сердца, чтобы войти в них. Мы обязаны сами открыть свои сердца работой снизу, и тогда Творец войдет в них сверху и наполнит. А сердца открываются тем, что мы стремимся сблизиться друг с другом и молим Творца о помощи. Мы обязаны познать суть и предназначение народа Израиля.

Я желаю израильскому народу большей мудрости и большего понимания, большего ощущения того, что мы совсем небольшой народ, окруженный другими народами, желающими нас уничтожить. И мы можем спастись лишь при условии, что поймем, как это можно сделать, прекратив с этого мгновения и далее все войны между нами, чтобы жить по правилу: "Да поможет человек ближнему!"

По такому закону должен жить народ Израиля, и тогда мы закончим все эти раздоры и придем к окончательному избавлению.

Из беседы с журналистами, 04.04.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Знаки Машиаха сегодня

Современный Вавилон

Египет, текущий молоком и медом

Страница 19 из 324« Первая...1718192021...Последняя »