Что мы должны понять после трагедии 7 октября
Что мы должны понять после трагедии 7 октября
Вопрос: Пожалуй, самый важный день у евреев – это Йом Кипур, День искупления. Он объединяет религиозных евреев, нерелигиозных, которые вообще не исполняют никаких законов и заповедей. Этот день соединяет нас.
Скажите, пожалуйста, перед этим днем есть десять шагов, которые называются "десять дней искупления". Что это за ступени такие, которые ведут к Йом Кипур?
Ответ: Это постепенное-постепенное понимание человеком, как он живет, как он прожил, и как он думает дальше жить. В принципе, это когда человек думает о себе: кто я, что я, для чего я. И так далее.
Поэтому этот день, Йом Кипур, – он, в общем-то, день особый. Его отмечают все. Даже если никак не отмечают внешне, то внутренне как-то человек все-таки думает об этом.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, мы просим прощения в Йом Кипур. Я ведь, может быть, даже не знаю, за что я прошу прощения, но я прошу. Как это влияет на мою жизнь? Даже если вот так, автоматически прошу прощения.
Ответ: Дело в том, что, во-первых, просить прощения – это тяжелая работа. Это заставляет человека задуматься о его жизни, о том, что он думал годом раньше и как прожил этот последний год. И в общем-то это день, когда человек судит себя.
Вопрос: Йом Кипур еще называют днем очищения. От чего мы очищаемся?
Ответ: От эгоизма, от того, что портит всю нашу жизнь и мешает нам быть единым народом, устремленным в будущее к Творцу. День очень непростой.
Вопрос: Почему перед Йом Кипур для нас важно просить прощения именно у других людей? Это называется "слихот".
Ответ: Потому что сказано, что если ты не прощен другими людьми, то тебе и Творец не поможет.
Это самое главное – выйти на такой уровень связи с другими, когда ты просишь за них, а они просят за тебя.
Вопрос: Я должен просить прощения, допустим, у других людей с мыслью, чтобы они меня простили? Или просто потому, что так надо в этот праздник?
Ответ: Нет, ты должен достичь такого состояния, когда ты просишь других о том, чтобы они простили тебя. Потому что как бы мы ни желали строго оценить себя, мы всё равно обычно всё это пропускаем.
Вопрос: А когда другие?
Ответ: А когда другие, то мы должны быть чуткими, то есть мы должны проявлять максимальную вежливость, когда любой человек из народа становится абсолютно равным с другими. И никто не может быть спасен от своего эгоизма, от того вреда, который мы можем принести друг другу.
Вопрос: Это очень интересно. Он нас выравнивает всех, да?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть простой рабочий или премьер-министр…
Ответ: Нет абсолютно никакой разницы.
Вопрос: Вот этим – тем, что мы просим прощения, тем, что мы судим себя?
Ответ: Да. Все члены общества, народа – они не выше и не ниже. Мы также понимаем, что как находится каждый из нас перед этим великим обращением свыше к нам, так мы и должны поступать.
Вопрос: Мы с вами идем поступенчато и добрались до того, что мы постимся в Йом Кипур. Есть пять запретов, то, что нельзя делать в Йом Кипур. Скажите, пожалуйста, в чем суть поста? В чем суть этих запретов?
Ответ: Запрет на еду, на питье и так далее – это все связанно с тем, чтобы человек покорился немного, чтобы он понял, что есть высшая сила, и он должен пред ней предстать абсолютно отстраненным от своих эгоистических желаний, побуждений и так далее. Вот это самое главное.
Вопрос: То есть это такая внешняя попытка себя ограничить?
Ответ: Да, это внешняя попытка, но она очень воздействует на людей. Когда человек не ест, не пьет, читает определенную литературу, участвует в определенных даже, может быть, действиях с другими: молится и так далее, – он при этом себя поднимает на другой уровень.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что значит быть записанным в Книгу жизни? Все время говорится: "чтобы быть записанным в Книгу жизни". Книга жизни – что под этим подразумевается?
Ответ: Книга жизни – это как бы какая-то книга, листы которой чисты, и мы на них можем записать свои действия: добрые или не очень добрые.
Если ты вел себя праведно, то тогда ты записываешься в эту Книгу жизни. То есть, есть какая-то высшая воля, рука, которая якобы записывает твое имя в эту Книгу жизни.
Наши дела – они все записываются, то есть они все отображаются в природе вокруг нас. Мы сами эту природу освещаем своими действиями. И поэтому тут уже все зависит от понимания человека, какие действия для него добрые, какие злые, как он относится к другим – добром или злом.
Вопрос: То есть это можно представить, что вся природа – как белый лист, а мы отпечатываемся на нем?
Ответ: Да.
Вопрос: И желательно что? Чтобы мы белыми буквами входили туда или все-таки…?
Ответ: Желательно белыми.
Вопрос: Почему искреннее раскаяние перед собой важно не меньше, чем перед другими?
Ответ: Это важное действие, к которому человек может привести себя и действительно серьезно раскаяться в своих поступках, проступках за прошедший год и упросить в этом искреннем раскаянии, чтобы его не судили по всей строгости его поступков.
Вопрос: А чего боится человек, когда хочет, чтобы его оправдали, не судили, как вы говорите? Чего он боится?
Ответ: Самое главное – если человек желает, чтобы его простил Творец, потому что он не желает быть удаленным от Творца. Это, в принципе, главное. Все остальное –второстепенное.
Вопрос: То есть мой страх – быть отдаленным от Творца? И этого я боюсь больше всего?
Ответ: Да.
Реплика: А все остальное: здоровье, деньги, все, что хотите…
Ответ: Это все приходит и уходит.
Вопрос: И когда говорим о записи в Книгу жизни, – именно вот это?
Ответ: Это, да. Чтобы не быть далеким от Творца и все время пытаться приблизиться к Нему.
Вопрос: Вы сказали, что человек себя судит. То есть правильная ли цель у него в жизни и так далее. Скажите, Йом Кипур, это один день в году, – он помогает человеку найти путь к цели жизни, к тому как жить?
Ответ: Да, конечно.
Реплика: Но ведь это один день!
Ответ: Это неважно, это 24 часа. Если человек их проводит в раздумье, то он может многое исправить из того, что сделал.
Вопрос: За эти 24 часа?
Ответ: Да.
Вопрос: Тут вы правильную правку сделали: 24 часа – у меня сразу другое ощущение. А если мы еще на минуты разложим, на секунды, то вообще.
Скажите, пожалуйста, мы стараемся очистить сердце в этот день. Один день в году. Что нам мешает заниматься этим каждый день? Что-то же мешает.
Ответ: Наш эгоизм! Он тянет нас в разные стороны, к разным целям, и мы забываемся. А здесь у нас один день, вокруг нас весь народ занимается тем же. Собираются в молельные дома, читают всевозможные особые молитвы. И поэтому у человека есть бо́льшая возможность углубиться в себя.
Вопрос: А можно эти ощущения, которые получаешь в Йом Кипур, все-таки дальше транслировать на каждый день? Как-то разбить на следующий год?
Ответ: Есть, конечно, часть из наших действий, которые мы ощущаем, как некий малый Йом Кипур. То есть в каждой молитве каждый день...
Вопрос: После Йом Кипура? Ежедневно?
Ответ: Да, все-таки присутствуют такие элементы, когда мы порицаем себя, ощущаем себя неправыми, просим прощения и так далее.
Вопрос: То есть, есть малый Йом Кипур практически в каждом дне?
Ответ: Да.
Вопрос: И это правильно, так человек должен жить?
Ответ: Так человек должен жить, конечно.
Вопрос: То есть он должен себя каждый день судить?
Ответ: Это и есть в наших молитвах. Но не настолько, как в Йом Кипур.
Вопрос: Действительно, молитвы Йом Кипура – в них такая силища! Эта молитва в Йом Кипур может изменить судьбу человека, если он входит в нее всем сердцем?
Ответ: Я думаю, что да. Это особое состояние мира, особое состояние природы, особое состояние человека, особое состояние народа. И поэтому Йом Кипур может все менять.
Вопрос: То есть если мы вложимся в этот Йом Кипур, допустим, вкладываемся в этот Йом Кипур, мы даже можем останавливать войны?
Ответ: Да.
Вопрос: Йом Кипур помогает человеку начать жить по-новому?
Ответ: Возможно. Насколько это поможет или нет, трудно сказать. В принципе, если уже человек желает измениться, он не должен ждать Йом Кипур, он должен сделать это сейчас. И тогда он увидит, что действительно все можно изменить, и для этого подходит абсолютно любой день в году.
Вопрос: Давно мы так не говорили про Йом Кипур...
Скажите, пожалуйста, вы сейчас говорили о Йом Кипур – ощущение, что вы говорили не просто о еврейском празднике, вы как бы обо всем мире говорили. У вас такое понимание Йом Кипур?
Ответ: Абсолютно! Это день искупления для всего мира. И если человек отнесется к молитвам, как к самосуду, то, в принципе, это его очистит.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.10.2024
Йом Кипур - это Судный День. Кто судит? Кого судят? Что должен сделать человек в этот день? Что будет, если человек все сделает правильно?
В Судный День человек сам судит себя, приподнимаясь над собственным эгоизмом и раскрывая мир как единую систему. Неслучайно евреев всегда обвиняли в космополитизме – ведь все разграничения условны, и наша исконная, внутренняя основа чужда их.
Сегодня, когда мир отчаянно нуждается в единении, еврейский народ раздроблен на части. Однако другие народы нам не обмануть – они инстинктивно, сами того не сознавая, требуют от нас взять на себя миссию объединителей, слить сердца в одно сердце.
В этом и заключается наш Судный День.
Вопрос: Вам задают много личных вопросов. Спрашивают вас: вы когда-нибудь испытывали настоящий страх? Если да, то как вы к нему относились и относитесь?
Ответ: Настоящий страх я не испытывал, наверное. Страх смерти у меня был, и страх неудачи у меня был.
Вопрос: А какой-то животный страх?
Ответ: Это страх страданий. Это тоже было, но я бы не сказал, что это самые высшие виды страха.
Вопрос: А как вы выходили из этих состояний?
Ответ: Я уходил внутрь своих занятий, внутрь каббалы, и пытался найти их корень. И когда я его находил, то чувствовал, что я эти страдания сам создаю. И страхи уходили.
Вопрос: Может быть, вот это как раз и хотят услышать в ответ: надо уходить туда, искать корень?
Ответ: Это проблема. Если человек чувствует, что у него есть достаточно сил, чтобы бороться с такими виде́ниями страданий…
Вопрос: То, что навевает страхи?
Ответ: Да. То это проблема. Он должен сначала понять, что он идет на страдания. Должен будет пережить эти страдания, принять их, подняться выше них и так далее. Это непростая задача.
Вопрос: То есть вы сейчас говорите о страданиях и тем самым говорите о страхах?
Ответ: Да, это страх страданий.
Вопрос: То есть я должен идти как в фильме "Иду на грозу"? Я должен идти навстречу им, и тогда я могу идти к корню?
Ответ: Да.
Вопрос: А если я просто боюсь? Вот просто навалился на меня страх. Что мне делать?! Как из этого выйти? Сейчас страхи у всех людей практически.
Ответ: Тогда надо, тем более, резко выходить из этого состояния.
Вопрос: Как?
Ответ: При любых условиях не оставаться в этом. Я считаю, что самое лучшее для человека в этом случае – это серьезный спорт. Велосипед. И вперед. Вперед, и крутить по часу в день.
Вопрос: А если вы посоветуете свою науку, если вы посоветуете каббалу, то это не всем подходит?
Ответ: Нет, не всем. Это подходит только тем, которые могут поставить свой разум выше чувств. Иначе не получится.
Вопрос: Еще вопрос: "Вы пишете, что постоянно были с вашим учителем. Получается, что детей растила ваша жена. Я женщина, мне очень важно знать именно ее ощущение, уж извините".
Ответ: Да, так и было.
Вопрос: Какое ощущение у вашей жены? Спрашивает женщина.
Ответ: Она, по крайней мере, имела детей, участвовала в их процессе обучения и так далее. А я занимался только своим учителем.
Реплика: Это героическая жизнь со стороны женщины.
Ответ: У нее – да.
Вопрос: И это вы вполне ощущаете?
Ответ: Вполне! Она заслужила все, что может дать Творец.
Вопрос: А вы по-другому не могли?
Ответ: Нет.
Вопрос: И сегодня это тоже понимаете, что вы не могли по-другому?
Ответ: Я это понимаю, конечно.
Вопрос: И она это понимает?
Ответ: Да!
Вопрос: Вопрос такой: о чем вы думаете, когда преподаете своим постоянным ученикам? И о чем думаете, когда вы на публичной лекции, перед вами те, кто вообще ничего не знает?
Ответ: Когда я на публичной лекции, и никто ничего не знает, то я должен преподать им самые-самые понятные для начинающих азы каббалы, чтобы они почувствовали, что они понимают, принимают и адаптируют это в себе.
Вопрос: То есть это практически вы должны спуститься на их уровень…
Ответ: Да, конечно. А если я уже со своими учениками, то я пытаюсь там действовать так, чтобы каждый урок состоял из двух, а может быть, и трех ступеней. Чтобы они поднялись по ним и начали бы смотреть немножко свыше на ту точку зрения, которая у них была до начала этого урока. Вот так.
Вопрос: С чем с урока должен выйти ученик?
Ответ: С тем, что он поднялся над тем, с чем пришел, и это его удовлетворяет, устраивает, приподнимает. И он таким образом чувствует себя заслужившим.
Вопрос: То есть он должен выйти с какой-то галочкой, что я чего-то достиг?
Ответ: Да, обязательно.
Вопрос: Потом куда-то это девается в течение дня, и следующий урок снова, да?
Ответ: Относительно, да.
Вопрос: А с чем должен выходить начинающий после вашей лекции для начинающих?
Ответ: Что он пришел, наполнился и уходит, в общем, довольный.
Вопрос: А вам надо, чтобы у него была тяга к вашей науке, чтобы вы пробудили это в нем?
Ответ: Конечно, я об этом волнуюсь и думаю, но это зависит от человека.
Вопрос: Еще вопрос: что для вас означает Израиль? Считаете ли вы себя патриотом Израиля?
Ответ: Израиль означает для меня особое место, действительно святое место в мире, в котором могут существовать и будут существовать все евреи.
Насколько я считаю себя патриотом? Я не думаю об этом. Во мне есть просто практическая, я думаю, правильная оценка этой страны.
Вопрос: Тогда вопрос: какая она?
Ответ: Что это место для нас. И мы должны за него цепляться всеми способами.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.09.2024
Судный день – как записать себя в Книгу жизни
Рош аШана в Израиле каждый раз дает возможность задуматься: в чем смысл нового года? В чем смысл жизни в новом году?
Наступает праздничный период начала года, и возникает вопрос: "Как лучше подготовиться к нему?".
Я думаю, весь народ Израиля, находящийся на этой земле, понимает, какое особое состояние мы проходим. Оно требует от нас единства и объединения, а также силы противостояния нашим врагам, окружившим нас со всех сторон. Мы должны быть готовы к этому и уверены, что если будем так действовать, то у нас все получится.
Все зависит от нас. Если мы захотим, то земля Израиля будет наша. Два эти состояния: прорыв в духовный мир и материальное противостояние врагам народа Израиля – связаны между собой и сближаются все теснее.
И чем больше мы будем готовы к духовному раскрытию, тем вернее получим материальную землю Израиля. Одно влияет на другое, и эта связь очень положительная и четкая, и все больше проявляется с каждым днем, что видно по череде последних успешных военных операций.
Бааль Сулам подробно объясняет в "Предисловии к Книге Зоар", какая связь существует между внутренним и внешним. Поэтому, чем больше будет наше единство и объединение, тем больше успехов мы сможем добиться в материальной форме. Это очень благоприятная ситуация, и главное, не упустить эту возможность: не допускать слабости по отношению к врагам и вражды по отношению друг к другу.
Если между нами будут открытые, сердечные отношения, в любви и объединении, то мы можем покорить весь мир силой добра. От нас будут исходить такие добрые силы объединения и единства, что мир с радостью примет их и использует. Это очень благоприятное время для такого изменения. То исправление, которое мы не могли сделать в течение тысяч лет, сейчас возможно сделать. Будем надеяться, что все получится, с божьей помощью.
Что это за возможность, которая открывается сейчас, и какой не было прежде? Раньше у нас не было такой преданной и ощутимой формы связи, которая определяет все наше сегодняшнее существование и наше будущее. А теперь мы можем подняться и нашей особой силой обязать природу, Творца, привести нас на вершину существования.
Нам надо лишь захотеть, чтобы это случилось, и навести порядок в наших отношениях, каким он должен быть: между отдельными людьми, между десятками, мужской частью группы и женской, между детьми – насколько только возможно. А усиление объединения, которого мы достигнем между нами, неизбежно изменит реальность. И весь народ Израиля, объединившись вокруг нашей группы, реализует это соединение на практике.
Мы должны стать центром объединения, и не для того, чтобы быть в центре, а ради самой связи. Каждый будет готов отдать ради этого весь свой свет. Для прорыва в духовное нужно, чтобы единственной мыслью каждого было, как наполнить сердце товарища. Войти в сердце товарища – означает завоевать землю Израиля. И так мы достигнем полного исправления. Ведь сердце товарища – это для меня "земля Израиля".
Из урока на тему "Вопросы и ответы о духовном пути", 01.10.2024
Вопрос: Можно ли просить в молитве, чтобы мы могли связаться друг с другом и передать всю меру света, которую Творец хочет провести через нас, народам мира?
Ответ: Да, можно.
Вопрос: Какова зависимость качества общей молитвы от готовности каждой десятки? И наоборот, как каждая десятка зависит в своем продвижении от общей молитвы?
Ответ: Это очень тесная зависимость. Поэтому надо заботиться друг о друге и критически относиться к тому, как каждая десятка раскрывает себя относительно других, чтобы давать правильное понимание движения вперед.
Из урока по запискам Рабаша, 18.08.2024
Вопрос: Что значит исправленная связь в Исраэль?
Ответ: Желание на отдачу.
Вопрос: Если Исраэль – это средство, которое должно наполнить келим народов мира, как прийти к этому как в чувствах, так и в разуме? Где взять желание стать переходным звеном?
Ответ: Неважно, насколько вы понимаете, переходное вы звено или нет. Главное, что вы к этому стремитесь, и Творец воплощает это.
Из урока по запискам Рабаша, 18.08.2024
Перемычка между двумя бесконечностями
Разбиение произошло на двух ступенях: Первый Храм и Второй Храм, пока оно не достигло полной меры. И теперь уже можно прийти к построению Третьего Храма, то есть состояния, которое мы строим на основе пройденных разрушений и так достигаем исправления всей действительности, всего мира. Это задача, стоящая сегодня перед нами.
9 Ава символизирует особую дату в календаре, отражающую духовный корень пройденных разбиений: крушение Первого Храма и Второго Храма. Это разбиение распространялось сверху вниз, и сегодня мы находимся у самого подножия этой лестницы, поэтому Первый Храм был выше Второго.
Первый Храм был на уровне света Хая, очень высоким, а Второй Храм гораздо ниже: на уровне света Нешама. Нам нужно было пройти через это падение: крушение Первого Храма и потом крушение Второго Храма, к полной потере духовного. И это для того, чтобы сегодня мы смогли подняться, совершить исправление этих разбитых духовных генов (решимот) и построить Третий Храм.
Разумеется, мы не строим его сами, а только выясняем это состояние и поднимаем разбитые решимот, и тогда приходит свет, который выстраивает духовный сосуд, называемый "Третий Храм".
Поскольку 9 Ава символизирует разрушение Храма, этот день считается днем траура. Но это не значит, что надо сидеть и плакать. Прежде всего надо задуматься, чтобы понять, что происходит и почему нам приходится скорбеть. Этот день приходит для того, чтобы учиться на нем, как восстановить свой дом святости, свою душу в исправленном состоянии, наполненном раскрытием Творца.
Кто виноват в разрушении Храма?
У всего зла, проявляющегося в мире, есть духовный корень.
Вопрос: Как известно, американские университеты сотрясают антиизраильские демонстрации. Не любят нас в американских университетах, причем в очень крутых: Нью-Йоркский, Йельский, Колумбийский, Гарвард, Калифорнийский университет, Беркли, Массачусетский технологический институт, Мичиганский университет и так далее.
То есть в богатых университетах, где учатся неглупые студенты, не бедные, думающие и так далее, процветает антиизраильское настроение – это раз. Но в то же время то же, что было во все века, – странные обвинения во всем, в чем хотите.
Как это согласуется с умом, с развитостью, с интеллигентностью?
Ответ: Это согласуется очень просто, потому что одно совершенно не зависит от другого. Могут быть очень серьезные, воспитанные, умные, всесторонне развитые люди и в то же время относительно Израиля, евреев, они…
Реплика: Будут повторять самые страшные, самые нелепые домыслы: проказа, колодцы всякие отравляют.
Ответ: Обязательно. Будут повторять все, что хочешь.
Вопрос: Вы можете объяснить, что это? Как всякие нелепые обвинения согласуются с умом человека, с разумом?
Ответ: А они не находятся в этой же области, что и разум человека. Сразу же включаются совершенно другие центры, и человек начинает переходить на совершенно другой ум, начинает слушать и верить в то, что ему говорят.
Реплика: В основном в этих университетах спонсоры в большинстве своем – евреи и еврейские организации.
В принципе, и руководители этих университетов, и студенты понимают, что у них не будет стипендий, например, если евреи перестанут поддерживать эти университеты. Не будет зарплаты у преподавателей и так далее. Что тут происходит с разумом? Руку дающую я как бы…
Ответ: Нет. Я не думаю, что они так уж боятся, что эти доноры перестанут платить.
Реплика: Да? Хотя они требуют, чтобы все, кто связан с Израилем, – "мы от них не хотим получать никаких пожертвований". Вот что они говорят.
Ответ: Желают себя "очистить".
Вопрос: А это выше денег, выше всего?
Ответ: Да. Они думают, что этот призыв подействует на тех людей, которые все-таки доноры, и они будут давать даже еще больше, показывая, что они относятся к другому типу людей.
Вопрос: Вы сейчас даже намекаете на евреев?
Ответ: Да, на евреев, конечно.
Вопрос: То есть евреи будут давать на антиизраильскую пропаганду?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А где здесь логика? Мы сейчас все время вокруг этого крутимся, что здесь тоже нет никакой логики.
Ответ: Не нужна никакая логика.
Вопрос: В чем я себя "обеляю"? Я продолжаю платить сюда, в Гарвардский университет, допустим, я еврей…
Ответ: Да. Ты считаешь, что это хороший университет, и он выпускает хороших специалистов, и ты за плюрализм.
Вопрос: Понятно. То есть я за демократию, свободу и так далее?
Ответ: Да.
Реплика: Теперь скажите, пожалуйста. Я еврей, я учусь в этом университете. Здесь вокруг меня всё в плакатах, в требованиях уничтожения Израиля.
Ответ: А тебя это не касается, ты ходишь с высоко поднятым носом и не замечешь как бы этих плакатов.
Вопрос: Это вот я, студент еврейский?
Ответ: Да.
Вопрос: Но это хороший случай такой? То есть я иду, и я по-прежнему ощущаю себя евреем, и я иду…
Ответ: Не знаю, как ты ощущаешь себя евреем. Даже если ты ощущаешь себя евреем, то ты должен показать, в чем ты согласен и в чем ты не согласен с евреями.
Вопрос: То есть я даже могу к ним примкнуть?
Ответ: Да, конечно. Еще как!
Вопрос: Скажите, есть такая связь? Если я продолжаю учиться в этом университете, значит, я поддерживаю всю эту антиизраильскую возню там?
Ответ: Нет. Не обязательно.
Вопрос: Но я продолжаю учиться в нем. Это правильно? Или мне надо в знак протеста выйти из этого университета?
Ответ: Тут уже ты меня спрашиваешь совсем о других вещах.
Вопрос: Да, это другая область. Я спрашиваю вас: как хорошо поступить?
Ответ: Я считаю, что в таких университетах евреям нельзя находиться. Они получают такое направление ненависти, которое вынудит их отказаться от еврейства.
Вопрос: Тогда скажите, как вы считаете, спонсоры еврейские должны соскочить с этих университетов?
Ответ: Конечно!
Вопрос: Как Израиль должен с этим бороться, как вы считаете?
Ответ: Не думаю, что Израиль может бороться с этим. Это просто полоса такая. Я надеюсь, что когда-нибудь она пройдет, хотя это еще неизвестно когда. Но если евреи начнут с этого дела выходить, то остальные почувствуют это на своем кошельке, на поддержке, на всем.
Вопрос: То есть вы считаете, что если ты на кошельке почувствуешь, на своих зарплатах почувствуешь, на том, что беднеет университет, то у тебя начнут мозги шевелиться?
Ответ: Конечно.
Вопрос: То есть, евреи должны выходить из таких университетов, как спонсоры, так и студенты?
Ответ: Да.
Вопрос: Не поддерживать их ни в чем?
Ответ: Ни в чем.
Реплика: Хорошо. Я вижу, что выходцы из этих университетов: Йельского, Гарвардского и так далее, – лет через 10-15 будут руководителями страны. Это однозначно – в Америке.
Ответ: Да.
Реплика: То есть лет через 10-15-20 Америка уже не будет поддерживать Израиль никаким образом.
Ответ: Наверное.
Вопрос: Сможет Израиль существовать без этой поддержки, сам, один?
Ответ: Это, конечно, трудно. Но тут уже стоит вопрос о жизни государства. Поэтому я считаю, что нам здесь надо обратиться уже выше себя – к Творцу.
Реплика: То есть вы говорите, что это будет непросто.
Ответ: Это будет непросто.
Вопрос: Непросто, и поэтому обращение будет к более высшей инстанции?
Ответ: Да.
Вопрос: В принципе, к этому идет дело?
Ответ: Да.
Реплика: С Америкой мне видится так: она будет антиизраильской, в конце концов. С Европой нам тоже понятно. Европа тоже откажется от Израиля. Так или иначе, если проглядывать будущее, Израиль остается один. То есть Израиль должен стать такой крепостью.
Ответ: Да.
Вопрос: Как ей стать?
Ответ: Это – все время оставаться на своем.
Вопрос: А "моё, израильское" – это что?
Ответ: Моё – это то, что я сплачиваюсь вокруг нашей цели и сплачиваю народ ближе к Творцу.
Вопрос: А цель какая у нас, у народа Израиля?
Ответ: А цель – разъяснить всему миру методику, намерение, цель существования человечества.
Вопрос: Какая она?
Ответ: В том, чтобы постичь Высшую силу.
Вопрос: Это и есть цель?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть вокруг этой цели должен объединиться народ Израиля и вот так как один стоять?
Ответ: Да. И тогда, что бы ни было, он выстоит.
Реплика: И все эти враги вокруг, и все, что будут…
Ответ: Да нет, это всё…
Вопрос: То есть если мы завязываемся на Высшем, то безопасность однозначна?
Ответ: Для этого нам и создаются такие условия.
Вопрос: То есть вы сейчас сказали, что это сверху подзуживается Америка, такое становится в Европе, и вокруг нас, чтобы мы именно обратились к Высшему?
Ответ: Да. Так сказано, так написано.
Вопрос: Без этого, без таких страданий, возможно по разуму или по сердцу обращение к Творцу, без того, чтобы тебя сжимали?
Ответ: Нет, невозможно.
Реплика: У вас это очень железное правило: вы все время как бы говорите, что без этих страданий невозможно никакого продвижения.
Ответ: Нет.
Вопрос: То есть вы здесь материалист? То есть вы говорите: этот материал надо зажать?
Ответ: Да.
Реплика: И только тогда он…
Ответ: Начнет двигаться.
Вопрос: А движение – это обращение к Творцу?
Ответ: Да.
Вопрос: Что мы говорим? С чем мы обращаемся? Каково наше обращение к Творцу?
Ответ: О помощи. Помоги нам, чтобы мы сплотились. Помоги нам, чтобы мы были сильнее. Не сильнее кого-то, а сами по себе. Нам не нужны силы давить кого-то. Нам нужны силы для того, чтобы противодействовать нашему эгоизму. И тогда все устроится.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 29.07.2024
9 Ава – трагическая дата для еврейского народа. В этот день были разрушены Первый и Второй храмы, и происходили другие драматические события.
Сможет ли Израиль выстоять в одиночку?
Вопрос: Сказано: "Когда изучают мораль, начинают видеть важность Торы и заповедей, т.е. до какой меры наслаждений человек может дойти". Как на нашем пути мы раскрываем эти меры наслаждений?
Ответ: Постепенно мы начинаем чувствовать, что в духовном находятся огромные наполнения для ума и для сердца.
Кроме того, то наслаждение, которое вы ощущаете, наполняет практически весь мир. Кто-то его ощущает больше, кто-то меньше, но через вас наполняется и мир.
Вопрос: В десятке я могу четко ощущать, от каких моих действий наслаждается Творец. А как быть с народами мира? Как правильно с ними взаимодействовать, от чего Творец будет наслаждаться?
Ответ: От того, что ты раскрываешь народам мира цель творения и даже помогаешь им в чем-то двигаться к этой цели.