Для того чтобы это свойство получения уподобилось свойству отдачи, оно не должно себя аннулировать. Верно, оно не может уподобить себя по действию, поскольку способно только получать, зато может достичь подобия по своему намерению на это получающее действие. "Я получаю" – это не меняется. А "ради кого" – меняется: или ради себя, или ради Творца.
Поэтому первое наше исправление называется "отдача ради отдачи". Звучит вроде бы немножко неправильно, неграмотно. Это потому, что иначе нам это никак не выразить. Смысл в том, что я хочу приобрести свойство отдачи не ради себя, поднимаюсь над собой.
А вот следующее исправление уже более понятно. Оно определяется как "получение ради отдачи". То есть я уже использую свое желание ради отдачи.
Итак, после своего создания желание постепенно преобразуется, нисходя до нашего мира. Здесь оно превращается в огромное количество неживого, растительного, животного и человеческого материала – и в итоге проходит целую серию исправлений.
Неживое, растительное и животное желание проходит исправление инстинктивно, подневольно. А вот желание человеческого уровня проходит свое исправление в осознании и именно осознанием, потому что "человек" – это надстройка над всеми остальными желаниями. Его вроде бы и нет как такового, поскольку человек относится к животному миру. И все же кроется в нем нечто более глубокое – сознание, понимание, ощущение – нечто такое, что выделяет, поднимает его над животным уровнем, хотя и не всегда.
В чем же заключается особенность человека? Он начинает быть человеком, когда уподобляется Творцу. И потому зовется "Адам" – от слова "домэ", подобный.
Намерение Творца – привести всё огромное желание к подобию Себе. Желание делится на четыре части: неживое, растительное, животное и человек. В целом, всё это творение должно прийти к подобию Творцу. Однако нижние виды творения приходят к подобию Творцу инстинктивно – в той мере, насколько их использует человек. Сам же он приходит к подобию сознательно, по ходу дела привлекая и используя для себя низшие уровни – те, что мы видим в нашем мире. Он поднимает, как бы облагораживает их своим правильным намерением, правильным использованием – и таким образом они исправляются.
На своем пути к Творцу человек поднимает, включает в себя животные, растительные и неживые желания – как нашего мира, так и своего внутреннего мира. Но каким же образом исправляется желание человеческого уровня?
В желании человека существует несколько ограничений.
Самая легкая его часть начала свое исправление уже со времени Адама. На следующем этапе эстафету принял Авраам. Затем путь был продолжен вплоть до крушения Второго храма, до времен рабби Шимона и написания Книги Зоар. После этого цепочка каббалистов продолжала исправлять человеческие желания до нашего времени.
Однако самое страшное желание – это то, которое осталось у нас сейчас. И потому сегодня возникает совершенно новый расчет.
Надо сказать, что человеческие желания появляются в наше время у определенных людей, причем во всем человечестве, без всякой наследственной связи с древними каббалистами. Эти желания тянут людей вверх – и теперь они должны реализовать в себе их (красный участок на чертеже).
Естественно, что в своей реализации они используют все предыдущие наработки древних каббалистов, вплоть до наших учителей, до Рабаша. И они-то сегодня представляют собой группу, которая ведет исправление мира.
Необходимо сознавать, что каждого из нас "выдернули" из миллионов и даже из миллиардов людей, мужчин, и женщин, не за какие-то особые заслуги, не в качестве привилегии и не по протекции родителей, а потому, что в нашем корне заложено столь сильное стремление к истине, что мы не можем его подавить и пытаемся реализовать.
Но задача у нас стоит в том, чтобы реализовать его не ради себя, а ради всего остального мира, ради семи миллиардов, которые существуют сегодня тут с нами, на нашей планете (черный участок на чертеже).
Мы говорим о сплочении, о единстве, о проявлении Творца в нас, о том, как нам всего этого достичь. Устремляясь на группу (Гр), я вижу, как через нее прийти к Творцу (Тв.), который скрыт. Но и я, и группа должны всё время ощущать, что делаем это для того, чтобы насладить Творца.
Отдача – это Его наслаждение, заключающееся в том, чтобы всё творение стало подобным Ему – целиком (желтый цвет на чертеже). Нам надо понимать, что именно для этого за нами находится человечество. И поэтому нам надо включать, соединять всё это вместе в одну цепочку. Работая над нашей молитвой, мы должны будем лаконично обговорить эту цепочку – иначе она не будет полной. Это для нас самое главное, о чем нельзя забывать.
Человек "распинает" себя внутри, раздирается на части, пытаясь объединить всё это: я, группа, семья, проблемы, наш мир, человечество, которому, вообще, всё безразлично, и Творец, которого (а-а! вспомнил!) я должен наслаждать…
Ничего я толком не знаю и не могу ни к чему прийти, а вдобавок мне надо всё это сложить, да еще так гармонично, чтобы выглядело как одно общее целое, неразрывное и взаимосвязанное. Ведь, очевидно, так творение представляется Творцу, таким оно выглядит в Его замысле. Единые создания должны находиться на Его уровне и наслаждаться ради отдачи Ему, а Он – ради отдачи им. Таким образом, оба они – Творец и творение – находятся в слиянии.
Нам тяжело к этому прийти, и все же мы должны об этом непрерывно думать. Нам очень не хочется об этом вспоминать, и не очень-то мы к этому стремимся – но устремляться надо, потому что без этого наше обращение к Творцу не имеет никакой основы.
Ради чего мы просим? Мы просим, чтобы Его насладить. А самое большое, подлинное наслаждение – это не наша (ББ) отдача Творцу, а отдача тех людей, которые приходят к Нему без понукания, из области всего человечества (7 x 109).
Поэтому мы обязаны заниматься распространением, обучением, интегральным воспитанием, образованием. Ведь именно благодаря кризису, который устроил Творец, именно благодаря проблемам, которые Он сейчас создает в мире, человечество побуждается к движению вперед, к тому, чтобы разобраться, в чем проблема и найти ее решение. Этим Творец подготавливает всё человечество, для того чтобы оно услышало нас.
А мы должны, с одной стороны, устремляться к Творцу, а с другой стороны, изучать, ощущать и изобретать всевозможные средства медиа-воздействия на всё остальное человечество, чтобы люди обратились к Творцу без всяких "неласковых" понуканий. Ведь сегодня Он создает им одни проблемы.
У нас нет особых внешних проблем, мы не страдаем, как очень многие в мире. Нам Творец, наоборот, дал устремление к Нему, устремление вперед. Это подслащает нашу жизнь, мы находим для себя смысл существования – а это самое главное. Даже если мы страдаем, у нас есть ответ на вопрос: "Ради чего?".
У людей же такого ответа нет, и потому им очень тяжело. Значит, если мы желаем отдавать, то нам надо не только демонстрировать это в группе, на духовном уровне, и не только с Творцом, но показывать это на всем остальном "человеческом материале". Без этого нам не обойтись.
В итоге, наша работа – постепенно "проталкивать" послание в массы. Сегодня, возможно, уже чуть-чуть легче проводить в массы идею о том, что человек нашего мира нуждается в исправлении, что только благодаря исправлению человека мы исправим мир. Таким образом мы и ведем объяснения, без упоминаний о том, что надо доставить удовольствие Творцу. Это вообще неприемлемо для людей. Надо обязательно обращаться к тому желанию, которое в них есть.
А в первую очередь, мы обращаемся к себе и развиваем в себе ответственность за исправление мира. Как это громко ни звучит, а с каждым днем миру становится всё более ясно, что никто не знает, где выход, каково решение. Мир без руля и без ветрил просто плывет по воле волн непонятно куда. А потому наша работа заключается в том, чтобы дать миру единую методику исправления, которая приведет его к единству. И всё это для того, чтобы достичь отдачи, то есть дать наслаждение Творцу.
В мере этого мы с вами, как основа, реализующая программу, получаем свет. Каким образом? А очень простым. Он проходит от Творца через всех каббалистов к нам, а через нас – на мир, на семь миллиардов.
Итак, мы с вами является проводниками, промежуточным звеном и даже, можно сказать, представителями Творца на уровне этого мира. И только таким образом, исходя из системы, которую мы с вами изучали и еще будем изучать, можно понять, насколько необходимы мы все и каждый из нас. Ведь система интегральна: если кого-то приводят – случайностей нет, если кого-то уводят – случайностей тоже нет. Всё делается только Творцом согласно тому, как мы укрепляемся в пути.
Так вот, заручаться Его поддержкой в исправлении мира, пытаться исправить мир, для того чтобы приблизить его к Творцу, – это наша самая главная задача. В принципе, это причина нашего существования. Без этого никакого "Бней Баруха" не было бы совершенно. Ведь Творец не нуждается в одном человечке или в ста тысячах. Сейчас речь идет о полном исправлении мира – и мы видим это по его глобальному кризису. Мы обязательно должны включать весь мир в цепочку каждой нашей просьбы к Творцу. Иначе у нас нет никакого основания обращаться к Нему. Каждый из нас получил пробуждение от Творца лишь потому, что он необходим для исправления мира, и не более того.
Бааль Сулам много пишет об этом. Из своего опыта я вижу, что это действительно так. Если бы я не занимался распространением, то ничего бы у меня не получилось. Когда я начал преподавать, когда взял этот ориентир – сразу же почувствовал, насколько это продвигает вперед.
Поэтому я очень советую каждому и каждой группе: пытайтесь открывать вокруг себя всевозможные курсы, ищите, как дальше распространять идею исправления мира. Сегодня это уже не проблема. Я вижу миллионы людей в мире, которые отслеживают нас, занимаются, читают, вращаются вокруг – только не заявляя о себе, а пассивно.
Нам надо пытаться это делать – естественно, легитимными путями, ни в коем случае не смешивая это ни с религией, ни с политикой. Мы не имеем отношения абсолютно ни к чему. Мы – просветительская организация, которая обязана это делать в силу своего плана, своей основы, своей идеи, но притом никому не вредя и обращаясь только к тем кругам или людям, которые этого желают, и не более.