Из урока, посвященного Дню памяти катастрофы европейского еврейства
Трудно говорить о Катастрофе, поскольку тема эта неразрывно связана с чувствами людей. Гораздо спокойнее мы можем обсуждать войны, которые шли тысячи лет назад, хотя тогда они подчас велись внутри народа – например, между эллинистами и теми, кто держался изначальных принципов. А в целом народ Израиля, разумеется, вел немало войн с внешними врагами: римлянами и др.
Мы знаем, что в прошлом все войны являлись результатом несоответствия Исраэля своему предназначению. Известно из ТАНАХа и Гмары, что если бы народ Исраэля действовал правильно, ни один народ не властвовал бы над нами. Бааль Сулам пишет об этом в статье "Поручительство", и еще раньше Ари сказал, что если бы мы оставались поручителями друг другу, как на ступени Первого Храма, и не упали бы оттуда, то силы скверны не получили бы над нами власть.
Однако наш спуск был заложен в программе творения, чтобы и в этом мире, по аналогии с духовным, мы прошли через разбиение царей ДАХГАТ, т.е. разрушение Первого Храма, и разбиение царей ТАНХИМ, т.е. разрушение Второго Храма. В нашем материальном мире мы тоже должны были пережить два этих разрушения – и потому упали с духовной ступени на самое дно.
В свое время рабби Акива рассмеялся, увидев пустошь на месте Храма. "Я никогда не верил, что это осуществится, – сказал он. – И раз уж Второй Храм разрушен, теперь нет сомнения в том, что будет воздвигнут Третий и настанет полное избавление". Таким образом, два разрушения и долгое изгнание были необходимы. Можно сказать, что свободного выбора тогда еще не было – все состояния определялись взаимодействием света и сосуда на пути сверху вниз.
И вот, сегодня, когда мы дошли до самой низкой ступени и достигли наибольшего эгоизма, берет начало новый мир. Он уже "закругляется", уже проявляет разбиение, и, как говорит Бааль Сулам, мы стоим на пороге избавления.
Вследствие этого на нас воздействуют уже другие законы – не те "механические" принципы, которые раньше двигали нас вперед вместе со всем человечеством. Параллельно с его развитием, мы проходили различные состояния подъемов и падений вплоть до настоящего времени, но отныне начинается другая эпоха – эпоха свободного выбора.
После разбиения, падения и взаимовключения с миром сегодня всё готово к исправлению. И исправление это осуществляем именно мы – посредством добрых дел и просьбы, идущей от разбитых душ. Однако сами они, будучи разбитыми, неспособны на просьбу и добрые дела. Как же быть?
Мы стараемся объединиться в одно целое, как это было до разбиения, до разрушения Храма. И пускай мы не в силах это осуществить, но сами наши усилия – и есть "добрые дела". Я стараюсь до тех пор, пока не взмолюсь о помощи, пока не закричу: "Спасите!" Тем самым я подниму МАН – просьбу об исправлении, а свыше в ответ придет помощь, которая называется МАД.
Таким образом, у нас есть свобода воли: мы можем ускорить свою историю, процесс, который должны пройти. Если же мы не выполняем ежесекундно то, на что способны по собственному свободному выбору, тогда упущенное и нереализованное нами состояние не приходит как долгожданная заря в свойстве милосердия (хасадим), а обращается свойствами преодоления (гвурот). Как следствие, вместо "спокойных вод" приходят "свирепые воды", вместо вод Бины – воды потопа, и т.д. Вместо того чтобы идти вперед по пути Торы и света, в любви к ближнему, как к себе, мы бредем, подстегиваемые бедами, которые не продвигают, а лишь заставляют нас осуществлять те действия, которые мы пропустили. Ведь так или иначе, мы обязаны их завершить.
Здесь возникает вопрос. Вначале я мог произвести определенное действие благодаря объединению в группе, пониманию и ощущению, слиянию товарищей, взаимопомощи и т.д. Я мог тянуться к тому, что не представлялось насущной необходимостью, пускай даже искусственно поднимая в своих глазах важность этого действия. Но теперь, когда меня подстегивают бедствия и необходимость, – разве я реализую свой свободный выбор? Нет. Значит, я иду к концу исправления, подобно животному, бегущему от ударов бича? И это называется духовным развитием? Где здесь свобода воли?
Дело в том, что беды все-таки подведут нас к размышлениям, с их помощью мы начнем нащупывать зло. Однако за это придется заплатить, и в таком случае наш свободный выбор будет намного более сложным, многослойным. Ведь уступок здесь не бывает, человек все равно должен по собственной воле пройти каждый шаг на 125 ступенях подъема от самой низкой точки назад к концу исправления. Иначе он не будет человеком.
Итак, мы поднимаем просьбу об исправлении (МАН) и получаем от Бины ответ (МАД). Если этого не происходит, мы переходим к свойствам преодоления – гвурот. А это означает несчастья и бедствия, личные и общие, включая Катастрофу. В целом, этот процесс прокатывается по всему человечеству, а по народу Исраэля – в несколько раз сильнее, поскольку он не выполняет своей функции.
В конце "Предисловия к Книге Зоар" Бааль Сулам говорит о том, что мир делится на две части: внутреннюю и внешнюю – "Исраэль" и "народы мира". "Исраэль" также делится на две части: к внутренней относятся те, кто изучает науку каббала, чтобы исправить себя, а к внешней – те, кому нет дела до исправления. В свою очередь, внутренняя часть "народов мира" – это их "праведники", а внешняя часть – "нечестивцы", "вредители".
В этой системе действует связующий механизм: как соотносятся между собой две части в "Исраэле", так же они соотносятся и в "народах мира". И потому когда изучающие науку каббала поднимаются наверх – в "народах" тоже обретают силу люди, тянущиеся к объединению, к доброму общежитию. И наоборот, если в "Исраэле" пренебрегают внутренней частью Торы, наукой каббала, иными словами, своим предназначением, тогда и в "народах" пирамида переворачивается: внешние поднимаются наверх и берут власть над миром. Разумеется, эти события, будучи более масштабными, негативно сказываются на "Исраэле", послание и цель которого опускаются, уступая вершину нечестивцам и низвергая в самый низ тех, кто изучает каббалу и близок к духовному. Так протягивается "вертикаль власти".
Это и случилось с нами во времена Гитлера. Исраэль действовал противоположно своей роли, предпочитая материальное духовному, и, сообразно с этим, в народах мира разрушительная часть возвышалась над доброй, пока пирамида не перевернулась. Ну а тогда пришел "вредитель" и сделал свое дело…
Из урока на тему "День памяти Катастрофы и героизма", 19.04.2012
Предыдущие сообщения на эту тему:
Предпочесть внутреннее
Исраэль: по праву рождения или по цели?
Задача Исраэля
Тема : Израиль и народы мира, Отрывки из утренних уроков
Комментировать