Израиль – это не обычный народ, это собрание из разных народов древнего Вавилона, объединившихся по идеологическому принципу "возлюби ближнего, как самого себя", чтобы в таком объединении раскрыть Высшую силу, управляющую нашим миром.
Израиль – это не обычный народ, это собрание из разных народов древнего Вавилона, объединившихся по идеологическому принципу "возлюби ближнего, как самого себя", чтобы в таком объединении раскрыть Высшую силу, управляющую нашим миром.
Самое главное для нас – это любить землю, страну, народ. Но это невозможно, если мы не познаем, не разберемся, не раскроем для себя причины создания этого народа и его цели.
Вопрос: Вы как-то сказали, что Исраэль относительно других народов – очень маленькая часть. Такое соотношение останется до Окончательного Исправления (Гмар Тикун)? Или в конце все станут "Исраэль"?
Ответ: По количеству нас, конечно, мало, но внутри Израиля чувствуется именно так. Чем больше здесь живешь, а я здесь живу уже 40 лет, тем больше чувствуешь, насколько нет особой разницы между ивритоязычными, русскоязычными и выходцами из других стран.
Здесь такой, что называется, плавильный котел, что все вместе превращается в одно "блюдо". Поэтому я не думаю, что в будущем русскоязычные приезжие будут играть большую роль. Только если их приедет много, а много их не приезжает.
Вопрос: Я спрашиваю не о русскоязычном населении, а вообще об "Исраэль". Станут ли все "Исраэль" в Окончательном Исправлении? Или останется определенная часть, которая будет связываться с другими народами и с Творцом, выполняя роль "Исраэль"?
Ответ: Наверняка так будет продолжаться до Конца Исправления. А после него уже это, может быть, изменится.
Из урока на тему "Соединяемся в одну душу", 19.07.2024
Большое откровение выявится во всей своей полноте лишь в дни Машиаха. (Бааль Сулам, "Последнее поколение")
Вопрос: О каком откровении говорит Бааль Сулам? Что это за период времени – дни Машиаха?
Ответ: Время, в котором мы сможем подавлять, аннулировать свои эгоистические свойства и заменять их свойствами отдачи и любви, чтобы быть подобными Творцу, называется временем Машиаха.
Это не какое-то определенное время, дату которого можно сейчас назвать, а период, когда человечество начинает стремиться изменять себя со свойств получения на свойство отдачи.
Вопрос: К этому должна прийти определенная масса людей или достаточно единиц из народа?
Ответ: Должна быть какая-то масса людей, которые понимают, что это необходимо.
Естественно, что в соответствии с этим будут действовать какие-то внешние силы, чтобы подтолкнуть человечество вперед, но не те, которые сегодня воздействуют на нас. А мы должны будем продолжать обучение каббале, чтобы это помогло людям приблизиться к Творцу по свойствам.
То есть идея, в принципе, простая. Творец, который по природе своей альтруист, создал нас эгоистами, и мы должны сами захотеть приобрести Его альтруистические свойства.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 11.07.2024
Вопрос: У всех народов есть свои традиции. Но мы говорим, что мировое кли – это Исраэль, народ Израиля.
Хотелось бы понять, подойдем ли мы постепенно к тому, чтобы глубже познакомиться с этими понятиями, традициями и принять их? Что нам мешает? Мне кажется, что это вполне хорошее, позитивное стремление.
Ответ: Я не думаю. Это огромная масса законов, которые должен изучать человек, относящийся к иудейской массе. Но другим это совершенно ни к чему. Это просто запутает вас.
Вам надо изучать каббалу. А евреям, кроме этого, нужно еще знать свои законы, которые они обязаны выполнять, поскольку без этого они не будут близки к Творцу.
Вопрос: Не станет ли это неким камнем преткновения, который будет отличать нас от центральной группы и всех остальных?
Ответ: Не думаю, что такое состояние возможно. Мы не заставляем никого молиться и выполнять какие-то заповеди. Все это выполняется добровольно. Если человек готов к этому, независимо от того, еврей он или нет – это его личное дело. Не надо на это обращать внимания. Каждый делает то, что желает.
Из урока по запискам Рабаша, 04.07.2024
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Тема передачи: "Природа человека".
Эпоха Последнего поколения. Взгляд в будущее общества. Передача 2
Эпоха Последнего поколения. Взгляд в будущее общества. Передача 1
Вопрос: Бааль Сулам в статье "Последнее поколение" пишет, что если большинство народа примет идею "весь мир – одна семья", то они немедленно вольются в коммунистический альтруизм. А что с меньшинством?
Ответ: Дело в том, что прежде всего происходит смешивание идей, выяснение свойств, а затем уже выносится решение, что делать. Люди начнут принимать какие-то нормы поведения, законы.
То есть в народе будет не просто большинство, а образуется критическая масса, влияющая на ход истории.
Из урока по статье Бааль Сулама "Последнее поколение", 24.06.2024
Бааль Сулам, статья "Поручительство": С отрицательной стороны означает, что если часть народа не захочет исполнять поручительство, а останутся погруженными в любовь к самим себе, то тем самым и остальных вынудят оставаться погруженными в эту грязь и низость без какой бы то ни было возможности выбраться из этого мерзкого положения.
Мы находимся между собой в интегральной связи, и это создает и положительную, и отрицательную проблемы.
Положительная составляющая – то, что мы помогаем друг другу, восполняем и дополняем друг друга. Отрицательная – в том, что если в интегральной группе что-то недостает кому-то, то от этого страдают все.
Поэтому то, что природа сделала нас интегрально взаимосвязанными – это и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что мы добавляем от каждого в общее кли, а плохо то, что когда мы не даем, то крадем из этого кли.
Надо понимать, что интегральное духовное кли очень чутко реагирует на изменения каждого в плюс или в минус.
Из урока на тему "Поручительство"
Мудрецы образно сравнивали поручительство с двумя людьми, плывущими в одной лодке, когда один начал сверлить дыру в дне лодки под собой, а на вопрос другого, зачем же он это делает, ответил: "Какое тебе дело? Я же сверлю дыру под собой, а не под тобой". На что второй сказал: "Глупец! Ведь мы, находясь в одной лодке, утонем вместе".
Так что эти разгильдяи, погруженные в любовь к самим себе, строят тем самым железный забор, не позволяющий изучающим каббалу даже приступить к выполнению реализации каббалы в указанной степени: возлюби ближнего, как себя, – что является лестницей, ведущей к слиянию с Творцом. И как же были правы в приведенном примере мудрецы, сказав: "Глупец! Ведь находясь в одной лодке, мы утонем вместе".
Мы тонем вместе с нашим миром. Поэтому в нашем поколении нам надо поскорее избавиться от этого, то есть понять, как исправляться.
И поэтому Рабби Эльазар, сын Рашби, написавшего Книгу Зоар, в вопросе о поручительстве пошел еще дальше, заявив, что не только народ Израиля, не только эта группа, которая получила когда-то систему Авраама, ответственны друг за друга, но и все народы мира.
Таким образом, все народы мира тоже находятся под условием взаимного поручительства. Поэтому мы должны объяснять это всем и привлекать всех к этому.
Из урока на тему "Поручительство"
Поручительство, охватывающее весь мир
И стал весь народ Израиля ответственен друг за друга, так как Тора была дарована ему только после того, как был опрошен каждый: согласен ли он принять на себя выполнение заповеди "возлюби ближнего" (Бааль Сулам, статья "Поручительство")
Вопрос: Что значит "был опрошен каждый"? Или это для нас неуместный вопрос?
Ответ: Этот вопрос постоянно есть у тебя внутри, в душе. Каждый день ты должен отвечать на него: готов ли ты идти вперед?
С этим вопросом человек продвигается: "Кто я? Для чего я? Почему я? К какой цели иду? С помощью чего? Что именно я должен делать? В чем заключается каждый мой шаг?". То есть это все, что организует его в движении к свойству отдачи, к духовному свойству.
Ведь самое главное для нас – обрести первое духовное свойство. Это значит, что мы начнем ощущать духовный мир.
Из урока на тему "Поручительство"
Бааль Сулам, статья "Поручительство": Чтобы каждый принял на себя обязанность заботиться обо всех и заботился бы об удовлетворении потребностей каждого в степени не меньшей, чем природой заложено в человеке заботиться об обеспечении собственных потребностей.
Мы должны все время сравнивать заботу о себе и заботу о других: насколько стремление "ради себя" отличается от стремления "ради других", какова разница между ними, можем ли мы каким-то образом уподобить стремление заботиться о других заботе о себе. Это и есть конкретная и очень простая задача. Определить это можно очень просто, но выполнить – почти невероятно.
Поручительство в том виде, как оно описано у Бааль Сулама – это фантастика. Мы понимаем, что оно практически недостижимо, не находится в поле возможностей человека. Я не могу думать, как о себе, не только обо всех в мире, но даже о близких мне людях. Это невозможно. Задача, которая поставлена перед нами, практически невыполнима. Тогда о чем же идет речь?
И только после того, как весь народ согласился, и как один воскликнули: "Сделаем и услышим", – ведь тогда каждый из народа Израиля сделался ответственным за то, чтобы никто из народа ни в чем не нуждался, – только тогда стали они пригодны для получения Торы.
Достаточно, если мы поймем, что у нас нет другого выхода. Да нам и не нужен другой выход, ведь на самом деле это самая высокая цель, которая может быть в нашем низшем, ничтожном мире. Поэтому, если мы согласимся жить в поручительстве, то станем вызывать на себя особые высшие силы, которые приведут нас к этому состоянию.
Однако никто не говорит о том, что мы должны стать альтруистичными, добрыми, любить всех, соединяться со всеми. Это ведь несерьезно. Говорится о том, что мы должны осознать нашу сегодняшнюю природу и то состояние, к которому должны прийти, к которому подталкивает нас природа.
Посмотрите, что делается в мире. Природа подталкивает нас к полному объединению. Мы еще, может быть, не осознаем этого, но, в принципе, именно это находится перед нами. Если мы хотим жить на нашей маленькой Земле, то должны стать абсолютно одним единым целым, иначе нам никак не выжить.
Осознавая это, мы станем пригодными для получения Торы, для получения высшего света, который будет менять нашу природу и подгонять к общему объединению.
Мир с каждым днем проходит все большее разделение, разбиение, отдаление, и в соответствии с этим все большее непонимание того, где он существует, ради чего, как. Человечество ощущает тот эгоизм, который как бы играет с ним изнутри, и действует согласно ему.
Бааль Сулам, статья "Поручительство": И стал весь народ Израиля ответственен друг за друга, так как Тора была дарована ему только после того, как был опрошен каждый: согласен ли он принять на себя выполнение заповеди "возлюби ближнего" именно так, как написано: "возлюби ближнего своего, как самого себя".
Во-первых, нет такого народа – "народ Израиля". Он появился в результате того, что собрались люди, которые захотели подняться над своим эгоизмом, осознав, что внутри него нельзя существовать.
Это было в Древнем Вавилоне три с половиной тысячи лет назад. Люди поняли, что если они будут продолжать действовать в эгоизме, то просто погубят себя, уничтожат друг друга. Произошло большое столпотворение, вспыхнула взаимная ненависть и жители Вавилона не знали, что делать дальше.
Поэтому Авраам, сын верховного жреца Тераха, увидев, что начались большие проблемы, междоусобицы, всевозможные трения в народе, стал исследовать это явление. Он понял, что оно исходит из роста эгоизма в каждом человеке и единственным решением может быть только подъем над эго, стремление каким-то образом уравновесить его.
Эту идею Авраам стал проповедовать среди древних вавилонян, призывая их объединяться и подниматься над эгоизмом, чтобы достичь правильного взаимопонимания, перестать убивать друг друга и привести себя к нормальному состоянию.
Его отец Терах тоже был за это, но вавилонский царь Нимрод – против. Ему казалось, что этим он теряет власть, ведь когда люди становятся ближе друг к другу, менее агрессивными, более добрыми, то им, в общем-то, наплевать на власть. А когда они ожесточаются по отношению друг к другу, тогда царь может встревать между ними и управлять.
Поэтому у Авраама не было выхода, кроме как призвать всех, кто согласен с его идеей объединения и увести их из Вавилона в так называемую землю Кнаан. Сейчас здесь находится государство Израиль. Поэтому они и стали называться народом Израиля (Исраэль) – от слова "прямо к Творцу".
Из урока на тему "Поручительство"
Реплика: Леонид спрашивает: "Уважаемый Михаэль Лайтман, я только недавно узнал, что великие евреи раньше не были евреями. Именно самый известный – рабби Акива – не был евреем, а стал главным учителем еврейского народа.
У царя Давида, самого великого царя Израиля, бабушка Рут не была еврейкой. Известный комментатор Торы Ункелос был римлянином, принял иудаизм, перевел Тору на арамейский, и это самый известный перевод. Вопрос: как это так, есть ли этому объяснение в каббале?".
Ответ: Я не знаю объяснений. Я просто знаю, что это не имеет значения. Человек, который хочет быть ближе к Творцу, принимает на себя все те законы, которые указаны в Торе, и таким образом становится евреем.
"Йехуди" – от слова "соединяющийся с Творцом", "сближающийся с Творцом".
Вопрос: "Йехуди" – это "иудей" больше?
Ответ: Да. Так что не имеет значения.
Потому мы этих людей приветствуем, уважаем, любим и почитаем.
Вопрос: Получается, есть какой-то такой навигатор – если я хочу ближе быть к Творцу, то я приближаюсь к Торе?
Ответ: Да, конечно. Потому что она и говорит о том, как быть ближе к Творцу.
Вопрос: То есть раньше вот это желание возникает: "Я хочу быть ближе"?
Ответ: Да.
Вопрос: Кто вызывает в человеке это желание?
Ответ: Творец.
Вопрос: Получается, Он сам же и зовет человека?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Это какие-то избранные люди? Леонид пишет об избранных людях: рабби Акива, Ункелос, Рут?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть, есть определенные люди, которых Творец вызывает, и они именно приходят к Торе?
Ответ: Да, и они приходят к тем законам, к тем условиям, которые сказаны в Торе.
Реплика: Дальше Леонид задает вопрос: "Что значит пройти гиюр и стать евреем?"
Ответ: Это принять на себя обязанность выполнять условия сближения с Творцом.
Вопрос: Это называется "пройти гиюр"?
Ответ: Да.
Реплика: Он спрашивает: "Почему так тяжело сегодня пройти гиюр? По себе знаю".
Ответ: Это зависит от времени, конечно, тоже. Но в основном это зависит от чиновничества.
Вопрос: То есть существуют такие барьеры?
Ответ: Да.
Вопрос: Это хорошо, что есть барьеры?
Ответ: Да, это хорошо.
Вопрос: То есть хорошо, что тебя сначала отталкивают, не дают долго?
Ответ: Если это в разумных пределах, то конечно.
Реплика: Ведь мы знаем, что для бабушки царя Давида это было проще, она сказала: "Это мой народ, хочу быть с моим народом". И это называлось "прошла гиюр".
Ответ: Да.
Реплика: Сегодня так не произойдет.
Ответ: Прошло много времени, люди стали намного сложнее.
Реплика: Дальше он задает такой вопрос: "Получается, что тот, кто прошел гиюр, может оказаться даже руководителем поколения, то есть выше тех, кто рожден евреями. А евреям самим это не обидно?"
Ответ: Ни в коем случае не обидно. Этот человек, который прошел гиюр, на 100 процентов еврей и даже чуть больше. Потому что он пришел извне и приложил усилия.
Вопрос: То есть, в принципе, получается, что тот, кто проходит гиюр по-настоящему и становится евреем, он даже выше природного еврея?
Ответ: Конечно.
Вопрос: По-настоящему еврей – кто это, что это, и как это? Если можно, еще раз, обобщая.
Ответ: Еврей – это человек, который желает сблизиться с Творцом. И всё.
Вопрос: Такая простая формула?
Ответ: Да. "Йехуди" – от слова "ихуд" (сближение).
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.05.2024
Вопрос: После выхода из Египта происходит получение Торы, которое олицетворяет особый праздник Шавуот. Получение Торы – это получение высшего света, с помощью которого человек может исправить себя до уровня Творца.
Почему это произошло именно на горе Синай?
Ответ: Гора Синай олицетворяет собой ненависть к нашему эгоизму, благодаря чему мы и можем получить высший свет.
Мы получили методику исправления эго, поскольку ненавидели его, т.к. стоя под горой Синай, видели, насколько этот эгоизм ненавистен нам, насколько он против нас. Мы готовы были буквально закопать себя под этой горой, если не получим силу исправления.
Только после этого мы смогли войти в Землю Израиля, в Эрец Исраэль.
Эрец – это желание, Исраэль ("Исра-Эль") – направленное прямо к Творцу ("Яшар-Кель").
Будучи в Земле Израиля, мы построили там Первый и Второй Храм, которые олицетворяют объединение всей души в ее головном виде, называемом Исраэль. А в наше время мы должны подтянуть к этому не только себя, но еще и все человечество, и достичь Третьего Храма.
Из ТВ программы "Основы каббалы"
Шавуот – праздник обретения связи с Творцом
Шавуот - это событие, символизирующее получение в наши руки, в нашем мире Высшей силы, ее раскрытие, возможность использовать ее для нашего блага, для духовного подъема. Мы берем на вооружение эту Высшую силу, Высший свет для того, чтобы привести весь мир к совершенству.