Сегодня у нас нерадостный день. Считают, что на протяжении истории в этот день произошло 5 печальных событий, хотя на самом деле их было намного больше.
Поэтому все, что совершается в нашем мире, исходит из духовного мира. И, очевидно, там есть корни, несущие в этот мир неприятные следствия - вплоть до очень неприятных.
В течение всей истории развития человечества в этот период (с 17 тамуза до 9 ава) мы пережили много ударов. У этих событий действительно совершенно особый духовный корень – корень разбиения желаний/сосудов, корень разрушения в душе.
Сколько времени и как это будет продолжаться? - На эти вопросы дает ответы наука каббала. Она объясняет, что это будет не вечно, а лишь до тех пор, пока мы не осознаем свое зло: поймем, что мы разбиты и находимся в плохом состоянии, что отношения между нами разорваны, и сами мы – неисправленные.
Если мы придем к осознанию зла, то тем самым достигнем состояния, которое называется: "Я создал злое начало (эгоистическую природу человека)". И значит, на самом деле увидим, что в нас заложены плохие свойства и в результате придем к исправлению. Ведь сказано: "Я создал Тору в приправу для его исправления, потому что свет, заключенный в ней, возвращает к Источнику".
Уроки прошлого учат нас, что причина всех возникавших проблем кроется только лишь в нашей эгоистической природе. Ведь Первый Храм разрушился из-за того, что существовал раскол внутри народа. Тогда не было соседей, которые омрачали нашу жизнь, - мы сами не могли жить в мире между собой, и это привело к разрушению. Наши неправильные взаимоотношения всегда вызывали внешние силы, которые и завершали эту работу.
После 70 лет вавилонского изгнания мы вернулись обратно на землю Израиля и построили Второй Храм, хотя и меньший по своей мощи, чем Первый. Храм (ивр. "бейт а-микдаш" – "дом святости") означает, что нам удалось соединиться между собой сердцами – стать как один человек с одним сердцем, потому что сердце называется "дом". Ведь самое главное – это такие отношения между людьми, которые называются святостью, взаимной отдачей и любовью, согласно великому правилу: "Возлюби ближнего, как самого себя".
Мы пришли к этому состоянию после изгнания, но опять не смогли удержаться в таких отношениях длительное время, и через несколько сотен лет снова произошло разрушение Храма. Это событие случилось при жизни рабби Акивы, когда беспричинная ненависть сменила братскую любовь. И, невзирая на то, что он непреклонно стоял на принципе: "Возлюби ближнего, как самого себя", 24 тысячи его учеников не смогли удержаться на этой духовной ступени во взаимной отдаче, - и в результате Храм между ними разрушился. Разрушился Дом святости, который люди строят между собой, в своих сердцах.
В науке каббала мы изучаем, что происходящее в духовном мире затем воплощается в материальном, и нет ничего в нашем мире, что бы существовало само по себе. Наш мир - это всего лишь следствие духовного мира, и все мы здесь словно марионетки, которых дергают за нити. Мы управляемы свыше соответственно отношениям между нами. Если это хорошие отношения, – сверху поступают хорошие команды, а если плохие, тогда – наоборот. У каждого из нас своя судьба, которая ведет его по жизни.
Выходит, что если разрушился Храм в нашем сердце, в наших взаимоотношениях, то разрушился и Храм - как строение в Иерусалиме. Так мы пришли к последнему изгнанию.
Наука каббала рассказывает нам, что, в сущности, все изгнания и все освобождения обязаны были произойти в истории нашего развития, потому что посредством этого мы, в итоге, приходим к истинному осознанию зла своей эгоистической природы.
Этот процесс протекает в четыре этапа. Как известно из науки каббала, модель йуд-кей-вав-кей существует в нашей душе, внутри нас. И если мы действительно желаем что-то раскрыть, то обязаны пройти четыре этапа осознания и выяснения. Поэтому для того, чтобы познать свою природу, нам нужно пройти четыре изгнания и четыре освобождения.
Сейчас мы завершили последнее, четвертое изгнание и поднимаемся к последнему освобождению, называемому "окончательным". И формула проста: мы должны раскрыть, что испытываем ненависть друг к другу, а не находимся в отдаче. Таковы наши действительные взаимоотношения.
Бааль Сулам сравнивает нас с орехами в мешке: внутри него орехи отталкиваются друг от друга, и как только мешок раскрывают, они тотчас же рассыпаются в разные стороны, - лишь мешок удерживает их вместе. Вот так и мы, к сожалению, живем в своей стране. А наш народ, согласно науке каббала, – еще не народ. Мы должны понять, что, на самом деле, означает это понятие - "народ Израиля".
Ведь если народы мира могут существовать потому, что они – народы и живут вместе в одной стране, то мы – нет. В нашей стране все иначе: дай кому-то убежать отсюда туда, где ему обеспечат хорошие условия, - он тут же сбежит. Многие люди ищут такую возможность всю жизнь, ведь нас ничего не держит на этой земле, нас ничего не связывает друг с другом. Лишь ненависть народов мира удерживает нас вместе.
Дело в том, что наш народ был основан Авраамом, который собрал в Вавилоне людей, согласных идти с ним в страну Кнаан на условии "возлюби ближнего, как самого себя". Таких людей он и взял с собой из Вавилона, и мы, народ Израиля, происходим от них.
Исраэль (Израиль) в переводе означает "прямо к Творцу". Иными словами, лишь при условии, что мы согласимся объединиться, чтобы достичь уровня Творца, свойства отдачи и истинной любви, мы будем существовать как народ. Но как только мы забываем это условие, - мы уже не являемся народом. Вот почему нет понятия "народ Израиля" в изгнании. Изгнанием называется падение в собственное эго со ступени любви и взаимной отдачи.
Группа, созданная Авраамом, прошла все этапы эгоистического развития и вместе с тем исправила себя, достигнув состояния взаимной отдачи. После выхода из Египта (преодоления своего огромного эго), эти люди почувствовали необходимость в получении Торы. Тора – это средство исправления, как сказано: "Я создал злое начало и создал Тору в приправу для его исправления".
Но это не та Тора, которую мы знаем сегодня. У нас есть Тора изгнания, когда мы только выполняем какие-то действия, не понимая, что за ними стоит. Тора дана нам для исправления своего эго (своей природы – злого начала). Ведь только такой человек, который чувствует в себе ненависть и антипатию к ближнему, - приходит к изучению науки каббала. Он ощущает необходимость исправить себя. А после исправления перед ним раскроется высший мир, и тогда он, действительно, придет к познанию Божественного, т.е. к познанию совершенной и вечной жизни.
Зачем нужна вечная и совершенная жизнь? Это объясняется во "Введении в Книгу Зоар". Дело в том, что мы воспринимаем очень ограниченную реальность – от своего рождения и до смерти. Мы ощущаем себя только в этот период, - не до, и не после того. Но исправляя себя, выходя из своего эго, ведущего нас по жизни, преодолевая его и обретая противоположное ему свойство - любовь вместо ненависти, - мы приподнимаемся над границами жизни и смерти и ощущаем себя влившимися в вечный поток жизни.
Поэтому Тору называют еще эликсиром жизни. Ведь с ее помощью мы действительно можем достичь вечной жизни. И примером этому являются те, кто соприкоснулся с наукой каббала. Это знак того, что человек получил свыше возможность это осуществить, - каждый согласно своей судьбе.
Здесь нет зависимости от возраста или уровня личного развития человека, - если он слышит нас сейчас, значит, у него есть шанс прийти к исправлению души и еще в этой жизни ощутить себя в неразрывной связи с вечной жизнью. Для этого, по сути, мы получили Тору и должны постараться осуществить это исправление.
До разрушения Второго Храма, когда мы были исправлены, мы хоть в какой-то мере были связаны между собой. Но во время последнего изгнания мы вообще оторвались друг от друга и совершенно вышли из поручительства и общего объединения.
Однако сейчас мы выходим в новый мир, который сам требует от нас соединения. Потому и раскрывается наука каббала. Это происходит не для того, чтобы ею воспользовались только мы, - нам нужно стать светом для народов мира, поскольку весь мир должен пройти исправление.
Прежде нам нужно исправить себя, а затем передать эту методику исправления народам мира. Об этом сказано: "И будете вы Мне царством священнослужителей и святым народом" (по отношению к другим народам). Поэтому сейчас и раскрывается наука каббала, и ее знания можно и необходимо распространять среди самых широких слоев общества. Этим мы и занимаемся.
Нам хотелось бы, чтобы о ней узнали все: и те, кому это интересно, и те, кто к ней безразличен, и те, кто желает узнать, что это за наука, и те, кто не желает. Люди хотя бы должны знать, о чем идет речь, что каббала не имеет отношения к мистике, красным нитям и разным благословениям, с которыми обычно люди связывают понятие "каббала". Это совсем не так, каббала – методика исправления человека, его природы.
А сейчас, когда мы находимся во всеобщем кризисе, наука каббала объясняет нам, что это не обычный кризис, подобные которому уже были в нашей истории. Вовсе нет, сейчас мы пришли к кризису человека с миром (с Природой). Согласно гематрии слово "природа" однозначно слову "Творец". Сейчас мы пришли к концу эгоистической формы развития. Наше эго развивалось на протяжении всей истории человечества, и мы реализовывали все возникавшие у нас желания, пока не пришли к тому, что эго прекратило расти в нас и начало смыкаться между всеми нами.
Все человечество превращается сейчас из отдельно существовавших личностей в кашеобразную, единую массу - в единый организм. Мы становимся зависимы один от другого, и не желаем этого, потому что наше эго не позволяет нам быть связанными друг с другом.
Но мы обнаруживаем, что мир стал глобальным (включает в себя весь Земной шар) и интегральным (все мы – взаимосвязаны). В таком состоянии, разумеется, мы будем ощущать все больше проблем и бед. Это можно сравнить с состоянием организма человека, когда у всех его органов, рук и ног отсутствует единая система связи, а также воздействие единой управляющей системы.
Поэтому нам необходимо достичь правильной взаимосвязи между собой. И каббалисты объясняют, как это сделать.
Что мы выигрываем от этого? Мы получаем исправленное человечество, и, кроме того, поднимаемся на уровень совершенной и вечной жизни. Это – вкратце весь процесс, который мы проходим через разрушения, изгнания и освобождения. Мы очень надеемся на скорейшее последнее освобождение. Освобождение означает, что внутри себя мы строим Дом святости (правильную связь между нами), и приходим к тому, что к нам присоединяется все человечество.
Каббалисты объясняют, что лишь тогда мы избавимся от всех наших бед как народ Израиля и как страна Израиль. Только тогда вместо ненависти, исходящей от всех народов, мы обретем их любовь и признание. Как сказано в книге пророка Исайи: "И народы мира принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах в Иерусалим и заставят строить Третий Храм".
Будем надеяться, что из этого периода, который продолжается между 17 тамуза и 9 ава и называется "бейн а-мецарим" (меж теснин), - мы выйдем на простор - к добру.
Там, где есть беспричинная ненависть, уже нет места для существования Храма, - он обречен на разрушение. (Из трудов Рабаша).
Когда мы разрушились, то и мир разрушился с нами из-за беспричинной ненависти, а когда вернемся к строительству, и весь мир будет построен с нами благодаря беспричинной любви. (Из книги "Света святости" рава Кука).
Народ Израиля возник как переходное звено, чтобы принести исправление всему миру. Авраам хотел исправить весь Вавилон, ведь он был там одним из главных первосвященников. И как написано у Рамбама, он начал распространять науку каббала по всему Вавилону. Им написана первая каббалистическая книга – "Книга Создания".
Он не смог совершить полное исправление, но исправление должен пройти весь мир. Как пишет рав Кук: "И весь мир будет построен с нами". Как сказано: "И дом Мой домом молитвы назовется для всех народов". Так что пока мы не выполним этой задачи, мы будем находиться под давлением, даже еще более сильным, чем весь мир.
В той мере, в которой мы распространим науку каббала, чтобы люди узнали, что в ней говорится об исправлении нашей эгоистической природы на альтруистическую, о необходимости достичь правильной связи между нами, единения в народе, стать, "как один человек с одним сердцем" и жить по принципу: "весь Исраэль – товарищи", - в той же мере мы улучшим наше положение.
Вопрос: Рабби Акива сказал, что "Возлюби ближнего, как самого себя" – это великое правило Торы. Можно ли достичь этого практически? И вообще, разве свойственно человеку любить ближнего так же, как он любит себя?
Ответ: Нет. В самом деле - нет. Мы пребываем в тотальном эгоизме: я – абсолютный эгоист. Я смотрю лишь на то, что мне стóит видеть. С кем бы я ни поддерживал отношения, что бы я ни делал, - все держится только на получении выгоды. И целесообразность этой выгоды я проверяю и взвешиваю. Без этого я не способен совершить никакого действия и даже крошечного движения.
Атомы и молекулы соединяются между собой, растения и животные существуют только потому, что желают получить выгоду. Они хотят жить, получать жизненную энергию и всегда стремятся к лучшему и более комфортному состоянию.
Как можно перевести это состояние в противоположное? Вы правы - это вообще невозможно. Нельзя выполнить это правило даже на уровне "не делай другому того, что ненавистно тебе самому". Потому что я всегда хочу извлечь из кого-то другого все, что только можно, и если получится, даже причинить ему небольшие неприятности. А мне это доставит удовольствие. Если у другого чуть меньше, чем у меня, - я чувствую себя хорошо. Такова природа человека. К сожалению, она присуща любому из нас.
Это не плохо и не хорошо, - в этом суть нашей эгоистической природы. Так что же можно сделать, чтобы ее изменить? Если мы желаем подняться над ней к настоящей, вечной жизни, а не существовать здесь, как несчастные животные, не зная, что с нами произойдет в следующее мгновение, то у нас есть такая возможность.
То, что я чувствую внутри себя, называется этим миром. Большего я внутри ощутить не могу, потому что ограничен своим эго. Поэтому я должен объединиться с ближним.
Ближним в каббале принято считать большую, сплоченную группу людей. И если я, принизив себя, включусь в эту группу таким образом, что смогу получать их желания к объединению и любви, если я почувствую их внутри себя, то эти желания будут действовать как МАН, просьба к Высшему о том, что я хочу соединиться с ними вместе. И тогда ко мне придет свет, возвращающий к источнику, называемый "Окружающий свет".
Рис.1
Мы сможем пробудить между собой силу отдачи и любви при условии, что захотим этого. У меня самого нет к этому желания. Но если я включен в группу, которая начинает поднимать важность объединения и взаимности, поручительства и обоюдной любви, важность того, что стоит это делать, пусть даже эгоистически, - мы достигнем вечной и безграничной жизни.
Я начинаю получать впечатление от товарищей, а они рекламируют мне, пусть даже в самой грубой форме, что придерживаться этих принципов имеет смысл. И тогда, находясь под впечатлением от их рекламы, я учусь с ними вместе, желаю жить такой жизнью и тем самым, изнутри природы, изнутри соединения между нами, которое существовало еще до разбиения душ, - я пробуждаю эту силу отдачи и любви, силу Творца или Природы, скрытую внутри, поскольку Природа – это любовь, которая создала все живое.
Таким образом я произвожу исправление, т.е. я никогда не смогу измениться к лучшему, если не буду находиться в связи с группой, без совместного изучения каббалистических книг. Зачем нам нужны каббалистические книги? Потому что в них говорится о правильной связи между нами, хотя они и написаны непонятным нам языком, как научная литература, понятная лишь ученым.
Но когда мы читаем каббалистические книги, то изучаем исправленные состояния между нами, соединяемся друг с другом, - и, в самом деле, между нами возникает связь. Это работает по формуле: "Я создал злое начало (я чувствую, что моя природа – это зло) и создал Тору ему в приправу (я иду в группу и вместе с ней учусь), поскольку свет, заключенный в ней (окружающий свет), возвращает к источнику".
Эта формула – вечна, она исключает другие возможности. У меня самого, пребывающего в своем эго, нет никакой возможности изменить себя. И я иду объединиться с ближним (с группой). И хотя все мы – эгоисты, но если желаем достичь свойства отдачи и взаимного единения, вместе изучаем каббалистические книги, то посредством этого изменяемся и соединяемся между собой.
В мере нашего соединения мы ощущаем между нами духовный мир, высший мир, ведь, объединяясь, мы склеиваем разбитый сосуд. Иного способа нет, и это, по сути, вся работа, которую нам нужно выполнить.
Вопрос: С одной стороны люди ведут себя агрессивно на дорогах, конфликтуют из-за стоянки для машины, повсеместно проявляют насилие. С другой стороны они протестуют против повышения цен на творог и жилье и для этого готовы объединяться. Это кажется противоречием. Как понять это противоречие и использовать потребности людей, чтобы убедить их соединиться на самом деле?
Ответ: То, что мы отторгаем друг друга, проклинаем и ведем себя агрессивно, - это естественно. Когда мы связаны между собой, мы выше всех, и соответственно, когда мы падаем, - падаем ниже всех. Это проявляется в нашем отношении друг к другу.
Но, с другой стороны, это хорошо, поскольку позволяет нам быстрее прийти к осознанию зла. Сейчас мы находимся на этапах этого осознания. Это по поводу поведения на дорогах и нашего отношения друг к другу.
Что касается акций протеста против повышения цен на творог и жилье, я бы сказал, что это общемировая тенденция. До сих пор мы развивались эгоистически, наше эго изнутри подталкивало нас и заставляло постоянно развиваться, но сейчас это развитие подошло к концу, эгоизм достиг определенного насыщения, и с этого момента и далее развитие происходит глобально, всеобъемлюще, сферически.
Поэтому, вместо силы правительства, армии и полиции, постепенно во всем мире начинает проявляться сила народа, сила масс, сила общества. Эта тенденция проявляется все больше и больше, потому что это ближе к кругу, к замыслу общей природы, которая сближается с нами.
Поэтому правительства теряют свою силу. Если сегодня все страны зависят друг от друга, какое значение имеет правительство? Раньше правительство определяло все, что происходит в стране, а сегодня существуют международные банки, международные отношения и правительство уже не управляет, оно утратило свою власть. Это обусловлено общей глобализацией, взаимозависимостью всего мира.
Кроме того, вместо индивидуального развития отдельного человека пришло время интегрального развития. Народ вдруг почувствовал, что он должен выйти на площади, он должен начать устанавливать законы и управлять страной.
Наука каббала говорит, что мы должны воспитать народ. А мы не воспитываем даже детей в школах. Мы преподаем им определенные дисциплины, чтобы они умели читать, писать, знали математику и так далее. Но сформировать из ребенка человека, который понимает где и для чего он живет, - этого мы не делаем! Человек – Адам, от слова "эдоме" – подобный высшему, подобный Творцу, отдаче, любви. Где такой человек? Мы его не формируем.
Поэтому сейчас перед нами стоит огромная проблема, как передать миру правильное воспитание. Вся система образования находится в глубоком кризисе и продолжает существовать только ради учителей. Детям она не нужна, родители не знают, что делать. Для чего ребенок ходит в школу? Чтобы стать жертвой насилия или научиться курить? Система воспитания и образования тоже должна претерпеть большие изменения, и каббала говорит о том, как это сделать. Будем надеяться, что нам удастся это осуществить.
Вопрос: Вы только что говорили о системе образования, а я – учительница в этой системе. Что же я все-таки могу сделать?
Ответ: Прежде всего, надо отменить учебные классы. Порядок, при котором учитель стоит у доски перед классом, а все сидят, существует уже 150-200 лет. Сегодня и дети, и преподаватели должны сидеть в кругу и проводить равноправную дискуссию. Все должно быть построено в форме вопросов и ответов, обсуждений, основано на объединении…
Так мы работаем с нашими детьми и надеемся, что сможем передать свой опыт более широкому кругу людей. Система воспитания должна быть построена по законам отдачи. Прежде всего, мы учим детей тому, что невозможно существовать друг без друга, зачем нам нужно общество, как мы должны заботиться друг о друге, почему человечество так устроено. Мы проводим инсценированные суды для того, кто поступил неверно или просто устраиваем обсуждения. Мы возим детей на экскурсии - на заводы, в аэропорт, пожарную службу, полицию…
Вопрос: Я не сомневаюсь, что вы многое делаете. Вопрос, что могу сделать я, работая в системе образования? Я совершенно бессильна.
Ответ: Надо что-то менять. Мы выпустили несколько книг на тему глобального, интегрального воспитания, ведь нам надо подготовить детей к жизни в новом мире, в котором все должны быть связаны друг с другом - к этому нас обязывает природа.
Почему политики терпят поражение? Почему экономисты и бизнесмены не могут добиться успеха? Потому что в глобальном мире я должен принять во внимание весь мир. Закон состоит в том, что если мы с тобой заключаем сделку, но не учитываем, будет ли это во благо или во вред всему остальному миру, мы наверняка проиграем, ничего не получится. Экономика – это отражение нашего эгоизма, поэтому сегодня во всех областях мы наблюдаем кризис.
Вопрос: Если я правильно поняла, преподавая математику, географию или другие предметы, я должна преподавать их в глобальном аспекте?
Ответ: Всегда и во всем! Мы должны учить детей жить в мире, включаться в интегральную, аналоговую систему. Аналоговая система - это система, в которой все существует одновременно в абсолютной взаимосвязи всех частей и процессов. Сегодня воспитывать детей - значит, привести их к такому соединению. Будем надеяться, что нам это удастся.
Кроме того, зачем вообще нужны школы? Пусть учатся дома, через Интернет и телевидение. Пусть мама тоже сидит дома, зачем ей работать? До каких пор мы будем тратить природные ресурсы, которые вот-вот закончатся? Давайте производить только то, что необходимо для жизни, а не так как сейчас, когда мы производим и выбрасываем! Людям не надо так много работать! Так много никогда не работали! Это называется прогресс?! В чем?
Вопрос: Вы упомянули рава Кука, который готовил о всеобщей любви, рабби Акиву, который сказал "Возлюби ближнего, как самого себя". Как вы объясните поступок солдата, который жертвует собой, чтобы спасти товарища на поле боя? В этом поступке нет ни капли эгоизма…
Ответ: Если вы обратитесь к психологам, они объяснят вам это явление. С ним наверняка знакомы военные психологи и прочие специалисты. На протяжении всей человеческой истории были люди, которые шли на эшафот за то, что не могли отказаться от своих убеждений - к примеру, попросить прощения у английской королевы.
В каждом человеке есть "Я" – основа нашего эго. Когда я говорю "эго", то не придаю этому никакой отрицательной коннотации и не говорю о нем пренебрежительно. Эгоизм - это очень большая жизненная сила. Сказано, что "Фараон приблизил народ Израиля к Творцу". Именно благодаря эгоизму мы приближаемся к добру, это огромная движущая сила, мощная энергия.
Жертвовать собой во имя родины или ради товарища - естественно для человека, поскольку его "Я" выше жизни. В нас есть точка, в которой мы ощущаем, что мы – вечные. И мы готовы пожертвовать жизнью, но не поступиться своим "Я". На эту тему много пишут психологи.
Вопрос: Если у нас нет выбора, и нами управляет Творец по заранее заданной программе, какой смысл тратить энергию?
Ответ: Мы должны бороться с Ним! Все приходит от Творца, от высшей силы. Но мы должны бороться с Ним, чтобы достичь состояния "победили Меня сыновья Мои". Сказано "Я создал злое начало", то есть Творец не сделал ничего хорошего, но Он дает тебе возможность исправить это.
Что ты выигрываешь, исправляя свою природу? Благодаря этому ты постигаешь природу Творца!
Из мира Бесконечности мы спустились в этот мир. Поднимаясь обратно в мир Бесконечности, мы обретаем 125 духовных ступеней, по которым должны подняться. 125 ступеней - это пять миров (Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон) нашего постижения и осознания, это весь огромный сосуд нашего восприятия.
В этом мире есть только точка, которая называется "Я". Когда я начинаю подниматься, я строю вокруг этой точки гигантскую сферу – душу. В этом мире души нет. По мере своего подъема я строю все более совершенный сосуд своей души, который называется миром Бесконечности.
Рис.2
Почему я должен строить его сам? – Точно так же мы растим детей. Ведь если мы не заставим ребенка играть, стараться в поте лица, делать упражнения, ломать и строить, он ничему не научится. Что за человек из него вырастет? Он останется просто маленьким животным. То же самое происходит с нами, мы проходим такой же процесс.
Мы специально покупаем детям всевозможные игры, чтобы они работали с ними. Но в последнее время я вижу, что люди покупают детям готовые игрушки - машинку, мотоцикл. И что с того? - Вырастет здоровый парень, а как насчет умственного развития? Ребенку надо дать возможность ломать и строить, разбирать и собирать, - это развивает.
Вопрос: Я впервые присутствую на подобной встрече и должна сказать, что я запуталась и не понимаю, о чем вы говорите.
Ответ: К сожалению, я не умею объяснять просто. Те, кто занимаются со мной определенное время, а тем более мои давние ученики уже научились меня понимать. Кроме того, чтобы понять, о чем говорит наука каббала, надо немного измениться внутренне. В вас должны появиться те ощущения, о которых я говорю, и тогда вы немедленно найдете их в себе и сможете с ними работать. Кроме того, необходим определенный запас каббалистических терминов …
Вопрос: Поскольку я в начале пути, то не знаю, что такое каббала…
Ответ: Каббала - это средство для исправления природы человека, благодаря которому он достигает вечной жизни здесь, в этом мире. Сказано "мир свой увидишь при жизни", если исправишь свою природу с помощью науки каббала, достигнешь вечной жизни здесь и сейчас, и будешь чувствовать ее.
Вопрос: Сколько требуется времени для завершения всех 125 ступеней?
Ответ: Очень хороший и здравый эгоистический вопрос! Написано, что этот путь занимает от 3 до 5 лет, но я думаю, что немного больше. Хотя на самом деле это зависит от массы людей, вместе с тобой стремящихся к той же цели. Если таких людей вокруг тебя много, ты получаешь огромные силы. Ты словно находишься внутри них, и они тебя исправляют - как ребенок среди взрослых.
Реплика: Я имел в виду период после перехода махсома.
Ответ: После перехода махсома уже нет проблем, как сказано: "Душа человека учит его".
Повторяю: если мы будем заботиться о том, чтобы наше общество, наш народ был соединен и сплочен, то здесь вдруг раскроется такое же духовное состояние, как во времена Храма.
Вопрос: Я занимаюсь второй семестр на курсах по изучению каббалы. Иногда я чувствую, что мои проблемы растут. Более того, я вижу, что мои дочери учат каббалу вместо меня и преподают мне то, что я изучаю здесь. Почему они все это знают, а я занимаюсь проблемами, которые обязана разрешить?
Ответ: Прежде всего, они, как минимум, на 20 лет моложе вас. Это новое поколение, которое понимает и улавливает все эти вещи "из воздуха". Я помню, что когда в возрасте 33-х лет начал учиться у Рабаша, то дома перечитывал пройденные тексты. Возле меня сидел мой семилетний сын, и я с удивлением обнаружил, что он прекрасно все воспринимает, помнит и задает осмысленные вопросы. Когда я рассказал об этом Рабашу, то он ответил, что у нового поколения совершенно иное восприятие.
Продолжение вопроса: Выходит, я должна радоваться, что они получают это знание естественно?
Ответ: Конечно. Написано, что "человек не завидует ни своему сыну, ни своему ученику". Наши дети должны быть умнее нас.
Вопрос: Вы сказали, что матери должны обучать своих детей и тем самым обретать душевное спокойствие. Но большинство матерей не получают никакого инструктажа.
Ответ: Поэтому наука каббала говорит, что постоянное воспитание необходимо всем возрастам – от 0 до 120, и всем уровням - до полного исправления, до тех пор, пока весь мир не станет исправленным!
Месяц назад я был в Мадриде, - там тоже люди протестовали на площадях. В интервью на телевидении меня спросили, могу ли я что-то посоветовать, исходя из науки каббала. И я ответил, что нужно всем этим людям дать среднюю зарплату и посадить учиться.
Через полгода интенсивной учебы – 8 часов в день – вы получите новых людей. Они не будут устраивать демонстрации на улицах, потому что поймут происходящее в мире. Это будет новый народ, осознающий духовный уровень!
Вопрос: Моя десятилетняя дочь спрашивает: "Если Творец нас создал и любит, почему мы потом умираем"?
Ответ: Эта смерть касается не нас. Мы состоим из двух частей: "Я" и мое биологическое тело, которое относится к животному уровню. Если я развиваю свое "Я", то ощущаю духовную жизнь до того, как тело умирает. А если я духовную точку не развил, то она точкой и остается. Когда тело умирает, она облачается в новое тело, – и так до тех пор, пока человек себя не исправит.
Поэтому написано: "Мир свой увидишь при жизни", - мы достигаем вечной жизни. Тогда, как сказал Рабаш, смерть подобна тому, как в конце дня ты снимаешь рубашку и бросаешь ее в стирку. Так ты расстаешься с этой жизнью, потому что уже обрел более высокий уровень существования и не чувствуешь, что расстаешься с жизнью. Ты освобождаешься, а не расстаешься!
Продолжение вопроса: Она беспокоится о семье и родственниках, с которыми привыкла общаться.
Ответ: Это отношение зависит от воспитания и связи между нами. Если мы понимаем, что обретаем вечность, в которой и сейчас находимся, только не чувствуем, то я не думаю, что это вызовет вопросы. Я не получил такого воспитания, – как я уже говорил, я пришел к каббале после 30 лет. Но мои дети уже росли в этой атмосфере, и я думаю, что их отношение к жизни и смерти совершенно иное, чем у остальных людей.
Вопрос: Группы Хайфы и Нагарии проводят с 1 по 3 сентября на севере страны конгресс под девизом "Связь и объединение". Чем должен отличаться этот конгресс, тема которого - поручительство между нами и во всем народе Израиля?
Ответ: Мы видим, какие большие изменения происходят в последнее время в наших группах и, особенно, в народе. Сейчас народ переживает существенные внутренние перемены, и нас ожидают такие потрясения, каких не было в течение последнего исторического периода.
В связи с этим возникнет много вопросов: что такое соединение и связь? Чего мы этим достигаем? Почему нам вдруг хочется выйти на улицы и вступить в борьбу? Такое поведение якобы для нас не характерно и никогда не проявлялось: каждый заботился о себе и воздерживался от открытых протестов.
Поэтому нам необходимо знать, что такое сила поручительства. Это не просто сумма объединившихся людей, а духовная сила. Если мы ее достигаем, то она способна изменить все.
Дело в том, что в наше время объединение имеет иной характер. Если 100-200 или 1000-2000 лет тому назад собирались люди, то это была просто масса людей - сила в сто раз больше силы одного человека, в тысячу раз и т.д. Сегодня, поскольку нас окружает глобальная и интегральная природа, то если мы хотя бы частично объединяемся между собой, - мы становимся подобными ей, подобными высшей силе.
И тогда наша сила не просто в 100 или 1000 раз больше, - мы можем достигнутой силой произвести любые изменения.
Это явление миру пока не понятно. Люди чувствуют, что в разных местах происходят странные события, но не понимают их сути. Скажем, что может случиться с правительством, если на улицы выйдет миллион человек? Через неделю все забудут об этом происшествии! Нет, это превращается в силу, которая слишком давит, которой невозможно противиться, и это непонятно эгоистическому линеарному мышлению.
А суть в том, что эта сила подобна глобальной силе природы, и с ее помощью можно добиться многого. Людям, участвующим в различных акциях протеста, не хватает этого понимания, не хватает организации, но благодаря связи, особенно сегодня, когда мы находимся против интегральной системы, можно достичь всего.
Вопрос: Как реализовать поручительство на ближайшем конгрессе?
Ответ: Сегодня с помощью объединения между собой мы достигаем совершенно иного состояния, чем это было год или даже полгода назад – время становится все более спрессованным, критическим. Сейчас за счет взаимосвязи мы реально почувствуем изменения в нашем внутреннем духовном развитии, ощутим внутренние силы, кроющиеся в природе и управляющие мирозданием.
Если мы включаемся в эту систему, то уподобляемся ей, – этого мы не могли почувствовать раньше. Это называется раскрытием Творца творению. Будем надеяться, что мы этого достигнем.
По развитию событий в мире я вижу, что продвижение идет очень быстрыми шагами. Я каждый день чувствую эти изменения, получая сообщения из разных мест и читая аналитические статьи о кризисе, экономике, политике, социологии. Мы с каждым днем становимся ближе к интегральной системе, а это требует от нас единственного решения – поручительства между нами.
Вопрос: Когда вы ощущаете духовное падение, как оно выражается, и как вы поднимаете себя на прежний уровень?
Ответ: Я чувствую падение следующим образом. В первое мгновение ты получаешь удар: мир черный, все исчезло, ты – животное, которое ничего не хочет, кроме как уснуть и от всего отключиться.
Но привычка становится второй натурой: я занимаюсь каббалой 32 года. Поэтому я не только привык к падениям, но даже рад им! Ведь вслед за падением наступает подъем. Не может быть, чтобы ты поднялся на следующую ступень, если до этого не спустился: "Каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоистическим желанием", "Нет в мире праведника, который бы только творил добро и не грешил".
Человек обязан прежде упасть, а после падения приняться за работу: изучать, размышлять, сравнивать, проверять. Из этой ямы ты выбираешься буквально на четвереньках, но когда выходишь, то действительно видишь свет: обновления, понимание, раскрытие новых связей между частями реальности. Система, в которой ты находишься, объясняет тебе все!
Главное – приучить себя как можно быстрее встать и заняться любым делом, на которое ты способен. У Рабаша я поступал просто: мне плохо, я чувствую духовное падение - иду на кухню мыть посуду. Делай, что можешь: мой полы, выноси мусор!
К счастью, сегодня у нас есть распространение, – тогда его не было. Поэтому я советую немедленно включиться в работу, – это надежнее всего. Ведь в состоянии падения, пока ты из него не поднимешься, у тебя ум отключен. Остается лишь практическая работа.
Если ты связан с группой и всеми ее действиями, то выходишь из падения. А затем привычка становится второй натурой: при падении ты на одно мгновение отключишься, а в следующее устремишься к подъему.
Продолжение вопроса: В этом состоянии важно окружение?
Ответ: Окружение важно, но не следует ждать падений, – они придут помимо воли. Я их не приглашаю, не жду и в них не погружаюсь. Если ты постоянно устремлен вверх, то тебе соответственно дадут столько падений, сколько необходимо. Но это хорошо, ведь "каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоистическим желанием". Большим каббалистам даются большие падения. Рассказывают, что Бааль Шем Тов в таких состояниях забывал буквы алфавита, - до такой степени во время падения все исчезает!
В заключение лекции я хочу сказать, что мы обязательно исправим разбиение и достигнем доброго состояния. Мы близки к нему, – нужно лишь объединиться!