Мы ощущаем всевозможные давления. С одной стороны, наше эго выросло до своего максимального уровня, мы вдруг обнаружили себя огромными эгоистами. Однажды, во время одной из съемок для телевидения, меня спросили: "Почему раньше люди танцевали парами, обнимая друг друга, а сегодня каждый прыгает сам по себе, в нескольких метрах от своего партнера?". И, действительно, наше эго так велико, что даже во время танца мы отдаляемся друг от друга, не говоря уже о том, что у каждого есть своя квартира, машина, и т.д. Человек хочет быть один.
Но одно дело быть зависимым от близкого, любящего тебя человека, скажем, в своей семье. И совсем другое - зависеть от того, кто только норовит тебя использовать. Очень скоро мы обнаружим, что эта зависимость вынужденная, и что нам никуда не деться друг от друга.
Ведь наша жизнь в этом мире – ничтожно малая, преходящая часть существующей действительности. И теперь мы, наконец, подошли к вступлению в новый мир, - вечный и совершенный.
Но это понятно далеко не всем, большинство просто ощущают отчаяние и безысходность. И только мыслящие люди: ученые, занимающиеся исследованиями, экономисты, политологи, люди, работающие в сфере образования, понимают, что деваться некуда.
С одной стороны, учитывая наши реалии, мы обязаны соединиться друг с другом, - к этому вынуждает нас природа. А с другой стороны, мы на это не способны и очень скоро почувствуем себя припертыми к стенке. Ведь было сказано при Даровании Торы: "Или вы объединитесь как один человек с одним сердцем, во взаимном поручительстве, или здесь будет место вашего погребения".
Эта картина постепенно должна открыться человечеству, и потому настало время для раскрытия науки каббала. Именно сейчас, впервые в истории, должны реализоваться огромные усилия каббалистов, которые написали для нас свои книги.
Почему же мы придаем столь огромное значение книге? Потому что в ней заключен особый механизм, средство, инструмент, с помощью которого мы можем изменить свою природу. Вместо того чтобы быть эгоистами, ненавидящими и отвергающими друг друга, мы должны возлюбить друг друга, и соединиться между собой, действительно, как один человек с одним сердцем.
Что же это за особая сила, заключенная в каббалистических книгах?
Дело в том, что это не обычные книги, - в них кроется чудесная сила. Если я изучаю их вместе с другими людьми, стремясь с ними соединиться, если мы представляем себе это состояние, в котором мы связаны воедино, то чтение этих книг приводит нас к такой связи.
Разумеется, в процессе этого пути мы обнаруживаем взаимное отторжение, неприязнь, нежелание объединяться. Но все это необходимо для того, чтобы раскрыть, насколько мы не желаем этого объединения, и из этого развить в себе стремление соединиться. И тогда эти книги воздействуют на нас. Почему? - Когда я читаю эти книги, то вызываю на себя действие особой силы. Откуда она берется? И почему это происходит? - По правде говоря, такие явления происходят и в природе.
Ведь так растет и развивается маленький ребенок, играя в игры, которые мы для него изобретаем. Но это игры только для него, а для нас – это серьезные вещи, средство обучения, с помощью которого ребенок узнает, как составить целое из отдельных частей, или наоборот, как разобрать его на части, как привести в действие какой-то механизм. Он может исследовать причины и следствия.
А если бы таких игр не существовало, то он бы рос, как животное. Именно эти игры, упражнения, которые мы для него составляем, способствуют его росту, потому что, играя, он представляет себя большим. И благодаря своим усилиям, своему стремлению быть как взрослый, он привлекает на себя со своей будущей ступени силу, которая называется светом, возвращающим к источнику. Только это происходит на материальном уровне, потому что от него не требуется большего, чем развивать свои чувства, разум, желания, подход.
Что же касается нас, - мы читаем особые книги и в мере своего понимания написанного, представляем себе, что значит соединиться между собой, быть духовным, что такое находиться на более высокой ступени постижения. Иными словами, мы тоже играем, воображая, что уже находимся там, мы желаем там быть, познать, почувствовать, что это такое. И, благодаря своим усилиям, своему устремлению, мы тоже вызываем на себя силу, которая нас развивает, - точно так же, как и наши дети. Ведь это - то же самое условие роста.
Тогда с той ступени, к которой мы устремляемся, к нам нисходит духовная сила - свет, возвращающий к источнику, Окружающий свет. Он изменяет нашу природу с эгоистической, когда все наши помыслы направлены только лишь на то, чтобы поглотить все в себя, и мы способны воспринимать только этот мир, - на природу отдачи.
Когда с помощью этой "волшебной" книги мы обретаем противоположную силу – силу отдачи и любви, устремление наружу – к соединению с другими, то начинаем ощущать то, что находится вне нас, - духовный мир: широкий, высокий и огромный внешний мир.
Таким образом, мы достигаем соединения между собой и также включаем в себя неживую, растительную и животную природу. Мы начинаем ощущать духовный мир, вечный поток жизни, переливающийся между душами. Я отождествляю себя не только со своим животным телом, а начинаю воспринимать мир вне себя, я уже соединен там с желаниями отдачи, в которых раскрываю высшую силу – Творца. И все это - здесь, в этом мире, как написано: "Мир свой увидишь при жизни".
Следовательно, каббалистическая книга – это связь между мной и моей духовной ступенью, - в отличие от ребенка, который, играя, развивается до своей следующей ступени в материальном мире. Поэтому мы говорим о Книге – с большой буквы.
Сегодня все человечество становится свидетелем тому, как раскрываются нам эти чудесные книги, и, в особенности, Книга Зоар. Все эти книги называются святыми, потому что с их помощью мы постигаем духовное – святость. А святость – это отдача, ступень Бины, любовь, поручительство, объединение. Так эти Книги воздействуют на нас.
Поэтому каббалисты всех поколений прикладывали так много сил, чтобы написать книги, подходящие для душ своего поколения. Но именно Бааль Сулам и Рабаш, труды которых в основном мы изучаем, написали книги, которые соответствуют душам, находящимся в этом мире, - нашему поколению.
Когда мы изучаем Книгу Зоар с Комментарием Сулам, сочинения Ари с комментариями Бааль Сулама, узнаем из статей Рабаша, как организовать себя в группе, выстроить правильное намерение, то есть "запустить эту игру", - мы создаем в себе предпосылки для больших внутренних изменений, которых мы так ожидаем. Вот почему мы придаем такое большое значение празднику Книги. Ведь Книга – это средство для раскрытия Высшего света.
Существует свобода избрать среду из таких книг, товарищей и учителей, которые вызовут у вас хорошие мысли. И если не сделаете этого, а войдете в случайную среду, будете читать случайные книги - и, конечно, попадете в плохое окружение друзей и книг, которых всегда больше, чем хороших, и они утащат вас в глубины этого мира. А наказание понесете не за плохие мысли и дела, которые совершите, а за выбор плохого окружения, т.к. именно и только в этом у вас была возможность выбора. (Бааль Сулам. Статья "Свобода воли")
Несомненно, каждое слово в этом отрывке – жемчужина. Под окружением подразумевается учитель, книги и товарищи – группа. Если человек выбирает правильное окружение, то может с его помощью изменить свою эгоистическую природу, и вместо способности ощущать внутри себя только этот мир, начинает воспринимать также и внешний мир - вечный духовный мир.
Откройте эти книги, и вы найдете там весь добрый порядок жизни, который раскроется в конце дней, - именно "в конце дней". Ведь все предсказания Пророков относятся ко времени прихода Машиаха. Машиах – это свет, который "вытаскивает" нас к раскрытию Творца, к раскрытию мира, находящегося вне нас. То есть все должно раскрыться именно сейчас.
Только представьте себе: в течение тысячелетий каббалисты буквально по крохам собирали эту мудрость, все, что им раскрывалось, и преподнесли это нам в своих книгах, чтобы мы в своем поколении приступили к процессу раскрытия духовного внутри себя, чтобы мы изменились, стали такими, как они, поднялись на ту же великую ступень. Они, словно родители, подарили нам эти книги, чтобы изучая их, мы духовно возвышались.
Из этих книг вы получите хорошие советы, как уже сегодня готовить к этому наш мир.
Иными словами, сегодня даже в нашем мире мы не сможем организовать свою жизнь, если не откроем эти книги и из них не узнаем, что два этих мира – материальный и духовный - необходимо соединить воедино. Поэтому мы и ощущаем кризис. И только раскрыв духовное, сумеем найти ему решение.
И вот перед вами книга, в которой описаны и разъяснены вся государственная мудрость, а также все пути личности и общества, которые реализуются в конце дней. (Бааль Сулам. Книга "Последнее поколение", Предисловие)
В чем же особенность каббалистических книг? - Они разъясняют нам "всю государственную мудрость, а также все пути личности и общества" в этом мире и прокладывают из него "мостик" - вход в духовный мир. Мы видим, как каббалисты подчеркивают актуальность своих книг в наши дни и для обычных людей, и для государств.
Но к этим книгам не нужно относиться как к чему-то святому, чего запрещено касаться – поставить в шкаф и только смотреть на них, видя в них средство, охраняющее от зла. На самом деле, это чудесное средство ("сгула") - уровень Бины, три линии, - помогающее нам в процессе духовного развития.
Книга, автор, рассказ
В книге Зоар написано, что духовная реальность раскрывается внутри трех составляющих. И это - книга, автор, рассказ.
Книга — состояние перед Сотворением (замысел творения). Автор — хозяин книги, Творец. Единение автора и книги раскрывается как "рассказ". Необходимо "получить рассказ", то есть Тору (методику исправления) вместе с Дающим Тору (Творцом). (Бааль Сулам. Шамати, Статья "Книга, автор, рассказ")
Иными словами, правильно читая книгу, мы открываем ее рассказ, то есть через книгу раскрываем свое отношение, свою связь с Автором – с Творцом.
Вопрос: О чем этот рассказ?
Ответ: Это рассказ о тех путях, которые мы должны пройти в процессе своих внутренних изменений, то есть это описание всех ступеней духовного возвышения – 5 миров, 125 ступеней, по которым мы должны подняться, - изменить себя, пока не достигнем мира Бесконечности. В сущности, именно об этом написано в каббалистических книгах.
Мы существуем в некой системе, представляя собой ее разбитые части. А должны соединиться между собой в единый организм, подобный телу человека.
Внутри этого соединения мы раскроем все "за" и "против", касающиеся нашего объединения друг с другом, все свои свойства, чувства, мысли и желания. Мы увидим, как должна работать вся эта система. Мы – словно ребенок: не знаем, что именно здесь происходит, но, анализируя, обнаруживаем связь между всеми частями этой системы - как они взаимодействуют между собой.
Рис. 1.
Так мы раскрываем духовный мир и в процессе этого раскрытия обнаруживаем всю мудрость, Мысль, Замысел творения, заключенные в нем, а также постигаем Того, кто приводит все это в действие, – Творца. Это происходит поэтапно, по ступеням. Ведь известно из науки каббала, что все развивается по принципу АВАЯ.
Так и мы, развиваясь, все больше и больше открываем для себя мудрость, заложенную во всей действительности, а также и Самого Мудреца, имя которому – Творец – Сила, поддерживающая существование всей реальности.
Но мы раскрываем Ее в себе, в связи между нами. Это не объект, который кажется мне существующим вне меня в этом мире. В разделе "восприятие реальности" мы изучаем, что окружающая действительность отображается на "экране" в затылочной части головы человека, и только кажется ему находящейся снаружи.
Но в духовном мире такого быть не может. Мы раскрываем его внутри. Мы обнаруживаем связь, существующую между нами, и внутри этой связи нам раскрывается Творец – Высшая сила. Тем самым мы уже вступаем в вечную жизнь.
Вопрос: Разве утверждение, что в книге есть сила, не подобно вере в красную нить или святую воду?
Ответ: Нет, мы не верим в то, что в самом предмете кроется высшая сила. Это запрещено, ведь это все равно, что поклоняться изваянию, утверждая, что в нем есть сила святости.
Сила заключена в механизме, который действует через меня, - в механизме, который я привожу в действие. А сама по себе Книга - не святость, в ней святости нет. Святость - в использовании книги: с помощью механизма, который я задействую, читая о строении своей души, - я привожу в действие ее внутренние пласты. И тогда обретаю святость – свойство отдачи, излечиваюсь, работая над собой. Тем самым я раскрываю в себе все более глубокие духовные слои.
Саму книгу можно отпечатать в любой стране – ни в бумаге, ни в напечатанных буквах нет святости. Святость кроется только в силе, которую я задействую внутри себя. Мы должны хорошенько над этим поразмыслить, ведь с детства мы привыкли к другому подходу. Это только в сказках, подобных "Гарри Потер", в книгах оживают картинки.
А о красной нитке вовсе нечего говорить: если я верю в то, что какая-то вещь может меня исправить, - это называется идолопоклонством. Еще Авраам боролся с этим явлением, абсолютно противоположным каббалистическому подходу. Наука каббала помогает человеку исправить себя, а не купить предмет, который сотворит с ним чудо.
Читая в группе, вместе с товарищами книгу, мы изучаем систему связи между нами. Ведь если мы действительно знаем, как правильно связаться между собой, то в этой связи раскрываем силу отдачи. Это и есть духовное, сила Бины.
Рис. 2
О чем говорит книга? Например, Рабаш в своих статьях объясняет, как каждый из нас должен настроить себя в группе, чтобы образовалась правильная система, т.е. как быть связанными во время учебы. А Бааль Сулам учит тому, как в процессе учебы пробудить между собой свет.
Но это происходит внутри связи между нами, - книга этого не делает. Это я прикладываю усилие. Вся работа происходит в человеке - между ним и товарищами. Сама по себе книга не является носителем отдачи, – мы, соединившись между собой, пробуждаем отдачу, высший свет, отношение любви, мы хотим быть в поручительстве "как один человек с одним сердцем".
По книге мы изучаем инструкции, ведь Тора – это инструкция (ораа), и учимся тому, как реально достичь правильной связи. А в правильной связи, в правильном сосуде раскрывается свойство отдачи, высший свет.
Поэтому книга называется святой согласно ее действию на меня, если я правильно ее использую. Нередко люди открывают книгу и видят там совершенно другое. Та же книга может сделать их более эгоистичными, взрастить их гордыню, желание власти.
Так что все зависит от того, как ты используешь книгу, а не от нее самой. Если бы в книге была святость, ты бы ей поклонялся, а этого делать нельзя – нет ничего вне человека, чему следует поклоняться. Только свойство отдачи, которое может в нас проявиться, является святостью.
Вопрос: Если я правильно понял, вы сказали, что мы приближаемся к периоду перемен. Объясните, пожалуйста, почему мы приближаемся к такому периоду, что на это указывает и о каком интервале времени идет речь?
Ответ: Иными словами, сколько времени нам осталось наслаждаться этой жизнью? J.
На протяжении истории с нами происходило много изменений. Наш эгоизм постоянно рос, пока не достиг своего максимума – состояния, когда дальше развиваться некуда. Каббалисты считают, что это состояние сформировалось к 1995 году. До этого времени нас развивал ген эгоизма, и мы из года в год, от поколения к поколению становились все более эгоистичными.
Так мы прогрессировали под воздействием внутренних побуждений, развивая технологии, общественные отношения, систему воспитания, пока не достигли рубежа, который называем "1995 годом" – число, определенное Бааль Суламом как конец эгоистического развития.
Всего на это развитие отпущено 6000 лет, а сегодня мы живем в 5771 году – это говорит о том, сколько нам осталось времени.
Рис. 3
Что же особенного в этом этапе? Мы достигли насыщения в эгоизме, и с этого времени и далее он больше не растет. Это видно по разочарованию и другим явлениям в обществе, а также по общему кризису. Кризис показывает, что мы не можем больше развиваться таким образом.
Мы чувствуем это и в себе, и в условиях человеческого общества - кризис семьи, воспитания, экономики, природные катаклизмы: экология разрушена, сырье заканчивается, загрязненность растет. Мы буквально уничтожаем природу.
Эти знаки – внутри человека и вокруг него – указывают на кризис: мы достигли состояния, которое не сулит ничего хорошего, и не знаем, как из него выйти.
Но самый важный вопрос состоит в том, что мы чувствуем кризис в человеческом обществе. Дело не только в экономике, – экономика рушится, потому что является копией нашего эгоизма. Наша эгоистическая связь и есть наша экономика: мы друг с другом торгуем и связываемся по принципу "возьми и дай". Это называется "идите и зарабатывайте друг от друга".
Проблема в том, что сейчас мы должны изменить само общество. Дальше развиваться невозможно и некуда: нет ископаемых, нет энергии, кризис коснулся самого отношения к жизни, - больше мы так развиваться не можем.
Долгое время человечество жило более или менее нормально: каждый удовлетворял свои потребности, которые не увеличивались от года к году. Но в последние 150-200 лет мы стремимся только к тому, чтобы иметь все больше и больше. Раньше такого не было, – мы развивались достаточно спокойно, и только в последнее время началась гонка. Это очень плохой признак.
Глядя на происходящее с европейским общим рынком и другими регионами, мы видим, что должны перейти от общества потребления, которое все время нуждается в новых прибылях и достижениях, - к обществу, которое будет развиваться в рамках сбалансированного потребления.
Мы не должны брать от природы больше, чем она может выдержать. Но из-за своего эго мы на это не способны и ничего не можем изменить. Мы видим, что в разных странах происходят перевороты, Европейское сообщество с его общим рынком находится на грани развала, такие страны как Италия, Греция, Испания, Ирландия буквально бедствуют. И такое положение ожидает весь мир. Мы еще не знаем, насколько плачевно состояние США, – они стоят на пороге тотального банкротства. Но пока что мы держимся из последних сил.
Главная проблема кризиса состоит в том, что человечество не знает, как совершить все эти изменения. Поэтому именно сейчас раскрывается наука каббала, и я думаю, что в течение ближайших нескольких лет мы увидим, насколько общество будет нуждаться в методике исправления человека. Уже сейчас многие начинают говорить о том, что главная проблема кроется в кризисе человеческой природы, а не в экономике, воспитании или семейных отношениях.
Эту проблему нельзя решить исправлением системы воспитания, института семьи или отношений между людьми и государствами. Необходимо в корне исправить природу человека, а у человечества нет для этого инструментов.
Поэтому существующая у нас Книга – наука каббала, Тора, инструкция, - сейчас раскрывается в своем истинном виде как средство приведения всего человечества к следующей ступени существования.
Вопрос: В чем состоит работа с книгой для женщин?
Ответ: Она ничем не отличается от работы мужчин. Это – та же работа по объединению, только не сопровождаемая действиями. Духовная работа женщины ничем не отличается от духовной работы мужчины.
Вместе с нами учится много женщин, особенно, в системе виртуального обучения. Для женщин не обязательно учиться в определенные часы: с 3.00 до 6.00 часов утра, а вся остальная работа – одинакова.
Разумеется, женщины должны стремиться к общему объединению, как объясняется в Торе на примере стояния у горы Синай. А мужчины, в дополнение ко всему, должны выполнять действия по объединению.
Вопрос: Имеется ли различие в чтении книги самостоятельно или в группе?
Ответ: Да, чтение в группе очень важно. Именно с этой целью, прежде всего, мы развили свою виртуальную сеть и телевизионные каналы, чтобы люди могли быть с нами вместе в одно и то же время, в едином желании и намерении. Важно, чтобы они почувствовали, что близки так же, как и присутствующие здесь зрители.
А если они не могут быть вместе с нами в те же часы, как, например, наши товарищи из Австралии, Китая или Южной Америки из-за разницы часовых поясов или занятости на работе, то у них есть возможность посмотреть уроки в удобное для них время.
Поэтому, как только заканчивается урок, его сразу же выставляют в медиа-архиве, а также повторно транслируют по телеканалам в Израиле. Все это делается с единственной целью, чтобы человек в течение 24 часов мог быть в связи с нами и с тем материалом, который мы изучали. Это очень важно. Ведь когда человек смотрит или слушает эти уроки, он чувствует, что соединяется с нами. В важности этого я убедился, посетив в последнее время несколько стран. Там я обнаружил, что все наши товарищи воспринимают материал одинаково.
И где бы мне не приходилось общаться с ними: в Германии, Франции, Италии, Испании, или России, - я не чувствовал никакой разницы, несмотря на удаленность и различие в ментальности. Все они обладают одним и тем же уровнем восприятия, имеют равные возможности и находятся в едином ощущении.
Вопрос: Несмотря на то, что в рамках материального мира я не так уж преуспеваю, - но после того, как я начал заниматься каббалой, я чувствую себя более счастливым и удовлетворенным. Может быть, я сам себя обманываю?
Ответ: В процессе своего развитии человек проходит подъемы и падения, у него происходит переоценка ценностей. Так что, чем меньше человек копается в себе, тем лучше.
Реплика: Нет, я просто проверяю себя относительно других.
Ответ: Вот именно! Ты сравниваешь себя с другими.
Реплика: Но так я удерживаю себя на пути к духовному.
Ответ: Для чего? Ведь я должен удерживать себя на духовном пути, чтобы быть связанным с высшим. Так зачем же мне сравнивать себя с другими? Всякий раз отмечать, что я знаю больше? Но это же эгоистический подход!
А я хочу чувствовать себя счастливым от того, что я связан с высшим! Ведь он - более отдающий, более любящий, в большей степени духовно развит и находится в связи с другими.
Я завидую другим, потому что вижу, что они все время укрепляют связь между собой, между ними существует взаимопонимание, сплоченность и единение. А я не чувствую себя в таком же соединении с ними. О такой зависти говорят: "зависть мудрецов увеличивает мудрость". В чем же еще я должен сравнивать себя с остальными?
Реплика: Я имею в виду людей, не изучающих каббалу и более преуспевающих в материальном мире.
Ответ: На них я вообще не должен обращать внимание! С таким же успехом можно завидовать животным - им ничего не нужно: ни одежды, ни дома, они не платят подоходный налог, не оплачивают счета за электричество, - им лучше всего.
Вопрос: Есть ли в выполнении заповедей с правильным намерением какое-то чудесное свойство или это тоже идолопоклонство?
Ответ: Наука каббала называется внутренней частью Торы. И она говорит о внутреннем выполнении заповедей.
Внутри нашей души существует 613 (ТАРЪЯГ) желаний, а душа делится на две части. Верхняя ее часть называется Гальгальта вэ-Эйнаим (кетер, хохма, ГАР де-Бина/три первых сфирот Бины), а нижняя часть называется АХАП (ЗАТ де-Бина/ семь нижних сфирот, Зеир Анпин и Малхут). В верхней части души – РАМАХ (248) желаний, в нижней – ШАСА (365) желаний, - итого: ТАРЪЯГ - 613 желаний.
Каждое желание моей души – испорченное, а в моем теле мне нечего исправлять, поскольку это - животный уровень. А если мне нужно в нем что-то "починить", я иду к врачу, который дает мне лекарство, - и я выздоравливаю.
Наши души прошли разбиение, и нам нужно их исправить. Если рассматривать общую душу относительно ближнего или Творца, то она полностью разбита – эгоистична. И мне нужно ее исправить, т.е. исправить 613 желаний.
Каждое исправление желания называется "мицва" (заповедь) от слова "цивуй" (приказ), и это означает, что я обязан совершать эти исправления. Я это делаю поэтапно, по мере того, как раскрываются мои желания. Поэтому сказано: "Не важно Творцу, как забивают животное – с горла или с затылка (кошерно или не кошерно). Ведь заповеди даны для того, чтобы очистить ими создания", т.е. исправить их.
Кроме того, те же желания (те же души) имеют отношение не только к народу Израиля, к евреям "по паспорту". Они относятся к любому человеку, появившемуся на свет, - у каждого есть душа. Об этом сказано: "как лица их не похожи одно на другое, так и души".
Таким образом, каждому из нас необходимо исправить свою душу, потому что внутри нее есть 613 неисправленных желаний. А те физические действия, которые мы привыкли выполнять и называем заповедями, - это действия людей, выполняющих физические заповеди в силу воспитания.
Если бы я изучал их из духовного постижения и исправлял свои желания, то назывался бы "талмид хахам" (ученик Мудреца), т.к. обучался бы мудрости у самого Творца. Когда человек обретает свойство отдачи, то чувствует в каждом своем исправленном желании свойство Творца (свойство отдачи). И так он изучает свою духовную природу, облачающуюся в него, так он познает Творца и приходит к слиянию с Ним.
Во всех своих желаниях (в своем сердце) человек начинает ощущать Божественное присутствие – присутствие Творца. Как сказано: "Вернитесь, сыны Израиля, к Творцу Своему". "И все познают Меня от мала до велика", т.е. знание (свет хохма) наполнит все наши исправленные желания.
Все это имеет отношение ко всем, т.к. "все познают Меня от мала до велика, и Дом Мой назовется Домом молитвы для всех народов". Дом Мой – это раскрытие Творца, к которому всем необходимо прийти.
А чтобы сохранить себя в рамках материального мира, группа, которая в свое время была группой Авраама и получила от него методику, основанную на любви и взаимной связи (Авраам – это свойство милосердия), - выполняла физические заповеди на протяжении всей нашей истории во всех поколениях. Но в отличие от духовных заповедей, они называются обычаями, и человек, в силу воспитания, привык их соблюдать. Это означает, что отец, дед или мать научили меня этим действиям, которые относятся к культуре народа.
Как известно, у каждой ветви в материальном мире имеется свой духовный корень. Но в этих действиях нет света, возвращающего к Источнику, поскольку они не направляют человека на исправление души. Они не обязывают меня любить ближнего. Я выполняю их потому, что так написано.
И действительно, их выполнение в то время, когда народ Израиля не имел отношения к духовному исправлению, очень поддерживало его и помогало ему.
Мое детство прошло в России, и я помню, как дедушка с бабушкой даже в очень тяжелые времена потихоньку выполняли эти заповеди. Правда, меня они ничему этому не учили, но сами исполняли все с точностью до мелочей. Таким образом, эти рамки поддерживают людей тогда, когда они не особо стремятся к духовному развитию.
Но как только человек начинает духовно развиваться, т.е. его душа готова к исправлению и требует его, он может войти в систему нашего обучения. Ведь мы не предъявляем к людям никаких особых требований. Каждый может оставаться при этом в своих обычаях, в своей религии, поскольку мы подошли к состоянию, когда весь мир пришел к исправлению.
Во многих своих статьях Бааль Сулам ясно пишет, что раскрытие каббалы народам мира – это условие, предваряющее общее исправление и наше в том числе. Это означает, что если мы не начнем распространять знание о каббале во всем мире, то и сами не пройдем исправление, которое мы обязаны совершить.
Это особенно актуально сегодня, когда одно опасное состояние сменяет другое. А наука каббала, способствующая объединению всего человечества, является спасением в этой полной опасных ситуаций реальности.
Написано в статье Бааль Сулама "Рог Машиаха" в главе "Избавление посредством раскрытия Каббалы народам мира": Сказано поэтому, что каждый из народов будет держаться за еврея, который поведет его в святую землю. Недостаточно того, чтобы [сыновья Израиля] вышли [из Египта] сами. Пойми однако, откуда придет к народам мира такое знание и желание.
Именно сейчас мы должны донести до народов мира это знание, ведь если мир не встанет на путь исправления, его ждет третья мировая война. Если человек не будет знать, как исправить свою природу, произойдет взрыв всеобщей ненависти со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что касается Израиля, то все, наверняка, читали, что на нас направлено семь тысяч боевых ракет. Только с помощью духовной силы мы сможем выстоять, нам не остается ничего другого. И с каждым днем это становится все более и более ясно.
Однако, откуда придет к народам мира такое знание и желание. Знай же, что это произойдет благодаря распространению подлинной мудрости, дабы воочию увидели истинного Творца и истинную Тору.
Распространение этой мудрости в массах называется "Шофа́р", подобно шофару – бараньему рогу, звук которого разносится на большие расстояния. Так же и отзвук этой мудрости будет разноситься по всему миру, пока даже народы не услышат и не признают, что есть мудрость Творца в среде Израиля.
"Шофар" означает не что иное, как раскрытие тайной мудрости в широких массах, являющееся предварительным и обязательным условием полного избавления.
Свидетельство тому – книги, уже раскрытые мною и хранящие эту мудрость. В них знания первостепенной важности развернуты пред всеми, точно платье, – верное свидетельство того, что мы стоим на пороге избавления.
Вопрос: Отличается ли воздействие на человека напечатанной книги от электронной?
Ответ: Я вижу на своем примере, что отличия нет. Напротив, я настолько привык читать с экрана компьютера, что для меня это стало намного более удобным. Сейчас мы работаем над изданием Книги Зоар, и все 10 томов этой Книги я проработал только на компьютере.
Это позволяет работать с самим текстом, можно что-то отметить, вставить вопрос, выделить шрифтом. Более пятидесяти лет я работал только с напечатанными книгами, но сегодня я не думаю, что осталось много людей, которые читают обычные книги.
Вопрос: Где вы берете вдохновение, чтобы написать книгу?
Ответ: Я встаю утром, которое для меня начинается в 1:30 ночи, делаю гимнастику, принимаю контрастный душ – просыпаюсь, читаю что-то, чтобы пробудить себя и прихожу на урок.
На уроке я вижу перед собой 300 мужчин. Я смотрю на экран и чувствую, что за ним находятся еще десятки тысяч людей. Я чувствую их, хочу соединиться с ними, раскрыть связь, существующую между ними. Мы все, желая того или нет, находимся в общей системе, в сети, которая связывает нас между собой. Каждый раз я стараюсь заново раскрыть эту сеть, ощутить ее. Поэтому мы начинаем урок, читаем - и в этом чтении я чувствую обновление.
Это подобно новой игре! Я нахожусь в сети, которую каждый раз раскрываю как новую систему связи между людьми. Я слышу слова и стараюсь увидеть, что стоит за этими словами, какие силы взаимодействуют между собой. Одни сфирот поднимаются, другие опускаются, три линии: правая, левая и средняя, НЕХИ поднимаются в ХАГАТ…
Я стараюсь распознать за этими словами действия, которые мы выполняем относительно друг друга, ведь Каббала говорит только о связи между людьми, о духовной, внутренней связи. Ничего другого нет! Я хочу раскрыть правильную связь, и если я раскрываю ее, это называется раскрытием Божественного. Я раскрываю в ней причину и следствие, мудрость, новые наполнения…
Эта сеть, которая сначала кажется мне неодушевленной, словно сеть электронных проводов, вдруг становится живой, в ней происходит передача желаний, намерений, мыслей, мнений, страстей – передача чувств! Три часа каждый день на протяжении многих лет мне есть что сказать, потому что каждый день ты начинаешь играть заново! Почему играть? Потому что в игре ты каждый раз находишь что-то новое. Это приключение! И поэтому каждый день ты можешь написать новую книгу.
Вопрос: Мы знаем, что все находится во мне и зависит от моего восприятия реальности, но бывает так, что кто-то угрожает мне насилием. Значит ли это, что я угрожаю сам себе?
Ответ: Не философствуй! Ты запутаешься в восприятии этого и будущего мира. Пока у тебя нет будущего мира, а есть только то, что ты видишь. Сказано: "Нет у судьи большего, чем видят его глаза". Ты должен жить в том, что ты чувствуешь, а не в том, что тебе рассказали. Поэтому, если тебя бьют, я советую тебе не связываться, а убежать. Зачем тебе это надо?..
Вопрос: Если я правильно понимаю, книга активизирует нас и ее воздействие наиболее эффективно в группе…
Ответ: Это совсем не противоречит одно другому! Где книга может заставить нас действовать? В группе, в связи между нами. Группа – это все человечество, но поскольку работать со всем человечеством пока невозможно, мы выбираем людей, которые, как и мы, готовы соединиться, - и это называется группой. Группа – это мини-человечество, готовое к изменению.
Вопрос: Разовьются ли другие каббалистические средства кроме книги - такие как музыка, запахи, вкусы? Будут ли существовать дополнительные каббалистические инструменты, которые быстрее приблизят нас к цели?
Ответ: Книга действует через сеть связи между нами. Если вы договоритесь между собой в группе, чтобы в то время, когда вы находитесь вместе и думаете о духовном, о связи между собой и о поручительстве, использовать определенный аромат, - он будет напоминать вам об этом. Создайте специальный аромат, который будет вызывать в вас определенные ассоциации и пробуждать вас…
Вопрос: Запах действует не через разум, он влияет немедленно. Мы тут же на него реагируем.
Ответ: Действительно, большинство клеток нашего мозга - это клетки обоняния. Такое же воздействие оказывает музыка. Человек – существо сложное, с помощью различных ощущений его можно пробудить к сближению, к единству с товарищами. Это может быть определенная одежда, танец, все что угодно, и мы это используем.
Вопрос: Следует ли изучать каббалистические тексты последовательно, начиная с первой страницы?
Ответ: Нет, сказано, что не имеет значения, насколько человек понимает прочитанное.
Бааль Сулам пишет в "Предисловии к Учению Десяти Сфирот", п.155: "…поскольку существует неоценимо чудесное свойство для занимающихся наукой Каббала, и хотя не понимают того, что учат, но благодаря сильному желанию и стремлению понять изучаемый материал, пробуждают на себя света, окружающие их души".
Это подобно ребенку, который играет в игру и не знает, что эта игра его развивает. Природа пробуждает в нем стремление, он играет и поэтому растет. Но недостаточно естественного стремления. Если бы ребенок просто играл, из этого ничего бы не вышло. Поэтому у него есть отец, мать и воспитатели, которые дают ему правильные игры, и с помощью сложной игры, развивающей его, он растет.
Так происходит и с нами. Мы можем играть в этом мире во всевозможные игрушки, как ребенок, который сам выбирает, с чем ему играть, но к нам обращаются каббалисты и говорят: "Тебе стоит работать с этой книгой", – и так мы растем. Поэтому книга книге – рознь.
Бааль Сулам говорит в "Предисловии к книге Паним Меирот": "… только распространением науки Каббала в массах, удостоимся мы полного освобождения... И коль скоро это так, обязаны мы открывать школы и писать книги, чтобы ускорить распространение науки среди народа".
Вопрос: Мы сегодня много говорили о книгах. Что мы должны вынести из нашей встречи?
Ответ: У нас есть Книга, есть неделя книги, есть праздник книги – все в наших руках. Нам осталось только правильно все это использовать. Давайте сплотимся вокруг урока, наших групп, объединения, раскроем книгу и реализуем ее в соединении между собой. У нас есть сотни тысяч товарищей во всем мире, сегодня мы уже большая сила! Мы раскроем свет между нами и принесем его всему миру.
Книга готова, надо только правильно ее использовать. Все зависит от нас!