Реплика: Сейчас в связи с последними событиями в мире произошел страшный скачок антисемитизма. Не любят Израиль, не любят евреев.
В Европе, в Германии сжигают флаги, называют нас детоубийцами. В Англии говорят: "Не надевайте кипы и традиционную еврейскую одежду. Ходите так, как будто вы англичане или туристы". Во Франции совсем плохо дело обстоит. В Америке евреи снимают мезузы с дверей, чтобы не знали, что здесь живут евреи. И так далее, можно перечислять много. Мы докатились до такого состояния.
Ответ: Что может быть еще лучше, чем то, что происходит? Наставить евреев на путь истинный, чтобы они выполняли свое предназначение. Ведь если они не будут его выполнять, то мир будет все больше и больше съезжать буквально во тьму.
Так как можно еще привести их в чувство? Постепенно давя, давя, давя… И то я не вижу, чтобы это особенно помогало. Хотя уже такие страдания, такие удары были по ним, но все равно не помогало.
Мы должны все-таки понять, за что нас ненавидят. И антисемиты должны понять, за что они нас ненавидят. Мы видим по всей истории евреев и мира, как она закручена вокруг еврейского народа. И поэтому нам надо задаться вопросом: почему это все происходит?
Ненавидят, любят – неважно, как относятся, но относятся четко как к чему-то особенному. В чем особенность этой этнической группы, народа, расы? Думают даже, что это какая-то особая раса. Это нам надо объяснить.
Дело в том, что все началось в глубокой древности, где-то около пяти с лишним тысяч лет назад, когда в человечестве начало раскрываться его отношение к своему состоянию: "Кто я? Что я? Откуда я? Для чего я?" И так далее. Эти вопросы стал задавать человек по имени Адам. Так его назвали, якобы случайно, – Адам.
Этот человек начал задаваться этим вопросом, начал рассуждать, исследовать. В итоге его особой страсти, жажды ответить на этот вопрос: "Что же такое человек? Его предназначение – для чего он?" – Адам раскрыл, что мир существует во имя постижения высшей силы, которая им управляет.
И постичь эту силу можно только с помощью особых упражнений, когда человек пытается подняться над эгоизмом, над собой и постигать высшую силу природы, которая желает только быть в свойстве отдачи и любви к остальным, ко всеобщей связи.
Таким образом раскрывается высшая всеобщая связь между всеми частями творения. Эта высшая общая сила всех частей творения называется "Творец".
Человек этот, Адам, раскрыл эту силу. Он описал ее в своей книге "Разиэль а-Малах" ("Тайный ангел"). Это небольшая книжечка, ведь в то время писали на глине и палочками.
Адам создал первую школу, где обучал людей, которые были в этом заинтересованы, своим знаниям – тому, что он постиг. Довольно много людей приходило к нему, слушали его. От него и пошли всевозможные верования, то есть кто как понимал это учение.
Так продолжалось, в принципе, 20 поколений его учеников: десять – до ученика, который назывался Ноах (Ной), и еще десять поколений – до ученика, которого звали Авраам. И все эти поколения учеников создавали вокруг себя еще учеников, и так продолжалось сотни лет.
А в поколении Авраама уже начинается осознание того знания, которое передал им Адам. И Авраам обучал этому уже своих учеников в Древнем Вавилоне, где в это время тоже были особые состояния. Почему особые состояния?
Потому что если до Вавилона, до Авраама, обучение системе мироздания и знаниям о том, где мы существуем, что нас окружает, с чем мы связаны, под кем находимся, и так далее, – это все было чисто индивидуально, то, начиная с Авраама и далее, это уже происходило также в связи между людьми.
И потому Авраам – это первый человек, который создал школу каббалистов. В принципе, и раньше они как-то обучались, но не были настолько зависимы и связаны между собой. А Авраам уже осознал, понял, раскрыл, что постижение природы и ее высшей силы зависит от связи между людьми. И поэтому он выдвинул лозунг "возлюби ближнего как себя".
Это уже такой переворот, когда надо переходить от того, чтобы только себя подтягивать до уровня отдачи и любви к другим, к тому, чтобы начинать организовывать людей на такое состояние. Здесь он вошел в противоречие с эгоизмом, который в то время олицетворял Нимрод, царь Вавилона. И, естественно, Авраам должен был от него уйти.
Отсюда начинается группа Авраама, которую он назвал "ехуди" от слова "ихуд" – связь, объединение.
"Еврей" – от слова "эвер", означающий, что они переходят от этой жизни, когда каждый за себя, к жизни, когда каждый за других. И также назвали ее "Исраэль" – направленный "прямо к Творцу", "яшар кЭль" – Исраэль. Отсюда и начинается наука каббала. То есть, в принципе, это наука о постижении Творца.
Вопрос: Если перескочить от того времени в сегодняшнее время, то ненависть – она от того, что Авраам заложил именно в народ Израиля этот заряд: жить не для себя, а для других, а евреи так не живут? Можно сказать, что это записано в духовной генетике человека и не в духовной?
Ответ: Конечно! Обязательно! Это запись, информационные данные, которые находятся в человеке. Их нельзя искоренить, с ними ничего нельзя сделать. Единственное, что можно, – это объяснением изменить ненависть на любовь.
Вопрос: А как это чувствуют народы, что есть эта запись в евреях и в Израиле?
Ответ: Подсознательно.
Вопрос: Так и будет продолжаться, пока мы не доберемся до корня?
Ответ: Если так, то это будет хорошо. Чтобы не было хуже.
Реплика: Но было же так плохо, на самом деле. Смотрите, что мы перенесли за свою историю!
Ответ: Да, но вы видите, насколько это не действует ни на что. Потому что оказывается, единственное, что осталось, – это действительно серьезнейшее массовое объяснение обращением ко всем и особенно к народам мира, а не к евреям.
Потому что евреи – это жестоковыйный народ. Они не поверят и не пойдут, и ничего не будут делать, только если народы мира их не заставят. Поэтому нам надо обращаться-таки к народам мира и объяснять им то, что должны делать евреи. Чтобы они вынудили евреев выполнить это предназначение. Тогда это будет работать.
И этим мы должны заняться. Я очень надеюсь, что с помощью наших учеников со всех стран мира, которые у нас только есть, мы сможем это сделать.
Вопрос: На евреях лежит обязанность объяснить миру и дать миру методику соединения, объединения, любви к ближнему? Сделать это самим и дать миру?
Ответ: Да.
Вопрос: Пока мы до этого не дойдем, нас будут трамбовать?
Ответ: Это еще мало сказано: "Трамбовать". Но дело в том, что не поможет. Поможет только распространение, объяснение всем народам мира, в чем заключается миссия Израиля, и в чем заключается их миссия.
Сказано, что они должны взять народ Израиля на плечи и поднять на гору Творца. Это значит, что они должны вынудить народ Израиля подниматься на гору Творца, чтобы евреи проложили при этом путь для всех народов мира.
Реплика: Только чтобы это объяснение в сердце вошло – вот что важно…
Ответ: Я думаю, что для этого, в общем-то, подготовлена почва, а насколько она не воспринимаема, настолько она воспримется именно из своей противоположности.
Идея – сама по себе простая. Она проходит через все поколения, через все гонения, через все истребления, через все разрушения Храмов и прочее-прочее, вплоть до Холокоста и нашего сегодняшнего состояния. Одно и то же, одно и то же.
Реплика: Но идея, которую проносят каббалисты, не входит в простых людей, в сердца – вот в чем сложность.
Ответ: Она проходит по всем. Но понимание самой идеи: откуда она, почему она, что ею руководит, что за мотор, источник этого исторического движения – это знают только каббалисты.
Реплика: Я вижу, в основном это жило у Бааль Сулама и живет у вас очень ярко! Вы чувствуете время, что оно подошло, подоспело. Это для вас почти центральная точка истории, центральная точка мира!
Антисемитизм – это какой-то отрезок в истории, а для вас это центральная точка мира.
Ответ: Мир крутится вокруг этого.
Реплика: Привести евреев к пониманию и к тому, чтобы они эту инструкцию передали миру.
Ответ: Я думаю, даже не евреев, а мир.
Я не думаю, что евреи могут взять это на себя. Уж чересчур они эгоистичны, раздроблены, слабы и не понимают своего предназначения и места, роли – ничего! Они никогда не смогут со своим эгоизмом заняться этим.
Вопрос: А народы мира смогут их вынудить?
Ответ: Да! Именно таким образом.
Реплика: Да, но только чтобы не дошло до какого-то следующего Холокоста.
Ответ: Для этого нам надо быстро это делать.
Вопрос: Быстро объяснять. То есть народы мира должны понять, что они делают, для чего они делают? Вот это понимание у них должно возникнуть?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 24.05.2021