В Судный день Израиль остановился на распутье. Об этом распутье я кричу с весны, с начала тех перемен, которые навсегда вырвали нас из привычного мира. И я не прошу верить мне – я прошу задуматься над моими словами.
Мы не желаем вспоминать об этом, но наша история прописана наперед тысячи лет назад. Не мистиками, не прорицателями, а людьми, которые понимали законы развития мира. Точно так же описано физическое и психическое взросление ребенка. Мы точно знаем, какие этапы он будет проходить, но не знаем, как.
В этом и состоит наш выбор. Мы не выбираем, чтó с нами будет, – мы выбираем, как это прокатится по нам.
Коронакризис ознаменовал новый, критический этап нашего взросления. И надо понимать: он равно сопутствует обеим альтернативам. Он – "смерть и зло", и он же – "жизнь и добро"!
Дело не в вирусе, дело в нас. Мы уже отлично видим, что легко справились бы с ним, если бы все действовали сообща, заботясь друг о друге. Но эта утопия настолько далека от наших реалий, что мы предпочитаем ждать. И мы дождемся – но совсем не того, на что надеялись. Далее...
Кошмару не будет конца, пока мы не сделаем правильный выбор. Ведь если мы не избираем жизнь, природой по умолчанию выбрана смерть. Причем такая смерть, о которой в той же "прописанной" истории сказаны страшные вещи, затмевающие даже Катастрофу.
Мы вступили в период, который каббалисты называют "последним поколением". Это означает финальный этап взросления человечества, когда оно глобализируется, ощущает себя единым целым и встает перед необходимостью глубинных, внутренних перемен.
Эгоцентричному миру приходит конец. Его стимулы перестают работать, его цели обесцениваются. Всё, чем он жил, обращается против нас. Не надо мне верить – просто взгляните на мир и на Израиль эпохи коронавируса.
Как же нам выбрать жизнь?
Первое: выбрать ее мы сможем только вместе. Любой человек, любой сектор, который игнорирует этот выбор или присваивает себе истину в последней инстанции, – ведет всех к погибели, в прямом смысле слова. Мы в одной лодке, а точнее, на данный момент, в одном котле.
Второе: "жизнь" – это то, что течет между нами, когда нам не наплевать друг на друга, когда наши сердца не закрыты за семью замками, когда мы – народ. А "смерть" – это всё то, что ввергает нас в разобщение, в раздор, в ненависть.
За исключением редких мгновений, мы никогда не были по-настоящему едины. Мы препирались с тех пор, как вышли за Авраамом из Вавилона. Мы продали Йосефа. Мы "дорожили" египетским рабством, а потом, сбегая из Египта, захватили с собой целый сонм "смешанных сил", которые потом тысячелетиями вставляли нам палки в колеса. Наши "братские" междоусобицы в период Храмов были кровавыми и беспощадными. В эпоху изгнания нам было сложно конфликтовать, балансируя на грани выживания, но мы все же умудрялись! С началом духовного возрождения мы всеми силами гнобили Бааль Шем Това и его последователей. Мы стреляли в "Альталену". Мы и сегодня сеем лютую ненависть в соцсетях, в СМИ, на улицах, в сердцах. Кажется, мы не можем иначе.
И все-таки придется. Ведь несмотря ни на что, мы названы "светом для народов". И этот "свет" – не слепая вера, не научные открытия, не культура и искусство. Этот свет – единство, которое мы способны дать миру. Единство и умиротворение.
Такова наша роль – разрываться между двумя противоположностями, чтобы в итоге уравновесить их и показать всем, как жить в согласии и взаимоотдаче, поднимаясь над смертью, над эгоизмом в себе.
Всё это "прописано" изначально. Мы тот орган в организме человечества, который обеспечивает его переход в интегральное состояние. И момент настал.
Единственный наш вызов сегодня – вспомнить, понять свою роль и продемонстрировать взаимное поручительство, каким оно должно быть в общечеловеческой семье.
Только в этом мы найдем жизнь. Наше доброе будущее станет результатом заботы о будущем мира, за который мы отвечаем.
И как бы странно это ни звучало, мир подспудно, а порой и осознанно, чувствует нашу ответственность. Всегда чувствовал. Отсюда проистекает антисемитизм и море пролитой нами крови. Отсюда проистечет и новое кровопролитие, которого нам не избежать, пока мы выбираем смерть. Наша судьба зависит от судьбы человечества, и оно не простит нам бездействия.
В Судный день мы сами присуждаем себя к добру или ко злу. Никто не сжалится, не помилует, не пощадит – только мы сами можем сжалиться, помиловать, пощадить друг друга, начать относиться друг к другу по-человечески, по-братски. Состояние наших отношений, нашей взаимосвязи – и есть наш приговор. Всё зависит от нас.
Это не проповедь. Это законы Природы – ее, а не наши, реалии. Каббалисты всех поколений предупреждают нас об этом. Они понимали, что время настанет и что экзамен будет сложным, провальным. Взрослеть всегда трудно, внутреннее развитие неизбежно сопряжено с ошибками, с неприятием, с упрямством и непониманием.
Но не это ведет нас к смерти. Ведь мы можем хотеть. Мы можем требовать. Мы можем сознавать и помогать друг другу. То, что не под силу одному или группе, осуществимо в масштабах народа, если только мы стремимся им стать. Стремимся не ради себя – ради мира.
Только так мы спасем себя, страну, детей, будущее. Время пришло. Мы на грани.