Как обычно, в духовном две противоположности включаются вместе в одно событие. И поэтому нужно скорбеть по всем трагедиям, к которым привело разбиение, запланированное в духовных корнях.
А с другой стороны, надо радоваться тому, что мы прошли разбиение и находимся в процессе исправления. Эта возможность дана нам уже со времен Ари, и если мы до сих пор не вышли из разбиения к исправлению, то только из-за своей небрежности.
Но вместо этого мы плачем о том разрушении, которое произошло две тысячи лет назад, будто мы большие праведники, а те люди были грешниками, если позволили рухнуть Храму, а римлянам и египтянам взять власть. Не нам их судить, мы не понимаем, что тогда произошло. Все те события были как раз неизбежны согласно порядку развития ступеней. Далее...
Но если сегодня, уже через столько лет после Ари, когда пришло время исправления, и раскрылась наука каббала, мы до сих пор отвергаем каббалу и методику исправления, не признавая необходимость объединения – это и есть подлинное разрушение внутри нас. Настоящая катастрофа не та, что была в прошлом, а та, что происходит в нас день ото дня.
Рабби Акива призывал любить ближнего как самого себя. Но когда Храм рухнул, он радовался этому, ведь это означало начало исправления. Поэтому надо думать только о настоящем и будущем, а не сожалеть о прошлом.
Прошлое разрушение было результатом высших сил, борющихся друг с другом. Но хотя мы понимаем, что Храм обязан разрушиться, все же надо сопротивляться разрушению. Нельзя соглашаться с выходом из святости. Если хоть чуть-чуть достиг духовного, нельзя позволять себе упасть из него в клипу.
Поэтому Рабби Акива так призывал держаться за любовь к ближнему как к самому себе. С другой стороны, если крушение произошло, надо понять, что оно на благо, и с этого момента уже начинается исправление. Если Храм рухнул, то надо не плакать о нем, а начать его восстанавливать с новыми силами.
Нет ничего хуже разбиения. Но только из этого разбитого состояния можно подняться и возродиться, а потому это хорошо, когда мы раскрываем свое разбиение. Мы снова и снова стараемся объединиться, но каждый раз обнаруживаем, как в нас поднимаются злые силы, еще сильнее прежнего. То есть мы раскрываем все большее разбиение.
Оно раскрывается именно тогда, когда я хочу соединиться с товарищами и вдруг обнаруживаю, то не могу это сделать. Целый день я мечтал о том, как назавтра встречусь с товарищами и между нами будет сильное соединение.
А утром просыпаюсь и вообще не вспоминаю, что сегодня назначена встреча. Я уже все забыл! Все мои благие намерения рассыпались в прах – это и называется разрушением, так оно раскрывается в нас.
* * *
Во мне самом нет силы сопротивляться разбиению. Единственный способ – это включиться в правильное окружение, в котором есть такая сила. Товарищи должны держать меня и тащить за собой и за счет этого сами укрепятся. Ведь я послужил для них поводом соединиться ради моего спасения. Получается, что я помог группе!
* * *
Две тысячи лет назад рухнул Храм и с тех пор народ Израиля начал свои скитания по миру. Мы привыкли жить в изгнании между других народов и часто даже преуспевали в этом. А иногда наоборот, народы мира сводили с нами счеты. Ненависть к евреям росла и росла, волна поднималась за волной, а в последнее время поднимается настоящая цунами антисемитизма.
Проблема в том, что мы не исправляем разбиение. Антисемитизм – это результат нашего пренебрежения к возможности достичь исправления. Изгнание закончилось, но только в потенциале, а не на деле.
Многие мечтали бы оставить землю Израиля и вернуться в изгнание. Ведь святость только в том объединении, которое мы можем построить между нами. А без объединения нет святости, мы до сих пор находимся в разрушении.
* * *
На самом деле, разрушение было исправлением. Нельзя назвать его порчей, ведь еще не было ничего исправленного, что можно было бы испортить. Это было разбиение границы между получающими и отдающими желаниями, границы между Творцом и творением, между свойствами Творца и свойствами творения. Поэтому оно было только ради исправления.
Желание насладиться существовало и до разбиения, только скрыто. После того, как оно раскрылось, творение уже может начать работать над ним и подниматься к Творцу. Каждый раз творению раскрывается его разница с Творцом, что дает ему возможность исправить это расхождение и приблизиться к Творцу.
Эта разница уже существовала и до того, но сейчас она раскрылась. То есть происходит раскрытие относительно творения, будто мы надеваем очки и начинаем видеть неисправность, которую раньше не замечали.
* * *
Крушение Храма олицетворяет смешение Бины с Малхут. Поэтому было два крушения, соответственно двум уровням в духовных парцуфим: далет-гимел (4/3) и гимел-бет (3/2). Первый Храм был разрушен на уровне мохин дэ-Хая, а Второй – на уровне мохин дэ-Нэшама.
Поэтому крушение Первого Храма было гораздо более сильным и существенным. Но разрушение Второго Храма было значительнее в том, что означало полный выход из духовного.
Первый Храм – это духовное объединение, в котором все желания соединены вместе с намерением отдачи Творцу на ступени мохин дэ-Хая. Проходила огромная борьба между людьми и каждого с самим собой за то, чтобы сохранить это объединение и не упасть. Но эгоизм все время рос, и в итоге все же случилось разбиение.
Народ Израиля вышел в изгнание, то есть произошел разрыв между ступенями – духовный парцуф исчерпал себя. А после изгнания народ возвращается к духовному, строя новый Храм. (Первый Храм это словно малхэй ДАХГАТ, а Второй Храм - малхэй ТАНИМ в мире Некудим, которые разбились).
Разбиение Второго Храма было уже окончательным выходом из духовного – все вышли в намерение ради себя. И с тех пор весь народ, кроме особых людей – каббалистов, вошел в процесс непрерывного спуска поколений.
Невозможно сравнивать поколения, жившие сразу после крушения Первого или Второго Храма, с нашими современниками. Они чувствовали гораздо большую связь друг с другом. Святость еще подсвечивала им издали, падали искры от крушения предыдущего Храма и оказывали действие.
Поэтому в тех поколениях еще были великие люди, даже после крушения Второго Храма. Мы видим, какие великие книги они оставили нам: Мишну, Талмуд.
Многие еще находились в духовном постижении. Падение не произошло мгновенно, свет исходил из парцуфа постепенно, пока мы не оказались почти в полной темноте ко времени Ари.
Со времени Бааль Шема и далее началось уже пробуждение снизу. Бааль Шем Тов проделал огромную работу, возрождая духовность, а за ним Бааль Сулам. Были и другие каббалисты, жившие в промежуток между ними. Последним большим каббалистом нашего времени был Рабаш, оставивший нам всю методику исправления, которой мы сегодня пользуемся.