Это, конечно, и семейный праздник, то есть все встречаются на праздничной трапезе и все это ждут.
Для тех, кто занимается каббалой, Песах – это понимание человека, что он находится в рабстве, в своем эгоизме, и он бежит из него.
Все, что ты можешь представить себе как коммунизм в этом мире – это было там. В принципе, они были на всем готовом, и лучшие земли были, и всё, что ты только хочешь. А впереди – мертвая пустыня, мертвое море, все мертвое, все полно неизвестности. Ничего хорошего! Так что, где египетский плен и куда мы стремимся? В этом вопрос.
Вся работа в Египте – для того, чтобы нарисовать перед собой, что вся пустыня – это рай. А все, что в Египте, – все хорошо, абсолютно всё, чего только ни пожелаешь – это ад. Египет – это эгоистическое наполнение, причем, всего того, что хочешь. Далее...
Речь идет о каждом из нас. Это наш Египет. В нем все хорошо, есть всё. Все наслаждения этого мира во всех их подробностях, во всех их вариациях – пожалуйста.
Никто не хочет вырваться оттуда. Всем, в общем-то, хорошо. Единственное, кому плохо, – это один непохожий на них, который хочет оттуда вытащить народ.
А кто хочет вытащить? Моше. Так что он сделал хорошего? На все века после этого нам только плохо. Нет ничего лучше Египта!
Реплика: Но ведь сказано, что мы были рабами в Египте…
Ответ: Рабами – это то, что мы находились в нашем эгоизме, но мы полностью получали все, что захотели бы.
Вопрос: Так почему же человек вдруг желает выйти из этой сказки?
Ответ: Так он устроен, человек.
Вопрос: Почему он вдруг слышит Моше? Вместо того, чтобы слушать, например, фараона, который говорит: "Оставайся, я тебя всем обеспечу, все будет хорошо". А Моше говорит: "Мы пойдем в неизвестность, в пустыню. Идите за мной". Почему они пошли за ним?
Ответ: Видимо, Моше наговорил Творцу, что надо что-то с ними сделать, чтобы они захотели уйти. Моше договорился с фараоном и с Творцом, чтобы были египетские казни, которые прошлись бы по евреям, от которых они захотели бы убежать. Но если бы их не было, этих казней, то они бы никуда не побежали. А если бы они не захотели убежать, то казней бы не было.
Вопрос: То есть все-таки первым было яйцо? Сначала они все-таки захотели убежать каким-то образом?
Ответ: Я думаю, что это Моше договорился с Творцом: "Давай так устроим, чтобы они все-таки захотели за мной пойти".
Вопрос: Но все-таки вы сказали, что плохо там было от десяти этих казней евреям. Там и египтянам было несладко. Написано, что египтяне страдали больше всего.
Что это в вашем понимании – египтяне, которые страдали от десяти египетских казней?
Ответ: Это эгоизм человека, который желает выйти на свободу. То есть быть непонятно кому и как подчиненным. Но главное – вырваться из этого коммунизма, в котором есть все. То есть просто все в избытке.
Вопрос: И египтяне – это вот этот коммунизм, который внутри нас существует, вот этот эгоизм? Они хотят нас держать и спрашивают: "Для чего ты бежишь оттуда? Тебе так здесь хорошо". Получается так?
Ответ: Да.
Вопрос: Что этот праздник Песах для мира? Пускай даже материально евреи его празднуют, Израиль его празднует. Но что этот праздник для мира?
Ответ: Это освобождение от египетского плена, это освобождение от эгоизма, это освобождение человека от себя. Я хочу, чтобы мной управляло не эгоистическое свойство, которое желает все прибрать, всем наполниться, и только об этом думает. А чтобы мною управляло альтруистическое свойство, когда я хочу соединяться с другими, наполнять других, а не себя. Вот это желание возникает. Это и есть Моше в нас.
А евреями мы становимся, когда мы слышим Моше, когда Моше находится в нас. А если нет, то мы те же египтяне.
Вопрос: То есть можно сказать, что в мире есть только два народа. В духовном мире есть два народа?
Ответ: Да. Или ты египтянин, или ты израильтянин. И посередине нет ничего.
Израильтянин – это направленный к Творцу, "Исра-Эль" – "прямо к Творцу". А египтянин – это направленный к себе.
Вопрос: Когда вы говорите, что этот праздник для мира, мир должен решить, кто он сегодня?
Ответ: Да.
Реплика: И сегодня такой критический момент, что действительно надо бы это решить.
Ответ: Мы еще даже этого не осознаем. И мир не осознает, куда его ведут. Не осознает совершенно!
Вопрос: Но можно сказать, что сейчас по миру проходятся египетские казни?
Ответ: Да! Очень серьезно. Идет такая волна по всему миру.
Вопрос: Но, может быть, все-таки мир войдет в понимание, что надо бы выходить?
Ответ: Это все зависит от нас, как мы покажем миру этот путь, путь развития, путь объединения – что впереди должно быть, к чему стремиться. Сможем ли мы это сделать?
Реплика: А мы должны это показать, чтобы это было человеку как-то приятно, сладко, счастливо?
Ответ: И сладко, и приятно, и необходимо! То есть это не должно его притягивать, потому что это сладко. И в Египте никто не видит, что там сладко.
Но там сладость от свободы от эгоизма. То есть ощущение рабства в Египте противопоставлено свободе от эгоизма вне Египта. И человек должен настолько вырасти в себе, чтобы эта разница между двумя состояниями просто тянула его вперед.
Вопрос: То есть сегодня мир как никогда должен услышать, что из эгоизма, из Египта надо выходить?
Ответ: Да. Мы застряли!
Вопрос: Получается, мы немножко задержались в этом Египте. И такое творится сейчас, что выталкивает нас. Неужели мы не почувствуем, что надо выходить из него?
Ответ: Но мы должны дать курс, мы должны понять, мы должны устремиться, мы должны потянуть за собой всех.
Вопрос: Когда вы говорите "мы", кого вы имеете в виду?
Ответ: Я имею в виду в первую очередь тех людей, которые могут это понять и осознать, которые устремлены вперед, "яшар кель" – Исраэль. И все остальные пойдут за ними.
Вопрос: Это необязательно евреи – "прямо к Творцу"?
Ответ: Основная масса, начальная масса – это евреи, то есть те, которые уже пережили в прошлом, в своих корнях, состояние выхода из эгоизма. А остальные пойдут и присоединятся к "Исраэль". В этом нет совершенно никакого вопроса. Весь вопрос в том, чтобы евреев поднять.
Вопрос: Какова ваша молитва сегодня?
Ответ: Моя молитва сегодня – это выполнить роль Моше. Вытащить эту головную часть всего человечества, которая называется "Исраэль", "устремленная к Творцу", которая в потенциале может устремиться к Творцу. Вытащить ее из такого сомнамбулического, я бы сказал, состояния, и начать возбуждать их так, чтобы они сами хоть как-то приложили усилия захотеть, потревожиться и подняться вперед, к выходу.
Вопрос: Чтобы хотя бы мысль возникла, что надо выходить из эгоизма? Но прежде всего, вы всегда говорите, что эгоизм – это плохо. Или нет?
Ответ: Эгоизм – это плохо, смотря как ты его измеряешь, взвешиваешь, смотришь на него, чувствуешь, нюхаешь, пробуешь на вкус. А на самом деле эгоизм – это все, что дает тебе вкусы, жизнь.
А альтруизм, свобода – в чем она? Выходишь в поле, и не знаешь – что, для чего, зачем.
Моше – это, в принципе, не один человек, это целая группа людей, которые понимают, что будущее в этом – в выходе из эгоизма. Как нам из него выйти? Это надо изучить и начать между собой применять. И каждый раз, когда мы делаем каждый шаг, это делается снова из тьмы, когда мы не видим в эгоизме вроде бы никакого притяжения, начинаем пытаться выйти из него и обнаруживаем, что он держит нас за все чувства, за всё! И нельзя от него никуда избавиться.
И тогда только вместе держаться и кричать.