Египтяне и израильтяне – как все персонажи пасхальной истории могут ужиться в одном человеке?
Египтяне и израильтяне – как все персонажи пасхальной истории могут ужиться в одном человеке?
Моше – это часть нашей души, которая находится в контакте с Творцом. Через нее мы получаем все указы, раскрытия, исследования, всё, что нам необходимо, чтобы уподобить себя Творцу и подняться на уровень отдачи и любви – уровень Человека.
Вопрос: Чем отличается каббалистическое объяснение нашего мира и праздника Песах от обычных комментариев?
Ответ: Есть несколько уровней объяснения бытия, его творения, развития, цели, задачи человека в нем. К примеру, о празднике Песах можно говорить:
1. об историческом периоде рабства народа в Египте,
2. о "рабстве" человека в своем эгоизме-египте-фараоне,
3. о развитии творения-желания под воздействием света-Творца и его отсутствии – под воздействием тьмы-египта-фараона.
Также можно на разных уровнях говорить:
1. о механическом выполнении обрядов, которые в обиходе называют заповедями,
2. о психологическом выполнении указания "возлюби ближнего как себя", как общего (клаль) указания Творца, включающего в себя все прочие указания, как сказано в Торе: "Возлюби ближнего – общий закон Торы",
3. о каббалистическом воздействии высшего света на миры и через них на души, которые проходят этапы своего духовного развития-исправления.
Почему Иран напал на Израиль на самом деле
Пророк Эзра знал, что Храм не будет построен, пока все не захотят этого…
Фильм Семена Винокура, ассоциация "Каббала ла-Ам"
Вопрос: Какова разница между Аманом, которого мы должны убить, поскольку мы не можем его исправить, и между свойством "лев а-эвен" (каменное сердце), которое мы тоже не можем исправить, но убивать не должны?
Ответ: Мы должны подняться и над тем, и над этим, и просить Творца, чтобы Он исправил в нас эти свойства. Убить – это значит перестать пользоваться желанием получать ради себя.
Вопрос: Что значит, что Исраэль страдают не через Амана, а придут к собственному исправлению в свободном выборе?
Ответ: Тот свет, который могут получить Исраэль, приходит к ним не через Амана, а напрямую от Творца.
Они проводят этот свет через себя и через все большое желание получать, и тогда этот свет идет по назначению.
Из урока по статье из книги "Шамати", 25.03.2024
Вопрос: Когда сыны Исраэля почувствовали большую пустоту, то они возопили к Творцу. Этот вопль получился у них автоматически. В чем же здесь была их свобода выбора?
Ответ: Свобода выбора была у них раньше, когда они пребывали в Египте. А сейчас Творец собрал их и притянул к себе. Поэтому теперь они находятся в полной власти Творца.
Мы должны понять, что мы еще не ощущаем себя в пустыне, не чувствуем, что нам нечего есть. Поэтому мы не можем вскричать к Творцу, спрашивая, где та пища, которую мы ели в Египте. Мы еще не ощущаем Египта.
Вопрос: В чем отличие Исраэль от народов мира? В том, что народы мира в этой ситуации не обратились бы к Творцу?
Ответ: Нет, народами мира называются те, кто вообще не чувствуют себя относящимися к Творцу.
Из урока по статье из книги "Шамати", 12.04.2024
"И возопили сыны Израиля от работы"
Вопрос: У нас всегда есть ощущение, что внутри нас происходит борьба между египтянами и Исраэлем. Причем точка "египтяне" в нас очень активная, желающая получать свет ради себя, а точка "Исраэль" пассивная, у нее нет особого порыва выйти из этого.
Получает ли Исраэль от египтян какую-то часть этой энергии, как порыв, или этот порыв дается им только Творцом?
Ответ: Почему Исраэль кажутся пассивными по сравнению с остальными? Потому что все остальные работают из эгоистического желания, но это их желание. А Исраэль работает не из своего желания, и поэтому они такие маленькие и слабые перед другими народами.
Каждый из народов стоит на своем, у него есть свой корень, свое убеждение, а у Исраэль нет ни того, ни другого.
Только лишь его будущее предназначение дает пока ему силы, чтобы суметь выбраться из того, в чем он находится. Но, в принципе, у Исраэль нет своих сил, нет на что надеяться в этом мире и быть уверенным чем-то. Перед остальными народами он слаб и никак не может показать, что это его мир, его земля, как будто привязан за ниточку к небу.
Вопрос: Откуда эта ниточка? Как не потерять ее и все время держать перед собой?
Ответ: Ниточка, которой народ Израиля привязан к небу, очень крепкая, ее держит Творец. Она основана только на желании отдавать, любить и ведет прямо к Творцу.
Но в глазах нашего мира это ничто. Поэтому народы мира думают о том, как уничтожить Израиль. Ведь что у него есть в этом мире? Ничего. В каждом поколении просыпается кто-то из недоброжелателей, призывающий искоренить народ Израиля из мира. Так они действуют.
Из урока по статье Рабаша, 05.04.2024
Вопрос: Возможно ли раскрытие Творца в желании достичь совершенства?
Ответ: Нет, мы не можем стремиться видеть, что совершенство уже существует. Мы должны сами раскрыть, чего нам еще не хватает, чтобы достичь его. А затем нам нужно упросить Творца исправить это несовершенство, чтобы оно добавилось к совершенству. Вот тогда мы увидим Полное Исправление (Гмар Тикун).
Вопрос: Чтобы прийти к Полному Исправлению, нам нужно привести весь мир к Творцу, поднять просьбу об исправлении всего творения. Мы видим, что весь мир все время оттягивает нас назад. Как правильно включить молитву?
Ответ: В первую очередь надо понять, что исправление мира зависит от нас. Поэтому то, что весь мир против нас, это и есть тот случай, когда мы ответственны за весь мир.
Вопрос: Каково ваше мнение, как мы идем к высокой цели?
Ответ: Я считаю, что мы все-таки приближаемся к ней и сможем ее достичь, может быть, даже уже в этом году, от этого Пурима до следующего Пурима. Вполне возможно, что нам начнет хотя бы открываться высшее кли и высшее наполнение, то есть высший мир.
Из урока по статье из книги "Шамати", 24.03.2024
Вопрос: Что такое "наследование земли Исраэль"?
Ответ: Исраэль – от слова "исра-Эль" означает прямо к Творцу: "Исра" – прямо, "Эль" –Творец.
Унаследовать землю Исраэль – это значит соединиться с такими желаниями, которые были бы направлены на Творца.
Эти желания переходят по наследству. То есть все сыны Исраэль являются наследниками земли Израиля. Имеется в виду духовная субстанция, а не земная.
Вопрос: Получается, что есть наследники, а есть те, которые не унаследуют эти желания?
Ответ: Да, это зависит только от того, стремится ли человек к единению с Творцом. Для этого недостаточно родиться евреем, это абсолютно ничего не значит. У любого человека в мире может раскрыться стремление к Творцу.
Из урока по статье из книги "Шамати", 04.04.2024
"Народ Израиля" и "Земля Израиля"
Вопрос: Какими должны быть условия, чтобы свойство народа Израиля в нас услышало призыв Мордехая: либо объединение, либо смерть?
Ответ: Мы должны почувствовать, что в результате всего исторического пути достигли такого состояния, когда Творец/Природа ставит перед нами особую задачу: либо вы объединитесь между собой и станете действительно выше, развитее всех, и тогда все получится, либо здесь будет ваш конец.
Вопрос: Дело в том, что хотя наша жизнь каждый день подвергается угрозам, нельзя сказать, что в нас пробуждается какая-то особая чувствительность. Как ее развить?
Ответ: Особую чувствительность можно развить только всевозможными действиями по объединению.
Тогда мы увидим, насколько они помогают нам и приносят благо каждому человеку и всему народу.
Из урока по статье из книги "Шамати", 21.03.2024
Вопрос: Что произойдет, когда мы придем к состоянию лишма (ради Творца)?
Ответ: Тогда мы будем связаны между собой самыми лучшими узами.
Творец раскроется между нами, и мы пожелаем присоединить к себе все народы мира.
Сейчас с помощью нашей просьбы к Творцу мы возвращаем себя к тому, что хотим обрести лишма. Но пока у нас очень мало сил.
Сгенерировать общую силу можно только совместными усилиями между всеми товарищами.
Из урока по статье Рабаша, 31.03.2024
Вопрос: Известна история рабби Акивы, великого учителя поколений, когда он и три мудреца стояли на развалинах Второго Храма, и там вдруг пробежала лисица по месту, где стояла святая святых, и все мудрецы заплакали, а раби Акива вдруг засмеялся. Они спросили: "Почему ты смеешься?! Тут уже бегают дикие животные, где стояла святая святых!".
А он сказал так: "Сбылось одно пророчество, пророчество пророка Урии, что Храм будет разрушен, а это значит, что сбудется и другое, пророчество Захарии, которое говорит, что Иерусалим будет отстроен". И так далее. В ответ мудрецы сказали: "Акива, ты нас утешил!".
То есть рабби Акива понял, что пророчество будущего Иерусалима и Земли Израиля будет выполнено.
Как бы вы прокомментировали слова Захарии в его пророчестве?
Его пророчество относится к периоду последнего избавления, которое называется концом времен. Он жил 350 лет до нашей эры.
Захария предсказывал так: "Тогда, в "конце времен", Иерусалим станет "чашей яда для всех народов вокруг". Город "будет осажден, соберутся против него все племена земли".
Во-первых, вопрос – что такое "конец времен"?
Ответ: Конец времен – это когда подошло время, чтобы сделать праведный суд над всеми людьми.
Вопрос: Как мы можем стать чашей яда для всех народов, именно евреи?
Ответ: Потому что народы увидят, что в наших руках исправить себя и таким образом исправить мир, а мы этого не делаем.
Вопрос: Вот это называется "стать чашей яда"? Такое ощущение, что немножко это время наступает. Я смотрю, как к нам начинают относиться…
Ответ: Да. Это будет продолжаться волнами, то подниматься, то опускаться, и дойдет до того, что весь мир захочет нас уничтожить.
Вопрос: То есть это действительно станет чашей яда?
Ответ: Да. А наши действия должны быть обратными. Мы должны показать миру, что только мы в состоянии спасти мир тем, что мы соединимся между собой. И тогда внутри нас объявится сила, которая называется "машиах".
Она вытаскивает все человечество из эгоизма и поднимает на духовный уровень. "Машиах" от слова "лимшох" – вытаскивать.
Вопрос: Дальше Захария пишет: "В той последней из войн Творец "сразится с народами". И "поразит Бог все народы, воевавшие против Иерусалима".
Пока сегодня воюют армии, дипломатии. В каком случае Творец вступает в бой? То есть Он, Творец, сражается за Израиль, тут как бы написано.
Ответ: Он сражается не за Израиль, который сегодня, допустим. Он сражается за то, чтобы в мире проявилась вера в Творца и необходимость в том, чтобы Он научил все человечество, как на самом деле нам надо жить.
Вопрос: Тут сказано: "Поразит Бог все народы, воевавшие против Иерусалима". Что имеется в виду?
Ответ: Иерусалим – это олицетворение страха Божьего. Это "ира шлема" – полный трепет перед Творцом.
Вопрос: Тут дальше говорится: "С тех пор не будет больше разрушений, и станет жить Иерусалим в безопасности". Как вы это понимаете?
Ответ: Так и понимаю. Что с тех пор не будут уже люди нападать друг на друга. Они будут пытаться жить в мире и полностью выполнять, насколько могут каждый раз, законы Творца.
Вопрос: Вы говорите обо всех людях мира в данном случае?
Ответ: Да.
Реплика: Хотя говорится, что будет жить Иерусалим в безопасности.
Ответ: Иерусалим – это весь мир.
Вопрос: Дальше. Захария предрекает: "Без крепостной стены будет жить Иерусалим". Когда уже не надо строить стены, что это за состояние?
Ответ: Это уже общее избавление людей от своего эгоизма, от всех предрассудков, верований и всего, и раскрытие Творца всем народам.
Вопрос: И снова вы говорите о мире?
Ответ: Да.
Вопрос: В те дни многие народы и сильные племена станут искать Бога воинств в Иерусалиме, и молиться Богу. В тот день будет Бог един для всех, и имя Его едино.
Что означает – "когда Бога будут искать в Иерусалиме"?
Ответ: Потому что Он должен проявиться в этом городе, в этом месте. Но Иерусалим – это в сердце каждого самое центральное, потаенное место. И будут там стремиться ощутить: "Есть ли во мне, в центре, в глубине моего сердца Творец?" И каждый так будет искать.
Вопрос: То есть во мне есть эта точка трепета перед Творцом?
Ответ: Есть. В каждом человеке.
Вопрос: Ее именно найдут? И тогда что такое "Бог един для всех и имя Его едино"?
Ответ: Вот тогда соединят они все эти точки в сердце, и будет Бог один и имя Его едино.
Реплика: Это очень красиво! А если сказать: "Бог один", – то есть все религии, все верования…
Ответ: Это все отменится. И будет одно устремление.
Вопрос: Когда мы говорим: "Бог един", мы говорим о свойстве Бога? Любовь, отдача – вот это мы говорим?
Ответ: Да.
Вопрос: Еще: Так сказал Бог: "Я возвращусь в Сион и обитать буду в Иерусалиме. И назван будет Иерусалим городом истины".
Вот эта фраза "возвращусь в Сион" она идет все время и за евреями, за народом. И поэты, и в Псалмах говорится об этом. Что такое возвращение в Сион для мира, если мы уже говорим о мире?
Ответ: Сион, вернее, Цион – это от слова "еция" – выход и удаление. То есть с помощью удаления из Иерусалима и прихода якобы в Иерусалим – вот такими маленькими шажками Творец создает в нас настоящее желание к раскрытию Его.
Вопрос: Если вы сказали, что это точка трепета в нас перед Творцом, то мы ее теряем, находим, теряем, находим. И что, в результате она крепнет?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть тем самым мы больше к ней и приходим?
Ответ: Да, таким образом каждый раз она проявляется в нас все больше.
Вопрос: То есть должны быть эти входы и выходы у нас все время?
Ответ: Да.
Вопрос: И они действительно есть. Ты теряешь, находишь… Все время в неверии, в вере вот так находишься.
Такой вопрос: Иерусалим как "город истины". "Истины" – что здесь имеется в виду?
Ответ: Правды. Когда раскроется, что есть правда в мире.
Вопрос: Это относится к трепету перед Творцом?
Ответ: Да.
Вопрос: Это и есть правда?
Ответ: Правда – это знание Творца.
Вопрос: Мы говорим все время: "Мы ищем правду. Мы ищем правду". Мы ищем именно это? Мы постоянно ищем Творца?
Ответ: Да.
Реплика: А Он за всякими одеждами скрывается и так далее.
И дальше, очень красивая фраза, просто песня песней!
Сказано так: "Так сказал Бог Воинств: еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима, каждый со своим посохом в руке – в глубокой старости. И город наполнится мальчиками и девочками, играющими на его площадях".
Ответ: 🙂 Красиво!
Реплика: Очень красиво!
Ответ: Это покой, это мудрость, которая снисходит на город, который олицетворяет собой все чаяния человечества, и который примет всю эту мудрость, и раздаст как бы ее всем народам.
Вопрос: Вот тут очень интересно. Почему говорится именно о пожилых, которые будут сидеть в покое "с посохом в руке – в глубокой старости", и тут же говорится о мальчиках, девочках играющих? Нет какой-то середины, а есть старость и молодость.
Ответ: Это потому что человек, насколько он стремится к мудрости, настолько он становится более молодым. Самые мудрые и самые маленькие в каждом человеке найдут друг друга, поймут друг друга и будут вместе существовать в радости.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.03.2024
Реплика: Мы знаем, что в древности многие народы не умели читать. Кроме евреев фактически ни у кого не было книг.
Ответ: А Тора и не обращается к другим народам. Она написано на иврите. С тех пор ничего не изменилось, ни одной буквы, ни одной ее формы. Для проверки ее текстов есть специальная книга, называемая "Тикун Софрим".
Люди, которые переписывали Тору, должны были сначала изучать формы букв, их правильное написание. Поэтому в течение поколений ничего не менялось. Если вы найдете книгу, написанную 2000 лет назад, то ее буквы будут иметь такую же форму, как сегодня.
Реплика: Другие народы не обучали детей грамоте практически до XIX века.
Ответ: Да. А у евреев было не так. Их дети начинали учиться в три года и даже раньше. Обычно школа располагалась в доме у кого-то из учителей.
Реплика: Поэтому мы и завидуем евреям, что они такие умные.
Ответ: Это не ум, а просто работа над собой. И потом, в прежние времена практически не было других книг. Поэтому люди знали Тору на память. Это совсем другое отношение к жизни, нежели нынешнее.
Вопрос: Какую миссию выполняли женщины, если мальчики только учились?
Ответ: Женщины практически не умели читать и только слушали беседы, которые для них проводились.
Вопрос: Но при этом мудрость женщины-еврейки особая. У меня такое ощущение, что она очень сильно отличается от других.
Ответ: Да, но не от того, что они много учились. Они, конечно, знали на память то, что пишется в Торе. Так Творец постановил, и так все тысячи лет они это выполняли. Такой подход дал особое развитие людям – их памяти, отношению к письму, к наукам, к природе.
Из урока по статье из книги "Шамати", 29.03.2024