Вся наша работа – прийти к одному желанию, одному сердцу. И это было бы невозможно при наших разных желаниях и свойствах, если бы они не объединялись общим намерением, общим использованием ради отдачи Творцу, которое делает их всех подобными.
Как не похожи друг на друга наши лица, так отличаются мысли и не совпадают мнения. Но общее намерение объединяет их всех в одно целое.
Объединение сердец в одно сердце происходит в три этапа: 2000 лет, еще 2000 лет и еще 2000 лет. И сейчас мы находимся в "последнем поколении", в котором раскрываются самые эгоистичные желания, вообще не представляющие, как можно уступать другим и считаться с ними.
Поэтому нашему поколению предстоит осознание зла своей природы, что олицетворяет переживаемый миром кризис. Кризис означает отрыв от предыдущего состояния и вступление в новое, то есть рождение в новом качестве.
Тора рассказывает, как проходит этот процесс, начиная с первого человека, Адама, и до сегодняшнего дня. Желания постепенно исправляются из поколения в поколение. В каждом поколении были каббалисты, начиная с Адама, которые старались исправить раскрывающиеся желания, пригодные для исправления.
Так мы продвигались в этом процессе этап за этапом: Адам, Древний Вавилон, Египет, гора Синай, пустыня, земля Израиля, изгнание, пока не дошли до сегодняшнего дня, последнего поколения.
Речь идет не об истории и географии: ничего не изменяется, кроме эгоизма, который исправляется в каждом поколении в особой форме.
* * *
Поручительство – это формула нашего соединения между собой как десять сфирот в один духовный парцуф. Это значит, что все связаны вместе, каждый со своими свойствами. Но благодаря общему намерению каждый восполняет остальных, и это позволяет нам соединиться в одно целое.
Поручительством называется методика правильного объединения, полное взаимное включение, превращающее нас в Шхину, общую душу, исправленную Малхут, связанную с Биной.
* * *
Творцу был нужен избранный народ, особая группа, чтобы гарантировать, что с ее помощью все творение, то есть желание насладиться, сможет достичь исправления. Народ Израиля был избран, чтобы служить переходным, связующим каналом между Творцом и всем миром, поскольку он является ГЭ, желаниями отдачи, а мир – это АХАП, получающие желания.
В первые 2000 лет и вторые 2000 лет народ Израиля исправляет только себя, так как это исправление отдающих желаний (Гальгальта-Эйнаим). А затем начинается исправление получающих желаний (АХАП), которые присоединяются к народу Израиля. Эту уже исправления последнего поколения.
Но все исправления, тем не менее, происходят внутри народа Израиля (ГЭ), а желания АХАП включаются в ГЭ. И только потом, в самом конце, начинается непосредственное исправление получающих желаний прямо на их месте – это уже дни Машиаха.
Избранность народа Израиля проявляется именно в том, что он исправляет себя для того, чтобы позаботиться обо всем человечестве и через себя обеспечить всему миру связь с Творцом.
* * *
День за днем раскрываются новые желания, и человек должен присоединять их к процессу исправления. Если же он этого не делает, то неисправленный эгоизм накапливается, пока не выливается в какую-нибудь проблему. Исправление только в том, чтобы каждое мгновение прилепляться к Творцу через связь между нами.
* * *
"Заслуги отцов" – это анти-эгоистический экран, переданный сыновьям в то время, когда они выполняют определенную работу и готовы получить от отцов эти заслуги. Если мы действительно имеем серьезное намерение продолжить дело отцов, то получаем от них подготовленную ими работу, словно эстафетную палочку.
* * *
Поручительство начинается еще с ссоры сыновей Яакова с Йосефом, когда они бросили его в глубокую яму. Йосеф призывал их объединяться, чтобы стать одним целым, поскольку он олицетворяет сфиру Есод, соединяющую все сфирот вместе. Но братья не согласились быть в поручительстве. Постепенно раскроется, насколько необходимо объединение и какое это высокое качество.
Потребность в поручительстве возникла еще в Древнем Вавилоне, когда люди решили построить вместе башню до неба и достать Творца – сделать по своему желанию, а не по Его. Это тоже поручительство, только негативное, которое должно было открыться в такой форме, чтобы потом постепенно превратиться в положительное.
Поручительство – это форма правильной связи между эгоистическими желаниями, превращающая их в сфирот, связанные в духовный парцуф, то есть в одну душу, наполненную светом. Если бы мы смогли записать математическое уравнение связи между всеми десятью сфирот, то получилась бы формула поручительства, связывающая всех вместе.
Из урока по статье "К завершению Книги Зоар"
Нам так трудно объединиться обратно в одну душу из-за того, что каждый отрезан от общей системы своим эгоизмом, думает только о себе и уже не способен думать про систему.
Невозможно механически присоединить нас обратно, словно построить дом, складывая кирпичи. У каждого кирпича есть свое желание, свое намерение, свои свойства, и он не хочет соединяться с другими кирпичами. После отделения от общей системы он настроен против нее и хочет либо существовать отдельно, либо требует, чтобы вся система его обслуживала.
До разбиения души каждая часть включалась в нее механически, автоматически выполняя свою функцию, полученную при сотворении. А после разбиения она получает силу, противоположную системе, и желание над ней властвовать. Она не хочет признавать Творца, а хочет сама царствовать.
Теперь ей надо приобрести новое желание служить системе, склониться перед ней, стать меньше всех, тогда она прилепится к системе и познает ее всю: не только свою функцию, но функцию всей системы. Таким образом, возвращение в систему позволяет нам постичь высшую силу, которая создала эту систему и разбила ее.
Я познаю всю систему, наполняющего ее Творца, и понимаю Его мысли, замысел творения: зачем Он создал творение, зачем разбил и, главное, к чему это в итоге приведет. Это уже даже выше всей системы – это мысли Творца до того, как Он создал творение. Поэтому нам так трудно исправить себя и встроить обратно в систему – для этого требуются новые силы.
В первоначальной системе мы были просто механическими шестеренками, а теперь этим шестеренкам добавились разум и чувства в масштабах всей системы. Я был маленьким винтиком, но возвращаясь обратно в систему, становлюсь управляющим центром для всех. Я постигаю Творца и сравниваюсь с Ним, а не с тем крохотным винтиком, который знал только, как крутиться на своем месте до разбиения.
Это огромный подарок Творца, что все устроено в такой форме, иначе творение осталось бы неодушевленным: без разума и чувств. Но цель Творца – привести творение к своему уровню, к тем же свойствам, к тому же уму и статусу.
А это возможно только за счет разбиения, после которого каждому дана возможность присоединиться обратно, преодолевая эгоизм всей системы. Каждый будет способен сам управлять всей системой при полном согласии с Творцом. Выходит, что вся система поднимается на ступень Творца и сливается с Ним.
* * *
К празднику Ту би-Шват. Сказано, что "человек – это дерево в поле". И если он хочет перейти с пустыря на поле, благословенное Творцом, где сможет стать плодоносным деревом, то ему необходимо правильное окружение. Он должен, как объясняет наука каббала, позаботиться о развитии своей души больше, чем о развитии тела.
Праздник Ту би-Шват олицетворяет начало роста и расцвета человека. Как растет дерево, так и человек. Жизнь не заканчивается 70-80 годами физического тела. За это время можно перейти из этого мира в будущий мир и вырасти в нем, как сказано: "Свой мир увидишь при жизни".