Но проявлялся он очень медленно – по мере того, как они падали. Поначалу не было явного противодействия, и, тем не менее, уже во времена Вавилонского изгнания между Первым и Вторым Храмом, во время Навуходоносора, царицы Эстер и Амана, уже проявлялся антисемитизм.
На тот момент – проявлялся, я бы сказал, идеологически, на уровне жрецов, на государственном уровне, но не на уровне простого народа, который еще не понимал этого противостояния, не вникал в него, как мы видим из книги Эстер.
А далее, по мере нашего нисхождения, отдаления от принципа "возлюби ближнего, как себя" антисемитизм всё усиливался, разрастался в народах мира. Далее...
Антисемитизм, казалось бы, иррационален по своей природе. Еврейский народ выжил вопреки злоключениям, унижениям, уничтожению. Не сработала тенденция к ассимиляции: хотя многие хотели быть как все – но нет, им не давали быть как все. К тому же интеллигенция в странах рассеяния часто была настроена гораздо более антисемитски, чем простой народ.
Здесь надо понимать, что во главе антисемитизма стоят люди образованные, потому что именно они понимают или ощущают разницу между идеологиями, различие в подходе к жизни, в глубине постижения, осознания. Я бы говорил даже о различии во внутренней философии, которая присуща еврейскому народу и другим народам.
Простой человек в этом не разбирается. Он может сказать: "Ладно, они умнее, зато слабее. Они не такие, как мы". В конце концов, все народы разные, и, в общем, у простых людей нет какого-то особого понимания этих вопросов. Правда, их можно запугивать наветами на евреев, что имело место и в наше время.
Всё это, так или иначе, проникнуто иррационализмом. Когда я однажды в Сибири сказал одной пожилой женщине, что я еврей, она мне не поверила: "У евреев есть рога". И вот что интересно: мне нечего было возразить. Она сказала это с такой наивностью и верой, что я замолчал. Ну, значит, я не еврей, раз у меня нет рогов.
Но дело не в этом. Антисемитизм является следствием падения евреев с уровня своего высшего достижения, со ступени любви к ближнему, как к себе. Если бы мы оставались наверху, ни у кого не было бы к нам никаких претензий – только зависть, причем добрая. У нас хотели бы учиться.
А как только мы начали падать с этого уровня, начали пренебрегать этой высотой, опускаться, сразу же появился антисемитизм.
Вывод таков: если мы пренебрегаем условием "возлюби ближнего, как самого себя", которое должны нести в мир, то народы в этой мере начинают нас ненавидеть. Они желают видеть, как мы исполняем эту заповедь и обучаем их ей.
Если мы покажем, что среди нас это условие выполняется, и что мы готовы быть их учителями, то увидим, что любой из народов мира готов быть нашим учеником. Это заложено в природе, ничего тут не сделаешь. Эта готовность коренится в них, и недостает только нашей уверенности и духовной высоты. Нам надо подняться на уровень любви к ближнему, как к себе, и этому обучать другие народы. Учить их не тому, как жить, а тому, как любить.
Ничего другого миру не надо – только это знание, это умение быть всем вместе правильно взаимосвязанными.
Но вместо этого мы учим других, как жить, влезаем в их дела – в науки, в искусство, в культуру, хотя, по сути, это совершенно не наше дело. И потому они не любят, не хотят нас, давят, гоняют нас. Так действует вся эта система сил – фактически, они нас просто подсознательно отгоняют: "Иди, займись своим делом".
Если бы мы в Израиле с того момента, как приехали сюда, занялись именно своим делом, то есть постижением уровня любви к ближнему и просветлением, просвещением человечества, то всё оно, все народы были бы нашими верными учениками. И сейчас еще не поздно начать.