В те времена Вавилон переживал то же самое, что сегодня весь мир: маленькое трехмиллионное общество, практически тамошняя мировая цивилизация, вдруг начала проникаться взаимной ненавистью из-за внезапного всплеска эгоизма.
До этого вавилоняне жили как одно маленькое общество между Тигром и Евфратом, и все было хорошо. Но когда произошел рывок эгоизма, оказалось, что с одной стороны, они интегрально связаны между собой, а с другой стороны, не могут эгоистически сосуществовать вместе. Поэтому понятие "Вавилонская башня" символизирует эгоизм, выросший буквально "до небес".
Именно это происходит в современном мире. С одной стороны, мы оказались взаимно связанными друг с другом, а с другой стороны, ненавидим один другого. Эти две взаимно действующие в нас силы сегодня требуют своего разрешения, иначе мы зайдем в тупик, из которого нет выхода. Далее...
Одна из двух сил – сила природы связывает нас вместе, показывая свою глобальность, взаимосвязанность всех и вся. Она интегрально замыкает нас, говоря, что мы представляем собой одно общее целое. Другая – человеческая, эгоистическая сила разрывает нас изнутри, отталкивает друг от друга, не дает быть одним общим целым.
Впервые обе силы были исследованы в Древнем Вавилоне, где на вопрос: "Что делать?" – были даны два ответа.
Первый ответ дал древневавилонский царь Нимрод, решив, что у вавилонян не остается никакого выхода, кроме как разделиться и отдалиться. Он распустил свое царство, опасаясь, что его подданные начнут уничтожать друг друга. Оттуда и пошло понятие вавилонского столпотворения, вылившегося в расселение народа и смешение языков – признак того, что люди перестали понимать друг друга.
Это был один путь решения конфликта. Но сегодня нам, современным вавилонянам, уже некуда переселяться – второй Земли еще нет. Поэтому перед нами стоит вопрос, на который надо найти ответ.
Второй выход подсказал Авраам – один из главных жрецов Древнего Вавилона.
Он предложил другую методику, осознав, что раздирающий нас изнутри эгоизм и внешние силы природы, которые замыкают нас, даны нам специально, для того чтобы мы приподнялись над эго и стали подобными Природе, то есть работали бы против своего эгоизма на сближение между собой.
Каким образом это можно сделать? Как человек может противостоять своей природе? Авраам предложил начать организовывать маленькие группы людей, которые будут объединяться между собой, и в этих попытках объединения привлекать внешнюю силу Природы. Она проявится в них изнутри, исправит, поднимет над собой. Главная цель Природы – довести человечество до состояния "возлюби ближнего как самого себя", желаем мы того или нет. Проблему разобщения надо решать только так и немедленно.
К Аврааму присоединилось около пяти тысяч его единомышленников. Об этом в конце XII-го века писал великий философ Рамбам, а еще раньше это описывалось в "Большом комментарии" и других первоисточниках.
От Авраама у нас осталась книга "Сэфер Ецира" ("Книга создания"), в которой он описывает всю систему Природы, воздействующую на человеческое общество.
Таким образом, пять тысяч человек во главе с Авраамом откололись от Вавилона и ушли в землю Кнаан – современный Израиль. Авраам обучал людей, как приподняться над эгоизмом в соединении между собой согласно древним иудейским заповедям: "возлюби ближнего как самого себя", "не делай другому того, чего не желаешь себе", "быть как один человек с одним сердцем" и т.д.
Эта группа стала называться "Исраэль". "Исра" – "прямо", "Эль" – "Творец", то есть прямо к Творцу, к подобию Природе. Ведь Творец – это не картинка на стене, не дедушка на облаке, это – Природа! Вся природа вместе называется Творцом.
Так пять тысяч человек, вышедшие из Вавилона вместе с Авраамом, стали называться народом Израиля: Исраэль – яшар к-Эль – прямо к Творцу. То есть это народ не по биологическим корням, как все остальные народы, а по своей идеологии, по цели: к чему он идет и каким образом строит общество.
Но, являясь их биологическими потомками, мы, к сожалению, совершенно не похожи на них, поскольку утеряли эту идеологию. Поэтому наше нынешнее состояние называется изгнанием с того духовного уровня, на котором они находились.
Будучи в Египте, выйдя из него, блуждая по пустыне, еврейский народ все время работал над своим объединением. Их эгоизм постоянно рос, так же как из поколения в поколение растет эго у всего человечества (этим мы отличаемся от животных), а народ работал над ним.
Так продолжалось до тех пор, пока эгоизм вдруг не рванул в своем развитии. Это случилось в преддверии крушения Второго Храма, ближе к нулевому году нашей эры. Люди не смогли приподняться над ним в доброй связи между собой и упали на эгоистический уровень. Это и называется крушением Храма.
Храм – это святость, отдача, любовь к ближнему, включение людей друг в друга как одно единое целое. Упав с этого уровня, еврейский народ определил всю свою следующую историю – две тысячи лет изгнания.