В сущности, наука каббала раскрывает нам всю эту гигантскую систему, уровень Бесконечности и то, что под ним: уровни Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира и Асия – вплоть до этого мира. И объясняет, как эти силы приходят свыше, с уровня Бесконечности, подобно сферам, вложенным друг в друга. В итоге, наша Вселенная, Земля и мы – это самая малая сфера, на которой фокусируется воздействие всех сил, всех миров со всем их содержимым.
Для чего? Для того чтобы привести человека к желательному развитию. Чтобы он развивался собственными усилиями и обретал особое желание – по сути своей, желание стать хозяином, понимающим, чувствующим и приводящим в действие всю эту систему, вместо Высшей силы.
Однако чтобы правильно задействовать эту систему, мы должны многому научиться, многое знать, и более того, должны сами усовершенствоваться – исправить себя. Нельзя доверить бандиту управление больницей. Нельзя поставить преступника во главе банка. Нельзя человека с дурными наклонностями назначить директором школы.
Говоря иначе, уровень доступа в духовные миры зависит от уровня развития человека. Участвуя в управлении свыше, он берет на себя какую-то его часть и задействует ее самостоятельно – так чтобы не было разницы между командами, поступающими сверху, и командами, поступающими через него.
Вся система устроена таким образом, чтобы в конечном итоге мы приняли на себя управление уровнем, или миром Бесконечности. Мы, люди, должны сами управлять всей действительностью, включая ступень нашего мира, – чтобы из Бесконечности как бы не поступало никаких команд. На базе знания, понимания и самосовершенствования мы исправимся до такой степени, что действительно сможем взять на себя управление и действовать вместо Высшей силы.
Таков процесс в общих чертах. И чтобы вести нас в его русле, есть две возможности:
- Можно исправлять себя и здраво, решительно, по-хорошему, с пониманием встраиваться в систему по собственному желанию, из порыва, разожженного внутри.
- Те высшие силы Природы, которые человек должен был подменить к текущему моменту, но не подменил, давят на него, проводя через болезненные состояния.
Это не значит, что мы уже сейчас можем объяснить, как и почему в мире разражаются войны, эпидемии и прочие беды. Ведь мы не знакомы с системой и очень далеки от этого знакомства. Однако если бы мы были с ней знакомы, то видели бы, что сами вызываем все проблемы, от маленьких, личных до мировых. Вызываем потому, что не компенсируем высшую систему, не берем на себя управление реальностью вместо нее.
Вопрос: В чем именно назначение войны для народа Израиля? Как она способствует процессу развития?
Ответ: Война, как правило, оставляет у нас отрицательное впечатление. Если же впечатление позитивно, если мы испытываем гордость, радость победы, как, скажем, после Шестидневной войны, то, с одной стороны, это хорошо, а с другой стороны, со временем обнаруживается урон от былого упоения. В итоге, Шестидневная война привела к большим изъянам: ведь мы решили, что всё хорошо, что нам не нужно налаживать собственные взаимоотношения, совершенствоваться как народ, исправлять себя.
Вопрос: Но ведь в своих войнах мы всегда обороняемся от нападения врагов, всегда сражаемся вынужденно, чтобы защитить себя?
Ответ: Это верно. Но с другой стороны, надо понимать и другой ракурс.
В конце 19-го столетия мы начали возвращаться в землю Израиля, которая, кстати, звалась "Палестиной". И с тех пор люди, которые здесь жили, имеют к нам претензии. Они тоже хотят вернуться на свое место.
Если взглянуть со стороны, вправе ли мы были забирать себе территорию у другого народа, изгонять какую-то его часть и обосновываться здесь? На каком основании мы считаем, что эта земля наша? На том основании, что наши предки жили здесь две тысячи лет назад? Так ведь это они здесь жили, а не мы.
И на каких же условиях они здесь жили? Раз уж мы обращаемся к истории – давайте проверим. Сказано просто: еврейский народ должен быть объединен, как один человек с одним сердцем, по принципу любви к ближнему, как к себе. Чтобы подготовиться и выполнить это условие, ему потребовалось сорок лет. И вот тогда действительно можно вступать в землю Израиля, тогда она для нас – место, где мы можем жить.
В древние времена мы изгнали отсюда семь народов, и хотя веление поступило от Творца, оно тоже сопровождалось серьезнейшим обсуждением: вправе ли мы поступать таким образом?
В целом, история показывает: если мы действительно объединены между собой, то живем на этой территории, зовущейся "землей Исраэля". Эпоха Храма была именно эпохой единства сыновей Исраэля. Но затем началось падение, и мы дошли до братских междоусобиц, утратив связь между нами, а иначе говоря, духовную ступень. И потому были изгнаны отсюда в Вавилон.
Там мы провели семьдесят лет в изгнании, а затем, благодаря пуримским событиям, сумели снова по-настоящему объединиться. Как? Вследствие возникшей дилеммы: или нас уничтожат, или мы сплотимся по велению Мордехая и Эстер и тем самым победим Амана с его свитой. Мы сделали это, вернулись в землю Израиля и поднялись в своем объединении на ступень Второго храма, хотя и потеряли десять колен. Взгляните только, как дорого мы платим за разобщение.
Единство Второго храма продержалось несколько лет, после чего во времена рабби Акивы снова возникли изъяны. Он призывал тогда возлюбить ближнего, как себя: "Давайте сделаем это! Ведь иначе нас ждет погибель!" Но не помогло. 24 тысячи его учеников погрузились в настоящую эгоистическую эпидемию, в братоубийственную войну – и тогда Второй храм был разрушен, а народ снова ушел в изгнание.
Итак, если мы не объединены, мы не народ Израиля. Это пошло изначально, еще от Авраама, который собрал вокруг себя выходцев из Древнего Вавилона, представлявшего, по сути, всё человечество. Авраам позвал за собой всех, кто хотел идти в землю Исраэля, стать как один человек с одним сердцем, сплотиться и раскрыть Высшую силу. К нему примкнули, как пишет Рамбам, пять тысяч последователей, и он объединил их, заложив тем самым основу народа.
Таким образом, у самых наших истоков нам поставлено очень простое условие: какими бы разными мы ни были, но если мы хотим уподобиться Творцу, устремиться к Нему (Исраэль – значит: яшар-Эль, т.е. "прямо к Творцу") достичь отдачи, любви, тогда мы составляем то самое понятие "народа Исраэля". Оно не передается по наследству или наследственности. Если человек принимает на себя это условие, то приобщается к народу Исраэля, а если не принимает, то не принадлежит этому народу.
А значит, народ Исраэля существует только в единстве, только в работе на объединение, цель которого – уподобиться Силе отдачи и любви, Высшей силе.
И соответственно, земля Исраэля является таковой только при условии, если на ней живет подлинный народ Исраэля. А если нет, то она – Палестина – по имени филистимлян, которые жили здесь во времена первого завоевания три тысячи лет назад. В принципе, без народа Исраэля называть ее можно как угодно.
Так вот, в конце 19-го века мы получили разрешение прийти сюда, хотя не пережили "сорок лет в пустыне", не исправили себя и не объединились. Более того, мы продолжали междоусобную "грызню" – достаточно вспомнить "Альталену" и всё, что с ней связано. По сути, мы пришли на эту землю в том состоянии, которое, наоборот, вызывает уход с нее.
Однако, несмотря на недостаток подготовки, нам предоставили определенное время на то, чтобы исправиться. И если мы сделаем это за выделенный срок, земля Исраэля станет нашей. Ведь в таком случае мы достигнем ступени единства народа Исраэля – и земля тоже будет соответствовать своему предназначению. Таков шанс, который мы можем реализовать.
Но пока что выходит иначе: что за более, чем сто лет, мы не осознали даже цели своего возвращения, не поняли, каким должен быть истинный народ Исраэля на своей земле. Мы по-прежнему представляем собой собрание изгнанников, и это не земля Исраэля, ведь здесь нет никаких нравственных устоев, никаких законов, относящихся к понятию "Исраэль".
Я говорю сейчас не о законах Торы, а о единственном законе наших взаимоотношений: "Возлюби ближнего, как себя". Он должен быть для нас высшим каноном.
И если меж нами нет братской любви, то, вместо доброго провидения, мы получаем те искажения, которые вызваны нашим неправильным участием в работе общей системы сил. Результаты налицо: нескончаемые войны, проблемы. И итог будет прост: когда завершится срок данной нам возможности, нам придется уйти отсюда.
Вопрос: Что именно должен делать народ в рамках принципа любви к ближнему, как к себе? Как правильно выстраивать социальные системы, законы и т.д.? Может быть, достаточно стать нормальным, благоустроенным народом, и всё?
Ответ: Нет. "Нормальными" в понятиях этого мира мы стать не можем. Напротив, мы всегда были странными, всегда выступали в роли чужаков. Нам предъявлено лишь одно требование – объединиться и тем самым подать пример единства всему миру. Это называется – быть "светом для народов".
Сегодня между нами нет взаимосвязи, проникнутой братской любовью. Мы ведем борьбу, конкурируем между собой, испытываем друг к другу отторжение, ненависть, безучастие, презрение – и этот негатив проникает очень глубоко внутрь. Именно он – причина наших войн и несчастий.
Ведь мы утверждаем, что являемся тем самым народом, который произошел из Древнего Вавилона. Так почему же мы не соблюдаем законов, на которых он выстроен?
Народом Исраэля можно быть только на условии объединения, если создать соответствующий механизм взаимоотношений во всем обществе, а также позаботиться о мире, чтобы и он пришел к единству. Неслучайно наступил мировой кризис – он вызван именно разобщением. И кто же виноват в том, что миру недостает верной спайки? Кто лишает его гармонии в отношениях между людьми и гармонии с Природой? Только народ Израиля. Ведь именно он должен давать пример и обучать единству.
А если нет, то народы мира обвиняют нас в грабеже: "Вы изгнали с этой земли арабов, которые жили здесь раньше, а сами ничего не делаете, не выполняете своего предназначения. Вначале мы горячо вас поддерживали, полагая, что ваше возвращение пойдет нам на пользу, что вы реализуете свое главное условие. Но сегодня мы видим, что вы стали костью в горле мира…"
Казалось бы, почему с нас особый спрос? Однако мы не можем подходить к народу Израиля с обычными критериями. Он особенный, и хотя пытается быть как все, но не может, изначально неспособен на это. Хочешь быть как все – не будь евреем.
Ведь назначение народа Исраэля – быть добрым учителем для мира. А в противном случае его обвиняют в дурном примере, во всех мировых бедах. К нам питают естественную, инстинктивную ненависть – и одна она уже свидетельствует о нашей особой роли. Так давайте проверим, исследуем, чем именно мы особенны и чего, по сути, требуют от нас народы.
Уравновесить ситуацию мы сможем только правильным примером объединения, которое позволит выйти из кризиса.
Вопрос: На что нам опираться, чтобы быть другими, не как все? Ведь это тяжело.
Ответ: На науку каббала. Для этого она раскрывается в наши дни и объясняет, чтó надо делать. С ее помощью можно исправить народ Израиля и весь мир. Ведь она позволяет использовать Высшую силу, чтобы выстраивать всё правильно. Это и есть та опора, которая придаст нам уверенности.