Главарь "Хизбаллы" Хасан Насралла недавно рассказал о пораженчестве и утрате боевого духа в израильской армии. По его словам, ЦАХАЛ потерял волю к борьбе, тогда как "Хизбалла" сильна верой и готовностью к самопожертвованию.
Наши ближайшие враги лишены пока возможности ударить нас побольнее, однако в психологии знают толк. Насралла, как лидер и идеолог движения, действует верно и продуманно – укрепляет власть, создает мотивацию. Разумеется, его речи рассчитаны не столько на нас, сколько на собственную паству, и все же к Израилю у него очень серьезное, идейное отношение, такое же, как у Хаменеи в Иране.
Понятно, что Насралла – враг. Понятно, что он хотел бы задеть нас за живое. Однако и врага следует понять до конца – ради собственной безопасности. Ведь бывает так, что трудно признаться себе в чем-то, но злопыхатели не дают забыть и этим оказывают услугу. Давайте же разберемся: на что он давит, куда клонит и все ли фигуры на доске у нас защищены?
Действительно, нас трудно победить умом или технологиями. Но если честно, дух – это как раз то, в чем наши ненавистники имеют существенный перевес. Их духу нам, как ни странно, нечего противопоставить.
Ведь у них есть четкое понимание, за что они борются, чего хотят. А мы, наоборот, лишены общей ценностной базы, общих целей, общего взгляда на мир.
Между нами – полный разброд. Крошечный Израиль поделен на чуждые друг другу миры. У всех своя шкала приоритетов, своя повестка, а на деле мы понятия не имеем, откуда и куда идем.
Все наши лозунги, все идеи сводятся к двум одинаково невыполнимым сценариям:
- Раствориться в западной цивилизации, отказавшись от всего, что делает нас уникальными. Даже если бы мы всерьез решились на такое, народы не позволили бы нам это сделать.
- Непоколебимо держаться за свою землю и стоять на своих тысячелетних традициях, защищая их силой оружия или молитвы – как кому удобнее. Звучит гордо, но что скрыто за этой решимостью? Кто мы? Зачем мы здесь? Какая от всего этого польза нам и миру?
Пока что лишь одна – выживание. Мы собрались здесь потому, что некуда было бежать. Мы поглощены самообороной и внутренними дрязгами. И в таком подходе нет ничего высокого, ничего жизнеспособного. Мы до сих пор сами не знаем, чтó здесь строим и зачем. Мы все еще не вышли из изгнания.
Вот об этом и рассказал Насралла – о том, что мы разрознены, запутаны и потому уязвимы. С годами мы теряем былой запал пионеров, былые надежды и остается лишь привычная рутина, навязанный образ жизни, поблекшие ценности.
Этого достаточно для других, но для нас – смерти подобно. Ведь мы, как народ, существуем для другого. Нельзя нам становиться "мещанами", обывателями в разных ипостасях.
В суете повседневности мы и сами не заметили, как это случилось. На самом деле нашу доблесть, наш дух подкосила еще Шестидневная война. Именно тогда, на пике, начался спад, и сегодня та победа грозит обернуться поражением. Поверив в свою непобедимость, мы перестали нуждаться друг в друге, перестали чувствовать, что необходимы друг другу. И это наша подлинная беда.
На самом деле она видна повсюду, далеко не только из бункера "Хизбаллы". И тем более это видит, чувствует зарубежное еврейство: ничего здесь нет, люди живут как могут, а то и с удовольствием уезжают. По опросам – счастливы, по фактам – расколоты, заморочены, закомплексованы нескончаемым выживанием.
Почему все это происходит? Потому что мы решаем не те проблемы, упорно воюем со следствиями.
Испокон веков перед нами стоит один главный вопрос, заданный еще у горы Синай: готовы ли мы любить? Любить вопреки эгоизму и отторжению, вопреки привычным идеалам и привычному рационализму. Не желая отвечать на этот вопрос, мы способны много чего вытерпеть. Но и наши ресурсы не бездонны. Невозможно вечно затушевывать фальшь, закрашивать трещины, врать самим себе.
Правда все равно стучится в дверь, хотя пока что не выламывает ее. И если Насралла напомнил нам о духе, не стоит списывать все на ненависть террористов. Он по-своему, как мог, приоткрыл наши раны – и не надо их залатывать, ведь это самообман. Наоборот, пора уже "вскрыть гнойники", "обнажить мясо". Пускай неприглядно, зато действенно: только так мы сможем выбраться из иллюзий, в которые сами себя загнали.
Глядя на эти рваные раны разобщения, на пропасти между нами, мы наконец-то поймем, чтó надо делать – строить связь, единство. Строить настоящий народ Израиля. Все человечество страдает и ждет этого от нас, а мы этого не понимаем.
Мы неспособны на это даже ради собственных детей! Зачем нам общие боевые воспоминания отца и сына, которые сражались в одних и тех же ливанских деревнях или кварталах Газы с разницей в несколько десятков лет? Зачем нам эта бесконечная череда призывов? Зачем готовить следующему поколению еще более эгоистическую почву, чем та, которую подготовили нам?
Обо всем этом каббала говорит уже пять тысяч лет…
Хватит по-мальчишески, самонадеянно бить себя в грудь. Вместо этого надо серьезно, по-взрослому исследовать причины происходящего и сделать выводы.
Наше противостояние с миром длится века. Почему? И почему, вернувшись на свою землю, получив небывалый шанс, мы не хотим ничего кардинально изменить? Почему предпочитаем заискивать перед миром, лавировать или бахвалиться своей "силой"? Ведь мир уже не раз выставлял нас отсюда – и выставит снова. Каббалисты предупреждали об этом тогда, предупреждают и сейчас.
Нет, это не Насралла в бункере – это мы в бункере. Пытаемся укрыться от собственной истории, отмахнуться от очевидного. Почему?
Потому, что мы действительно не как все. Давайте уже смиримся с этой мыслью и раскроем свой истинный потенциал единения. Настало время его реализовать. Ведь в нем проявится не просто некое "добрососедство" – в нем мы обнаружим "бриллианты", "золотые россыпи", неисчерпаемые возможности.
И мир тогда, вместо того чтобы тянуться к нам с ножом, потянется за нами, преодолевая условности, стирая границы сознания, поднимаясь над всем, что ведет к расколу.
Подлинное сближение между нами станет добрым лекарством для всех людей. И нам не будет покоя, пока они не получат его. Мы бы тоже не спустили такого другим.