Обычаи праздника Ту би-Шват просты и милы сердцу: мы кушаем сушеные фрукты, сдабривая их бокалом вина, дети сажают деревья. Вот, собственно, и всё. Однако в действительности Ту би-Шват – один из наиболее значимых и важных для нас праздников. Ведь в нём кроется тайна – разгадка главной проблемы всей нашей жизни.
«Новый год деревьев» не привлекает к себе особого внимания. Притаившись в зимней израильской дреме, на самом дне сырого и зябкого сезона, он занимает весьма скромное место в нашем календаре. Что там говорить, некоторым намного лучше известна знаменательная дата – 32-ое мая.
И всё же за неброской дверцей нас ждет нечто такое, мимо чего нельзя просто проходить каждый год с пакетиком саженцев для взбудораженной детворы. Заглянем? Далее...
Неразрывное сплетение корней
Мы живем в глобальном мире. День ото дня перед нами всё явственнее проступает взаимосвязь, пронизывающая все сферы и пласты нашего существования. Кризис в отдельной стране закрашивает красным экраны мировых бирж. Снегопады на восточном побережье США поднимают цену нефти на 10%. Массовый поток иммигрантов в Европу не только сотрясает её саму до основания, но и задевает, меняет что-то в каждом из нас. Далёкие военные конфликты вызывают горячие дебаты и склоки по разные стороны океанов. Изменения климата, столь же неоднозначные, сколь неоспоримые, затрагивают всех.
ХХI век, в отличие от прошлого периода,… уже не представляет собой игру, в которой есть победившие и проигравшие. Скорее это век узлов, соединенных в многочисленные сети, – пишет проф. Людгер Кюнхардт, профессор политологии, глава европейского Центра интегральных исследований при Боннском университете. К нему присоединяются другие известные исследователи, описывающие, до какой степени все мы зависим друг от друга.
Чтобы узнать, кто мы такие, нам надо понять, как мы соединены. Николас Кристакис, проф. медицинской социологии, Гарвард
К сожалению, это осознание приходит к нам лишь с глобальными кризисами, которые расшатывают устои общей системы.
Выражаясь словами нобелевского лауреата проф. Пола Кругмана, «в глобальную эру мы все сидим в одной лодке». Только лодка эта протекает, и вода понемногу заливается внутрь.
А по правде говоря, мы сами сверлим дыру: нам ясно, что современный мир представляет собой единое глобальное целое, однако мы всё еще живем поодиночке, как будто ничего не изменилось. В результате наша негативная, «дырявая» система отношений топит лодку.
Что поделать, человеческая ментальность – «софт» – всегда отставала от «железа», которым мы себя обеспечиваем.
Нас можно сравнить с жильцами многоэтажки, которые внезапно обнаружили, что их связывает соглашение о взаимном поручительстве. Видимо, когда подписывали бумаги, не обратили внимания на мелкий шрифт. И вот последствия: за ущерб от детских шалостей отвечают все, наравне с родителями. Любой ремонт становится коллективной напастью…
День за днем растет напряжение, обостряются противоречия. Глобальная взаимосвязь требует от нас соединиться, но каждый по-прежнему заботится о себе. Привычка – вторая натура – губит нас в кризисное время. Мы серьёзно отстали от темпов собственного развития.
Об этом говорит проф. Йегуда Каана с факультета управления в Тель-авивском университете:
Наш мир стал глобальным и интегральным. Иными словами, все мы взаимосвязаны. Теперь от нас требуется существенная смена ценностей – перестать думать только о собственном я и начать думать также о понятии мы.
Как соединиться?
Пытаясь заткнуть дыру в лодке, мы уже испробовали множество способов. Только что завершилась очередная сессия экономического форума в Давосе – наиболее престижного из саммитов подобного рода. Тщетно. Ведущие политики и экономисты упорно замалчивают диагноз и его причины. Любое сотрудничество – это всегда часть соперничества. Евросоюз де-факто превращается в евроразброд. Мировые финансовые институты обслуживают интересы сильных… И вода прибывает.
«Более всего мы нуждаемся в единстве», – заявил глава ВТО Паскаль Лами. Но какой прок в красивых словах, будь они трижды правильны? Настало время действий. Никакое единство не устоит даже в среднесрочной перспективе, потому что не опирается на твердый фундамент. Нам недостает методики обуздания растущего эгоизма.
Именно он лежит в основе всех бед. Его разрушительный потенциал рвет наши человеческие связи высшего порядка, те, что управляют системой, и потому все прочие её импульсы и коммутации идут нам во вред.
Аутентичная каббала – единственная – предлагает методику соединения над эгоизмом. Не пуританскую мораль, не мистику современного толка, не обходные маневры, помогающие разве что выиграть время, не войну как привычное средство выхода из тупика, не управляемый хаос, который лишь отсрочит горький финал, – а реальный подъём на тот уровень, где мы властны над своей природой, а значит, и над своей судьбой.
Эта древняя методика обучает тому, как формировать между нами новые связи, проникнутые заботой и участием – тем самым, чего так не хватает нынешнему, глобальному миру. Нам все равно никуда не деться от фундаментальных принципов, сформулированных на опыте исследований, а не нравоучений: «Что ненавистно тебе – не делай другим», «Возлюби ближнего, как себя». В связи между нами каббала раскрывает подлинную силу единства, позитив самой Природы, позволяющий уравновешивать наш исконный эгоизм.
Причем здесь Ту би-Шват?
Новый год деревьев призван напоминать о том самом природном позитиве. Семя, которое мы опускаем в землю, символизирует зародыш новых отношений, который надо бережно растить вместе, в общем окружении, в доброй социальной почве. Из этого семени прорастет дерево и однажды даст жизнь плодам – безопасности на улицах наших городов, сокращению экономических пропастей, оздоровленному здравоохранению, просвещенному образованию. Если поливать наш росток без умных отговорок, он обязательно окрепнет и изменит общество к лучшему.
А значит, нам надо просто-напросто готовить плодотворную почву – окружение, в котором единство из пустого звука станет реалией, ключом к доброму будущему.
Вот о чем говорит нам Ту би-Шват. Это – его центральное, универсальное послание всем. И потому праздник этот всегда был важен для каббалистов.
Вовсе не для красного словца Тора уподобляет человека полевому дереву. «Поле» – это общество, в котором все мы рождаемся и растем. Что же оно собой представляет: благодатный, сочный луг или сухую пустошь? Зависит от нас.
С праздником тебя, Израиль!