22 июня 1941 года началась война между Германией и СССР. Существует мнение, что на решимость Гитлера ввязаться в эту войну повлияло его "особое отношение" к еврейскому вопросу.
Перед самоубийством Гитлер написал завещание. Можно было ожидать, что он напишет о причинах поражения, преемнике, политических назначениях, о личных переживаниях, наконец.
И действительно, в том или ином виде эти темы там затронуты. Однако ключевая идея, пронизывающая весь этот документ, находится в другой плоскости. Главное, что волнует Гитлера, – это еврейская проблема.
Предсмертные слова – это последний шанс автора донести до потомков свои мечтания, сокровенные идеи, внутреннюю мотивацию всей своей жизни.
Перед вами заключительное постановление из завещания Гитлера: "Превыше всего я требую, чтобы правительство и народ максимально защищали расовые законы и беспощадно противостояли отравителю всех наций – международному еврейству".
Об иррациональности антисемитизма
На иррациональность антисемитизма указывают высказывания многих известных личностей. Вот как в 1492 году объясняла свое решение об изгнании евреев Испании королева Изабелла: "Неужели вы верите, что это приходит к вам от нас? Это Бог поместил ваше изгнание в сердце короля".
В таком же духе высказывался и Гитлер: "Уничтожая евреев, я выполняю волю Бога".
Известный английский писатель Джордж Оруэлл приходит к такому заключению: "Антисемитизм иррационален и не подвержен доводам разума".
В том же ключе об антисемитизме говорится и в древних еврейских источниках. "Среди тех народов не найдешь ты покоя, и не будет отдыха ногам твоим". (Дварим, 28:65).
Действительно, все попытки найти рациональное объяснение антисемитизму ни к чему не приводят. Серьезные исследователи признают официально или в кулуарах, что антисемитизм невозможно объяснить рациональными, объективными причинами. Тысячелетие гонений, Катастрофа европейского еврейства, в конечном итоге не поменяли отношение мира к еврейскому народу.
Австралийский медиамагнат Руперт Мердок на торжественном приеме, который ежегодно устраивает в Нью-Йорке Антидиффамационная лига, сказал: "Угрозы в адрес Израиля произносятся тем же страшным языком, который знаком всем, кому посчастливилось пережить Вторую мировую войну. Война против евреев продолжается".
Иррациональное решение
Если зашел разговор об иррациональности антисемитизма, наверное, стоит поговорить об иррациональном способе эту проблему решить. Посмотрим, что говорят еврейские источники о средстве борьбы с этим явлением.
"Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве". (Мидраш Шимони вэ-Икра, 23).
Согласимся, что это средство выглядит действительно иррациональным. В самом деле, какая может быть связь между антисемитизмом и единением евреев?
С другой стороны, нееврейские источники почему-то говорят почти о том же. Вот что говорит писатель Ф. Достоевский, кстати, обвиняемый в антисемитизме. Вопрос только в том: "…насколько сами они (евреи) способны к новому и прекрасному делу настоящего братского единения?"
Мы не знаем, случайно или нет, Ф. Достоевский и другие хотели видеть евреев в братском единении. Однако то, что в самом названии народа находится идея объединения, назвать случайным трудно.
"Иудей" (йеуди – יהודי) происходит от слова "единство" (йехуд – יחוד).
Что дальше
Еврейская тема безгранична, тем более, когда идет речь об антисемитизме. На эту тему написаны и будут еще написаны сотни, если не тысячи книг. Загадка, не имеющая ответа тысячелетия, требует ответа. Ведь речь идет не об абстрактных категориях, а о живых людях, народе, стране.
Невозможно согласиться с тем, что людей ненавидят и преследуют просто так, ни за что. Это не укладывается ни в сознании, ни в сердце. Вместе с этим, поиск причин этой ненависти давно зашел в тупик. Возможно, пришло время прекратить искать рациональное объяснение там, где его просто нет.
Возможно, то, что мы считаем иррациональным, на самом деле, правда? Если мы не верим своим источникам, может, прислушаемся к тому, что говорят нам другие?
"Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и раскидистой мировой истории – несомненна, сильна, настойчива и даже звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остаётся исторической загадкой для нас всех. И для евреев – тоже". (А. Солженицын).