Если бы не было каббалы, с которой, как с горки, скатились все ее адепты за исключением единиц, и стали обращать ее в обычные земные практики, то сегодня не было бы трех основных и всех прочих религий.
Ответ: В Торе сказано, что до появления каббалы в Древнем Вавилоне существовали различные верования: каждый поклонялся своему семейному божку, и это было чисто психологическим действом.
Затем царь Нимрод пожелал объединить все племена, населявшие государство (так называемые 70 народов мира), в один народ. Для этого ему было необходимо нечто объединяющее – единый верховный духовный образ.
С этим стал работать житель Вавилона Авраам. Отец Авраама, Терах, не только поклонялся идолам, но и сам изготавливал и продавал различных божков. Авраам, в отличие от Тераха, попал под влияние царя Нимрода и понял, что здесь необходима единая сила, которая объединила бы людей, ведь эгоизм рос, разъединяя и все больше отдаляя их друг от друга.
Чтобы создать государство и единый народ, нужна консолидирующая сила. Нимрод был за государственную власть, а Авраам выполнял эти функции как духовный жрец.
Но когда Авраам начал работать над концепцией единого духовного творения и верховной силы, которая руководила бы всем, то пришел к выводу, что она уже существует. Он обнаружил ее, исходя из того, что стремился привести многочисленные тотемы к одному общему образу.
Обобщая эту идею и превращая всех божков в некую единую силу, он понял, что она не имеет лица. Она настолько универсальна, что лишена какого-либо образа.
Так единый божок, которого они хотели создать, вдруг "ожил" и превратился в настоящего. Раскрыв, что существует добрая единственная сила природы, которая держит в себе все, консолидирует, обобщает и управляет всем, Авраам начал проповедовать ее людям.
Это было на руку Нимроду, потому что теперь он был единым начальником, царем и властителем на Земле, а Бог – на небе. Практически, все правители пользовались этим вплоть до нашего времени.
Но Авраам стал постепенно отменять власть Нимрода: "Кто он такой? Мы должны поклоняться Творцу и иметь дело непосредственно с Ним". Между ним и Нимродом возникло сильное противостояние, и Авраам был вынужден уйти из Вавилона со своими адептами, которые понимали его и были согласны с ним.
А те, кто еще не дошел до этого, желая нормального, надежного эгоистического существования, решили остаться с Нимродом, но не смогли, потому что без единой объединяющей силы, которую проповедовал Авраам, эгоизм стал удалять их друг от друга, разобщать, противопоставлять один другому.
Они поняли, что надо расходиться, иначе они уничтожат друг друга в междоусобной войне. И это было разумное решение. Так они разбрелись по всему свету вместе со своими божками, а работники Творца ушли с Авраамом.
Вопрос: То, что проповедовал Авраам и его единомышленники, – это наука каббала?
Ответ: Да. Это методика объединения людей, позволяющая им выйти на уровень Творца.
Вопрос: Каббалисты называют ее религией?
Ответ: В принципе, то, что раскрыл Авраам, называется "даат" ("религия").
Поэтому Бааль Сулам пишет, что смысл единственно существующей религии заключается в постижении единой силы природы, которая управляет всем. Но человек может раскрыть эту силу, если будет правильно идти к ее постижению, в котором он обретет абсолютное знание обо всех законах мироздания.
На другие же вещи Бааль Сулам вообще не обращает внимания.