Сначала эгоизм должен проявляться как демонстрация своей природы, демонстрация зла. Естественно, что при этом у каббалистов возникает множество помех, которые преследуют их, раскрываясь как зло.
Так происходило и по выходу народа Израиля из Египта. Ведь это не прогулка по пустыне Синай, а побег от своего эгоизма, отрыв от него и подъем над ним. Поэтому желания, которые называются египетскими, были практически умерщвлены в человеке. Сам фараон согласился с этим и отпустил их. Далее...
Однако их не отпустил так называемый "великий сброд" (эрев рав). Это люди, которые считают, что у них есть другая, более правильная Тора, как сказано, что они "боятся Творца, но работают на фараона". Для них характерно двоякое состояние, когда они, пребывая в этом мире, желают одновременно заслужить будущий мир – рай за свою эгоистическую работу.
"Скажи нам, что выполнять в этом мире, не исправляя себя", – это работа фараона. И фараон говорит: "Зачем вам нужны все ваши проблемы? Работайте, занимайтесь, чем хотите. Молитесь, действуйте – все открыто для вас. Единственное, чего вам не надо делать – исправлять себя. Все остальное перед вами – будете уважаемыми, почитаемыми. Будете владеть всем миром – пожалуйста".
Но, к сожалению, а я бы сказал, к великой радости – наша цель в том, чтобы достичь связи с Творцом, слияния с Ним, полного подобия Ему. Не выполнять только физические заповеди, движения, действия и считать, что мы за них получаем этот или будущий мир, или оба вместе, а подняться до состояния, когда нам не нужны никакие вознаграждения.
Мы хотим принять на себя высший свет исправления, возвращающий к источнику, к Творцу, и стать полностью подобными Ему, когда в нас не остается никакого личного желания. Не то, что мы притворяемся или не понимаем его, ведь оно проявляется в нас все больше и больше, а получаем от высшего света все большую силу работать против эгоизма.
В таком случае мы поднимаемся по 125-ти ступеням до уровня Творца. Это и есть реализация каббалистической методики. Поэтому самая главная проблема у тех, кто не согласен с движением к Творцу в этом мире, – это проблема с наукой каббала.
Надо сделать все, чтобы эта наука раскрылась широким кругам и еврейского народа, и народов мира. Бааль Сулам в статье "Рог Машиаха" пишет, что каббала должна распространиться по всему миру даже прежде, чем народ Израиля начнет ее осваивать.
Он призывает постепенно проникать в нее, и тогда мы поймем ее необходимость, ведь даже фараон понял, в чем заключается реализация методики исправления человечества, и поэтому отпустил народ Израиля из Египта. Но это далось ему с большими трудом, тяжелыми ударами.
Поэтому, очевидно, и сейчас пройдут большие удары над противниками распространения каббалы, а мы должны как можно шире распространять ее.
Это нелегкая задача с множеством проблем на нашем пути.
Вопрос: То есть, Вы считаете, что каббалисты не могли ограничиться только внутренней работой?
Ответ: Нет. Как по выходу из Египта, так и сейчас "большой сброд" (эрев рав) будет преследовать людей, уходящих из Египта (из собственного эгоизма) и поднимающихся к исправлению. Это то войско, которое фараон посылает вдогонку евреям. Его воинам кажется, что они защищают святость Торы, и поэтому они всеми способами препятствуют распространению каббалы.
В действительности "большой сброд" – самые ярые противники подъема человечества до уровня Творца.
Вопрос: "Большой сброд" был за то, чтобы народ остался в Египте. Почему же эти люди не остались там, а пошли за народом, когда он стал выходить из Египта?
Ответ: Нет, поначалу они остались. Но когда увидели, что народ уже подошел к Конечному морю, то погнались за ним. Без них народ не совершил бы переход, ведь, подойдя к Конечному морю, он боялся идти дальше.
Здесь ему предстояло подняться верой выше знания, отдать себя во власть Творца – совершить первое включение в Него. И в этом им помогли именно их преследователи, которые практически вплотную подошли к ним.
Вот тогда проявился Нахшон – особая сила, которая потянула всех за собой. Но если бы не отрицательная сила "большого сброда", то народ Израиля не смог бы совершить переход.
Самое главное противоречие между ними: надо ли выполнять Тору не ради себя, не для получения каких бы то ни было материальных привилегий, а только ради ближнего своего, без всяких вознаграждений. Если они согласны на это, тогда обязаны прорваться через Конечное море, и в этом им помогает, заостряя проблему, так называемый "большой сброд". А потом уже идет освоение методики возвышения к Творцу.
Но, к сожалению, "большой сброд" прорывается вслед за ними и постоянно портит им жизнь. Все проблемы только от него. В частности, в пустыне он подстрекает народ сделать золотого тельца.
Это сила, которую надо исправлять постепенно, понимая, что все, что делается, осуществляется только высшей силой, а нам надо правильно взаимодействовать со всеми помехами, которые она нам подставляет, чтобы направить к нужной цели. Поэтому все помехи имеют четкое направление, показывая, как идти вперед.