Записи в разделе 'Каббала и религия'
Зачем людям Бог?

каббалист Михаэль ЛайтманМнение Фрейда: в основе всех человеческих поступков лежат два мотива (инстинкта) – агрессивный и сексуальный. Альтруизм, дружба, любовь – лишь выгодные их заменители. Человек способен на любовь и нежность, но в их основе всегда лежит эгоистичный мотив.

У наших предков были тотемы – священные для каждого племени животные. Тотем считается праотцем клана, защищает его. Члены клана называют друг друга "братья и сестры". Запрещено убивать в одиночку священное животное (тотем) и есть его мясо – это карается смертью.

Но убить и сообща съесть – благодать для дикого племени – это создает связь между ними и богом, этим они обретают силу любимого животного. Далее религии постепенно переходят от животных идолов к человеческим – через мифы (кентавр, сфинкс).

Так и представители цивилизованного мира, греша друг против друга, просят прощения не друг у друга, а у Бога. Переходные верования: о мертвых говорить только хорошее, есть "тело" распятого Христа (кулич) и пить его "кровь" (вино) на Пасху. 

Итак, три системы миросозерцания:

1. Анимистическая стадия, древняя, у дикарей – через животных человек приписывает себе всемогущество при совершении ритуала, поедания жертвы.

2. Религиозная стадия – чтобы понять мир и успокоить страхи, боятся сглаза, ходят к гадалкам, превращают сучок в волшебную палочку, призывают на помощь магию, свойственно детям и не созревшим взрослым – человек уступает мир богам (богу). Однако, управляет миром с помощью богов – молится, ставит свечку, жертвует на строительство храма и пр.

3. Последняя система мировосприятия – научная, соответствует зрелому социуму. Нет места для бога, человек отдает должное силам и законам природы, понимая, что может лишь изучать их и приспосабливаться.

Реплика: Каббала должна раскрыть глаза на истинное (реальное) миросозерцание всему человечеству: что и наш мир является только низшей ступенью реального абсолютного постижения и вечного существования!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разница между светским и религиозным подходом

Сверхъестественное: в плену у неопределенности

Существует ли Бог?

Есть ли мантры в каббале?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Приходил я уже в одну из ваших групп в одном из городов России. Там я спросил: "В чем же ваша практика, ребята?" И выяснилось, что они годами слушают ваши выступления через интернет и пытаются стать альтруистами.

Можно подумать, в других учениях не учат быть альтруистом и любить ближнего, как самого себя. Некоторые из учеников в той группе занимаются больше 5 лет. и они понятия не имеют ни о какой практической стороне учения. А я не бессмертный, чтобы тратить свое время на бесконечную теорию!

Так как сам я уже 15 лет занимаюсь практикой произнесения различных мантр, меня удивило, что в вашем учении одна теория. Каждая мантра дает свой эффект-ощущение, но проблема в том, что все мантры разрозненны, и нет порядка от первой до последней.

Так хотелось надеяться, что хотя бы в одном учении нет мифологии и есть порядок произнесения, от первой ступени до последней.

Ответ: Мантр в каббале нет. Практика – в единении, в нем раскрывается общая сила мира – Творец. Никакой мистики, никаких обещаний, никаких взаимных обязательств, выбор ваш! Если у вас проявляется зародыш души, точка в сердце, то каббала вас притянет, вы ощутите в ней возможность постижения смысла жизни.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как постигают высшие миры?

Каббалистическая "медитация" ради объединения

Практика в науке каббала

Опять религиозные войны?

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: В иудео-христианской социокультурной традиции запечатлен образ Авеля, которого убил Каин. С той поры как Каин убил Авеля и по сей день насилие – неотъемлемая часть истории человечества.

Естественно возникает вопрос: религии – это источник насилия или путь к миру? Насилие заложено в самих монотеистических религиях? 

Когда-то мы думали, что религиозные войны остались в прошлом, но они вдруг проявляются с особой жестокостью, со знаменами черного цвета, они разрушают все, от человеческих жизней до памятников культуры.
Ввиду отсутствия оправдания этих войн, ссылаются на Бога, причем, в воинственном тоне, – убивать, прикрываясь его именем, превращая его самого в убийцу.

Философ Мартин Бубер сказал: "Слово "Бог" подвергается наибольшим поношениям из всех человеческих слов. Ни одно другое слово так не опозорили, так не манипулировали им в своих целях.

Поколения людей, разделенные религиозными взглядами, растоптали это слово. Они убивали и шли на смерть ради него. У этого слова свои отпечатки пальцев и своя кровь. Люди рисуют послушника и внизу пишут слово "Бог". Убивают друг друга и говорят: "Мы делаем это во имя Бога".

Видно, что сам Бог решил отойти ото всех религий…

Реплика: Воистину, религии только разделяют, отдаляют людей, настраивают их друг против друга. Потому что все религии мира основаны на природе человека – эгоизме.

И только наука каббала обучает человека, как подняться над эгоизмом и прийти к объединению, раскрыв в нем высший мир – следующую ступень нашего существования.

Этим каббала отличается от иудейской и всех прочих религий. Мы обязаны поскорее раскрыть миру возможность взойти на следующую ступень нашего развития не путем страданий, а путем объединения.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Боги нашего времени, ч.1

Война религий уже разгорается на горизонте

Правда о трех мировых религиях, часть 2

Чем каббалист отличается от экстрасенса

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем "шестой орган чувств", получаемый каббалистом, отличается от способностей экстрасенса?

Ответ: В нашем мире есть люди, более чувствительные, чем остальные. И потому они называются экстрасенсами и могут раскрывать разные материальные явления, которые другим незаметны.

Но каббалисты этим не занимаются. Каббалист не будет предсказывать будущее, изготовлять талисманы (камеи) и раздавать благословения.

Он занимается только исправлениями общего творения для того, чтобы силы, приходящие в наш мир, действовали более благоприятно на всех. Если он будет заботиться о ком-то по выбору: об одних - да, а о других – нет, то это уже не будет отдачей и любовью к ближнему.

Каббалист волнуется, чтобы всем во всем мире было хорошо. Он не позволит себе сделать что-то специально для своих родственников и для себя, забыв обо всех остальных.

Из программы на радиостанции 103FM, 16.08.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалист может остановить войну

Каббала и злодейство – две вещи несовместные

Каббала и каббалист

Шестое чувство

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли связь между каббалой и религией? Каббала – это не религия?

Ответ: Каббала – это не религия, а наука. Каббала занимается скрытой от нас частью реальности, с которой нам дана возможность работать, как в науке. Поэтому каббала называется наукой.

С помощью особых действий, которые мы совершаем над собой, мы можем раскрыть наши органы чувств для восприятия более высокого уровня. У нас есть пять земных органов чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, в которых мы ощущаем этот мир, хотя и в очень ограниченном виде. Но все же мы как-то воспринимаем его и согласно этому живем.

Мы даже не представляем себе, что в этом мире вокруг нас есть еще множество явлений, поскольку наши органы чувств не обнаруживают их, так же как без бинокля мы не видим, что происходит на дальних расстояниях, без радаров не обнаруживаем, что существует в воздухе кроме звуковых волн в голосовом диапазоне, и так далее.

У нас есть множество приборов, которые мы создали, чтобы расширить диапазон наших органов чувств. Но только расширить. Тогда как наука каббала создает нам дополнительный орган восприятия, "шестое чувство", с помощью которого мы можем раскрыть всю остальную, скрытую от нас реальность. Тогда мы знаем, для чего жить и как жить правильно. Именно это человек должен постичь. 

Вопрос: Какого типа этот дополнительный орган восприятия?

Ответ: Этот орган восприятия работает подобно нашим земным органам чувств. Только наши пять органов чувств действуют в форме получения, поглощения, притяжения к себе всей информации, находящейся снаружи. А этот дополнительный орган ощущений, который мы развиваем с помощью науки каббала, работает на желании отдавать, наделять, любить.

Мы выходим вне себя, поднимаемся над собой и потому не ограничены нашим телом с его пятью органами чувств. Наш духовный орган восприятия находится вне нашего земного тела. Мы словно разворачиваем этот орган чувств на всю реальность. И тогда мы можем познать все. Этот орган ощущений и есть душа.

Из программы на радиостанции 103FM, 09.08.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Запертые во Вселенной

Жизнь человека, обладающего шестым чувством

Высшая воля или закон природы?

Миф о чудесах

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Один из мифов о науке каббала говорит том, что она занимается разными фокусами, камеями и прочими чудесами…

Ответ: Это уже действительно миф. Ничего подобного нет в науке каббала. Нет ни красных ниток, ни святой воды, ни благословений – ничего!

Каббалисты лишь изучают высшую систему, чтобы включиться в нее, войти в духовный мир, как написано: "Мир свой увидишь при жизни", и обучают этому других.

Из программы на радиостанции 103FM, 09.08.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подлинная каббала – без мистики и мифов

Театр магии

Пора рассеять заблуждения вокруг каббалы

Каббалисты и традиционный иудаизм (клип)

После первого исхода в Израиль произошло размежевание между каббалой и иудаизмом. Каббалисты призывают народ к объединению, к реализации закона "возлюби ближнего как себя", к свету. С точки зрения каббалы, реализация этого закона возможна только благодаря нашей внутренней работе над собой, и совершенно неправильно связывать его реализацию с неким высшим озарением или с каким-то человеком-предводителем…

Каббала – не религия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Одним из пунктов, по которым вас критикуют, является ваша позиция, что каббала – не религия, и не имеет никакого отношения к иудаизму.

Объясните, почему великие каббалисты, жившие уже в наше время, Бааль Сулам и РАБАШ, были ортодоксальными иудеями и никак публично не высказывали свою непричастность к религии, к иудаизму, никак не говорили, что Бог – это только природа, а не личность.

Ответ: Лучше всего вместо меня это объясняет сам Бааль Сулам в статье "Суть религии" и других. О преподавании каббалы не евреям мы знаем еще от Рамхаля. Да ведь и вся каббала говорит только о развитии любви к ближнему. А о выполнении земных заповедей говорит религия.

Этим каббала и отличается от религии. Мы же явно видим по состоянию религиозного общества, что нет никакой связи между развитием любви к ближнему и выполнением земных религиозных предписаний.

Определение каббалы: Каббала – это методика раскрытия Творца человеку в этом мире. Религия не преследует те же цели (раскрытие Творца в любви к ближнему), что и каббала. Поэтому это не одно и то же. Но вот ваше предложение о том, что Бог – личность, просто повергает меня в недоумение: вы верно идолопоклонник?

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подлинная религия и религия изгнания

Высшая воля или закон природы?

В чем отличие каббалы от религии?

Одним прыжком – в счастье

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Японская пословица гласит: "Несчастья превратят тебя в драгоценный камень". Как бы Вы это прокомментировали?

Ответ:  Это – самурайская философия, ведь речь идет о пути страданий. Я считаю, что нам это абсолютно не нужно, мы пойдем своим путем. Зачем нам идти к счастью через страдания? Мы можем сразу же, по-еврейски, прыгнуть в него.  

Правда, пока это нам не удается, потому что мы не хотим прислушаться к той методике, которую получили тысячи лет назад. А она может привести нас к счастью одним прыжком.

Реплика: Но, всё-таки, когда у Вас были проблемы со здоровьем, Ваш учитель говорил, что завидует Вам, поскольку видит в этом признак продвижения.

Ответ: Естественно, благодаря страданиям человек становится лучше, потому что страдания работают против эгоизма, который всё время хочет наслаждаться, и поэтому в противоположность эго возникает еще одна система исследования и понимания. Но это неправильный путь!   

"Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую", "аз воздам" – это все неверно. Мы должны идти другим путем.

Каббала объясняет всё очень просто: "И будет жизнь, и будет свет". То есть Творец создал жизнь и смерть – значит, выбери жизнь. Мы должны всеми силами устремляться к добру, к любви, к легкости, а не зарываться специально в страдания.

Страдания нам ни к чему. Идти добровольно в ссылку, дескать, мы пострадаем, и от этого народу станет легче, – совершенно неверный путь! Эгоизм специально затягивает нас туда. Это не каббалистический подход к миру, к своей истории, к своему предназначению.  

Творец благословляет нас миром, счастьем, светом, теплом, но ни в коем случае не страданиями. Ведь в страданиях человек не в силах благословлять Творца. Он не может плакать и говорить: "Как мне хорошо с Тобой!" Это же ложь.

Поэтому, нам нельзя развивать страдания. На этом держится христианство, а с точки зрения каббалы, это абсолютно неверно. 

Вопрос: Тогда что же такое "радоваться грешникам, которые раскрываются в тебе"?

Ответ: Это значит радоваться своим изъянам, которые раскрываются в тебе. Но ты от этого радуешься, а не страдаешь.

Это радость от анализа своих собственных свойств, которые сейчас раскрылись, и ты видишь, что уже можешь исправить их. Если тебе дано их раскрыть, значит, ты их точно исправишь.

Из ТВ программы "Беседы с Михаэлем Лайтманом", 05.08.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Творцу не нужны наши страдания

Ненужные страдания

Страдание как триггер подъема

Для чего предназначены заповеди?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какое место в духовной работе занимает физическое выполнение заповедей?

Ответ: Все заповеди является лишь выражением духовных законов в нашем мире. К сожалению, их физическое выполнение не дает никакого результата.

Это подтверждается тем, что, несмотря на двухвековое выполнение евреями заповедей, наше состояние только ухудшается.

В своде законов "Шульхан арух" есть множество правил, говорящих о любви к ближнему, о правильном, добром отношении между людьми. Но мы их пропускаем, как будто они написаны для маленьких детей, а не для нас.

Мы считаем, допустим, что самое главное – сделать омовение рук. А этот ритуал говорит о том, чтобы мы очистили свои руки  от эгоизма, от желания прибрать к себе весь мир. То же самое касается всех остальных заповедей.   

Сказано, что "заповедь без правильного намерения – мертва". Поэтому, если мы будем выполнять их только в физическом виде, то к сожалению, не получим никакого хорошего следствия, кроме всё более растущего эгоизма, который всё больше разделяет весь народ, включая верующих.

Мы пришли к состоянию, когда возвращение к условию связи между нами становится обязательным, без него человечество приведет себя к гибели. И если мы возьмем книги наших мудрецов, то увидим, что они говорят именно об этом.

Из публичной лекции в Нью-Йорке, 20.07.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь без намерения – как тело без души

"Руки" омывают светом

Заповедь почитать парцуфим Аба вэ-Има

Агарь, Ишмаэль и зарождение ислама (клип)

Агарь, Ишмаэль и зарождение ислама

Долгий путь к Храму, ч.7

каббалист Михаэль ЛайтманОт варварства к просвещенному миру

За тысячи лет изгнания народ Израиля, прошедший через крушение Первого и Второго Храмов, достиг состояния полного разбиения. В народе не осталось никакого понимания общей системы, соединяющей нас.

Начиная с первого человека, Адама, еврейский народ жил в понимании этой системы, во времена Авраама специально изучал эту систему связей, а во времена Моше реализовал ее между собой. 

Так продолжалось до крушения Второго Храма, до времен Рабби Акива, после чего все рухнуло. Это оказало особое влияние на развитие всего человечества.

С одной стороны, евреи рассеялись по всей земле и привнесли в другие народы формы своего развития, повлияв на развитие религий, мыслей, верований, философий, науки, медицины.

Это знание передалось через древних греков и римлян, через философов всех времен. Евреи основали систему торговли и промышленности в Европе, заложив основу для торговых и промышленных отношений в современном мире. 

Эта построенная ими система была интегральной, поскольку евреи были разбросаны по всем странам, но говорили на одном языке и понимали друг друга.

Поэтому они смогли построить между собой связи, и речь идет о происходящем тысячу или пятьсот лет назад. Все это было возможно лишь благодаря особому состоянию еврейского народа.

Еврей мог приехать из Италии в Голландию и свободно разговаривать с жившими там евреями, посещать синагогу, заключать между ними торговые сделки. А они могли приехать в его страну. В том разобщенном мире, где каждое государство существовало изолированно, евреи были словно связующая сеть.

Они были связаны общей культурой, образованием, языком, кашрутом. Еврей, приехав в другую страну, мог есть только у евреев и ни в каком другом месте, и это тоже помогало их соединению. Он мог пойти в местную синагогу. Все это способствовало развитию промышленности и торговли в мире.

Так евреи продвигали мир и потому вышли в изгнание, чтобы дать миру технологическое, научное, промышленное, торговое и религиозное развитие.

Ведь все религии в своем истоке послужили продвижению человечества. Благодаря им люди перестали быть язычниками и поклоняться деревьям и камням, наделяя их сверхъестественной силой, а стали более духовными.

Это послужило толчком для развития живописи, музыки, то есть вызвало внутреннее, духовное развитие человека. Все это пришло к людям через религии. Народы мира не догадываются о том, что все развитие пришло к ним  через евреев, а евреи получили это знание благодаря тому, что когда-то постигли высшую, духовную силу, скрытую в природе.

Продолжение следует...

Из 594-й беседы о новой жизни, 05.07.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Долгий путь к Храму, ч.6

Долгий путь к Храму, ч.5

Долгий путь к Храму, ч.4

Приметы, амулеты, фэн-шуй и прочее...

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Имеют ли хоть какое-то значение для нашего духовного роста и просто жизненного процветания приметы, амулеты, фэн-шуй и подобные практики?

Ответ: Духовное – значит "отдача и любовь" выше и вопреки своему эгоизму. Такое свойство возникает в нас только в результате воздействия на нас высшего света (ор макиф – окружающий свет, О"М).

Его мы можем вызвать только нашими групповыми взаимными усилиями – в этом вся каббалистическая практика. Остальное – повествуется, как в мере усиления взаимной отдачи и любви, мы постигаем в нашем общем новом свойстве высший мир, который действует только в этом принципе.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как постигают высшие миры?

Единственный "ритуал" каббалиста

Власть амулетов

Высшая воля или закон природы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой подход принят в каббале: светский или религиозный?

Ответ: Каббала – это наука, которая приводит человека к раскрытию общей силы природы, которая называется "Творец".

В Торе написано, что у Творца есть желание – но так это лишь выражается на нашем человеческом языке. Это все равно, что сказать, будто земной шар по своему желанию притягивает нас к себе, если подпрыгнув, мы падаем обратно на землю.

Желание – это сила. Внутри человека имеются какие-то желания, силы, и внутри природы. Желание природы – это высшее желание относительно человеческих желаний. Речь идет о действии системы. Наука каббала обучает нас, как правильно вести себя, чтобы соответствовать природным системам.

Здесь нет никакой веры, а есть раскрытие высшей силы, раскрытие желания, которое называется раскрытием Творца. К такому раскрытию обязан прийти каждый. Подход науки каббала обобщает в себе все другие подходы: и научный, и религиозный, любой религии и верования. 

Высшая сила управляет всей нашей жизнью, ведь мы находимся внутри природы. Каббалистический подход – самый реальный. Каббала рассказывает нам о реально действующих на нас законах, которые мы пока просто не замечаем.

Но каббалист, исследующий природу с помощью инструментов, полученных по каббалистической методике, обнаруживает эти высшие законы. Он раскрывает систему действующих на него законов, которые становятся полем его исследования. Это и называется раскрытием Творца – главная задача человека в этом мире. Сказано: "Познай Творца своего и работай для Него".

То есть нам необходимо познать все законы природы и начать правильно вести себя в соответствии с ними, чтобы достичь хорошей жизни.

Каббалистический подход включает в себя все существующие подходы: научные и религиозные. Каббала правильно совмещает и организует все подходы, очищая от всей наносной пыли, всех фантазий, вызванных непониманием людей самих себя и высшей силы, от привычных стереотипов. 

Поскольку наука каббала явно раскрывает нам все мироздание, скрытую природу, Творца, то нам уже не нужно слепо верить, а нужно знать. Согласно этому знанию, мы будем исполнять законы природы и жить хорошо и правильно. И тогда не будет никакого противостояния между светскими и религиозными, ведь мы почувствуем себя относящимися к одной и той же силе природы.

А кроме того, уже на пути к раскрытию высшей силы, каббала обязывает нас достичь объединения и любви к ближнему как к самому себе.

Из 572-й беседы о новой жизни, 21.05.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Научный подход к высшей силе

Разница между светским и религиозным подходом

Каббала – научное исследование на опытной основе

Научный подход к высшей силе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Израильское общество расколото на светскую часть и религиозную, между которыми существуют очень напряженные отношения. В чем разница между светским подходом к жизни и религиозным? Почему в других странах и других религиях нет такого противостояния?

Ответ: Напряжение вызвано не разницей подходов к жизни, а борьбой за государственный бюджет, за его использование. В других странах религия отделена от государства, поэтому нет такой проблемы.

Например, в США можно быть христианином, евреем, мусульманином, буддистом, но это личное дело каждого, которое никого не касается, потому что государство это не финансирует.

Вопрос: Я считаю себя нерелигиозным человеком, но при этом, я праздновал бар-мицву сына и еврейские праздники. Поэтому я все время спрашиваю себя: так кто же я – светский или религиозный?

Ответ: Это очень глубокий вопрос, на который человек не может себе ответить. Мы не понимаем мотивов своих действий. Человек постится в Йом Кипур, потому что так делает большинство, и у него возникает страх, вера в то, что это влияет на его судьбу. Когда человеку предстоит какое-то очень важное дело, он вдруг вспоминает о высшей силе и начинает молиться или даже целует мезузу. 

Но это не означает быть атеистом. Атеист – это тот, кто вообще не признает существования никаких сил, кроме сил природы. Так нас воспитывали и учили когда-то в Советском Союзе. В то время, когда я жил там, я занимался научными исследованиями и ничего не представлял себе, кроме обычных материальных сил.

В тридцатилетнем возрасте, разочаровавшись в этих исследованиях, я начал искать смысл жизни, и тогда нашел науку каббала. Но я все еще помню то ощущение мира, в котором находился тогда: я признавал только то, что вижу перед собой – материальные силы природы. Я не приписывал им никакого высшего желания и условий, как это делает религия.

Начав заниматься каббалой, я обнаружил в ней тот же научный подход. Каббалист исследует реальность и "признает лишь то, что видят его глаза". Он раскрывает высшую силу как силу природы. Творец – это природа. И тогда человек выполняет эти законы потому, что это законы природы, а не просто потому, что такова высшая воля.

Когда Тора говорит о желании Творца – она описывает это с точки зрения человека, его языком.

Из 572-й беседы о новой жизни, 21.05.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разница между светским и религиозным подходом

Наука высшего мира

Атеизм, религия и Каббала

Страница 32 из 60« Первая...3031323334...Последняя »