Мнение Фрейда: в основе всех человеческих поступков лежат два мотива (инстинкта) – агрессивный и сексуальный. Альтруизм, дружба, любовь – лишь выгодные их заменители. Человек способен на любовь и нежность, но в их основе всегда лежит эгоистичный мотив.
У наших предков были тотемы – священные для каждого племени животные. Тотем считается праотцем клана, защищает его. Члены клана называют друг друга "братья и сестры". Запрещено убивать в одиночку священное животное (тотем) и есть его мясо – это карается смертью.
Но убить и сообща съесть – благодать для дикого племени – это создает связь между ними и богом, этим они обретают силу любимого животного. Далее религии постепенно переходят от животных идолов к человеческим – через мифы (кентавр, сфинкс).
Так и представители цивилизованного мира, греша друг против друга, просят прощения не друг у друга, а у Бога. Переходные верования: о мертвых говорить только хорошее, есть "тело" распятого Христа (кулич) и пить его "кровь" (вино) на Пасху.
Итак, три системы миросозерцания:
1. Анимистическая стадия, древняя, у дикарей – через животных человек приписывает себе всемогущество при совершении ритуала, поедания жертвы.
2. Религиозная стадия – чтобы понять мир и успокоить страхи, боятся сглаза, ходят к гадалкам, превращают сучок в волшебную палочку, призывают на помощь магию, свойственно детям и не созревшим взрослым – человек уступает мир богам (богу). Однако, управляет миром с помощью богов – молится, ставит свечку, жертвует на строительство храма и пр.
3. Последняя система мировосприятия – научная, соответствует зрелому социуму. Нет места для бога, человек отдает должное силам и законам природы, понимая, что может лишь изучать их и приспосабливаться.
Реплика: Каббала должна раскрыть глаза на истинное (реальное) миросозерцание всему человечеству: что и наш мир является только низшей ступенью реального абсолютного постижения и вечного существования!
Разница между светским и религиозным подходом