Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
Осваивая свойство отдачи и любви

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я разговаривал с многими психологами и пытался понять, в чем проблема психологии. Они говорят, что очень тяжело найти методы управления эгоизмом, потому что идет его постоянный рост, особенно сейчас.

А как каббалисты справляются с тем, что эгоизм постоянно растет? Как его уравновешивать?

Ответ: Каббалисты говорят, что не надо уравновешивать эгоизм, не нужно вообще с ним что-то делать. Надо просто все время работать над освоением свойства отдачи и любви, подниматься над эго, а не оставаться на его плоскости. В этом заключается подход каббалы.

Поднимаясь над эгоизмом к свойству отдачи, любви, связи, взаимодействия, коммуникации между собой, мы начинаем понимать, насколько эгоизм разнообразен, насколько силен в нас, как нам трудно с ним совладать.

Но вместе с тем мы проявляем в себе свойства, противоположные эгоизму. И тогда на совокупности эгоистических и альтруистических свойств мы можем познать и психологию, и науку каббала.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм с точки зрения каббалы

Чем нейтрализовать эгоизм?

Каббала и психология

Объект исследования – человек

каббалист Михаэль ЛайтманПроблема современных наук в том, что мы достигли порога, когда можем в наших органах чувств ощущать, дополнять, предпринимать. Поэтому все ученые говорят, что наука достигла своего конца.

А каббала говорит, что в своих пяти органах чувств мы достигли, практически, максимальной границы, за ней мы уже ничего не можем видеть. Нам нужно не изобретать новые приборы, которые лишь немного могут расширить наши органы восприятия, а расширять сами органы чувств.  

Наука это сделать не может, поскольку занимается только механической добавкой к человеку. Нам надо менять самого человека, немного развить его изнутри. Этим и занимается каббала.

Поэтому мы приходим к выводу, что на смену наук, как их продолжение, должна выйти каббала и дать ответ, как расширить границы нашего постижения и прийти к состоянию, когда мы можем развивать человека, и из человека постигать всё бо́льшие глубины природы.

В каббале объектом исследования является сам человек. Он может измерять свои изменения в своих же инструментах, которые есть в нем, а не вне его.

Из беседы о науке

Предыдущие сообщения на эту тему:

Объективность экспериментов в каббале и других науках

Каббалист – исследователь самого себя

Каббала и земные науки

Нужна ли каббалисту психология?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем, на ваш взгляд, психология помогает человеку и в чем она бессильна?

Ответ: Я думаю, что психология необходима всем людям, которые должны понимать, что ими движет, к чему они подгоняются природой. Если человек изучает психологию, но в таком размере, который немного может ему помочь понять себя и других, то это первый необходимый этап, для того чтобы он правильно вошел в науку каббала.

Вопрос: Если он уже занимается каббалой, вы бы рекомендовали ему продолжать заниматься психологией? Или это может ему помешать?

Ответ: Если человек правильно, серьезно занимается каббалой, ему ничто не может помешать. Более того, психология просто не будет ему необходима, поскольку все, что он начинает изучать в науке каббала, настолько поднимает его над рамками нашего мира, что он сразу же видит его, словно поднимается в воздух, парит над собой и видит всё с высоты полета.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Область каббалы и область психологии

Разница между каббалой и психологией

Каббала и материалистическая психология

Категории природы и их постижение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: "Ничто" или "нечто" – это категория, которая фиксирует отсутствие чего-либо. В физике она называется вакуумом. Но хотя вакуум – это отсутствие каких-то предметов, однако поля в нем существуют.

А что наука каббала подразумевает под термином "нечто", "сущее из ничего"?

Ответ: "Нечто" и "ничего" – это разные вещи.

"Ничего" – это отрицание чего бы то ни было в каком-то месте, объеме, пространстве. Поэтому, если мы говорим "ничто", "нечего", "ничего", мы просто говорим о том, что никакие силы не существуют в том месте, формате, категории, о которой идет речь.

А "сущее" – это нечто существующее. Поэтому называется "сущее" – "суть".

Таким образом, есть "ничего" и есть "нечто", возникшее из ничего. Но как оно может возникнуть? В каком объеме существует? Какие свойства есть у этого "нечто", и кто вообще это может ощущать и утверждать? Относительно кого и чего оно существует? 

Это очень глубокие, серьезные, можно сказать, философские вопросы, но в каббале они разбираются просто, четко, и каждый имеет свое место.

Во-первых, мы должны сразу обговорить одну самую серьезную установку: все, о чем мы говорим, происходит относительно человека, который постигает природу и находит в ней "нечто", "ничего", "сущее", "ничто" и так далее. Имеется в виду, что любой человек, прикладывающий определенные усилия, может постичь эти категории природы.

Вопрос: То есть сами по себе, вне человека, они не существуют?

Ответ: О том, что есть вне человека, мы вообще говорить не можем. Даже о Творце, ведь наивысшая сила природы все равно ощущается в нас. Поэтому Творец на иврите называется "Борэ", "бо у рэ" – "приди" и "увидь". Вот когда ты придешь и увидишь, достигнешь этого и определишь, – это и будет называться "Борэ" относительно тебя.

Вопрос: Есть ли все-таки какой-то термин, означающий силу, которую нельзя постичь и увидеть?

Ответ: Если нельзя постичь и увидеть, то как ты можешь ее определить? То, что мы не ощущаем, мы не можем назвать никаким именем, и поэтому не говорим об этом.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалистические термины: "еш ми аин"

Каббалистическая теория развития мира, ч.9

Как появилось то, что никогда не существовало?

Эгоизм с точки зрения каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Отец-основатель современной психологии Зигмунд Фрейд говорил, что под эгоизмом подразумевается обыденное стремление каждого индивидуума удовлетворять свои естественные потребности.

Как бы вы определили эгоизм с точки зрения каббалы?

Ответ: Определение Фрейда касается только рамок нашего мира, рамок земного эгоизма. А если человек пытается подняться выше него, то раскрывает против этого совсем иной эгоизм, более высокий.

Он начинает понимать, что это его внутренняя природа, над которой он может возвыситься, только если затронет силу, управляющую всей природой, чтобы она изменила его.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Три вида эгоизма

Эгоизм житейский и духовный

Эгоизм эгоизму – рознь

Преимущество психологии перед философией

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бааль Сулам в статье "Наука каббала и философия" приветствует материалистическую психологию, в которой можно все измерить, и радуется, что период философии прошел, поскольку она изучает абстрактные понятия, такие как Бог, душа и так далее.

В частности, он пишет: "Прошло время философов, и кончилась власть тех, кто придерживается философских концепций. За это следует поблагодарить исследователей материалистической психологии, которая воздвигла свой фундамент на руинах философии и завоевала общественное мнение.

Все уже признают ничтожность философии, поскольку она не выстроена на реальной основе. А потому мы признательны материалистической психологии, которая нанесла философии сокрушительный удар".

Ответ: Мы можем исследовать людей, их поведение, все, что поддается нашим измерениям, но мы не можем подняться выше этого. Материалистическая психология все-таки дает нам возможность существовать на какой-то реальной основе, в то время как философия – это просто голословие.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заблуждения философии

В чем отличие каббалы от философии

Каббала и материалистическая психология

На чем базируется каббала

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Существует очень много методов достижения цели. Психология – это и наблюдение, и самонаблюдение, лабораторные исследования, опросы, беседы и т.д. Но, в принципе, это может быть необъективным, потому что мы находимся в своей эгоистической природе и не выходим за ее рамки.

Ответ: Я не могу взять человека и подключить его к приборам. Ведь только приборы, то есть нечто существующее вне нас, могут дать объективную оценку состояния человека, его реакции. А этого нет.

Кроме того, не только испытуемые, но и те, кто считывают результаты приборов, тоже находятся в эгоистических свойствах.

Вопрос: А как каббала исследует действительность, чтобы это можно было считать объективным?

Ответ: Каббала дает нам очень интересную возможность, позволяя исследовать наши свойства относительно противоположных свойств – допустим, эгоизм против настоящего альтруизма, когда мы выходим за рамки эго и постигаем свойство отдачи, любви, объединения. Тогда внутри себя мы строим определенную систему из двух противоположных состояний и можем существовать в них и между ними в среднем состоянии.

А психология хотя и измеряет все очень четко, но в рамках эгоистической природы, не выходя за ее пределы. И поэтому нельзя точно сказать, где мы находимся.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Область каббалы и область психологии

Разница между каббалой и психологией

Каббала и психология: цель, инструменты, методы постижения

Проблема психологии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я могу изучать высшую силу природы либо для того, чтобы улучшить свою жизнь в этом мире, либо чтобы выйти за рамки этого мира.

Если я изучаю ее для улучшения своей материальной жизни, то это тоже называется психологией?

Ответ: Да, в общем-то, это практическая наука. Если бы могли ее только правильно воспринять. Дело в том, что в психологии есть большая проблема: мы не можем быть объективными к тому, что ощущаем, находясь только в рамках ощущения нашего мира.

Наше восприятие очень ограничено, однобоко. Оно не дает нам полного осознания, не позволяет использовать науку. Мы не можем правильно измерить наши чувства, сопоставить их между собой, точно проградуировать, что чувствует один, другой, третий. У нас отсутствует основной метод познания – научный.

Поэтому психология – это не наука в четком, реальном, жестком смысле слова. Нам не хватает измерений. Мы все описываем очень красиво, в запутанных фразах, и никто не может передать другому четкие измерения, направления, постановки. В общем-то, психология – это наука о наших чувствах, которые мы не можем точно проградуировать.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Область каббалы и область психологии

Разница между каббалой и психологией

Взгляд сверху

Область каббалы и область психологии

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Цель психологии – улучшить качество материальной жизни. А цель каббалы, как пишет Бааль Сулам, – раскрытие Творца творениям в нашем мире.

Ответ: В принципе, мы находимся в очень интересном объеме воздействия на нас всего лишь одной единственной силы – высшей силы природы. Можно называть ее Творцом или просто Природой в общем виде.

Если мы не улучшаем себя в качестве отдачи и любви к окружающему миру, не подавляем свое эгоистическое свойство и не развиваем в себе свойство альтруизма, то находимся в рамках психологии.

Это можно сказать как относительно человека, так и, в какой-то степени, относительно животного, растительного и даже неживого уровней природы, которые находятся ниже уровня "человек". Изучая их, мы практически изучаем психологию нашего мира, то есть реакции взаимодействия между любыми организмами и управляющей силой природы.

Но если мы желаем изменить себя в соответствие с высшей силой природы, то тогда уже входим в область каббалы. 

Психология предназначена для того, чтобы лучше, уверенней чувствовать себя в нашем мире, и только лишь в ограниченных рамках, изначально данных ему природой.

Альтернатива ей заключается в том, что человек может развить себя выше этих рамок, подняться выше своего эгоизма, начать исследовать мир в свойстве отдачи, направленной на других, а не на себя, и тогда он начнет изучать вторую сторону своей сути, которая называется "душа".

Этим занимается наука каббала, чтобы человек мог выйти за рамки нашего мира, узнать, что на самом деле существует вне его. Ведь в рамках нашего мира он всего лишь ощущает себя и то, что улавливает внутри себя.

Но поскольку наш аппарат восприятия очень ограничен, то развивая себя к свойству взаимосвязи, любви, отдачи, наполнения мира других, мы начинаем ощущать действительность по-другому. Мы чувствуем силу, которая существует вне нас и воздействует на нас извне.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Учение о душе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Психология в переводе с греческого – это учение о душе. На иврите это звучит как "торат а-нэфеш". А каббала уже изучает понятие "нэшама" (душа). Все-таки есть разница между нешама и нэфеш. Хотелось бы узнать, в чем она заключается?

Ответ: Нэшама – это общая душа, совокупность всех наших желаний, поднимающих человека на уровень, противоположный природе нашего мира – уровень отдачи, любви, объединения. Каббала занимается тем, что противоположно изначально созданному эгоистическому свойству человека.

Вопрос: Можно сказать, что нэфеш – это что-то мое индивидуальное, а нэшама – нечто общее?

Ответ: Если не брать в расчет, что в каббале есть уровни нэфеш, руах, нэшама, хая, йехида, а взять просто ощущение человека в рамках нашего мира, то это можно назвать природой нэфеш (души), но эгоистической души любого человека в нашем мире.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Три этапа духовного развития

Состояния, ведущие к духовному рождению

Нэфеш-Руах-Нэшама

Разница между каббалой и психологией

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек рождается маленьким существом, органы чувств которого постепенно развиваются вместе с умственной деятельностью. Он ощущает окружающий мир, исследует его, и через этот мир исследует себя: как он реагирует на окружающую обстановку, как она зависит от него, и как он зависит от нее.

Это и является предметом психологии, то есть изучение реакции человека на раскрытие ему действительности в тех свойствах, качествах, чувствах и разуме, в которых он может развиваться в рамках нашего мира.

Иными словами, психологию можно определить как совокупность знаний человека о том мире, в котором он родился и развился. В соответствии с этим "бытие определяет сознание".

Отличие каббалы от психологии в том, что каббала настраивает человека на ощущения выше нашего мира. Наш мир находится в эгоистическом свойстве получения, – так мы его познаём и ощущаем. Если мы не выходим из этого свойства, как это обычно и происходит с людьми, то постигаем его через свойства эгоизма и таким образом оцениваем окружающую действительность.  

Если же мы изучаем сверхпсихологию или, вообще не принимая во внимание психологию, занимаемся каббалой, то здесь у нас возникает совершенно иная область постижения нашего мира. 

Каббала настраивает человека на то, чтобы он развил себя до свойства, противоположного материальному миру. Если наш мир воспринимается нами в эгоистическом свойстве получения, с которым мы родились и развиваемся, то это психология. А если мы поднимаемся из эгоизма в свойство отдачи, любви, выхода из своего "я", выхода из того, что мы называем человеком в нашем мире, то это называется каббалой.

И тогда в этом новом свойстве мы раскрываем совершенно другие взаимосвязи между собой и силами природы. Мы начинаем постигать то, что называется "душа", то есть отношение человека к высшей силе, которая его развивает.

Поэтому можно сказать так: эгоистическое свойство нашего мира, в котором мы родились и развиваемся, дает нам постижение этого мира и себя. И это мы называем психологией. А обретение человеком свойства выше нашего мира – свойства отдачи, свойства, направленного от себя к окружающему миру, которое выводит человека на духовный уровень, называется наукой каббала.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чем методика каббалы отличается от психологических методик?

Отличие науки каббала от психологии

Различие между каббалой и психологией

Искусственный интеллект и решение проблем

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Люди, занимающиеся управлением, но неспособные найти решение, предлагают создать искусственный интеллект и передать ему эту задачу.

Ответ: Искусственный интеллект не решит проблему управления. Ведь управление – это не просто способность руководить и подчиняться. Это возможность согласовывать между собой различные психологические и ментальные вопросы, все миры каждого человека с остальными людьми. Менеджмент – это высшая психология.

Дело в том, что в эгоистическом отношении можно создать машину, поскольку искусственный интеллект – это примитивная штука. Он только выбирает, где можно больше выиграть и меньше потерять, с какой степенью надежности и так далее.

Это довольно простые уравнения, но они не подходят для интегрального общества и перестают работать, желаем мы того или нет. Тут менеджмент должен накладываться на то, что раскрывается в нас природой.

Если человечество находится, допустим, в пост-капиталистическом или каком-то другом состоянии, но будет действовать, исходя из средневековых пониманий, то ничего не получится. 

Должно быть взаимное понимание людей, в какую систему новой организации производства, управления, общества они входят. Мы видим, что поневоле нам придется это делать, поскольку все системы нарушаются.

Поэтому любой руководить должен знать, какие внутренние законы проявляются в обществе, в коллективах, везде. Только через них он сможет действовать.

Реплика: Но цель обычного предприятия или фирмы – это максимум прибыли при минимальных издержках.

Ответ: И здесь то же самое. Мы придерживаемся всех законов природы. Их знание позволит нам правильно получить максимальную прибыль при минимуме издержек, включая минимум нарушений в природе и обществе. Это и является оптимизацией управления.

Из беседы о науке управления

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый подход к менеджменту

Вопреки теории абсурда

Учитывать интересы природы

Что видит каббалист?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что человек может прийти к раскрытию Высшего мира только при помощи каббалы. А как относиться к другим методикам, которые утверждают, что они достигли раскрытия человеческого сознания?

Ответ: Так же, как ко мне – не верьте никому. С какой стати вы должны верить мне или кому-то другому? У одного будет больше борода, другой будет более красиво говорить, третий манипулировать еще чем-то. Вы должны все проверить. 

Причем сначала нужно убедиться, правильно ли вы проверяете. То есть откалибровать свои органы ощущений, свои мысли, свой аппарат, с помощью которого вы производите проверку, как всякий ученый.

А как же еще? Допустим, вы сейчас начнете кому-то верить. Так пройдет вся жизнь, и, в итоге, в конце вы убедитесь, что верили не в то. В следующий раз, оказавшись в нашем мире, вы поверите и последуете за другим с закрытыми глазами.

Каббала говорит: "Нет, сначала надо проверить, с помощью чего мы вообще удостоверяемся, что является опытом, правильной его постановкой, анализом, и только после этого правильно подходить к этой системе". 

Когда я пришел в каббалу в качестве начинающего ученого, я только так относился к ней. Я даже не представлял себе, что могу во что-то верить. Во что? В то, что мне говорят о существовании Бога? Я не хочу верить! Я хочу знать!

Каббала занимается тем, что раскрывает для тебя знание. Ты постигаешь Высший мир, то есть дополнительную систему, которая стоит за нашим миром и им управляет. Ты входишь в нее, начинаешь ее видеть. Она проступает сквозь эту материю. Ты видишь, как эта материя работает, как все ее части связаны между собой. Все методики лишь говорят об этом, а каббалист это видит. Он этим оперирует.

Каждый человек, который задается вопросом о смысле жизни, должен это все пройти на себе. Никто ничего не может сделать за него.

А если он находит успокоение в какой-то другой методике, то пусть там и остается. Каббала ни в коем случае не тянет к себе и никого не агитирует. Многие тысячелетия она была скрыта, потому что человечество в ней не нуждалось, в людях не появлялся настоятельный вопрос о смысле жизни. Но тогда человечество не было настолько взаимосвязанным между собой, как сейчас.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Проверка опытным путем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему каббала в нашем мире считается частью философии? Ее даже в университетах изучают как часть философии.

Ответ: В нашем мире считается, что все духовные науки относятся к философии.

Надо сказать, что из философии возникла вообще вся наука. Поскольку я доктор философии, то моя ученая степень обозначается PhD. Но если бы я был доктором физических наук, то у меня все равно было бы написано PhD, поскольку когда-то все науки относились к философии. Философия, в переводе – "любовь к знаниям". Но сегодня это нечто совершенно обратное знанию.

Вопрос: Но почему очень многие не считают каббалу наукой? Они говорят: то, что утверждает каббала, невозможно проверить опытным путем.

Ответ: И они правы. Ведь сначала надо развить в себе дополнительный орган чувств, ощутить то, о чем говорит каббала, и тогда убедиться: то, что она говорит, существует в природе и подлежит проверке, исследованию. Это и подтверждает, что каббала – наука. 

Мы исследуем природу через наши пять органов чувств. А каббала говорит о том, что есть еще возможность исследовать природу через шестой орган чувств, который работает не на получение, а на отдачу. Она объясняет, как его развить.

В человеке существует зачаток этого органа чувств, называемый душой. Каббала развивает его, и затем, когда человек начинает ощущать Высший мир, объясняет ему, что же он ощущает.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заблуждения философии

Почему одни становятся каббалистами, а другие философами?

Отличие каббалы от философии

Заблуждения философии

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорите, что каббале примерно четыре с половиной тысячи лет. А историки и философы говорят, что намного меньше.

Ответ: Дело в том, что у философии нет ничего, что можно было бы поставить на проверку опытом. И поэтому каждое поколение переписывает новую философию, а то, что было, складывается в ящик. Никто в итоге этим не пользуется.

Я встречался со многими специалистами, в частности с профессором Даниэлем Мэттом, который перевел на английский Книгу Зоар специальным, академическим языком. Он преподавал в Университете Беркли, в Калифорнии.

Мы вместе давали лекции. А до этого много беседовали, и я его спросил: "Почему Вы утверждаете, что "Зоар" написан в одиннадцатом веке Моше дэ-Леоном?". Он ответил: "Из описаний в "Книге Зоар" нам кажется, что речь в ней идет о природе северной Испании: эти луга, эти холмы…".

– А разве в Израиле, в Галилее нет таких лугов и холмов?

– Ну, так нам кажется. 

И это несмотря на то, что в самой Книге Зоар неоднократно описывается, как рабби Шимон бар Йохай сидел со своими учениками и писал эту книгу, как один ученик задавал вопрос, потом второй, третий и т.д. В ней нет ни одной страницы, где бы не упоминалось, как ученики рабби Шимона обсуждали между собой все эти вопросы и тут же записывали ответы на них. Из этого и сложилась книга.

А профессор Мэтт считал, что рабби Моше дэ-Лион специально так написал, чтобы скрыть свое авторство. Непонятно, зачем.

Я думаю, что у философии есть несколько задетая гордость, ведь по сравнению с каббалой она действительно ничего не стоит, потому что оперирует чисто фантастическими, недоказуемыми, не имеющими под собой никакого основания категориями.

Но ничего не сделаешь, и этому есть место в нашем человечестве.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Страница 13 из 81« Первая...1112131415...Последняя »