Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
Единство, идущее из глубины веков

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Одной из очень распространенных методик является так называемая "методика Ошо". Она, так же как и каббала, говорит о единстве и об отношении к мирозданию как к единому целому.

Ответ: О единстве говорят очень многие. В наше время физики и даже экономисты говорят о том, что все взаимосвязано. Академик Вернадский, будучи геологом, разработал теорию ноосферы. В принципе, единство – это очень древнее утверждение, которое существовало и до каббалы.

Каббале всего четыре с половиной тысячи лет. Она возникла в Древнем Вавилоне. Но еще до этого люди считали, что в природе всё взаимосвязано. С одной стороны, они поклонялись солнцу, луне, звездам, разным силам природы, а с другой стороны, все-таки считали, что есть нечто объединяющее их.

Известный ученый Рамбам писал, что поначалу все люди верили в существование одной единой силы. Но затем они увидели, что в природе происходят всевозможные явления как будто от воздействия разных сил: луны, солнца, ветра, воды и т.д. Они поняли, что скрытая от них одна единая сила проявляет себя через различные частные силы, и стали поклоняться им, потому что видели явный образ. Так возникло многобожие. 

А изначально превалировало единобожие – одна единственная Высшая сила. Но даже затем, когда люди стали поклоняться разным ее проявлениям, они понимали, что поклоняются как бы ангелам, то есть представителям одной Высшей силы.

Поэтому то единство, о котором говорит Ошо или другие методики, – это очень древние постулаты.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Каббала и философия: вопрос о смысле жизни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Задавались ли философы прошлого вопросом о смысле жизни?

Ответ: Да, но они относились к этому вопросу точно так же, как многие относятся сегодня – чисто умозрительно. Они не понимают, что надо войти в Высший мир, почувствовать, раскрыть его для себя и существовать одновременно в двух мирах: через наш мир видеть следующий – духовный. Они не представляют, что это такое же постижение, как нашего мира, и поэтому работают чисто разумом.

Реплика: Вы неоднократно говорили, что все духовные методики и религии взяли свое начало из каббалы, от Авраама.

Ответ: Да, они так и называются аврамическими.

Вопрос: В том поколении преобладали души, очень близкие к природе, и человеку было достаточно задаться вопросом: в чем смысл моей жизни? Почему тогда многие стали философами?

Ответ: Неважно, задавался человек этим вопросом или нет. Все равно у него должна была быть точка в сердце, все равно он должен был чувствовать, что его влечет раскрытие Высшего мира, что ему надо обязательно это ощутить, узнать на собственном опыте, а не думать, основываясь на каких-то умственных или физических упражнениях, что он уже находится в высшей сфере.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему одни становятся каббалистами, а другие философами?

Краеугольное отличие каббалы от философии

В чем отличие каббалы от философии

Почему одни становятся каббалистами, а другие философами?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: О том, что древние философы Аристотель, Платон, а позднее Спенсер взяли очень многое из каббалы, свидетельствует упоминание в их теориях, что человеческое сообщество – это живой организм, в котором все взаимосвязано.

Почему так получилось, что одни стали каббалистами и постигли Высший мир, а другие остались философами?

Ответ: Если у человека изначально есть точка в сердце, то она тянет его чувственно войти в Высший мир. А если у него эта точка еще не пробудилась, значит, у него пока еще нет зародыша, проявляющегося изнутри – этого духовного инструмента, этого органа ощущения Высшего мира. И поэтому он развивает отношение к Высшему миру через понимание. 

Так возникла философия, которая строится только на абстрактных построениях каких-то форм, всевозможных рассуждений, но, ни в коем случае, не на явном, чувственном, познавательном проникновении в эту материю, потому что с ней у них нет никакой связи.

Люди, у которых появляется точка в сердце – стремление к ощущению Высшего мира – проходят очень серьезные стадии собственного исправления, потому что им надо уподобиться Высшему миру в своих свойствах: перейти от свойства получения к свойству отдачи, от свойства ненависти к свойству любви. 

Это очень сложная внутренняя трагедия, которую переживает человек, чтобы достичь такого состояния в течение многих лет серьезной, упорной работы над собой. Причем не такой работы, как в философии или в других методиках, где преобладает самоограничение. Здесь осуществляется привлечение особой Высшей силы, называемой высшим светом, который нас исправляет.

Тот, кто это делает, становится каббалистом. Он ощущает, видит, явно познает Высший мир, управляющую нами высшую систему. А тот, кто не может развить в себе эти свойства, поскольку в нем еще не проявились их зачатки, которые, возможно, проявятся в следующем кругообороте или через несколько кругооборотов, становится философом. Так развивается человечество.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Источник появления философии

Отход философии от каббалы

Краеугольное отличие каббалы от философии

Источник появления философии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Сулам в книге "Плоды мудрости" пишет, что в свое время философия заняла место каббалы. Но только каббала может говорить о тех вопросах, которые философия взяла за основу своего предмета. С чем связано это его утверждение?

Ответ: Если взять философию в ее основе, – причем сейчас я говорю не с точки зрения каббалиста, а с точки зрения философа – то средневековые немецкие каббалисты, в частности, философ и гуманист Иоганн Рейхлин пишет в своем труде "De arte cabbalistica", что основатель философии Пифагор перевел слово "каббала" на греческий язык термином "философия", и все основы философии взял из каббалы.

Действительно, еще во времена пророков, в восьмом-девятом столетии до нашей эры древние греки учились у каббалистов. Каббалисты обучали тех, кто этого хотел, потому что каббала предназначена для всех без исключения.

Если у человека было желание заниматься своим усовершенствованием, духовным подобием Высшей силе, то каждый мог прийти и изучать эту методику. На это не было никаких ограничений.

Впоследствии древние греки, учившиеся у пророков, организовали свою школу. Они оторвали материю от ее формы и начали заниматься отвлеченной формой. Из этого и возникла философия.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отход философии от каббалы

Почему боятся каббалы, ч.4

От Вавилона до Рима, ч.6

Узнать все о себе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что человек должен изменить, чтобы быть счастливым?

Ответ: Видеть тот мир, в котором он находится.

Вопрос: Для этого он должен изменить какие-то внешние условия?

Ответ: Нет, ни в коем случае! Раскрыть книгу или подключиться к нашему сайту в интернете. Оттуда он получит все.

Реплика: Но звучит несколько нереально, что мое счастье зависит от прочтения книги или прослушивания какого-то канала.

Ответ: Так устроена каббала. Это особая наука, которая раскрывается именно таким образом.

С другой стороны, я бы сказал, что ничего особенного здесь нет. Разве, когда я изучаю другие науки, со мной происходит не то же самое? Допустим, когда я изучаю психологию. 

Реплика: Но я не меняюсь. Изучая какую-то науку, я просто накапливаю знания.

Ответ: Смотря какую науку. Если вы изучаете науку о себе, то вы меняетесь. Я ведь сказал "психологию", а не ветеринарию или геологию.

Это непросто. Я меняюсь, потому что меня меняет наука обо мне, о том, как мне обнаружить Высший мир. Сказано, что каббала – это наука о раскрытии Творца человеку в этом мире, в этой жизни. Под Творцом имеется в виду вся природа – истинная, глобальная, от которой сегодня мы ощущаем только один процент, и поэтому не знаем, как себя держать в этом мире, и не только в нем. А что с нами происходит после того, как мы умираем?

Реплика: Этого никто не знает.

Ответ: Так я могу это узнать. Почему я должен жить в этом мире, не зная, что со мной произойдет дальше? Тогда и эта жизнь не имеет смысла. А так нам открывается все панно, которое разворачивается перед нами – все, где мы существуем.

Из ТВ программы "Крупным планом. Надежда на мир"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раскрыть истину природы

Самопознание и счастье

Познать самого себя

Ощутить внутренний пульс природы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Известный ученый Илья Мечников писал: "Для изменения человеческой природы прежде всего надо отдать себе отчет в идеале, к которому следует стремиться, и затем употребить все средства, предоставляемые наукой для его осуществления.

Если мыслим идеал, способный соединить людей в некоторого рода религию будущего, то он не может быть обоснован иначе, как на научных данных. И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания".

Ответ: Конечно, мы должны стремиться к настоящей вере, которая является абсолютным знанием, когда человек изменяет себя так, что становится ближе к природе. Тогда в нем происходит трансформация, и он начинает ощущать внутренний пульс природы, ее движение и себя в ней, как одно гармоничное общее целое.

Вопрос: Если то, чем он занимается, приближает его хоть на капельку к природе, значит, это правильно направление, а если отдаляет, то неправильное?

Ответ: Да. И еще по девизу "в здоровом теле – здоровый дух" Чем здоровее вы становитесь, тем ближе к природе, потому что вы – ее составляющая часть.

Из ТВ программы "Встречи с каббалой", 29.07.2021

В каббале нет места случайности

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В физике есть такое явление, когда человек прикладывает какие-то усилия в одном месте, а раскрывает совсем другое. В каббале тоже есть такое?

Ответ: Нет. В каббале этой как бы "случайности" нет. Человек знает, что он должен делать. Он все время идет вперед, все больше и больше вызывает в себе развитие свойств отдачи, любви, выхода из себя, подъема над собой. Это его движение, его направление.

Вопрос: Но хотя он говорит, что желает обрести свойство Творца, отдачу, на самом деле он ведь не хочет этого?

Ответ: На самом деле – нет. Однако во время занятий к нему приходит определенная высшая энергия, так называемый окружающий свет, который помогает ему стать другим.

Здесь нет места случайности. Со стороны света внешнее воздействие обязательно возникает, и к нему мы, в принципе, стремимся. Если в науке мы не стремимся к чему-то вдруг раскрывающемуся нам, то здесь мы желаем именно этого.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.07.2021

Познакомиться с Творцом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В любых науках ученые сначала выдвигают какую-то гипотезу, а потом уже выполняют действия и что-то раскрывают. А как это происходит в каббале? Как раскрыть, что на меня воздействует Творец?

Ответ: Я нахожусь в каком-то поле, под каким-то внешним воздействием, – это мне ясно. Но как я могу войти в обоюдный контакт с этим воздействием, мне непонятно, это я хотел бы знать.

Дело в том, что мы пытаемся определить в наших земных свойствах и возможностях, какие силы на нас влияют и какие реакции в нас вызывают. Но всё это осуществляется обычными земными средствами.  

А если мы, согласно каббалистической методике, развиваем себя, то стараемся так повлиять на силовое поле, в котором существуем, чтобы понять его, войти с ним в контакт и выяснить, какие мои воздействия на него вызывают определенные, адекватные реакции от него на меня. Та взаимность, которую я создаю своим влиянием на внешнее поле и этим вызываю изменение его воздействия на себя, и является предметом изучения науки каббала.

Каббала называет это внешнее поле, существующее вокруг нас, Творцом, поскольку раскрывает, что это и есть самая высокая, единственная сила, которая все создает и держит в себе. А нас, людей (кроме неживой, растительной и животной природы), называет творениями, и призывает к тому, чтобы мы развили чувство к восприятию Творца, смогли выйти из себя, начать ощущать и исследовать Его. Этим и занимается наука каббала, и это мы можем постичь. 

Вопрос: По какому принципу из действий Творца, т.е. воздействий на меня высшего поля, я смогу Его узнать?

Ответ: По закону подобия свойств. Если я смогу менять себя, свои реакции, свои воздействия на Творца, то таким образом почувствую, как при этом Он влияет на меня. Каббала в этом отношении – та же наука, ничего другого тут нет.

Поэтому, изменяя себя, свои воздействия на внешнее поле, я в течение истории накопил достаточно реакций от него на себя. У меня уже есть какие-то данные, я их собираю, обрабатываю и могу вынести какое-то суждение о природе этого поля, о его поведении, о том, каким образом оно воздействует на меня, как я могу влиять на него. В этом и заключается вся наука.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.07.2021

Самая большая мотивация человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое мотивация в духовном менеджменте? Ведь без мотивации человек не может работать.

Ответ: Мотивация очень простая – максимальное слияние с высшей природой, со свойством отдачи и любви.

Под любовью подразумевается объединение всех частей природы в одну единую систему.

Именно такой должна быть мотивация – максимальное объединение с высшей природой, когда человек выходит в своем понимании и ощущении на уровень вечности, совершенства, понимания абсолютных законов.

Абсолютные законы – это законы коммутации, коммуникации всех частей природы, когда мы постигаем ее как одно единое целое. Нет разницы между физикой, химией, биологией, зоологией, включая даже искусство и все прочее. Это всё является постижением природы, это всё есть в природе. 

Раскрыть полностью природу в ее естественном, наивысшем открытом виде – и есть самая большая мотивация для человека.

Причем имеется в виду не только отдельный человек, а общая система, все человечество, которое постепенно объединяется в один единый организм и в этой мере постигает общую природу.

Из видеоконференции о науке управления

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мотивация – побуждение к действию

Связь между развитием желаний и мотивацией

Каббалистические методы подъема мотивации

Почему мы называем природу Творцом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В вашей работе "Основы каббалы" очень подробно описана методология, приближающая человека к Творцу.

Но многие современные менеджеры, руководители, управленцы достаточно далеки от понятия Творца и Его влияния на нашу реальность. Возможно ли здесь какое-то принципиальное изменение в подходе?

Ответ: Давайте будем называть все это не Творцом, а Природой. Это одно и то же. Только Творцом мы называем высшее управление, поскольку оно не бездушное – в том смысле, что имеет свою цель, свой замысел. Поэтому мы говорим: "Это высшая сила, Творец". Ведь у Него существует замысел, программа, которая четко выполняется.

А во всем остальном вы можете называть это просто "Природа" – огромная, совершенная Природа, которая управляет каждой своей частью и подталкивает их к постижению ее совершенства.

Поэтому можно убрать термины "Творец" и "каббала", и прописать это в абсолютно четких, технических, научных терминах. 

Я был бы этому очень рад, т.к. не считаю себя религиозным человеком, ведь каббала не имеет отношения ни к религии, ни к иудаизму, а говорит о Природе. Очень многие каббалисты были из народов мира.

В отличие от того отношения к природе, которое есть в науке, здесь проявляется отношение к природе как имеющей замысел, цель и силы реализации своего замысла. Поэтому мы называем природу Творцом.

Из видеоконференции о науке управления

Предыдущие сообщения на эту тему:

Природа – едина

Учитывать интересы природы

Творец и природа – тождественные понятия

Природа – едина

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Любая известная нам система проходит четыре фазы развития: рождение, расцвет, увядание и смерть. Сейчас мы стоим у истоков создания духовных основ менеджмента на принципах каббалы. Можно ли создать какие-то предпосылки или основы для другой системы развития? Или это закон природы, от которого не уйти?

Ответ: Дело в том, что интегральная система полной взаимосвязи, включая людей, разум, чувства, абсолютно всё, существует в природе на неживом, растительном, животном и человеческом уровне. 

Но относительно человека мы не ощущаем природу как интегральную, вечную, бесконечную, совершенную, поскольку воспринимаем ее в своих эгоистических органах чувств. Поэтому мы видим наш мир разобщенным, отдаленным, и судим обо всем происходящем через наши эгоистические свойства.

Как только мы начнем объединяться, мы раскроем природу в ее истинном интегральном виде, и она предстанет перед нами совершенно иной. В той мере, в которой мы будем исправляться, мы и природу увидим исправленной. Но нам не надо ее исправлять, мы просто раскроем ее для себя исправленной в наших органах чувств. Ведь наши состояния абсолютно субъективны.

Нам надо менять только лишь восприятие реальности, восприятие человека, и тогда мы увидим, что вне нас природа абсолютно интегральна.

Она вообще одна! Нечего делить ее на разные науки и разные подходы. А то, что мы выделяем в ней стадии, формации – это всё только лишь относительно нашего ограниченного постижения.

Из видеоконференции о науке управления

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитывать интересы природы

Изменить аппарат восприятия

Цельность общей системы

Проблема – в человеке

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Ученые, изучающие науку управления, считают, что стратегия развития вытекает из структуры менеджмента. Но этот постулат практически не воспринимается конкретными управляющими, которые реализуют те или иные социальные и производственные программы.

Ответ: Дело в том, что мы не меняем людей, и поэтому они не могут правильно управлять, не могут понять задачу, правильно ее решить и передать другим.

Вся проблема – в человеке. Человек должен быть интегральным, только тогда он правильно поймет задачу (на новом уровне) и сможет выдать соответствующее решение. Проблема только лишь в этом.

Из видеоконференции о науке управления

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый подход к менеджменту

Вопреки теории абсурда

Цельность общей системы

Учитывать интересы природы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В работах по управлению не учитываются два момента: интересы природы как таковой и сама природа человека. Может быть, в духовном менеджменте, который будет построен на принципах каббалы, можно будет каким-то образом прописать это? Учесть интересы природы, чтобы мы ее окончательно не загубили, и не пошли путем страданий. Как это сделать?

Ответ: Мы не можем больше играть с природой. Раньше мы могли делать с ней все, что угодно, но только до тех пор, пока человечество не достигло своего максимального эгоистического развития.

А теперь мы должны преобразовать себя в подобие природы, иначе мы не сможем работать с ней. Мы не сможем больше ошибаться, поскольку наши ошибки будут сразу видны, и очень быстро.

Сегодня мы видим, что ни в чем не преуспеваем: ни государство, никто и ничто, поскольку эгоистические решения больше не являются управлением. Они являются только лишь раскрытием наших ошибок.

До тех пор, пока мы не перейдем на альтруистическое управление, мы ничего не достигнем. Поэтому надо просто создать десятку и заниматься в ней объединением людей в одно единое целое. 

В таком случае в десятке станет проявляться подобие общей интегральной природе. В ней мы будем изучать в психологическом, интегральном виде, насколько нам можно/нельзя приближаться друг к другу, как наша эгоистическая природа, с одной стороны, отталкивает нас друг от друга, а с другой стороны, мы обязаны преодолевать эти отдаления между собой.

Не изучая эти состояния, мы не сможем управлять объектами, в том числе и большими, потому что они всегда и во всем будут эгоистически отдаляться друг от друга.

Ведь в чем заключается проблема управления? Я даю какие-то сигналы, а дальше стоят люди, которые, в общем-то, не связаны друг с другом. В итоге нам придется создать такую десятку, которая смогла бы реализовывать эту программу объединения и таким образом прописывать все решения.

Такой коллектив сможет решить огромное количество управленческих вопросов. Это и будет, практически, следующим уровнем управления государством, предприятием, семьей – неважно чем и как, потому что будут выдаваться правильные рекомендации.

Из видеоконференции о науке управления

Человеку хорошо, когда хорошо всему мирозданию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человек понимает добро исходя из того, чтобы было хорошо ему. А как понимать добро, исходя из общего закона мироздания?

Ответ: Человеку может быть хорошо только тогда, когда хорошо всему мирозданию, потому что оно является одним единым организмом. Об этом говорят даже космологи и люди, занимающиеся окружающей нас глобальной природой.

Академик Вернадский именно таким образом пришел к своей теории ноосферы. Известные философы и физики, занимавшиеся вселенной, в том числе и Эйнштейн, пишут, что вся вселенная – это огромная замкнутая, многослойная, составная, бесконечная мысль, в которой все части интегрально взаимосвязаны и поддерживают друг друга.

То есть это огромнейший совершенный организм, включающий в себя абсолютно все. А мы в нем представляем собой раковую опухоль, потому что думаем о себе. Это и есть свойство рака. Когда часть тела начинает думать о себе и поглощать все в себя, тогда и возникает эта болезнь.

Из ТВ программы "Крупным планом. Всеобщий закон"

Предыдущие сообщения на эту тему:

За пределами ограниченного познания

Закон мироздания

Зачем создана бесконечная Вселенная?

Изменить аппарат восприятия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Индийский философ Шри Ауробиндо сказал, что на высоких уровнях сознания человек способен изменять законы природы. Как вы воспринимаете этот постулат?

Ответ: Я абсолютно с ним согласен. Каббала говорит просто: то, что мы воспринимаем сегодня, мы воспринимаем в себе согласно своим качествам, свойствам.

Мы ощущаем мир через пять органов чувств. Было бы у нас еще пять или пятьдесят, мы воспринимали бы мир по-другому. За материальными органами ощущений стоит наш мыслительный, чувственный аппарат, который синтезирует нам картину мира.

К примеру, у лягушек или пчел совершенно другое восприятие мира, не говоря уже о том, что в соответствии с этим построен и мыслительный аппарат.

Поэтому, когда мы говорим о нашей человеческой возможности соединиться в одно общее интегральное целое, то имеем в виду, что будем подобны интегральной природе. 

В природе существует одна единая сила. И сегодня мы ищем эту божественную частичку, из которой создалась вся материя, чтобы подняться выше проблем перемещения, пространства и времени.

Мы идем к тому, чтобы достичь одного единого целого, основы свойства природы. Когда мы начинаем ощущать природу в интегральном виде, наш эгоизм становится нашим помощником, и через интегральное видение мы воспринимаем все совершенно по-другому.

Я вижу мир как одно общее целое не через себя, а допустим, через десяток людей, и поэтому мое восприятие становится многогранным, интегральным. Я начинаю совершенно иначе ощущать мироздание, его внутренние силы, то, что им движет, и при этом я, как человек, меняю природу, меняю мир. Он зависит только от меня.

Я не могу сказать, что сегодня я ощущаю мир таким, какой он есть, поскольку воспринимаю его в своих органах чувств, оцениваю в своем понятийном аппарате, в разуме, построенном определенным образом.

А когда я выхожу на других и пытаюсь с ними объединиться, я достигаю уже совершенно иного разума и чувств. Тогда, естественно, и природа, и весь мир воспринимаются по-другому. Мы называем его Высшим миром, потому что он выше нашего эгоизма.

Но в принципе, это – мир, только он по-другому ощущается, потому что мы изменили наш воспринимающий аппарат. Тем не менее, мы исследуем его совершено реально и понимаем, что, меняя себя, мы меняем мир. Мир является нашим отражением.

Из видеоконференции о науке управления

Предыдущие сообщения на эту тему:

Воспринимать мир таким, какой он есть

Каббалистический подход к восприятию реальности

Поменять субъективные установки

Страница 14 из 81« Первая...1213141516...Последняя »