Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
Каббала и социальная психология

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я психолог и вижу много общего в каббале с социальной психологией, например, правила семинара. Вы взяли это из психологии или в каббале есть такие методы?

Ответ: Психология возникла немногим более 100 лет назад, с конца девятнадцатого века.

Каббала появилась 5778 лет назад. Так что не каббала взяла что-то из психологии, а психология и особенно философия, как пишет Бааль Сулам, очень многое заимствовали из каббалы, Поэтому психологам кажется, что каббала перенимает какие-то методы у них.

Всё происходит с точностью наоборот, потому что каббалистические книги написаны две, три, четыре тысячи лет назад. Более того, если вы вникнете в то, что пишет каббала якобы похожего на социальную психологию, вы обнаружите, что это совершенно не та система.

Ведь каббалистическая методика приводит человека к исправлению под воздействием высшей силы, высшего света. Для этого и предназначены все наши упражнения, учеба, трапезы и все прочее.

А в психологии – нет. Она использует обычные внутренние эгоистические силы человека. Поэтому мы видим, что как она быстро возникла, так же быстро стала затухать.

Из урока на русском языке, 08.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отличие науки каббала от психологии

Различие цели каббалы и психологии

Каббала и материалистическая психология

Правда и ложь с точки зрения каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Люди, принимая свои решения, полагаются на некую модель мира, которая сложена у них в голове. Всякая модель в какой-то степени ложна, потому что отражает только некоторые свойства действительности. 

Хотелось бы узнать, в какой части эта модель ложна, а в какой – истинна, хотя бы в процентном отношении. Что значит истина и ложь по отношению к природе, к модели, в которой мы ее отражаем?

Ответ: Каббала рассматривает две системы: высшую (духовную) и низшую (материальную).

В высшей системе все мы интегрально взаимосвязаны друг с другом, поэтому в ней не может быть никаких независимых состояний. Это идеальный уровень, так называемый мир Бесконечности, совершенства, на котором все объекты нашего мира, находясь на духовной ступени, ощущают свою полную взаимосвязь и судьбу, постигают ее и потому правильно взаимодействуют между собой.

Эта идеальная система, в которой все ее части находятся в очень четкой взаимной слаженной связи, описана в каббале. 

Наука каббала говорит о том, что в результате материальной эволюции мы должны прийти к этой системе. Именно это ждет нас впереди. Или мы сами пожелаем ускорить путь к ее раскрытию в нас – в чувственном и умственном виде. Или нас этому научат удары судьбы, – то, что мы видим сейчас. Так человечество продвигается.

Под слаженной, идеальной высшей системой находится наш мир, который образовался в результате постепенной деградации этой системы и ее нисхождения по 125 ступеням до самого низкого уровня – того, где сегодня мы ощущаем себя живущими.

В этом мире мы чувствуем себя абсолютно не связанными друг с другом добрыми узами, а если нас что-то и связывает, то только наш эгоизм. Все наши ощущения направлены лишь на то, чтобы использовать всё и вся ради своего личного интереса.

Естественно, что истиной мы можем назвать лишь то, что существует на высшем уровне. А то, что существует на нашем уровне – абсолютная ложь, потому что все, что нами движет сегодня, – это частный эгоизм каждого творения, который ослепляет нас, отдаляет друг от друга, заставляет использовать друг друга, насколько возможно.

Это и есть "правда и ложь" в представлении каббалы.

В нашем мире вообще нет правды. Она может быть только у людей, постигающих полную взаимосвязь природы, т.е. высшую систему, которую они пытаются раскрыть в себе. И тогда они относятся ко всем окружающим совсем с другими порывами: дружбы, любви, сотрудничества, взаимосвязи.

Об этом, в принципе, и говорится в Торе в первоначальном виде, хотя, к сожалению, никто это серьезно не воспринимает, кроме как на словах. В этом отличие правды от лжи.

Правда и ложь – это не субъективные утверждения человека, которому кажется что-то истиной, а что-то ложью.

Когда полностью слаженная, объединенная система всех видов творений: неживой, растительной, животной природы и человека, – находится в гармоничной взаимосвязи между собой, - это называется правдой, а абсолютно противоположное ему состояние – ложью. А между ними есть всевозможные ступени – чуть больше правды, чуть больше лжи.

Из ТВ программы "Вместе о главном. Александр Жданов", 08.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ложь и правда, ч.1

Ложь и правда, ч.5

Калибровка разума на истину-ложь

Наука о законах Высшего мира

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы утверждаете, что каббала не говорит об этом мире. Тогда что значит, что она реализуется в обществе?

Ответ: Каббала не говорит о нашем мире, не исследует его законы, а просто рассказывает о них,  как о данных. Главное, что она изучает, – как подняться к следующему уровню законов, основанных на свойстве отдачи.

Законы нашего мира базируются на получении, законы Высшего мира – на отдаче. Это два противоположных мира. Поэтому мы не можем, находясь в нашем мире, с материальными органами чувств, ощущать Высший мир, высшую плоскость, ведь она ощущается свойством отдачи.

В нас пока еще нет этого свойства. Его возникновение называется "душа". То есть в нашем мире мы живем в теле, а в духовном мире мы живем в душе.

Но, в принципе, это две системы управления: или ради себя – в нашем мире, или ради отдачи – в Высшем мире. Поэтому, когда ты постигаешь Высший мир, у тебя пропадает ощущение времени, поскольку ты выходишь "из себя" на внешние отношения.

Из урока на русском языке, 08.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Социальная направленность науки каббала

Каббала – общественная наука

Каббала – наука о высшей реальности

Каббала – общественная наука

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Великие каббалисты уделяли много внимания обществу. Бааль Сулам посвятил этому статьи "Мир", "Мир в мире" и др., хотя кажется, что каббала - очень внутренняя вещь.

Ответ: Каббала – это не мистика и не оторванная от жизни наука. Она реализуется именно в обществе, и только в обществе. В этом самое главное непонимание каббалы.

Некоторые люди думают, что они придут, будут сидеть в отдельной нише, заниматься медитациями, вокруг будет тихо, пусто, мертво, и так потихоньку станут въезжать в Высший мир.

А оказывается, нет. Они видят вокруг себя шумное общество людей, которые учатся, обсуждают, перебивают друг друга, выясняют различные вопросы, – т.е. серьезную группу исследователей.

В каббале сам процесс, как в обычной науке, является исследовательским: спокойным, с взаимным вежливым участием, с предупредительностью. Он совсем не похож на мистические действия людей, сидящих по нишам или живущих в отдаленных монастырях. 

Все находятся внутри группы и только в ней – в тесной, напряженной связи между людьми, в поиске и в очень большом сопряжении между собой. Они достигают такого состояния напряжения, когда действительно раскрывается вход в следующее состояние, в следующий мир.

Поэтому многие не понимают, чем занимается наука каббала. Самое главное в этой науке – общественная составляющая.

Вопрос: Вы считаете, что недаром у Бааль Сулама после великих трудов, которые очень трудно понять, вдруг рождается статья "Последнее поколение"?

Ответ: И до Бааль Сулама, даже во времена пророков три тысячи лет назад, люди писали об организации общества. К примеру, что такое Храм? Это центральное место организации общества, где все люди должны были совершать действия по объединению. Об этом рассказывается в первоисточниках.

Тора говорит только об этом. Ведь что сделал Моше после того, как вывел народ в пустыню? Он указал, что для того чтобы создать нормальное общество, правильно воспитывать детей, всем надо организоваться в десятки.

Он сделал это по совету своего тестя Итро, который был царем Мидьяна. Именно он посоветовал Моше разделить людей по десяткам, сотням, тысячам, и дать им определенные законы и правила взаимного поведения.

Его советы были приняты, поскольку основывались на высших духовных законах единения, т.к. именно в связи между собой люди начинают ощущать Высший мир. На этом базируется вся наука каббала.

Что может быть ближе к устройству общества и к самой его сердцевине, чем главная заповедь Торы "возлюби ближнего как себя"? Но до этого надо дойти. Это очень непростой путь.

Поэтому мы говорим не о приложении каббалы к общественному устройству, а о том, что она реализуется в правильном общественном устройстве. И тогда внутри своих новых общественных отношений люди смогут почувствовать Высший мир.

Из урока на русском языке, 08.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука о правильной взаимосвязи всего человечества

Каббала – методика объединения

Ответ на все проблемы общества

Пришла пора открыть правду

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Служанка, наследующая своей госпоже": Мудрецы каждого поколения использовали все возможности, чтобы увести людей от желания даже просто нащупать скрытую науку – из страха, как бы не попала эта мудрость в руки тех, кто занимается идолопоклонством.

Понятно, каким воодушевлением преисполняется человек, когда находит смысл и своего рода мудрость в теологии, вся основа которой есть не что иное, как собрание знаний, украденных из нашей тайной мудрости и приправленных литературными украшениями.

Есть множество вопросов: как раскрывать науку каббала, насколько и на каком уровне, кому раскрывать ее и кому нет? Есть ли какие-то ограничения на ее раскрытие? Действительно есть некоторая опасность, что "Служанка может унаследовать своей госпоже".

По мере раскрытия каббалистических знаний, мир, существующий в своем эгоистическом желании, трансформирует их в понятия удобные, приятные и понятные для его эгоизма. Так из науки каббала создали религии, верования, всевозможные мистические учения, философию. Можно сказать, что все вышло из науки каббала. Ведь это наука об общей природе, и потому люди могли играть ею как угодно.

При большем раскрытии каббалы, у людей было бы больше возможностей сотворить из нее мистику, религии и верования, утверждая, что в них истина. И некому будет открыть правду, ведь для того, чтобы проверить каббалиста,  необходимо находиться на его духовной высоте. 

Хорошо, что когда-то существовал Санедрин и мудрецы, которые проверили и сказали, что перед ними не обманщик Шмадай, а великий каббалист Шломо, и стоит прислушаться к его словам.

Однако в наше время нет таких каббалистов, которые понимали бы в этой науке и могли сказать, находится ли человек в раскрытии Творца. И потому "каждый судит в меру своей испорченности" и эгоизм выворачивает все наизнанку, изобретая множество аргументов против каббалы. Это и называется властью фараона, который властвует над разумом и сердцем.

А кроме того, народы мира властвуют над Исраэль, над теми, кто должен стремиться "прямо к Творцу.

Теологи позаимствовали из науки каббала ее термины для обозначения духовных свойств: "духи", "нечистая сила", "добрая сила" и т.п. и сделали из этого новую науку внутри эгоистической сети – не выше эгоизма, а внутри него.

Из этого вышла теология – корень всех религий. Они не могли слышать как наука каббала говорит о возвышении над природой человека, а опустили все происходящее внутрь природы, в ясной форме для эгоизма, сделав понятным каждому. И потому такие учения могли распространиться в массах.

Но в наше время мир достиг критического состояния, когда все в нем от начала и до конца устроено на эгоистическом обмане. Теперь в людях должна раскрыться потребность к истинному изменению.

Поэтому в наше время уже нет запрета на скрытие каббалы. Состояние изгнания полностью созрело и некуда добавить еще больше теорий, методик, мистик, верований. Все возможные вымыслы уже были придуманы, осталось только открыть правду.

А с раскрытием правды ничего нельзя сделать, ведь эгоистическая сила (клипа) полностью проявилась, создав все возможные формы против науки каббала. Поэтому пришло время исправить это состояние, постепенно раскрыв человечеству правильный путь спасения от катастрофы. Вот почему в наше время не только нет запрета, но и есть обязанность распространять каббалу. 

Методика каббалы дает возможность избавиться от всех проблем. Дело лишь в том, что человек не согласен с лекарством, которое заключается в объединении, с тем, что любовь к ближнему как к самому себе – это главное правило Торы, принцип всех исправлений. Излечение возможно только за счет соединения между людьми – так мы приводим в порядок свой мир и общий мир для всех.

Из урока по статье "Служанка, наследующая своей госпоже", 08.01.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука из "ниоткуда"

Противодействие науке каббала, ч.2

Для кого предназначена мудрость каббалы

Отрывки из утреннего урока 10.01.2018

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока "Строим Творца в десятке"

Моше описывает в Торе всю духовную реальность в виде образов материального мира, существующего только в нашем воображении как проекция желаний.

Мы представляем реальность как неживой мир, растения, животных, людей, но благодаря своей работе должны перевести это в желания, кроме которых ничего не существует. Ведь Творец создал только эгоизм.

За счет особой работы, которую мы проделываем с помощью силы света (Торы), мы достигаем подобия Творцу. Желание остается противоположным Творцу и все больше растет, то есть противоположность только увеличивается. А исправление состоит в том, чтобы намерением все больше походить на Творца, то есть формой использования желания. Об этом и говорит Тора.    

* * *

Тора – это методика работы с желанием, созданным Творцом, с помощью высшей силы, называемой светом. Для этого надо использовать неживой, растительный, животный мир и силу Творца для исправления человека – высшую и главную ступень творения. В этом заключается работа всех творений.

* * *

Десятка – это обязательное строение, которое существует изначально еще в первородной АВАЯ, в четырех стадиях прямого света, в мире Бесконечности. В этой форме свет строит из точки, "созданной из ничего" – первое творение Малхут. 

А затем эта Малхут развивается внутри, чтобы реализовать свое желание уподобиться свету, и так возникает вся лестница миров, парцуфим, сфирот, разбиения и исправления.

После всех выяснений, Малхут строит в себе с помощью света обратную АВАЯ: вместо четырех стадий прямого света – четыре стадии отраженного света, восполняя все до совершенства. Творение отвечает Творцу так же, как обращается к нему Творец: с той же любовью, преданностью, готовностью к слиянию.

Таким образом цель творения реализуется в этой десятке: в АВАЯ, созданной Творцом навстречу творению и в построенной творением обратно навстречу Творцу.  

Десятка, в которой мы хотим выразить свое отношение к Творцу – это обязательное, естественное строение. Человеческое общество, все миры и души – все построено на основе десятки, которая совершенствуется, пока не принимает форму отдачи.

Поэтому сказано: "От любви к творениям – к любви к Творцу". Все, что мы хотим реализовать по отношению к Творцу, мы прежде должны реализовать в десятке по отношению к товарищам.

* * *

Нам нужно раскрыть, что Творец наполняет всю реальность, и в ней властвует лишь одна эта сила. Нет ненавистников и врагов, нет друзей – есть только Творец, облачающийся во все и действующий.

Нет ничего кроме Него. Но Он скрывает себя для того, чтобы мы по свободному выбору, из темноты, из мира, где якобы действует множество разных сил, поднялись к силе веры. Вера означает, что я силой устанавливаю Творца властвовать над всеми его сокрытиями. В то место, где Он исчезает, я насильно возвращаю Его.

* * *

Скрытие – Выбор – Вера. Поскольку Творец скрыт, мы имеем возможность свободы выбора работать в вере, как будто Творец присутствует и наполняет все. Человек делает выбор: действуя, относясь к товарищам и живя так, будто во всем присутствует Творец. И тогда Творец раскрывает себя человеку и действительно наполняет весь его мир.     

* * *

В конце исправления все десятки сливаются в одну, но сейчас не нужно об этом заботиться. Это произойдет естественным образом, само собой. Когда каждая десятка обретет силу отдачи, между ними начнется духовное движение, сближение согласно сходности свойств, взаимопонимание.

Словно в документальных фильмах клетки сливаются друг с другом, соединяются в один организм, так и десятки в мере подобия свойств будут сближаться и соединяться в духовные образования. Они будут превращаться в парцуфим, части миров и так все выше и выше, пока все не соединятся в Малхут мира Бесконечности. (Разумеется, тут говорится не о материальных перемещениях, а только о внутреннем соответствии).

* * *

Свобода воли человека в том, чтобы выбрать работу Творца. И что же тут можно выбрать, если работает и выбирает Творец? Но я должен построить подобие Творца (как сказано: "Вы создали Меня") из правильных связей между разбитыми желаниями. Соединение товарищей должно принять форму Творца – абсолютной отдачи, то есть быть выше эгоизма.

* * *

Нам недостает только почувствовать, что все проблемы, бушующий вокруг нас  шторм устроен Творцом. Это Он пугает нас бурей и нарушает связи между нами, чтобы вынудить нас обратиться к Нему.

Нам придется поместить Творца между нами, иначе мы не сможем схватиться друг за друга, не удержимся на плоту и утонем в бушующем море эгоизма. Мы должны притянуть Творца в свою жизнь, то есть решить, что Он определяет все наше существование, все разобщение и все скрытие, а от нас требуется только почувствовать в Нем необходимость.

 

Из урока по статье Бааль Сулама  "Шофар Машиаха"

Хотим мы или не хотим, но мы существуем внутри законов природы, и нам никуда не вырваться из этой сети, как бы наш эгоизм ни пытался это сделать. Правительства и разные комитеты то и дело принимают постановления, издают законы: "за" и "против".

Но в конце концов, после многолетних выяснений мы поймем, что какие бы постановления ни принимал человек, он находится в сети, которая определяет все, что с ним будет: его желания, мысли, намерения, результат всех его действий и происходящее в мире.

Поэтому необходимо изучить сеть сил, в которой мы живем, исследовать словно в научной лаборатории, как изучают законы этого мира. Наука каббала помогает нам понять сеть сил с более высокого уровня. А если мы отвергаем эту возможность, это возвращается к нам бумерангом, вызывая большие страдания.

И все это из-за нашего пренебрежения наукой каббала, которая говорит о связи между нами, о законе поручительства, союза, упомянутого в Торе. Каббала объясняет, как исполнить этот закон и избежать страданий.

Природа давит на нас, потому что мы сами вызываем эти злые, враждебные силы. Но пока мы ведем себя, как маленькие упрямые дети, не желающие слушать, что говорят им родители (каббалисты), и потому страдаем.

* * *

Первое достижение науки каббала после ее выхода из двухтысячелетнего скрытия – это "собрание изгнанников" на земле Израиля. И под этим не подразумевается взять билет и прилететь в Израиль.

"Собрание изгнанников" означает, что они получают желание вернуться к истине, к "земле Израиля": земля (эрэц) – это желание, "Исра-эль" – "прямо к Творцу" (яшар-кель). То есть все начинают понимать, что нужно раскрыть высшую силу – единственную силу, действующую во всем мироздании.

* * *

Человек, в котором уже назревает интерес к каббале, обычно тянется к науке, потому что она дает хотя бы частичный ответ на закономерности в природе. Наука не раскрывает общий закон природы (АВАЯ), связывающий все части реальности, но описывает законы хотя бы частично, на неживом, растительном и животном уровне.

Биология, зоология, ботаника, физика – это раскрытие АВАЯ на низких уровнях (неживом, растительном и животном) и в ограниченной, узкой форме, а не в общей. А кроме того, наука почти не раскрывает связи между уровнями.

Только сегодня появляется стремление связать вместе физику, химию, биологию, но это все равно не выводит их из ограничений. Люди тянутся к науке, потому что это АВАЯ в очень частичной, сжатой форме, не выходящей за пределы материи. И все же она дает какое-то наслаждение и частичное наполнение от постижения гармонии хотя бы некой ограниченной области природы.

Из утреннего урока 10.01.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из утреннего урока 09.01.2018

Статья "Каббала как наука"

Авторы статьи: Эфраим Элиав, Израиль, доктор физико-математических наук, профессор по квантовой химии,

Ирина Слепухина, Россия, руководитель IT-подразделения, магистр психологии

Каббала как наука

Какие ассоциации возникают у вас при слове "каббала" - религия, мистика, красная нить, тайнопись, тайные знания? Между тем, каббала не имеет ничего общего с вышеперечисленным. Она не без оснований позиционирует себя как науку, со всеми следствиями этого статуса, включая также и "практическую пользу" для человечества, которую она несет в себе, равно (а часто и вопреки) любым другим наукам на земле.

Трудно переоценимая практическая польза науки каббала заключается в раскрытии общих законов действия в мироздании Единой управляющей силы (силы Природы), предопределяющей эволюцию человечества и мироздания в целом.

Понимание этих законов позволит правильно подойти к решению проблем уже ясно ощущаемого глобального кризиса и выбрать наиболее оптимальный путь развития, в полной гармонии взаимоотношения человечества как с самим собой, так и с Природой, без кажущихся сейчас неизбежными мировых войн и катастроф планетарного уровня, ставящих под сомнение вопрос существования самого человечества.

Как научная система, каббала была впервые изложена великим ученым - каббалистом АРИ (XVI век). Хотя из исторических источников известно, что первая (дошедшая до нас!) книга по каббале была написана более 5700 лет назад - написана человеком, впервые в истории осознавшим наличие Единой управляющей силы Природы. Важно отметить, что в то время у человечества еще не было системы знаний, которую сейчас принято называть "научной". 

Понятие научности является основополагающим в сравнении науки в традиционном (современном) понимании этого слова и науки каббала. Критерии научности в наиболее последовательном виде были сформулированы в середине ХХ в. австрийско – британским философом и социологом Карлом Раймундом Поппером, известным своими трудами по философии науки. Сегодня эти критерии носят его имя и состоят (в расширенном виде) в следующем:

  • Принцип чистоты, провозглашающий, в частности, высшей целью науки постижение Истины. К сожалению, современная наука все чаще не соответствует этому принципу, в частности из-за коммерциализации отрасли, а также благодаря размытию морально-нравственных основ современного общества. Все более ужесточающаяся гонка за престижными грантами, призами и высокооплачиваемыми академическими должностями приводит нередко к подмене высшей цели: место провозглашенной Истины занимает корыстная выгода. Следствия этой подмены – весьма разрушительны для науки. Ими являются, например, публикации скороспелых, недобросовестных, невоспроизводимых другими исследователями результатов, "псевдо-научные войны", политизация науки и прочие негативные явления, ведущие к перманентному экзистенциональному кризису науки. Каббалистические же знания получены от ученых-каббалистов, принципиально не заинтересованных в материальных поощрениях или компенсациях, и поэтому ставивших бескорыстное постижение Истины своей главной целью. Немаловажным фактом является высокая моральная планка, предъявляемая ученым-каббалистам – в аутентичной каббале "гений и злодейство" несовместимы!
  • Принцип верификации: любое понятие или суждение имеет научный смысл, если оно может быть сведено к эмпирически проверяемой форме, или - если оно само не может иметь такой формы - то эмпирическое подтверждение должны иметь ее следствия. В настоящее время прекращают соответствовать приведенному критерию целые отрасли знаний, некогда считавшиеся абсолютно научными. Например, некоторые разделы теоретической физики (теория струн, параллельные вселенные и пр.), существующие уже десятки лет и концентрирующие на себе огромные человеческие и финансовые ресурсы, не могут быть верифицируемы вследствие принципиальной ограниченности физических измерительных приборов в микро-мире (Планковские ограничения) и астро-мире (размеры видимой Вселенной). В статье "Каббала как современное учение" М. Лайтман пишет: "Постижения ученого-каббалиста также реальны, повторимы, воспроизводимы им самим и другими… Любой может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые описывает исследователь-каббалист" [6]. Важной особенностью принципа верификации, действующего в каббале, является принципиальная установка на экспериментальную проверку ЛЮБОГО положения КАЖДЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ ПЕРСОНАЛЬНО, что является гораздо более строгим требованием, чем аналогичная научная верификация.
  • Принцип фальсификации (от лат. falsificatio - подделка, выдаваемая за настоящую вещь), выделяемый Поппером как особенно важный, означает принципиальную невозможность создания "окончательно верной" теории, обязательную ограниченность, неполноту, а возможно и противоречивость любой истинно научной дисциплины. В строгих науках принято обозначать область (или условия) применимости, хотя есть множество примеров, когда это делается постфактум, то есть уже после развития более общей теории или принципа (например, квантовая и классическая физики, теория относительности и Ньютоновская механика). В каббале выделяется как минимум 125 иерархических уровней познания реальности. Каждый последующий уровень в общей иерархии, хотя и вытекает из предыдущего, полностью ему "противоречит" и одновременно дополняет, корректирует в направлении большей объективности, истинности. Принцип фальсификации Поппера, таким образом, как будто специально "сшит" для каббалы.
  • Принцип простоты ("бритва Оккама": "Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem"), что означает: "Не нужно множить сущности без необходимости"; это предупреждение о том, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые, а также требование к хорошей теории, предоставляющей максимум выводов из минимума предположений и аксиом. В каббале вместо многочисленных аксиоматических постулатов, принятых в науках, используется только два (коллективно проверяемых!) допущения – существование высшего света (единого разумного природного начала, универсальной творческой силы, "желания отдачи") и сосуда (различных форм бытия, основанных на "желании получать", универсального творения). Все остальное – выводимые следствия.
  • Принцип причинности, базирующийся на использовании адекватного понятийного и логико-математического аппарата. Многие каббалистические методы исследования (анализ и синтез: использование "гибкой" (или "квантовой") логики, основанной на принципе "дополнительности", "гематрическая" математика и пр.) на тысячелетия обогнали их применение в земных науках.
  • Принцип преемственности, включающий в себя, в частности, научные школы и системный учебный процесс. Самым долголетним современным научным методам, школам и направлениям не более 400 лет. Каббала же насчитывает почти 6000 лет непрерывной исследовательской деятельности многочисленных поколений гениальных исследователей, передающих свое постижение последующим поколениям тщательно отобранных выдающихся учеников с использованием уникальных по интенсивности и результативности "интегрально-круговых" методик обучения, основанных не на индивидуальном (эгоистическом), а на коллективном (альтруистическом) восприятии реальности.

Итак, приведенный анализ показывает, что каббала полностью соответствует принципам Поппера. Это позволяет назвать ее наукой в современном понимании этого слова – причем, наиболее фундаментальной из существующих, потому что она позволяет исследовать часть мироздания, в которой находятся корни и причины всего, существующего в нашем мире, познавать глубинные законы, управляющие нашим миром.

Присутствие этой скрытой части мироздания (верхнего, управляющего нами уровня) ощущается, в той или иной степени, и учеными, и обычными людьми (отсюда множество религий), но его исследование недоступно традиционным инструментам современной науки (наблюдение с использованием приборов и оборудования).

Необычность каббалы (и ее отличие от современных наук) в том, что для исследования этой скрытой от наших обычных органов чувств части мироздания не используются никакие физические приборы и никакое самое современное оборудование, которые на самом деле являются лишь "продолжениями", "усилителями" пяти наших органов чувств.

Здесь требуется особая подготовка исследователя, заключающаяся в постепенном развитии у него свойств, основанных на интегральном коллективно-сетевом восприятии реальности. У незнакомого с методиками каббалы человека может возникнуть подозрение в субъективности, "фантазиях", философствовании исследователя.

Однако объективность вырисовывающейся картины мира подтверждается повторяемостью результатов, полученных учеными – каббалистами на протяжении нескольких тысяч лет (принцип верификации).

Правомерность такого подхода подтверждается уже известными современной науке фактами о влиянии наблюдателя на эксперимент (например, в широко известном опытом с "двух-щелевой" дифракцией электронов, когда последние ведут себя то как частицы, то как волны, в зависимости от присутствия или отсутствия разумного наблюдателя вида Homo Sapience).

Именно в силу того, что каббала занимается исследованием Природы на самом глубоком уровне, она обладает огромной объяснительной и предсказательной способностями для всех современных наук. Каббала является наиболее общей научной дисциплиной, восходящей к Единому природному источнику всего сущего, поэтому она включает в себя все частные науки, которые люди развили из своего небольшого опыта взаимодействия с материалом нашего мира, являющимся лишь "тонкой оболочкой" всего мироздания.

Прогресс всех наук, в том числе и наук о состоянии и развитии общества, об управлении, состоит в их совмещении с каббалой, как изначально включающей их в себя. В течение нескольких тысячелетий каббала оказывала влияние на рациональное научное знание. Исторически науки "выросли" из каббалы и сегодня, преодолевая современный экзистенциальный кризис, имеют перспективу своего развития только в слиянии с каббалой на основании универсальной интегрально-каббалистической методологии.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Связь Каббалы и Науки

Наука нового поколения

Каббала – на стыке наук или ещё раз о магии мозга

Отличие науки каббала от психологии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Людям очень сложно уловить отличие науки каббала от психологии, философии. Могли бы вы объяснить это?

Ответ: Наука каббала говорит об устройстве системы мироздания, основанной на противостоянии и связи двух сил: свойства отдачи и свойства получения – положительной и отрицательной сил, и материи, существующей между ними и управляемой обеими силами.

Эта методика объясняет четыре стадии распространения прямого света (свойства отдачи) на свойство получения, и как оба свойства взаимодействуют между собой, рождая различные вариации всех сил, элементов.

Таким образом, каббала исходит из самого элементарного, простого, истинного начала и разъясняет, как все распространяется, развивается вплоть до нашего мира.

А психология и философия тут абсолютно ни при чем. В науке каббала есть очень большая логика. Человеку, который ею занимается, даже если он и не ощущает этих сил, не раскрывает Высший мир, все равно это знание очень интересно.

Поэтому очень многие приходят и просто изучают каббалу, как теоретическую, чисто умозрительную науку, хотя и не понимают, что там и как. А есть люди, которые развивают себя и хотят освоить эту науку в практическом виде. Все зависит от того, какие цели преследует человек.

Мы обучаем и тех, и других. Нам не важно, с какой целью человек изучает каббалу, мы преподаем ему всё. Первый курс – "Строение Высшего мира" – включает изучение системы мироздания. Второй курс – "Практическое постижение Высшего мира" – это работа человека в группе. 

В общем, каббала предназначена для подъема человека над своим эгоизмом, который мешает нам объединиться, а психология обучает, как устроиться в эгоизме. Психология и философия не могут выйти за рамки эго.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Различие цели каббалы и психологии

Различие между каббалой и психологией

Отличие каббалы от психологии

Можно ли быть каббалистом и психологом?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Множество наших учеников приходят в каббалу, будучи практикующими психологами. Можно ли одновременно быть каббалистом и психологом?

Ответ: Вполне возможно. Нет никаких проблем, только нельзя путать обе методики, поскольку это уводит человека в сторону от духовного развития.

Пусть они продолжают свою практику и одновременно изучают кабалу, только отделяют одно от другого. По крайней мере, первое время строго следят за этим, а потом разделение само осознается ими.

Из урока на русском языке, 03.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Различие цели каббалы и психологии

Помогает ли психология в занятиях каббалой?

Различие между каббалой и психологией

Математика – высшая гармония мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда после работы на семинаре мы переходим к изучению "Учения Десяти Сфирот", эта книга воспринимается как математика любви – уравнения отношений внутри каббалистической группы.

Она будто описывает формулы всех состояний, которых мы хотели достичь на семинаре. Почему же некоторым эта книга кажется скучной?

Ответ: Есть люди, которые не понимают математику. Когда они видят формулу, то представляют ее только в виде конкретных значений: килограммов, литров и т.п. Они понимают, что эта формула как-то связывает одно с другим, и если одно уменьшится, то другое увеличится и наоборот. Но они не ощущают в самих этих формулах жизни.

Математика – это высшая, божественная наука, ведь она выражает связь между всеми частями реальности. И не важно, о чем именно говорится. Есть  мироздание как одна душа с наполняющим ее светом, которая разбилась на множество частей.

Все эти части перемешались друг с другом и упали вниз. И теперь мы хотим найти формулу, которая бы выражала, в каком состоянии они были и как упали, какое различие раскрылось между ними, в чем оно проявляется, и как они могут снова соединиться в ту же форму. 

Мы хотим выразить отношение между всеми частями: между мирами, между мирами и душами, между неживым, растительным, животным и человеческим уровнем в каждом фрагменте и между их разными видами, поскольку каждый еще разделился на "Адам Кадмон", АБЕА, и еще наш мир.

Получается, что есть бесконечное множество разных свойств, но все они связаны между собой и включаются одно в другое. Математика – это язык, позволяющий связать все вместе и объяснить самое главное: отношения между ними. В этом заключается настоящая математика – это формулы связей между  всеми частями мироздания: пусть не все сразу, а по фрагментам.

Математика этого мира, разумеется, не совершенна. И все же в ней есть нечто, что связывает все вместе. И применительно к растениям, и к звездам, и к неживой материи, и свойствам человека (в его психологии) действуют одни и те же формулы, только на разных уровнях материала.

Математика – это высшая гармония всех частей реальности вместе. Наука каббала объясняет эту гармонию, только своими терминами, принятыми каббалистами. В каббале тоже есть формулы и законы, пусть не как в математике, однако речь идет о гармонии всех частей мироздания.

Поэтому, если "Учение Десяти Сфирот" объясняет нам духовные объекты: ИшСут, Зэир Анпин, Нуква – как они связываются один с другим, то нам кажется, что это сухая информация, оторванная от жизни. На самом же деле, это описание полно жизни. Мы еще придем к этому ощущению, а пока просто знайте, что в этой книге заключена настоящая жизнь и ощущение совершенства.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот", 29.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чем особенно "Учение Десяти Сфирот"?

Каббала и математика

Почему я не понимаю ТЭС?

Беседы о новой жизни, ч.937

Беседа на тему "Земные науки", ч.2, в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.936

Беседы о новой жизни, ч.935

Беседы о новой жизни, ч.934

Различие цели каббалы и психологии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Цели каббалы и психологии разные. Цель каббалы – раскрытие Творца, цель психологии – лучше устроиться в нашем мире. Но средства достаточно похожи – и там, и там групповое обучение, влияние окружения и т.д. Что такого есть в каббале, чего нет в психологии?

Ответ: Групповая психология изучает, как связать всех людей в один коллектив. В этом нуждаются все: предприятия, школы, правительства и даже семья. Но они занимаются связью на уровне обычной психологии.

Каббалистическая психология требует, чтобы в группе было не более десяти человек. Это первое.

Во-вторых, желательно, чтобы группы были объединены по единому гендерному признаку: или мужчины, или женщины.

В-третьих, объединение должно достигаться людьми не в обычной психологической групповой связке, а за счет высшего света

Такое объединение происходит на совершенно ином уровне – не на психологическом, а на духовном.

Разница в том, что на психологическом уровне связь основывается на выгоде соединения с другими людьми, поскольку человек от этого выигрывает успокоение, безопасность, поддержку, здоровье, лучшую семью, лучшую обстановку на работе, в классе и так далее. Его можно очень серьезно подправить в его страданиях, в том, как он существует.

А каббалистическая психология построена по другому методу: притяжению на себя высшего света. Мы не пытаемся соединиться сами, а должны вызывать на себя высший свет, который соединяет нас над нашим эгоизмом в альтруистических отношениях друг с другом.

То есть я соединяюсь с тобой не потому, что мы объединяемся с целью создания, допустим, нашего маленького бизнеса.

Мы строим общее объединение над собой с помощью высшего света – особой духовной энергии, которая существует в окружающем нас пространстве. Мы вызываем ее определенными альтернативными действиями, чтобы эта энергия, так называемый окружающий свет, который незримо существует вокруг нас, но не ощущается нами, подействовал на нас и соединил над нашим эгоизмом.

Тогда наше объединение становится альтруистическим, духовным, и в нем мы начнем ощущать высший мир и Творца.

Вопрос: Какое ощущение испытывает человек, когда вызывает на себя высший свет?

Ответ: Как говорится: "Мы живем, под собою не чуя земли…" Ты вселяешься в своих товарищей, прилепляешься к ним. В них твое эгоистическое спасение, но когда оно наступает, ты уже не эгоист.

Таким образом, каббала и психология различны не только по цели, но и по средствам ее достижения. Мы ничего не берем из этого мира.

Из урока на русском языке, 03.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Помогает ли психология в занятиях каббалой?

Различие между каббалой и психологией

Меняется ли психология при изучении каббалы?

Беседы о новой жизни, ч.936

Беседа на тему "Земные науки", ч.1, в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.935

Беседы о новой жизни, ч.934

Беседы о новой жизни, ч.933

Помогает ли психология в занятиях каббалой?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: По своему опыту знаю, что занятия каббалой чрезвычайно помогают в работе психолога. Профессиональные знания по психологии, психиатрии помогают или мешают продвижению в каббале?

Ответ: Абсолютно не помогают. Или вы занимаетесь стандартными реакциями животного, называемого "человек", на то, что с ним происходит, и пытаетесь уравновесить его какими-то воздействиями, которые он получает в этом мире, или вы занимаетесь в высшем мире, – одно из двух.

Я не знаю, что вы имеете в виду под каббалой, каким образом можете ее применять, и не хочу ни в коем случае умалять вашей духовной ступени. Возможно, у вас есть начальные теоретические знания, которые помогают вам как-то адаптироваться к действительности. Но психология говорит о том, как устроиться в этом мире, а каббала – о том, как подняться из этого мира.

Это так же, как с физиками. Я очень часто встречаюсь с учеными, интересуюсь всеми достижениями, но, в общем, нам нечего друг другу сказать, потому что у нас разные инструменты восприятия мира.

Я не представляю, как психолог может использовать каббалу в своей повседневной практике. Может быть, только тем, что расскажет человеку: "Все, что действует на тебя, исходит от Творца. Поэтому особенно не переживай, все будет хорошо".

Но это уже каббалистическая психология, которая предназначена не для успокоения человека, а для его продвижения вперед.

Из урока на русском языке, 03.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Различие между каббалой и психологией

Каббала и психология

Наука о Творце

Различие между каббалой и психологией

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: На каббалистических курсах обучается много психологов. Одна из лекций даже посвящена объяснению разницы между каббалой и психологией. Это не сразу можно понять.

Ответ: Психология занимается поведением человека – эгоистического существа нашего мира. Она изучает, каким образом он реагирует на то, что с ним происходит.

Каббала занимается тем, что раскрывает, кто влияет на человека, что происходит с ним, под влиянием чего, как он должен настроиться на свою реакцию и т.д. То есть это совершенно другой уровень.

Каббалист и психолог имеют не только разные цели, но и разные аудитории. У одних – это обычные люди нашего мира, у других – люди, которые занимаются каббалой.

Вопрос: Вы считаете, что тот, кто тянется к обычной земной психологии, не потянется к каббале?

Ответ: Пусть занимается психологией и не путает ее с каббалой. Это ему только навредит.

Из урока на русском языке, 03.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и психология

Отличие каббалы от психологии

Взгляд сверху

Страница 25 из 81« Первая...2324252627...Последняя »