Это не название, не определение – просто тем самым мы хотим подчеркнуть единственность этого феномена. Изучая себя и всю действительность на всех ступенях и всех уровнях, мы видим, что только высший свет действует и упорядочивает всё.
А его следствия, начиная с определенного момента, подразделяются надвое. Высший свет воздействует на что-либо – и мы проводим различие: противоположна ли материя свету по свойствам или соответствует ему. Это и есть основной признак материи – способность пребывать в состоянии противоположности или подобия.
Соответственно, наши опыты могут показывать полярные результаты. Если материя нашего желания противопоставлена свету, то мы ощущаем его как тьму. Если же мы подготовили себя к встрече со светом и совпадаем с ним хотя бы частично, то ощущаем его как благо.
В свете как таковом нет ничего – ни хорошего, ни плохого, – а есть лишь свойство, проявляющееся в том, чтобы отдавать, любить, наполнять, продвигать, развивать. И всё зависит от сосуда, от творения. Далее...
При этом подготовка сосуда к получению света осуществляется всё тем же светом. Ведь он первичен, он положил начало творению, всему процессу, он побуждает всю материю к развитию. А сама материя лишена всякой способности осуществлять что-либо.
Судите сами: откуда атомные частицы – протоны, электроны, нейтроны и пр. – берут силы для нескончаемого движения, да еще столь быстрого? Они не останавливаются, не замедляются в течение миллиардов лет. Как такое может быть?
Энергию им поставляет свет. Он первичен, и он действует. Иначе каждая частица в итоге остановилась бы – что, по словам физиков, равносильно ее исчезновению. Вся материя существует на силе света, силе отдачи. Эта сила придает энергию мертвому материалу – желанию, – чтобы, получая ее, оно приходило в движение.
Для чего же материя должна развиваться на ступенях неживой, растительной, животной и человеческой природы? Для того чтобы в конце развития стать как свет. К этой цели свет подталкивает все частицы и их соединения, будь то атомы, молекулы, в том числе биологические, организмы или духовные формы, присущие материи, которая уже способна совершать отдачу, подобно свету, пока в итоге оба они не станут равными.
Всё это делает свет. Помимо него, в процессе нет никакой другой действующей силы. И вот об этом мы говорим: "Нет никого, кроме Него".
Однако эта Высшая сила желает дать нечто большее творению – изначально мертвой материи, подобной праху, как сказано: "Всё произошло из праха, и всё возвратится в прах". Свет хочет придать этому праху жизненную силу – не на тех ступенях, где она неизбежно развивается, преобразуясь в растительную, животную и человеческую природу. Нет, творение призвано развиваться в особом направлении, над своей природой, и обретать высшее естество.
Это становится возможно благодаря разбиению сосудов, благодаря тому, что свет "испортил" созданное им желание, рассек его на множество частей, силой проник в материю и оставил в ней эгоистический позыв к получению, самонаполнению, позыв наслаждаться этим, желать этого и делать только это.
В результате желание стало полной противоположностью Творца. Теперь это уже не просто творение, производная – ведь в нем есть собственный импульс к сопротивлению Творцу, к антагонизму с Ним. В желании раскрылась доминирующая сила, требующая себе власти.
И вот тогда высший свет, Творец начинает "играть" с этим противоположным себе желанием. Между ними формируется и развивается некая система отношений: они взаимно воздействуют друг на друга.
И творение начинает понимать, что оно находится в непростом мире. Поначалу оно ведет себя в нашем мире как "высшее животное" – создает для себя науку, культуру, образование, формирует человеческое общество, развивается…
Пока не наступает кризис. И тогда желание понимает: что-то здесь не так.
Сегодня человечество вступило именно в эту эпоху – еще не подлинный кризис базовой парадигмы, но его преддверие. И из этой эпохи необходимо вывести мораль: мы находимся в системе, в сетке сил.
Все они гармонично взаимодействуют между собой, создавая единую сеть, обращенную на материю – т.е. неживую, растительную, животную и человеческую природу, – чтобы вести ее к самоосознанию. Иными словами, чтобы она начала сознавать, чем является.
Отсюда сразу понятно: осознать это можно, только если творение будет знать, кто им управляет, кто стоит по ту сторону. Ведь исследовать и понимать что бы то ни было можно только из противоположности – как черное на белом фоне.
Поэтому мы постигаем, что нет никого, кроме Него, исходя из противоположного состояния – когда уверены, что нет никого, кроме нас, людей. В своих глазах мы сами являемся действующей в реальности силой – и никто другой.
С этой уверенностью мы дерзко и решительно идем вперед – пока под градом ударов "на собственной шкуре" не познаём: что-то не так. Что-то у нас не ладится – до такой степени, что наступает мировой, глобальный кризис и успеха нет ни в чем. Не помогает ни разум, ни чувство, ни наука, ни культура – ничего.
Оказывается, мы глупы, бестолковы и не можем наладить даже свою обычную жизнь, повседневные отношения. Животные, и те устраиваются как-то. А мы, наоборот, разрушаем жизнь близким и далеким, используя на это все свои силы и знания.
Такова наша природа, и мы не можем пойти против нее. Наше дурное естество сильнее нашего разума. Интеллект не помогает справиться с ним. Мы бы и хотели наладить здоровые взаимоотношения, мы столько всего производим, мы могли бы устроить на Земле рай для всех – но нет, неспособны. Вместо этого у нас только беды и проблемы, угрозы и страх перед завтрашним днем.
Таким образом, моя природа властвует надо мной, и я ничего не могу с этим поделать.
В итоге человек сознаёт всю низость собственного естества. И это, по сути, наилучшая стартовая точка. Бааль Сулам указывает на нее в "Предисловии к ТЭС", объясняя, какими вопросами мы задаемся в итоге своего развития: "В чем смысл нашей жизни, годы которой стоят нам так дорого?" "Для чего я живу?" – спрашивает человек, и в его мыслях остается лишь этот неотступный вопрос.
В конечном счете, объясняет Бааль Сулам, вопрос этот должен подвести нас к осознанию необходимости в раскрытии Творца. Если человек раздумывает о том, для чего живет, в чем смысл его жизни, то приходит в итоге к выводу: "Существует нечто надо мной. Факт – я не могу устроить свою жизнь. Даже моя природа выше меня".
А решение сформулировано так: "Придите и узрите, что добр Творец". Иными словами, из насущной необходимости мы действительно можем прийти к раскрытию Творца – и тогда увидим, что Он действует во всем. Мы увидим, что весь пройденный путь нужен был лишь затем, чтобы получать удары и понять в конце концов: наш единственный выход – познать Силу, действующую в творении и приводящую нас в движение.