Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
Желание – материя, намерение – форма жизни

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование (К.Бакстер, амер. эксперт в работе с детектором лжи): В 1966 году, используя детектор лжи, Бакстер случайно открыл, что растения имеют эмоциональную активность, подобную эмоциональной активности людей.

Бакстер подсоединил детектор лжи к листьям обычного комнатного растения, посмотреть, реакцию листьев на полив. Теоретически, после впитывания корнями воды, электропроводность тканей растения должна увеличиться и кривая детектора лжи подняться вверх. Но в эксперименте линия отклонилась вниз. Кривые  графика были похожи на изменения колебаний человеческого настроения. Ученому казалось, что растение было счастливо, когда впитывало воду. Бакстеру захотелось посмотреть, будут ли у растения другие реакции. По опыту работы с детекторами лжи. 

Бакстер знал, что угроза – это верный способ вызвать сильную реакцию исследуемого субъекта. Поэтому окунул лист растения в горячий кофе. Реакции не было. Тогда он решил усилить угрозу — прижечь листья, присоединенные к детектору лжи. Приняв такое решение, он пошёл за спичками, но кривая детектора лжи уже быстро устремилась вверх. Когда он со спичками подошел к растению, то увидел — на кривой детектора появился еще один пик. Все указывало на то, что растение узнавало его намерения и опасалось их.
Если ученый проявлял нерешительность или сомнение, то реакция растения, зафиксированная детектором лжи, не была столь резкой. Когда же исследователь притворялся, будто собирается поджечь листья, то растение практически не реагировало.
Также растение было способно отличать подлинные намерения от имитаций. Позднее, когда Бакстер с коллегами, уверовавшие в его открытие, проводили демонстрационные эксперименты, используя разнообразные приборы и растения, они продолжали наблюдать одни и те же результаты. Они увеличили глубину исследований. Ученые срывали листья растения, разрезали их на куски и после этой операции подсоединяли к детектору лжи. Наблюдалась та же реакция. То есть даже часть растения могла определять намерения человека.

Реплика: Согласно Каббале все неживое, растительное и животное состоит из желания получать наслаждение, которое вынуждает объекты жить и стремиться к наслаждению – сохранять свою структуру и законы своей природы в неживой природе, поддерживать свое существование и размножаться – в растительной и животной природе.

Несомненно, что для существования любой объект, даже камни и металлы, обязаны ощущать отношение к ним со стороны окружения – т.е. намерения окружающих. Ведь именно намерение – форма желания насладиться, которое является материей мироздания, определяет происходящее.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поднять вместе с собой все части природы

Вся природа – единый организм

Растения общаются

Что побудит человечество принять науку каббала?

каббалист Михаэль ЛайтманВ статье "Наука каббала и философия" Бааль Сулам доказывает нам, что в философии нет ничего истинного, поскольку сама основа ее исследования недействительна. Философы базируются на вымышленных концепциях, лишенных реального фундамента. Исследовать можно только материал и облаченную в материал форму – тогда как они занимаются абстрактной формой и сутью.

На самом деле, мы никогда не можем знать, удалось ли нам добраться до абстрактной формы; а суть вообще недоступна постижению, и даже вообразить ее мы не в силах. Таким образом, у философии нет никаких доказательств, никакого реального обоснования. Отсюда проистекает большая путаница и разноголосица, что превратило сегодня философию в "бранное слово". И вместо нее мы можем полагаться только на материалистическую психологию, которая целиком основана на прикладном научном исследовании, серьезном и фактологическом.

Психология изучает только явления, свойственные материалу, – форму, облаченную в материал. Это правильно, но с другой стороны, она не заглядывает выше и потому ограничена. Не успев зародиться в начале прошлого века, психология уже прошла свой путь развития и завершила его где-то в 80-х годах. Ей просто нечего больше исследовать. Фактический материал закончился, а всё остальное выходит за рамки наших возможностей. 

Вышло так, что диапазон психологических изысканий в области человека и окружения довольно узок и мал. Сегодня уже очевидно, что этим исследованиям недостает базиса, поскольку, в сущности, мы раскрываем лишь отдельные проявления и не можем связать их воедино в некую цельную систему. Реальные факты, поставленные психологическими исследованиями, не "конвертируются" в науку, в четкие формулы и методы, в истинно научный фундамент. Наоборот, здесь основы неуловимы, мы не можем точно сказать, чтó есть человек, и видим перед собой лишь "животную" его часть.

И все же, как пишет Бааль Сулам, мы должны быть очень благодарны материалистической психологии: с одной стороны, она "разгромила" философию, а с другой стороны, подвела нас к науке каббала. Ведь обстоятельства складываются так, что мы вынуждены исследовать человеческое естество и окружение – общество, человечество, социальные проблемы в семье, в воспитании и во всех других областях. И, пытаясь использовать для этого психологию, мы видим, что смысл ускользает от глаз, остается недосягаемым. Мы хотим вести исследование научными методами: измерять, проверять, сопоставлять, не полагаясь ни на какие фантазии, базируясь на опыте жизни – но всё расплывается, исчезает.

Однако мир тем временем погружается в кризис, и мы просто обязаны понять, как воспитывать, формировать человека. Кто такой "человек"? Кем является ребенок? Кто такие отец и мать? Кто такие члены общества, социума, всего человечества? Мы не знаем этого, не можем провести исследование, измерить всех по четким критериям и классифицировать по типам, чтобы получить некую общую картину и понять, как управлять человеческим обществом. Мы остаемся в потемках, и, учитывая нынешние обстоятельства, это делает наше положение шатким и очень опасным.

Итак, вот что приводит нас от философских концепций, исказивших каббалу, к психологии, а от психологии – снова к науке каббала. Так замыкается круг.

Но каким же образом каббала раскроется миру? Пускай философия агонизирует, а психология уже погружается в кризис, пускай всё человечество оказалось в кризисе и нуждается в науке, которая объяснит ему собственную суть: что есть человек, в чем цель развития, что Природа делает с нами; пускай сегодня выявляется наше полнейшее неведение в этой ключевой области, которую обязательно надо осмыслить, – но как перейти к науке каббала, объясняющей все эти вопросы? Как понять, что именно в ней кроются ответы?

Потребность сегодня уже проявилась – ведь никто не знает, как быть дальше со всей нашей цивилизацией. Некоторые уже рассуждают о конце света и чуть ли не приветствуют его. Что же мы можем уяснить, выявить в самих себе и в мире, чтобы разглядеть если не собственную программу, то программу Природы: куда она ведет нас?

Вопрос этот уже пробуждается, уже зреет в человеческом обществе, его всё больше сознают внутри, хотя снаружи, за неимением выхода, и продолжают делать вид, что всё в порядке. А часы тем временем тикают, и близится то время, когда нам придется давать себе ответы. Мы оказались в особой точке на временнóй шкале – в точке под вопросительным знаком: в какой ситуации человечество сможет раскрыть для себя науку каббала?

В свое время Эйнштейна открытым текстом называли сумасшедшим – пока исследования не показали его правоту. Однако физические теории не решают судьбы мира, не относятся к повседневным нуждам людей и к участи, которая ждет их завтра. В конце концов, кому есть дело до относительности, субсветовых скоростей и т.п.

С другой стороны, каббала – не просто "странная" концепция. Проблема в другом: чтобы понять ее, необходимо приступить к изменению собственной природы. Прорывы в физике этого не требовали, там достаточно было слегка перестроить "мозги", не затрагивая сердце, не исправляя желание. И даже если разум отказывался понять новое – ничего страшного, мир продолжал жить как заведено. Здесь же мы должны согласиться на перемены в себе. Нам раскрывается факт, наука, условие, согласно которому мы обязаны начать менять себя. Как же человечество примет это?

Проблема тут не просто в согласии, готовности прислушаться к незнакомому, либо кажущемуся сомнительным источнику. Нет, подлинный камень преткновения лежит намного глубже – в необходимости изменить себя на противоположность, ограничить, "удушить" себя. Это и есть основа отторжения, следствием которой является антисемитизм и прочие формы антагонизма. От человека как будто требуется "умереть", чтобы жить. И весь вопрос в том, как будет разрешено это противоречие…

Из урока по статье "Каббала и философия", 23.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Горизонты восприятия

Спасибо, психологи – прощайте, философы

Все пути познания ведут к каббале

Горизонты восприятия

каббалист Михаэль ЛайтманИзучая каббалу, мы ведем научное, эмпирическое, практическое исследование, согласно принципу: "руководствоваться можно только тем, что видишь". Говоря иначе, меняя свою природу, мы в той же мере наблюдаем результаты каббалистической методики. Но результаты эти проявляются в нас. Человек – и есть лаборатория. Он изменяет собственные свойства – и обнаруживает новую реальность.

Сейчас в своих текущих свойствах я вижу определенную картину, а когда изменю их – раскрою другое, параллельное измерение. И так снова и снова. Эти свойства, эти пласты реальности называются "ступенями", и наука каббала четко прописывает, как я с каждым разом должен менять себя посредством группы и развивающей силы, которую получаю, – чтобы подниматься к более высокому измерению в обновленных, более высоких и широких атрибутах чувства и разума.

При этом мое изменяющееся восприятие не перечеркивает прошлую "картину" – просто я восхожу всё дальше, улавливая в своих органах чувств всё более высокую реальность, о которой и говорит наука. Нет никакого противоречия между моими открытиями и наукой – напротив, она обрисовывается как часть моего восприятия. 

И по сути, наука завтрашнего дня – это именно наше восприятие духовного пространства. "Духовного" – в том смысле, что оно проявляется посредством перемен в человеке.

Так мы раскрываем в Природе "миры" – новые картины восприятия, – хотя не знаем, что такое Природа в целом. Как объясняют каббалисты, сегодня перед нами лежат 125 ступеней развития нашего восприятия. Каждую из них я раскрываю на деле, сообразно с решимот, экранами, степенями авиюта ("глубины" желания). Всё просчитано и выверено, всё "тикает", всё проступает передо мной по мере того, как я меняю себя. Меняюсь – постигаю, меняюсь – постигаю, снова и снова.

Так процесс идет до этапа, который называется "концом нашего исправления". Что будет после этого – каббалисты нам не рассказывают, хотя и говорят о ступенях седьмого, восьмого, девятого, десятого "тысячелетий" и далее. В своих объяснениях они останавливаются на конечном исправлении, потому что дальнейший путь просто невозможно передать.

Тебе придется пройти все 125 ступеней и снова претерпеть изменение, подобное тому, какое ты переживаешь, поднимаясь из нашего мира в духовный. Это настоящая смена восприятия, внутренняя революция – и она вновь произойдет в конце исправления, когда ты станешь полностью интегральным, совершенным, подобно Творцу. Вот тогда, исправившись, ты будешь достоин, готов к чему-то более высокому, для чего сегодня нет слов. Ведь на духовных ступенях ты уже приподнимаешься над временем, над жизнью и смертью, над пространством, передвижением и всеми ограничениями этого мира. Что уж говорить об этапах еще более отдаленных… Наш нынешний разум, наши нынешние чувства не в состоянии прикоснуться к ним.

И потому сейчас мы обсуждаем другой вопрос – вопрос о человечестве, которое пока что воспринимает мир через пять телесных органов чувств. Как же ему перейти к пяти дополнительным ощущениям, которые называются: Кетэр, Хохма, Бина, Зэир Анпин и Малхут?

Мы обретаем их по мере того, как исправляем пять пластов своего желания – от нулевого до четвертого. Я развиваю эти пять новых органов чувств над авиютом, растущим количественно и качественно. Мое "животное" тело остается каким было, а я тем временем улавливаю, распознаю новые части Природы, сегмент за сегментом.

И что интересно: даже самая малая часть – пускай лишь в основных чертах, в общем, нечетком масштабе – все-таки придает мне понимание и ощущение всей реальности до конца 125 ступеней.

Из урока по статье "Каббала и философия", 23.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что побудит человечество принять науку каббала?

Каббала и философия: за кем решающее слово?

Несколько штрихов от картины духовного мира

Спасибо, психологи – прощайте, философы

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Наука каббала и философия": Прошло время философов, и кончилась власть тех, кто придерживается философских концепций. За это следует поблагодарить исследователей материалистической психологии, которая воздвигла свой фундамент на руинах философии и завоевала общественное мнение.

Все уже признают ничтожность философии, поскольку она не выстроена на реальной основе… И потому мы признательны материалистической психологии, которая нанесла философии сокрушительный удар.

Это очень деликатная тема. Ведь в свое время философия пыталась завладеть еврейским народом и занять место науки каббала. Психология же как бы сохранила за каббалой это место, в то время как философия пришла к своему концу.

Однако на протяжении двадцатого века психология тоже реализовала себя полностью.

Ведь чтобы вспрыгнуть на стол, надо подпрыгнуть выше стола. И соответственно, мы не можем исследовать человека, не приподнявшись над ним. Пока психологи изучали естественные, "животные" качества человека, они добивались успехов. Им даже удалось распознать пирамиду желаний, которую описал Абрахам Маслоу. 

И все-таки это были малые, простые открытия. Зато как только психологи попытались проникнуть чуть глубже, они столкнулись с большой неразберихой. Проблема здесь еще и в том, что, в отличие от точных наук, исследующих постоянные, неизменные законы, психология занимается "переменными". Ведь человек – не стабильная величина, он меняется, особенно в наше время. И потому результаты изысканий быстро устаревают: спустя несколько лет и исследователь, и объект его наблюдений уже не те, что раньше.

Как следствие, психология лишена твердой основы. Это не точная наука, а комплекс малых, частных, узких, ограниченных исследований. В конечном итоге, сегодня, когда философия уже стала "бранным словом", психология тоже исчерпала себя. Мы вышли на финишную прямую.

Из урока по статье "Каббала и философия", 20.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала как высшая психология

Каббала и философия: за кем решающее слово?

Хватит двигаться на ощупь в темноте

Как цикады управляют численностью птиц

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение (источник): Бóльшую часть жизни цикады проводят в виде личинок, роющих норы в земле. Когда приходит время, личинки выходят на поверхность и превращаются в стрекочущих крылатых особей каждые 17 лет.

Выход личинок на поверхность совпадает с пиком численности птиц, с экологическим законом, и приходится на минимум численности птиц. Птицы могут истребить всю популяцию цикад, если те появятся над землёй не в своё время. Но как цикады понимают, что надо ждать 17 лет?

Реплика: Всем управляет одна программа, в которой все мы включены как единое целое, дополняющие друг друга для приведения всего существующего к единой цели, когда вся масса, благодаря осознанной работе человека, над объединением с себе подобными, сливается вместе с высшим управлением.

Предыдущие сообщения на эту тему:

В унисон со вселенским разумом

В едином поле желаний

Природа не терпит дисбаланса

Каббала как высшая психология

каббалист Михаэль ЛайтманВ нашем мире у нас есть возможность делать ясные замеры на уровне неживой, растительной и животной природы. Правда, с восхождением расплывчатость постепенно нарастает. Ведь каждый уровень содержит в себе полный набор АВАЯ – пять степеней глубины желания, с нулевой по четвертую.

Что же касается нашего, человеческого уровня, на нем мы, по сути, ничего не знаем. И как следствие, согласно обратному порядку светов и сосудов мы не знаем трех верхних ступеней животного уровня (2,3,4), двух – растительного (3,4) и одной – неживого (4).

К примеру, изучая физиологию тела, мы охватываем две нижние ступени (0,1). А вот психология, изучающая три верхние ступени, уже не является точной наукой, поскольку не позволяет делать замеры. Сколько мы ни пытались понять человеческое естество, ничего из этого не получилось, и в результате психология, как групповая, так и личная, оказалась в кризисе. Мы не можем разобраться в этих деталях, потому что они изменчивы и лежат даже не на нашем уровне, а над нами.

Сегодня, изучая науку каббала и раскрывая человеческую ступень, мы через нее начинаем понимать также и свою психологию. Кстати, вот почему Бааль Сулам уважает эту дисциплину. По сути, каббала – это высшая психология, наука о Человеке. Ведь всё находится в нем, и мы никогда не выходим за рамки этого понятия – Человек, Адам. 

 2012-12-17_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n6_02

Свет, возвращающий к Источнику, приносит мне новые детали восприятия, и я начинаю измерять верхние ступени, которые раньше оставались в "тумане".

Тогда мне становится понятно происходящее. В "материи" желаний я понимаю, где находится часть Творца, которая управляет ими, и где моя собственная часть. Я позна́ю, как Кетэр:

  • задействует неживой уровень;
  • задействует и наделяет жизнью растительный уровень;
  • задействует, наделяет жизнью и ведет к исправлению животный уровень;
  • воздействует на человеческий уровень согласно подобию свойств.

Вот что дает нам наука каббала, которая позволяет привлекать свет, возвращающий к Источнику. Главное, что мы постигаем, – это действия Творца в их причинно-следственном порядке.

Из урока по статье "Каббала и философия", 17.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое душа?

Психология, как зеркало развития эгоизма

Переход к духовной психологии от материалистической

Если мы в "матрице", то как связаться с ее создателем?

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Ученые не оставляют попыток выяснить, является ли наша Вселенная всего лишь подобием компьютерной симуляции, как в фильме "Матрица". Существует метод исследования, который, по их мнению, поможет это установить.
Он основан на создании модели, которая фактически представляла бы собой такую программу-симуляцию. И путем сравнения некоторых характеристик этой искусственной программы с аналогичными характеристиками в реальной Вселенной, можно было бы определить, являемся ли мы продуктом программы-симуляции.
Если так, то стоит ли человечеству искать способы связи со своими "создателями"? Нацелиться на поиск других таких же "симуляций", как наша Вселенная, "наш мир"?
Реплика: Каббала раскрывает программу создания нашего мира,  мы должны овладеть ею, и, изменяя себя по ней, раскрыть создателя этой программы – понять его замысел, причины и цели. И далее, после окончания исправления, т.е. полного овладения свойствами создателя программы, развиваться вне "матрицы" – в мире бесконечности, т.е. неограниченных возможностей.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все пути познания ведут к каббале

За гранью материи

Настолько ли незыблем наш мир?

О фактах и мифах

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": Не найдя никаких способов разрешить противоречия, люди пришли к общему предположению, что у Творца нет вовсе ни разума, ни чувства. Ведь иначе Он не допустил бы таких изъянов в мироздании и не был бы безжалостен к мучениям творений. И потому назвали Его "Природой", которая управляет без разума и чувства. А значит, не на кого возмущаться, некому молиться и не перед кем оправдываться.

Это изначальная, древнейшая концепция, хотя мы считаем ее новейшим достижением материализма. Проще всего относиться к миру как к данности, и именно таким был исконный подход человечества. Религии, верования и философские воззрения пришли позже, когда человек внутренне развился, стал более сложным и начал придумывать себе различные мифы. Ну а вначале люди видели просто природу и жили в ней, подобно животным, которые тоже ни во что не верят. Именно так мы и должны относиться к природе – руководствуясь только тем, что видим.

Последующие концепции проистекали уже из несогласия с тем, что происходит в природе. Их изобретали в оправдание собственного протеста, и потому все они ложны. На самом деле, мы видим перед собой факты, которые не зависят от нашего отношения к ним. Однако человек придумывает себе отговорки, чтобы подсластить жизнь или потешить себя тщетной надеждой. 

Здравое отношение к жизни было продолжено в научном подходе. Везде мы наблюдаем действие четких и непреложных законов, жизнедеятельность систем, круговорот веществ в природе. И раз уж я вижу, что это так, – не предлагайте мне измышления того или иного сорта. Передо мной истина, а добавки к ней у каждого свои, и полагаться на них нельзя. В добавках зарождается вера, а в фактах проявляется природа как таковая.

Ну а далее этот подход продолжает наука каббала, которая объясняет нам принципы восприятия реальности. Мы видим перед собой этот мир, а кроме того, говорит она, есть еще целая область под названием "высший мир" – но не умозрительная, а поддающаяся научному изучению. Таким образом, каббала принимает эстафету у традиционной науки и ведет дальнейшее исследование за гранью ее возможностей.

2012-12-14_rav_bs-ashalom_lesson_n2_01 

С помощью каббалы я продолжаю научные изыскания, развиваю новые инструменты восприятия, расширяя его диапазон и придерживаясь всё того же принципа – "руководствоваться тем, что вижу". Больше ничего нет, всё остальное, включая религии – по сути, философия.

Из урока по статье "Мир", 14.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что там, за стеной?

Наука изменения себя

Все пути познания ведут к каббале

Что там, за стеной?

каббалист Михаэль ЛайтманСовременные научные воззрения сближаются с тем, что наука каббала говорит о восприятии реальности. Сто лет назад подобные концепции казались немыслимыми. Полвека назад об этом заговорил физик Хью Эверетт. Сегодня это уже полноправная "теория". Ученые поняли, что реальность намного более сложна, чем представлялось раньше, и что она совершенно не такая, какой мы ее воспринимаем. Наше восприятие относительно и не отражает действительность. Оно зависит от наблюдателя. Для нас эта картина мира истинна, а для какого-нибудь другого создания она будет выглядеть иначе.

И здесь на сцену выходит наука каббала, занимающаяся основами мироздания и объясняющая нам их вне контекста нашего получающего желания. Тем самым она занимает наиболее объективную позицию, безотносительную к кому-либо.

Допустим, существуют инопланетяне, которые видят то, что мы не улавливаем в пяти своих органах чувств. Однако наука каббала говорит не о них, она выступает с более общих позиций, поднимается выше, над творением, и рассматривает только формы, подобные Творцу. Это поистине "чистая наука", изучающая основу всего, неизменную до самого конца исправления. 

Каббала объясняет, что в основе творения лежат света и сосуды, что всё состоит из них. "Сосуд" – это "материал", а "свет" – его форма. Говоря иначе, "сосуд" – это получающее желание, принимающее различные виды, а "свет" – это облачающаяся в него форма, ощущение, которое оно испытывает при наполнении.

К примеру, я получаю огромное удовольствие при виде любимого человека. Соответственно, здесь есть сосуд и наполнение – желание, наполненное ощущением. Кто дал мне это ощущение? Не я и не он, а мое отношение к нему. Вот что такое "свет". И если я буду относиться так ко всему, то наполню свои сосуды, свои желания. Следовательно, я должен любить всё и всех: неживую, растительную, животную, человеческую природу и Творца. Для этого я исправляю свой сосуд, т.е. веду работу над желанием, а затем наполняю себя, т.е. проявляю в нем свет.

В этом отличие каббалы от традиционной науки, которая объясняет, как лучше использовать наш эгоизм. По большому счету, наука не служит благу человека. Неслучайно каббалисты, а также древние ученые, такие как Платон и Аристотель, считали, что нельзя передавать науку в "общее пользование". Ведь в человеке властвует злое начало. А значит, сперва надо исправить его – иначе наука будет применяться на нужды эгоизма, в разрушительных целях. Что, собственно, и происходило на протяжении всей истории.

Но дело даже не в этом, а в том, что традиционная наука неточна. На нее нельзя полагаться во всем. Она верна лишь в материальных рамках нашего мира, в границах нашего эгоизма. Но если приподняться над ним – она уже не соответствует действительности, не описывает того, что происходит с душой. Законы души изучает именно наука каббала, которая представляет всеобъемлющий подход и потому является истинной во всех случаях, в том числе и в нашем мире.

Разве мир станет лучше, если у каждого будет телевизор, встроенный в очки, и мобильник, вживленный в ухо? Напротив, именно сегодня мы, наконец, понимаем, что наука оказалась в кризисе, и начался он еще 30-40 лет назад. Кризис не в том, что мы давно не делали великих открытий, а в том, что нам больше нечего открывать. То же самое происходит в педагогике и в других сферах: нам больше некуда податься. Сколько ни крути – не выйдет, да и желание иссякло.

И здесь важно провести ревизию, пересмотр базовых принципов. Мы уперлись в стену, а наука каббала предлагает нам узнать, чтó там за стеной, предлагает помощь, чтобы пройти эту стену. Так или иначе, нам придется это сделать:

  • или под напором бедствий, через силу, не имея возможности даже умереть "в сторонке", – это будет очень тяжело;
  • или добрым и коротким путем.

Вопрос: Что же там, за стеной?

Ответ: Там мы будем использовать свою природу, свое получающее желание, свой эгоизм, противоположным образом. Раньше мы развивали всё то, что поддерживало и наполняло его. Наука, образование, культура, экономика – все наши "разработки" проистекали из эгоистического желания. Исключение составляют лишь насущные потребности "животного" уровня – рациональный минимум. Почти всё что мы видим в продуктовых магазинах, выходит за эти рамки. Бóльшая часть современных продуктов была разработана не для обеспечения нормальной, здоровой жизни, а для того, чтобы кто-то зарабатывал на нас. Такова испорченная ступень человеческих взаимоотношений, использующая науку в своих целях.

Научные достижения за последние 200 лет (см. второй чертеж) отражают экспоненциальный рост эгоизма и, по сути, идут нам во вред. Мы развиваем только те области науки, которые помогают нам обогащаться, усиливаться, властвовать друг над другом современными изощренными способами. Человека заставляют работать по десять часов в день, чтобы обеспечивать чью-то прибыль и покупать всевозможные товары. И наша наука работает на нужды этой системы.

Но теперь пришло время поставить на ней крест и приступить к развитию науки каббала. Ведь человеческая часть желания относится к душе, а мы использовали ее для удовлетворения материальных запросов.

Сегодня наступает крах старого подхода. Будем надеяться, что у нас останутся ресурсы для насущных нужд и над ними мы выстроим новую, замечательную конструкцию – духовную жизнь.

2012-12-13_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n4_01 

Ведь я живу для того, чтобы над рациональным обеспечением базовых нужд развивать душу. Весь избыток своего эгоистического желания я должен исправить – а "животный" оптимум пускай остается, ведь он не хорош и не плох, он просто необходим.

До сих пор наука понукала той моей частью, которую я должен был посвящать исправлению души. Наука буквально украла у нас эту область желания и пичкала ее безделицами, пока не начался кризис. Этот кризис – признак того, что настало время для исправления. После того как "научный прогресс" безмерно раздул наши материальные притязания, мы должны заняться духовным развитием.

Старый подход заканчивается осознанием кроющегося в нем зла. Скоро это произойдет. Уже сегодня люди начинают понимать, что невозможно вечно производить товары и потреблять их по нарастающей. Потребительское общество подошло к концу – и из-за внутренних противоречий, и по причинам внешнего характера. Наше желание насытилось и принимает новую форму, "закругляется". Ему больше не нужны излишки. Скоро люди почувствуют это – когда зайдут в супермаркет и не захотят выбирать из двухсот видов разных сыров. Человеку будет достаточно простого сыра, простого творога. Несколько сортов – более чем достаточно.

 2012-12-13_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n4_02

Вот в чем подлинный кризис – когда сменяется желание внутри. Сегодня львиная доля себестоимости товаров уходит на их рекламу – однако новое желание разобьет эту систему. Наука и промышленность, выстроенные нами, просто обязаны завершить свое существование в нынешнем виде и принять интегральную форму. Даже наши насущные покупки станут интегральными – обратятся лишь на пользу человеку.

Вот и представь, какое банкротство ждет мир. Отсюда ясно, что если мы не приступим к внутреннему исправлению, мировая война вспыхнет непременно. Ведь это единственная надежда власть имущих сохранить хоть что-то в своих руках. Так что, дело за интегральным воспитанием. Людям придется намного меньше работать, и у них высвободится время для главного – для развития души ради слияния с Творцом. Не начинать же новый виток научно-технического "беспредела"…

В целом, по всем признакам мы видим, что стоим, как пишет Бааль Сулам, на пороге эпохи Машиаха.

Из урока по статье "Каббала и философия", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Так ли точны точные науки?

Наука на службе у эгоизма

Да бросьте же свои костыли!

Так ли точны точные науки?

каббалист Михаэль ЛайтманНаука каббала повествует нам о предмете своего исследования, исходя из раскрытия, из действия. Каббалисты раскрывают реальность, изменяя свои сосуды-желания, свое восприятие, и потому в этой науке не бывает разноголосицы мнений. Речь идет о фактах. Так же в физике или химии любой ученый может воспроизвести тот или иной эксперимент и убедиться, что при определенных условиях определенный закон природы срабатывает определенным образом. Вот и в каббале разные люди наблюдают одни и те же явления природы.

С другой стороны, в философии каждый строит концепции на собственных постулатах и, по сути, декларирует что ему вздумается. Поэтому сегодня уже ясно, что на философию полагаться нельзя.

И наоборот, каббала в современном интегральном мире проявляет себя как подлинная наука. Новейшие направления, такие как квантовая физика и нанотехнологии, приближаются к тому, что каббала рассказывала уже тысячи лет назад.

Однако у обычной науки есть большая проблема. Если на противоположном конце шкалы философы могут выпускать на волю свои фантазии, то научные данные мы раскрываем в своих сосудах-желаниях как неоспоримую основу. Мы уверены, что мир таков, каким мы его видим. Однако при этом мы не принимаем в расчет пять своих органов чувств – как будто их нет, как будто они не искажают нашу картину реальности. Наука этого мира ограничена тем, что основывается на "животном" восприятии и исследует данные, которые поступают через пять его каналов. 

В отличие от этого, наука каббала применяет подход, намного более жесткий. Она не базируется на человеке с пятью его материальными, телесными, "животными" органами чувств, а предоставляет ему возможность развить новое, внетелесное ощущение, выйти наружу, подняться над собой. Этот орган чувств действительно находится "вне тела" – т.е. вне наших эгоистических желаний. Он состоит из экрана и отраженного света. В нем человек воспринимает внешнюю реальность – и обнаруживает, что она представляет собой "свет", или "Творца".

В целом, как выяснили каббалисты, вся действительность состоит из "света" и "сосуда" – иначе говоря, из желания, которое реагирует на наполнение светом. Каббалисты очень точны в определениях. Они говорят так: мы не знаем, чтó происходит вне нашего желания. Поэтому речь идет лишь о самом желании и о его откликах, впечатлениях. Что именно их вызывает, нам неизвестно – мы изучаем только реакции в желании и называем их "светами". Таким образом, "свет" – это реакция, отклик в желании, а вернее, в сосуде.

Ведь просто желание – это еще не сосуд (кли). "Сосуд" – это исправленное альтруистическим намерением желание, предназначенное для отклика на свет. Желание это прошло через сокращение, обрело экран и отраженный свет, у него уже есть вся необходимая "надстройка". И тогда в нем проявляется дополнительная реакция – впечатление от действия на отдачу, от наполнения. Вот эти детали восприятия мы и называем "светом".

Так или иначе, всё происходит внутри получающего желания, которое развивает способность работать как будто бы снаружи, посредством экрана и отраженного света. Все впечатления, все штрихи картины, как бы мы их ни называли, остаются в желании. В желании мы живем и ведем свои исследования, его мы меняем и, в соответствии с этими переменами, раскрываем реальность.

Мне неизвестно ни о чем, что находится вовне. До конца исправления я замкнут в своем сосуде. А что потом – об этом мы сейчас не говорим.

Из урока по статье "Каббала и философия", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука изменения себя

Философия: дом без фундамента

Каббала и философия: за кем решающее слово?

Мы в действительности сформированы нейронами

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: В мозге человека 100 миллиардов нейронов. Каждый из них имеет до 10 000 контактов с прочими нейронами. Число перестановок и комбинаций активности мозга превышает число элементарных частиц во вселенной.

Нейроны возбуждаются при моем действии, но также и в случае, если я смотрю на человека, производящего данное действие – этим данный нейрон встает на чужую точку зрения, симулирует действие другого лица, имитацию и подражание.

В нашей эволюции наблюдается внезапное появление и быстрое распространение целого набора навыков, присущих исключительно человеческому роду: использование инструментов, огня, убежища, языка, способность угадать мысли другого, объяснить его поведение. Суть происходящего – во внезапном происхождении сложной системы зеркальных нейронов, позволяющей подражать и имитировать действия других. Вследствие этого, когда один человек делал случайное открытие огня или какого-либо инструмента, это открытие быстро распространялось вдоль популяции и передавалось поколениям. 

Белому медведю для эволюции шерстяного покрова потребовалось 100.000 лет, а человеческий детеныш, увидев, как родитель, убив очередного белого медведя, снял с него шкуру и надел на себя шерсть, научится в один шаг. То, что заняло 100 000 лет для медведя, он может достичь за 5-10 минут. А затем, как только он научится навыку, тот экспоненциально распространяется среди всего населения. Имитация сложных навыков лежит в основе цивилизации.

Если кто-то коснулся моей руки, возбуждается нейрон - и тот же нейрон возбудится, когда я смотрю, как касаются кого-то другого. Это и есть сочувствие с прикосновением к другому человеку, хотя буквального касания не ощущаю. Есть сигнал обратной связи, который перекрывает зеркальный нейрон и не допускает осознанного чувства касания.

Но если удалить руку, анестезировать ее, так что рука перестает воспринимать ощущения, если я буду наблюдать прикосновение к другому, я буду буквально чувствовать боль в своей руке. Иными словами, барьер между человеком и его окружающими растворяется.

Все, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа. Удалим кожу – и человек будет ощущать в своем мозгу прикосновения к другому человеку. Так исчезает грань между одним человеком и другим.

Мы в буквальном смысле слова связаны своими нейронами. Это выросло из основ нейробиологии.

Если рука ампутирована, и пациент наблюдает прикосновения к другому человеку, он ощущает это на фантоме своей руки. Если пациент ощущает боль в фантоме, он хватает руку другого и начинает потирать чужую руку, – таким образом он облегчает боль в своей фантомной руке. Как если бы нейрону полегчало от того, что он видит, как потирает руку другого человека.

Реплика: Наука приводит нас к осознанию всеобщего интегрального мира, в котором мы все горизонтально (человечество) и вертикально (в поколениях) взаимосвязаны. Природа направляет наше развитие на осознание этой полной взаимосвязи и вынуждает осознать, что мы должны привести себя в соответствие с ней.

В.С. Рамачандран: Нейроны, сформировавшие цивилизацию (клип)

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг как верховный координатор

Мозг: тайна, недоступная науке

На стыке материального и идеального

Нет - эволюции в Израиле!

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: В Израиле, на курсах повышения квалификации, преподавателям естественных наук, по распоряжению Министерства просвещения, запретили преподавать школьникам теорию эволюции и развития биологических видов.

Эти темы нужно оставить для самостоятельного изучения, а учащиеся сами должны решить, как им относится к теории эволюции, якобы противоречащей библейской.
"На курсе по ДНК и генетическим цепочкам, нам говорили, что наши гены похожи на гены обезьян и других животных, но при этом подчеркивали, что пользоваться при объяснениях словом "эволюция" нельзя", - рассказывает учительница, побывавшая на курсе.

"Нам рассказывали о генетическом сходстве между гориллой, человеком и бактерией, и даже объясняли, что горилла - наш биологический предок, но при этом открыто говорили, что в классе на уроке говорить об этом нельзя, нельзя использовать слово "эволюция", нельзя приводить в пример сравнение с гориллой. Нам объясняли, что это правило, и постоянно об этом напоминали", - говорит она.

Реплика: "Между каждыми двумя ступенями есть промежуточная, включающая их обе. Например, как говорят исследователи природы, между неживым и растительным уровнями – это кораллы. А между растительным и животным – это некий антропоид, упоминаемый в трактате Талмуда "Килаим", который подобен собаке, растет в земле, его пуповина прикреплена к земле, он питается из земли, а если ему перерезают пуповину, он умирает. А между животным и человеком – это обезьяна".

Это отрывок из книги "Древо Жизни" великого каббалиста АРИ, также приводится в Учении 10 сфирот (ТЭ"С ч.3, гл.5).

Все "святые книги" говорят не о нашем мире, наших свойствах, а о Творце, Его свойствах и как их постичь. Иначе бы эти книги не назывались святые (кадош), т.е. отделенные (от нашего мира, наших эгоистических свойств). 

Человек рождается животным и развивается в своих эгоистических свойствах. Если в нем возникает истинное стремление постичь смысл жизни, это увлекает его к раскрытию Творца, как источника жизни.

Раскрытие возможно только если человек разовьет в себе свойство отдачи и любви к ближнему. Это свойство - подобие Творцу, и в нем человек начнет ощущать Творца. Это свойство и называется душа. Исходя из этого, все люди – животные, кроме исправивших себя с эгоизма (свойство получать, ецер ра) на свойство отдавать (ецер тов). Это исправление достигается правильным изучением и применением Торы. Только для этого она и дана, как сказано: "Я создал эгоизм и дал Тору для его исправления".

Каббалисты, из раскрываемого ими высшего мира, утверждают, что Тора говорит только о душе. Душа называется Адам, а наши тело, желания, разум – животного уровня. Если мы занимается Каббалой, то развиваем в себе свойство отдачи, подобное Творцу, и эта часть в нас называется "человек". Все прочее в нас – животное, о котором Тора не упоминает вообще.

Когда наука превращается в торг

каббалист Михаэль ЛайтманНельзя серьезно, научно, на базе фактов говорить о том, чего мы не раскрываем. Сложную реальность нашего мира мы пытаемся изучать по частям, и даже если не можем отделить их друг от друга, все-таки у нас есть возможность представлять себе ситуацию, есть на что опереться.

С другой стороны, мы не знаем, что такое свет и сосуд, действие и потенциал, что такое время, движение и пространство в духовном смысле и как приподниматься над ними. Здесь мы не различаем даже базовых элементов и, по сути, лишены возможности обсуждать эти предметы.

Бааль Сулам пишет, что "философия рядится не в свои одежды" – иначе говоря, занимается тем, что к ней не относится. Как можно рассуждать об отвлеченных вещах, о свете и сосуде, об измерении, которое лежит над этим миром, не находясь там? Если ты фантазируешь, обратись в Голливуд – возможно, по твоим фантазиям сделают фильм. В любом случае, это не наука и даже не околонаучные суждения, а именно плоды воображения в чистом виде.

А потому, переусердствовав в абстракциях, философы оставили их и сегодня они больше занимаются "земными" исследованиями. Невозможно и дальше демонстрировать умозрительность собственных концепций.

Это еще одна грань кризиса, который раскрывает нам ограниченность человека в делах нашего мира. Раз уж развитие подвело его к подъему на более высокую ступень, а он бездействует, то обнаруживает предел пути и кризис.

Изначально, философия – это наука о жизни, нечто наиболее высокое и требующее от человека подъема над своим естеством. Он должен быть объективным, он должен соответствовать Природе, он должен приподняться над человеческой ступенью этого мира. Когда-то философы действовали в этом направлении. Например, Платон и Аристотель предостерегали от передачи мудрости тем, кто недостоин ее. Они понимали величие науки, понимали человеческую природу, работали над собой, чтобы стать в чем-то выше.

Ну а сегодня об этом нет и памяти. Напротив, ученые хотят "кормиться с двух столов", т.е. гонятся за двойной выгодой: научной и финансовой. И это – конец науки. Ее продали.

Из урока по статье "Каббала и философия", 06.12.2012

Наука изменения себя

каббалист Михаэль ЛайтманРелигия, наука, философия – всё, что человек развивает, призвано подвести его к связи с Творцом. А сама эта связь осуществляется при помощи науки каббала.

Если я изучаю пять уровней авиюта ("толщи") своего желания и протекающие в нем процессы с привязкой к тем или иным периодам или ценностям, то в целом это называется "наукой", или "философией", или "психологией". Так или иначе, я исследую то, что происходит в получающем желании.

И когда же я изучаю это? – В период изгнания. Именно оно представляет собой правильное время и правильное состояние.

А кроме того, есть люди, стремящиеся подняться над получающим желанием, над изгнанием. Развив в себе эту способность, они изучают более высокие ступени при помощи науки каббала. На этом уровне они обретают связь с Творцом – иными словами, так выстраивают свое получающее желание, чтобы оно принимало форму Творца.

У Него нет облика или образа, и чтобы сформировать это подобие, я вызываю окружающий свет (ор макиф – О"М), который возвращает к Источнику. Этот свет входит в мое желание и выстраивает во мне форму отдачи, подобную Творцу, – отраженный свет (ор хозэр – О"Х).

2012-12-06_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n3_01  

Итак, наука, философия, психология говорят о том, что происходит в нашем получающем желании. Мы развиваем эти дисциплины, не изменяя себя, рассудочным образом. И потому даже наихудший человек способен достичь высот в какой-либо науке. Философ может быть нацистом, да и вообще, кем угодно. Сегодня на заказ можно получить философскую концепцию, которая оправдает любое зло в мире.

С другой стороны, у науки каббала подход другой: человек меняет себя к лучшему, к отдаче, и в этой мере раскрывает Творца. Это совершенно иная наука, и обычные ученые неспособны ее понять. Ведь вся она зиждется на изменении человека.

Сегодня такое изменение становится необходимым – к этому нас обязывает раскрывающееся высшее измерение. Отсюда проистекает кризис наук, философии и человека. Если мы не начнем изменять себя в соответствии с раскрывающимся Творцом, то войдем в противостояние с Ним. Подлинная проблема кроется не в нашем мире, а именно в том, что на нас опускается Творец – интегральная сеть всеобщей взаимосвязи. Она зависла над нами, подобно огромной летающей тарелке из фантастического боевика, и снижается, оставляя всё меньше возможностей для маневра. Будем надеяться, что люди поймут это.

Итак, всё дело в человеке: или он изменит себя, чтобы верно продолжить развитие уже сейчас, или нет.

Возвращаясь к науке и философии: весь период изгнания еврейского народа и его смешения с народами мира был призван дать нам науку, знание о получающем желании. В отличие от этого, наука каббала изучает внешнюю реальность, изменяя желание, и выстроена так, чтобы свет проходил через желание, придавая ему форму отдачи. Без этого прохождения света не было бы и науки каббала. Она возникла тогда, когда люди начали исследовать свое желание, его устройство и жизнедеятельность, а затем, разобравшись, начали привлекать на себя свет, возвращающий к Источнику, – иначе говоря, начали возвращать себя к новой форме, к добру, к отдаче вместо получения.

Свет меняет мои детали восприятия на противоположные, а я собираю данные и в итоге открываю новую науку, которая и называется "каббалой".

Из урока по статье "Каббала и философия", 06.12.2012

Прогрессивное средневековье

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если философия является интерпретацией каббалы в эгоистическом мироощущении, то почему расцвет всех философий пришелся на период средних веков, когда эгоизм был еще недостаточно развит? Ведь с развитием эгоизма должен развиваться и мыслительный процесс человека в разрезе мироощущения.

Ответ: Философия делится на несколько серьезных периодов.

Средневековье, кстати говоря, – это не темное страница в истории человечества, как принято считать. Это было непростое время развития науки, когда все науки, очень серьезно развивались. Они только проявились потом, в последующие века, в своем приложении. Это первое.

Второе. Знаменитый немецкий философ средневековья Иоганн Рейхлин пишет: "Мой учитель Пифагор, отец философии, перенял свое учение от иудеев". То есть вся философия практически исходит из каббалы, но в мир она прошла через греческую философию. Так что, это древняя наука.

Причем древние греки учились у каббалистов во времена между Первым и Вторым Храмом. Это было время, когда группа людей, называемая Исраэль, находилась на духовном уровне. 

Под понятием "Первый Храм" подразумеваются не камни или здание, а духовный уровень постижения света хохма ("мохин дэ-хая"), т.е. очень высокий уровень. Его мы еще никогда не достигали, и должны будем достичь все вместе в будущем. А Второй Храм намного меньше, его духовный уровень – это свет хасадим ("мохин дэ-нэшама").

Между этими двумя датами, около 600 лет назад, многие древние ученые учились у каббалистов. Каббалисты того времени были на уровне пророков. Пророк – это человек, который достиг в своем постижении полного исправления и потому видит прошлое и будущее по всей оси истории. В те времена каббала, так же как и сегодня, была открыта для изучения, поэтому представители разных народов свободно изучали ее. Так она попала к древним грекам и оттуда через них  – на весь мир.

Поэтому не надо считать средневековье темным царством. Это неширокое развитие настоящих, истинных наук, это поиск, зарождение всех современных наук: металлургии, химии и т.д.

Из виртуального урока, 02.12.2012

Страница 61 из 81« Первая...5960616263...Последняя »