Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
Философия: дом без фундамента

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Наука каббала и философия": Чего мы не постигли, то не можем определить названием и словом. Ведь слово уже указывает на начало какого-то постижения.

Корень всего – непостижимая сущность Творца, или Ацмуто. О ней мы не говорим, поскольку описывать что-либо можно, только исходя из постижения в органах чувств, когда мы исследуем их ощущения разумом.

В человеке есть две части: разум и чувство. Чувствующая часть – это желание, а измеряющая и исследующая часть – это разум, развивающийся рядом с желанием. Если мы не испытываем никакого отклика в двух этих частях, то лишены восприятия. Ведь восприятие всегда возникает в желании, находящемся под рассудочным анализом.

Помимо Ацмуто, как сказано во "Введении в Книгу Зоар", существует абстрактная форма, которую мы также не постигаем. В отличие от этого, форма, облаченная в материал, и сам материал поддаются постижению. Таким образом, в каббале постижение ведется снизу вверх, насколько это возможно.

С другой стороны, философы, не утруждая себя ступенями подъема, сразу же переходят к разговорам о некоей силе, находящейся вне нас, и начинают схоластически рассуждать о ней, как будто такое "исследование" правомерно. Этот подход, в сущности, и сокрушил философию – сегодня к ней уже не относятся всерьез. Ведь когда начинаются отвлеченные разговоры, каждый теоретизирует как его душе угодно.

Более того, этот принцип был заложен в основу философии: оказывается, человеку можно строить свою картину мира на домыслах, это "законно". Вследствие такого "плюрализма" забил во все стороны фонтан фантазий, и от серьезной, реальной базы ничего не осталось. 

Наука каббала, со своей стороны, констатирует простую вещь: реальность можно исследовать только относительно того, кто ее воспринимает, – т.е. относительно человека. Всё оценивается в связи с ним, по отношению к картине, воспринимаемой в его органах чувств согласно закону подобия свойств. При этом в человеке есть материал и форма.

  • материал – это получающее желание;
  • форма – это намерение ради получения или ради отдачи.

Человек воспринимает реальность в себе, сообразно с тем, как изменяет себя. Что находится вне человека – мы не знаем. Открытия каббалистов мы не можем использовать для исследований, пока сами не придем к тому же.

И потому мы используем науку каббала для того, чтобы привлекать силы с этих ступеней, стараясь достичь их, подобно маленьким детям, которые хотят вырасти. Говоря иначе, пока что мы применяем науку каббала как "особое средство", пока непонятное, но действенное. Ну а потом, достигнув ступени раскрытия, мы сможем сами исследовать и понимать явления в своих сосудах. Тогда книги каббалистов помогут нам проверять себя и станут руководством для продвижения.

Но все равно мы никогда не знаем, что же в действительности находится вне нас. Каббалисты, продвинувшиеся дальше благодаря внутренним изменениям, рассказывают нам о 125 ступенях постижения, о том, что они воспринимают на каждой ступени, о средствах, позволяющих расширить восприятие. Их желание – это уже сосуд души, и в нем они воспринимают то, что называется "Божественностью", – силу отдачи, раскрывающуюся в них, по мере того как их свойства сравниваются с ней. Когда получающее желание принимает форму отдачи, оно чувствует, как что-то наполняет его. И это "что-то" оно называет "Высшей силой", или "светом". Но опять-таки, и это тоже постигается только самим человеком.

Таким образом, "свет" – это отклик в наших ощущениях, в нашем получающем желании, на то, что как бы наполняет его. Иными словами, "свет" – это явление в сосуде. Даже тот свет, который в каббале называется "внешним", на самом деле тоже находится в наших сосудах – только более далеких от ясного восприятия. Так или иначе, всегда речь идет о том, что происходит в наших ощущениях, внутри желания. Так мы и движемся вперед.

Что касается Ацмуто: согласно нашей логике, мы говорим, что существует Высший корень. Мы никогда не ощущаем и не постигаем его, однако, разумеется, есть некий Источник нашего бытия, наших ощущений и изменений в нас. И все же, что бы мы ни ощущали, мы ощущаем это исключительно в соответствии с собственными свойствами. И потому "Творец" (Борэ) – значит: "приди и узри" (бо-рэ). Это явление я тоже воспринимаю внутри, а вне меня находится Ацмуто.

И потому реальность, в целом, подразделяется на три части:

  • человек;
  • то, что он ощущает
  • Источник его ощущений, не поддающийся постижению.

Этот подход науки каббала призывает каждого человека приступить к изучению реальности. Ведь такова заповедь: "Познай Творца твоего и служи Ему". Как? По принципу: "Из действий Твоих узнаем Тебя". Человек изменяет себя и постоянно старается прийти в соответствие с Высшей силой, отождествить себя с ней. Тогда он чувствует перемены, осуществляемые в нем ею, и, согласно этим переменам, ощущает новые явления. Они и есть эта Высшая сила, к которой он стремился.

А значит, "Творец" – это новая, измененная форма, облачающаяся в человека, новые перемены в нем, свойства отдачи, которые в нем раскрываются.

Итак, наука каббала очень строго придерживается ключевого требования – не отрывать постигаемую реальность от постигающего ее человека. Иначе всё сразу оборачивается философией.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бойся умников от философии

Мудрствуя лукаво

Так ли точны точные науки?

Фанатизм, фашизм или каббала

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как преодолеть разрыв между мировоззрением тех, кто изучает науку каббала, и остального человечества?

Ответ: Согласно каббале, мы вырабатываем особое отношение к себе, к реальности и к Творцу – к Высшей силе, которую раскрываем, согласно подобию свойств с ней. По мере этого уподобления мы будем раскрывать ее всё больше и больше на 125 ступенях, каждая из которых – целый новый мир, и в нем – новый я.

С другой стороны, отношение большинства людей к реальности не меняется. Человек остается на своем уровне и воспринимает постоянную, привычную картину мира. Более того, он горд этим, он держится за это, он чувствует свою правоту и считает себя вполне здравомыслящим.

Мы постоянно подвержены переменам, постоянно пребываем в сомнениях, постоянно задаемся вопросами. Наше следующее мгновение может оказаться противоположным предыдущему. Весь наш путь полон подобных сюрпризов, всплывающих изнутри.

Неслучайно сказано: "Не верь в себя до дня смерти своей". Скажи такое кому-нибудь со стороны, и он снисходительно ухмыльнется, словно ты не из этого мира, словно ты и не человек вовсе. И мы должны понимать этот момент, обращаясь к адресату со своим посланием, – его восприятие неизменно, и потому он так уверен в себе.

Но однажды человека начинают ломать посредством кризиса. Тогда всё его мироощущение разбивается вдребезги, и вот он уже не знает, где очутился. Только что у него был целый мир, понятный и предсказуемый, только что он знал, как надо действовать, – и вдруг превратился в маленького растерянного ребенка. Картина мира раскололась на осколки, и он уже не видит верных решений, не понимает происходящего, не уверен в себе, напуган: "Где мама? Куда прятаться? Что делать?"

Так чувствуют себя люди по ходу современного кризиса – всё более беспомощными. Ведь у них нет ответов, как раньше. 

Когда-то мы могли бросаться то в одном, то в другом направлении, мы вводили новшества, устраивали революции: социальные, промышленные, культурные – короче говоря, нам было ясно, чтó надо делать. Всегда мы находили какую-либо тенденцию к переменам и держались за нее, уверенные в своей правоте.

Но сегодня этого не происходит, потому что банкротство охватило все сферы. Это повсеместное, тотальное, всестороннее банкротство. А главное, простые люди всё яснее понимают происходящее. Весь мир распадается на части. И что же ему остается?

Три вещи: фашизм, фанатизм или подъем, который предлагает наука каббала. Если судить здраво, больше вариантов нет. Воспитание, образование, культура, работа, конкуренция, техническое развитие, космические исследования – всё это уже не работает. Всё разбилось, не оставив ничего взамен. А значит, надо изменить самого человека. Как?

Фашизм и фанатизм предлагают фундаменталистский, жесткий путь: пускай человек истово поверит во что-то. Вколотим ему в голову некий "факт", который станет новой основой его жизни, и сделаем из него фанатика, а по сути, "зомби". Так поступают, к примеру, на Ближнем Востоке: здесь это кажется людям спасением. Когда весь мир рушится, человек готов поднять знамя своей веры и даже умереть за него. Окружающие условия благоприятствуют такому развитию событий.

То же касается и фашизма: "Мы самые-самые! Мы пойдем своим путем и добьемся успеха несмотря ни на что!.." Человек усваивает рубленые, короткие девизы. Они сужают его кругозор и помогают внутренне самоутвердиться, когда все прочие, рациональные принципы нашего мира уже не работают. Вот в чем кризис.

Ну а наука каббала, по сути, говорит людям: "Мы должны рационально подняться на иррациональную ступень". Это трудно уразуметь. Но, так или иначе, ясно, что борьба ведется против большого, "узколобого" эгоизма, который пытается утянуть, стащить людей вниз, тогда как мы должны поднимать их наверх.

Здесь всё зависит не от их силы или слабости. Фанатизм и фашизм сумеют изменить восприятие людей, посулив прибежище от навалившихся проблем. И потому мы должны задействовать наши внутренние силы, взаимосвязь между нами, чтобы привлечь Высшую силу. Тогда через внутреннюю сеть она распространится по всему миру, и, почувствовав, что есть другой путь, люди пойдут по нему.

Негативные силы стремятся обрушить на человека фанатичность, а мы подходим изнутри и, наоборот, открываем ему глаза. Вот в чем суть нынешнего сражения. И именно поэтому нацисты были столь непримиримы к евреям.

У нас получится. В этом нет сомнений.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сойти с путей себялюбия

Предупреждение Бааль Сулама

Перед выбором

Хочу быть счастливым, но забываю об этом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В популярной книге Ронды Берн "Секрет" изложена следующая методика: Вселенная – это радость и счастье, и чтобы ей соответствовать, ты должен быть радостен и счастлив. Поэтому проси у Вселенной чего хочешь и веди себя так, как будто ты уже получил и от этого счастлив.

Ответ: Хорошее самоуспокоение. Как говорил Козьма Прутков: "Если хочешь быть счастливым – будь им". Кстати говоря, это правильное отношение.

Если я, как ребенок, представляю себя играющим на следующей ступени, то я к этой ступени подтягиваюсь. Вопрос в том, как я воображаю себе эту следующую ступень – ступень отдачи, любви и связи с  миром; связи со всеми людьми в одно единое интегральное целое; ступень получения общей энергии, общей любви, общего понимания. Если я это делаю ради связи, ради отдачи, то тогда представлять себе такое состояние – это очень хорошо.

Реплика: Но авторы книги "Секрет" этого не пишут – не знают. А люди, которые пытаются жить по их совету, жалуются, что все время забывают про то, что они счастливы, и расстраиваются по любому поводу.

Ответ: Потому что у них нет этой методики, и люди не участвуют в групповом тренинге.

Если бы был правильный групповой тренинг, то, естественно, это могло бы и дальше пойти уже в правильном направлении – не в соответствии с советами книги, а в соответствии с правильным тренингом. Но представлять себя счастливым в том смысле, что ты отдаешься отдаче и любви, строишь эту систему взаимной связи между людьми и раскрываешь ее – это и есть исправление эгоизма

Даже если бы авторы книги смогли бы создавать такие группы, они не смогли бы их вести. У них нет ощущения высшего пространства, следующего измерения, уровня "Человек". И они не смогли бы вести эти группы, не знали бы, как с ними работать, а сделали бы просто психологический практикум – не более того.

Реплика: Они пытаются говорить об абсолютной бескорыстной любви, не зная, что это такое.

Ответ: Они могут копировать с нас все, что угодно. Этим они только помогают нам постепенно подготавливать человечество во всевозможных анализах, после которых человечество поймет нас.

Я желаю им успехов. Почему бы нет? Они все-таки каким-то образом беспокоят людей, выводят их из животного состояния, устремляют куда-то. Я вообще не считаю, что в мире есть что-то вредное – все это необходимые ступени.

Из ТВ программы "Беседы с Михаэлем Лайтманом", 11.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое счастье?

Сила мысли

Ключ к радости

Все пути познания ведут к каббале

каббалист Михаэль Лайтман"Науки, такие как теология, философия и математика берут свои принципы и корни из каббалы. Поэтому все эти науки подчинены этой мудрости; и их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам; и поэтому их аргументация недостаточна без нее".

Раймунд Луллий

"Изучай каббалу, она объяснит тебе все!"

Теофраст Парацельс

Это проистекает из самого подхода каббалы к реальности. По сути, нам неизвестно, кто мы есть и в какой действительности пребываем. Каждому свойственно некое ощущение, представление о бытии: "я и то, что меня окружает". Как же прийти к настоящему восприятию? Как удостовериться, что это не фантазия? Может быть, на самом деле я совсем другой, а сейчас вижу сон? Или даже сон во сне? Короче говоря, что такое "я"? То, что я о себе думаю, и что в себе ощущаю? И что такое "мир"?

Здесь заложена основа всего. Ощущая свою собственную реальность в некоей внешней реальности, мы приступаем к изучению мира. Так каббала относится к своему исследованию.

Наука же говорит другое: "То, что мы ощущаем, – и есть мы и наш мир". Как следствие, мы исходим из своих нынешних ощущений, из природы, в которой находимся здесь и сейчас. Об исследователе мы не говорим – он просто ведет анализ, исходя из своих органов чувств. Его получающее желание недоступно для использования в других формах и не подлежит изменениям. Исследование основано на текущем восприятии, и это изначально очень ограничивает его. Ведь мы смотрим лишь на то, что улавливается неким "сенсором", не пытаясь изменить его устройство, его параметры, его диапазон, и сравнить поступающие данные. Нет, мы принимаем его за факт, и на этом базируем всё остальное.

Вот что представляет собой традиционно научное отношение к миру: наблюдатель таков, каков он есть, и мы не пытаемся изменить в нем что-либо. Тем самым наука ограничивается картиной, которую воспринимает создание, зовущееся "человеком в этом мире". Разумеется, такая картина ограничена. 

К тому же, при таком подходе мы не можем изучать даже то, что видим, – поскольку ничего не знаем о самом наблюдателе, о человеке. Мы не приобщаем думающего, чувствующего, изучающего человека к тому, что он думает, чувствует и изучает. Вот почему наш диапазон восприятия и исследования так узок. Если бы мы больше исследовали человека, который и является тем самым сенсором с пятью органами чувств, за которыми стоят разум и ощущение, если бы увидели, как действует этот комплекс, почему именно так он воспринимает действительность, тогда нам стало бы понятно, как изменить его, чтобы изменилась картина его ощущений. Мы осознали бы, что все перемены происходят в нем, а не во внешнем мире. Одним словом, мы открыли бы для себя совсем другую науку, которая-то и называется "наукой каббала".

Ведь в таком случае мы изменяем человека и, согласно этому, видим, как изменяется картина, которую он воспринимает. Таким образом, каждая малая перемена в человеке содержит всё, что он познал, и меняет всё восприятие, включая и аспекты естествознания, т.е. науки о природе, о внешней реальности: физику, химию, зоологию, биологию и т.д. Всё это меняется со сменой каждого параметра в человеке.

Но как же можно жить в таких условиях? Вот здесь-то и проявляется универсальность каббалы, которая не изучает картину внешнего восприятия в отдельности, но всегда привязывает ее к человеку, к ступени, на которой он находится. Наука эта повествует не о бесчисленных реакциях пяти органов чувств, не поддающихся подлинно научному описанию в отрыве от целого, а об основах. Она объясняет, чтó я меняю в себе, в своем естестве – в разуме и чувстве, и как сообразно с этим меняется реальность, которую я воспринимаю в них.

Так или иначе, вся действительность относительна и зависит от меня. Нет ничего абсолютного. Высшая сила потому и называется высшей, что находится вне меня – и я не знаю, чтó она такое. Моя же картина мира всегда соотносится с моими ощущениями, органами чувств.

Отсюда проистекает основной конфликт между наукой каббала и философией. Великие философы сознавали проблему "сиюминутности" и узости философского подхода, не учитывающего возможные перемены в самом человеке. Однако большинство мыслителей, и в особенности, современные философы не достигают этих глубин. Они просто изучают различные источники, и на них строят свои концепции: "Такой-то написал так-то, а значит, это истина…" Они не делают открытий в себе, не формируют из себя сосуд, инструмент для исследования природы. Современная философия – это набор компиляций, построенных на предыдущих компиляциях…

И в этом кроется большое различие между каббалой и философией: они разошлись в тот период, когда философы перестали работать над собой и приняли за факт неизменность человеческого естества. Первые, великие философы учились у каббалистов и понимали, что главное – это изменение человека. Именно исходя из этого надо исследовать действительность, и отсюда проистекает наука каббала: все ступени, миры, парцуфим и т.д. Каббалисты описывают их на основе перемен в себе. Сказано об этом: "Чего не постигнем, того не узнаем по имени". Ведь постижение – это наиболее глубокая степень восприятия, понимания.

Так вот, с тех пор философия отделилась от каббалы, которая продолжала стоять на своем: всё зависит от человека, от его ощущений, и нельзя рассуждать о чем-то абстрагированном от него как о существующем в природе. Философы, напротив, базируются на сходстве нынешних ощущений: "Для меня это зеленый цвет, и для него тоже. Для меня это солнце, и для него тоже". Никакие внутренние перемены тут не подразумеваются, и так философия развивалась до становления ньютоновского подхода, который гласит: реальность постоянна. Что человек ощущает, воспринимает, то и происходит снаружи на самом деле.

Однако развитие продолжалось, и исследователи обнаружили противоречия в этом представлении. Тогда появилась концепция Эйнштейна, который открыл относительность, зависимость явлений от наблюдателя. Значит, нам все-таки важно знать, кто такой этот наблюдатель. В квантовой физике вообще невозможно определить, пошел бы тот или иной процесс аналогичным образом без наблюдения с нашей стороны.

Так мы приближаемся к границе философии, к тому пределу, за которым лежит наука каббала. Оказывается, самим своим существованием, своими размышлениями о реальности человек уже меняет ее. Об этом сегодня говорят не религиозные деятели и не каббалисты, а ученые, собравшие доказательную базу.

Сумбур философских представлений о мире направил человечество на путь неверного развития длиной в несколько тысячелетий, тогда как мы должны были развиваться просто, в соответствии с наукой каббала. Проблема в том, что философию поддерживал и использовал наш эгоизм. Человеку удобно и приятно уклоняться от перемен: "Я неизменен, я таков, каков я есть. Всё в мире можно менять, кроме меня. Ведь мир существует вне зависимости от моего бытия и моих свойств".

И это называется "объективным" подходом. Мы привыкли к этому, нам комфортно живется с таким эгоистическим взглядом на вещи. Ведь в отсутствие интегрального воспитания, таково наше естественное, "автоматическое" восприятие.

Однако в конечном итоге оно оказывается ложным. Сегодня, с наступлением кризиса в науке, обнаруживается, что каббала все-таки права. Философия обанкротилась именно из-за своего базового подхода к восприятию реальности. После Эйнштейна другие ученые подвели научное исследование еще ближе к каббале, и сегодня мы можем публично говорить о каббалистическом восприятии реальности. Никто уже не посмеется над ним, никто не посчитает его плодом воображения или мистикой – ведь сами ученые открыли это и говорят об этом.

А вдобавок, к тому же приходит и психология. Изучая человека и пытаясь упорядочить полученные данные о механизмах восприятия, она также обнаружила, что здесь не годятся обычные методы. Нам необходимо учитывать перемены в человеке, а это невозможно, пока мы не выйдем наружу. Ведь всякое явление надо исследовать извне – когда исследователь отграничен от того, что он исследует, по принципу объекта и субъекта. Как следствие, психология тоже банкрот, вот уже несколько десятков лет, хотя ей всего-то век отроду.

Мы приближаемся к этапу исправления души, к "последнему поколению", и именно поэтому психология развилась как дисциплина. И вот, сегодня она тоже говорит, что нам необходимо глубже изучить человека, если мы хотим понять механизмы его мировосприятия и его суть.

А для этого нам, опять-таки, нужна наука каббала, которая позволяет выйти из человека, чтобы изучать его извне. Каждый, кто отождествляет себя не с собственным эго, а с точкой в сердце, способен исследовать заложенные в нем материальные, телесные свойства.

Итак, и внешний, научный подход, и внутренний, психологический, вместе подводят нас к каббалистическому восприятию, которое мы и изучаем как единственно верное.

Разумеется, подлинные философы и мыслители, говорившие об этом, не постигали каббалу как должно, однако понимали истинность и научность ее подхода – согласно изменениям в человеке, видеть, как изменяется реальность. Именно это и находило в них отклик.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и философия: за кем решающее слово?

Каббала и все науки, религия и философия

Все науки исследуют Творца

Каббала и философия: за кем решающее слово?

каббалист Михаэль ЛайтманДавайте разберемся, в каких взаимоотношениях с философией находится наука каббала.

В принципе, философия изучает, что такое жизнь, в чем ее смысл, ее цель, каково отношение человека к жизни и природе. Одним словом, философия как бы объемлет всё. При этом она не является наукой, поскольку исследует человека и человеческий уровень действительности – иными словами, ту сферу, где мы лишены возможности замера. Здесь не бывает ясных и точных тезисов, которые можно принять за факты.

Научными методами мы изучаем неживую, растительную и животную природу – более низкие уровни, на которые человек смотрит сверху, с высоты следующей ступени развития. У нас есть возможность спускаться к ним, охватывать их разумом, исследовать, понимать. Это касается и нашего тела, которое относится к животной природе.

Однако "человека" в нас мы неспособны изучать точными методами. Мы пытаемся научно рассортировать и классифицировать всевозможные внутренние явления, реакции, представления, мысли и желания – но не получается. Почему? Потому что это наш собственный уровень, та же ступень – а изучать я могу лишь то, что находится подо мной.

Здесь-то и заложена проблема. Она общеизвестна, хотя вся наука началась именно с подхода человека к себе и к жизни. Неслучайно ученые степени во всех дисциплинах называются "доктор философии" (PhD – Doctor of Philosophy), хотя они не имеют к философии ни малейшего отношения. Просто общий подход к себе и реальности называется "философией".

На самом же деле сам этот термин происходит из каббалы. Вот что пишет немецкий гуманист и филолог 16 века Иоганн Рейхлин, один из лучших специалистов по древним языкам, служивший личным советником императора Германии и поддерживавший связь с главами Платоновской Академии:

"Мой учитель Пифагор, отец философии, все-таки перенял свое учение не от греков, а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом… И он был первым, кто перевел слово каббала, неизвестное его современникам, на греческий язык словом философия… Философия Пифагора проистекла из безбрежного океана каббалы, – добавляет он. – Каббала не оставляет нас проводить нашу жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания". 

Философы хотят представить дело так, что их сфера охватывает все остальные. Кстати, до сегодняшнего дня, чтобы изучать каббалу в университете, надо поступить на факультет философии. Мир всё еще полагает, что каббала является частью философии, хотя подлинные философы сами признают, что это не так.

Как бы то ни было, дело тут в другом. Современный мир презирает философию, и по справедливости – ведь сегодня многие изучают ее ради диплома о высшем образовании. Однако мы подразумеваем под "философией" мировосприятие, взгляд на жизнь, парадигму того или иного рода. Каждый из нас внутри – философ. И соответственно, мы должны понимать, чтó в этих подходах нам важно, а что нет.

Мировоззрение человека, его отношение к жизни и к себе постоянно меняется, а в конечном итоге над этой сферой возвышается наука каббала, раскрываясь из философии так же, как она раскрывается из религий – после тысяч лет сокрытия. Наука эта ждала, пока человечество вырастет и разовьется. На заре истории она породила науки и философию, а сегодня, во времена мирового кризиса, она вновь раскрывается – после религий, после философии, – оставаясь единственным действенным подходом к человеку и к жизни. Каббала включает в себя все концепции и потому, в конечном счете, заменяет их.

Из урока по статье "Каббала и философия", 04.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и все науки, религия и философия

Запредельная наука

Все науки исследуют Творца

Знай мир, в котором живешь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда человек начинает видеть высшие корни "ветвей", находящихся в этом мире?

Ответ: Прежде всего, надо сказать, что, постигая корни, человек не отрывается от ветвей. Просто его "картинка" начинает волнами расширяться из точки этого мира в окружность всё большего размера. И по мере расширения человек всё теснее связует происходящее с корнем, всё лучше понимает явления нашего мира. Поднимаясь снизу вверх, он сначала понимает то, что происходит с ним здесь, а затем в более отвлеченной форме понимает высшего.

С другой стороны, постижение отличается от понимания: сначала человек постигает высшее явление, а затем, исходя из этого, понимает его аналог в нашем мире.

Бааль Сулам пишет об этом в статье "Суть науки каббала": "Низший учится у высшего. Сначала надо постичь высшие корни, как они есть в духовном, выше всякого воображения – но чистым постижением. А после того как человек своим разумом основательно постигнет высшие корни, он сможет, глядя на конкретные ветви в нашем мире, знать, как каждая ветвь соотносится со своим высшим корнем во всех количественных и качественных параметрах". А также человек видит, как связаны все ветви между собой.

В целом, постижение и понимание влияют друг на друга. При этом связь между ветвями и корнями очень важна, и неслучайно великие каббалисты уделяли также время изучению нашего мира – это помогало им в исследовании мира высшего. Они были эрудитами, "энциклопедистами". Рав Кук штудировал книги в библиотеке, Бааль Сулам изучал волновую теорию и т.д.

Не просто так мы помещены в материальный мир и именно отсюда восходим по духовным ступеням. Знания этого мира, выявленные и сформулированные учеными, пускай не служили напрямую духовному постижению, однако помогали человеку связывать воедино части общей картины.

Однако сегодня мы и без того крепко "стоим на земле", и нам, наоборот, нужно лишь "высунуть голову над облаками"…

Из урока по статье "Суть науки каббала", 27.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постичь, чтобы понять

Непередаваемая сложность

От ветви к корню

Предел познания

каббалист Михаэль ЛайтманВывод: Рецессии в некоторых областях науки длятся уже целый век – со времен Эйнштейна и Планка. Мы обрели развитый мозг в процессе эволюции, потребности были простые – выживать и размножаться. Овладение речью, огнем, орудиями труда помогало человеку решать такие задачи, но способствует ли этому квантовая физика? - Рассуждения о сложных материях никому еще не помогли выжить, и именно поэтому наш мозг плохо приспособлен к научному познанию.

Именно задачи, имеющие практическое значение и отношение к реальной жизни, наш мозг решает, а лучше всего работает, когда кто-то пытается кого-то обмануть – распознавать чужой обман является важной задачей.

Обучающиеся самостоятельно и творчески мыслить плохо решают обычные задачи. Средний человек не может заново открыть законы математики – он может их только выучить. Открытие этих законов – заслуга тех, чьи способности к познанию заметно превышали средний уровень. Чем абстрактнее область знания, тем сложнее нашему мозгу о ней размышлять. 

Мозг воспринимает мир посредством органов чувств. Мир трехмерен, все вещества в нем делятся на твердые, жидкие и газообразные, в нем есть цвет, запах и вкус, его предметы цельны. Но наука раскрывает, что все состоит из атомов, частиц-шариков – это мы можем воспринять, но что частицы представляют собой волны – мы уже представить не можем.

Мы воспринимаем мир веществ и объектов, а не волн – потому что нам нет необходимости воспринимать больше информации для нашего выживания и эволюции. Причем, частицы могут одновременно существовать и не существовать, одновременно находиться в разных местах, одновременно быть частицей и волной – и вообще как они "выглядят" на самом деле мы не можем говорить. Все эти описания только в наших представлениях. Сможем ли мы создать "общую теорию всего" раньше, чем натолкнемся на ограничения, наложенные природой на наши познавательные способности?

Реплика: Не только науки, но вся деятельность человека в тупике, потому что мы существуем "внутри" нашей природы и не можем выйти за ее границы, воспринимаем мир в себе. Поэтому кризис окончательный, тупиковый. Но раскрывается прорыв не вне нас, а в нас – в перестройке нашего восприятия мира: воспринимать его не в свойстве "получения", а в свойстве "отдачи". Ведь неживая, растительная и животная материи мира состоят из свойств получения и отдачи, двух противоположных и стремящихся к равновесию, сил. И только выросшее над инстинктивным животным уровнем природы, наше желание – является эгоистическим, неуравновешенным, и поэтому наше существование – бесконечная погоня его утолить, поскольку оно неуравновешенно.

Но настоящий кризис всех областей нашей деятельности, вынуждает нас искать альтернативу – а она – в дополнении к нашей природе свойства отдачи. Природа вынудит нас уравновесить себя и таким образом, уподобиться ей. Так мы обретем возможность беспредельного познания. См. Суть науки каббала.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг: тайна, недоступная науке

Эволюция сознания

название поста

Разночтения исключены

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Суть науки каббала": Для передачи знаний ученикам каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями. Если ученый ошибется даже в одном неудачном слове, этим он приведет к путанице, и другие не поймут сказанное. Поэтому сначала необходимо изучить закон корня и ветви, определяющий отношения между мирами.

Отсюда мы можем понять стопроцентную истинность науки каббала.

В химии, например, используются длиннейшие формулы, обозначающие состав веществ. Название описывает материал, его компоненты и взаимосвязь между ними. Однако сами формулы и названия – это только внешнее выражение. Чтобы понимать их, надо сперва выучить язык, на котором они написаны. Ведь если какой-то другой ученый, не знакомый с принятыми в современной химии наименованиями и результатами проведенных исследований, начнет изучать те же явления, он опишет их на своем языке и назовет совсем иначе.

Таким образом, в нашем обычном языке нет истинности. Пускай и он тоже дан свыше, как и всё в нашем мире, – но это уже отдельный аспект.

С другой стороны, когда каббалисты исследуют некую причину, некое явление или некий результат, они добираются до его корня. Высший свет своим воздействием на желание сделал из него черную точку и продолжил эту точку в двух направлениях: к хасадим и к хохма. Иными словами, вверх и вниз, вправо и влево, спереди и сзади. Отсюда ты видишь те или иные явления, следствия, а также слова, буквы и их комбинации. Ты начинаешь с одной лишь точки творения, и тогда всё для тебя определяется связью светов и сосудов – форма и комбинации букв, сочетания слов и даже их прочтение.

Вот почему каббала – это идеальная, безошибочная наука, не зависящая от субъективных факторов, связанных с тем или иным человеком. Здесь не бывает одинаковых лекарств с разными названиями, выпущенных на разных предприятиях. Ты постигаешь истину, подлинные внутренние явления, а также способы их выражения, неизменные и ни от чего не зависящие. 

Говоря иначе, ты постигаешь Абсолют – в мере исправления своих желаний. Лишь это тебя ограничивает. И насколько ты отождествляешь себя с Творцом, уподобляешься Ему по свойствам, согласно единственному закону, действующему в природе, настолько ты и распахиваешь для себя мир, раскрываешь всё новые вещи и можешь описывать их устно и письменно в истинных выражениях.

В целом, это называется "языком ветвей". У этого языка своя специфика. В нем есть наименования, которые мы складываем из духовных элементов, но в основном названия берутся из этого мира. Почему? Потому что на духовном пути я обнаруживаю, что миры воздействуют друг на друга по цепочке сверху вниз, и это воздействие доходит до "дна", до самой низкой ступени. Соответственно, с этой ступени я черпаю подлинные названия, прослеживая их связь с корнем и именуя его согласно ветви.

Естественно, что сделать это может только человек, изучивший связь между корнем и ветвью.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 19.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постичь, чтобы понять

Названия с подтекстом

От ветви к корню

Скрытая сеть связи

каббалист Михаэль ЛайтманОткрытие: Подсознательная часть человеческого мозга способна производить операции, которые требуют серийное мышление. Это включает в себя понимание прочитанного текста и решение арифметических задач.

Эти открытия противоречат существующим в науке теориям, в соответствии с которыми для выполнения подобных операций необходима деятельность сознания. Эти исследования также позволят раскрыть, скрытую в подсознании информацию. 

Исследования указывают на способность людей производить серию действий над символами и абстрактными знаками, как например слова и цифры, без использования сознания. Научные теории утверждают, что невозможно читать предложения или решать задачи без их понимания в сознательной части мозга. Но эти теории не основывались на опытах, предоставляющих подсознанию необходимое для  его работы время.

Проводятся исследования о том, можно ли задавать подсознанию вопросы с тем, чтобы получить на них от него ответы. Сегодня известно, что подсознание способно на гораздо большее, чем думали в недавнем прошлом. Развитие исследований в области подсознания ответит на вопрос, для чего необходимо сознание и какова его функция.

Реплика: Как в нашем мозге 97% мощности, как нам представляется, "не реализуется", так и наше подсознание работает на неизвестную нам область – нашу соединение со всем мирозданием, с сетью взаимосвязей всех творений, всего сотворенного. Эта сеть пронизывает и держит все существующее как единую систему. Она многомерна, интегральна, многополярна, в ней все и каждый зависит от всех, равен всем и определяет всю систему.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг: тайна, недоступная науке

От клетки мысли – к безграничному разуму

Подсознание умнее сознания

Названия с подтекстом

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Суть науки каббала": В материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, существуют реальные вещи, суть которых нам не дано постичь даже в воображении – например, электричество и магнетизм. Но кто скажет, что они нереальны, в то время как наши знания об их проявлениях нас абсолютно удовлетворяют, и нам совершенно неважно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути.

Во "Введении в Книгу Зоар" Бааль Сулам приводит в пример воду, которую мы можем охладить до твердого состояния или довести до газообразного, невидимого взору. Иными словами, по своему восприятию мы не можем судить о бытии или небытии чего бы то ни было. Тем более это верно в нашу эпоху, когда мы открыли волны разных диапазонов, квантовые явления, бактерии и прочие феномены, недоступные ощущению.

Действительность оказалась намного более сложной, чем та картинка, которая обрисовывается в пяти моих грубых органах чувств. Я уже не могу ограничивать мир их пределами. А на самом деле весь мир – суть не материя, а волны, энергия. И я в том числе.

Изучая различные явления, мы называем их согласно ощущению. Например, в древности какой-то человек взглянул на гору и сказал: "На ее склонах будут хорошо расти масличные деревья". И с тех пор гора называется Масличной. Есть ли в этом некое духовное постижение? Нет. А с другой стороны, идея все-таки пришла не случайно, а согласно порядку светов и сосудов.

Случайностей, вообще, не бывает, названия всегда проистекают из некоего постижения – в данном случае вполне материального. Ну а каббалисты раскрывают в ощущении явления духовной реальности и соответствующим образом именуют их. Причем названия эти наполнены богатым внутренним содержанием, сформированным из всевозможных аспектов, граней и деталей.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 19.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

От ветви к корню

Названия с духовной карты: неведомые, но манящие

Из чего рождаются слова

Видеть зарождающееся

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если Творец – это общий закон природы, объемлющий все остальные законы, то как отграничить это определение от науки?

Ответ: А зачем его отграничивать? Земное тяготение мы можем назвать "ангелом" или "физической силой". По сути, какая между ними разница? Никакой. Это просто разные названия.

Творца мы называем также "природой". Однако для некоторых "природа" – это нечто такое, чем можно пренебречь, что можно покорить, с чем можно сделать всё что угодно. Мы же говорим о "природе" как о непреложных законах, с которыми ничего не поделаешь. Если я хочу, чтобы мне было хорошо, то должен смиряться и соблюдать их. Если я мудр, то выполняю законы природы – иными словами, заповеди Творца. Тогда, раскрывая суть вещей, я даю явлениям соответствующие названия, поскольку понимаю, что все законы действуют мне во благо. И за это благодарю Творца.

Вопрос: Но все-таки наука каббала отличается чем-то от прочих научных дисциплин?

Ответ: Скажем так: все прочие дисциплины – это не наука. Только каббала является подлинной, окончательной, абсолютной наукой, поскольку всегда исходит из единой Силы, действующей во всей реальности. Ну а все остальные законы, силы, науки и пр. – суть части, грани, побочные проявления этой Силы. И пока я не соберу их в одно целое, мне не удастся использовать их надежным образом. Всегда и во всем я буду ограничен определенными рамками. Потому-то мы и "хромаем" во всех своих начинаниях.

Вот что пишет об этом Бааль Сулам в статье "Суть науки каббала":

"…Физика – это лишь знание частных распорядков в частном мире. Она относится только к своей собственной области, и никакая другая наука в нее не включена. В отличие от этого, наука каббала является общим знанием совокупности неживой, растительной, животной и человеческой природы во всех мирах, при любых проявлениях и обстоятельствах, включенных в замысел Творца. Иными словами, каббала изучает то, что относится к цели. А потому все науки в мире, от малых до великих, включены в нее чудесным образом". 

Как можно понять какое-либо действие, не зная его результата, его намерения? К примеру, я подхожу и толкаю тебя. Никому вокруг невдомек, чтó, собственно, происходит. Однако мы-то с тобой знаем, что этот толчок придал тебе верное направление к цели творения. Таким образом, ты понимаешь суть действия – любого действия в природе, будь то легкий толчок или большая беда. Что бы то ни было, ты знаешь, чтó происходит, почему происходит и куда ведет.

Но то идеал, а сегодня ты стоишь посередине и видишь лишь крохотный фрагмент общей картины, один кадр фильма, начало, сюжет и конец которого тебе неведомы. Мало того, "от большого ума" ты выдаешь всевозможные теории и концепции собственного изготовления. И разумеется, все время ошибаешься.

Однако пришло время сделать выводы: мы больше не можем действовать старыми методами. Нам необходимо знать финал, чтобы заранее устремлять и присоединять к нему все действия. Ведь мы уже ничего не можем исправить в обществе: ни образование, ни экономику, ни финансы. Всё, буквально всё разрушено. Почему? Именно потому, что мы не знаем, куда нам продвигаться и что предпринимать. Даже первоочередные, безотлагательные меры нам не под силу. Правительства беспомощны и пассивны – вот до чего мы дошли. Никаких проблесков – наоборот, мы наконец-то сознаём, что будущее во мгле.

До сих пор мы развивали науки и пользовались их плодами. Я ни в коем случае не пренебрегаю ими – напротив, ценю. Однако сегодня они бессильны, потому что нам недостает связи с финалом. Подлинная наука, истинная мудрость – в том, чтобы видеть нарождающееся. И этого нет ни в одной из современных научных дисциплин. Каждая из них изучает те или иные явления, однако не знает, куда они ведут. Наблюдая действие, мы упускаем главное – его суть. Собрать различные элементы в определенных пропорциях и условиях и привести их к какому-либо взаимодействию – невелика мудрость. Мудрость – в сути, а ее-то мы и не находим.

Однако выхода нет, скоро мы ее обнаружим. Мы уже вышли на финишную прямую, которая ведет прямиком к финалу…

Из урока по статье "Суть науки каббала", 12.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из точки А в точку Б с наукой каббала

Современная наука: у грани неведомого

Наука о мире

Человечество глупеет...

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Человечество теряет в интеллектуальных и эмоциональных способностях. Интеллект и эмоции наиболее уязвимы для воздействия генных мутаций, мутации же в последнее время не приводят к повышению интеллекта, ведь людям не нужно его использовать, чтобы выжить.

Очевидно, отсутствие давления естественного отбора и большое количество восприимчивых к мутациям генов в своем сочетании постепенно разрушают наш интеллект.

Однако потери в интеллекте довольно медленные, и коль скоро у нас развиваются технологии и наука, люди должны найти противодействие этим разрушительным процессам.

Но в будущем ученые опишут каждую из миллионов генных мутаций, которые могут поставить под угрозу наше интеллектуальное развитие, и тогда мы будем в состоянии исправить любую мутацию, которая произошла в любой клетке нашего организма в любой стадии его развития. Таким образом, жестокий процесс естественного отбора будет ненужным.

Реплика: Читая столь самонадеянное мнение, невольно согласишься с тем, что человечество действительно глупеет – сама наука пока еще не убедила нас в том, что в природе и в нашем развитии ею все предусмотрено, во много раз мудрее, чем мы можем осознать, настолько мудро, что мы даже не осознаем, для чего, с какой целью происходят в нас те или иные изменения, особенно на уровне клеток и мутаций.

Человечество глупеет, потому что меняется мир, его структура меняется с линейной на интегральную, глобальную, а мы мыслим еще прошлыми, эгоистическими, линейными понятиями - и поэтому, относительно раскрывающегося мира, выглядим непонимающими его, поглупевшими.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Неужели микробы умнее нас?

Ген будущего

Паразит разумный

Энергия любви

каббалист Михаэль ЛайтманСогласно физическим законам разноименные заряды могут приближаться почти до соприкосновения, но создавать общее поле – никогда!

Каждый из людей - сложная структура, а любовь - это когда две эти сложные структуры совмещаются вопреки физическим законам. Потому что мы всегда изучаем законы неживого, растительного и животного мира, а любовь относится к проявлению уровня "человек", на котором затем начнут нам раскрываться законы выше материи.

Законы, действующие на уровне двух основ мироздания, желания (сосуд) и наполнения (свет), изучает наука Каббала и законы этого уровня отличаются от нашего (неживого, растительного и животного) уровня тем, что кроме свойства притяжения или отталкивания, измеряется намерение этих действий – чисто человеческое свойство.

Энергия любви

Предыдущие сообщения на эту тему:

Есть ли любовь в этом мире?

Любовь – веление Природы

Любовь - это закон

Наш мир - вероятностный

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Исследователи из США и ФРГ нашли физический эффект, подтверждающий вероятностный характер нашего мира. Группа физиков предложила экспериментально проверить предположение о том, что окружающий нас мир может быть искусственно созданной иллюзией.

Однако обсчитать всю вселенную никакой суперкомпьютер не в состоянии. А значит, в наблюдаемых физических явлениях должен быть обрыв. Такой обрыв действительно существует.

Так учёные пришли к выводу, что существующая вселенная является "в меру достоверной", и фактически подтвердили вероятностный характер окружающего нас мира.

Реплика: Во "Введение в книгу Зоар" описываются все наши особенности восприятия реальности, насколько реален наш мир и субъективен, как меняется при изменении наших свойств и пр.. Вывод: вся реальность находится только в наших ощущениях, зависит от наших свойств, меняется в зависимости от их изменений.

Наши свойства мы можем менять под воздействием высшего света (свойства) и в таком случае ощущаем (попадаем) в иную реальность. Это ощущают каббалисты, которые практически на себе исследуют все возможные реальности (все 5 миров) и достигают общей полной реальности (мира Бесконечности).

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мультиверс

Мир за границей владения силы отдачи

В этом мире все относительно!

Улыбка помогает при стрессе

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Психологи подтвердили народную мудрость о том, что улыбка способствует преодолению трудностей, – и даже неискренняя гримаса всё равно поможет вам справиться со стрессом.

Народная мудрость советует любые неприятности переносить с улыбкой. Но действительно ли улыбка способна прогнать плохое настроение и помочь справиться со стрессом?

Исследования показали, что улыбка улучшает физическое состояние: те, кто улыбался искренне, меньше страдали от стресса, чем те, чьё лицо выражало стандартную улыбку.

Иными словами, гримаса улыбки действительно помогает справиться с трудностями. Так что улыбайтесь как можно чаще, даже если вы не чувствуете радости. Просто сделайте это мимическое усилие – и будет вам счастье.

Реплика: Такие действия также вызывают Высшую исправляющую силу, О"М, подобно как мы желаем приблизиться к духовным состояниям, в которых совершенно не находимся, своими механическими усилиями уподобиться им, возбуждаем на себя эти желаемые состояния. Принцип тот же - и поэтому работает. Мы ведь находимся в той же системе сил мира бесконечности, и если пользуемся подобием высшей ступени – в этой мере что-то получаем от нее.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Натянутая улыбка помогает в борьбе со стрессом

Улыбка малыша - наркотик для матери

Улыбка - залог долголетия (клип)

Страница 62 из 81« Первая...6061626364...Последняя »