Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
Как уловить интегральную силу природы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Системообразующий фактор нового общества – это Высшая интегральная сила природы. Это звучит как некое абстрактное утверждение, ведь если привести на рельсы научности каждый термин, он начнет хромать и сбоить.

Ответ: Да, так же как и всё остальное, что мы не можем попробовать своими руками.

Но, с другой стороны, у нас существует множество материалов от уважаемых ученых, которые говорят об этом исходя из своих экспериментов и научных данных.

Кроме того, если мы возьмем современную физику или даже биологию, то очень многие открытия считаются открытиями не потому, что мы их исследуем и получаем непосредственный, явный результат, а опосредованно, через что-то. Откуда мы знаем, что это волны или это частицы, что они проходят или не проходят через решетки? То есть мы делаем вывод о самом явлении на основании косвенных наблюдений.

То же самое и здесь. На самом деле это чисто научный подход, ведь мы исследуем природу относительно нас. Мы только не привыкли говорить об этом, поэтому нам кажется, что то, что мы наблюдаем, это абсолютно. Это – тоже относительно нашего восприятия, нашего мозга, нашей системы восприятия и осознания, анализа явлений.

Так что, всё это – в чем-то относительно. Но те наблюдения, из которых мы выводим существование интегральной силы природы, сами по себе строго научны, и приводят к такому выводу. То есть то, что нам не известно об этой интегральной силе природе, мы явно не видим в наших экспериментах, например, отклонение стрелки, счетчика и т.д. Но мы постоянно приходим к необходимости предположить, что такая сила существует, потому что видим множество явлений, исходящих как бы из одного центра, из одной силы, из одного направления. 

Откуда мы, вообще, знаем что-то о чем-то? Когда мы получаем какие-то следствия бомбардировкой частиц по металлу, мы предполагаем, что именно это так и происходит, именно это и существует. Получили какую-то частицу, – никто ее не видит, не попробовал на вкус. И все наши исследования такого типа.

Тем более исследования еще более тонких сил материи, когда мы говорим об общей силе, которая стоит за всеми физическими проявлениями, и ее невозможно уловить с помощью каких-то инструментов. Мы никогда не сможем построить физический прибор, который уловит общую силу природы, а только ее следствия.

Из передачи "Интегральный мир. Формула интегрального общества", 01.07.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смягчить управление природы

Всё порождается единой силой Природы

Неделимая природа

Зрение показывает только то, что мы уже видели?

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: Зрение не снабжает человека объективной информацией об окружающем мире – оно показывает нам то, что мы не раз уже видели. Исследователи 90-х годов занялись решением проблемы необъективности получаемых мозгом зрительных стимулов.

Мозг обрабатывает полученное на сетчатке изображение, основываясь на том, что раньше значили подобные картинки. Так, методом проб и ошибок составляется статистическая таблица: что могло бы значить то или иное изображение, и с какой вероятностью. Все, что мы в настоящий момент видим, определено полученным ранее мозгом распределением вероятностей того, чем именно вызвано появляющееся на сетчатке изображение. Значит, и ошибки, и иллюзии зрительного восприятия имеет смысл обсуждать с тех же статистических позиций.

Дарвин, сам создатель теории эволюции, отмечал, что трудно поверить в то, что столь сложный живой прибор, как глаз, создан в ходе естественного отбора путем проб и ошибок. Но ученые установили, что светочувствительные клетки глаза – "палочки" и "колбочки" – на начальной ступени эволюции располагались в головном мозге (это было задолго до появления млекопитающих). С течением времени часть этих клеток переместилась и образовала отдельный орган – глаз. По мере его совершенствования глаз научился не просто определять наличие света, но и формировать сложные картины окружающего мира.

В мозге содержатся также два разных вида светочувствительных клеток. У большинства примитивных существ один из видов клеток мигрировал в глаза, а второй остался в составе мозга. У человека же в глаза "переселился" второй тип, из них образовались палочки и колбочки.

Реплика: Согласно каббале, "вокруг" нас ничего нет, все кажущееся нам существующим – иллюзия. Все ощущается в нас самих – мы и окружающий нас мир. Меняя себя, свои свойства, что и позволяет делать каббала, мы можем "менять окружающий нас мир". Вернее, мы начинаем ощущать его относительность, зависимость картины окружающего мира от свойств человека (наблюдателя). См. "Введение в книгу Зоар".

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все перемены во мне, а не вовне

Восприятие реальности: сон или явь?

Рисунки моего эго

Разум коллективный и духовный

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: Если муравьям приходится иметь дело с большим объемом информации, решение принимает колония в целом, поскольку отдельно взятая особь в этом случае непременно ошибется.

Чтобы проверить это, ученые создали несколько искусственных гнезд, в которых муравьи могли бы поселиться. Выбор предоставляли либо отдельным особям, либо колонии в целом. При восьми потенциальных местах для колонизации на насекомых обрушивалась лавина данных.

Если решение зависело от колонии, то и при множестве вариантов насекомые останавливались на оптимальном. Иными словами, муравьи будто бы осознают ограниченность индивидуальных умственных способностей, и при информационной перегрузке решение оставляют за всей колонией. Разрозненные данные каким-то образом распределяются и анализируются внутри сообщества, хотя как именно это происходит, еще предстоит выяснить.

Реплика: В природе предпочтение отдается только группе, а не индивидууму, поскольку там нет свободы воли. А в духовном пути наоборот, выбор за индивидуумом. Так и в человеческом обществе, все решения должны достигаться вместе, усредненным результатом, но направление духовного движения обязан указывать видящий этот путь, уже прошедший его, т.е. духовный путь диктуется ведущим (Моисей).

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему мы следуем за толпой?

Не интеллект индивидуума, а группа – залог успеха

Тайны коллективного разума

Что говорит астрофизика

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Л. Гиндилис, астрофизик, член АН космонавтики): Если говорить о планете, как о едином организме, она явно болеет. Проблема в том, что критическая точка не за горами, мы уже вступили в переходную фазу. Из нее может быть несколько путей, включая самоуничтожение и гибель биосферы.

Какой путь выберет человечество – зависит от его свободной воли. Пора переходить от эгоистического мышления к планетарному. Человечество должно найти в себе силы изменить собственное сознание, отказаться от идеологии потребительства, перейти от вражды к сотрудничеству. Сейчас мы свернули с предназначенного пути и встали на путь индивидуализма и разъединения. Нам говорят, что конкуренция – двигатель прогресса. А разве органы человеческого тела конкурируют между собой?

Реплика: Вот так ученые уже начинают говорить словами каббалистов! Остается им только понять, а как совершить тот переход от отторжения к единению. Надеюсь, они раскроют для себя методику изменения человека – Каббалу.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разум и механизмы эволюции

Критическая точка

Цивилизация нуждается в новом источнике знания

У бактерий найдены социальные роли

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Популяции морских бактерий складываются из мирного населения и клеток-охранников, которые с помощью антибиотика подавляют рост конкурирующих сообществ.

До сих считалось, что формировать социум и распределять между собой роли могут только растения и животные, но не одноклеточные прокариоты.

Исследователи из МТИ (США) показали, что бактерии тоже способны вступать в социальные отношения. В статье, опубликованной в Science, речь идёт о том, как отдельные представители бактериальной популяции защищают её от враждебной группы.

До сих пор считалось, что бактерии действуют по принципу "каждый за себя", то есть у каждой отдельной клетки есть всё необходимое, чтобы дать отпор конкуренту. Действительность оказалась иной: в каждой популяции есть группа клеток, которые синтезируют антибиотик, губительный для чужаков. При этом остальные члены сообщества этот антибиотик не вырабатывают, но обладают устойчивостью к нему. В итоге получается нечто вроде социальной структуры, где "мирное население" группируется вокруг индивидуумов, располагающих химическим оружием. Кстати, ответственными за безопасность сообщества, оказались гены, имеющие отношение к антибиотикам – всегда считавшиеся заведомыми "эгоистами".

Реплика: Это и неудивительно, ведь именно развитый эгоизм вызывает необходимость в объединении ради защиты – так и у нас, в итоге кризиса, мы обнаружим, что для выживания нам необходимо объединиться выше и вопреки нашему индивидуалистическому эгоизму.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сотрудничество превыше конкуренции

Природа – великий конструктор

Единый организм

Ученые говорят, как мы

М. Менский (доктор физмат. наук):

- я - часть мира, и весь мир - одно целое и неделимое.

- в природе всё находится в равновесии.

- если одно животное убивает другое, чтобы получить пропитание, это понятно – ему нужно жить. Но оно никогда не убивает потому, что убить приятно – этого нет в природе.

- человек перестал руководствоваться принципом добра с точки зрения всего живого.

- переход к альтруистической идеологии, к альтруистическим принципам, когда принимаются во внимание интересы всего живого - насущная проблема человечества, и без этого оно не выживет.

- чтобы не допустить кризис, нужно изменить сознание людей.

- если понять, что мы действительно приближаемся к глобальному кризису, то для спасения человечества большинство людей должно перейти к новому сознанию, альтруистическому. В этом, собственно, и заключается спасение мира.

- чтобы все остальные были по отношению к нему хороши, он сам должен быть хорош по отношению к другим.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переход к интегральной системе

Наука: момент истины и пределы возможностей

Зачем цитировать ученых?

Раскрыть или утаить?

каббалист Михаэль ЛайтманВо времена пророков каббалисты слегка приоткрыли свои знания мудрецам народов мира. Аристотель, Платон и другие древнегреческие мыслители действительно стремились узнать истину, без всякого злого умысла. Кстати, в ту эпоху многие неевреи присоединились к народу Исраэля и некоторые из них достигли высоких ступеней.

Что же касается философов – базируясь на почерпнутых из каббалы сведениях, они разработали теологию. Ее подход представляется людям мудрым и самодостаточным. Ведь их желание относится к АХАПу, и они просто не могут уразуметь, что существует еще одна возможность. Человек не в силах возвыситься над собственным желанием.

И потому, как пишет Книга Зоар, плакал Рашби: "Горе, если раскрою, и горе, если не раскрою. Без раскрытия – как люди достигнут конца исправления? Ведь у них не будет источника света, который имеется только в моем поколении". Рашби был последним из тех, кто еще до крушения постигал все светá трех первых сфирот мира Ацилут, т.е. личного конца исправления всех 125 ступеней.

"Если я не раскрою это в виде письменного первоисточника, дýши с духовным устремлением никогда не смогут привлекать свет и использовать его для исправления. А с другой стороны, если я раскрою мудрость, то народы мира наверняка извратят ее еще сильнее". Рашби уже видел, чтó произошло со времен пророков и до его эпохи. Что же будет дальше? Если мудрость попадет в дурные руки, какие несчастья это повлечет за собой?

Рашби все же написал Книгу Зоар, но и утаил ее. А затем, по воле высшего управления, она попала к рабби Моше дэ-Лиону, вдова которого продала ее, когда осталась без средств. Так Книга Зоар раскрылась миру – и действительно, это привело к многочисленным изъянам и исправлениям. 

Вопрос: Чем руководствуется каббалист, решая, раскрыть или утаить мудрость?

Ответ: Велением времени. С одной стороны, Рашби знал, что его время – это период нарастающего сокрытия, который должен продлиться до почти полного разрыва между исправлением и разбитыми решимот. Однако он обязан был оставить между светом Бесконечности и решимот на уровне этого мира тонкую ниточку света, которой люди смогут воспользоваться. Это и есть Книга Зоар. Она как лестница, основание которой стоит в этом мире, а вершина достигает небес – трех первых сфирот мира Ацилут и света конца исправления.

К тому же Зоар написан с помощью ученика рабби Аба, скрывшего суть таким образом, что найти ее может лишь тот, кто освоил науку каббала и пребывает в отдаче. А остальные видят в Зоаре просто истории – однако и из этих "историй" многие детали и термины были почерпнуты на нужды фальшивых учений. Эгоистическое желание по-всякому искажало и преломляло эту книгу в своем кривом зеркале, как будто она рассказывает о силах, воздействующих на судьбы людей в нашем мире.

Если же взглянуть сквозь призму желания отдачи, мы видим, что речь идет об исправленных и неисправленных частях души, которые имеют те или иные названия. Книга Зоар повествует о внутренних исправлениях, а не о телах, с которыми вообще не ведется расчет.

Вопрос: Учитывает ли каббалист потенциальные изъяны раскрытия? Или он смотрит только на исправление?

Ответ: Если бы Рашби не учитывал изъянов, то и не плакал бы в раздумьях. И все же без них не обойтись. А в итоге, хотя и кажется, что "служанка" воцаряется в доме "госпожи", – именно так она помогает ей раскрыться.

Вопрос: Бааль Сулам, в отличие от Рашби, раскрыл всё, что мог…

Ответ: Потому что пришло время. Наступила особая эпоха, и Бааль Сулам писал, что рад родиться в такое время, когда можно раскрывать науку каббала.

Ну а сегодня мы уже отстаем от развития событий – время требует раскрывать и распространять намного больше, чем раскрываем и распространяем мы.

Итак, всё дело именно в велении времени. Без него мы не стали бы обращаться к массам – это должно быть ясно.

Из урока по статье "Служанка, наследующая своей госпоже ", 03.09.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этот изменчивый мир

Мудрость на продажу

Почему все же существовал запрет на каббалу?

Этот изменчивый мир

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда каббалист раскрывает методику исправления, достаточно ли для этого его книг? Или должен быть тот, кто правильно воспользуется ими?

Ответ: Ари в своем поколении изложил методику устно, а последующие три поколения переложили ее на бумагу. Затем пришел Бааль Шем Тов и начал претворять методику в жизнь. Его дело продолжили многочисленные ученики – большие каббалисты, широко и подробно писавшие о науке каббала.

Кроме того, в истории действовали такие личности как Спиноза, Маркс и Эйнштейн. В самых разных нерелигиозных формах они выражали свое отношение к обществу, к науке, к восприятию реальности – и тем самым расширяли для всего мира подступы к этой методике.

Например, Маркс, вне зависимости от того, что ему было известно, по сути, начал говорить о реализации науки каббала в человечестве. Что такое "социализм", если отвлечься от фальшивого советского паллиатива? Это методика нашей взаимосвязи в едином социуме, на равных, в объединении, которым мы охватываем свою жизнь. По сути, речь идет о каббалистических принципах. Вот и выходит, что Маркс – это один из "ангелов" в руках Творца.

Что сделал Спиноза? Он вывел еврея из внешних рамок иудаизма и "встряхнул" его, чтобы альтернативным путем подвести к новому взгляду на духовное, не ограниченному лишь внешним выполнением заповедей, но содержащим еще одну составляющую.

И неважно, насколько точно выдерживалось направление, – Творец выстроил развитие таким образом, что для той эпохи этого было достаточно.

А затем Эйнштейн сделал то же самое в научной сфере, открыв понятие относительности и естественный природный предел – скорость света. Он исследовал взаимоотношения между материей и неведомым прежде измерением в условиях меняющегося времени и расстояния, в изменчивой реальности, где всё относительно. 

Так, постепенно, все пути ведут к новой картине мира, который теряет былую стабильность и становится изменчивым в восприятии человека.

О том же говорит и наука каббала: всё меняется сообразно с нашими свойствами. Прямо сейчас мы можем изменить свой мир, всё, что перед нами предстает, – если поднимемся на уровень более высоких желаний. Тогда нам откроется другой мир, другие силы и взаимоотношения, и вместо нынешних людей мы увидим совершенно другие создания – души.

Через всевозможные промежуточные этапы, через виртуальный мир мы приближаемся именно к такому восприятию. Множество людей действовало на этом пути, помимо тех троих, что мы упомянули. По большому счету, нет ни одного элемента в истории, который не вел бы к этой точке исправления. В итоге, всё фокусируется на ней.

Из урока по статье "Служанка, наследующая своей госпоже ", 03.09.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раскрыть или утаить?

О каббалистической революции и о тьме перед рассветом

Постижение реальности: от Ньютона – до каббалы

Ученые засняли видео выше скорости света… (клип)

Ученые изобрели камеру, которая может снимать 1 триллион кадров в секунду, и смогли произвести съемку выше скорости света…

Скорость распространения альтруизма и эгоизма в обществе одинакова.

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование (журнал Proceedings of the National Academy of Sciences): Альтруистичное и эгоистичное поведение распространяются в обществе с равной скоростью. Ученые предлагали добровольцам сыграть в социальную игру, в ходе которой они могли жертвовать свои "деньги" (всего у них было 20 условных единиц) на общее благо или оставлять их при себе.

В каждом раунде участников делили на группы по четыре человека, причем, члены группы не знали, какое решение принимает каждый из них. "Деньги", отданные на нужды общества, в конце каждого раунда умножались на 0,4. Сумма денег, которые участники оставляли при себе, не уменьшалась и не увеличивалась. Таким образом, наиболее выгодной стратегией являлось пожертвование всех денег на общее дело, но только в том случае, если так поступали все участники.

В конце каждого раунда участники узнавали, как поступили остальные члены группы (имен при этом не называлось, то есть участники не знали, кто конкретно какую стратегию выбрал). В следующем раунде все участники перемешивались, и игра проводилась снова.

По итогам нескольких раундов ученые анализировали, как менялось поведение участников в течение игры. Оказалось, что если в одном из раундов человек сталкивался с проявлением альтруизма, то в следующем раунде он с большей вероятностью сам жертвовал "деньгами". Эгоистичное поведение распространялось по тем же законам.

Это не первая подобная работа, выполненная исследователями. Ранее они показали, что ощущение счастья и одиночество распространяются в обществе так же, как инфекционные заболевания.

Реплика: Все зависит от нашего выбора к добру (объединению) или ко злу (отдалению), но всегда в равных возможностях находится перед нами…

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вынужденный альтруизм эгоизма

Альтруизм - не более 10% или все 100%

Чудесная метаморфоза отъявленного эгоиста

Вынужденный альтруизм эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Р.Аксельрод, книга "Эволюция кооперации"): При исследовании

теории игр, в частности, двух игроков, у каждого из которых на любом ходу игры есть возможность предать партнера или играть честно, выяснилось, что если игра повторялась долго среди множества игроков с разными стратегиями, "жадные" стратегии давали плохие результаты в долгосрочном периоде, тогда как более "альтруистические" выигрывали. Это демонстрирует возможный механизм эволюции альтруистического поведения из механизмов, которые изначально чисто эгоистические, через естественный отбор.

Условия стратегии, для достижения высокого результата:

1. Добрая, не предавать, пока этого не сделает оппонент, не бить первым соперника.

2. Мстительная. Нельзя быть слепым оптимистом. Она должна всегда мстить. Пример немстительной стратегии – всегда сотрудничать. Это очень плохой выбор, поскольку "подлые" стратегии воспользуются этим.

3. Прощающая - важное качество успешных стратегий уметь прощать. Отомстив, они должны вернуться к сотрудничеству, если оппонент не продолжает предавать. Это предотвращает бесконечное мщение друг другу и максимизирует выигрыш.

4. Не завистливая, не пытаться набрать больше очков, чем оппонент.

Таким образом, эгоистичные индивиды, во имя их же эгоистического блага, будут стремиться быть добрыми, прощающими и не завистливыми.

Реплика: Даже логика игр доказывает нам, что доброе применение нашего эгоизма выгоднее его злого использования. Сам эгоизм не исчезает, а меняется его применение (стратегия) – от слепого индивидуального, ведущего к проигрышу, к осознанному сотрудничеству, ведущему к выигрышу.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две стороны одного эгоизма

Чудесная метаморфоза отъявленного эгоиста

Альтруистическая "рубашка" для эгоизма

Обновление психологии человека

каббалист Михаэль ЛайтманЛюди, проходящие  интегральное обучение, должны знать, что они собрались вместе не как обычная группа, где происходит милое общение, которое, может быть, ни к чему и не приводит: поболтали и разбежались. Они собрались вместе для того, чтобы соединиться между собой и в этом соединении нащупать следующий уровень своего восприятия, своего общения, своего состояния.

Дело в том, что всё, на чем мы базируемся в нашей обычной жизни, приходит к нам от неживого, растительного и животного уровней природы. Поэтому ученые-психологи занимаются психологией животного уровня человека. А мы занимаемся психологией Человека, психологией "очеловечивания" людей.

Поэтому перед началом занятий надо объяснить людям их задачу, чтобы они понимали, насколько она серьезная, особенная, и требует от них определенных внутренних напряжений.

В своей обычной жизни мы руководствуемся инстинктами, которые приходят к нам из древних времен, от стадного чувства, царившего задолго до появления культуры, развития цивилизаций, а тем боле технического, технологического и общественного прогресса. Мы пользуемся этими инстинктами неосознанно, но они во всем руководят нами, и мы не можем от них избавиться.

В этом заключается провал любой психологической терапии, ведь мы пытаемся лечить человеческое общество, общение между людьми и самого человека, но как часть общества, на том же уровне, на котором он сегодня находится. Мы как бы пытаемся менять инстинкты, коммуникацию между ними, а это практически невозможно. 

Мы ставим человека в определенные узкие границы, в которых существует какая-то коррекция, вследствие чего ему удобнее делать так или иначе. Он как-то комбинирует внутри себя свои инстинкты, немного манипулирует ими, и нам кажется, что тогда он ведет себя правильно, согласно требованиям общества, семьи и т.д.

Но для того чтобы сегодня добиться от человека правильного поведения, этого недостаточно. Поэтому в последнее время и развилась психология, чтобы каким-то образом нащупать путь к изменению человека, общества, человека в обществе. Но, в принципе, она должна обнаружить свою изначальную несостоятельность и подняться на следующий уровень.

Из беседы об интегральном воспитании, 29.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

От дремучих инстинктов к уровню "Человек"

Загадочный "подъем над собой"

Осмысленное рождение человечества

У человека нет выбора

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (В. Ключарев, нейробиолог Университета Базеля, Швейцария): Изучая активность нейронов, нейроэкономисты приходят к выводу, что человек несвободен в принятии решений - они предопределены. Если на вход (в мозг) подана определённая информация, то на выходе получится вполне прогнозируемый результат. Существует некий продетерминированный механизм принятия решения.

С нейробиологической точки зрения, решение – это паттерн активности нейронов. Наш мозг на входе получает очень "шумную" информацию, имеет смысл накопить её во времени, проинтегрировать и только при достижении определённого порога, сделать выбор в пользу наиболее оптимального решения. Если мы придерживаемся этой нейронной модели, которая аккумулирует информацию, сравнивает альтернативы, и на основе этого принимается решение - исчезает понятие "свобода". В этом плане каждый человек – своего рода марионетка.

На мой взгляд, представление о свободе – некая социальная иллюзия. Это не новая идея. Если обратиться к работам Спинозы, Канта, то мы найдём те же взгляды, только изложенные с философской позиции. Мне нравится высказывание Спинозы: "Человек обманывает себя, говоря о свободе. Просто он не знает реальных причин своего поведения".

Реплика: Каббала говорит об иллюзии свободы на первых страницах учебника для начинающих. Потому что первая ее задача – привести человека к условиям, в которых у него появится свобода принятия решений и действий. Но такие условия возникают при изучении каббалы, как методики исправления нашей эгоистической природы на противоположную, альтруистическую с помощью возбуждения в себе силы отдачи - света.

Только в мере проявления в человеке наравне со свойством получения свойства отдачи, двух противоположных свойств, сил, качеств, - он получает возможность в их правильном сочетании действовать свободно – в средней линии.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Иллюзия свободы

Связь веры в свободу воли и поведения

Свобода или иллюзия свободы

Методика управления будущим

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Конгресс США, рассмотрев труды специалистов по политическим наукам, решил, что они не стоят государственной поддержки. Задача экспертов - предсказывать будущее властям. Однако анализ достижений политической науки показал, что ученые, получавшие миллионные гранты от правительства, не смогли предупредить о появлении Аль-Каиды, волне арабских революций. И нет никакой уверенности, что смогут предсказать что-нибудь существенное в недалеком будущем.

Американский психолог Ф. Тетлок еще в 1980-е годы провел систематический опрос 284 крупнейших экспертов, которые прогнозировали политические события в отдельных странах. Итоги исследования, как сказал его автор, таковы, будто вместо ученых будущее предсказывали шимпанзе, швыряя дротики в доску с ответами.

Самым скандальным провалом политических наук за всю их историю был распад СССР и падение коммунизма. Казус холодной войны, обошедшейся Америке в триллион долларов – лишь самый наглядный из промахов социальных наук. Собственно, ничего другого в их анналах и не числится.

Так происходит с политической наукой в целом, потому что она - не наука вовсе, ибо в отличие от естественнонаучных дисциплин не обладает предсказательной силой и может объяснить, как каждый политический ученый пожелает, что было и что есть, но никогда - что будет.

Пожалуй, этот очевидный факт должен радовать всех, кроме профессоров, оставшихся без грантов. Никто не знает будущего, что обещает жизнь с открытым концом.

Реплика: Воистину, наше время – время прозрения, правда, к сожалению, постепенного прозрения и зачастую, запоздавшего. Остается осознать самое большое заблуждение: "будущее совершенно предсказуемо, если мы знаем, как его строить".

Человечество находится внутри среды, называемой "Природа". Как Человечество, так и Природа - являются системами, которые имеют свои законы поведения и развития. Их взаимное влияние можно и нужно изучать, а главное - изменять. Меняя Человечество.

Это возможно введением методики "Интегрального образования". Даже ограниченное применение этой методики вызовет явную положительную реакцию, как в Обществе, так и в окружающей его Природе - и станет, таким образом, наглядным примером и доказательством правильности и действенности "Методики управления будущим".

Предыдущие сообщения на эту тему:

Деннис Медоуз (автор доклада "Пределы роста") – о будущем

Непредсказуемый мир будущего

Отличительные черты общества будущего

Мы - часть природы

Мнение (Н.Моисеев, академик РАН):

Постановка задачи: Надо уметь объяснить, что люди — это тоже часть

Природы, и мы следуем ее законам, ее логике. И нарушение этой логики смертельно для общества. Уже на первой лекции надо объяснить, что человек обладает свободой воли, которая может ему открыть будущее, и в то же время она может нести для него смертельную опасность. И надо научиться просто говорить об этом дуализме, этой противоречивости, которая и составляет суть наук о человеке и его поведении в природе, неоднозначности его реакций, сути разумности.

Должны быть разные взгляды: Различие людей, условий их жизни порождает и различие интерпретаций. И этих различий не следует бояться. Они помогают увидеть предмет с разных сторон.

Человек принадлежит системе: Вселенная - система, т.е. совокупность, связанных между собой, элементов. Частью этой системы является и Солнечная система, и Земля, и Человек. Этот самый человек, принадлежа системе, может изучать ее свойства только изнутри, только то, что доступно некоторой его окрестности.

Вот почему люди способны постигать лишь некоторую часть свойств Вселенной. И так будет всегда: как бы ни была развита наука, нам будут доступны лишь самые малые сведения о ней. Мы всегда будем знать лишь малую толику того, что значит Вселенная, - знать лишь конечную часть бесконечного множества.

Периоды спокойного развития сменяют  неизбежные  катастрофы: Понять  настоящее,  а тем  более  заглянуть за горизонт, можно, только  зная процесс становления человека как биологического вида, его культуры, цивилизации  в  целом. Надо  знать  истоки  и  особенности  процессов самоорганизации биосферы, которые и создали человека. А мы уже знаем много. Знаем, например, что периоды спокойного развития сменяют  неизбежные  катастрофы,  переводящие  пути  развития  в новые каналы.

Маугли не стал бы человеком: Феномен духовного мира - это эффект эволюционного  развития, но не  биологического, а общественного. Я бы специально разобрал пример типа Маугли и объяснил, почему он никогда не смог бы стать человеком. Понимал ли это Фрейд?

Множественность общества: Важно объяснить феномен множественности культур как залог стабильности общества, как аналог биологического разнообразия. Для этого удобно использовать пример рассуждений Руссо и показать, где он был прав, а где не прав.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Следующий этап развития человечества

Разум и механизмы эволюции

Вся природа – единый организм

Страница 63 из 81« Первая...6162636465...Последняя »