Хорошее образование – это когда люди получают знания вместе с объяснением, которое они готовы усвоить. Ведь многие факты, которые мы, особенно в детские годы, получаем без объяснений, остаются в нас, подобно вирусам, и избавиться от них уже невозможно. Подсознательно мы используем этот багаж фактов, считая их верными, хотя на самом деле они ложны и часто "ставят нам подножку".
Всё это из-за того, что в детстве и юношестве нас пичкали всевозможными "непреложными" истинами, не объясняя их. С тех пор они отпечатаны внутри, и деться от них некуда. Как ни старайся, ты не властен над тем, что в тебе отпечатано.
А потому всякая вещь должна сопровождаться ясным объяснением. Не надо путать человека витиеватыми построениями, основанными на высшей математике, – он должен получить понятную, доступную трактовку, а иначе знания превращаются в лозунги, в аксиомы и не продвигают его вперед. Развиваться надо посредством здравого смысла, когда человек хорошо усваивает объяснения. А кроме того, надо поддерживать адекватный темп, чтобы избыток информации не блокировал способность к усвоению.
Правильное образование лишено бездоказательных фактов. Ведь люди не смогут верно применять их, а избавить их от этого балласта очень тяжело. Невозможно работать с фактами, если тебе неизвестны их причины и следствия. В таком случае они не позволяют составлять общую картину реальности. Вместо этого человек относится к ним как к незыблемым законам.
А между тем, в реальности вообще нет законов – мы сами создаем их в себе. Рождаясь, я, по необходимости, начинаю формировать картину мира, связывая друг с другом его части. Ведь мы происходим из разбиения, и вся наша действительность состоит в том, чтобы собирать мозаику ее частей – на всех уровнях, на всю глубину, от этого мира до Бесконечности, постоянно добавляя всё новые качественные и количественные штрихи. Ведь картина эта многомерна.
Так вот, ультимативно диктуя человеку, как складывать те или иные части, я ставлю его на ложный путь, и он продолжает действовать по указке, поскольку не умеет сам проводить анализ и находить связь. Вместо готовых ответов и голых фактов, я должен дать ему учение, методику, руководство к действию.
Вот почему современное образование терпит крах. Ведь мы штампуем "солдат", умелых "работников", а не по-настоящему творческих людей, умеющих собирать кусочки мозаики.
Вопрос: Нельзя ограничиваться одними фактами, даже если они верны?
Ответ: Дело не в фактах. Человеку нужны не просто знания – он должен развивать свой разум, складывать вещи, которые до него еще никто не сложил. Ему нужно привить подход, новую программу, позволяющую самостоятельно, в себе формировать картину реальности.
Ребенок не научится на действиях, к которым его принуждают, – это дает очень ограниченный эффект. Если я что-то говорю ему, то обязан объяснить, почему это так. Иначе я вношу в него еще один "вирус", и он не сможет рационально использовать эту "истину", отчеканенную внутри. До конца его жизни она будет всплывать в подсознании, вызываемая соответствующим контекстом, и только смерть тела положит этому конец.
Вопрос: В период сокрытия мы тоже используем "лозунги", которых еще не понимаем. Почему же для нас они не являются "вирусами"?
Ответ: Всё верно, в науке каббала есть свои "девизы": "Нет никого, кроме Него", "Добрый и Творящий добро", "Возлюби ближнего, как себя" и т.д. Однако они проистекают с более высокой ступени и просто не могут прийти к нам иначе. Мы "глотаем" эти "вирусы", стараемся искусственно формировать себя в соответствии с ними и тем самым привлекаем свет, возвращающий к Источнику. А он уже исправляет и поднимает нас, обеспечивая новым миропониманием, новым разумом и новым чувством.
С другой стороны, в нашем мире мы "глотаем" ложные факты, вместо того чтобы обретать здравый смысл, и это не позволяет нам двигаться вперед, сочетая все части, изучая верную картину мира и развиваясь на ее основе.
Ведь в нашем мире я могу действовать самостоятельно, тогда как вступить в духовное собственными силами мне не удастся никогда. Напротив, я должен стараться реализовывать на себе законы духовного мира, включаться в них по мере сил – и тогда высший свет поднимет меня туда.
Таким образом, в духовном действуют положительные, а не отрицательные "вирусы": сидеть рядом с великими, возвышать товарищей в своих глазах, постоянно тянуться к свету, о котором не имеешь никакого представления… Всё это – не факты для меня, и тем не менее, полезно получать их из духовного мира.
Даже книги каббалистов – "вирусы" в нашем восприятии. Ведь они говорят о вещах неосязаемых, невиданных и неслыханных. Однако я изучаю эти тексты, чтобы захотеть подняться с их помощью. Пускай меня поразят их "вирусы", и я заболею любовью. Тогда-то я и приду к ней.
Из урока по статье "Поручительство"", 12.06.2012
Предыдущие сообщения на эту тему:
Путешествие к основам мироздания
Шаблонное образование
От оценок к ценностям
Тема : Духовная работа, Каббала и другие науки, Распространение методики
Комментировать