Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
Найти общий язык с учеными

fila_obyasnenie_100_wp.gifСообщение: Уважаемый г-н Лайтман! Этот человек изложил теорию духовного поля. В ней есть логика. Нужны исследования. Я могу встретиться с Вами - это в ваших интересах. Время удобное для Вас. Моя профессия - теоретическая ядерная физика.

Ответ: Готов встретиться, но встреча ни к чему не приведет. Вы вначале должны понять точку зрения каббалы на восприятие реальности. Исходя из этого, возможно встреча поможет мне, как каббалисту, найти еще более простые объяснения.

Сообщение:
…многие научные изыскания проводятся, с точки зрения каббалы, за масхомом.

Ответ: непонятно: кроме каббалистов кто находится по ту сторону махсома и проводит там научные изыскания, не своими исправленными намерениями, а иным средством? Как такое возможно? Ведь желания и намерения в нас, а не снаружи. Если обрел экран, прошел махсом – ты каббалист и экраном исследуешь, заключенное в тебе в потенциале мироздание. Ты его развертываешь своим экраном из потенциала (решимот) – в картину.


Сообщение: например, если вам, не прошедшему махсом, ученый попытается дать ответ, что первично, яйцо или курица, вы не сразу разберетесь в самом смысле вопроса…

Ответ: Смотрите, что пишет Бааль Сулам в ТЭС ч.1 «Внутреннее созерцание»: Одной мыслью все создано от начала и до конца и нет последовательности действий, а все, что произошло – появилась мысль, а затем в человеке последовательно, в мере его духовного развития, т.е. подобия этой мысли, проявляется последовательность его постижения этой мысли. Короче и яйцо и курица создались одновременно.

 

Сообщение: Если окинуть всё глобальным взором, то все науки созданы для обслуживания тела.

Ответ: Науки – это наблюдения нашего эгоизма над тем, что может быть выгодно ему, какие из событий можно использовать себе на пользу, от каких оберегаться. Даже если мы наблюдаем, совершенно отдаленные от нас, явления – все равно мы их наблюдаем и оцениваем в нашем эгоистическом желании и разуме. В нас только они и существуют.

Получается, что Науки – это наблюдения, что может быть хорошо мне. Наше наблюдение исходит из 4 стадий (прямого света, АВАЯ) постижения. Поэтому первоначально мы не видим своего эгоистического потребительского подхода, но затем он все больше проявляется и мы используем науку на службу эгоизму. Человек всегда наблюдает из своих свойств (коль апосель бе мумо посель), из себя.

Кстати, и Каббала также создается в человеке как наука наблюдения из его свойства – но им, сознательно развитого, свойства отдачи. И все наблюдения и исследования – не что хорошо мне, а что может быть хорошо для Творца.


Сообщение: Как духовный Творец творит материальный мир? Космогоническая тема не раскрыта. 
Ответ: Давайте после изучения «ТЭС ч.1. Внутреннее созерцание» и «Вступление (маво) книги Зоар» - статей, объясняющих наше восприятие, будем разбираться дальше. Потому что вне нас ничего нет. Все – в нас, в нашем восприятии. Поэтому вопрос о создании вселенной сводится к вопросу о нашем представлении об этом, а не о вселенной, объективно вне нас существующей.


Сообщение: Меня же не вообще интересует. А конкретный момент создания материи. Грань перехода духовное - материальное.

Ответ: Я уважаю ваше стремление постичь самую глубокую тайну нашего мира, но скажу только одно – этого перехода нет. Хотя я многократно пишу и говорю и Большом Взрыве, создавшем вселенную, но это только для пояснения последовательности нисхождения сил. Как и каббалисты говорят о нисхождении миров, от мира бесконечности до нашего мира. На самом же деле ничего нет до тех пор, пока человек в себе этого не строит.

Что же есть? – Есть точка, желание. Оно растет, развивается, ощущает в себе нечто, называет это «мой мир». Ощущение в себе возможно в двух возможностях (намерениях): «в себя» (получение) и «от себя» (отдача). «В себя» - с этим намерением, подходом желание ощущает себя изначально  и так развивается. Постепенно осознавая его зло, вынуждено перейти ко второму – ощущению в намерении «от себя». Этот внутренний переход в намерении, в методике ощущения – и называется гранью перехода духовное – материальное. 


Сообщение: Мне неизвестно ни единого раза, когда БС называл каббалу наукой, это всегда хохмат каббала.

Ответ: Смотрите, какие аналогии между каббалой и науками нашего мира он проводит в своих статьях – отыщите в колонке справа подходящие статьи!


Сообщение: Спокойно! Люди хотят участвовать в распространении Каббалы в определённых кругах. Почему бы это не обсудить?
В ответ: Вас понял! Успокоился! Вам кажется, что вы сможете найти общий язык с учеными и соприкосновение Каббалы с науками. Если Вы считаете, что сможете таким образом продвинуть распространение каббалы среди ученых, я готов, обязан, в этом моя миссия, содействовать Вам. Спасибо. Жду предложений!  

Физика Высшего Света

gladiator-1_100_wp.jpgНаезд: Как Высший Свет завихряется в вещество нашего мира? Вы это знаете? - Нет! Вот эту ущербность Каббалы я и предлагаю исправить. Если научно показать единство вещества и Высшего Света, Парцуфим и Сфирот, то Учение победит мир. Пока физика не включена в предмет Каббалы, этого не будет.

Попытка оправдаться: Ух, какие мы категоричные! Единство вещества и Высшего Света - нет! Вы не ощущаете высший мир - не потому что он скрыт. Его просто нет, пока вы его в себе не создадите. А у вас отсутствуют соотвествующие органы чувств, чтобы его создать в себе - эти органы надо развить. Методика их развития называется Каббала. Каббала раскрывает вам высший мир тем, что помогает вам развить свойства, в которых вы этот мир себе создаёте.
Наш мир - это то, что создается в нас нашими природными, естественными, данными нам от рождения, органами чувств. Ощущаемое (изображаемое) в них называется материей, наш мир. 
Высший мир - это то, что создается (рисуется, изображается) в нас, обретаемыми с помощью Каббалы духовными органами чувств. Ощущаемое в них, называется свет. 
Наука Каббала никогда не победит науки нашего мира, потому что науки и Каббала воспринимаются нами в различных системах - материальной и духовной. 
Как же пойдет процесс? - Просто человек, убедившись в том, что ощущения в природных органах чувств (земная жизнь, наш мир) горьки, и земные науки, призванные эти ощущения  улучшить, безрезультатны, откажется и от наук и от ощущений, - оставит их только в мере, необходимой для существования, пока еще не создал в себе свойства и, соотвественно, ощущения высшего мира - и перейдет к науке Каббала - к созданию в себе мира (ощущения) вечного и совершенного.

Пробуйте, у многих уже получилось!

Каббала - особое знание!

fila_obyasnenie_100_wp.gifЗамечание: Популизм. Ислам тоже позиционирует себя как науку. Слово религия или учение сегодня отдает жульничеством, а слово наука "должно" вызывать доверие у людей к науке отношения не имеющих. Коммунизм, как мы помним, тоже был научным, и в учебниках по этому "научному" коммунизму тоже были методика и формулы с идиотскими графиками.

Ответ: Ислам – религия, и как все религии основан на некоем откровении, т.е. в основе всех религий лежит некое якобы постижение высшего, а затем передача остальным его наказов-заповедей.

Каббала же говорит только о том, что постигается человеком, не в мыслях, не в иллюзиях, а как постигается наш мир. И только достоверное постижение, измеренное, повторенное у других, принимается за научное, как и в науках. Науки тоже исходят только из опыта, а не фантазий. Графики и формулы должны быть выведены из наблюдений, а не из головы. 
 

Замечание: Вы не правы, когда говорите, что каббала и эзотерика друг друга не дополняют. Надо учитывать, что в воплощения вошли два вида душ - мыслители и чувствующие. И каждая душа по-своему описывает путь постижения. Кстати, эзотерики пошли дальше, чем отождествление с Творцом, и описывают уровни, которые каббала не затрагивает.
 

Ответ: С эзотериком спорить бесполезно, как и спорить вообще: если человек ощущает, то можно говорить об общности ощущений. Если спрашивает, можно отвечать, объяснять. Но если уверен, то не слышит. Правда его - только из собственного ощущения. А отличить психологические ощущения, земные, в эгоистических намерениях, от иных, духовных, пока нет экрана – невозможно. Поэтому каббалисты и скрывали Каббалу столько тысячелетий. Но в наше время, вследствие многих круговоротов жизней, эгоизм уже готов каждого уже в общем готов к исправлению. Поэтому недолго ждать до понимания отличия Каббалы от наук и психологических ощущений (эзотерики).

См. статьи Бааль Сулама: Сравнение Каббалы с науками, Каббала и философия, Наука Каббала и ее суть, Суть науки Каббала. Неужели Вы предпочитаете говорить от себя и только, не обретая знание !? 


 

Определения каббалы современными российскими учеными

s-povorotom_100_wp.jpg Уникальность науки каббала состоит в ее интегративном характере. Каббала стремится привести человека к интегральному, целостному восприятию действительности, когда мир не делится на высший и низший, интеллигибельный и чувственный; каббала стремится открыть некий синтетический взгляд на мир в целом. И как раз такая интенция каббалы сближает ее как с постнеклассической наукой, ориентированной на междисциплинарные исследования, так и с самыми современными философскими направлениями, стремящимися аккумулировать в себе (по возможности наиболее полно) разнообразный опыт философского мышления и ответить на наиболее животрепещущие вопросы современности.

Наблюдаемые аналогии в интенциях современного естествознания и науки каббала позволяют выдвинуть гипотезу, согласно которой синтетическое видение мира, в котором так нуждается современное мышление, может быть конструктивно развернуто лишь в режиме интенсивного диалога разных, если можно так выразиться, культурных программ. Причем каббала в рамках такого диалога выступает в качестве духовного катализатора нового мировоззрения, конструктивным образом сочетающего в себе достижения самой передовой научной и философской мысли.

Свирский Яков Иосифович — доктор философских наук, ст.науч.сотр. института Философии РАН.

 

**

Работы М. Лайтмана интересны тем, что он, во-первых, начал очень глубокое рассмотрение исторического контекста каббалы: когда, где, в каком месте, в каком государстве, в каком идеологическом срезе, при каком менталитете народа начало развиваться это учение. Во-вторых, отмечается не только описательный подход, но и философская часть, которая дает читателю «взгляд сверху» на предмет исследования. В-третьих, до сих пор в России практически не было серьезных работ, раскрывающих это учение во всей его полноте, т.е. из всех учений каббала наименее известна ученым. И поэтому энциклопедичность, которой владеет М. Лайтман в постижении учения каббалы, и его возможности логического изложения, в силу того, что он ученый, создали ценнейший сплав качеств, которые позволили ему передать миру это знание опосредованно, через исторические и научно-философские источники, и, тем самым, открыть для нас такой интереснейший культурный феномен, как каббала.

Что есть каббала – наука, философия, мистика или, быть может, некий совершенно иной вид познания? Здесь немало высказано разных мнений. Автор множества книг о каббале М. С. Лайтман склонен полагать, что в ней есть все «элементы»: и наука (точнее, «преднаука»), и философия, и мистика, и религия и т.д. В большей степени в его позиции преобладает рассмотрение каббалы как «преднауки», и здесь внимание концентрируется на тех «системах знания», которые исторически ей присущи.

 Буева Л.П. - Академик РАО, доктор философских наук, профессор ИФРАН Л. П. Буева

**

Каббала как система выверенных теоретических положений вполне автономна. Ее связь с наукой нынешнего тысячелетия прямая и опосредованная. Прямая, потому что современная наука оживляет многие знания прошлого, которые сегодня она может выразить на языке современной парадигмы. Опосредованная, потому что многие положения каббалы позволяют обогатить современную науку через своеобразный диалог, через духовную перекличку.

Одно из важнейших свойств каббалы – системность ее идей.

Научное познание и развертывание человеческого духа вполне могут быть соединены. Познавая, человек направляет свои усилия не на внешнее порабощение мира, а на соединение духа с постижением мира.

И сегодня ученые все чаще говорят о необходимости переориентировать науку, отказаться от экспансионистских целей и соединить науку с  раскрытием человеческого потенциала.

Судьба современной цивилизации связана не только с открытием нового знания или с конструированием радикально новых систем ценностей. Она во многом зависит также и от процесса творческого осмысления древнего знания. 

Филатов О.К., доктор педагогических наук, профессор, ректор Московского государственного университета технологий и управления. 

**

Каббала, как исторический феномен, явление многоликое. В начальный период своего развития она представляла собой устную традицию, тайны которой не выходили за пределы узкого круга посвященных. Но с появлением печатных изданий, по-прежнему выражаемая намеками в символической и метафорической формах, она всегда создавала возможность для различных интерпретаций. И они постоянно сопутствовали ее истории. Именно поэтому ретроспективно это учение имеет разные школы, направления, течения. Но при этом ее сокровенная суть кардинально не меняется.

О каббале нередко говорят как о тайном учении. Именно ее закрытость послужила поводом для возникновения вокруг каббалы множества легенд, фальсификаций, вымыслов, ненаучных рассуждений и толкований. Лишь в конце прошлого столетия каббала начала распространяться по всему миру. Глубочайшие знания основ мироздания, его законов, методика истинного познания мира и достижения цели творения, заложенные в каббалистических текстах, многие тысячелетия ожидали часа своего полного раскрытия в наши дни – в эпоху, когда в человечестве возникнет настоятельная необходимость в постижении высших законов управления мирозданием для спасения от угрозы уничтожения.

В строгом смысле слова, каббала – это не религия, не средневековая мистика или магия, не набор устаревших верований и предрассудков, не поэтическая фантазия и не отвлеченная философия. Прежде всего, каббала – это методика восхождения к духовности, практическое руководство к постижению себя и всего мира.

Каббала как наука предлагает свой способ исследования мира. Он заключается в развитии у человека способности ощутить скрытую от нас часть мироздания. Слово «каббала» (иврит — «получение») выражает стремление человека получить высшее знание, ощутить подлинную картину мира и получить ответ на вопрос о смысле жизни.

Каббала обладает очевидной системностью. Однако чтобы ее увидеть, нужно проникнуть вглубь каббалистического знания. Это вовсе не какая-то древняя теория, не имеющая с практической стороной жизни ничего общего. Она обращена к человеку лично, являясь для него живой системой особого духовного развития. В ней объясняется не только устройство мира, строение человеческого «я», но и даются конкретные рекомендации, излагаются реальные методы для совершенствования того и другого. В каббале есть теоретическая и практическая стороны, самостоятельные инструменты исследования, постановки опыта и сравнительного анализа, собственный язык и довольно сложный понятийный аппарат. Его наличие обусловлено высоким уровнем отражения действительности.

Основные идеи монографии можно сформулировать следующим образом:

1.  Каббала представляет собой уникальное духовное явление, которое не поддается традиционной религиозной или мистической классификации. Она представляет собой разновидность особого метода научного познания мира. Каббала не является религией. Также было бы ошибкой сводить каббалистическое содержание только к теософским представлениям. Каббала описывает фундаментальные основы бытия, и в известном смысле может рассматриваться как наука.

2.  Каббала не является эклектичным духовным образованием, в котором содержится многое, но нет внутреннего единства и целостности. Напротив, соединяя в себе различные духовные пласты, каббала, вместе с тем, обладает стройностью, соразмерностью и внутренней логикой. Она оказала заметное влияние на европейскую культуру, внеся значительный вклад в различные сферы знания.

3.  Специфика иррационального сознания в каббале обнаруживается в том, что она выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: стремление к познанию сути и смысла жизни, устройства общей системы мироздания, постижение Замысла Творения, определяющего цель всего происходящего и истинное назначение жизни человека.

П.Гуревич –доктор философии, культуролог, профессор, сотрудник ИФРАН.

Каббала и философия

s-povorotom_100_wp.jpgОгромный труд приложила философия, доказывая, что материальное порождается духовным, душа порождает тело. Но это, безусловно, является лишь их выдумкой. Духовное не имеет никакого отношения к материальному, нет никакого контакта между ними.

 

Вся ничтожность и путаница философии в том, что любит гордиться теоретическим пониманием Творца, тогда как каббала основана на Его реальном постижении и говорит только о реально постигаемом.

 

Духовное - представляет собой силу, не облаченную в тело, поэтому у него нет никакого материального образа, нет никакого контакта с материальным. Душа - философия считает духовные сущности непостижимыми, относя их к категории образов чистого разума.

 

Как духовное может порождать и поддерживать материальное? Этот вопрос является трудным только для философов. Для каббалистов этот вопрос не представляет никакой трудности, потому что постигаемое ими – полная противоположность представлениям философов. И, по их мнению, любое качество духовного объекта похоже на качество материального.

 

Но прошло время философов, кончилась их власть. За это следует поблагодарить психологов-материалистов, которые построили свое учение на разрушении философии и таким образом завоевали общество. И уже все понимают ничтожность философии, поскольку она не имеет реальной основы. И не было возможности раскрыть миру каббалу, пока не открылась миру материалистическая психология и не нанесла победный удар по философской теологии.

 

А теперь Каббала сможет доказать свою истинность, в прояснении ничтожности и лжи философской теологии, унаследовавшей в древности трон Каббалы.

 

Основано на: Й. Ашлаг (Бааль Сулам) "Наука каббала и философия".

Наука

na_uroke_100_wp.jpgМир познаваем с помощью науки, которая ничего не объясняет, а фиксирует опыт. Например, наука не объясняет, что такое сила тяготения, а описывает явление притяжения. Цель науки – выдать, на основе имеющихся данных, наиболее точный прогноз. Ошибочно принимают за научные объяснения описание методики получения результатов. Наука - это то, что работает.

Повышение плодородия использованием удобрений лучше, чем подношение богу плодородия. Но если бы исследования показали, что подношение богу плодородия результативней применения удобрений, то подношения были бы признаны в научной среде как научные и перестали бы считаться сверхъестественными. Принцип науки: если «нечто» работает, им занимается наука. Если «нечто» непознаваемо - то и говорить не о чем. (Из присланного)

Страница 81 из 81« Первая...7778798081