Бааль Сулам. Суть науки Каббала (конспект)
Наука Каббала представляет собой причинно-следственный порядок нисхождения высших сил, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, направленным на раскрытие высшей управляющей силы (Творца) человеку в этом мире.
Закон общего: все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию высшей управляющей силы и полностью постичь ее.
Закон частного: до достижения общего совершенного состояния всем человечеством, в каждом поколении отдельные личности могут достичь такого состояния.
Изучая путь достижения Творца, Каббала изучает строение и взаимосвязи духовных тел сверху-вниз, от мира Бесконечности до этого мира, и снизу-вверх, по ступеням, образованные первым путем. Сверху-вниз называется "Порядок нисхождения миров", а второй - "Постижение высшей силы".
Постижение управляющей силы постепенное, в ощущениях, в зависимости от очищения от эгоизма. Постигающий высшую силу, обязан идти снизу-вверх тем же путем, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении высшей силы сверху-вниз.
Каббала изучает неощущаемый мир. Каббалист вначале овладевает его ощущением, а затем занимается его познанием. Не ощущающие высший мир считают, что все изучаемое в каббале абстрактно, оторвано от действительности. Но все наоборот: Каббала описывает только реальную, постигаемую каббалистами, действительность.
Впечатления от высшего мира каббалист не в состоянии выразить звуками или буквами нашего мира, ведь наш словарь возник из ощущений нашего мира.
Мироздание состоит из миров АК и АБЕА, имеющих одинаковое строение. Все проявляется сверху вниз во всех мирах. Отличия миров - в их материале, в качестве желания и поэтому в качестве проявления реальности. Но объекты и формы одинаковы, как печать с оттиском, все детали высшего мира отображаются в низшем мире. Эта связь высшего с низшим называется "корнем и ветвью". Корень, "судьба", заставляет ветвь расти до его уровня, формы и качества.
Язык ветвей - создан каббалистами на связи каждой ветвями в нашем мире с ее корней в высшем мире. Употребляя названия ветвей, они предполагают их высшие корни, говорят о высшем называя их следствия в нашем мире. Но язык ветвей может понять лишь тот, кто ощущает соотношения корней и ветвей, т.е. находится своими ощущениями в обоих мирах. И не удивительно использование "неприличных" названий, ведь нет свободы в их выборе и замене, т.к. обязаны всегда использовать название ветви, указывающие на ее высший корень.
Бааль Сулам. Вступление к науке Каббала (к Птиха, конспект)
Вопрос: Сказано в книге "Зоар", что все миры находятся в человеке, все создано для человека, все существует и развивается благодаря человеку. Зачем это все человеку?
Ответ: Намерение Творца - насладить творения. С появлением у Него мысли об этом, произошло мгновенное воплощение замысла - тут же появились творения в своем совершенстве.
Вопрос: Зачем же Он создал миры, сокращения совершенства, вплоть до самого низкого нашего мира и поместил творения в ничтожные животные тела?
Ответ: в книге Ари "Эц Хаим": "Все создано Творцом таким образом, чтобы проявить совершенство Своих действий".
Вопрос: Но как совершенный Творец совершил столь несовершенные действия, что творения должны сами себя исправить из этого мира?
Ответ: Душа состоит из сосуда (кли, желания) и наполняющего его света (наслаждения), исходящего из самого Творца. Поскольку Творец задумал насладить души, обязан сделать их в желании получить наслаждение. И величина желания определяет величину получаемого наслаждения.
Творец включает в Себя все, кроме творения, потому что творение - желание получать, а Творец - желание отдавать.
Вопрос: Как смог Творец создать того, чего не было?
Соединение и разделение в духовном сводятся к подобию или отличию свойств. Противоположность свойств - крайнее удаление, полное подобие - слияние в одно целое, частичное подобие - определяет расстояние между Творцом и творением.
Души противоположны Творцу: Творец дающий, создал нас в желании насладиться, чтобы насладить. Поэтому в духовном пространстве души крайне удалены от Творца.
Вопрос: Как мог Творец создать себе противоположное?
Только в занятиях Каббалой с намерением "вознаграждения в том, чтобы доставить наслаждение Творцу", заключается особая сила (сгула), приводящая душу к полному подобию (слиянию) с Творцом. Души постепенно приобретают желания от ступеней миров АК и АБЕА, пока не достигают полного слияния с Творцом, что является совершенным наслаждением. Видно, что миры и все в них созданы ради человека, чтобы привести души к совершенству, к слиянию с Творцом.
Пять миров от Творца и до нашего материального мира образовались, чтобы поместить душу в материальное тело нашего мира - окончательную форму желания лишь получать. Поэтому человек в нашем мире своими свойствами противоположен Творцу.
Занимаясь Каббалой, человек постепенно обретает свойство отдачи ступеней миров и, соответственно поднимается, вплоть до отдачи без получения взамен. Этим он полностью сливается с Творцом, для чего и был создан. Поэтому все миры созданы для человека.
Миры - проявления самого Творца, но в них есть изменения, а в совершенном изменений быть не может?
Миры и все происходящее в них (подъемы, спуски, сокращения и пр.) - находятся в душе человека, свойства его души. Все, о чем говорит Каббала, происходит внутри души человека. Все описываемое делится на Замысел и Действие (воплощение).
Состояние душ в мире Бесконечности - в Творце, без различия между ними, в Замысле творения. Это состояние продолжается в мирах АК и Ацилут. Отделение от Творца, от Замысла к Действию, происходит с мира Брия. ЦА произведен на Замысел (центр. точку), действует только относительно душ, выходящих из этой центр. точки, а не Творца.
Как человек скрывается за стеной от посторонних, но не от себя, так миры - 10 занавесей, за которыми скрывается мир Бесконечности, отмеряют свет душе на каждой ступени миров.
Души приобретают свойства света, в зависимости от его силы и качества, определяемые ступенями (фильтрами) скрытия. Но сам свет внутри 10 сфирот неизменен во всех мирах.
Скрывающие экраны действуют только в мирах БЕА, потому что лишь в них находятся души, получающие свет. Но даже в мирах БЕА они считаются проявлением Творца.
Все существующее делится на: сущность Творца, келим и свет. Самого Творца мы не можем ощутить чувствами и понять разумом. В келим есть два противоположных свойства - скрытие и раскрытие. Вначале кли скрывает Творца, образует ступени скрытия. Но в мере исправления души, ступени скрытия обращаются в ступени раскрытия, постижения Творца.
Противоположные свойства скрытия и раскрытия находится в душе, и скрытие сменяется раскрытием. Насколько душа грубее, скрывает Творца в процессе исправления, настолько раскрывает Его в исправлении. Получается, что эти два противоположных свойства - одно.
Невозможно отделить свет от Творца. Сам Творец вне кли неощутим. Мы постигаем только то, что входит в наши души, в наши исправленные свойства. Мы постигаем только то, что приходит от Него, "одевается" в наши души (свойства, в 10 сфирот). Поэтому воспринимаемое от Творца, мы называем "свет", но это субъективное ощущение внутри исправленных свойств наших душ.
Бааль Сулам. Название народа, языка и земли (конспект)
Название народа. "Еврей" - имя народа, происшедшего от Эвера, потомка Шема, потомка Ноаха (Ноя). Авраам был из этого народа, и потому звался "Авраам-еврей". И, пока не стали его потомки народом, их называли "евреи" по имени народа Авраама. Но и после вступления в землю Израиля, народы не желали называть нас "израильтянами", чтобы не признавать нас как отдельный народ. В Танахе: народы называют нас "евреи", но мы себя всегда называем "Израиль" или "иудей". И это наше настоящее имя.
Название языка. От древнееврейского народа к нам пришло лишь написание, но не язык. На сегодня вообще не осталось больше памяти об этом народе.
Имя "Израиль" дано Яакову и его потомкам Творцом (Тора. Берешит, 32:29).
После царя Соломона разделился народ на 10 колен и 2 колена (Йегуда и Биньямин), а название "Израиль" осталось у 10 колен, а 2 колена Йегуды и Биньямина взяли себе название "иудеи".
Вследствие возрастающего эгоизма, 10 колен упали с духовного уровня и потому были изгнаны из земли Израиля, - и с тех пор не найдены их следы. А потомки Йегуды изгнаны после крушения 1-го Храма в Вавилон, вернулись в землю Израиля после 70-ти лет изгнания, и назывались далее "иудеи".
Также и мы называемся "иудеи", потому что происходим от изгнанников Второго Храма, потомков колен Йегуды и Биньямина, которые назывались "иудеи".
Т.о. за народом и за языком надо закрепить лишь одно название - "иудейский".
Название земли. Землю надо называть "Израиль", поскольку она является достоянием всех колен.
Сообщение: Музей будет посвящен исключительно науке Каббала, мистическому еврейскому учению. Он откроет свои двери в Иерусалиме (Израиль), 25 июня.
Иерусалимский Музей Каббалы - единственный и первый в этом роде. В нем будут представлены такие экспонаты, как амулеты, одежда и исторические рукописи.
Музей будет освещать развитие Каббалы от глубокой древности и до наших дней.
Музей будет служить для образовательных целей и обеспечит персональные занятия по Каббале для всех желающих, а также предложит туры по каббалистическим местам в Израиле. Выставки представят детальное описание самых видных каббалистов, раввинов и исследователей Каббалы, их работы и достижения.
Комментарий: В центре ББ существует при архиве музей каббалы, в котором находятся рукописи БС и др каббалистов. Истинная Каббала - не мистика и не амулеты, которые ей приписывают. Она представляет собой только рукописные и печатные материалы, в которых нам переданы мысли каббалистов. Духовное не облачается в вещественное, и поэтому кроме рукописей нет в нашем мире ничего с каб. наполнением. Как нет ничего святого, т.е духовного (свойства отдачи) в одежде, амулетах и пр. "экспонатах". Музея Каббалы быть не может, потому что "нечего выставить", духовное не предъявишь. Верно назвать это мероприятие "Мистика в иудаизме".
Вопрос: Я хотел бы понять значение святого имени АВАЯ: "начало буквы юд", буквы "юд", и остальных букв по порядку, в качестве обозначения сфирот в наших келим и сфирот в мирах, и все это относительно Малхут, как в духовном, так и в нашем мире, в наших душах от Нефеш до Ехида.
Ответ: Буквы или сфирот - это одно и то же. Нет ничего, кроме желания и света, его создавшего и наполняющего. Все остальное - обозначение их взаимных состояний. Остов духовного желания - пяти ступенчатое желание, последняя ступень которого и есть окончательное желание. Так и внутри нас формируется желание, пока мы его не ощутим и не осознаем - оно должно пройти 4 ступени своего развития от света его рождающего, как точку, начало буквы юд, и далее в его развитии по 4 стадиям развития АВАЯ. Сформированное желание начинает реагировать на родивший его свет - это уже обратная АВАЯ.
Вопрос: В теме "Книга Зоар" есть цитата из АГРА: "Когда поймет основы в их полной мере, все прояснится одновременно - в полной мере и пшат, и ремез, и друш, и сод". Основы в их полной мере - о каких основах идет речь?
Ответ: Когда сможет собрать под экраном свой первый сосуд АВАЯ - свою душу на первой ступени авиюта и экрана - вот тогда в этом и почувствует, т.е. раскроет в своем исправленном желании, все 10 сфирот, а в них все мироздание в микроразмере, и в том числе поймет происхождение и связь между 4 языками раскрытия 4 буквенной схемы
АВАЯ = 10 сфирот проявления Света Творца.
"Духовным называется вечное", урок по статье из книги "Шамати"
Вопрос: Вы часто пользуетесь названием "Иерусалимские каббалисты". Кого вы под этим подразумеваете?
Ответ: мы находим у Бааль Сулама, в "Предисловии к книге "Уста мудреца" (текст сокращён):
Каббалисты говорят, что изучать Каббалу обязан каждый человек. И даже если человек до тонкостей изучил Тору и является самым великим праведником мира, но не изучал Каббалу, он вынужден будет вернуться в этот мир, чтобы изучить Каббалу.
Потому что открытая Тора является не более чем подготовкой для овладения ее скрытой части - достижения подобия Творцу. И если человек не достиг этой цели, понятно, что обязан вернуться и достигнуть ее. Поэтому существует абсолютная обязанность всего народа заниматься Каббалой, как средством достижения этой цели.
Наше поколение находится в начале полного исправления, которое задерживается от пренебрежения изучения Каббалы. Этому есть несколько причин: трудность языка изложения, разбросанность материала, малая грамотность, озабоченность материальным наполнением. Для ускорения исправления, Творец через меня раскрыл нужную для исправления, методику.
Но свет раскрывается из тьмы и так произошло после моего переезда из Варшавы в Иерусалим.
Когда я увидел нищету народа, скудость знания, торжество глупцов, утверждающих, что в науке Каббала совершенно нет разума, знаний, логики, а только слова, без скрытого смысла, которые надо только произносить, как они написаны. А когда увеличится количество занимающихся дословным изучением написанного, явится Машиах и завершится исправление.
Я встречался с этими знаменитыми "каббалистами". Эти люди провели много лет, изучая труды АРИ и Зоар, и знают, сказанное там, напамять! И спросил я их, было ли у их учителя, постижение внутренней сути. Они ответили, что нет никакой внутренней сути, кроме написанного. И никто из людей ничего не постиг, во всей цепочке каббалистов от АРИ. И АРИ также не постиг высшего, а получил знания от пророка Элиягу, который являлся к нему и обучал его. А Элиягу знал внутреннюю часть, поскольку был ангелом.
Излил я на них все свое презрение и расстался с ними навсегда.
Вчера, 15.5.2008, в самой крупной (700.000 экз) израильской газете "Последние известия" ("Едиот Ахронот") опубликована моя заметка о каббалистическом решении глобального кризиса.
Перевод с иврита:
Причем тут рис?
В ближайшую Субботу мы будем читать главу Торы "На горе". Она занимается одной из самых сложных заповедей - заповедью седьмого года.
Раз в семь лет народу Израиля заповедано прекратить обработку полей и предоставить плоды любому, кто захочет их собрать. Что же мы будем есть в восьмой год? На это нам отвечают, что в шестой год урожай будет достаточным, чтобы обеспечить наш стол даже на девятый год.
Возможно, это символично, что именно в седьмой год, когда нам обещана безбедная жизнь, мы стоим на пороге тяжелого мирового кризиса в сфере продовольствия. Даже если проигнорировать раздувание этой темы в СМИ, которое, по всей видимости, призвано поднять цены на рис, мы больше не сможем закрывать глаза на тот факт, что американская и мировая экономика уже по горло погрузилась в глубокий кризис, который вовлечет нас в тяжелый застой, отразится на социальной структуре и вызовет потрясение в системе взаимоотношений между различными странами и экономиками.
Но что вызвало эту безумную встряску и как остановить обвал? Иными словами, причем тут седьмой год и Чикагская товарная биржа? Перед вами краткий каббалистический анализ кризиса и предлагаемые решения.
В экономике, как в и любом социальном механизме, взаимозависимость решает всё. Кризисы, при которых один участник игры «заражает» других и ставит рынок на порог краха, - это один из характерных признаков современной экономической глобализации. Вместе с тем попытки предсказать их с помощью хитроумных моделей раз за разом терпели неудачу. Выясняется, что экономическая система не поддается управлению или точному прогнозированию. Один шаг, предпринятый где-либо, неожиданно приводит к далекоидущим последствиям в других регионах мира.
Профессор Гюнтер Блобель, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1999), ведущий исследователь престижного Института Рокфеллера в Нью-Йорке, недавно высказался на эту тему: «Наука также полагает, что принцип взаимности является ключом к существованию любой системы в природе. Пример этого, - добавил он, - поведение клеток живого тела. Они соединяются между собой посредством взаимоотдачи на благо всего организма. Каждая клетка получает лишь то, что необходимо для ее существования, а все остальные силы отдает заботе об общем теле».
Каббалисты в своих трудах также описывают «Высшую природу» как силу, объемлющую весь мир добром и любовью. Они объясняют, что ее цель - привести мироздание к равновесию и гармонии с ней. Если мы поймем законы, по которым действует природная система, и будем соблюдать их, то сможем предотвратить следующий обвал.
Действительно, глубокое изучение явлений природы показывает, что равновесие и гармония, которые в ней реализуются, делают возможным существование жизни. С другой стороны, в искусственной системе, которую создало человеческое общество, действуют противоположные принципы. В основе человеческого поведения лежит эго, всегда предпочитающее общему благу узкие личные интересы.
Чем больше мы стремимся отгородиться от других, тем быстрее обнаруживаем, насколько мы взаимосвязаны между собой. С одной стороны, эго толкает нас к разобщению, а с другой стороны, глобализация давит на нас, заставляя осознать естественную связь, пролегающую между нами, и объединиться по примеру клеток живого тела.
Чтобы экономическая система выжила, она должна основываться на законах природы. Решение кроется в базовом понимании, и потому Каббала рекомендует предпринять несколько начальных шагов:
1. При помощи различных систем пропаганды донести до людей тот факт, что мы составляем единое многоклеточное тело и крепко связаны друг с другом. Каждой клетке, т.е. каждому человеку в общечеловеческой системе нужно понять, что наиболее выгодная для него экономическая модель - это счастье общности.
2. Со всей ясностью показать миру остроту кризиса, в котором мы находимся, и его истинные причины: длительное и последовательное нарушение законов, управляющих системой природы. Это откровенно подрывает равновесие в нашем мире.
3. Создание системы правильной пропаганды, которая вызовет изменения в общественном мнении, так чтобы людям, принимающим решения, пришлось научиться тому, как вести общечеловеческую систему к равновесию с системой природы.
В книге "Ваикра" впервые употребляется понятие "Святость" в связи с системой взаимоотношений человека с человеком и с окружением. Когда эти отношения устремлены на цель более возвышенную, чем удовлетворение эгоистических потребностей, они могут послужить средством достижения равновесия в жизни. Если мы поймем, что являемся единым обществом, и используем силы, имеющиеся в нашем распоряжении, чтобы изменить взаимоотношения между нами - от разобщения к единству, - тогда нам удастся вытянуть мир из кризиса, в котором он находится, и вывести его на твердую почву.
Вопрос: Почему Бааль Сулам пишет в начале статьи "Суть религии", подразумевая под религией - науку Каббала, что "уже второе поколение уходит из под наших рук"?
Ответ: Он, я считаю, желает этим сказать, что с возможностью возвращения в Землю Израиля, появилась возможность общего духовного исправления и подъема. А то, что мы не реализуем его, приводит к тому, что изгнание из духовного завершилось, все души перемешались, а с исправлением мы запаздываем. Это вызывает в двух новых поколениях, которые прошли с времени полного окончания изгнания (конец 19 - начало 20 века) вопрос о смысле жизни, который остается без ответа. Люди уходят из религии, которая была им опорой в период изгнания, потому что ответа на новые вопросы, не получают. Этот ответ им может дать только Каббала. Потому что ответы по сути существования, управления, сути Творца, причины и цели нашей жизни. По сей день эти вопросы остаются без ответа и приводят к все большему кризису, личному и общественному, который затем переходит в общий кризис нашего негативного влияния на окружающую среду. Решение его - такое же, как и ранее - в применении методики Каббалы для изменения природы человека.
Бааль Сулам. Лидеры поколения (конспект).
Массы по природе своей верят лидеру, не обладающему никакими личными помыслами и интересами, но посвятившему и отдавшему всю свою личную жизнь на благо общества - поскольку, действительно, так и должно быть. Если же лидер из личных интересов наносит вред какому-либо члену общества, то он изменник и лжец. И как только об этом узнают, общество растопчет его в прах.
У человека есть два вида личных интересов: материальные и душевные. Что касается душевных интересов, то нет в мире лидера, который ради них не подведет общество. Например, будучи мягкосердечным, он из-за этого не искоренит вредителей и не предупредит о них. Таким образом, в личных интересах он погубит общество. Или же он побоится мести, пускай даже мести Творца - а потому воздержится и не произведет нужных исправлений.
Таким образом, отказавшись от интересов материальных, он все еще не захочет отказаться ради пользы общества от своих идеалистических или религиозных интересов, хотя это всего лишь его личные ощущения, а обществу в целом нет до них дела, так как люди не различают ничего, кроме одного только слова «выгода». Ведь в их глазах любая, даже самая идеалистичная вещь не устоит перед выгодой.
Сообщение: Главный астроном Ватикана, священник Хосе Габриэль Фунес, заявил, что вера а инопланетян не противоречит вере в Бога. Подобно тому, как множество существ обитает на Земле, во Вселенной могут быть и другие существа, тоже созданные Богом. Этим заявлением церковь признала, что не только Земля может быть центром Вселенной.
Ответ: За такие взгляды в 1633 г. Галилео Галилей был осужден как еретик - он утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, в то время, как церковь считала Землю центром Вселенной. Каббала говорит, что относительно нас, с этой программой действий, мы во Вселенной - одни. Потому что человечество представляет собой одну созданную душу и мы постигая себя и высший мир в ней, обнаруживаем себя соединенными с Творцом в одно целое. Большего мы обнаружить не можем - см. материалы о постижении действительности, что все постигаемое нами, ощущаемое, как существующее, мы раскрываем в себе, а к чему у нас отсутствует ощущение, остается вне нас, и как бы не существует. Все существует относительно "наблюдателя". Религиям еще не раз придется отступить, потому что существуют на домыслах, а не на познании.
ТВ программа "Восприятие реальности" Видеозапись ч.1 : Открыть | Скачать
Видеозапись ч.2: Открыть | Скачать
Аудиозапись : Открыть | Скачать
Вопрос: Ваши интервью с известными людьми, которые нашли свое место в жизни. Их эгоизм на очень высоком уровне и благодаря этому они занимают свое высокое положение, но Вы используете их популярность для распространения и пропаганды каббалы. Непонятно, как можно совмещать каббалу и карьеру? Можно стремиться занять высокое положение в обществе и заниматься каббалой?
Ответ: Думаю, что и в будущем человеку придется заниматься всякими ремеслами и науками. Если он делает это с намерением любви и блага для людей - это его только возвышает еще больше к Творцу.
Успешный человек. Кто он?: Открыть | СкачатьБааль Сулам. Созидающий разум (конспект)
Каждый человек обязан достичь корня своей души - цели его творения, слияния со свойствами Творца. Свойства Творца - сфирот. В этом заключен действующий разум, управляющий миром. Почему изучение называется слиянием с Творцом?
В каждом действии находится разум производящего это действие, как в столе постигается разум столяра и его мастерство. Исследующий действие, извлекает разум, заключенный в нем в момент совершения действия, и соединяется с ним. Нет расстояния между духовными объектами. И даже когда проявляются они в разделенных телах, разум может быть общим.
Поэтому разум соединяет отношения Творца и творения, являясь промежуточным - он создает силу, возвращающую к Нему, ведь сказано: "Все создано мудростью". Поэтому постигший законы создания и управления Творца, сливается с разумом Творца, с Ним самим.
Поэтому Тора - все имена Творца, его отношения к творению. И постигая Имена Творца, постигается Его разум, поскольку "в Тору смотрел Творец, когда создавал мир". С помощью света постижения творения, навсегда сливается с разумом Сотворившего.
Отсюда понятно, почему Творец указал нам на созданные Им миры - чтобы мы построили такие же сами - этим Он раскрывает нам Свой Разум и порядок, как сблизиться и слиться по свойствам с Ним.
Сообщение: В последние годы жизни Эйнштейн упоминал о "космическом религиозном чувстве", которое пронизывало его научную работу и служило для нее опорой. В 1954 году, за год до смерти, он говорил о своем желании "ощутить Вселенную как единое космическое целое". В 1926 году он провозгласил, что "Бог не играет в кости", говоря о неопределенности в квантовой механике. Его понимание религии было намного более тонким, чем обычный смысл, вкладываемый в это слово при его обсуждении массами. Брук: хотя Эйнштейн категорически отвергал религию в ее общепринятом понимании, он возмущался, когда проповедники атеизма присваивали его идеи. Альберт Эйнштейн: "Для меня иудаизм, как и другие религии, является воплощением детских суеверий".
Найден документ, рассказывающий об отношении к религиям знаменитого физика. "Наука без религии является хромой, религия без науки - слепой", гласит знаменитый афоризм Альберта Эйнштейна, ставший источником бесконечных дискуссий между верующими и атеистами. Документ, не оставляющий сомнений в том, что теоретическая физика не является сторонником религиозных верований, которые он называл "детскими суевериями", пролежавший более 5 десятилетий в частной коллекции будет продан с аукциона в Лондоне на будущей неделе.
Письмо Энштейна, адресованное философу Эрику Гуткинду, было направлено в январе 1954 года: "Слово Б-г для меня не более чем выражение и результат человеческой слабости, Библия - важное собрание все еще примитивных легенд, которые довольно ребяческие. Неважно о чем они рассказывают, важно насколько они могут меня изменить", - говорится в нем.
Эйнштейн, который был евреем и даже получил предложение стать вторым президентом Израиля, отвергал идею о богоизбранности евреев: "Для меня иудаизм, как и другие религии, является воплощением детских суеверий. И еврейский народ, которому я с удовольствием принадлежу, и с менталитетом, которого я чувствую глубокое родство, не имеет для меня большего значения, чем все другие народы. Насколько позволяет утверждать мой опыт, они не лучше, чем другие люди. Я не вижу ничего "избранного" в них", - писал он.